Научная статья на тему 'ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ СРЕДИ ЛАТЫШСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВИТЕБСКОМ РЕГИОНЕ'

ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ СРЕДИ ЛАТЫШСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВИТЕБСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
канфесіі на Беларусі / лютэранства / латышы / Віцебск / касцёл Божай Маці Шкаплернай / піярскі калегіум / віцебская кірха / полацкая кірха / religious traditions in Belarus / Lutheranism / Latvians / Viciebsk / Church of the Mother of God Shkaplernaya / Piarum Collegium / Viciebsk Kirkha / Polаtsk Kirkha

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Герберг

Артыкул прысвечаны пытанням распаўсюджвання лютэранства на беларускіх землях, у прыватнасці ў Віцебскім Падзвінні. Аўтарам пад-крэсліваецца роля Балтыйскага рэгіёну і латышскіх каланістаў-перася-ленцаў у развіцці гэтага працэсу ў другой палове ХІХ ст. Дэталёвая ўвага надаецца двум буйным лютэранскім цэнтрам – віцебскай і полацкай кірхам – іх гісторыі, архітэктурным асаблівасцям і лёсу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lutheranism among the Latvians in the Viciebsk region

The article is about Lutheranism in Belarusian lands, and in particular, in Viciebsk Padzvinya. The author emphasizes the role of the Baltic region and Latvian settlers-colonists in the development of this process in the second half of the 19th century. Detailed attention is paid to two large Lutheran centers such as Viciebsk and Polatsk Kirkhas, their history, architectural features and fate.

Текст научной работы на тему «ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ СРЕДИ ЛАТЫШСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВИТЕБСКОМ РЕГИОНЕ»

Латыши и белорусы: вместе сквозь века. - 2022. - Вып. 11. - С. 4-18. •-•

ИСТОРИЯ

•-•

УДК 94(476X284.1)

ЛЮТЕРАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ СРЕДИ ЛАТЫШСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВИТЕБСКОМ РЕГИОНЕ

Lutheranism among the Latvians in the Viciebsk region А. Герберг (A. Herberh),

Витебский государственный медицинский университет г. Витебск, Беларусь

Артыкул прысвечаны пытанням распаусюджвання лютэранства на беларусюх землях, у прыватнасщ у Вщебсюм Падзвiннi. Аутарам пад-крэ^ваецца роля Балтыйскага рэгiёну i латышсшх калатстау-перася-ленцау у развiццi гэтага працэсу у другой палове Х1Х ст. Дэталёвая увага надаецца двум буйным лютэрансшм цэнтрам - вщебскай i полацкай шрхам - ix гiсторыi, архiтэктурным асаблiвасцям i лёсу.

Ключавыя словы: канфеси на Беларуш, лютэранства, латышы, Вiцебск, касцёл Божай Мащ Шкаплернай, пiярскi калегiум, вщебская кiрxа, полацкая кiрxа.

The article is about Lutheranism in Belarusian lands, and in particular, in Viciebsk Padzvinya. The author emphasizes the role of the Baltic region and Latvian settlers-colonists in the development of this process in the second half of the 19th century. Detailed attention is paid to two large Lutheran centers such as Viciebsk and Polatsk Kirkhas, their history, architectural features and fate.

Keywords: religious traditions in Belarus, Lutheranism, Latvians, Viciebsk, Church of the Mother of God Shkaplernaya, Piarum Collegium, Viciebsk Kirkha, Poktsk Kirkha.

На белорусские земли лютеранство начало проникать в 1520-х гг. с так называемой Terra Mariana («Земля Девы Марии», известная также как Ливония) и Восточной Пруссии через остзейских немцев, а также через студентов Великого Княжества Литовского (ВКЛ), обучавшихся в немецких университетах. Кроме того, белорусские земли с каждым годом посещало всё больше приезжих юристов, художников, скульпторов, врачей, музыкантов из Западной Европы. Они привносили элементы европейской протестантской культуры и традиций в местный культурный ландшафт.

Население ВКЛ достаточно позитивно отнеслось к лютеранству, так как оно позволяло вести службы на понятном родном языке, открывать собственные приходы. Людям импонировали идеи Мартина Лютера о разделении светской и духовной властей. Первым значимым проповедником лютеранства в ВКЛ был доктор теологии Авраам Кульва (около 1510-1545). Обучаясь в Виттенберге и Лейпциге, он слушал лекции Мартина Лютера. Большое влияние на него также оказали идеи христианского гуманизма Эразма Роттердамского. После окончания учёбы, А. Кульва, при поддержке королевы Боны и виленского воеводы Ольбрехта Гаштольда, открыл в Вильно школу, где проповедовал новое вероучение. Также свои реформаторские взгляды на положение церкви он проповедовал в виленском костёле св. Анны. Обеспокоенность местного духовенства его деятельностью привела к тому, что виленский епископ Павел Гольшанский в 1542 г. добился издания эдикта с требованием к А. Кульве предстать перед церковным судом. Тот был вынужден покинуть Вильно и бежать в Королевец (позже Кёнигсберг, совр. Калининград), где и преподавал в местном университете. В 1545 г. он получил разрешение вернуться в Вильно, где неожиданно умер1.

Следующим важным фактором, способствовавшим распространению лютеранства в ВКЛ и Речи Посполитой, было открытие в 1544 г. в Восточной Пруссии протестантского Кёнигсбергского университета Альбертина (нем. Albertus-Universität Königsberg). В середине 1550-х гг. лютеранские общины появились уже в Вильно, Минске, Слуцке и других местах. Андрей Венгерский в своей книге «Историко-хроноло-гическая система славянских церквей...» (Regenvolscius (Wengerski A.) Systema historico-chronologicum Ecclesiarum Slavonicarum... Utrecht, 1652) сообщал, что к середине XVI в. относится появление в Витебске трёх монахов из России - Феодосия Косого, Артемия и Фомы, высту -пивших с осуждением идолопоклонничества и призывом «простой люд обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа». Эти проповеди вызвали недовольство местного духовенства и части горожан, после чего монахи вынуждены были направиться «вглубь Литвы, где более свободно звучало евангельское слово»2.

1 Казуля С., Кульва Аураам, [в:] Энцыклапедыя псторьи Беларус : У 6 т., т. 4, Мшск 1997,

с. 297.

2 1ванова Л., Рэфармацыя, [в:] Касцюк М. (гал. рэд.), Псторыя Беларуси : У 6 т. Т. 2 : Беларусь у перыяд ВялЫага Княства Л1тоускага, Мшск 2008, с. 508.

После вхождения значительной части Ливонии в состав ВКЛ было образовано Задвинское герцогство, или Инфлянты (Лифляндия). Религия являлась важным инструментом инкорпорации территорий, поэтому при слиянии земель было решено учесть местную специфику и местной элите в 1561 г. была выдана «Привилегия Сигизмунда Августа» (Privilegium Sigismundi Augusti). Данный документ подтверждал систему сложившихся отношений и все имеющиеся на тот момент привилегии и вольности аристократии, в том числе гарантии на вероисповедание протестантизма1.

В 1573 г. был принят акт Варшавской конфедерации - один из первых европейских актов, провозгласивших религиозную свободу в Речи Посполитой. Появление акта Конфедерации стало результатом традиций правления и толерантной государственной политики недавно умершего короля Сигизмунда II Августа (1520-1572). Документ гарантировал «разным в вере» защиту равноправия и религиозной свободы, проявление терпимости. К концу XVI в. в ВКЛ насчитывалось уже от 5 до 8 лютеранских приходов. В основном лютеранство было распространено среди горожан и в меньшей степени среди представителей шляхетского сословия2.

Начиная с правления Стефана Батория (1575-1586), в ВКЛ активно проводилась политика контрреформации, направленная на возрождение и укрепление католической веры. Лютеране подвергались гонениям и количество верующих и их приходов постепенно сокращалось. Продвижение католичества в это время началось и в Витебске, особенно активно с 1640 г., когда в городе был открыт иезуитский коллегиум. Тем не менее, благодаря реке Западная Двина, Витебск всегда сохранял прочные торговые и культурные связи с городами Балтийского региона, что способствовало продолжению миссионерской деятельности приверженцев протестантизма в Подвиньи.

В 1772 г. по условиям первого раздела Речи Посполитой Витебск и Витебское воеводство были включены в состав Российской империи. После этого начался процесс встраивания этих земель в российскую институциональную систему. До 1803 г. действовала Виленская лютеранская консистория, которая управляла приходами белорусских земель. Позже они были переподчинены лично императору и Генеральной консистории в Санкт-Петербурге.

1 Вебер Д.И., Привилегия Сигизмунда Августа как правовая основа герцогства Курляндского и Семигальского, 14.09.2017, https://history.jes.su/s207987840001981-8-1/.

2 1ванова Л., Рэфармацыя..., с. 515.

В XVIII в. составе Российской империи оказались регионы, где протестантизм успел стать доминирующей религией, - Эстляндия и Лифляндия. В результате третьего раздела Речи Посполитой в состав Российской империи были включены Курляндия и Латгалия (последняя вошла в состав Витебской губернии). Первоначально было решено сохранить на присоединённых территориях (за исключением Латгалии) сложившийся ранее порядок в управлении, правах, привилегиях немецко-балтийского дворянства и господстве лютеранской церкви. Так, с одной стороны, влияние лютеранства в Подвиньи возросло, но, с другой стороны, постепенно усиливались процессы русификации, что, конечно же, отражалось и на вероисповедании местного населения.

С отменой крепостного права в Российской империи (1861) усилилась миграция крестьян прибалтийских губерний в белорусские с целью покупки или аренды земли. Витебская, Могилёвская и Минская губернии были очень популярны для переселения среди остзейских и латгальских крестьян1.

Повлияло на рост латышского народонаселения и интенсификацию региональных контактов также строительство железных дорог, в частности открытие в 1866 г. Динабурго-Витебской железной дороги2.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. в Витебской, Могилёвской и Минской губерниях проживало около 20% от числа всех живущих вне Латвии учтённых латышей Российской империи. В Могилёвской губернии было зарегистрировано 7 027 человек, в Минской - 1 686, в Витебской (без учёта Латгалии) - 10 270 человек, считавших себя латышами. Витебская губерния (без Лудзы, Резекне и Даугавпилса) была третьей по численности территорией Российской империи после Ковенской и Псковской губерний, рассматривавшейся латышами в качестве конечной цели переселения3.

Важнейшим признаком идентичности до начала ХХ века была конфессиональная принадлежность. По религиозному признаку все латыши-переселенцы чётко делились на три группы: лютеране с севера и западной части Балтийского региона, католики с юга и небольшая часть православных с востока. Большинство лифляндских и курляндских переселенцев были лютеранами, латгальские латыши - католиками. В 1840-1850-х гг. часть лифляндских крестьян активно переходила из лютеранства в православие. К. Шкильтер объяснял это тем, что в

1 Кикутс Т., Возникновение латышских колоний на белорусских землях, [в:] Королёв М. (гл. ред.), Латвия - Беларусь : 1918-2018, Минск 2018, с. 30.

2 См. подробнее: Герберг А., Рождение Динабурго-Витебской железной дороги, «Латыши и белорусы вместе сквозь века» 2018, выпуск 7, с. 12-21.

3 Кикутс Т., с. 21.

Витебской губернии не заключали индивидуальных контрактов до тех пор, пока покупатели не приняли православие. Именно поэтому многие из колонистов принимали православие1. Тем не менее, в конце XIX века в Витебской губернии (без Латгалии) около 61% латышей были лютеранами, в Могилёвской - 67%, в Минской - 83%2.

Для католиков и православных латышей было достаточно много возможностей осуществления религиозных обрядов. Основной проблемой православных переселенцев было незнание русского языка, что затрудняло процесс их включения в жизнь местных православных общин. Поэтому православным латышам приходилось образовывать отдельные приходы и школы (в Погостище, Манулках, Звягах). Первым православным епископом-латышом стал Александр Закис (епископ Полоцкий и Витебский в 1893-1899 гг.). Он же первым стал проводить богослужения на латышском языке (с 1893 года)3.

Так как в Витебской губернии стало проживать большое количество латышей, исповедующих лютеранство, то определением Священного Синода от 5 февраля 1894 г. в Полоцкой епархии даже была учреждена должность православного епархиального латышского миссионера. На него было возложено посещение разбросанных латышских поселений, совершение там православных богослужений на латышском языке и проведение религиозно нравственных бесед, осуществление контроля над латышскими церковно-приходскими школами. Конечно же, бесплатно такой миссионер не работал, ему было назначено 1 300 рублей ежегодного жалования4.

Несмотря на борьбу с религией, начатую большевиками, вплоть до конца 1930-х гг. действовал построенный латышскими колонистами католический костёл в д. Ремни (совр. Городокский район Витебской

\ Vy Vy Vy М т-v Vy Vy S

области) - самый восточный деревянный костёл в Российской империи5. Здание, признанное памятником архитектуры и пережившее все войны, было варварски уничтожено 40-летним местным жителем в процессе выжигания сухой травы в апреле 2019 г.6

Лютеранам приходилось гораздо сложнее в плане организации богослужений, нежели католикам и православным. Большого количес-

1 Skilters K., Latkoloniju vesture, Maskava 1928, s. 41.

2 Кикутс Т., с. 30.

3 Там же, с. 32.

4 Восович С.М., Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Беларуси в концеXIX- началеXXвв., "Весик МДПУ iмя 1.П. Шамякша" 2008, №3 (20), с. 22-26.

5 Курсите Я., Латышский локус в Беларуси (Витебская область), «Латыши и белорусы вместе сквозь века» 2017, выпуск 6, с. 100.

6 Рудь А., Белорус нечаянно сжёг костел 19-го века, 24.10.2019, https://udf.name/news/ society/200979-belorus-nechajanno-szheg-kostel-19-go-veka.html.

тва лютеранских церквей и пасторов не было. Для верующих действовали Витебский, Могилёвский и Минский приходы. В Могилёве лютеранская община имела давние традиции - действовала с 1807 г. В начале ХХ века из 4 000 членов прихода 2 700 составляли латыши. В Минске с 1870-х гг. пять раз в год лютеранские богослужения организовывались на латышском языке1.

Если первоначально основную часть верующих в лютеранских кирхах составляли немцы, то к началу ХХ века это были латышские и эстонские переселенцы. Следствием миграционных процессов стало также увеличение в белорусских губерниях лютеранских пасторов латышского происхождения: У. Гринбергс, Т. Шволковскис, А. Мачу-ланс, М. Целминьш и др.2

Организовывались богослужения и в латышских колониях. Отдельно лютеранские церкви в колониях не строились (исключение составляли церкви в крупных колониях с относительно большим количеством верующих лютеран, например, в Петровичской колонии, Грудиновке, Галичской Мызе). В колониях часто школы были тем «священным углом», в котором лютеране молились, отпевали умерших.

Лютеранский пастор обычно один или несколько раз в год посещал крупные колонии. Он проводил богослужения и конфирмации, проверял у детей религиозные знания, венчал и т.д. На время его отсутствия из крестьянской среды выбирали кюстера, который проводил молитвы, крестил детей, осуществлял проводы усопших. Как правило, кюстер совмещал свои функции с должностью сельского учителя, а иногда и органиста3.

В Витебском регионе роль лютеранского центра выполняла кирха, находившаяся на улице Нижне-Петровской (ранее она же Каменная, Пиарская; сегодня это пересечение улиц Советской Армии и Комсомольской на месте дома № 9/22).

История храма достаточно интересна. Основан он был в 1751-1753 гг. как костёл римско-католического монастыря ордена пиаров (Орден бедных регулярных клириков благочестивых школ во имя Божией Матери; лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum), посвящённый Божьей Матери Шкаплерной. Первоначально храм был построен из дерева на средства жителей города Андрея и Анны Свирщевских. Они передали монахам участок земли под строительство костёла и монастырского комплекса, огороды и 1 000 талеров.

1 Кикутс Т., с. 31.

2 Там же.

3 Кикутс Т., с. 31-32.

Архитектура деревянного костёла неизвестна. В скором времени храм был перестроен в каменный в стиле позднего барокко. Это был однонефовый храм с полукруглой апсидой и боковыми сакристиями (ризницами). Главный фасад, ориентированный на юг, фланкировался двумя башнями с фигурными куполами. Гонтовая крыша завершалась куполом с железным крестом. Окон в костёле было шесть, в барабане купола - 4. Пол основного объёма был выложен из кирпича, в сакристиях сделан из досок. На одной из башен висели колокола и находился вход на хоры, где размещался орган на 9 голосов. В храме было 3 алтаря: Божией Матери Шкаплерной (главный), Иисуса Христа и св. Иосифа. Участок комплекса имел площадь 5 моргов (~2,85 га). Территория частично была обнесена каменной стеной. Перед фасадом костёла располагались каменные ворота, сбоку также были деревянные ворота1.

Рис. 1. Здание витебской лютеранской кирхи (вид начала ХХ в.). Фотопроекция В. Борисенкова.

В монастырский комплекс входило здание костёла, учебный коллегиум, деревянный конвикт (от лат. convictus - «общежитие»), служебное здание для слуг («официна», где проживали органист, эконом, монах, собиравший пожертвования, и батраки), конюшня, каретная, свинарники, бревенчатый амбар, пивоварня, баня. Конвикт включал в себя 12 комнат и большой зал, предназначенный для физического музея. Четыре

1 Кулагш А.М., Каталщюя храмы Беларуа, Мшск 2008, с. 400.

комнаты занимал ректор, столько же конвикторы (воспитанники) и префект, в остальных размещались классы. В музейном зале имелась электрическая машина с батареей, пневматическая машина, ветромер с компасом и др. Кроме того, тут хранилась коллекция минералов, а также была химическая лаборатория. В отдельном помещении над ризницей располагалась библиотека, где содержалось около 1 900 томов. Возле конвикта находился небольшой ботанический огород1.

До 1822 г. храм и монастырский комплекс принадлежали ордену пиаров. С усилением гонений на римско-католическую церковь пиары были переведены из Витебска в стены полоцкого иезуитского коллегиума. После восстания 1830-1831 гг. костёл был передан лютеранам.

Есть сведения, что главой витебской лютеранской общины был доктор Карл Иванович Гюбенталь (1786-1858). Возможно, именно он и добился передачи лютеранам закрытого властями костёла пиаров в 1833 г. К 1839 г. здание было перестроено в кирху и освящено, но в 1850 г. пострадало от пожара и Гюбенталь пожертвовал деньги на восстановление кирхи2.

В конце XIX - начале XX вв. кирха была перестроена - добавлен объём со стороны главного фасада (см. рис. 1).

В «Военно-статистическом описании Витебской губернии» от 1852 г. указано, что в Витебске имелась одна лютеранская церковь и насчитывалось 115 лютеран, в том числе 48 мужчин и 67 женщин3. В кирхе проводили богослужения, совершались необходимые обряды и таинства. Также тут велись метрические списки, где записывали сведения о рождениях и крещениях, конфирмациях, причащениях, о браке и венчаниях, смертях и погребениях лютеран данного прихода. Изначально записи велись преимущественно на немецком языке (см. рис. 2).

В 1874 г. лютеранским пастором был онемечившийся латыш Бергманис. В Витебске у него была книжная лавка, где латыши города и окрестных колоний приобретали книги и газеты на родном языке. Колонисты активно наведывались в город для посещения лютеранской церкви, закупок в магазинах, для продажи своих товаров на рынках (масло, хлеб и др.). Витебск, особенно для латышей-колонистов, был в это время социально-экономическим и культурным центром4.

1 Самусш А., Вщебст тярсю калег1ум, [в:] Энцыклапедыя гжторъи Беларуси у 6 т., т. 6, кн. 2, Мшск 2003, с.358.

2 Шишанов В.А., К библиографии публикаций Карла Гюбенталя и о нём, [в:] Вщебсю край : матэрыялы II Мiжнар. нав.-практ. канферэнцьп, т. 2, Мшск 2017, с. 123-138.

3 Военно-статистическое описание Витебской губернии, [в:] Белоруссия в эпоху феодализма, т. 3, Минск 1961, с. 536-538.

4 Драбанский Я., Латышские колонии в Беларуси (перевод М. Шилина), «Латыши и белорусы: вместе сквозь века» 2016, выпуск 5, с. 105.

Рис. 2. Свидетельство из метрических списков Витебского евангелическо-лютеранского общества о рождённых и крещённых в 1885 г. на имя Александра Баярда, родившегося 7 сентября и окрещённого 6 октября. Документ оформлен 23 октября 1885 г. на немецком языке и переведён на русский. Из материалов Государственного архива Витебской области

В 1879 г. при кирхе в Витебске было открыто первое начальное лютеранское училище для подготовки к конфирмации и поступлению в учебные заведения. С 1882 г. был начат приём детей латышей в начальные школы для обучения их русскому языку. В школе также преподавали Закон Божий, русский и немецкий языки, арифметику, чистописание, пение. В 1884 г. в ней обучалось 27 мальчиков и 13 девочек1.

В «Памятных книжках Витебской губернии» указывалось, что 2-х классное училище содержалось на средства лютеранского прихода. Педагогический состав заведения выглядел следующим образом2:

1 Памятная книжка Витебской губернии на 1884 год, Витебск 1884, с. 62.

2 Памятная книжка Витебской губернии на 1882 год, Витебск 1882, с. 207. Памятная книжка Витебской губернии на 1883 год, Витебск 1883, с. 166. Памятная книжка Витебской губернии на 1884 год, Витебск 1884, с. 62. Памятная книжка Витебской губернии на 1885 год, Витебск 1885, с. 55. Памятная книжка Витебской губернии на 1886 год, Витебск 1886, с. 55. Памятная книжка Витебской губернии на 1887 год, Витебск 1887, с. 56. Памятная книжка Витебской губернии на 1888 год, Витебск 1888, с. 58. Памятная книжка Витебской губернии на

(а) законоучитель евангельско-лютеранского исповедания и преподаватель немецкого языка:

Эрнест-Готфрид Карролин1 - 1882 г. - жалования не получал, Иван Петрович Риквейль - 1883-1884 гг. - имел звание учителя и кистера, жалование 400 руб. в год.

(б) законоучитель евангельско-лютеранского исповедания:

Эрнест-Готфрид Карролин - 1885-1900 гг.

(в) учитель Закона Божьего, немецкого языка и церковного пения:

Эдуард Карлович Гинтер2 - 1900-1905 гг.

(г) учитель арифметики и немецкого языка:

Фридрих Циннау - 1885-1888 гг. - жалование 400 руб.

(д) учитель русских предметов:

Николай Семёнович Свидерский - 1882-1883 гг. - имел звание учителя уездных училищ, жалование 250 руб. (в 1883 г. - 240 руб.),

Иван Павлович Лызлов - 1884-1888 гг. - имел звание приходского учителя, жалование 240 руб.,

Игнатий Фомич Нилин - 1889-1890 гг. - выпускник курсов Полоцкой учительской семинарии, жалование 240 руб.,

Михаил Петрович Лопатен - 1900 г. - выпускник курсов Полоцкой учительской семинарии,

Григорий Арсеньевич Козырев - 1901-1902 гг. - выпускник курсов Полоцкой учительской семинарии,

Кирилл Петрович Рауд - 1903 г. - выпускник курсов Полоцкой учительской семинарии,

Игнатий Матвеевич Глушенок - 1904-1905 гг. - выпускник курсов Полоцкой учительской семинарии,

Мартин Петрович Сигат - 1908-1910 гг.,

Эдуард Андреевич Балод - 1908 г. - второй учитель,

1889 год, Витебск 1889, с. 211. Памятная книжка Витебской губернии на 1890 год, Витебск 1890, с. 228. Памятная книжка Витебской губернии на 1900 год, Витебск 1900, с. 29. Памятная книжка Витебской губернии на 1901 год, Витебск 1901, с. 29. Памятная книжка Витебской губернии на 1902 год, Витебск 1902, с. 35. Памятная книжка Витебской губернии на 1903 год, Витебск 1903, с. 51. Памятная книжка Витебской губернии на 1904 год, Витебск 1904, с. 58. Памятная книжка Витебской губернии на 1905 год, Витебск 1905, с. 35. Памятная книжка Витебской губернии на 1908 год, Витебск 1908, с. 77. Памятная книжка Витебской губернии на 1909 год, Витебск 1909, с. 103. Памятная книжка Витебской губернии на 1910 год, Витебск 1910, с. 105.

1 Был выпускником Юрьевского университета (совр. Тарту). Занимал должность витебского губернского проповедника и полоцкого пастора. Некоторое время Э.-Г. Карролин входил в состав «непремънных членов по назначешю» Витебского губернского статистического комитета, а также работал законоучителем Витебской Александровской мужской гимназии.

2 Выпускник Ирмлаусской учительской семинарии (совр. Ирлава Тукумсской волости, Латвия).

Рис. 3. Первая страница книги рождённых и крещёных в Витебском приходе в 1903 г.

Источник: https://radumksti. arhivi. ¡V/.

Ян Петрович Биндер - 1909 г. - второй учитель,

Пётр Яковлевич Калейс - 1910 г. - второй учитель.

Изменения в подаче материала в «Памятных книжках» не позволяют полностью выявить преподавательский состав лютеранского училища. В издании за 1914 г. в качестве учителей указаны Кристап Фрицев Ирбе и Ян Янович Видуц, а также Эдда Юрьевна Элкснит. Лютеранским пастором был обозначен Мартин Петрович Цельмин1.

Исходя из представленных фамилий учителей, видно, что обучение детей в училище при кирхе было в руках немцев и русских, хотя постепенно стали встречаться и латышские фамилии. Отметим, что точных сведений о том, когда училище прекратило свою работу, нам обнаружить не удалось.

Церковно-государственные отношения советского периода характеризуются крупномасштабными гонениями, которые начались сразу после захвата власти большевиками. Несмотря на активную антирелигиозную пропаганду в 1920-х гг., показательные процессы над верующими и кампанию по изъятию церковных ценностей, латыши долгое время сохраняли свою связь с лютеранской церковью: посещали проповеди и участвовали в богослужениях. Свидетельством этого является также активная деятельность лютеранского пастора Густава Швальбе, неоднократно посещавшего город Витебск и латышские колонии Витебщины. Он из первых уст узнавал о насущных проблемах латышей и обсуждал это с духовным руководством, а также, вероятно, и работниками Консульства Латвийской Республики в Витебске. Всё это вызывало естественное недовольство большевистских властей. Они добились, чтобы Г. Швальбе был лишён пастырского сана (решение руководства Латышского синодального округа Евангелическо-лютеранской церкви в СССР от 3 июня 1929 г.), а 6 ноября того же года он был арестован смоленским отделом ОГПУ. По результатам сфабрикованного дела Г. Швальбе был расстрелян в 1930 г. за антисоветскую пропаганду, создание и деятельность в составе вооружённых контрреволюционных групп и шпионскую деятельность2.

8 апреля 1929 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», ставшее законодательной основой радикальной борьбы с церковью путём массового закрытия храмов и репрессий против священнослужителей и мирян. Витебский горсовет 28 января 1930 г. принял решение "у зьвязку з адмовай самгх

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год, Витебск 1914, с. 50.

2 Королёв М., Швальбе Густав Анцевич, лютеранский пастор [в:] Латыши в белорусской истории : биогр. справ., Минск 2016, с. 75-77.

веруючых ад далейшага утрыманьня кiрхi, скарыстаць гэткую пад клюбнае памяшканне "1. В годы Второй мировой войны бывший храм был сильно разрушен и в 1950-х гг. снесён. Земельный участок впоследствии был передан Обществу слепых под строительство административно-производственного корпуса. Сегодня на месте примерного нахождения кирхи и монастырского комплекса располагается производственное предприятие «Элект» ОО «БелТИЗ».

Полоцк в XIX в. был вторым крупным центром лютеранства в Витебском регионе. Его здесь также исповедовали в основном немцы и латыши. Во второй половине XIX в. в Полоцком уезде насчитывалось 1 623 лютеран (1,1% от общей численности верующих в уезде). В 1848 г. в городе была построена лютеранская кирха (первоначально деревянная)2. Спустя 40 лет, 18 декабря 1888 г., в Полоцке было решено возвести кирпичную кирху в неоготическом стиле взамен деревянной, которая к тому времени уже была в плохом состоянии. Исходя из состава верующих, богослужения в храме велись на немецком и латышском языках3.

Лютеранская церковь в Полоцке - один из немногих памятников архитектуры подобного рода, которому удалось уцелеть до сегодняшнего дня. В 1924 г. кирха была закрыта, а в 1930 г. сюда перевели из Софийского собора краеведческий музей. Во время Второй мировой войны, по некоторым свидетельствам, служба в храме была возобновлена. Уже после войны здесь располагался кинотеатр, затем храм служил хранилищем для зерна. В 1950 г. в здании кирхи был вновь организован краеведческий музей, который до сих пор там и распола-гается4.

1 Государственный архив Витебской области, ф. 322, оп. 1, д. 251, л. 25.

2 1ванова Л.С., З гiсторыi рэфармацыйнай царквы у Полацку (друг. пал. XVI - перш. пал. XVII ст.), [в:] Памяць : Псторыка-дакументалъная хротка Полацка, Мшск 2002, с. 199-200.

3 Там же.

4 Там же.

Рис. 4. Полоцкая кирха, современный вид. Фото Jurasikt.

Лютеранство на витебских землях имеет давнюю историю, начавшуюся ещё со времён ВКЛ и Речи Посполитой. В то время проникновение идей лютеранства было связано преимущественно с немецким влиянием. Интенсивные региональные контакты с населением прибалтийских губерний и активная миграция на белорусские земли латышских крестьян в XIX - начале XX вв. способствовали распространению лютеранского вероучения. Крупными его центрами здесь были кирхи в Витебске и Полоцке, а также общины в некоторых крупных колониях. Они были основой духовного, культурного и образовательного развития латышского населения. Молитвенные собрания и богослужения проводились в том числе и на латышском языке. Благодаря действиям священнослужителей среди колонистов распространялась литература и пресса на латышском языке. Крестьяне делились с пасторами своими насущными проблемами. Оголтелая борьба с религией, начавшаяся с захватом власти большевиками, привела центры лютеранства к упадку. Возрождение структур Евангельско-лютеранской церкви в 1990-е гг. уже происходило на совершенно ином фундаменте.

Источники и библиография:

Государственный архив Витебской области, ф. 322 Протоколы пленумов и заседаний президиума горсовета, г. Витебск, 1930.

Вебер Д.И., Привилегия Сигизмунда Августа как правовая основа герцогства Курляндского и

Семигальского, 14.09.2017, https://history.jes.su/s207987840001981-8-1/. Военно-статистическое описание Витебской губернии, [в:] Белоруссия в эпоху феодализма,

Минск 1961, том 3, с. 536-538. Восович С.М., Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Беларуси в конце

XIX- началеXXвв., «Весшк МДПУ iмя 1.П. Шамякша» 2008, №3 (20), с. 22-26. Драбанский Я., Латышские колонии в Беларуси (перевод М. Шилина), «Латыши и белорусы

вместе сквозь века» 2016, выпуск 5, с. 105. 1ванова Л.С., З г1сторыи рэфармацыйнай царквы у Полацку (друг. пал. Х¥1-перш. пал. XVII ст.),

[у:] Памяць : Псторыка-дакументальная хромка Полацка, Мшск 2002, с. 199-200. 1ванова Л., Рэфармацыя, [у:] Касцюк М. (гал. рэд.), Псторыя Беларус : У 6 т., т. 2 : Беларусь у

перыяд Вялшага Княства Лгтоускага, Мшск 2008, с. 508-515. Казуля С., Кульва Аураам, [у:] Энцыклапедыя г1сторыи Беларус : У 6 т., т. 4, Мшск 1997, с. 297. Кикутс Т., Возникновение латышских колоний на белорусских землях, [в:] Королёв М. (гл. ред.),

Латвия - Беларусь : 1918-2018, Минск 2018, с. 18-43. Королёв М., Швальбе Густав Анцевич, лютеранский пастор, [в:] Латыши в белорусской

истории : биогр. справ., Минск 2016, с. 75-77. Кулагш А.М., Каталщюя храмы Беларуа, Мшск 2008.

Курсите Я., Латышский локус в Беларуси (Витебская область), «Латыши и белорусы вместе

сквозь века» 2017, выпуск 6, с. 95-110. Памятная книжка Витебской губернии на 1882 год, Витебск 1882. Памятная книжка Витебской губернии на 1883 год, Витебск 1883. Памятная книжка Витебской губернии на 1884 год, Витебск 1884. Памятная книжка Витебской губернии на 1885 год, Витебск 1885. Памятная книжка Витебской губернии на 1886 год, Витебск 1886. Памятная книжка Витебской губернии на 1887 год, Витебск 1887.

Памятная книжка Витебской губернии на 1888 год, Витебск 1888. Памятная книжка Витебской губернии на 1889 год, Витебск 1889. Памятная книжка Витебской губернии на 1890 год, Витебск 1890. Памятная книжка Витебской губернии на 1900 год, Витебск 1900. Памятная книжка Витебской губернии на 1901 год, Витебск 1901. Памятная книжка Витебской губернии на 1902 год, Витебск 1902. Памятная книжка Витебской губернии на 1903 год, Витебск 1903. Памятная книжка Витебской губернии на 1904 год, Витебск 1904. Памятная книжка Витебской губернии на 1905 год, Витебск 1905. Памятная книжка Витебской губернии на 1908 год, Витебск 1908. Памятная книжка Витебской губернии на 1909 год, Витебск 1909. Памятная книжка Витебской губернии на 1910 год, Витебск 1910. Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год, Витебск 1914.

Рудь А., Белорус нечаянно сжёг костел 19-го века, 24.10.2019, https://udf.name/news/society/

200979-belorus-nechajanno-szheg-kostel-19-go-veka.html. Самусш А., Вщебсю тярсю калег1ум, [в:] Энцыклапедыя г1сторъй Беларуси : У 6 т., т. 6, кн. 2, Мшск 2003, с.358.

Шишанов В.А., К библиографии публикаций Карла Гюбенталя и о нём, [в:] В1цебсю край :

матэрыялы II Мiжнар. нав.-практ. канферэнцьп, т. 2, Мшск 2017, с. 123-138. Skilters K., Latkoloniju vesture, Maskava 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.