Научная статья на тему 'М. М. Самохина. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога)'

М. М. Самохина. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. М. Самохина. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога)»

М.М. Самохина

МОЛОДЫЕ ЧИТАТЕЛИ В ИНТЕРНЕТЕ (НАБЛЮДЕНИЯ СОЦИОЛОГА)*

Интернетом в России пользуется примерно четверть населения, но среди молодых и образованных - более половины. Молодежь составляет большую часть российской аудитории Интернета. Среди тех же, для кого Интернет является привычной средой, подавляющее большинство составляют молодые жители столиц и больших городов.

Автор выделяет три пути, по которым читатели и сам феномен чтения вошли и продолжают входить в Интернет. Во-первых, читатели просто идут за текстами. Сеть - это множество электронных библиотек, электронные версии сотен газет и журналов, неисчислимое количество специализированных сайтов и порталов. «Сеть вообще можно представить как огромную библиотеку, а ее посетителей - как читателей этой библиотеки» (с. 300).

Второй путь читателей в Сеть связан с желанием узнать о книгах или купить их. Книги - самый востребованный товар в Рунете, а среди посетителей книжных интернет-магазинов очень много молодежи. В-третьих, читающие люди приходят в Сеть общаться. Хотя тематика чтения не является (и никогда не станет) самой популярной, желающий поговорить на эти темы всегда найдет собеседника.

* Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога) // НЛО. - М., 2010. - № 102. - С. 300-307. 220

Форумы с литературной тематикой - это что-то вроде популярных в прошлом читательских конференций, где мало выступающих, но много слушающих. Лидеры мнений выявляются здесь естественным путем. Любопытно, что читательская (как и вообще культурная) тематика отсутствует на сайтах политических партий и общественных движений, но достаточно широко представлена на сайтах молодежных субкультур.

Участвуют в таких форумах прежде всего студенты, старшеклассники, а также молодые специалисты - разного рода «менеджеры», офисные служащие, журналисты, телевизионщики, рекламисты, «технари» (в основном связанные с компьютерами и Интернетом). Женщин больше, чем мужчин (что вообще характерно для читательской аудитории), среди них - мамы с маленькими детьми, молодые жены-домохозяйки.

Почти в каждом читательском форуме присутствует вопрос о «книге, которую вы сейчас читаете», или о «последней прочитанной книге». Порой подобная тема ведется годами, собирая сотни ответов с комментариями и тысячи просмотров. При этом молодые люди чаще называют не учебную или нужную для работы литературу (так называемое «деловое» чтение), а книги, которые они читают «для себя» (так называемое «свободное» чтение). На форумах речь идет как о чтении текстов, «скачанных» из Интернета, так и о чтении «бумажных» книг; второй вариант фигурирует даже чаще.

В «свободном» чтении молодых интернет-пользователей с большим отрывом первенствуют фэнтези и фантастика. Особое место занимают братья Стругацкие. Активно читаются также книги Дж. Толкиена, Макса Фрая, Ника Перумова, Сергея Лукьяненко, Олега Дивова. И, конечно, «Гарри Поттер». «Примыкающими» к фантастике и вообще «нереалистическому» направлению можно считать и некоторых других авторов, которых регулярно упоминают посетители читательских форумов. Это очень разные писатели: Пелевин и Терри Пратчетт, Умберто Эко и Чак Паланик, Гришковец и Кундера, Ремарк и Перес-Реверте. Первые места по популярности занимают Пауло Коэльо и Харуки Мураками. А на самой верхней точке рейтинга находится «Мастер и Маргарита» (с. 302).

Это - своего рода «джентльменский набор», отражающий тенденции сегодняшнего «продвинутого» (не только молодежного) чтения. В репрезентативных исследованиях эта читательская группа видна плохо или совсем не видна, поскольку немногочисленна.

М.М. Самохина

«В реале», чтобы раздать таким людям анкеты, их надо выявлять и отыскивать - а тут они сами отыскивают друг друга и рассказывают о своем чтении.

Читательская тематика присутствует и на других сайтах, например общегородских и специализированных (для молодых мам, автомобилистов, кулинаров-любителей и т.п.). «Приходя поговорить о салатах или детских болезнях, их посетители не прочь тут же поговорить и о книгах» (с. 303). Хотя участники довольно часто говорят о массовой литературе, в их постах значимо присутствует и вышеописанный «джентльменский набор».

В ответах на вопрос о читающихся и недавно прочитанных книгах есть и нехудожественная литература. Чаще всего это книги по истории, философии, психологии. Из авторов - Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ»), Ницше, Кастанеда; достаточно регулярно упоминается также имя Джеральда Даррелла. Любители и знатоки исторической литературы (не только беллетристики, но и научно-популярной, и научной) обсуждают острые темы, связанные с революцией и Гражданской войной. Порой молодые люди рассуждают о том, что разочаровались в беллетристике и теперь обращаются к серьезной познавательной литературе или к чисто информационным текстам. Другие говорят, что читать художественную литературу и вообще читать «для себя» им некогда, и называют в качестве последних прочитанных книг учебники, пособия и справочники. «Мой опыт библиотечного социолога свидетельствует о том, что основу чтения молодежи (по крайней мере - учащейся) действительно составляет чтение деловое» (с. 303).

Постоянный просмотр записей молодых «читающих» пользователей Интернета убеждает в неправильности (или во всяком случае неточности) мнения о положительном влиянии чтения на грамотность. «Многие из них неграмотны - а порой ужасающе неграмотны» (с. 303). Но это можно отнести к большой части молодежи - учащейся или уже окончившей учебу.

Посетители форумов спрашивают друг у друга совета - «что почитать?» - и сами дают такие советы. Рекомендуют в основном фэнтези и фантастику. Но когда речь заходит о лучших, любимых, предпочитаемых книгах, о книгах, оставивших след, повлиявших, -тогда произведения отечественной и зарубежной классики, поэзия начинают появляться несколько чаще, чем в разговорах о последней прочитанной книге. Молодые люди называют, в частности,

Достоевского, Шекспира, Бальзака, Лондона, поэтов Серебряного века. И - что интересно - детские книги. Регулярно появляется в записях «Мастер и Маргарита», а также (у женщин) многолетние «мировые бестселлеры» - «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл и «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу. На многих форумах открыты темы «любимые стихи», «любимые поэты» (порой ведущиеся много лет); большинство записей здесь сделано именно молодыми людьми.

Беседы о лучших книгах нередко сопровождаются размышлениями о цели и смысле чтения. Классика в ее соотношении с современной литературой и (что кажется молодым читателям особенно важным) с современной жизнью - подобные темы возникают на форумах постоянно. Если же на форуме задается вопрос типа «Какие книги вы не любите (ненавидите)?», «Книги, которые вы не могли дочитать?», основная доля ответов приходится на романы, входящие в школьную программу, а на первое место выходит «Война и мир» (с. 306). Нередко встречаются, однако, и противоположные мнения. Участники подобных дискуссий склоняются к мнению, что выбор чтения должен быть свободным, а предложение - широким.

На форумах и в сообществах говорят и на другие, самые различные темы - например, о взаимоотношениях писателя с читателем и литературы с государством. Обсуждают экранизации (фильмы «Мастер и Маргарита», «Имя Розы», «Герой нашего времени», «Обитаемый остров») и сравнивают их с книгами. Рассуждают о том, что будут читать их потомки и вообще будут ли они читать. В общем, молодые читатели ведут в Сети разговоры и дискуссии по проблемам, которые обсуждаются профессиональными в сфере чтения сообществами - критиками, педагогами, библиотекарями. «В любом случае это общение является частью современного литературного процесса, и более широко - многих процессов, происходящих в сегодняшнем российском обществе» (с. 307).

К. В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.