Сейчас ваучер относится к межстилевой лексике; ваучерист, ваучерник - лексические единицы разговорного стиля; ваучеродержатель относится к официально-деловому стилю.
На периферию лексической системы ушла номинация «абсолютной новизны» гэкачепист (член ГКЧП) и его производная лексическая единица гэкачепистский (относящийся к деятельности ГКЧП, гэкачепистам).
Итак, можно сделать вывод обтом, что под воздействием экстралингвистических факторов и внутриязыковых процессов русский язык конца ХХ-ого века пополнился большим количеством инноваций, но не все номинации «абсолютной новизны» выдержали конкурентную борьбу с новейшими языковыми влияниями. В первую очередь ушли в пассивный запас слова, указывающие на новые социальные явления (кооперативщик и др.), вместе со сверхпопулярностью экстрасенсорики и смежных с ней областей знания (астрологии и др.) ушли в область развлечений астрологические прогнозы. Единственной, сохранившей своё место не потерявшей актуальность лексико-тематической группой, можно считать сформировавшуюся в 1990-е годы ЛТГ, содержащую лексику, относящуюся к христианским и исламским религиозно-культурным практикам.
Список литературы
1. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка. Язык речевых действий. -[М., 1994].
2. Комлев Н.Г. Иностранное слово в деловой речи. - [М: 1992].
Лексика делового человека. -[ М.: 1991].
3. Мальцев В.И. Лексическое значение и понятие // Проблемы знака и значения. -[ М., 1969].
4. Русский язык конца ХХ столетия[1985-1995] / Отв. ред. Е.А.Земская. - [М., 2000].
5. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Гл. ред. Г.Н.Скляревская. - СПб., Фолио-Пресс, [2000].
6- Ферм Л. Особенности развития русской лексики в новейший период (на материале газет). -[М.: 1994].
7.Бочко Д. М. Проблема универсализма в современной тележурналистике // Челябинский гуманитарий. 2009. №3 (9). URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/problema-universalizma-v-sovremennoy-telezhurnalistike (дата обращения: 15.05.2020).
8. Мыгаль М. С. Проблемы и перспективы функционирования социокультурного пространства Рунета // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №6 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-funktsionirovaniya-sotsiokulturnogo-prostranstva-runeta (дата обращения: 15.05.2020).
М. ГОРЬКИЙ И В. ВЕРНАДСКИЙ
Иезуитова Ирина Львовна
старший преподаватель кафедры «Русский и иностранныеязыки»\ Петербургский государственный университет путей сообщения,
Санкт-Петербург
M. GORKY AND V. VERNADSKY
Iezuitova Irina Lvovna
Senior lecture department of Russian and Foreign languages Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint - Petersburg,
Аннотация
В статье рассматривается схожесть концепций М. Горького и В. Вернадского о неотвратимости эволюции и восприятия особой роли человека в познании мира и развитии Космоса. Возможность выхода эволюции на новый уровень, в том числе и в перспективе расширения власти над косным веществом, в экспансии жизни за пределы Земли. Это дает возможность взглянуть по-новому на творческие искания писателя М. Горького в философском подходе в поисках истины, что безусловно выразилось в его творчестве начала 20 века.
Abstract
The article considers the similarity of concept of M. Gorky and V. Vernadsky on the inevitability of evolution and the perception of the special role of human in the knowledge of the world and the development of the Cosmos. The possibility of reaching a new level of evolution, including in the perspective of expanding the power over inert matter, in the expansion of life beyond the Earth. This gives an opportunity to take a new look at the creative abilities of the writer M. Gorky in a philosophical approach in search of truth, which was certainly expressed in the work.
Ключевые слова: М. Горький; В. Вернадский; эволюция; экспансия; познание мира; философский подход; творческие искания.
Keywords: M. Gorky; V. Vernadsky; evolution; expansion; knowledge of the world; philosophical approach; creative abilities.
«Верю и в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа» [3, а 376 - 377]. Энергетические построения философской концепции личности человека М. Горького в какой-то мере позволяют сблизить его взгляды с учением В. Вернадского (1863-1945). Известно, что М. Горький знал лично В. Вернадского и был знаком с его научными трудами, хотя и неизвестно, в какой мере они определяли его собственные воззрения. В. Вернадский также относился к М. Горькому с большим уважением, сохранилось его письмо М. Горькому, многие заметки в его дневниках посвящены М. Горькому, его смерти и связанным с ней процессом над врачами. Знаком был В. Вернадский и с философией Н. Федорова, симпатизируя ее «исканиям мировой космической связи» [1. а 308 ]. Безусловно, близким ему было и федоровское понимание знания как действия. Для самого В. Вернадского «познать научную истину нельзя логикой, можно только жизнью. Действие -характерная черта научной жизни» [5. а 608].
Говоря об источниках учения В. Вернадского, обычно указывают следующие основные моменты. Принцип «цефализации», выявленный Д. Д. Даном (1813-1895) и Д. Ле-Контом (1823-1901), устанавливающий необратимость определенного направления, увеличивающего значимость сложно организованной нервной системы, в котором движется эволюция живого вещества. Принцип константности живого вещества в течение всего геологического времени. Принцип биогенеза, или принцип Пастера-Редди, согласно которому все живое возникает только из живого. Из этих двух принципов В. Вернадский выводит важнейшее положение о вечности, и принципиальной неслучайности жизни:
«Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, постольку вечен Космос, и передавалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры и до наших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли. Верно и для всей Вселенной» [2. а 102].
Еще один важный момент, который составляет самое ядро мыслей В. Вернадского о биосфере - это системность жизни, то есть ее принципиальная невыводимость из простых форм, которые бы еще
не содержали сам принцип живого как некой целостности: «Изучая биосферу, механизмы ее эволюции, Вернадский не раз обращал внимание на то, что живое вещество - это не совокупность отдельных видов, а некоторая целостная система, причем она составляет ничтожную часть вещества нашей планеты, и одновременно именно живое вещество определяет все основные особенности ее эволюции» [6. c. 7].
Совокупность всех этих посылок позволяет В. Вернадскому утверждать, что жизнь носит поистине вселенский характер, она не только не случайное событие в истории Земли, но, скорее, само костное вещество и даже вся Вселенная в целом есть не более, чем условие существования жизни, условие необходимое для осуществления ее эволюции. Дневниковые записи В. Вернадского показывают, что в продолжение всей своей жизни он не перестает размышлять над тайной живого, над загадкой того, что еще в начале века он определяет как «живое вещество».
И все же сохраняется та главная основа, которая безусловно сближает В. Вернадского с М. Горьким: это представление о неотвратимости эволюции и об особой роли человека («мыслительного вещества») в развитии космоса (не только биосферы Земли, но и Вселенной в целом), возможность выхода эволюции на новый уровень, в том числе и в перспективе расширения власти над косным веществом, в экспансии жизни за пределы Земли. Человек, по Вернадскому, только промежуточное звено этой эволюции, но то, что он пишет по этому поводу, не так уж несовместимо с федоровским преображением природы человека: «Структура мозга будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты» [7. c. 278 - 279].
Литература:
1. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Изд-во Наука, 1978.
2. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Изд-во Советская Россия. 1989.
3. Максим Горький. Письма в 24-х томах. // Письма 1888 - 1889. Т. 1. М.: Изд-во Наука, 1997.
5. Моисеев Н.Н. Вернадский// Вернадский: pro et contra. СПб.: Изд-во РГХИ, 2000. С. - 605-610.
6. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность.// Вопросы философии. - 1994. -№ 4. - С.3-13.
7. Мочалов И.И. В. И. Вернадский. М.: Изд-во Наука, 1982.