Научная статья на тему 'Три синтеза космоса – фундамент ноосферы вернадского'

Три синтеза космоса – фундамент ноосферы вернадского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
401
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вернадский / биосфера / ноосфера / живое вещество / научная мысль / эволюция / Вернадський / біосфера / ноосфера / жива речовина / наукова думка / еволюція

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумов Г. Б.

Проанализировано значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ее переходу в ноосферу на современном этапе общественного развития. Рассмотрены научные основы этого учения и его базовые составляющие: косное и живое вещество и научная мысль социального человечества. Показано зарождение этих идей, история их развития и необходимость грамотного решения современных экологических проблем для дальнейшей эволюции цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Три синтезу космосу - фундамент ноосфери Вернадського

Проаналізовано значення вчення В.І. Вернадського про біосферу та її переходу в ноосферу на сучасному етапі суспільного розвитку. Розглянуто наукові основи цього вчення та його базові складові: відсталу і живу речовину і наукова думка соціального людства. Показано зародження цих ідей, історія їх розвитку та необхідність грамотного вирішення сучасних екологічних проблем для подальшої еволюції цивілізації.

Текст научной работы на тему «Три синтеза космоса – фундамент ноосферы вернадского»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 26 (65). 2013 г. № 5. С. 25-38.

УДК: 5+929Вернадский (477.75) ТРИ СИНТЕЗА КОСМОСА - ФУНДАМЕНТ НООСФЕРЫ ВЕРНАДСКОГО

Наумов Г.Б.

Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского

E-mail: [email protected]

Проанализировано значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ее переходу в ноосферу на современном этапе общественного развития. Рассмотрены научные основы этого учения и его базовые составляющие: косное и живое вещество и научная мысль социального человечества. Показано зарождение этих идей, история их развития и необходимость грамотного решения современных экологических проблем для дальнейшей эволюции цивилизации.

Ключевые слова: Вернадский, биосфера, ноосфера, живое вещество, научная мысль, эволюция.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время слова биосфера и ноосфера все чаще и чаще встречается не только в научной литературе, но и на страницах газет и журналов, на радио и телевидении. И это не случайно.

Концепция покорения природы, господствовавшая в прошлом столетии, постепенно сменяется парадигмой рационального природопользования. Но этот процесс не так прост, как может показаться с первого взгляда. Он требует существенной перестройки не только технических средств материального обеспечения нашего существования, но и более глубокого изменения основ жизненной позиции основной массы общества, его менталитета. Пути этой смены были намечены В.И. Вернадским в его учении о биосфере и ее переходе в сферу разума, в ноосферу. «Научные истины интернациональны. Они общезначимы -независимо от того, где и как добыты. Но научные школы, вырабатывающие свой способ постижения истины, могут носить ярко выраженный национальный характер, потому что истины рождаются не в абстрактной стихии мысли, а в многовековом опыте народностей и наций, живущих в определенной природной обстановке» - писал Н.А. Тюрюканов в своих «Биосферных раздумьях» [1].

Эти мысли прекрасно иллюстрируются всем ходом развития представлений о биосфере и ноосфере. К ним многие ученые подходили и до Вернадского. Еще в конце XVIII столетия Ж. Бюффон, исходя из идей философии Просвещения, свою концепцию Мира обосновывал ролью разума. В 1859 году Л. Агнасис, опираясь на бытовое религиозное убеждение, говорил об особой геологической эре человека. Первым, кто ввёл в оборот термин «антропосфера» (1902) был русский географ, антрополог, этнограф, археолог и музеевед Дмитрий Николаевич Анучин. Значение эры человека подчёркивали такие учёные, как Чарлз Шухерт (психозойская эра) и А.П. Павлов (антропогенная эра). А.Е. Ферсман говорил о техносфере, отец П. Флоренский о пневмосфере, немецкий географ Э. Неф ввел понятие социосфера. Французские ученые Э. Леруа и П. де Шарден, опираясь на идеи лекций по геохимии, которые в 1922-1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский, ввели в употребление термин ноосфера.

В публикациях, так или иначе связанных с этими вопросами, можно встретить их всевозможные ракурсы. Здесь - и представления о некоторой физически существующей «прерывистой оболочке», возникшей 2 млн. лет назад [2, 3], и положения о «новом состоянии биосферы», к которому человечество придет через «коэволюцию» [4], и понимание оболочки Земли, «преобразованной для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества» [5], и трактовка ноосферы, как некоторой «социально-политической утопии коммунизма и прочих, более ранних, мечтаний о рае» [6].

Но все эти понятия и представления, увы, имеют антропоцентрический акцент. В них в центре всего стоит человек как главное звено всей системы. Все остальное - внешняя среда, на которую он воздействует.

Понятие же ноосферы Вернадского по своей сути геоцентрическое или даже природоцентрическое (понимая природу в самом широком смысле слова, от атома до космоса).

Оно сопряжено с иным, в сравнении с антропоцентризмом способом мышления, с иными способами практических действий. Человек здесь, в отличие от антропоцентрического подхода, не только часть природы, но и ее порождение, неразрывно с ней связанное. Человек не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. «Человечество, взятое в целом, - писал Вернадский - не безразлично в стихийных, естественных процессах, идущих на земной поверхности. Оно здесь теснейшим образом связано с другими организмами и совершает с ними вместе огромную определенного рода геологическую работу» [7].

К этим представлениям Вернадский шел постепенно. «Корни всякого открытия - писал он - лежат далеко в глубине, и, как волны бьются с разбега о берег, много раз плещется человеческая мысль около подготовляемого открытия, пока придет девятый вал» [8].

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ГЕОХИМИИ

Геохимия как наука, зародившаяся в минералогическом институте в Гёттингене и в университете Осло, традиционно связывала свойства кристаллических веществ с их атомной структурой и положением в периодической системе элементов. Эта геохимия применима только к минералам и к природным объектам, состоящим из минералов.

Вернадский пошел другим путем. Его работа с минералами не заслонила мыслей о целостности природы. Но как подойти к этому вопросу строго и количественно? Где найти меру измерения, равно пригодную для всех природных объектов? И больших, и малых, и земных, и космических, и живых, и косных? Морфология? Но одинаковые формы могут иметь объекты самой разной природы...

Ответ дала химия минералов. «В каждой капле и пылинке вещества на земной поверхности по мере увеличения тонкости наших исследований мы открываем все новые элементы. В песчинке или капле, как в микромире отражается весь состав космоса. Получается впечатление микрокосмического характера их рассеяния. В песчинке или капле, как в микрокосме, отражается общий состав космоса. Каково бы не было объяснение этого явления, схема рассеяния элементов очень удобна для

26

классификации фактов» [8]. Итак, все элементы есть везде, но в разных количествах. И это не игра случая, а проявление законов природы. Общая мера найдена! Так появилась геохимия. Не как раздел кристаллографии, развивавшийся в Европе, а как « история элементов земной коры».

Элементарный химический состав природных тел оказался настолько показателен, что в дальнейшем мог быть использован как один из видовых признаков даже для живых организмов.

Бренность и постоянная сменяемость любых природных объектов (организмы рождаются и умирают, минералы и горные породы растут и разрушаются) привела Вернадского к идее биогеохимических циклов. Простейший цикл - круговорот воды, знакомый нам еще со школьной скамьи. Но в вечный круговорот включены все элементы земной коры. Только скорость этих круговоротов различна. Это могут быть годы, сотни, миллионы и даже миллиарды лет. Элементами обмениваются не только твердые, жидкие, и газовые оболочки земной коры, но также живые и косные природные тела. «Подходя геохимически и биогеохимически к изучению геологических явлений, мы охватываем всю окружающую нас природу в одном и том же атомном аспекте» [9].

Эти идеи далеко опередили свое время. Традиционно физики, химики, биологи и геологи работали каждый в своей области, со своими объектами, рассматривая все остальное как внешнее по отношению к своему предмету. Геохимический подход позволил объединить живое и косное в одну биокосную систему. Растения питаются минеральными веществами литосферы, обмениваются ими с атмосферой в процессе дыхания, а, отмирая, обогащают почву новыми элементами. Идет постоянный метаболизм между живой и косной материей. Трофические цепи создают новые геохимические циклы, отсутствующие в изолированной косной природе. Так родилась биогеохимия.

Основываясь на целостном восприятии природы, В.И. Вернадский пришел к новому, системному рассмотрению взаимодействия живого и косного вещества земной коры. Не только минеральная среда влияет на развитие организмов, но и организмы, взятые в целом, определяют формирование горных пород литосферы. Появление организмов с кальциевым скелетом положило начало массовому отложению известняков. Весь кислород современной атмосферы биогенного происхождения, связан с хлорофилловой функцией зеленого вещества. Формирование наземного растительного покрова внесло новые принципиальные изменения в биогеохимические циклы.

Анализ такой целостной системы привел ученого к формулировке нового учения - учения о биосфере.

Сейчас уже на уровне изотопного анализа известно, что кислород нашей атмосферы биогенного происхождения, является продуктом обмена хлорофиллового вещества, а толщи известняков - остатки скоплений организмов с кальциевым скелетом.

«Биогенные породы - писал Вернадский - идут далеко за пределы биосферы. Учитывая явления метаморфизма, как они превращаются, теряя всякие следы

27

жизни, в гранитную оболочку, выходят из биосферы. Гранитная оболочка Земли есть область былых биосфер» [9].

Анализируя процессы, происходившие в биосфере как системы живого и косного вещества на протяжении всей геологической истории ее развития с числом и мерой, Вернадский наметил два фундаментальных закона, определяющих направление ее эволюции:

1. Эволюция биосферы идет в сторону постоянного ускорения миграции элементов в биогеохимических циклах.

2. В своей совокупности все живое вещество производит действия, противоречащие в своем эффекте принципу возрастания энтропии в биосфере. В результате жизни «происходит увеличение действенной энергии».

Эти законы позволяют понять действующие силы эволюции биосферы и ее основные направления. Законы распределения элементов создали инструмент, который позволил объединить в одном учении «два синтеза космоса» косное и живое вещество нашей планеты (а в дальнейшем и третий планетарный компонент). «В науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т. е. планетной точки зрения, являются проявлением единого процесса» [10]. Отсюда открывается прямой путь к концепции геохимических циклов.

ИДЕЯМ ТОЖЕ НУЖНА «ПОЧВА»

Эти новаторские идеи, однако, не встретили понимания ни у нас в стране, ни з а рубежом.

В 1927 году в журнале «Под знаменем марксизма» биолог и философ И.И. Бугаев напечатал рецензию на «довольно интересную книжечку Вернадского», требующую «все же к себе критического отношения», поскольку автор «занимает явно метафизическую позицию» [11]. В 1931 году в том же журнале микробиолог Д.М. Новогрудский писал: «весь пресловутый эмпиризм акад. Вернадского - это дешевая декларация... Работы и методология акад. Вернадского в целом являют собою поучительный пример того жалкого состояния, в которое повергается наука, находящаяся в плену буржуазной идеологии» [11]. В 1932 году ведущий советский философ академик А.М. Деборин подвел итог: «Все мировоззрение В.И. Вернадского, естественно, глубоко враждебно материализму и нашей жизни, нашему социалистическому строительству» [11]. Корифеи геохимии Европы -Виктор Морис Гольдшмидт, Вильгельм Эйтель, Виктор Мордехай Гольдшмидт и другие видели геохимию только как химию косного вещества планеты в рамках "Zeitschrift fiir Krystallographie" или с "Beitrage zur Gaeophysik" и не воспринимали идей В.И. Вернадского, что не позволило в то время создать международный геохимический журнал. «Главным препятствием являлась невозможность ввести в эти рамки биогеохимические проблемы, центр работы по которым связан пока с нашими исследованиями» [12].

Даже его ученик, академик А.Е. Ферсман в своей статье «Успехи минералогии и геохимии за 25 лет Советской власти» (написана в 1943 году, опубликована в

28

1959), перечисляя 13 основных направлений развития геохимии, вообще не упомянул о биогеохимии [13].

Не случайно в 1931 году Вернадский пишет в своем дневнике: «царство моих идей впереди».

Несколько особняком стоит отношение к этим идеям немногих почвоведов и географов: Б.Б. Полынова, В.Н.Сукачева, В.А. Ковды, Н.В. Тимофеева-Ресовского (основателя русской научной школы радиобиологии), его ученика А.Н. Тюрюканова. Глубинная суть этих идей была ими всё же воспринята. В.Н. Сукачев, например, сформулировал положение о дискретной структурной единице биосферы - о биогеоценозе как части биосферы.

К.П. Флоренский, которого В.И. Вернадский называл «мой последний ученик», хранитель кабинета-музея В.С. Неаполитанская и Н.В. Филипова подготовили и издали под общим названием «Живое вещество» неоконченные рукописи В.И. Вернадского, которые существенно дополнили его мысли, сконцентрированные в ранее изданном основном труде. Это издание, однако, ситуацию существенно не изменило, поскольку представленные в нём материалы не корреспондировали доминирующим в то время научным взглядам. Только в 1989 году благодаря энергии В. С. Неаполитанской выходит сборник «Биосфера и ноосфера» [14]. Возможно, с этого момента начинается поворот к биосферным идеям Вернадского. В 1993 году «Биосфера» издается на итальянском языке [15], а в 1997 - на французском и испанском [16].

КАК ПОНИМАТЬ ЭВОЛЮЦИЮ

Идеи Вернадского также вносят существенный вклад и в понимание идей эволюции, распространяя ее предмет от отдельных биологических видов - на биоценозы и на всю биосферу.

Эволюционная идея зародилась благодаря работам французского естествоиспытателя Ж.Б. Ламарка, впервые введшего в науку и термин «биология». В своей «Гидрогеологии» он одновременно высказал идеи о связи живого и косного вещества и об их взаимном влиянии на развитие биосферы. Идеи, к сожалению, забытые на целое столетие после его смерти.

Идея эволюции пришла в науку из биологии. В то время в биологии доминировал морфологический подход, поэтому классификация объектов, построенная на эволюционном принципе, приобрела стройное графическое отображение в виде «древа жизни», на котором разместились все биологические объекты в соответствии с их таксономической иерархией. Удобство полученной классификации определило, соответственно, и содержание понятия эволюции, быстро распространяющегося на другие области знания. В науках геологических стали доминировать генетические классификации, в которых горным породам и месторождениям полезных ископаемых стали искать конкретных «прародителей». В биологии подобный подход оправдан принципом Реди, согласно которому «все живое - от живого». Каждый организм, вид, род и т.д., естественно, должны иметь своих «родителей». Но в неживой природе этот принцип не действует! Здесь важны не родители, а физико-химические условия. Один и тот же продукт (вещь, процесс)

29

может быть получен из множества разных исходных продуктов и по разным технологиям.

В результате эволюция в общенаучном контексте должна пониматься не как «древо развития», а как изменение системы, ее структуры, ее организованности. Даже в самой биологии понятие эволюции более широко, чем «древо жизни». Главное, что в ходе эволюционного процесса живого вещества происходит увеличение сложности и совершенства строения нервной системы. Но поначалу в биологии эволюция отдельных «видов заняла центральное место в этом мировоззрении, привлекла к себе внимание до такой степени, что затемнила другие, не менее, если не более, важные биологические явления» [17].

В отличие от преимущественно морфологического, классификационного подхода к идее эволюции Вернадский переносит центр тяжести на организованность системы, подходит к анализу этих процессов с мерой и числом. «Связь эволюции видов с организованностью биосферы, с ходом биогеохимических процессов несомненна хотя бы уже потому, что основные числа, характеризующие эти процессы, являются видовыми признаками, меняющимися в процессе эволюции. Очевидно, именно изучение этой связи позволит раскрыть взаимоотношение между постоянством жизни как целого в геохимии и ее эволюцией как целого в биологии. Это один из важнейших научных вопросов дня» [Там же 17].

Данный вопрос «далеко не может быть безразличным для теорий эволюции. Ибо он, мне кажется, логически неизбежно указывает на су ществование определенного направления, в котором должен идти эволюционный процесс. То же направление, вытекающее из данных наблюдения, вполне совпадает в своем научно точном обозначении с принципами механики, со всем нашим знанием о земных физико-химических процессах, одним из которых является биогенная миграция атомов. С существованием такого определенного направления эволюционного процесса, который при дальнейшем развитии науки, несомненно, можно будет определить количественно, должна считаться каждая теория эволюции» [17].

Именно с этих позиций Вернадский подходит и к вопросу о появлении и распространении человека. Не со стороны видового изменения приматов, а в аспекте эволюции биосферы как системы, ее организованности, увеличения «скорости передачи геохимической энергии».

ЧЕЛОВЕК - ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИЛА

С появлением человека в эволюции биосферы происходит качественный скачок. Подобные резкие изменения в эволюции биосферы происходили неоднократно. Мы уже упоминали о роли появившихся организмов с хлорофилловыми, а затем и кальциевыми функциями, наземной растительности и т.д. Но человек вносит свою новую силу - «научную мысль», существенно ускоряющую биогеохимические циклы миграции элементов, создающую принципиально новые пути миграции элементов.

Алюминий, отсутствующий в природе в атомарном состоянии, встречается теперь на каждом шагу. Редчайший самородный минерал - железо накапливается в

30

огромных количествах. Массы горных пород, перемещаемых человеком, соизмеримы с естественной эрозией и денудацией. Создаются новые полимерные материалы, для которых природа еще не создала бактерий деструкторов, немыслимые для естественных условий скопления радиоактивных элементов.

«Два явления здесь должны быть отмечены: во-первых, то, что человек - едва ли кто сейчас может в этом сомневаться - создан эволюционным процессом, и, во-вторых, наблюдая производимое им изменение в биогенной миграции, мы видим, что это изменение нового типа идет, все увеличиваясь, с чрезвычайной резкостью»

[17].

Все это - уже отнюдь не биохимический процесс и не простая мышечная сила, а сила разума. Развитие разума осуществляется через научную мысль, которую Вернадский рассматривает как «планетное явление». Этому вопросу посвящены многочисленные его исследования. Рассматривая научную мысль как закономерное явление в ходе эволюции биосферы, он видел в ней некое начало, которое и определяет качественное изменение, ведущее к возникновению новой стадии природы - ноосферы. «Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Вновь создавшийся геологический фактор - научная мысль - меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Очевидно, эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением... Но научная мысль входит в природные явления не только этим своим отраженным проявлением. В ней самой есть черты, только природным явлениям свойственные. Прежде всего, это видно в том, что ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания» [18].

ЭНЕРГЕТИКА РАЗУМА

Итак, появление Человека мыслящего определило начало новой стадии развития биосферы. Биосфера рождает сферу разума - ноосферу. Здесь уже не физическая сила человека, не его власть и воля определяют развитие ноосферы, а разум. Ноосфера не является ни сферой техники, ни сферой человека, она не есть даже сфера социума. Она является сферой разума как эволюционного процесса в биосфере.

Центральный, самый загадочный и, в то же время, принципиальный вопрос развития ноосферы - энергия человеческого разума. «Человеческий разум - писал Вернадский - не является формой энергии, а производит действия, как будто ей отвечающие» [9]. «При умственной работе идет только перераспределение, а не увеличение работы - читаем мы в «Мыслях и набросках». При мускульной - идет напряжение в смысле создания работы вновь, а умственной - поглощение одной части и интенсификация другой» [19].

Такие идеи занимали учёного еще в период работы над «Биосферой». Ему было ясно, что «по существу биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в

31

действенную земную энергию - электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.» [19].

Но «картина мира, сведенная к энергии и материи, - пишет он в марте 1920 года в имении Горная Щель, близ Ялты - если мы попытаемся сейчас на нее взглянуть без предубеждения, явно не отвечает действительности. Ее не принимают уже поколениями ученые, работающие в области наук исторических, социальных, не говоря уже о философах или религиозно мыслящих. Она всегда чужда искусству. В лучшем случае к ней относятся, как к чему-то прочному, достигнутому наиболее точными или, вернее, наименее сомнительными методами искания истины. К таким представлениям приходят физики, математики и ученые, работающие в близких областях знания - химики и астрономы. Это представление основано на вере в то, что и все другое, изучаемое в естествознании, - и область жизни — будет подведена к тем же проявлениям энергии и материи. Эта вера такая же, как в былое время вера в философский камень, perpetuum mobile, квадратуру круга, превращение металлов. Наравне с ними стоит и искусственное создание организма. И стремление ко всем этим неправильно поставленным и недостижимым задачам было плодотворно с точки зрения развития и роста науки» .

Мысль учёного постоянно возвращается к понятию сознание. «Сознание человечества становится той "силой", тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем великий природный процесс, как должны принимать во внимание материальную среду, в которой идет этот процесс или те формы энергии, например, всемирное тяготение, которое в них проявляется. Но сознание - не форма материи и не форма энергии.

Допустим, что есть энергия, материя. Материя может быть фактически приведена в связь с энергией (кванты, электроны, эфир - в разных построениях). Но в мире есть еще регуляторы энергии — сознание (выделено мной, Г.Н.), та сила, которая находится в хлоропласте с хлорастоллом и т.д. Духовное начало?».

«Понятие сознание недостаточно и неудобно для выражения того явления, для которого я хочу его употреблять. Мне ясно, что в природе все не может быть сведено к энергии и к материи. Как подвести к этим понятиям воздействие человека на геохимические процессы? Тут, конечно, непроизвольно действует ум и воля человека, и это совместное действие при росте цивилизации - я называю ростом его сознательности. Но в меньшей степени то же самое явление наблюдается и в других процессах, связанных с живым веществом, например, то действие, которое оказывает живое вещество 1-го р. (в хлорофильных зернах). Все другие названия для этих проявлений также мало подойдут: или все окрашено религиозными и философскими, связанными с ними представлениями, которые еще более искажают их употребление? Таковы - душа, дух, жизненная сила. С другой стороны, свести это все на энергию и материю мы, очевидно, не можем» [ 19].

«Ясно, что слово сознание не подходит. Но также мало подходит душа, воля, энтелехия? Как только мы становимся на научную почву - все эти слова получают другой смысл, чем в философии или религии.

Нам важно только одно: мы имеем в живой материи, как в организмах, так и в воздействии организмов в окружающей природе, явления, в частности, движения,

32

которые не зависят целиком от материи и энергии, но еще и от чего-то другого, что не может быть сведено на энергию и материю, например, роль сознания человека в геохимических процессах.

Это как будто особая сила, способная менять - в некоторых процессах -проявление и действие энергии, но не одна из ее форм?

Никак не могу подойти к более точному выражению своей мысли» [19].

К подобным сомнениям, поискам и мыслям В.И. Вернадский возвращался неоднократно. Естественно, что все это осталось в личных записках и, частично, в письмах близким людям. До самого последнего времени даже его естественнонаучные труды печатались с купюрами идеологической цензуры. С этой стороны Вернадский нам еще неизвестен. Предстоит еще большая работа архивистов и историков. Но главное становится ясным только сейчас. Та нематериальная сила, которая направляет потоки вещества и энергии ноосферы - это информация.

Простейшие изобретения, начиная с рычага, позволили человеку во много раз увеличить свою силу. Более сложные «творения разума» открыли многообразные пути использования самых разных сил Природы и даже позволили человеку выйти в Космос.

Причём вновь создавшийся геологический фактор - научная мысль - не создает энергию, а накапливает и структурирует информацию, и таким путем меняет распределение вещества и энергии в пространстве и во времени. Эта сторона хода научной мысли человека является природным явлением.

ТРЕТИЙ СИНТЕЗ КОСМОСА

Т ретий синтез космоса вытекает из учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу - сферу разума (греч. N00^ - разум и стфаГда - шар).

Впервые учёный употребил термин ноосфера в письме Б.Л. Личкову в 1936 году. «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в эпоху, когда человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате активная энергия биосферы увеличивается» [20]. Публично Вернадский употребил этот термин в 1937 году в докладе «О значении радиогеологии для современной геологии», где утверждал: «Ноосфера -последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории -состояние наших дней.. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное состояние биосферы, то есть мы входим в ноосферу» [8]. В этой работе В.И. Вернадский показал, что основным фактором современного коренного преобразования биосферы является научная мысль и коллективный труд человечества, давно уже ставшего мощной геологической силой.

Окончательно эти мысли подробно сформулированы в его фундаментальном труде «Научная мысль как планетное явление», готовившимся автором к изданию' но опубликованном уже после его кончины [21]. Здесь, уже в первой главе, он пишет: « Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [8].

33

Здесь следует заметить, что, говоря о ноосфере, В.И. Вернадский обычно избегает слова разум. Он предпочитает пользоваться словами: мысль, научная мысль, теоретическая мысль, человеческая мысль. Истоки трактовки понятия ноосфера как какого-то идеального будущего состояния биосферы лежат в русскоязычном понимании слова разум: как чего-то, вписанного в контекст «разумного, доброго и вечного». Этого смысла нет в греческом, где noos означает только способность мыслить. Именно в этом смысле оно и употреблялось В.И. Вернадским.

Для всех живых существ характерно стремление к экспансии, увеличению массы живого вещества путем роста и размножения, к расширению ареала заселения. Аналогичные устремления заложены и в генах Homo sapiens. Однако способы реализации этих стремлений у человека принципиально отличаются от всего остального живого мира. В отличие от животного мира Человек создает и использует орудия, направленные на достижение своих целей и этим кардинально отличается от всех остальных живых существ, резко ускоряя миграцию элементов.

С появлением человека на планете возникла новая геологическая сила, действие которой соизмеримо с естественными геологическими процессами. И это - несмотря на ничтожную, по сравнению с живым веществом, общую массу всех людей планеты. Принимая средний объем человека 50 литров и численность населения земного шара 7109 человек, общий объем человечества составит всего ~ 0,35 км3. Что в геологическом масштабе величина ничтожная! Следовательно, дело не в телесной массе (экстенсивный параметр), а в появлении мысли (параметр интенсивный).

Согласно В.И. Вернадскому, переход биосферы в ноосферу процесс не одноактный, а достаточно сложный и длительный, незавершенный. Он начался с появлением человека разумного, продолжается сейчас и простирается в будущее. В письме своему другу Б.Л. Личкову (Карлсбад, 7.09.36) он пишет: «Ноосфера создавалась в постплиоценовую эпоху - человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, и в результате энергия, активная, биосферы увеличивается» [20 20]. Иными словами, ноосфера - это не состояние, а этап развития биосферы. Как биосфера прошлых геологических эпох отличается от биосферы современной, так и ноосфера на заре человечества не похожа на ноосферу наших дней.

Мысль, которая и отличает человека от животного, развивалась долго и сложно. То, что сейчас мы называем наукой, далеко не исчерпывает многовекового опыта наблюдений и обобщений. «В этих старых исканиях были такие элементы, которые не получили логического развития, а между тем, в действительности существуют в эмпирически наблюдаемом мире» [22]. Предстоит еще долгая работа по согласованию современной науки с эмпирическим опытом, накопленным предшествующими поколениями. Эта работа необходима для перехода от разрозненных бессистемных наблюдений к надежным эмпирическим обобщениям, дабы включить их в научные построения, необходимые для систематичных практических действий. Но происходящее на протяжении всей истории «развитие мысли в ходе времени неизбежно представляется такой же частью изменения

34

природы во времени, какой является эволюция химических элементов, космических тел, животных и растительных форм. Это - процесс, ничем не отличающийся от других естественных процессов» [23].

В конечном счете, именно разум создает науку. «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли» [24], а сама «наука есть проявление организованности ноосферы» [там же, с. 58]. «Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое» [25].

Проблемы, которые необходимо решать науке, ставит сама жизнь, и «тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новыми открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни, - получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики» [26].

Развитие науки как закономерного проявления эволюции биосферы совершается по своим законам. «Наука, подобно религии, философии или искусству представляет собой духовную область человеческого творчества, по своей основе более могучую и более глубокую, более вечную, чем всякие социальные формы человеческой жизни», а потому задачей государства «является не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации» [ 27].

Положение науки постепенно приобретает первостепенное значение для дальнейшего устойчивого развития цивилизации. «В XX веке оно [значение], под влиянием интенсивного роста научной мысли, выдвинуло на первое место прикладное значение науки, как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, личной и коллективной жизни» [24]. И в то же время «ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, сдерживающую его среду биосферы» [24]. Здесь, как и в других местах, Вернадский не случайно говорит о геологическом проявлении научной мысли. Этим он подчеркивает факты воздействия практической деятельности человека, усиливающейся под влиянием научной мысли, не только на биоту, но и на косную материю биосферы.

Уже из приведенных материалов видно, что Вернадский рассматривает науку как нематериальную, духовную составляющую, определяющую направления и темп развития ноосферы - третий «синтез космоса».

Таким образом, ноосфера понимается Вернадским как стадия развития биосферы, базирующаяся на трех синтезах космоса: активном взаимодействии косного и живого, а также социального начал эволюции нашей планеты.

Но почему мы только сейчас стали обращать на это внимание, если ноосфера зародилась в плиоцене вместе с появлением человека?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От простейших орудий труда до современных сложнейших конструкций и, более того, систем передачи информации, охвативших всю планету, развитие идет не линейно, а экспоненциально. Соответственно, экспоненциально же возрастает и давление цивилизации на живую и косную природу, на два первых «синтеза космоса». Инстинктивно ощущая негативные аспекты этого давления, человечество

35

выдвигает лозунг: Запретить! Запретить сбрасывать отходы. Запретить заражать почвы, воды, атмосферу. Кажется, все правильно. Но как запретить прогресс?

Технические решения (различные фильтры, дополнительная очистка и т.п.) требуют новых энергетических затрат. А энергетическое сырье экологически самое грязное. Очищая в одном месте, мы загрязняем в другом. Суммарный негатив растет. Экологические проекты, основанные на техническом подходе, строятся по одному алгоритму. Вопрос должен решаться здесь и сейчас. Без расчета на перспективу. Этого требует экономика, основанная на «быстрых деньгах». В результате суммарный негативный эффект не уменьшается, а растет. И будет расти дальше при существующей стратегии поведения человечества.

Экосистема, потребляя продукты жизнеобеспечения, должна и выделять эквивалентные потреблённым объёмы веществ. Иначе ей грозит взрыв!

Никакие политические, экономические и технические подходы к решению экологических проблем, которые не основаны на естественнонаучных законах развития биосферы, не могут дать эффективных результатов. Люди могут только изучить эти законы и грамотно их использовать в своих деяниях.

ВЫВОДЫ

Таким образом, теория биосферы В.И. Вернадского базируется на двух синтезах космоса: косного и живого в их постоянном активном взаимодействии. В концепции ноосферы к ним прибавляется еще третье основание - научная мысль прогрессивного человечества. Общая картина не может быть получена рассмотрением каждого из этих оснований в отдельности, но только в их совокупности. Только «синтетическое изучение объектов природы - ее естественных тел и ее самой как «целого» - неизбежно открывает черты строения, упускаемые при аналитическом подходе к ним и дает новое» [28].

Так Владимир Иванович Вернадский указал нам генеральный путь, по которому надо решать возникающие экологические проблемы. А решать эти задачи придется нам, его потомкам. И это должны понять не только отдельные ученые, но и широкие народные массы. «Есть единственная возможность сделать культуру прочною - это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою» .

Список литературы

1. Тюрюканов А. Н. Н. В. Тимофеев-Ресовский : Биосферные раздумья / А. Н. Тюрюканов, В. М. Федоров. - М. : РАЕН, 1996. - С. 18.

2. Зубаков В. А. Биотемпопериодезация истории Земли как инструмент предотвращения тотальной экологической катастрофы / В. А. Зубаков // Научное наследие В. И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. - М. : Ноосфера, 2001. - С.146 - 193.

3. Ходаковский И. Л. Нообиосфера - современное состояние биосферы / И. Л. Ходаковский // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. - М. : Ноосфера, 2001. - С. 50 - 66.

4. Моисеев Н. Н. Как приблизиться к ноосфере / Н. Н. Моисеев // Химия и жизнь. - 1989. - № 6. -С. 4 - 9.; № 7. - С. 28 - 33.; № 8. - С. 10 - 16.

36

5. Яншин А. Л. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу / А. Л. Яншин // Философские мысли натуралиста / [сост.: М. С. Бастракова; Редкол.: А. Л. Яншин (пред.) и др.; Авт. ст.: "О понятии ноосферы" С. Р. Микулинский; "Учение В.И. Вернадского и биосфере и переходе ее в ноосферу" А. Л. Яншин]. - М. : Наука, 1988. - С. 489 - 502.

6. Кутырев В. А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере / В. А. Кутырев // Природа. - 1990. -№ 11. - С. 6.

7. Вернадский В. И. Наука как геологическая сила окружения / В. И. Вернадский // О науке. -В двух томах. Т. 1. / В. И. Вернадский. - Дубна : Феникс, 1997. - С. 131.

8. Вернадский В. И. Избранные сочинения / В. И. Вернадский. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. -Т.1.

- 1954. - 696 с.

9. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения / В. И. Вернадский. -М. : Наука, 1965. - 374 с.

10. Вернадский В. И. Два синтеза космоса / В. И. Вернадский // Живое вещество /

B. И. Вернадский. - М. : Наука, 1978. - С. 12 - 20.

11. Бугаев И. И. Академик В. И. Вернадский. 'Биосфера" / И. И. Бугаев // В.И.Вернадский: pro et contra: Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / [ред. А. Л. Яншин; Сост., вступ ст., коммент. А. В. Лапо]. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан гуманитар. ин-та, 2000. -871 с. - (Рус. путь).

12. Письма В. И. Вернадского А. Е. Ферсману / [АН СССР. Архив; Сост. Н. В. Филиппова]. - М. : Наука, 1985. - 272 с.

13. Ферсман А. Е. Успехи минералогии и геохимии за 25 лет Советской власти / А. Е. Ферсман. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. - Избранные труды. Т. V. - 1959. - С.836 - 850.

14. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1989. - 261 с.

15. Vernadsky La Biosfera / Vernadsky. - Como, Italia: Red. Edizioni, 1993. - 128 p.

16. Vernadsky La Biosfera / Vernadsky. - Madrid: Fundacion Argentaría Visor Dis, 1997. - 218 p.

17. Вернадский В. И. Эволюция видов и живое вещество / В. И. Вернадский // Природа. - 1928. - № 3. - С. 227 -250.

18. Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний / В. И. Вернадский // О науке.

- В двух томах. Т. 1. / В. И. Вернадский. - Дубна : Феникс, 1997. - С. 141.

19. Вернадский В. И. Биосфера, мысли и наброски / В. И. Вернадский. - М. : Ноосфера, 2001. -

C. 236.

20. Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым, 1918-1939 / [АН СССР. Архив; Сост. В. С. Неаполитанская]. - М.: Наука, 1979. - Письмо 142, С. 182.

21. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1991.

- 271 с.

22. Вернадский В. И. Мысли и наброски / В. И. Вернадский // Биосфера, мысли и наброски. - М. : Ноосфера, 2001. - С. 237.

23. Вернадский В. И. Размышление натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1975. - С. 19.

24. Вернадский В. И. Размышления натуралиста / В. И. Вернадский. - Кн II. - М. : Наука, 1977. -198 с.

25. Вернадский В. И. Очерки и речи / В. И. Вернадский. - Пг: Науч. хим-техн изд-во, 1922. - Вып 2. - 1922. - С. 112.

26. Вернадский В. И. Избранные сочинения: [В 5 т.] / [Отв. ред. А.П. Виноградов] / В. И. Вернадский. - М. : Изд-во АН СССР, 1954 - 1960. - Т. 4.1, кн. I. - 1959. - 624 с. - С. 9.

27. Вернадский В. И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России / В. И. Вернадский // Публицистические статьи. - М. : Наука,1995. - С. 249.

28. Вернадский В. И. Кант и естествознание XVIII столетия / В. И. Вернадский // Труды по всеобщей истории науки. - М. : Наука, 1988. - С. 178 - 200.

37

Наумов Г.Б. Три синтезу космосу - фундамент ноосфери Вернадського / Г.Б. Наумов // Вчет записки Таврйського национального унверситету мет В. I. Вернадського. - Сери «Фшософи. Культурологи. Полггологи. Соцюлогш». - 2013. - Т. 26 (65), № 5. - С. 25 - 38.

Проаналвовано значення вчення В.1. Вернадського про бюсферу та И переходу в ноосферу на сучасному етат суспшьного розвитку. Розглянуто науковi основи цього вчення та його базовi складовг ввдсталу i живу речовину i наукова думка социального людства. Показано зародження цих вдей, iсторiя к розвитку та необхвдтсть грамотного вирiшення сучасних екологнних проблем для подальшо! еволющ цившзацй.

Ключовi слова: Вернадський, бiосфера, ноосфера, жива речовина, наукова думка, еволюця.

Статья поступила в редакцию 12. 09. 2013 г.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.