Научная статья на тему 'М. Адамчак. Система финансирования и поддержки кинематографа в Польше после 2005 года'

М. Адамчак. Система финансирования и поддержки кинематографа в Польше после 2005 года Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. Адамчак. Система финансирования и поддержки кинематографа в Польше после 2005 года»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

М. Адамчак

СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КИНЕМАТОГРАФА В ПОЛЬШЕ ПОСЛЕ 2005 года*

Режиссер Юлиуш Махульский, автор популярнейших фильмов «Ва-банк» и «Секс-миссия», недавно заметил: «...Парадокс в том, что в Польше профессиональный кинематограф закончился вместе с крахом социалистического режима» (с. 7).

Польский кинематограф времен социализма сталкивался с очевидными неудобствами - например с политической цензурой. Зато государство на 100% финансировало кино, которое было убыточным на протяжении большей части существования ПНР. Деньги в бюджет польского кинематографа поступали, в частности, за счет средств от проката зарубежных фильмов.

Процесс финансового, а затем и художественного упадка начался еще в ПНР, в эпоху кризиса 1980-х годов. «Отрасль, находившаяся во все более плачевном финансовом положении, но вместе с тем с радостью неразумного поросенка спешившая высвободиться из силков государственной "заботы", еще не знала, что впереди ее ждут два тяжелейших удара <...>, от которых оправляться ей придется многие годы» (с. 8). Первый удар - необходимость конкурировать с зарубежными фильмами, в том числе на новых носителях. Второй удар - снижение господдержки и установление правил свободного рынка, которые для многих оказались гораздо более суровым ограничением, чем цензура времен ПНР.

* Адамчак М. Система финансирования и поддержки кинематографа в Польше после 2005 года / Пер. с пол. Мих. Черняка. - М.: КоЛибри: Азбука- Аттикус, 2012. - 62 с.

Тем не менее кинематографисты свято верили в светлое будущее. Подобные надежды были следствием общей убежденности в огромном потенциале польского кино (который якобы сдерживало лишь ущербное социалистическое хозяйствование), веры в польский творческий гений (ранее ограниченный цензурой) и в привязанность аудитории к национальному кинематографу.

В 1990-е годы оживленно обсуждался вопрос о необходимости господдержки культуры вообще и кинематографа в частности. В это время на одного поляка приходилось лишь 0,75 проданных билета в кино, причем и эти зрители смотрели почти исключительно голливудскую кинопродукцию (с. 11). Независимых продюсеров, способных взять на себя риск финансирования кинопроизводства, практически не было. В 1998 г. на поддержку кинопроизводства из госбюджета было выделено 23 млн. злотых, а в 2002 г. - всего 6 млн., т.е. стоимость производства двух полнометражных художественных фильмов (с. 12-13). Из трех важнейших киношкол времен ПНР (Варшава, Лодзь, Вроцлав) осталась только варшавская.

Кинопроизводство упало до самого низкого уровня со времен Второй мировой войны. Польский кинематограф оказался на грани физического исчезновения. Ситуацию несколько скрашивала лишь поддержка государственного телевидения, являвшегося своего рода «капельницей» для поддержания жизни в системе. Производство телесериалов послужило убежищем для основной массы работников киноиндустрии.

Новый период в развитии польского кинематографа начался с принятием закона о кинематографе от 30 июня 2005 г. Этот закон стал началом пути к возрождению киноиндустрии. Реализация государственных задач в области кино возложена прежде всего на Польский институт киноискусства (ПИК). Автономность ПИК обеспечивается, в частности, практической несменяемостью его директора, назначаемого на пять лет. Основные средства в пользу ПИК поступают не из госбюджета, а из доходов кинопроката и телевещателей, которые отчисляют 1,5% от своих доходов. Реально на долю кинопроката приходится менее 10% поступлений, а остальное - от телевещателей, включая кабельное и цифровое ТВ

(с. 19).

В последние годы объем государственных средств, выделяемых на кинопроизводство, составлял от 90 до 120 млн. злотых, т.е. в 4-5 больше, чем до принятия Закона о кинематографе 2005 г.

ПИК в той или иной мере финансирует практически все полнометражные художественные фильмы, выпускаемые в стране. Производство художественных фильмов финансируется в пределах 50% бюджета картины, но не более 4 млн. злотых. Однако так называемое «сложное кино» (включая авторское) может финансироваться в пределах 70% от бюджета производства. В эту же категорию входят фильмы, предназначенные для молодого зрителя или ориентированные на семейный просмотр, а также документальные и анимационные фильмы (с. 23-24). Никакие налоговые льготы для кинопроизводителей не предусмотрены (в отличие, например, от чешского и венгерского кинематографа).

В печати часто говорится о переходе от «режиссерского кинематографа» к «кинематографу продюсеров». Но к Польше эта формула мало применима. «Скорее можно говорить о том, что после 1989 г. польский кинематограф - это не "кинематограф продюсеров", а "кинематограф режиссеров под видом продюсеров". А в контексте развития системы после 2005 г. <...> вполне возможно, что формулировка может быть исправлена на "кинематограф экспертов и институтов"» (с. 33).

В «лучшие» годы ПНР - на рубеже 1970-1980-х годов - выпускалось до 40 художественных фильмов в год. В 1990-е годы эта цифра упала вдвое. Ныне число производимых картин снова достигло 40. Некоторые эксперты считают, что это и есть оптимальная цифра, «если мы не хотим, чтобы польские фильмы в борьбе за зрителя друг друга «позабивали», и что лучше выделять больше средств на меньшее число проектов» (с. 40). Для сравнения: в Великобритании в последние годы ежегодно выпускается 7090 фильмов, в Германии - 100-120, в Испании - 120-150, во Франции - 170-190, а в Чехии и Венгрии около 25 (с. 40).

Доля польского кино на внутреннем кинорынке стабилизировалась на достаточно высоком для европейского кино уровне в 2025%, а в лучшие годы доходит до 30% (с. 41). Польский кинорынок, несмотря на тенденцию к росту, все еще довольно «мелок», и собрать прибыль кинопроизводителю крайне сложно. Зарубежные рынки также не приносят дополнительных доходов. Бюджеты крупнейших польских картин не превышают расходов Голливуда на изготовление копий блокбастеров.

Доминирующее положение в прокате занимают две категории картин. Первая - костюмированные исторические масштабные

полотна, основанные либо на классике польской литературы XIX в., либо на трагических событиях XX в. Вторая - романтические комедии весьма низкой художественной ценности, чаще всего произведенные концерном 1Т1 и практически неизвестные за пределами Польши. В 2009 г. было продано 39 млн. кинобилетов, т. е. размер аудитории вернулся к уровню поздней ПНР. На одного жителя Польши приходится один билет в кино в год. Это соответствует уровню стран Центральной и Восточной Европы, но вдвое ниже западноевропейского уровня (с. 42).

Сейчас в стране действует около 500 кинотеатров с более чем 1000 экранов. 80% проданных билетов приходится на мультиплек-сы, размещенные по большей части в торговых центрах. Поход в кино стал в гораздо большей степени, чем во времена ПНР, развлечением больших городов. На шесть крупнейших городских агломераций (Варшава, Лодзь, Краков, Познань, Вроцлав, Гданьская агломерация) приходится 57% проданных билетов (с. 43). Дистрибьюторы, принадлежащие голливудским компаниям или связанные с ними долгосрочными отношениями, контролируют 60% польского рынка (с. 45).

Самый масштабный проект ПИК в области кинематографического образования - это проект «Школьная кинотека». Ее суть состоит в безвозмездной передаче всем заинтересованным школам коллекции из 55 лучших польских фильмов на ОУО-дисках, сопровождаемых киноведческим анализом каждого фильма.

Число кинозрителей ныне находится на самом высоком после 1989 г. уровне и несмотря на развитие Интернета продолжает расти. Представители киноиндустрии заявляют о своих убытках, считая каждое скачивание фильма в Интернете равноценным стоимости билета в кинотеатре, однако такое сравнение вызывает сомнения. Нелегальными источниками зрители пользуются, чтобы смотреть фильмы, которые они не посмотрели бы на платной основе (с. 58).

Благодаря Закону о кинематографе 2005 г. и Польскому институту киноискусства произошел количественный, но пока еще не качественный скачок (если иметь в виду художественную ценность кинопродукции). Польское кино в последние годы практиче-

ски не представлено на крупнейших международных фестивалях и в международной дистрибуции, за исключением работ режиссеров, составивших себе имя еще в прежние десятилетия, таких как Вайда и Скалимовский.

К. В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.