Научная статья на тему 'ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ'

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гребля академическая / лыжная подготовка / общефизическая подготовка / педагогический эксперимент / academic rowing / ski training / general physical training / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крылов Леонид Юрьевич, Михайлова Тамара Викторовна

Изучены показатели общей и специальной подготовленности юных спортсменов, специализирующихся в академической гребле. Выявлены оптимальные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. Проведен анализ эффективности применения лыжной подготовки в процессе воспитания общей аэробной выносливости у гребцов–академистов в общеподготовительном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крылов Леонид Юрьевич, Михайлова Тамара Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKI TRAINING AS A MEANS OF DEVELOPING ENDURANCE AMONG YOUNG ROWERS

The indicators of general and special readiness of young athletes, specializing in rowing, have been studied. The optimal values of the volume and intensity of the training load in the preparatory period were revealed. The analysis of the effectiveness of ski training in the process of upbringing general aerobic endurance among rowers-academicians in the general preparatory period was carried out.

Текст научной работы на тему «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ»

УДК 797.123.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-73-79

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ

Л.Ю. Крылов, Т.В. Михайлова

Изучены показатели общей и специальной подготовленности юных спортсме-

нов, специализирующихся в академической гребле. Выявлены оптимальные величины

объема и интенсивности тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. Про-

веден анализ эффективности применения лыжной подготовки в процессе воспитания

общей аэробной выносливости у гребцов–академистов в общеподготовительном пе-

риоде.

Ключевые слова: гребля академическая, лыжная подготовка, общефизическая

подготовка, педагогический эксперимент.

SKI TRAINING AS A MEANS

OF DEVELOPING ENDURANCE

AMONG YOUNG ROWERS

Krylov L.Y., candidate of pedagogical sci-

ences, acting head of department, lyk1980@

mail.ru, Russia, Moscow, Russian State Uni-

versity of Physical Education, Sport, Youth

and Tourism,

Mikhailova T.V., doctor of pedagogical sci-

ences, professor, rector, rectorat@rgufk.ru,

Russia, Moscow, Russian State University of

Physical Education, Sport, Youth and Tourism

The indicators of general and special readiness

of young athletes, specializing in rowing, have

been studied. The optimal values of the vo-

lume and intensity of the training load in the

preparatory period were revealed. The analy-

sis of the effectiveness of ski training in the

process of upbringing general aerobic endur-

ance among rowers-academicians in the gen-

eral preparatory period was carried out.

Key words: academic rowing, ski training,

general physical training, pedagogical experi-

ment.

Крылов Леонид Юрьевич, канд. пед. наук, и.о.

зав. кафедрой, lyk1980@mail.ru, Россия, Москва, Россий-

ский государственный университет физической культуры,

спорта, молодежи и туризма,

Михайлова Тамара Викторовна, д-р пед.

наук, проф., ректор, rectorat@rgufk.ru, Россия, Москва,

Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма

Эффективность повышения уров-

ня спортивного мастерства юношей в

циклических видах спорта во многом оп-

ределяется рациональностью варьирова-

ния тренировочных нагрузок в годичном

цикле подготовки. Гребной спорт вообще

и академическая гребля в частности от-

носятся к циклическим видам спорта,

требующим высокого уровня развития

специальной выносливости, которая под-

разумевает способность обеспечивать

продолжительное эффективное выполне-

ние специфической работы в течение оп-

ределенного времени, обусловленного

требованиями избранного вида спорта (в нашем случае – академической

гребли) [2, 5].

В последнее время в погоне за результатом, у юных гребцов-акаде-

мистов наблюдается форсирование подготовки, что выражается в увеличе-

нии доли специальной физической в ущерб общефизической подготовки.

В тренировочном процессе это выражается в увеличении гребли в лодке на

воде, гребли в гребном бассейне, работы на гребном эргометре. В занятиях

по общефизической подготовке значительное место занимают упражнения,

приближенные по силовым и временным параметрам к специальной

работе гребца на воде.

Однако для длительной циклической работы не менее важным про-

должает оставаться вопрос сохранения оптимального объема общеразви-

вающих упражнений, направленных на совершенствование основных

физических качеств [1, 4, 7].

Как показывает практика, спортсмены, специализирующиеся в ака-

демической гребле, начинают показывать достаточно стабильные резуль-

таты в возрасте 18–20 лет. Наивысшая результативность приходит к ним в

возрасте 25–30 лет, и очень важно дойти до этого пика и не «угаснуть»

раньше. В связи с этим вопрос подготовки спортивного резерва без форси-

рования процесса достижения спортивной формы, направленный на пла-

номерное и всестороннее развитие юных спортсменов, в последнее время

приобрел большую актуальность [2, 6].

Цель исследования – проведение анализа эффективности примене-

ния лыжной подготовки в процессе воспитания общей аэробной выносли-

вости у гребцов–академистов 13–14 лет в общеподготовительном периоде.

Гипотеза исследования: предположено, что увеличение доли заня-

тий, направленных на воспитание общей выносливости в подготовитель-

ном периоде у юных гребцов 13–14 лет, занимающихся академической

греблей, позволит им быстрее адаптироваться к выполнению специальной

работы в лодке и в дальнейшем добиться улучшения результата на основ-

ной соревновательной дистанции 2000 м.

Задачи исследования:

– изучить показатели общей и специальной подготовленности

спортсменов 13–14 лет, специализирующихся в академической гребле;

– выявить оптимальные величины объема и интенсивности трени-

ровочной нагрузки в подготовительном периоде для юношей, специализи-

рующихся в академической гребле;

– разработать и экспериментально обосновать методику воспитания

выносливости для юношей 13–14 лет, занимающихся академической греб-

лей.

Организация исследования. Экспериментальные исследования про-

ходили на базе ВСК «Буревестник» (г. Москва), в период с ноября 2020 г.

по март 2021 г. Приняли участие 18 спортсменов, условно разделенных на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

две группы (экспериментальную и контрольную) по 9 чел. в каждой. На

момент проведения эксперимента возраст испытуемых составлял 13–

14 лет, они обучались в 7–8-х классах средней образовательной школы,

имели спортивную квалификацию от второго юношеского разряда до

третьего взрослого и стаж занятий – в среднем 2–3 года.

Исследование проводилось в три основных этапа.

На первом этапе испытуемых поделили на две группы (контрольная

и экспериментальная), провели первичные контрольные тестирования,

целью которых было определение исходных физических данных спорт-

сменов, уровня их общефизической и специальной подготовленности.

Испытуемым были предложены следующие тесты:

1) гребля на эргометре 2000 м;

2) бег на лыжах классическим ходом 5000 м;

3) бег на 3000 м.

4) отжимание в упоре лежа (максимальное количество раз за 1 мин).

Усредненные показатели измерений представлены на рис. 1. По ре-

зультатам первого тестирования можно отметить, что сформированные

группы были сходны между собой по всем показателям. Значимых откло-

нений выявлено не было ни по одному из показателей (р> 0,05).

Контрольная группа Экспериментальная группа

Гребля на эргометре

2000 м (мин, с)

Бег на лыжах 5000 м

(мин, с)

Бег на 3000 м

(мин, с)

Отжимание

(кол-во раз)

Рис. 1. Результаты первого тестирования

Второй этап нашего исследования продолжался пять месяцев. На

этом этапе спортсмены экспериментальной группы тренировались с уче-

том разработанных нами рекомендаций, которые заключались в следую-

щем:

– увеличение количества тренировок, направленных на воспитание

общей выносливости средствами лыжной подготовки;

– уменьшение количества занятий в гребном бассейне и на гребных

эргометрах (данные занятия использовались исключительно для совершен-

ствования технического мастерства юных гребцов);

– использование в лыжной подготовке классического хода.

Тренировочные занятия проходили пять раз в неделю. Продолжи-

тельность занятий составляла около 90 мин, из них 2 занятия по 90 мин

были направлены на воспитание общей выносливости средствами лыжной

подготовки [3, 6, 8].

На третьем этапе исследования (через 5 месяцев после систематиче-

ских тренировок, в конце марта 2021 г.) с целью оценки динамики резуль-

татов в контрольных упражнениях было проведено повторное тестирова-

ние, усредненные результаты которого отображены на рис. 2. По результа-

там этого тестирования можно отметить повышение исследуемых показа-

телей у спортсменов обеих групп во всех контрольных тестах, однако

выявленная динамика показателей в экспериментальной группе была более

значимой, чем в контрольной.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Гребля на эргометре

2000 м (мин,с)

Бег на лыжах 5000 м

(мин,с)

Бег на 3000 м

(мин, с)

Отжимание

(кол-во раз)

Рис. 2. Результаты второго тестирования

Результаты исследования и их обсуждение. Спортсмены экспери-

ментальной группы по результатам всех контрольных тестов, за исключе-

нием гребли на эргометре, превзошли спортсменов контрольной группы.

По окончании эксперимента в начале соревновательного периода было

проведено контрольное тестирование, заключавшееся в прохождении

соревновательной дистанции в гребле на 2000 м. Далее все спортсмены

тренировались по единому плану, а в конце соревновательного периода

был проведен повторный срез результатов тестирования. Усредненные

показатели прохождения дистанции в гребле на 2000 м в начале и конце

соревновательного периода отображены на рис. 3.

Анализ первого контрольного прохождения дистанции в гребле

2000 м, которое состоялось в мае 2021 г., показал, что несмотря на значи-

тельно больший объем специальной работы, выполненной спортсменами

контрольной группы в подготовительном периоде, к началу соревнова-

тельного периода существенной разницы в результатах, продемонстриро-

ванных спортсменами обеих групп, не наблюдалось (р>0,05). К концу

соревновательного периода спортсмены экспериментальной группы доби-

лись более высоких результатов на основной соревновательной дистанции

2000 м.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Начало Конец

Рис. 3. Результаты прохождения дистанции в гребле на 2000 м

испытуемыми в начале и конце соревновательного сезона (мин, с)

Заключение.

Опираясь на полученные данные, сделан вывод о том, что для

спортсменов в возрасте 13–14 лет, занимающихся академической греблей

в подготовительном периоде, целесообразно больше внимания уделять

воспитанию общей выносливости, для развития которой этот возраст

является благоприятным.

Активный рост показателей выносливости у школьников 13–14 лет

является результатом повышенной двигательной активности детей в этом

возрасте, началом периода интенсивного полового созревания и связан-

ного с ним существенного прироста показателей физического развития.

Этому способствует увеличение абсолютного и относительного значений

максимального потребления кислорода. В этом возрасте наблюдается

положительная динамика показателей легочной вентиляции, происходит

уменьшение частоты дыхания и увеличение его глубины, и, как следствие,

повышение уровня общей выносливости на этом этапе будет являться

основным фактором, обусловливающим достижение высоких соревнова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельных показателей в дальнейшей спортивной карьере.

Таким образом, особое внимание на этом этапе подготовки юных

спортсменов следует уделять повышению функциональных резервов сер-

дечно-сосудистой и дыхательной систем. Также при работе с данным кон-

тингентом гребцов необходимо использовать различный арсенал средств

общефизической подготовки, направленный на воспитание общей вынос-

ливости, а в зимнее время года особое внимание уделять лыжной подго-

товке.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать представленную мето-

дику для использования в подготовительном периоде годичного цикла

подготовки юных гребцов-академистов.

Список литературы

1. Большев А.С., Сидоров Д.Г., Овчинников С.А. Частота сердеч-

ных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты: учеб. пособие.

Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. 76 с.

2. Гребной спорт: учебник / Т.В. Михайлова [и др.]. М.: Издат.

центр «Академия», 2006. 400 с.

3. Иванова В.Н., Дитятев О.П., Блажко А.В. Техника и методика

обучения способам передвижения на лыжах: учеб. пособие. Барнаул: Изд-

во АГМУ. 104 с.

4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов ХХI века. Научные

основы и построение тренировки. М.: Спорт, 2016. 464 с.

5. Каверин В.Ф. Методические рекомендации в подготовке гребцов

на байдарках и каноэ. Барнаул, 2017. 63 с.

6. Неминующий Г.П. Средства общей физической подготовки

гребца // Гребной спорт. 1995. С. 52–54.

7. Селявина В.А., Крылов Л.Ю. Влияние беговых тренировок

на лыжах в подготовительный период гребцов-академистов в возрасте

13–14 лет на спортивный результат // Современные проблемы и перспек-

тивы развития гребных видов спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ.

конф. Казань: Изд-во ПГАФКСТ, 2016. С. 160–163.

8. Филин В.П., Фомин H.A. Основы юношеского спорта. М., ФКиС,

1980. 255 с.

References

1. Bol'shev A.S., Sidorov D.G., Ovchinnikov S.A. Chastota serdechnyh sokrashche-

nij. Fiziologo-pedagogicheskie aspekty [Heart rate. Physiological and

pedagogical aspects]:

textbook. allowance. N. Novgorod: NNGASU, 2017. 76 p.

2. Grebnoj sport [Rowing]: textbook / T.V. Mihajlova [et al.]. M.: Publishing

house.

center "Academy", 2006. 400 p.

3. Ivanova V.N., Dityatev O.P., Blazhko A.V. Tekhnika i metodika obucheniya

spo-

sobam peredvizheniya na lyzhah [Technique and methodology for teaching ways of

skiing]:

textbook. allowance. Barnaul: Publishing house of ASMU. 104 p.

4. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy i postroenie

trenirovki [Training of athletes of the XXI century. Scientific foundations and

construction of

training]. M.: Sport, 2016. 464 p.

5. Kaverin V.F. Metodicheskie rekomendacii v podgotovke grebcov na bajdarkah i

kanoe [Methodical recommendations in the training of rowers in kayaks and

canoes]. Barnaul,

2017. 63 p.

6. Neminuyushchij G.P. Sredstva obshchej fizicheskoj podgotovki grebca [Means of

general physical training of the rower] // Grebnoj sport [Rowing sport]. 1995.

P. 52–54.

7. Selyavina V.A., Krylov L.Yu. Vliyanie begovyh trenirovok na lyzhah v

podgoto-

vitel'nyj period grebcov-akademistov v vozraste 13–14 let na sportivnyj

rezul'tat [The influ-

ence of cross-country skiing training in the preparatory period of academic

rowers at the age

of 13-14 on sports performance] // Modern problems and prospects for the

development of

rowing sports: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical

conf. Kazan: Pub-

lishing house PGAFKST, 2016. P. 160–163.

8. Filin V.P., Fomin H.A. Osnovy yunosheskogo sporta [Fundamentals of youth

sports]. M., FKiS, 1980. 255 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.