Научная статья на тему '«ЛЮДИ ЗЕМЛИ И МОРЯ»: ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКСПОЗИЦИИ'

«ЛЮДИ ЗЕМЛИ И МОРЯ»: ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКСПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭКСПОЗИЦИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцева Наталья Васильевна, Белокопытова Виктория Александровна

Рассматриваются некоторые аспекты этнической истории региона, визуально «читаемые» посетителем в художественном пространстве этнографической экспозиции Магаданского областного краеведческого музея. Прослежены взаимосвязи археологического, этнографического и фотографического предметного ряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мальцева Наталья Васильевна, Белокопытова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«PEOPLE OF THE EARTH AND THE SEA»: THE ETHNOGRAPHIC HISTORY OF THE REGION IN THE EXPOSITION SPACE

Some aspects of the ethnic history of the region, visually "read" by the visitor in the artistic space of the ethnographic exposition of the Magadan Regional Museum of Local Lore, are considered. Interrelations between archaeological, ethnographic and photographic subjects are traced.

Текст научной работы на тему ««ЛЮДИ ЗЕМЛИ И МОРЯ»: ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКСПОЗИЦИИ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0056 УДК 069.53:39 (571.65)

«PEOPLE OF THE EARTH

AND THE SEA»: THE ETHNOGRAPHIC

HISTORY OF THE REGION

IN THE EXPOSITION SPACE

Natalya V. Maltseva Victoria A. Belokopytova

Magadan Regional Museum of Local Lore Magadan, Russian Federation

Abstract: Some aspects of the ethnic history of the region, visually "read" by the visitor in the artistic space of the ethnographic exposition of the Magadan Regional Museum of Local Lore, are considered. Interrelations between archaeological, ethnographic and photographic subjects are traced.

Keywords: thematic blocks; artistic space of the exposition; ethnic history of the region.

Citation: Maltseva, N.V., Belokopytova V.A. (2022). «PEOPLE OF THE EARTH AND THE SEA»: THE ETHNOGRAPHIC HISTORY OF THE REGION IN THE EXPOSITION SPACE. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T.l,№3 (12), p. 139-147.

H. В. Мальцева В. А. Белокопытова

Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Российская Федерация

«ЛЮДИ ЗЕМЛИ И МОРЯ»:

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Рассматриваются некоторые аспекты этнической истории региона, визуально «читаемые» посетителем в художественном пространстве этнографической экспозиции Магаданского областного краеведческого музея. Прослежены взаимосвязи археологического, этнографического и фотографического предметного ряда.

Ключевые слова: тематические блоки; художественное пространство экспозиции; этническая история региона.

Зкспозиция «Люди Земли и Моря» Магаданского областного краеведческого музея, открытая в декабре 2013 года, на предметах этнографической, археологической коллекций и коллекции фотографий (более 2 тыс. экспонатов) показывает материальную и духовную культуру этнических групп региона. Над созданием экспозиции работали более года. Она стала долгожданным подарком горожанам к 60-летию со дня образования Магаданской области.

При входе в зал внимание посетителей привлекает коллаж из фотопортретов представителей коренных малочисленных народов региона. Лица на фотографиях визуально похожи, но в то же время несут яркие индивидуальные черты. Из названия экспозиции становится понятно, что речь пойдёт об этнической истории Северо-Востока Азии, уникальности северных культур, ряд из которых сегодня утрачен.

Просмотр экспозиции начинается от копии итоговой карты 1-й экспедиции Беринга, выполненной мичманом Петром Чаплиным. На карте нанесены границы восточной части Азиатского континента, исключая береговую линию Северного Ледовитого океана. Коренные народы, проживающие на данной территории, изображены в традиционных отраслях природопользования, характерной для своего этноса одежде, с орудием в руках, - тунгусы верхом на оленях, коряк с луком и стрелами, камчадал на собачьей упряжке и др. Также отмечены территории проживания каждого народа с самоназваниями.

Карта, составленная В. В. Леонтьевым, представляет схему расселения народностей Северо-Востока России в конце XVII в. Третья карта, датируемая 1956 годом, показывает этническое взаимодействие этносов и процессы ассимиляции аборигенного населения.

Карта Магаданской области в современных её границах мало информативна. На ней можно только проследить границы районов (городских округов) области, которые были проложены без учёта природопользования коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

В исторический «диалог» с посетителем вступают музейные предметы, расположенные на белом (этнографический материал) и светло-жёлтом (археологический материал) фоне двумя рядами в витринах со «снежными кромками» - выступами с информационными текстами к тематическим блокам. Такое объёмно-пространственное решение позволило разгрузить витри-

ны от большого количества информационных текстов и аннотаций, визуально объединив тематические блоки экспозиции. Выступы позволяют посетителю представить пространства природных ландшафтов традиционного природопользования этносов региона. В витринах ленточного типа в выставочном зале площадью 278 кв. м последовательно представлены четыре тематических блока: «Ритуальный комплекс», «Люди Земли», «Люди Моря», «Декоративно-прикладное искусство», повествующие о мировоззрении и самосознании жителей континентальной (оленных коряков, оленных чукчей, юкагиров, эвенов, якутов) и прибрежной территории Северо-Востока Азии (азиатских эскимосов, береговых чукчей, береговых коряков, охотских камчадалов), об их традициях и этнической истории, об уникальности самобытных культур и взаимосвязи природы и человека.

Целостность визуального восприятия пространства экспозиции «Люди Земли и Моря» при наличии многочисленных музейных экспонатов держится фоновыми заставками тематических чёрно-белых фотографий. На них оживают повседневные сцены из жизни КМНС.

Фотографический ряд позволяет посетителю представить основные способы использования человеком предметов, находящихся в экспозиции. Это атрибуты, используемые шаманом во время камлания; жилище морских зверобоев; облачение воина-палеоазиата. Также на фотографиях запечатлены будничные сцены жизни северных народов: караван ездовых и вьючных оленей в движении при перекочёвке; круговое действие в танце «Хэдэ» на летней ярмарочной встрече представителей эвенских родов; команда морских зверобоев в байдаре.

Без использования фоновых заставок с тематическим фотографическим материалом, оформленным согласно художественной концепции экспозиции, просмотр экспонатов музейной коллекции был бы неинформативным для индивидуального посетителя, самостоятельно знакомящегося с выставкой.

Какую информацию сможет почерпнуть посетитель, изучая предметный ряд? Согласно научной концепции экспозиция разделена на четыре основных тематических блока, каждый из которых имеет свои подтемы.

Предметы в витринах для удобства посетителей расположены в три ряда. Нижний ряд представлен предметами археологической коллекции.

Яранга эскимосов (средний план) (Магаданская обл., Чукотский национальный округ, Чукотский р-н, с. Наукам). 1954. Фотобумага, фотопечать.

12,5x18,2 Фото В. В. Леонтьева Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Yaranga of the Eskimos (middle plan) (Magadan region, Chukotka National District, Chиkotsky District, village ofNaukan). 1951. Photographic paper, photo printing.

12,5x18,2 Pholo byV.V. Leontiev. Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

Эвенский танец «Хлое». Приморский край, Гижигинский округ, с. Наяхан, 1901. Фотобумага, фотопечать. 16,4x28,6

Фото В. И. Иохепьсона Магаданский облает ной краеведческий музей (Магадан)

liven dance "Khede".

Primorsky region, Gizhiginsky district, village oj Nayakhan. 1901. Photographic paper, photo printing.

16,4x28^6 Pholo by V. I. Yokhelson. Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

Средний ряд демонстрирует этнографический материал. Он самый многочисленный на экспозиции. Верхний ряд фотоматериалов показывает традиционное фактическое применение аборигенами демонстрируемых предметов.

Тематический блок «Ритуальный комплекс» -собирателен для всех этнических групп региона. Он разделен на три подтемы: охранители (личные амулеты и семейные обереги), верования и религиозные представления (анимизм, тотемизм, православие, двоеверие) и промысловые культы.

Личные амулеты и семейные обереги - неотъемлемый атрибут жизни аборигенов, в том числе и в мире предков. Представленный в витрине инвентарь коряков и чукчей является как рабочим, так и погребальным, используемым при проводах человека в другой мир.

Ярким образцом погребальной одежды служит уникальный предмет этнографической коллекции - корякская женская кухлянка.

Это очень редкое поступление в коллекцию музея, поскольку традиционным погребением у коряков была кремация [4, с. 90]. Для сожжения сооружали кострище, на которое укладывали

й 'vAi'ß'-ь**

■ -• -

FT?

покойника, его личные вещи, в том числе те, которые понадобятся ему в мире мёртвых. Коряки Северо-Эвенского района Магаданской области практиковали данный вид погребения и в 2000-е гг. До сих пор старшее поколение коряков выбирает такой способ встречи с предками1.

Коряки воспринимали смерть как «переезд» человека на новое место, где он продолжал жить в окружении умерших родственников. До кремации к покойнику относились как к живому; отправляя его в дорогу, снабжали всем необходимым. Похоронную одежду шили заранее, ещё при жизни человека, но оставляли незаконченной, чтобы «удлинить жизнь». Коряки верили, что, если дошить одежду её владелец умрёт раньше. Женщины строго следили за направлением швейной иглы в процессе работы. Оно было противоположно тому в котором шили вещи для живых людей.

Корякская погребальная одежда отличалась от праздничной и повседневной. К подолу пришивали одинарную, двойную или тройную широкую полосу - опуван.

Традиционно опуваны расшивали в технике кожаной продержки с вшиванием оленьего волоса. С приходом эвенов её заменил бисер: техника бисерного шитья отличалась меньшей трудоёмкостью, а вышивка - яркостью.

Опуван обязательно имел «хвост» - острый выступ сзади. Хвост наиболее архаичный элемент корякской одежды, который сохранил ритуальное значение. Коряки полагали, что за него (по прибытии умершего в потусторонний мир) брался старейший предок, за ним выстраивались цепочкой другие родственники, приобщая его к своему коллективу [4, с. 80]. При необходимости для погребения могли взять и повседневную кухлянку но её обязательно украшали «хвостатым» опуваном.

Погребальная одежда должна быть красивой, чтобы не обидеть умершего. Её расшивали бисером белого, чёрного и синего цветов. Красный бисер не использовали: это могло навредить живым родственникам.

Украшая бисерным орнаментом погребальную одежду коряки старались использовать его в небольшом количестве, чтобы не делать ещё более тяжёлым и без того долгий и трудный путь умершего в потусторонний мир [4, с. 83].

Несмотря на видимую красоту части погребальной одежды мастерица соединяла крупным, некрасивым швом, полагая, что в мире покойни-

ков он станет мелким и красивым. На сухожильной нитке не делали узелков. Если для погребения использовали поношенную одежду, то узелки обязательно срезали и заменяли опушку из меха выдры на опушку из меха белой или светло-серой собаки.

Погребальную одежду дошивали и окончательно украшали подвесками и розетками, пока покойник находился в жилище. Готовую погребальную одежду надевали на него только рано утром, перед кремацией.

Эволюционную трансформацию личных оберегов в элементы украшения на одежде можно проследить на примере кухлянки в тематическом блоке «Декоративно-прикладное искусство». Розетки и подвески со временем утратили утили-

сунок украшения одежды. Розетки из кусочков камуса (шкура с ног оленя) с кожаными шнурками, низками с бисером и меховыми подвесками выполняли также функцию личного оберега. Из розеток мастерица выкладывала орнамент небесных светил - Солнца, Луны, звёзд. По убеждению коряков, подвески, раскачиваясь при движении человека, могли помешать негативному влиянию злых духов, решивших нанести вред обладательнице одежды.

Бисер и бусины играли роль ловушки. Душа обладателя оберега в момент опасности могла спрятаться в их сквозное отверстие и стать невидимой для злых духов. В то же время сама бусина выполняла и функцию ловушки. Попадая в её отверстие, духи начинали двигаться по кругу и

тарное и охранительное значение и стали просто элементами декора.

Кухлянка и гагагля (рубаха из оленьей шкуры шерстью внутрь, с капюшоном) сшиты из ровдуги, окрашенной ольхой в тёмный цвет. Набор украшений одежды идентичен. Но в отличие от погребальной одежды праздничная (танцевальная) не имеет характерного удлинения на опу-ване. Роль оберега играет подвеска с колокольчиком, пришитым под левым рукавом в области сердца.

Заплатки на одежде первоначально выполняли чисто утилитарную функцию. Ими скрывали отверстия на шкурах оленей от жизнедеятельности личинок кровососущих насекомых. Женщина обычно подбирала материал тон в тон, добиваясь идентичности фактуры. Высоким мастерством считалось умение вписать заплатки в общий ри-

утрачивали свою вредоносную силу [4, с. 71].

В тематических блоках «Ритуальный комплекс» и «Декоративно-прикладное искусство» экспонируется женский инвентарь для рукоделия. Согласно погребальным обрядам он сопровождал свою хозяйку не только при жизни, но и после смерти. В «Ритуальном комплексе» экспозиции инвентарь представлен подъёмным материалом археологической коллекции.

В погребальный женский корякский комплекс входили мешочки для ритуальной пищи, модель коврика, табакерка в чехле, кресало и напёрсток. Мешочки крепили к поясу. Покойной отдавали её швейные принадлежности: скребок, рабочий мешок с иголками и напёрстком, круглую бусину чёрного цвета, кроильный нож в меховом чехле.

Все предметы, которые клали в захоронение, «умерщвляли» (освобождали дух), т.е. специаль-

Погребальные предметы ритуального комплекса

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Burial objects of the ritual complex Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

Тематический блок «Люди Земли»

Магаданский областной краеведческий музеи (Магадан)

Thematic block "People oj the I.an J" Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

но ломали, портили. Так, у всех представленных в коллекции режущих орудий на лезвиях имеются зазубрины, у колющих загнуты или скручены в спираль концы. В мире предков, по мнению коряков, эти предметы снова станут пригодными для эксплуатации умершим родственником.

В тематическом блоке «Декоративно-прикладное искусство» представлен традиционный инструментарий для обработки шкур и рукоделия (скребки для обработки оленьих шкур, ножи для кройки, игольники, напёрстки), используемый хозяйкой в обычной жизни и относящийся к этнографической коллекции музея.

Таким образом, предметный ряд рабочего инвентаря мастериц из указанных коллекций позволяет посетителю проследить его назначение от утилитарного при ежедневном использовании до охранительного и погребального.

Ритуальное использование этнографических и археологических предметов демонстрирует шаманская атрибутика (тематический блок «Ритуальный комплекс»). У эвенов, например, изображать людей на одежде было не принято, поэтому первоначально украшения присутствовали только на ритуальной шаманской одежде. Фигурки выступали его помощниками при переходе в другие миры, позволяя шаману безопасно там передвигаться. Ярким примером этого служит шаманский пояс, на котором прикреплены девять тряпичных куколок, символизирующих хозяев дороги в «нижний мир» [8, с. 183-184].

Позже изображения человека всё же появляются в декоративно-прикладном искусстве, в узорах эвенской вышивки, например, схематичное изображение головы, шеи и плеч человека в коллективном танце «Хэдэ» в виде орнамента «личики».

Таким образом, посетитель может установить взаимосвязь двух тематических комплексов, проследив трансформацию детального изображения человека на ритуальных нарядах в схематичное, представленное в узорах на повседневной и праздничной одежде.

Неслучайно напротив друг друга расположены тематические блоки «Люди Земли» - жители континентальной части Северо-Востока Азии (олен-ные коряки и чукчи, юкагиры, эвены, якуты) - и «Люди Моря» - население прибрежной территории Северо-Востока Азии (азиатские эскимосы, береговые чукчи и коряки, охотские камчадалы). Согласно научной концепции экспозиции народы были сгруппированы в тематические блоки

по хозяйственному принципу с учетом территориального деления и природно-климатических условий проживания.

Тематический блок «Люди Земли» представлен этносами, жизнь которых в той или иной степени зависела от домашнего животного - оленя, лошади, коровы.

Экспонаты в витринах демонстрируют элементы кочевой культуры, предметы первичного производства для жизнеобеспечения семьи, тендерное разделение внутри этнического сообщества.

В первую очередь посетители знакомятся с палеоазиатскими народами: оленными чукчами и коряками. Они рассматриваются в контексте одного культурно-хозяйственного типа, основанного на крупностадном оленеводстве.

Оленеводы находились при своих подопечных круглосуточно. Пастухи окарауливали стадо без использования пастушеской собаки. Семьи постоянно кочевали по тундре следом за оленями [2]. Этим объясняется небольшое количество хозяйственных принадлежностей у семьи и их специфика.

Хозяйственно-бытовая утварь, представленная в витрине (котёл для приготовления пищи, деревянные блюда, ковши, скребки для обработки шкур, снеговыбивалки), отражает женские обязанности в стойбище. Снеговыбивалки использовал каждый обитатель яранги для удаления снега с одежды. Но чаще всего с их помощью женщины выбивали шкуры, которыми покрывали полог, чтобы не допустить их порчи от влаги. В обязанности женщины входила и подготовка нехитрого скарба семьи для перекочёвки. Мужчины запрягали оленей в нарты (ездовые и грузовые).

Нарты изготавливали из полярной ивы или березы, перекладины соединяли при помощи копыльев из оленьих рогов. Все детали скрепляли между собой при помощи ремешков. Особый вид нарт, с четырёхугольным кузовом, покрытым шкурами, использовали для перевозки маленьких детей в холодное время года.

Одежда оленеводов была очень тёплой и одновременно лёгкой. Её шили из шкур оленей двойной, мехом внутрь и наружу. Главной частью мужской зимней одежды была кухлянка до колен с широким воротником. Штаны шили из толстых шкур осенних телят или из камусов, без пояса и с подвязками из бечевки. Штанины были узкими и плотно охватывали ноги оленевода.

Зимнюю обувь шили из камусов, летнюю - из непромокаемых и удобных в носке шкур тюленей. В холодное время поддевали меховые чулки

- чижи, стельки в обувь делали из травы.

Женская одежда представляла собой меховой двусторонний комбинезон с низко сшитым воротом. Во время празднеств, при поездках в гости и зимой поверх одежды женщины носили просторную рубашку с капюшоном, доходящую до колен,

- камлею.

Детей до 5 лет одевали в меховые комбинезоны с большим капюшоном, опушённым мехом. В возрасте 5-6 лет мальчики и девочки получали костюм взрослого покроя.

Помимо оленеводства, источником шкур служила добыча пушного зверя. На охоте использовались лук и стрелы, наконечники изготавливались из камня, кости, моржового клыка, дерева, позже - из железа. Копья употреблялись и как военное оружие.

Между витринами с предметным рядом палеоазиатов (автохтонного населения) и эвенов (пришлого населения) находятся экспонаты, рассказывающие этническую историю юкагиров. Расположение их очень символично, потому что в XV в., двигаясь на восток, юкагиры как клин отделили чукчей от коряков, способствуя дальнейшему формированию отличительных черт двух палеоазиатских народов [3].

Однако история была немилосердна к юкагирам. Народ, притесняемый чукчами и коряками с восточной стороны, а эвенами - с западной, испытывал сильное давление различных культур. Процессы ассимиляции, голод, эпидемии оспы привели к тому, что сегодня мы говорим о практически полном исчезновении этноса на территории региона.

Главными промыслами юкагиров были охота и рыболовство. Добыча диких оленей проходила 2 раза в год, когда животные переправлялись по рекам на летние или зимние пастбища. Кроме этого, поздней осенью охотились на диких северных оленей, лосей и птиц. Оленеводство было транспортным. В хозяйстве держали от 10 до 20 особей. Для передвижения по реке использовались лодки-долблёнки, изготовленные из ствола тополя с помощью ножа или тесла [5, с. 542].

От автохтонных этносов территории посетитель переходит к изучению культур и быта пришлых народов - эвенов и якутов.

Эвенов Дальнего Востока и Охотского побережья относят к северной ветви тунгусских наро-

дов, с давних пор населяющих территорию Охо-томорья и Верхне-Колымского бассейна. Они с XVII в. занимались сухопутной охотой на зверей и птиц, речным рыболовством, транспортным оленеводством.

Объектами охоты были дикий олень, лось, горный баран, горностай, белка, соболь. На охоте использовали луки, пальмы (ножевидный наконечник, закреплённый на длинном древке), стрелы, копья. Первое огнестрельное оружие у эвенов стало распространяться со второй половины XIX в. Пользовались наиболее дешёвыми кремневыми гладкоствольными и нарезными ружьями, которыми очень дорожили и передавали их от отца к сыну.

Объектом рыбного промысла эвенов была проходная рыба лососёвых пород. Зимой практиковался подлёдный лов. Охота и оленеводство требовали постоянного передвижения в поисках пастбищ, а рыболовство нуждалось в сезонных перекочевках. В условиях гористой местности и лесов верховая езда стала наиболее подходящим способом передвижения. В основном существовали малооленные хозяйства, где большую часть животных использовали для вьючной и верховой езды.

За сотни лет оленеводства эвены вывели особую породу - ламутского оленя, по сравнению с тундровым обладающим более высоким ростом и удлиненным телом. При посадке на животное верхом оленеводы опирались на палку - посох. Использовали мужские, женские, детские седла. Ездовым оленям на шею подвешивали колокольчики, по звону которых легко определялось их местонахождение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кухлянка девичья,

праздничная

с оберегом

(талисманом)

(этническая

принадлежность:

коряки.

Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, пас. Эвенск). Мастер: И. Г. Кечгелхут, 1970-е гг. Кожа, мех, металл, бисер, бусины, ручная работа, шитьё, вышивание бисером, низание. 90,0x48,5. Магаданский областной краеведческий музеи (Магадан)

A maiden's festive kukhlyanka with a talisman (ethnicity: Koryaks). Magadan region, North-Evensky district, village ofEvensk). Craftsman: I. G. Kechgelhut, 1970s. Leather, fur, metal, beads, handmade sewing, beadwork, threading. 90,0x48,5 Magadan Regional Museum ofI.ocat l ore (Magadan)

Быт эвенов был приспособлен к кочевому образу жизни: каждый предмет домашней утвари имел футляр для хранения и перевозки в сумах на вьючном олене. Исторически сложилась высокая организованность кочёвок с глубоко продуманной системой переездов и хранения хозяйственного имущества. Технология перекочёвки отрабатывалась веками [6, с. 122].

В течение XIX-XX вв. на Охотоморском побережье обосновались якуты. Они значительно ассимилировались с русскими и тунгусами (эвенами), однако частично сохранили родной язык, тип хозяйствования, элементы природопользования и материальной культуры [11].

Их традиционными занятиями были разведение коров и лошадей. Особые породы этих животных, приспособленные к суровым климатическим условиям Севера, отличались выносливостью и неприхотливостью, но были малопродуктивными. Летом скот держали на подножном корме, зимой - в хлевах, для прокорма зимой косили сено.

В пищу употреблялись всевозможные молочные блюда. Традиционной деревянной утварью были чаши, ложки, мутовки, венчики для взбивания сливок, берестяные туеса для ягод, масла, сыпучих продуктов.

Якуты охотились на лося, дикого оленя, медведя, пушного зверя. Особую роль в хозяйстве играло рыболовство. Кроме этого, занимались земледелием, распространению которого способствовали русские ссыльные поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето. Культивировали также огородные культуры.

Из ремесел были развиты кузнечное и ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, изготовление лепной керамики. Из кожи якуты изготавливали посуду, из конского волоса плели и ссучивали шнуры, которыми вышивали. Железо выплавляли в сыродутных горнах; из золота, серебра и меди делали женские украшения, конскую сбрую, культовые предметы.

Тематический блок «Люди Моря» представлен этносами, хозяйственная деятельность которых была подчинена добыче морского зверя и привязана к холодным морям Тихого и Северного Ледовитого океанов. Это азиатские эскимосы, береговые чукчи и береговые коряки.

Азиатские эскимосы проживали на холодном побережье Берингова и Чукотского морей. Исто-

рия этого этноса насчитывает около 2 тыс. лет. В экспозиции она представлена вещественными материалами археологической и этнографической коллекций.

Основным видом хозяйственной деятельности эскимосов стал морской зверобойный промысел. Охотились на ластоногих: тюленя, нерпу, моржа, а также на китов, гренландского и серого. Мясо и жир морских животных употреблялись в пищу, из шкур шили одежду и обувь, их использовали для покрытия жилищ. Из костей изготавливали орудия труда, оружие, домашнюю утварь [1, с. 249].

Главными орудиями охоты на морского зверя были копье и гарпун. Поворотный гарпун является универсальным изобретением эскимосов и наиболее удобным приспособлением для охоты на морского зверя. Именно он послужил прототипом гарпунного орудия на китобойных судах. На охоту в море выходили на байдарах - лёгких быстроходных и устойчивых на воде лодках. Их каркасы изготавливали из дерева, обтягивали моржовой шкурой, лучшей считалась шкура моржихи, снятая перед разделкой [7, с. 53].

Основной и самой ценной добычей охотников-эскимосов, безусловно, был кит. Одно добытое животное обеспечивало стойбище жиром и мясом на целую зиму. На птиц охотились при помощи болы (метательного оружия, связки ремней, к концам которых привязаны круглые камни). Для рыбной ловли использовали остроги различной величины и удочки.

Жилищем эскимосов были яранги. Для каркаса использовали огромные кости, рёбра и челюсти китов, сверху его покрывали шкурами моржей или оленей. Отапливали полог при помощи жирников, в которые заливали жир морского зверя и вставляли фитиль из мха или шерсти. Обязанностью женщин было следить за тем, чтобы в жирнике пламя было ровным и не давало копоти.

Одежда эскимосов, учитывая климатические особенности арктического побережья, была тёплой и в то же время непромокаемой. Защищающие от влаги плащи шили из выделанных кишок моржа. С появлением ткани стали шить матерчатые рубахи - камлейки.

Единственным сухопутным транспортом служили собачьи упряжки.

Культура береговых коряков, когда-то проживающих на территории Пенжинской губы, утеряна и сегодня представлена в экспозиции археологическими материалом. Знакомясь с ним, можно

сделать вывод о том, что основными занятиями береговых коряков были морской зверобойный промысел, рыболовство, собирательство на литорали. Для сбора моллюсков использовали лопаточки, для рыбной ловли - остроги. Наконечники гарпунов свидетельствуют о ведении охоты на морского зверя.

Под влиянием пришлого населения и российской колонизации в среде охотских жителей происходили процессы ассимиляции, приведшие к формированию этнической группы с самобытными чертами материальной и духовной культуры - камчадалов [9, с. 3].

Представители этой группы - потомки смешанных браков русских переселенцев с аборигенами. В результате таких браков слились традиции и обычаи хозяйствования казаков, приезжавших на Север, и якутов, коряков, эвенов, ительменов, населявших его.

Основой хозяйства русских старожилов стало рыболовство, а морской зверобойный промысел, скотоводство, огородничество и охота были дополнительными.

Переходя от одной витрины к другой, посетитель отмечает многообразие и вариативность северных культур. Удивительно, но исторические реалии продиктовали переход зверобойной промысловой культуры коряков в оленеводческую. Поэтому в экспозиции витрины «Коряки береговые» и «Коряки оленные» расположены напротив друг друга.

Археологи, изучающие далёкое прошлое края по материальным остаткам, обнаружили на Охотском побережье многочисленные древние селения морских зверобоев, которых принято считать предками коряков. Таким образом, первоначально представители этого народа были

оседлыми морскими зверобоями. У коряков Охотского побережья к середине XVII в. существовало общественное разделение труда: одна часть вела кочевой образ жизни и занималась оленеводством, другая жила оседло, охотилась на морского зверя и ловила рыбу. Себя коряки чётко разделяли по способу хозяйствования и называли оленных чавчувены, а береговых - нымыланы. Береговые коряки теряли в численности и покидали места традиционного обитания. Это происходило вследствие уменьшения или исчезновения популяций крупных морских животных и невозможности добыть необходимое количество пищи, эпидемий из-за продвижения на корякские территории тунгусов и русских землепроходцев, а также военных столкновений [10, с. 14].

Таким образом, устанавливается прямая связь от оседлых охотников на морских млекопитающих, которые, согласно археологическим данным, проживали на охотоморском побережье ещё 1 тыс. лет до н. э., являясь автохтонным населением, до владельцев огромных оленьих стад, кочующих на территориях Центральной Колымы.

Расположение витрин «Эвены» и «Якуты» напротив витрин «Эскимосы» и «Береговые чукчи» позволяет увидеть яркий контраст не только между типами хозяйствования оленеводов и морских зверобоев, но и особенностями адаптации к природно-климатическим условиям ведения хозяйствования у пришлого населения и автохтонного. У первых - эвенов и якутов - наблюдаем комплексность в ведении хозяйствования и широкую вовлечённость в обменные и товарно-денежные отношения, вторые - азиатские эскимосы, чукчи - зависят от удачной охоты на морского зверя. Обилие моржового клыка как материала, а также достаточное количество свободного вре-

Тематический блок «Ритуальный комплекс» экспозиции «Люди Земли и Моря» Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

'thematic block '"the ritual complex of the exposition "People of the Land and the Sea"

Magadan Regional Museum of Local Lore (MagaiJan)

Тематический блок «Люди Земли». Витрина «Юкагиры»

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

lhematic block "People of the Land". Showcase "Yukagirs"

Magadan Regional Museum of l ocal Lore (Magadan)

мени в полярные ночи, когда охота невозможна, приводят к возникновению косторезного искусства.

Сегодня этнографическая экспозиция «Люди Земли и Моря» является одной из самых богатых по количеству экспонируемых музейных предметов в Магаданском областном краеведческом музее. Культуры аборигенного населения представлены уникальными материалами ритуального, бытового, охотничьего, военного комплексов. Предметный ряд и качественное художественное решение экспозиции позволяют познакомить посетителя с традициями, культурой и историей коренных малочисленных народов Севера, возникшей задолго до прихода на территорию Северо-Востока русских землепроходцев.

Примечание

1. Интервью с Викторией Айвалан. Проведено в рамках реализации проекта Российского фонда культуры № 21-1-000194 «ЭТНОКНИГА Магаданской области: исчезающая действительность» (2021).

Литература

1. Арктика - мой дом : Народы Севера Земли. Полярная энциклопедия школьника. - Москва : Северные просторы, 1999. - 261 с.

2. Беликович, А. В. Природа и ресурсы Чукотки.-Магадан : СВНЦ ДВО РАН, 1997. - 236 с. (Труды НИЦ «Чукотка». Вып. 5). - URL: http://ukhtoma.ru/ geobotany/chukotkal3.htmlOCR-2018 (дата обращения 22.04.2022).

3. Вдовин, И.С. Этногенез и этническая история чукчей // Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев. Москва : Наука, 2010. -С. 510-516.

4. Горбачёва, В. В. Обряды и праздники коряков. -Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 152 с.

5. Иохельсон, В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. - Новосибирск : Наука, 2005. - 675 с.

6. Мальцева, Н. В. О перекочёвке у эвенов Магаданской области (на примере оленеводческой бригады колхоза «Красный богатырь» Ягоднинского района) // Научная молодёжь - Северо-Востоку России : Материалы V межрегион, конф. молодых учёных. - Магадан : Типография, 2014. - Вып. 5. - С. 122-124.

7. Меновщиков, Г. А. Эскимосы. - Магадан : Кн. изд-во, 1959. - 148 с.

8. Попова, У Г. Эвены Магаданской области. - Москва : Наука, 1981. - 310 с.

9. Хаховская, Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). - Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2003. - 325 с.

10. Хаховская, Л. Н. Культура этнолокального сообщества (коряки села Верхний Парень). - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2018. - 280 с.

11. Якуты ессейские // Этнокнига Магаданской области : сайт. - URL: https://ethnobook.ru/yakuty/info (дата обращения: 04.05.2022).

References

1. Arktika - moj dom: Narody Severa Zemli. Polyarnaya enciklopediya shkol'nika [The Arctic is my home. Peoples of the North of the Earth. A Polar encyclopedia of a school kid]. Moscow, Severnye prostory, 1999, 261 p.

2. Belikovich A. V. Priroda i resursy Chukotki [Nature and resources of Chukotka]. Magadan, NEISRI FEB RAS, 1997, 236 p. (Works of the Research centre "Chukotka", no. 5). Available at: http://ukhtoma.ru/geobotany/chukotkal 3. htmlOCR-2018 (accessed 22.04.2022).

3. Vdovin I. S. Etnogenez i etnicheskaya istoriya chukchej [An ethnogenesis and ethnic history of Chukchi]. Peoples of the North-East of the Siberia. Ex. ed. E. P. Batyanova, V. A. Turaev. Moscow, Nauka, 2010, pp. 510-516.

4. Gorbachyova V. V. Obryady i prazdniki koryakov [Rituals and holidays of the Koryaks]. Saint Petersburg, Nauka, 2004,152 p.

5. Yokhelson V. I. Yukagiry i yukagirizirovannye tungusy [Yukagirs and "yukagirised" Tungus]. Novosibirsk, Nauka, 2005, 675 p.

6. Maltseva N. V. О perekochyovke u evenov Magadanskoj oblasti (na primere olenevodcheskoj brigady kolhoza «Krasnyj bogatyr'» Yagodninskogo rajona) [Aboutroaming of the evens ofthe Magadan region]. Nauchnaya molodyozh' - Severo-Vostoku Rossii: Materialy V mezhregionalnoi konferencii molodyh uchyonyh. Magadan, Tipografiya, 2014, no. 5, pp. 122-124.

7. Menovshchikov G. A. Eskimosy [Eskimos]. Magadan, Knizhnoe izdatel'stvo, 1959,148 p.

8. Popova U. G. Eveny Magadanskoj oblasti [Evens of the Magadan region]. Moscow, Nauka, 1981, 310 p.

9. Hahovskaya L. N. Kamchadaly Magadanskoj oblasti (istoriya, kul'tura, identifikaciya) [Kamchadals of the Magadan region (history, culture, identification)]. Magadan, NEISRI FEB RAS, 2003, 325 p.

10. Hahovskaya L. N. Kul'tura etnolokal'nogo soobshchestva (koryaki sela Verhnij Paren') [A culture of the local ethnic community (Koryaks of the settlement Verkhny Paren)]. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, 2018, 280 p.

11. Yakuty essejskie [Yakuts of the Essey]. Etnokniga Magadanskoj oblasti: a web site, available at: https:// ethnobook.ru/yakuty/info (accessed: 04.05.2022).

Об авторах

Мальцева Наталья Васильевна - заместитель директора по культурно-просветительной и организационной работе Магаданского областного государственного автономного учреждения культуры «Магаданский областной краеведческий музей» (Магадан) E-mail: [email protected]

Белокопытова Виктория Александровна - экскурсовод отдела музейной педагогики Магаданского областного государственного автономного учреждения культуры «Магаданский областной краеведческий музей» (Магадан)

E-mail: [email protected] Maltseva Natalya Vasilievna

Deputy Director for cultural and educational work of the Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

Belokopytova Victoria Alexandrovna

Guide at the Department of museum pedagogy in the Magadan Regional Museum of Local Lore (Magadan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.