Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРИРОВАНИЯ МОЗАИКОЙ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ КОРЯКОВ И ЭВЕНОВ)'

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРИРОВАНИЯ МОЗАИКОЙ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ КОРЯКОВ И ЭВЕНОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕХОВАЯ МОЗАИКА / КОРЯКИ / ЭВЕНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцева Наталья Васильевна, Белокопытова Виктория Александровна

Рассматривается один из способов украшения одежды и предметов быта (меховая мозаика) оленеводческими народами Магаданской области на примере предметов этнографической коллекции из фондов Магаданского областного краеведческого музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOSAIC DECORATION OF THE ITEMS FROM THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF THE MAGADAN REGIONAL MUSEUM (ON THE EXAMPLE OF THE KORYAKS AND EVENS)

One of the ways of decorating clothes and household items of the reindeer herding peoples of the Magadan region - fur mosaic - is considered on the example of objects from the ethnographic collection of the Magadan Regional Museums funds.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРИРОВАНИЯ МОЗАИКОЙ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ КОРЯКОВ И ЭВЕНОВ)»

Коврик эвенский круглый «Солнышко».

Мастер В. Б. Кундырь (Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, пос. Гижига). 1987. Мех олений, ткань х/б, нить х/б, сухожильная нить; ручное шитье, кустарная выделка меха, меховая мозаика.

80x79

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Even round rug "Sunny". Master V. E. Kundyr (Magadan region, Severo-Evensky district, village Gizhiga). 1987. Deer fur, cotton fabric, cotton thread, tendon thread; hand sewing, artisanal fur dressing, fur mosaic. 80x79

Magadan Regional Museum (Magadan)

DOI: 10.17516/2713-2714-0002 УДК 391

PECULIARITIES OF MOSAIC DECORATION OF THE ITEMS FROM THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF THE MAGADAN REGIONAL MUSEUM (ON THE EXAMPLE OF THE KORYAKS AND EVENS)

Maltseva Natalya Vasilievna Belokopytova Victoria Alexandrovna

Magadan Regional Museum Magadan, Russian Federation

Abstract: One of the ways of decorating clothes and household items of the reindeer herding peoples of the Magadan region - fur mosaic - is considered on the example of objects from the ethnographic collection of the Magadan Regional Museum's funds.

Keywords: ethnographic collection; arts and crafts; fur mosaic; Koryaks; Evens.

Citation: Maltseva, N. V., Belokopytova, V. A. (2022). PECULIARITIES OF MOSAIC DECORATION OF THE ITEMS FROM THE ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF THE MAGADAN REGIONAL MUSEUM (ON THE EXAMPLE OF THE KORYAKS AND EVENS). Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 18-25.

Н. В. Мальцева В. А. Белокопытова

Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРИРОВАНИЯ МОЗАИКОЙ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

(НА ПРИМЕРЕ КОРЯКОВ И ЭВЕНОВ)

Рассматривается один из способов украшения одежды и предметов быта (меховая мозаика) оленеводческими народами Магаданской области на примере предметов этнографической коллекции из фондов Магаданского областного краеведческого музея.

Ключевые слова: этнографическая коллекция; декоративно-прикладное искусство; меховая мозаика; коряки; эвены.

Этнографическая коллекция Магаданского областного краеведческого музея включает в себя более трех тысяч подлинных предметов этнических групп, проживающих на территории Северо-Востока Азии (эвенов, палеоазиатов - коряков и чукчей, юкагиров, якутов, русского старожильческого населения - камчадалов и ительменов).

С предметов этнографической коллекции в 1934 г. начал формироваться фонд музея. В 1954 г. были осуществлены первые этнографические экспедиции музея в Ольский и Северо-Эвен-ский районы Магаданской области - места локального проживания коренных малочисленных народов Севера. Поездки организовала и возглавила этнограф Анна Васильевна Беляева (камчадалка по национальности), директор музея с 1967 по 1975 гг., заслуженный работник культуры РСФСР. Результатом экспедиций стало пополнение этнографической коллекции и в ее составе группы хранения предметов декоративно-прикладного искусства.

Научное описание и изучение предметов этнографической коллекции позволяет проследить типы природопользования всех этнических групп региона, выделить особенности адаптационных, межэтнических и ассимиляционных процессов внутри этнических сообществ, которые можно проследить через технику декорирования элементов одежды и предметов быта на примере тунгусской и палеоазиатской групп, проживающих в Магаданской области [8, с. 111-113].

Главным материалом для производства одежды служили шкуры и мех животных. Искусство пошива и украшения одежды было исконно женским занятием. Чаще всего мастерицы в работе использовали выделанные шкуры оленя. Это было доступное сырье, наиболее подходящее по своим качествам к условиям Севера. Шкура оленя обладает гигиеническими свойствами и высокой износостойкостью. Ее теплозащитные свойства в три и более раза превосходят современные утеплители (тинсу-лейт, синтепон, холлофайбер). Олений мех состоит на 20% из остевого волоса и на 80 % из пуха. Остевой волос имеет полую структуру с большим количеством пор, позволяющую сохранять одежду сухой и теплой. После снятия одежды влага испаряется из волоса, и он вновь заполняется воздухом [6].

Береговые жители шили одежду из шкур морского зверя (нерпы, лахтака). Для сшивания деталей пользовались сухожильными нитками и иглами из костей белки и/или с ноги оленя.

Для декорирования одежды применяли шкуры росомахи, собаки, лисицы, песца, волчий мех. Вышивали подшейным волосом оленя, применялись бисерные низки и пуговицы, подвески из кожаных ремешков, всевозможные металлические детали, кожаные продержки и мозаики.

Декорирование в технике мозаики - это вид геометрического орнаментирования (полосы, квадраты, ромбы, треугольники, круги), характерного для линейности раннего искусства [7, с. 233]. Корни таких мотивов берут свое начало в глубокой древности [3, с. 210]. Геометрический орнамент не только эстетичен, но и прост в исполнении. Круглые, квадратные или ромбовидные детали для рисунка проще вырезать из шкуры животного ножом и сшивать сухожильными нитками, таким образом, изготовление декоративных элементов для одежды или предметов быта значительно упрощается.

Многие предметы традиционной одежды оснащены орнаментальными полосами.

Меховая мозаика является одним из самых древних способов декорирования. Ее зарождение у северных народов обусловлено наличием в достаточном количестве меха разных оттенков. Мозаикой украшалось большинство элементов традиционной одежды, головные уборы и обувь. Исследователи [5, с. 77] предполагают, что искусство меховой мозаики зародилось вследствие использования для пошива пятнистых шкур оленя. Так как пятнистые олени попадались нечасто, а пятна на шкуре были расположены не там, где было нужно мастерице, то корячки стали самостоятельно вшивать пятно нужной формы и размера в однотонную поверхность. Так мастерицы создавали необходимый им рисунок. Изготовление мозаики требовало искусности в выполнении швов, чувства ритма, соразмерности.

Непревзойденными мастерицами меховой мозаики на Северо-Востоке считаются корячки. Коряки являются автохтонным населением территории Магаданской области. Основным видом деятельности было крупностадное оленеводство. Постоянная забота о стаде без использования пастушеской собаки, круглосуточное окарауливание оленей в любую погоду

Кухлянка корякская женская праздничная. Мастер В. Пако (Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, оленеводческая бригада № 7 Гижигинского совхоза «Расцвет Севера»).1993-1994.

Мех олений, мех росомахи, нить х/б, сухожильная нить; ручное шитье, кустарная выделка меха, меховая мозаика.

Длина 120 см; 93 см ширина по подолу. Владелец В. А. Айван (Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, оленеводческая бригада № 7 Гижигинского совхоза «Расцвет Севера») Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Koryak women s festive cook. Master V. Pako (Magadan region, Severo-Evensky district, reindeer herding brigade No. 7 of the Gizhiginsky state farm "The Heyday of the North").1993-1994. Deer fur, wolverine fur, cotton thread, tendon thread; hand sewing, artisanal fur dressing, fur mosaic. Length 120 cm; 93 cm width at the hem. Owner V A. Ivan (Magadan region, Severo-Evensky district, reindeer herding brigade No. 7 of the Gizhiginsky state farm "The Heyday of the North") Magadan Regional Museum (Magadan)

и сезон года, передвижение на нартах - такой уклад жизни предусматривал использование глухой одежды без разрезов и дополнительных застежек для сохранения тепла. Одежда шилась двусторонней, одна шкура оленя мехом внутрь, вторая - мехом наружу. Мужской комплект состоял из кухлянки и штанов, головного убора

(малахай), рукавиц и обуви (торбаса). Кухлянка снабжалась капюшоном и нагрудником для защиты меха от влаги при дыхании. Женский комплект состоял из комбинезона и кухлянки (гагагли), которую надевали поверх комбинезона вне дома. Дети до пяти лет носили комбинезоны с клапаном, после пяти лет получали взрослую одежду.

Традиционно главным местом декорирования на кухлянке были нагрудный клапан и опу-ван (полоса свыше 20 см в ширину по подолу кухлянки), которые выполняли не только утилитарную, но и охранительную функцию.

Примером характерного способа декорировать зимнюю одежду служит кухлянка женская праздничная. Она сшита из оленьего меха, украшена меховой мозаикой. Мозаичный узор расположен на манжетах рукавов, нагруднике и опуване (упован) и выполнен сочетанием деталей из оленьего меха коричневого и белого цветов, соединенных стежками сухожильных нитей ручным способом. Рисунок складывается из ромбов, полос, а также фрагментов растительного орнамента. Все детали гармонично размещены так, что создают единый, воспринимающийся целостно ансамбль. Капюшон кухлянки, продолжая узор нагрудника, обшит по краю белым оленьим мехом.

Мозаика выполнена вручную, сухожильными нитями. При этом даже пристально вглядываясь в узор, невозможно заметить малейшего стежка, настолько тонко сделаны швы. Создается впечатление, что все фрагменты орнамента прошивались на швейной машине. Кухлянка показана на экспозиции музея «Люди Земли и Моря».

Более простым мозаичным декорированием отличалась повседневная одежда. Зимняя мужская кухлянка сшита из светло-серого оленьего меха. Здесь присутствует традиционная отделка нагрудника, манжет рукавов и опувана.

Опуван на подоле кухлянки составлен из крупных коричневых и белых полос меха с ног оленя (камуса), по низу оторочен полосой черного собачьего меха, контрастирующего с полосой светлого меха оленя. Полосы, сшитые вручную, не образуют сложных мозаичных узоров. На манжетах также отсутствует меховая мозаика, они выполнены из полоски меха темного цвета. Данные детали одежды во время ежедневного использования быстрее теряли свой внешний вид, чем на праздничной одежде.

Поэтому более детальной мозаикой украшен меховой нагрудник. Орнамент в центре нагрудника растительный, рисунок создан из оленьего меха белого цвета. По краю расположена кайма, где между двумя полосками белого камуса вшита полоса треугольников из белого камуса и черной замши. Нагрудник обрамлен кантом из красной ткани, придающей нарядность изделию и выполняющей охранительную функцию. Капюшон кухлянки по краю обшит коричневой меховой полосой.

Сложностью и трудоемкостью исполнения в технике меховой мозаики отличаются корякские коврики. Предмет, который коряки практически не использовали в быту, а шили для торговли с русским населением. Для создания одного изделия корякская девушка тратила весь зимний сезон.

Ярким образцом корякского мозаичного искусства служит старинный ковер [2]. Коврик был привезен из этнографической поездки в 1962 г. в Анадырский район историком-этнографом А.В. Беляевой. Он получен в дар от жителей с. Ваеги и пос. Марково Анадырского района Чукотского национального округа.

По исследованиям В.И. Иохельсона, искусство делать ковры не было знакомо корячкам до прихода русских [4, с. 174]. Потом оно развилось в кустарный промысел. Этнограф отмечал, что наибольшего искусства в пошиве ковров достигли анадырцы, что соответствует месту обнаружения предмета экспедицией А.В. Беляевой.

Красота ковра заключается лишь в удачном и тщательно продуманном сочетании фрагментов меха разных цветов. Другие декоративные материалы - бисер, шелк, цветные нитки - корякскими мастерицами для украшения не использовались.

Корячки шили ковры квадратной или прямоугольной формы. Орнамент их был разнообразен: геометрический рисунок, фигуры животных, стилизованные растения и/или сочетание перечисленных элементов.

Данный ковер сшит из фрагментов меха коричневого и белого цвета. Детали квадратной формы расположены в шахматном порядке и образуют единое поле вокруг центрального прямоугольника. В центре изделия расположены изображения оленя, медведя, собаки, птицы и двух людей, в руках которых находятся предметы, возможно используемые для охоты. В верхнем правом углу центральной композиции - изображение цветка. Коврик сшит сухожильными нитями вручную и не имеет с обратной стороны тканевой подкладки.

Корякский коврик является великолепным образцом меховой мозаики, умения мастериц подобрать мех по тону, вырезать одинаковые по размеру фрагменты, воплотить в работе замысел мастера.

Северная мозаика бытовала у всех этносов территории, основывалась на контрастном сочетании меха или кожи темных и светлых тонов.

Эвены усложнили мозаику продержками из кожи оленя, окрашенными в разные цвета, вышивкой подшейным волосом оленя.

Эвены - тунгусы, которые более 300 лет назад расселились по охотоморскому побережью и территории Центральной Колымы. Основ -ными занятиями их были охота, оленеводство и рыболовство. Оленеводство, в отличие от ко-

Кухлянка корякская мужская зимняя «ичъын». Мастер неизвестен (Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н). Вторая половина XX в. Мех олений, ткань, кожа; ручная работа, шитье, мозаика. 62x134

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Kuhlyanka Koryak men's winter "ichyn". The master is unknown (Magadan region, Severo-Evensky district). The second half of the XX century . Deer fur, fabric, leather; handmade, sewing, mosaic. 62x134

Magadan Regional Museum (Magadan)

Коврик корякский мозаичный старинный. Мастер неизвестен (с. Ваеги и пос. Марково Анадырского района Чукотского национального округа). Первая половина XX в.

Мех олений, шитье, мозаика, ручная работа. 92,5x122

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Koryak mosaic antique rug. The master is unknown (villages Vaegi and Markovo of the Anadyrsky district of the Chukotka National District). The first half of the XX century. Deer fur, sewing, mosaic, handmade. 92,5x122

Magadan Regional Museum (Magadan)

рякского, большей частью имело транспортное направление. Источником продуктов питания и шкур для пошива одежды, обуви, покрышек жилища стала охота на дикого оленя, лося, снежного барана. Основной единицей мена служило «мягкое золото» - пушнина, добываемая охотниками. Домашних оленей эвены использовали для верховой езды, для перевозки грузов. Вследствие особенности передвижения (кочевания) одежда эвенов носила характерные черты традиционной тунгусской. Это распашной, разрезанный посередине кафтан, передник, прикрывающий грудь и живот, меховые натазники и чулки, а позже штаны, торбаза и головной убор - капор. Шилась одежда двойной, как и у других северных народов, была достаточно теплой, расходящиеся полы обеспечивали свободу движения при верховой езде. Мужской и женский комплекты одежды были одинаковыми, отличаясь длиной, а также количеством украшений.

Вследствие тесного взаимодействия с коряками в качестве зимней одежды эвены на Севе-

ро-Востоке стали использовать кухлянки палеоазиатов.

Кухлянку мужскую зимнюю эвена-оленевода можно увидеть на экспозиции музея «Люди Земли и Моря». Данный предмет одежды выполнен эвенской мастерицей О.Н.Губичан (Се-веро-Эвенский район Магаданской области).

Несмотря на то, что кухлянка выполнена эвенкой, в покрое использован принцип пошива корякской мужской зимней кухлянки. Меховой мозаикой украшен нагрудник изделия, а также декоративная полоса - опуван. Отличительной чертой является отсутствие капюшона.

Мозаика на нагруднике составлена из фрагментов меха коричневого и белого цвета. По центру расположены пять белых полос на коричневом поле. По краям узор состоит из крупных треугольников. Узоры слева и справа нагрудника зеркально повторяют друг друга. Нагрудник окантован красной тканью.

Наиболее интересен в исполнении декоративный опуван. Его геометрический орнамент сложен из треугольных фрагментов коричнево-

го и белого меха. Поле орнамента сверху и снизу ограничивают полосы белого и коричневого меха, между которыми вставлен кант из красной ткани. Сами треугольники расположены в три ряда. При этом в верхнем и среднем рядах коричневые треугольники своим сочетанием создают зигзаг. В нижнем же ряду вершины коричневых треугольников направлены вниз, белых - вверх. Нижний край опувана оторочен черным мехом.

Таким образом, кухлянка, выполненная эвенской мастерицей, повторяет технику пошива одежды глухого типа, однако меховая мозаика отличается крупными деталями.

Из оленьей шкуры эвенские женщины изготавливали и коврики, при этом вариативность кроя изделия зависела от цели его применения. Ковриками покрывали спину оленя от натирания, накрывали сверху вьючные сумки и женские седла, использовали в качестве посадочного места в юрте зимой или снаружи юрты летом. При этом ковры для сидения имели круглую форму, сшивались из различных геометрических деталей, расположенных вокруг одной круглой (центральной). Материалом могли служить шкуры оленя, а также лисицы, песца. Детали коврика стачивались с изнаночной стороны швом через край и часто дублировались тканевыми подкладками [1, с. 197]. Для изготовления такого предмета нужно было обладать хорошими навыками в шитье, чтобы сшитые в круг детали ложились ровно и не топорщились.

Коврик для сидения «Солнышко» (тэдэкэн) представлен в музее на экспозиции «Люди Земли и Моря». Он выполнен эвенской мастерицей Вассой Егоровной Кундырь, проживавшей в пос. Гижига Северо-Эвенского района Магаданской области. Солнышком ковер назван благодаря своей форме. Круг темно-коричневого цвета обрамлен светлым меховым кантом, в центре - клинообразные полосы из фрагментов камуса (шкуры с ноги оленя с прочным и плотным мехом) разных оттенков (от коричневой до пестрой палитры), расходящиеся подобно лучам солнца. Детали располагаются ворсом наружу, направленным к краю изделия. Коврик оторочен белым мехом.

Изображение солнца очень характерно для коренных народов Севера и традиционно используется в декоративно-прикладном искусстве.

Таким образом, меховая мозаика - одна из первых форм декорирования элементов одежды и предметов быта у оленных народов Севера. Несмотря на всю сложность исполнения, мастерицы применяли мозаику из-за доступности используемого материала - оленьих шкур. Постепенно с уходом оленеводческих народов с традиционных мест обитания и утратой оленеводства женщины теряют навык работы в технике меховой мозаики. На ее место приходят бисер, цветные нити шелка и мулине, колокольчики, пуговицы, тесьма, ленты. Но сегодня в этнографической коллекции музея меховая мозаика остается одной из совершенных форм декоративно-прикладного искусства мастериц Севера.

Литература

1. Андреева, Л.В., Сем, Т.Ю. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. - Вып.2. Эвены. - Магадан: МАОБТИ, 2OO4. - 466 с.

2. Беляева, А.В. Этнографическая поездка в Анадырский район //Краеведческие записки.- Вып. S. -Магадан : Кн. изд-во, 196S. - С. 27-38.

3. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX- начала XX в.). - Москва: Ленинград : Изд-во АН СССР, 1963. - SOS с.

4. Иохельсон, В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. - 238 с.

5. Каплан, Н.И.Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. -Москва: Просвещение, 1980. - 192 с.

6. Лосик, Т.К., Константинов, Е.И. Физиолого-гиги-еническое обоснование применения утеплителя из оленьей шерсти в зимней стегальной одежде для работников газового комплекса в Арктике // Вести газовой науки. Спецвыпуск «Охрана окружающей среды, энергосбережение и охрана труда в нефтегазовом комплексе» / науч. ред. Н.Б. Пыстина ; учредитель ООО «Газпром ВНИИГАЗ». - Москва, 2017. - С. 94-99.

7. Рёскин, Дж. Лекции об искусстве. - Москва: БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с.

8. Север Дальнего Востока/ отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н.А. Шило. - Москва: Наука, 1970.- 488 с.

References

1. Andreeva L. V., Sem T. Yu. Xudozhestvennaya obrabotka mexa i kozhi u narodnostej Krajnego Severo-Vostoka [The artistic processing of fur and leather among peoples of the Far Northern-East]. E'veny", no. 2. Magadan, MAOBTI, 2004, 466 p.

2. Belyaeva A. V. E'tnograficheskaya poezdka v Anady'rskij rajon [Ethnographic trip to the Anadyr Region]. Kraevedcheskie zapiski, no. S. Magadan, Kn. izd-vo, 196S, pp. 27-38.

3. Ivanov S. V. Ornament narodov Sibiri kak istoricheskij istochnik (po materialam XIX- nachala XX v.) [Ornament of the Siberia's peoples as a historical

source (on the material of XIX - the beginning of XX centure)]. Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences pub., 1963, 505 p.

4. Ioxel'son V. I. Koryaki. Material'naya kul'tura i social'naya organizaciya [Koryaki. A material culture and a social organization]. Saint Petersburg, Nauka, 1997, 238 p.

5. Kaplan N. I. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Krajnego Severa i Dal'nego Vostoka [Folk decorative and applied arts of the Far North and the Far East]. Moscow, Prosveshhenie, 1980, 192 p.

6. Losik T. K., Konstantinov E. I. Fiziologo-gigienicheskoe obosnovanie primeneniya uteplitelya iz olen'ej shersti v zimnej cpecial'noj odezhde dlya rabotnikov gazovogo kompleksa v Arktike [Physiological and hygienical reasons for using a heater made out of deer fur in winter overalls for gas complex workers in Arctic]. Vesti gazovoj nauki. Speczvy'pusk "Oxrana okruzhayushhej sredy', e'nergosberezhenie i oxrana truda v neftegazovom komplekse", scientific ed. N. B. Py'stina, founder LLC "Gazprom VNIIGAZ". Moscow, 2017, pp. 94-99.

7. Ryoskin Dzh. Lekcii ob iskusstve [Lectures about art]. Moscow, BSG-PRESS, 2006, 319 p.

8. Sever Dal'nego Vostoka [The North of the Far East], ex. ed. corresponding member of USSR Academy of

Sciences N. A. Shilo. Moscow, Nauka, 1970, 488 p.

Об авторах

Мальцева Наталья Васильевна - заместитель директора по культурно-просветительской и организационной работе Магаданского областного государственного автономного учреждения культуры «Магаданский областной краеведческий музей», Магадан

E-mail: banshchikova1986@mail.ru

Белокопытова Виктория Александровна - экскурсовод отдела музейной педагогики Магаданского областного государственного автономного учреждения культуры «Магаданский областной краеведческий музей», Магадан

E-mail: vicky2014@mail.ru

Maltseva Natalya Vasilievna

Deputy Director for cultural, educational and organizational work at the Magadan Regional Museum, Magadan

Belokopytova Victoria Alexandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Guide of the Department of museum pedagogy at the Magadan Regional Museum, Magadan

Кухлянка эвенская мужская зимняя «нэндэкэ».

Мастер О. Н. Губичан (Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига). 1980. Мех олений, мех собачий, ткань х/б, нить х/б, сухожильная нить; ручное шитье, кустарная выделка меха, меховая мозаика. 47x104

Магаданский областной краеведческий музей (Магадан)

Kuhlyanka

Even men's winter

"nendake".

Master O. N. Gubichan (Magadan region, Severo-Evensky district, village of Gizhiga). 1980. Deer fur, dog fur, cotton fabric, cotton thread, tendon thread; hand sewing, artisanal fur dressing, fur mosaic. 47x104

Magadan Regional Museum (Magadan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.