Научная статья на тему 'Коллекционное собрание Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре коренных арктических народов Сибири'

Коллекционное собрание Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре коренных арктических народов Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коллекционное собрание / коллекции / этнографические памятники / корреспонденты музея / сотрудники музея / тематическая структура коллекций / материальная и духовная культура / предметы культа / Collection / ethnographic artifacts / museum correspondents / museum curators / thematic structure of collections / material and spiritual culture / cult objects

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбачёва Валентина Владимировна

В статье рассматривается история комплектования коллекционного собрания Российского этнографического музея по культуре коренных народов, проживающих на территории арктического и субарктического регионов Сибири (ненцев, нганасан, долган, энцев, эвенков, хантов, юкагиров, якутов, чукчей, эскимосов, эвенов). Даётся характеристика способов и принципов комплектования коллекций с 1902 г. – момента основания музея (Этнографического отдела Русского музея императора Александра III) – до настоящего времени, рассматривается вклад конкретных собирателей (корреспондентов и сотрудников музея) в создание вещевого и фотоиллюстративного фонда Российского этнографического музея (РЭМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Collection of the Russian Museum of Ethnography (REM) and the culture of the Indigenous Arctic Peoples of Siberia

The article examines the formation of the Russian Museum of Ethnography collection representing culture of indigenous peoples inhabiting Arctic and Subarctic regions of Siberia: Nenets, Nganasans, Dolgans, Enets, Evenks, Khants, Yukaghirs, Chukchi, Eskimos and Evens in historical perspective. It characterizes the ways and principles of collection gathering since 1902 – the year of the museum’s foundation as an Ethnographic Department of Alexander III Russian Museum to our days and examines contribution of concrete collectors makers (correspondents and museum curators) to creation of material and photo-illustrative collections of the RME.

Текст научной работы на тему «Коллекционное собрание Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре коренных арктических народов Сибири»

ГОРБАЧЁВА В. В.

Коллекционное собрание Российского этнографического музея (РЭМ) по культуре коренных арктических народов Сибири

V. V. GORBACHEVA

The Collection of the Russian Museum of Ethnography (REM) and the culture of the Indigenous Arctic Peoples of Siberia

Сведения об авторе:

Горбачёва Валентина Владимировна, кандидат исторических наук, заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока ФГБУК «Российский этнографический музей» (Санкт-Петербург) valentinagor@yandex.ru Author:

Valentina Vladimirovna Gorbacheva, PhD in History, Head of Department of Collection on Arctic Siberian Indigenous Cultures of the Russian Museum of Ethnography (RME) (St. Petersburg) valentinagor@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается история комплектования коллекционного собрания Российского этнографического музея по культуре коренных народов, проживающих на территории арктического и субарктического регионов Сибири (ненцев, нганасан, долган, энцев, эвенков, хантов, юкагиров, якутов, чукчей, эскимосов, эвенов). Даётся характеристика способов и принципов комплектования коллекций с 1902 г. - момента основания музея (Этнографического отдела Русского музея императора Александра III) - до настоящего времени, рассматривается вклад конкретных собирателей (корреспондентов и сотрудников музея) в создание вещевого и фотоиллюстративного фонда Российского этнографического музея (РЭМ). Abstract:

The article examines the formation of the Russian Museum of Ethnography collection representing culture of indigenous peoples inhabiting Arctic and Subarctic regions

of Siberia: Nenets, Nganasans, Dolgans, Enets, Evenks, Khants, Yukaghirs, Chukchi, Eskimos and Evens in historical perspective. It characterizes the ways and principles of collection gathering since 1902 - the year of the museum's foundation as an Ethnographic Department of Alexander III Russian Museum to our days and examines contribution of concrete collectors makers (correspondents and museum curators) to creation of material and photo-illustrative collections of the RME.

Ключевые слова:

Коллекционное собрание, коллекции, этнографические памятники, корреспонденты музея, сотрудники музея, тематическая структура коллекций, материальная и духовная культура, предметы культа. Keywords:

Collection, ethnographic artifacts, museum correspondents, museum curators, thematic structure of collections, material and spiritual culture, cult objects.

рктика всегда привлекала внимание исследователей. В послед-

ние десятилетия этот регион и коренные народы, обитающие

здесь, стали объектом повышенного интереса этнографов, археологов, антропологов и специалистов различных профильных и непрофильных дисциплин. Граница Арктики, по мнению географов, экологов и ботаников, проходит по северной приполярной (циркумполярной) зоне, охватывающей окраины материков Евразии и Северной Америки, острова и прилегающую акваторию Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Исследователи же культуры коренных народов Крайнего Севера Сибири считают, что этнографическая граница арктической территории распространяется значительно шире, т. к. в силу особенностей традиционного природопользования некоторые коренные народы, живущие южнее полярной границы леса, кочуют и в пределах тундровой зоны. Поэтому в группу арктических народов Евразии были включены: ненцы, энцы, нганасаны, долганы, ханты северной группы, селькупы бассейна реки Таз, саамы, северо-западные эвенки, кеты, якуты-оленеводы и коневоды, юкагиры, чуванцы, чукчи, азиатские эскимосы, кереки, эвены бассейна рек Пенжины, Анадыря и низовья Колымы.

Эти народы на протяжении длительного исторического периода в обстановке сложнейших природно-климатических условий Арктики, но в теснейшей взаимосвязи и гармонии с окружающей

природной средой смогли создать уникальную северную цивилизацию. Это в своих публикациях отмечают как российские, так и многие зарубежные исследователи. Отличаясь большим многообразием форм хозяйственной деятельности, бытового уклада, материальной и духовной сферы, культура коренных этносов циркумполярной зоны составляет целостную систему жизнеобеспечения населения. Она достаточно хрупка и ранима и при столкновении с культурой пришлого населения, особенно в период активного промышленного освоения территории Сибири, постепенно видоизменяется, трансформируется, а в некоторых случаях безвозвратно исчезает. Немаловажным фактором изменения традиционной культуры арктических народов является активизация процессов глобализации во всём мире.

Островками, сохраняющими традиционную культуру этих, в основном малочисленных, народов Крайнего Севера являются: отдалённые посёлки, региональные краеведческие и школьные музеи. Роль этих учреждений культуры велика не только как хранителей культурных ценностей, но и как центров, которые могут объединить вокруг себя коренное и некоренное население. Поэтому всестороннее изучение, сохранение и популяризация культуры арктических народов являются важнейшей задачей - не только региональных, но и федеральных музеев этнографического профиля.

В настоящее время крупнейшей сокровищницей культурного наследия коренных народов Сибири является Российский этнографический музей, основанный в январе 1902 г. как Этнографический отдел Русского музея императора Александра III и ставший в 1934 г. самостоятельным учреждением культуры - Государственным музеем этнографии. В 1948 г. с получением части коллекций расформированного московского Музея народов СССР он был переименован в Государственный музей этнографии народов СССР. В 1992 г. с изменением политического устройства страны музей получил современное название. Коллекционное собрание по культуре народов Сибири и Дальнего Востока, насчитывающее свыше 50 тыс. предметов, - второе в музее по количеству экспонатов. Подлинные этнографические предметы по арктическим народам составляют значительную его часть. Прекрасным дополнением к вещевому фонду являются фотографии, насчитывающие около 13 тыс. ед. хр., и архивные дела собирателей.

Первые коллекции по народам Сибири поступили в фонд ещё до официального основания музея. Небольшая коллекция под

№ 1 из 11 предметов по культуре эвенков (мужская одежда из шкур оленя, предметы охоты и оленеводства), приобретённая у чекурско-го волостного головы Олёкминского округа Якутской области и зарегистрированная в 1902 г., положила начало коллекционному собранию Этнографического отдела (рис. 1). С этого же года началась активная собирательская деятельность под непосредственным руководством Дмитрия Александровича Клеменца - первого заведующего Этнографическим отделом, одновременно курирующего Сибирский регион. Он оказался прекрасным организатором музейного дела, понимающим необходимость создания уникального этнографического музея, и знатоком способов формирования его коллекционного фонда. Учитывая труднодоступность и отдалённость Сибирского региона, особенно его арктической территории, Д. А. Клеменц решил привлечь к сбору коллекций для музея различных местных корреспондентов: представителей администрации, чиновников, служащих, интеллигенцию, политических ссыльных, учителей, охотоведов, участников различных научных экспедиций и т. д.

Одним из первых на письма, направленные Д. А. Клеменцем во многие регионы Российской империи, отозвался статский советник Якутского областного управления Попов Андрей Иннокенти-евич. Подаренная им ещё в 1901 г. редкая уже в то время кожаная утварь для приготовления кумыса стала вторым коллекционным номером Этнографического отдела. А. И. Попов, находившийся по долгу службы в постоянных разъездах, работал во многих регионах обширной Якутской области, более тесно общался с населением и занимался сбором коллекций. В результате его плодотворной собирательской деятельности в музей поступило свыше 900 экспонатов, ставших серьёзной основой коллекционного собрания по культуре самых северных в мире коневодов - якутов. Существенное место в этом собрании занимали: женская праздничная одежда и украшения, предметы хозяйственной деятельности и домашнего обихода, утварь, праздничное убранство коня, предметы шаманского культа и ритуальные кумысные сосуды чороны, которые являлись важнейшими атрибутами главного якутского праздника «Ысыах» (рис. 2).

А. И. Попов не только сам занимался сбором коллекций. Ему удалось после переписки с Д. А. Клеменцем привлечь к собирательской деятельности политических ссыльных - известных этнографов, языковедов Э. К. Пекарского и В. М. Ионова. Являясь участниками Ая-но-Нельканской экспедиции 1903 г., они смогли обследовать обширную территорию и собрать ценный вещевой материал по якутам,

восточным эвенкам Майского ведомства Якутской области и охотским эвенкам Гижигинского округа Приморской области. Особый интерес среди предметов, собранных в этой экспедиции, представляют атрибуты коневодства и календари якутов, орудия промысла, одежда, детские игрушки и берестяные покрышки для летнего чума эвенков и эвенов.

С 1904-го по 1907 г. сбором коллекций на Чукотке - самой северо-восточной территории Арктической зоны - занимался начальник Анадырского округа Приморской области, статский советник Николай Павлович Сокольников. В поисках корреспондента для Этнографического отдела в этом отдалённом регионе Д. А. Клеменцу помог доктор Н. В. Кириллов, который в то время работал там. Наблюдая за тем, с каким интересом и увлечённостью Н. П. Сокольников собирал этнографические предметы, он написал об этом Д. А. Клемен-цу: «В Сокольникове Николае Павловиче Вы найдёте уверенного, надёжного человека: он мне показывал часть своих приобретений -толково собранных - и добудет многое вновь»1. Теснейшая переписка Д. А. Клеменца с Н. П. Сокольниковым, его рекомендации по необходимой тематике предметов для Этнографического отдела в значительной степени определили состав коллекционного сбора. Хорошему контакту Н. П. Сокольникова с коренным населением Прианадырья способствовала помощь его жены Евдокии - дочери купца первой гильдии чуванца Ефима Беляева и корячки. В результате Н. П. Сокольниковым были собраны 24 уникальные, хорошо систематизированные коллекции (1900 номеров и 2628 предметов). Значительная часть предметов его коллекционного собрания характеризует традиционную систему природопользования, материальную и духовную культуру чукчей, кереков, азиатских эскимосов, чуванцев, эвенов, коряков контактной зоны и марковцев - локальной группы метисного происхождения, сформировавшейся в результате смешанных браков русских служилых людей с женщинами коренной национальности. Особую ценность в коллекциях этого корреспондента представляют: уникальные доспехи чукотского воина из шкуры моржа, которые передавались по наследству, луки, стрелы, традиционное переносное чукотское жилище - яранга, одежда и мелкая пластика из клыка моржа (рис. 3).

Активное участие в формировании коллекций по чукчам и азиатским эскимосам принимал также управляющий горными промыслами

1 Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 602. Л. 13.

1 Фонды Российского этнографического музея (далее - Фонды РЭМ). № 1-1.

2 Там же. № 765-4.

Северо-Восточного Сибирского общества на Чукотском полуострове Георгий Андреевич Борисов. Собранные им около 400 предметов по чукчам и азиатским эскимосам характеризуют не только древнюю историю, но и традиционную культуру этих народов рубежа Х1Х-ХХ вв. Археологические, очень редкие изделия из клыка моржа до сих пор представляют значительный интерес не только для археологов, но и для этнографов.

Основная часть коллекционного фонда по культуре алеутов была собрана на Алеутских островах известным учёным, бывшим народовольцем, руководителем Камчатской экспедиции 1909-1911 гг., организованной Императорским Русским географическим обществом на средства мецената Ф. П. Рябушинского В. И. Иохельсоном и его женой Д. Л. Иохельсон-Бродской. Весь собранный ими вещевой материал был передан после завершения экспедиции Дашковскому этнографическому музею при Московском публичном и Румянцев-ском музеях. После ликвидации в 1948 г. московского Музея народов СССР свыше 700 экспонатов этой коллекции поступило в Российский этнографический музей и заняло достойное место в коллекционном собрании. Особо ценными предметами этой коллекции являются: деревянные головные уборы охотников на морских животных, мужская и женская одежда из птичьих шкурок и кишок морских животных, плетённая из травы женская накидка и утварь, игрушки и резная кость.

Прекрасным дополнением к коллекционному собранию В. И. Ио-хельсона по культуре алеутов являются две коллекции. Одна из них была передана императором Николаем II из Царскосельского Арсенала, а другая - дублеты Киевского Императорского университета кн. Владимира. В состав этих коллекций входят: орудия охоты на морских и сухопутных животных, снаряжение охотника, утварь, плетённая из травы, части мужской одежды и модели средств передвижения.

Ценнейшим приобретением для музея, переданным императором Николаем II из Царскосельского Арсенала, был костюм сильного якутского шамана, который до сих пор является объектом не только временных выставок, но различных публикаций.

Существенный вклад в формирование этнографических памятников культуры эвенков Восточной Сибири внёс известный этнограф и фольклорист, бывший политссыльный Алексей Алексеевич Макаренко. Встреча в Кунсткамере с Д. А. Клеменцем не прошла для него бесследно. Поражённый эрудицией Д. А. Клеменца

Рис. 3. Панцирь чукотского воина. XIX в. Чукчи. Собиратель Н. П. Сокольников1

1 Фонды РЭМ. № 4859-18.

и его умением рассказывать об экспонатах так, что «неодушевлённые предметы... как бы оживали, теряли свою бездушность», за ними «чувствовалась живая жизнь народов, изготовлявших все эти вещи для своего домашнего и хозяйственного обихода, для удовлетворения собственной эстетики или религиозной потребности музея», А. А. Макаренко «вышел из музея - другом музея, заинтересованным жизнью народов»1 на всю свою жизнь. Не имея не только высшего, но даже законченного среднего образования, он со временем стал прекрасным этнографом и собирателем, о чём свидетельствуют его экспедиционные сборы. В экспедиции 1906-1907 гг., всесторонне обследуя эвенков бассейна реки Нижней Тунгуски, А. А. Макаренко опирался при сборе экспонатов для Этнографического отдела на программу, в разработке которой он принимал активное участие2. Собранные им этнографические материалы составляют семь хорошо систематизированных и научно обработанных коллекций. Наиболее ценными и уникальными в его коллекциях являются: полный комплекс шаманского чума, у которого нет аналогов в мире, обрядовая охотничья одежда сымских эвенков, орудия, принадлежности кузнечества, детские игрушки, утварь, семейные охранители и шаманские маски эвенков.

Простота в общении с людьми и увлечённость своим делом притягивали к А. А. Макаренко местных жителей, которые не только охотно помогали ему в сборе этнографических предметов, но и со временем становились успешными собирателями.

Под непосредственным руководством А. А. Макаренко собирательской деятельностью среди эвенков успешно занимался крестьянин-сибиряк П. Т. Воронов. В течение нескольких лет начала XX в. он тщательно и с большой любовью собирал экспонаты для музея. Его коллекции, характеризующие практически все стороны культуры эвенков Средней и Нижней Тунгуски, были собраны на уровне специалиста-профессионала. В них содержатся поистине уникальные экспонаты, такие как: орудия охоты и оленеводства, украшения, детские игрушки, календари, шаманская одежда и атрибуты шаманизма.

Часть собранных П. Т. Вороновым экспонатов вошла в состав интереснейшей и богатейшей по материалу смешанной коллекции,

1 Макаренко А. А. Клеменц в Этнографическом отделе Русского музея императора Александра III (1901-1909). Иркутск, 1917. С. 4.

2 Программа для собирания этнографических предметов: Этнографический отдел Русского музея императора Александра III. СПб., 1902. Изд. 1; СПб., 1903. Изд. 2; СПб., 1904. Изд. 3.

в которую вошли также этнографические памятники другого корреспондента, инженера путей сообщения, начальника Обь-Енисейского водного пути Е. В. Близняка. Собранная им по поручению А. А. Макаренко коллекция у сымских эвенков бассейна реки Большой Касы - прекрасная память её собирателю. Помимо редчайшей берестяной лодки, достойное место в коллекции Е. В. Близняка занимают уникальные предметы по шаманизму (рис. 4). О сложностях приобретения шаманской одежды он писал в Этнографический отдел: «Шаманский костюм был приобретён мною с большим трудом, и то лишь вследствие крайней нужды тунгусов в муке и представившейся возможности произвести оплату за костюм мукой по номинальной цене муки в Томске»1.

Одежда шаманов, бубны, колотушки и шаманские атрибуты, собранные у эвенков А. А. Макаренко, П. Г. Вороновым и Е. В. Близ-няком, составляют значительную часть коллекционного собрания Российского этнографического музея по шаманизму и являются уникальными памятниками духовной культуры этого народа. Фотосъёмкой во время экспедиции 1907-1908 гг., по согласованию с Д. А. Клеменцем, занимался студент Санкт-Петербургского университета К. А. Масленников, а его отец - священник А. И. Масленников - собрал для музея небольшую, но очень ценную коллекцию по шаманизму эвенков.

Одним из первых собирателей начала XX в. (1902-1904), занимавшимся комплектованием коллекций РЭМ по шаманизму народов Западной и Восточной Сибири, был краевед, податной инспектор, член Русского географического общества П. Е. Островских. Основная же часть этнографических памятников (около 1500 предметов), входящих в 30 коллекций, была собрана им в Ту-руханском крае Енисейской губернии - у тунгусов, нганасан, якутов, долган, эвенков, кетов и селькупов. Приобретённые им два бубна с колотушками у селькупов, ненецкий и долганский бубны с колотушками, якутский бубен и две колотушки к бубнам эвенкийского шамана, шаманский костюм с нагрудником и костюм селькупского шамана с головным убором стали одними из первых важнейших экспонатов в коллекционном собрании по шаманизму арктических народов Сибири. Костюм сильного селькупского шамана был изготовлен его сыном кузнецом Николаем Безруких и его женой Анной.

1 Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3. Л. 12.

Значительный вклад в комплектование коллекций по народам Западной Сибири, в т. ч. входящим в круг арктических народов, внёс С. И. Руденко. Собранные им в 1909-1910 гг. коллекции в настоящее время являются важнейшим источником начала ХХ в. при изучении хозяйственной деятельности, системы жизнеобеспечения, промысловых культов, религиозных представлений, обрядов ненцев, северных групп хантов и манси. Особую ценность в коллекциях С. И. Руденко представляет не только бубен, но и антропоморфное изображение «Хозяина домашних оленей», приобретённое у ненцев, священное мансийское покрывало с изображением Мир-сусне-хум'а - верховного божества этого народа (рис. 5), амулеты и другие предметы культового назначения. Хозяин домашних оленей являлся у ненцев посредником между человеком и верховным божеством Нумом. Через него население получало от Нума успехи в оленеводстве, промыслах и благополучие в семье. Изображения духов - покровителей промыслов, сделанные по указаниям шамана, играли важную роль в промысловой деятельности ненцев. Манси помещали подобные изображения на родовых мольбищах, в знак благодарности приносили им бескровные жертвы (ткань, ленты, бисер).

Коллекционное собрание по шаманизму народов Сибирского региона, проживающих в пределах циркумполярной зоны, является одним из крупнейших не только у нас в стране, но и за её пределами. Оно отражает все стороны этого уникального явления. Костюмы шаманов арктических народов обладали высокой семантической насыщенностью. При внешнем сходстве по покрою с одеждой эвенкийских шаманов якутские шаманские костюмы отличались не только типом, но и символикой подвесок из металла и других материалов.

Российский этнографический музей обладает уникальными костюмами шаманов так называемого «превращённого пола». Один из них, состоящий из женского комбинезона, головного убора и нагрудного знака, принадлежал чукотскому шаману и был приобретён в 1904-1907 гг. статским советником, начальником Анадырской округи Н. П. Сокольниковым. Другой же, мужской по покрою, в виде меховой глухой рубахи (кухлянки) и штанов в 1979 г. пополнил коллекционное собрание по корякам северной группы, пограничной с чукчами.

Наряду с одеждой, бубнами, колотушками, масками, шаманскими атрибутами в фондах музея имеется достаточное количество антропоморфных и зооморфных изображений духов - хозяев промысловых и домашних животных, духов - хозяев местности, духов

Рис. 4. Покрывало на жертвенного оленя. Начало XX в. Манси. Собиратель С. И. Руденко1

1 Фонды РЭМ. № 1710-404.

болезни, духов - помощников шамана, семейных охранителей, приборов для добывания ритуального (чистого) огня во время проведения чукчами традиционных обрядов и праздников, ритуальных сосудов - чоронов, широко бытовавших в культуре якутов, а также символических путей (дорог) для успешного путешествия эвенкийского и якутского шамана по мирам Вселенной.

В сложный послереволюционный период, ещё до официального открытия Этнографического отдела, было открыто IV Отделение этнографии народов Сибири и Дальнего Востока. Заведующим и хранителем его через год был назначен С. И. Руденко, избранный в том же году заведующим Этнографическим отделом. Основная работа музея была направлена в этот период на подготовку выставок, в т. ч. по Сибири, приуроченных к открытию Этнографического отдела для посетителей.

Комплектование фондов по культуре народов Сибири, в т. ч. арктических, продолжилось начиная с 1920-х гг. По поручению Этнографического отдела в течение четырёх месяцев 1925 г. в бассейне реки Пур Тобольского округа Уральской области проводила исследования и занималась собирательской деятельностью Р. П. Митусо-ва. Основное внимание она уделяла вопросам расселения и изучения физического типа лесных ненцев локальной группы этого народа, кочевья которой доходили в определённый период до тундровой зоны.

Довольно сложным периодом для Этнографического отдела, особенно для IV Отделения, оказались 1930-е гг. В период репрессий музей и отделение Сибири лишились своего хранителя (заведующего отделением) - С. И. Руденко. Научный состав Этнографического отдела и отделения Сибири в 1933 г. обновился на 50 % и пополнился молодыми кадрами. Новые задачи Этнографического отдела нашли отражение во всех видах музейной деятельности, в т. ч. и в собирательской. Во время экспедиции, наряду с этнографическими материалами, в обязательном порядке приобретался и собирался научно-вспомогательный материал (газеты, статистические данные, плакаты и т. п.). В трагический период 1930-х гг., во времена борьбы советской власти с религией, шаманизм не был исключением. Культовые предметы у шаманов, как правило, отбирались и уничтожались. Передача же их в музеи позволяла не только спасти их от уничтожения, но и сохранить для исследователей и, самое главное, для народов, которым они принадлежали.

Планомерное комплектование фондов музея (Государственного музея этнографии народов СССР) началось только в послевоенное

Рис. 5. Костюм шамана. Начало XХ в. Эвенки. Собиратель Е. В. Близняк1

1 Фонды РЭМ. № 5589-36, 37, 39.

время. Для подготовки новой постоянной экспозиции «Народы Севера» потребовались новые, в т. ч. необходимые отсутствующие, экспонаты. В 1951 г. состоялись две экспедиции: Н. Н. Никитиной в Ненецкий национальный округ и М. А. Каплан в Эвенкийский национальный округ. Приобретённые ими экспонаты заняли своё место в открывшейся в 1951 г. экспозиции по народам Сибири.

С 1954 г. экспедиции увеличились не только в количестве сотрудников, но и в продолжительности - до нескольких месяцев. Во время экспедиций 1955 и 1957 гг., осуществлённых Марией Абрамовной Каплан, к якутам и чукчам были собраны экспонаты, заполнившие пробелы в приобретениях прежних десятилетий. Контакт с людьми способствовал хорошему аннотированию собранного ею материала.

В середине 1950-х гг. отдел Сибири пополнился новыми, крайне недостающими, при большом объёме фондового материала, сотрудниками - Марианной Сергеевной Поповой (1955) и Лидией Григорьевной Лельчук (1958), которые, получив хорошую практическую подготовку при регистрации коллекций бывшего Музея народов СССР, стали достойным пополнением отдела. Экспедиционно-со-бирательский опыт им приходилось приобретать непосредственно в районах работы: Л. Г. Лельчук - среди якутов, М. С. Поповой -у ненцев, долган и нганасан. Собранные ими коллекции (свыше 500 экспонатов каждая) значительно пополнили фонд по культуре исследуемых ими народов.

В 1970-80-х гг. собирательская деятельность в Северо-Восточном регионе была продолжена. В 1970-1974 гг. состоялись комплексные палеоэтнографические экспедиции, возглавляемые директором ГМЭ народов СССР Дорианом Андреевичем Сергеевым, в Чукотский район Магаданской области. В результате работы Д. А. Сергеева и участника экспедиции Б. С. Гамбурга были собраны коллекции по культуре азиатских эскимосов и приморских чукчей. Значительный интерес представляют предметы морского зверобойного промысла (единственный полный в стране комплекс) и изделия резчиков по кости, народных мастеров из посёлка Уэлен.

Комплектованием фонда по культуре чукчей в 1970-х гг. занималась научный сотрудник отдела, чукчанка по национальности Идея Владимировна Куликова. Ею приобретено свыше 100 предметов. Наибольший интерес из них представляет традиционное жилище - яранга.

Последние приобретения по культуре чукчей и коряков были сделаны во время экспедиций 1976, 1979, 1987, 2007, 2013 гг. заведующей отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока

В. В. Горбачёвой. Наибольший интерес в этом собрании (около 500 предметов) представляют предметы, характеризующие оленеводство, морской промысел, традиционные обряды и праздники (приборы для добывания ритуального огня, амулеты, ритуальная одежда).

Комплектованием фонда по народам Западной Сибири (ненцам, хантам) активно занималась и занимается И. А. Карапетова. Во время экспедиции к ненцам ею приобретены предметы оленеводства, традиционная одежда, покрышки на переносное жилище - чум. В 1990-2000-х гг. совместно с заведующей отделом фотографии, бывшей сотрудницей отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Кариной Юрьевной Соловьёвой удаётся продолжать комплектование фонда по народам Северо-Западной Сибири, в основном по культуре хантов и манси. Собранные ими коллекции подчёркивают сохранение традиций в культуре этих народов и выявляют то, что приносит новое время.

Серьёзным пополнением фонда музея художественными изделиями из резной кости приморских чукчей и азиатских эскимосов стало приобретение в 2016 г. коллекции у Валерия Александровича Тишкова - директора Института этнологии им. Миклухо-Маклая. Ценность этой коллекции в том, что она собиралась им на протяжении нескольких десятилетий и охватывает временной период от древнего (археологического) времени до современности.

Коллекционное собрание РЭМ по культуре арктических народов нашей страны, являясь частью мировой культуры и сохраняя многие архаические элементы, даёт возможность этнографам, археологам, социологам, искусствоведам и культурологам реконструировать ранние этапы истории человеческой цивилизации, найти ответы на нерешённые вопросы, касающиеся этногенеза, этнической истории и культурогенеза коренных этносов Сибири. Так как традиционная культура этих народов является ценнейшим опытом природопользования и адаптации человека к северным условиям, интерес к ней до сих пор не утрачен.

Коллекции музея, являясь ценнейшим этнографическим источником, привлекают исследователей разных стран, используются в научных публикациях и иллюстрированных изданиях. Так, с 1995 г. в течение 10 лет отделом Сибири совместно с французскими исследователями - археологами Лаборатории первобытной культуры университета Нантер (Франция) - проводились исследования на Таймыре и Чукотке по программе «Олень в культуре народов

Сибири». С 2011 г. территория для проведения совместных исследований по данной программе значительно расширяется, охватывая другие арктические народы и другие культуры России.

Важное место в деятельности музея и популяризации его собрания занимают не только методическая работа с народными мастерами различных регионов Крайнего Севера, использование этнографических предметов при подготовке специалистов из среды коренных этносов, подготовка и публикация изданий различного характера1, но и создание постоянных экспозиций и временных выставок как у нас в стране, так и за её пределами2. Сохранение, изучение и популяризация рациональных элементов культуры коренных народов арктического Севера всегда являлись и являются до сих пор одной из приоритетных задач Российского этнографического музея.

1 Издаются каталоги, иллюстрированные научно-популярные издания, такие как «На грани миров. Шаманизм народов Сибири», «Народы Великого Севера», «Материалы по этнографии. Народы Сибири», «Якутские чороны в собрании Российского этнографического музея: мировоззрение и ритуал северных кочевников» и т. д.

2 Выставки «Оленеводы и охотники Сибири» (Германия, 1985, Франция, 1992), «Тундра-тайга» (Квебек, Канада, 1988), «Путешествие в другие миры» (США, 1998, РЭМ, 2010), «Шаманы Сибири» (Германия, 2009) и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.