УДК 069.51
DOI 10.29003/m1391.0514-7468.2020_42_2/215-225
этнографическая коллекция в краеведческом музее посёлка эгвекинот на чукотке
Е.А. церковникова1
Статья посвящена этнографической коллекции краеведческого музея в посёлке Эгвекинот на Чукотке. Проведён анализ коллекции, раскрыты проблемы исследования и атрибуции предметов, характеризующих культуру производства северных народов, способы жизнеобеспечения и соционормативные отношения; приводится описание редких предметов этнографии оленеводческой и приморской культур. Результаты работы показали, что коллекция отражает важные темы этнографии северных народов, однако некоторые из них представлены слабо или совсем не раскрыты. Намечены перспективы дальнейшего изучения экспонатов.
Ключевые слова: этнографическая коллекция, краеведческий музей, комплектование, атрибуция музейных предметов, традиционная культура, этнос, Чукотка.
Ссылка для цитирования: Церковникова Е.А. Этнографическая коллекция в Краеведческом музее посёлка Эгвекинот на Чукотке // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 2. С. 215-225. DOI: 10.29003/ml391.0514-7468.2020_42_2/215-225
Поступила 24.03.2020 /Принята к публикации 20.05.2020
the ethnographic collection of the local history museum egvekinot village, chukotka
E.A. Tserkovnikova
N.A. Shilo North-East Interdisciplinary Scientific Research Institute, Far Eastern Branch of the RAS (Russia, Anadyr)
The article is devoted to the ethnographic collection of the museum of local history of urban locality Egvekinot in Chukotka Autonomous Okrug, Russia. The aim of this article is to analyze the collection; the objects have been classified by Russian Museum of Ethnography method. The author reveals research problems and attribution of ethnographic objects. Ethnographic objects represent the northern people culture of production, ways of life support, social and regulatory relations. Description of rare ethnography objects of reindeer-breeding and seaside cultures is given. Research results have shown the collection represents important themes of the northern people ethnography. However, not all ethnography topics are presented or fully presented. The topics "Housing", "Women's clothes", "Shamanism" are not rendered museum objects. Documents do not contain information about places where some objects were collected. Using analysis of the collection, the author outlined prospects for studying ethnography objects and adding rarities to the museum.
Keywords: ethnographic collection, local history museum, manning, gathering, ethnographic objects attribution, traditional culture, ethnic group ,Chukotka.
Введение. Этнографические коллекции по культуре народов Крайнего Севера хранятся во многих музеях страны и зарубежья. Фонды музеев страны пополнялись предметами этнографии северных народов с XVIII в. [18]. В советские годы на ос-
1 Церковникова Екатерина Анатольевна - мл.н.с. ФБГУН Северо-Восточного комплексного НИИ им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук, etserkovnikova1@yandex.ru.
Жизнь Земли 42(2) 2020 215-225 215
нове изучения этнографических коллекций специалисты научно-исследовательских институтов и центральных музеев выпустили фундаментальные научные труды по народам Сибири и Крайнего Севера [4, 7, 16]. Они проделали огромную работу по унификации характеристик музейных этнографических предметов, разработали методы их атрибуции и научно-методические рекомендации к описанию отдельных тематических групп [14].
Тогда же начался сбор предметов этнографии коренных народов в краеведческих музеях на Чукотке. Первый государственный музей в п. Анадырь (ныне г. Анадырь) был создан в 1930-е гг., а в 1940-х гг. начала формироваться его этнографическая коллекция. Краеведческие музеи в небольших населённых пунктах Чукотского автономного округа стали организовываться с 1987 г., в их числе - народный музей в п. Эгвекинот. С 1988 г. он стал филиалом Магаданского областного, затем Чукотского окружного краеведческих музеев. В настоящее время Краеведческий музей городского округа Эгвекинот является муниципальным учреждением культуры. Об истории музея и этапах формирования его коллекций писали Т.С. Папунова [8], И.И. Романова [11].
Этнографическая коллекция Краеведческого музея п. Эгвекинот до настоящего времени не была предметом отдельного научного исследования. В данной статье мы анализируем состав коллекции, определяем проблемные вопросы в исследовании и документировании предметов этнографии.
Состав коллекции и классификация предметов этнографии. Этнографическая коллекция Музея формировалась постепенно, и сейчас количество музейных предметов прикладного искусства, быта и этнографии основного фонда насчитывает 428 единиц хранения (ед. хр.) [10]. Часть этнографических предметов (202 ед. хр.) передана в фонд из собрания народного музея.
Коллекция состоит из предметов традиционной культуры северных народов -чукчей и эскимосов [9], составляющих основное население п. Эгвекинот и ближайших национальных сёл (в округе, помимо указанных этносов, проживают представители других северных народов: юкагиры, чуванцы, эвены, коряки, кереки). Этнографы выделяют две группы чукчей: оленные (тундровые, самоназвание - чаучу, чавчыват) и приморские (береговые - ан,к,алыт) [13]. Тундровые чукчи, делящиеся на роды по территории расселения, проживают в континентальной части Чукотки [17], приморские - на побережье Чукотского и Берингова морей [3]. Азиатские эскимосы также делятся на несколько территориальных родов [17].
По этнической принадлежности музейные предметы в коллекции идентифицированы частично - предметы, переданные из фондов народного музея, не имеют соответствующих записей. Для определения их принадлежности к культуре того или иного этноса они были распределены по производственно-хозяйственной деятельности: к культуре чукчей отнесены предметы, связанные с оленеводческой деятельностью, к культуре эскимосов - предметы морского промысла. В то же время, принадлежность предмета к приморским чукчам соотносилась с территорией их проживания (при указании в документах места сбора): так, в селении Инчоун проживают приморские чукчи, а в поселении Наукан - только эскимосы. В итоге музейных предметов, относящихся к чукотской культуре, оказалось 342 ед. хр., к эскимосской - 44 ед. хр.
В коллекции имеются археологические находки, значащиеся в описании как «предметы неизвестного назначения» (13 ед. хр.); они не имеют названий, т. к. нет заключения экспертов, их определяющих. В коллекцию также вошли огнестрельное и 216
холодное оружие XIX в., их составные части (27 ед. хр.) и предметы быта из металла (2 ед. хр.), попавшие на территорию округа в результате обмена, но включённые в раздел «этнография», поскольку они были обнаружены в тундре и использовались в определённый исторический период в деятельности коренных жителей. По мнению специалистов, в описании таких предметов необходимо фиксировать место изготовления и бытования в другой среде, а также их «историю», т. е. условия и способы использования в контексте исследуемой культуры [14].
Классификация музейных предметов коллекции проведена по методике, разработанной специалистами Российского этнографического музея (РЭМ) [14]. Предметы этнографии распределены по трём разделам: культура первичного производства, культура жизнеобеспечения, соционормативная и гуманитарная культура, внутри которых выделены самостоятельные темы.
Культура первичного производства чукчей и эскимосов представлена следующими этнографическими темами:
- оленеводство (20 ед. хр.);
- охота на морского зверя (14 ед. хр.);
- рыболовство (пресноводное) (19 ед. хр.);
- ремесло, дерево (14 ед. хр.);
- ремесло, животные материалы: кожевенное (24 ед. хр.), косторезное (22 ед. хр.).
Оленеводство представлено предметами отлова и управления оленем: детали для
оленьей упряжи (рис. 1), приспособления для управления оленем, предметы для развязывания узлов ремней, аркан, колокольчик для оленя и т. д.
Рис. 1. Деталь оленьей упряжи из рога горного барана (КМГОЭ КП-3722, размеры: 14,6x4,7x4,0; Чукотка, с. Амгуэма). Здесь и далее фото автора (см. цв. рис. на 4 с. обложки).
Fig. 1. Part of an reindeer harness (author's photo), size: 14,6x4,7x4,0 (cm). Chukotka, Amgyema village.
Охота на морского зверя представлена предметами снаряжения для морского промысла (поворотный гарпун, заготовка для наконечника гарпуна, чехол для гарпуна, кошки-закидушки и т. д.), а рыболовство - снастями (грузило, предметы для вязки рыболовных сетей, челнок, флажок, черпак, блесна, поплавки).
Ремесло по дереву представляют топорики для его обработки, стамески, чехол к стамеске, брусок, предметы неизвестного назначения из дерева, кожевенное ремесло -предметы для обработки кожи и меха, принадлежности для крепления и шитья кожи (скребки для выделки шкур, вкладыши к ним, шило, костяные проколки, колышки для фиксации растянутых шкур, игольницы и пластины для хранения игл), а косторезное
2 Всем предметам в Краеведческом музее городского округа Эгвекинот (КМГОЭ) присвоены соответствующие номера, внесённые в «книгу поступлений» (КП). Далее по тексту они не указаны.
ремесло - предметы из клыка моржа (некоторые найдены в волноприбойной зоне побережья морей - их вымывало из древних жилищ; среди них мотыга, рубило, заготовки наконечника гарпуна и др., требующие дальнейшего изучения).
Культура жизнеобеспечения чукчей и эскимосов представлена темами:
- одежда (9 ед. хр.), дополнение (фурнитура) (13 ед. хр.), женские украшения (5 ед. хр.);
- утварь для питания и курения: пищевая (63 ед. хр.), курительная (11 ед. хр.);
- утварь хозяйственно-бытовая, уход за одеждой: чистка (5 ед. хр.); уход за помещением: освещение, утепление (10 ед. хр.), уборка (2 ед. хр.);
- средства передвижения и транспортировки: сухопутные пешие (8 ед. хр.); сухопутные тяговые (12 ед. хр.); часть упряжи на собаку (1 ед. хр.);
- поселения и постройки, нежилые постройки: общественные, конструктивные детали для очага (1 ед. хр.).
Национальный костюм представлен мужской одеждой: кухлянка (меховая парка), плащ из кишок морских животных, штаны, головной убор, рукавицы и меховая обувь - торбаса; здесь же застёжки из кости и женское украшение.
Утварь для питания и курения имеет преимущество по количеству собранных предметов и представлена посудой для подачи пищи и её потребления: чаши, тарелки, доски для резки мяса, блюда, ложки, ковши, ножи, молоток из камня и камень для дробления костей. В это же собрание распределены осколки керамической и части деревянной посуды. Утварь для курения представлена табакерками, трубками, самодельными мундштуками.
Хозяйственно-бытовая утварь представлена предметами для ухода за помещением и одеждой: жирники для утепления жилища, приспособления для уборки снега вокруг жилища, снеговыбивалки (приспособления из рога оленя для очищения одежды от снега).
Средства передвижения и транспортировки представлены частями сухопутного тяглового и пешего транспорта, упряжью. В группе тяглового транспорта детали нарт: копылья, полозья, предметы для развязывания узлов, кожаные ремни для упряжки оленя, детали упряжи, части упряжи на собаку, полоз из клыка моржа от маленьких санок для транспортировки добычи по льду или снегу. Среди предметов, отражающих пешие средства передвижения, снегоступы, посох и детали посоха.
К теме «поселение и постройки» отнесено (как конструктивная деталь жилища) приспособление для подвешивания котла или чайника над очагом - тренога из трёх деревянных жердей.
Соционормативная и гуманитарная культура чукчей и эскимосов представлена темами:
- оружие (кустарное производство, самодельное) (27 ед. хр.);
- предметы религиозного культа: первобытные культы - культ предков, атрибуты (31 ед. хр.);
- предметы декоративно-прикладного искусства (87 ед. хр.).
В группе самодельного оружия - наконечники копья из кости и из металла (ручная ковка), наконечник с древком из дерева, заготовка из кости, наконечник стрелы, лук, топорик боевой, сверло из кости для изготовления отверстий в древке оружия.
Культ предков характеризуют атрибуты и семейные реликвии, применявшиеся в проведении годовых и жизненных обрядов - ритуальные сосуды, чаши, ковши, ложки, амулеты, приспособление для добывания огня, свёрла лучковые, упор для сверла. 218
В коллекции имеется бубен с ручкой - это «новодел» 1980-х гг., выполненный из обруча от традиционного бубна и натянутой на него кожи от пионерского барабана; ныне он представляет предметы традиционной культуры советского времени.
География мест поступления предметов этнографии, особенности их исследования и атрибуции. География мест поступления экспонатов широка, в основном это населённые пункты в окрестностях п. Эгвекинот, но есть и другие сёла с побережья Берингова пролива: с. Уэлькаль, с. Ванкарем, с. Амгуэма, с. Нешкан, с. Нутеплемен, с. Энурмино, с. Нунлингран, с. Энмелен и др. Большая часть предметов имеет сведения о собирателях, дарителях и мастерах. Их сбор проводился в долинах рек, ручьёв, на сопках, островах и озёрах, иногда в тундре (место сбора в таких случаях определялось как «амгуэмская тундра», «конергинская тундра» и т. п.) -можно предположить, что там были стоянки для кочевников, либо захоронения. О местах сбора некоторых находок имеется лишь общая информация, например, «место сбора: Чукотка» (116 ед. хр.). Такие скудные сведения о предмете не позволяют раскрыть историю его происхождения и бытования и требуют дополнительных исследований.
Большой интерес для исследователей и коренных жителей представляют экспонаты с подробным описанием. Так, предметы из национального села Амгуэма и его окрестностей характеризуют оленеводческую культуру локальной этнической группы амгуэмских чукчей [5]. Село расположено на берегу одноименной реки, в 97 км от п. Эгвекинот; в нём проживают семьи оленеводов, многие из которых работают и живут в тундре и сохраняют элементы традиционной культуры.
В разные годы в музей поступили 35 предметов этнографии из этих мест. Среди находок, собранных энтузиастами народного музея, нож, два полоза от нарты, лучок, деталь оленьей упряжки. В 1990-х гг. по заказу музея были сшиты предметы традиционной одежды: торбаса, кухлянка, промысловая одежда - плащ и рукавицы. В 2004 г. два наконечника копья были переданы в дар музею сотрудником Чукотской торговой компании, выкупившим их у оленеводов села.
В 2005 г. в Музей поступили личные вещи оленевода Рентыквына - 12 предметов, после смерти хозяина отданных его родственнику, который передал их в Музей. Коллекцию личных вещей оленевода составляют: три сверла со стальным наконечником, к каждому прилагаются чехлы из дерева и кожи; стамеска стальная фабричная с чехлом из дерева и кожи; свайка - предмет из оленьего рога для развязывания узлов кожаных ремней; деталь от оленьей упряжи с фрагментом кожаного ремня; челнок для вязки рыболовных сетей. Самодельные свёрла в виде деревянного стержня сложной формы с костяной головкой и стальным наконечником использовались хозяином длительное время (рис. 2).
Такие приспособления описывал этнограф В.Г. Богораз. Он писал, что «вращательное сверло употреблялось чукчами задолго до ознакомления их с железом» [1, с. 145]; во времена его исследований свёрла уже имели железный наконечник. Стамеска из коллекции оленевода приобретена в советский период, т. к. имеет отметку о её стоимости: «ц. 80 к.».
Вблизи бассейна р. Амгуэма в разных местах были найдены 4 предмета (данные о собирателях известны лишь для двух). Среди них: молоток каменный на деревянной ручке, скреплённый кожаным ремнём; фрагмент приспособления (черпак) для удаления льда из лунки, выполненного из рога оленя; сверло лучковое из дерева, металла и кожи; наконечник копья.
Рис. 2. Лучок (приспособление для вращения сверла), размеры: 35,2x19,5x2; сверло лучковое со стальным наконечником, размеры: 27,5x3,9; чехол к сверлу, размеры: 6,3x2,1. Чукотка, Амгуэмская тундра (см. цв. рис. на 4 с. обложки).
Fig. 2. The "Luchok"- (equipment for hand drilling), size: 35,2x19,5x2 (cm). The hand drill with the iron nozzle size: 27,5x3,9 (cm). The hand drill case, size: 6,3x2,1(cm). Chukotka, Amguem tundra.
Рис. 3. Молоток из камня на деревянной ручке, размеры: 23,4x13,5x9,8. Чукотка, Амгуэмская тундра.
Fig. 3. The stone hammer with the wooden handle, size: 23,4x13,5x9,8 (cm). Chukotka, Amguem tundra.
В собрании имеются случайные находки из амгуэмской тундры, собранные активистами народного музея - 7 предметов. Среди них: молоток каменный (рис. 3), снегоступ, деревянный сосуд, чаша из капа, наконечник копья, деревянная ложка, черпак. Можно предположить, что эти предметы были оставлены на местах захоронения чукчей-оленеводов.
Традиция оставлять личные вещи на месте захоронения человека была распространена у древних обществ северных народов, о чём писал В.Г. Богораз: предметы можно найти «в покинутых жилищах и на местах погребений» [1, с. 143]. Он заострял внимание на том, что женщины хранили
Рис. 4. Блюда для еды (кэмэны - чук.), размеры: 36,8x25,5x6,2 и 27x21,5x3,3; черпак, размеры: 41x15x10,3. Чукотка.
Fig. 4. Wooden dishes for food (Chukchi language: кэмэны) sizes 36,8x25,5x6,2 (cm); 27x21,5x3,3(cm) and the scoop, size 41x15x10,3 (cm), Chukotka.
бытовые предметы из камня и старались «подчеркнуть их важное религиозное значение» [там же]. Эти сведения, а также воспоминания старшего поколения оленеводов дают понять, что такие предметы, как каменный молоток, камень для разбивания костей и предметы религиозного культа не могли быть просто выброшены или оставлены. Что же касается «покинутых жилищ», то их бросали «на произвол судьбы» в случае, если после умершего хозяина не осталось прямых наследников [2. с. 66] или во время эпидемии (предметы из них не брали).
Следует отметить, что жители села Амгуэма целенаправленно не сдавали в музей предметы традиционной культуры, т. к. продолжали использовать их в хозяйстве (имеется только один, упомянутый выше, случай передачи личных вещей). В целом, предметы этнографии из названного села и его окрестностей отражают малую часть материальной культуры амгуэмской группы чукчей.
Представление о культуре северных народов дополняют поступления из других национальных сёл, расположенных на побережье Берингова пролива и отражающих эскимосскую культуру. Среди них поселение эскимосов Наукан (Навукак - эск.), где до 1954 г. проживали несколько древних родов эскимосов. В настоящее время это древне-эскимосское поселение является объектом культурного наследия федерального значения и проходит процедуру включения его в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО [15]. Отсюда в музей поступило несколько интересных предметов: дощечка для добывания священного огня, грузила из камня, кошка-закидушка, деревянная овальная чаша, деревянная ложка-ковш. Возможно, жители оставили их специально, либо они с древнего кладбища.
25 предметов поступили из древнего поселения Соннон. Сведений об этом поселении немного; известно, что местность в районе Наукана носила название «Сонно» [6] (языковая принадлежность слова не определена). Часть предметов из п. Соннон поступила из собраний народного музея, а в 1990-х гг. к ним примкнули случайные находки. В собрании представлены: деталь гарпуна, сланцевый вкладыш в скребок для выделки шкур, пластина для хранения костяных игл, костяные проколки для сшивания шкур, лопатка для разгребания снега, жирник (рис. 5), деревянная ложка, застёжки из кости, фрагмент керамической крышки, рубило, нож, наконечники копья, заготовка для наконечника, деревянная ложка, застёжка, шило из кости, фрагменты сланцевых ножей. Возможно, это поселение было покинуто.
Дополняют представление об эскимосской культуре предметы, поступившие из села Уэлькаль, расположенного у левого входа в залив Креста, в 100 км к югу от п. Эгвеки-нот. Здесь проживают семьи эскимосов, переселившихся в 1920-е гг. из селения Чаплино (Уназик - эск.). В Музее имеются 14 предметов из села и его окрестностей: круглый камень - приспособление для разбивания костей или мёрзлого мяса, нож женский эскимосский (уляк - эск.), деревянное овальное блюдо для мяса, предмет неизвестного назначе-
Рис. 5. Жирник, размеры: 23x20,2x7,3. Чукотка. Fig. 5. The stone oil lamp, size: 23x20,2x7,3 (cm), Chukotka.
ния (археология), металлическая трубка курительная, наконечник копья с обломанным древком, две части самодельного мундштука. В 2003 г. музею были подарены два предмета для морского промысла: блесна рыболовная и кошка-закидушка костяная с железными крючками. Оба предмета изготовлены жителем с. Уэлькаль. В 2015 г. музей купил у местного жителя два женских эскимосских ножа с подставками.
На этикетках к предметам даны названия на трёх языках: русском, чукотском (или эскимосском) и английском, однако в некоторых имеются неточности. Например, плоский камень для разбивания костей имеет чукотское название «эл,гыквын» - «камень для разбивания костей», а в этикетке предмет указан как «ступа», хотя он представляет собой плоскую каменную наковальню (рис. 6).
По сведениям В.Г. Богораза, плоский камень входит в комплекс приспособления для разбивания костей, который «состоит из нескольких предметов: каменного молотка и большого плоского камня, на который кладут кости для разбивания. Он помещается в цилиндрический сосуд из моржовой кожи с невысокими бортиками, в который собирают разбитые кости» [1, с.119]. В названиях других предметов имеются помарки, требующие исправления.
Наибольший интерес представляют предметы, которые имеют полную музейную информацию и ныне утрачивают функциональное использование в жизни коренных жителей. Это, в первую очередь, родовые предметы обрядово-ритуальных практик, показывающие глубокие архаичные корни традиционной культуры северных народов, их мировоззрение. Один из таких предметов - традиционная обрядовая шапочка, по-чукотски энанэнтыткокъал,е (дословно - шапочка для угощения духов предков), выполненная из кожи и расшитая бисером, переданная в музей оленеводом из с. Конергино. Она принадлежала А.И. Ранаутагину, местному жителю с. Конергино,
умершему в 1987 г. Исследователям будет интересен данный предмет, т. к. вышивка бисером несёт в себе смысловое значение и, скорее всего, означает знаки древнего рода.
Предметы, использующиеся в морском промысле, также подвержены исчезновению из обихода. Одним из них является транспортное средство - санки на полозьях из моржового клыка - к,анра(к) (эск.). В 1996 г. в музей поступил полоз из клыка
Рис. 7. П°л°з °т raH^ из°бражённых моржа от санок для перевозки охотничь-на рис. 8. Размеры: 27,3x4,2x2. Чукотка, - ^ / тг
Анюалькаль ей добычи (рис. 7). Полоз найден жителем
Fig. 7. The sledge runner from fig.8, size: с Уэлькаль Н.М. Лейтой в районе эски-27,3x4,2x2(cm), Chukotka, Anualkal. мосского селения Аннюалькаль, где ранее
Рис. 6. Камень для разбивания костей (эл,гыквын - чук.), размеры: H7,6; D20. Чукотка, с. Уэлькаль.
Fig. 6. The stone for bone fragmentation (Chukchi language: эл,гыквын), size: H7,6; D20 (cm), Chukotka, Ujelkal village.
располагалось место охоты морских зверобоев. Среди местных жителей это селение называется «второй Уэлькаль».
Санки на полозьях из моржового клыка морские охотники брали с собой на зимний промысел. Они были лёгкие, удобные для перевозки добычи или байдары. При изготовлении полоза моржовый клык распиливали пополам по длине, сверлом делали отверстия у верхней кромки и к полозьям ремнями крепили дощечки. Технология изготовления проста, однако материал для полозьев ныне редок, поэтому всё больше применяются современные материалы, и этот музейный предмет - «мостик» к сохранению технологии изготовления традиционных санок для морской охоты. В.Г. Богораз выделял такие санки в особый вид нарт и отмечал, что «в прежнее время, когда кости было много, эти нарты делались из китовой, моржовой и мамонтовой кости» [1, с. 46].
Заключение. Исследование этнографической коллекции Краеведческого музея п. Эгвекинот показало, что предметы этнографии являются важным источником по истории Чукотки и культуре северных этносов. Предметы этнографии, как памятники оленеводческих и приморских обществ, отражают особенности их культуры первичного производства, жизнеобеспечения и социальных отношений. Силами сотрудников Музея предметы этнографии описаны, определены их названия, а также (по местам находок: тундра, побережье морей и Берингова пролива) - места расселения древних родов береговых чукчей и эскимосов.
Древняя история северных народов представлена предметами археологии, оленеводства, морского промысла, хозяйственно-бытовой и религиозной деятельности традиционных обществ. Все предметы изготовлены из природных материалов, технологии их изготовления тщательно продуманы и выполнены вручную.
Историческая связь с европейской культурой отражена предметами промышленного производства, металлическими инструментами, оружием. Эти предметы в среде бытования северных этносов становились индивидуальными и приобретали родовые метки, для них изготавливались средства защиты из природных материалов, их хранили.
Отрицательно на качество экспозиции повлияли: недостаток информации о местах сбора некоторых предметов; слабая представленность некоторых этнографических тем («собаководство», «охота на птицу, сухопутного зверя», «заготовка пищевых продуктов», «средства передвижения», «праздники и обряды»); отсутствие необходи-
Рис. 8. Сани для перевозки добычи (по [1, с. 45]). Fig. 8. The prey transportation sledge.
мых предметов для раскрытия таких тем, как «жилище», «пища», «женская одежда», «территориальные родовые общества», «шаманизм», «воспитание и обучение», «игровая деятельность», «танцевальное и музыкальное творчество». Последнее объясняется тем, что часть предметов к моменту создания Музея была утрачена в культуре народов, другие и ныне востребованы в жизни оленеводов; технология их изготовлении требует особых умений и навыков, потому их целенаправленно не сдают в музей. Дополнительная причина неполного собрания - то, что комплектование фондов было нацелено на отражение истории промышленного освоения края.
Тем не менее, имеющаяся коллекция предметов этнографии содержит обширное поле для дальнейших исследований по традиционной культуре северных народов. Перспективно для районного музея, расположенного в окружении национальных сёл, дальнейшее пополнение этнографической коллекции недостающими предметами и знаниями о традиционной культуре северных народов, что позволит расширить направления культурно-просветительной работы с посетителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богораз В.Г. Чукчи: Материальная культура / Отв. ред. И.С. Вдовин. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 264 с.
2. Богораз В.Г. Чукчи: Религия / Под ред. Ю.П. Францова. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 208 с.
3. Богораз В.Г. Чукчи: Социальная организация. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 216 с.
4. Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 498 с.
5. Кузнецова В.Г. Материалы по праздникам и обрядам амгуэмских оленных чукчей // Сибирский этнографический сборник. М.-Л.: Наука, 1957. Вып. 2. С. 264-326.
6. Леонтьев В.В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / Науч. ред. Г.А. Меновщиков. Магадан: Кн. Изд-во, 1989. 456 с.
7. Народы Сибири. Этнографические очерки. М.-Л., 1954-1966.
8. Папунова Т.С. Музей в Эгвекиноте // Чукотка в прошлом и настоящем. Вып. 11. Можайск: «МПК», 2009. с.444-445.
9. Полевые материалы автора. Инвентарные карточки предметов этнографии МАУК «Краеведческий музей городского округа Эгвекинот», п. Эгвекинот. Июнь 2019 г.
10. Портал открытых данных Министерства культуры РФ. Музей. Статистическая информация. Эгвекинотский краеведческий музей. URL: https://opendata/mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_museum#aey.
11. Романова И.И. Основные этапы развития музейного дела и создания этнографических коллекций на Чукотке // Культурное наследие народов Сибири и Севера: материалы Шестых Сиб. чтений (Санкт-Петербург, 27-29 окт. 2004 г.). СПб., 2005. С. 99-107.
12. Сайт МАУК «Краеведческий музей городского округа Эгвекинот» URL: http://www. egvekinotmuzej.ru.
13. Северная энциклопедия. М.: Европейские издания, 2004. 1200 с.
14. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. СПб: Издательство «Арт-люкс», 2003. 408 с.
15. Спасти и сохранить: Культурное наследие Чукотки: проблемы и перспективы сохранения. Материалы научно-практ. конф. (г. Анадырь, 12-14 апреля 2016 г.) / Отв. ред. М.М. Бронштейн. М., 2016. Вып. 1. 208 с.
16. Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи: (По материалам этнографических музеев Академии наук) / Под ред. М.Г. Рабиновича. Л.: Наука, 1978. 288 с.
17. Тропою Богораза. Научные и литературные материалы. М.: Институт наследия ГЕОС, 2008. 354 с.
18. Этнографические коллекции по народам Северо-Востока Азии в Приморском объединённом государственном музее им. В.К. Арсеньева / Автор-сост.: В.В. Кобко. Владивосток: РИО Примупрполиграфиздата, 1991. 62 с.
REFERENCES
1. Bogoraz W. The Chuckchee. The material culture. 264 p. (Moscow: LIBROKOM, 2011) (in Russian).
2. Bogoraz W. The Chuckchee. The religion. 208 p. (Moscow: LIBROKOM, 2011) (in Russian).
3. Bogoraz W. The Chuckchee. The Social organization. 216 p. (Moscow: LIBROKOM, 2011) (in Russian).
4. Levin M.G., Potapov L.P. (eds.). The historical and ethnographic Atlas of Siberia. 498 p. (Moscow-Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 1961) (in Russian).
5. Kyznetsova V. Materials on holidays and rituals of the Amguem's Chukchee. Siberian ethnographic collection. Vol.2. P. 99-107 (Moscow: Nauka, 1957) (in Russian).
6. Leontiev V., Novikova K. Toponymic dictionary of the North-East of the USSR. 456 p. (Magadan, 1989) (in Russian).
7. The people of Siberia. Ethnographic essays (Moscow-Leningrad, 1954-1966) (in Russian).
8. Papunova T. Museum in Egvekinot. The Chukotka in the past and present. 11, 444-445. (Mozhaisk: MPK, 2009) (in Russian).
9. The field researcher author in the village Egvekinot. Chukotka, June, 2019 (in Russian).
10. Site the Ministry of Culture (https://opendata/mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_muse-um#aey).
11. Romanova I. The main stages of development of museum institutions and the creation of ethnographic collections in Chukotka. Cultural heritage of the peoples of the Siberia and North: materials six of the Siberia reading. P. 99-107 (St. Petersburg, 2005) (in Russian).
12. Site museum of local lore in the village Egvekinot (http://www.egvekinotmuzej.ru).
13. The Northern encyclopedia. 1200 p. (Moscow: European publications, 2004) (in Russian).
14. Dybov I. (ed.). The system of scientific description of a Museum object: classification, methodology, terminology. Directory. 408 p. (St. Petersburg: Art-ljuks, 2003) (in Russian).
15. Bronshtein M. (ed.). To save and preserve: Cultural heritage of the Chukotka: problems and perspectives of preservation. 208 p. (Moscow, 2016) (in Russian).
16. Stanukovish T. Ethnographic science and museums. 288 p. (Leningrad: Nauka, 1978) (in Russian).
17. Bogoslovskaya L., Krupnik I. (eds.). The path of Bogoraz. Researchand literary materials. 354 p. (Moscow: Institute Heritage-GEOS, 2008) (in Russian).
18. Kobko V. (ed.). The Ethnographic collections on the peoples of North-East Asia in the Primorye United State Museum. 62 p. (Vladivostok: RIO Primyprpoligrafizdata, 1991) (in Russian).