Научная статья на тему 'Любящий язык да вкусит от плодов его. К юбилею ученого'

Любящий язык да вкусит от плодов его. К юбилею ученого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Н. ЧУРИЛИНА / L. N. CHURILINA / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ / FUNCTIONAL LEXICOLOGY / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / LEXICAL STRUCTURE OF THE TEXT / ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / DISCURSIVE STUDIES / КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА / COGNITIVE METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Деревскова Е. Н.

Статья посвящена анализу основных научно-исследовательских достижений профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Любови Николаевны Чурилиной. Начиная с работы над кандидатской диссертацией и по настоящее время интерес к языку в рамках антропоцентрического подхода остается для ученого приоритетным, поскольку именно такая научная парадигма позволяет реконструировать образ человека, создающего язык и отражающегося в нем. Текст становится в трудах Л. Н. Чурилиной главным предметом изучения, его анализ дает возможность интегрировать идеи разных наук: лингвистики, психолингвистики, литературоведения, психологии, философии. Научные статьи, монографии, учебные пособия, написанные Л. Н. Чурилиной, вызывают интерес филологов, а также всех, кто интересуется текстом, его организацией, возможностью слова наполняться в нем особым смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Деревскова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любящий язык да вкусит от плодов его. К юбилею ученого»

V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 81'373

Е. Н. Деревскова (Магнитогорск, Россия)

ЛЮБЯЩИЙ ЯЗЫК ДА ВКУСИТ ОТ ПЛОДОВ ЕГО. К ЮБИЛЕЮ УЧЕНОГО

Аннотация. Статья посвящена анализу основных научно-исследовательских достижений профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Любови Николаевны Чурилиной. Начиная с работы над кандидатской диссертацией и по настоящее время интерес к языку в рамках антропоцентрического подхода остается для ученого приоритетным, поскольку именно такая научная парадигма позволяет реконструировать образ человека, создающего язык и отражающегося в нем. Текст становится в трудах Л. Н. Чурилиной главным предметом изучения, его анализ дает возможность интегрировать идеи разных наук: лингвистики, психолингвистики, литературоведения, психологии, философии. Научные статьи, монографии, учебные пособия, написанные Л. Н. Чурилиной, вызывают интерес филологов, а также всех, кто интересуется текстом, его организацией, возможностью слова наполняться в нем особым смыслом.

Ключевые слова: Л. Н. Чурилина, языковая личность, функциональная лексикология, лексическая структура текста, дискурсивные исследования, когнитивная метафора.

Рассматривая научную деятельность профессора Любови Николаевны Чурилиной, нельзя не отметить ее любовь к слову и его возможностям «рассказать» о человеке и мире, в котором он живет. Антропоцентрический подход к изучению языка стал определяющим для

научных изысканий ученого.

Принципы актуальности и новизны исследования никогда не были для работ Любови Николаевны формальными: ее монографии или статьи всегда несут новые научные идеи, представляют свежую и нестандартную точку зрения даже на известные языковые и речевые факты. Так, еще на стадии написания кандидатской диссертации Любовь Николаевна вводит в научную парадигму исследования художественного текста понятие «лексическая тема персонажа», определяя его как «совокупность выявляемых в процессе анализа лексической организации текста языковых средств, функционально связанных с презентацией субъекта внутритекстовой действительности и содержащих элементы информации об этом субъекте» [6, с. 139]. Это был новый взгляд на реализацию системных связей средств языка при конструировании текста.

Любое новое понятие требует изучения. Серия статей Любови Николаевны предлагает различные возможности анализа лексической темы персонажа. В работе «Персонаж как особая тема текста и ее лексический эквивалент» [8] решается вопрос о критериях отбора текстовых фрагментов, лексический состав и структура которых и формируют персонажную тему. Л. Н. Чурилина выделяет текстовые фрагменты разной субъектной отнесенности: во-первых, персонажную речь; во-вторых, текстовые фрагменты, относящиеся к «неперсонажной субъектной сфере, где информация уточняется и дополняется»; в-третьих, «субъектную сферу - "другого", персонажа(ей), выступающего(их) в определенной текстовой ситуации в роли субъекта оценки» [8, с. 112]. Важность и продуктивность такого подхода к персонажу текста художественного произведения определяется открывающимися перспективами исследования, прежде всего тем, что результатом анализа текстовой лексической темы персонажа «может стать построение художественной модели человека, одного из возможных его вари-

антов» [8, с. 112].

Интересным представляется и анализ специфики функционирования таких слов в дискурсе персонажа, которые в системе языка определяются как «асемантические». Предметом рассмотрения в статье «Местоименное слово как элемент словаря языковой личности» [7] становится группа личных местоимений в дискурсе персонажа романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Петра Верховенского. Л. Н. Чурилина обращается к словам, лишенным сигнификативного значения, и проводит анализ текстового, денотативного значений личных местоимений, открывая и определяя своеобразие «"мироустройства" личности» [7, с. 118].

Проблема лексической темы персонажа продолжает рассматриваться в статье «Антропоцентрический принцип в исследовании лексической структуры художественного текста» [4], где решаются проблемы индивидуального лексикона персонажа, под которым понимается: «репрезентированный в тексте словарь виртуальной языковой личности, или индивидуальная лексическая система («присвоенный язык»), являющаяся средством экспликации индивидуального образа мира» [4, с. 66]. Предметом рассмотрения статьи становятся ключевые слова, по-разному понимаемые в лингвистике в зависимости от объекта изучения. Как следствие, для анализа особенностей индивидуального лексикона Л. Н. Чурилина вводит термин «смысловые доминанты», понимая под ним «концептуально значимые единицы индивидуального лексикона» [4, с. 68].

Обобщение многолетней работы над проблемами исследования художественного текста в антропоцентрическом аспекте и «реконструкции по вербальным опорам языковой личности персонажа» нашло свое выражение в монографии «"Языковая личность" в художественном тексте» [11], вышедшей в издательстве «Флинта» и пережившей на сегодняшний день семь изданий.

Обращение к проблемам языковой личности, лексической структуры художественного текста с коммуникативных и антропоцентрических аспектов выводит ученого на дискурсивные исследования. «Если дискурс - пишет Любовь Николаевна, - способ объективации особой ментальности, то следует предположить проявление специфических черт на уровне языка» [9, с. 378]. Эта мысль приводит лингвиста к выводу о целесообразности дискурсивного анализа при «исследовании некоторого типа ментальности, объективируемого языком» [9, с. 378]. В статье «Современный православный дискурс: проблемы лексикографического представления» Л. Н. Чурилина обозначила идею создания первого словаря современного православного дискурса, который, с ее точки зрения, должен «включать в себя три раздела: 1) толковый словарь редких лексем, 2) словарь православных концептов и 3) словарь православных метафор. Дополняющие друг друга, материалы Словаря призваны, с одной стороны, отразить своеобразие лексико-семантической системы православного дискурса, с другой стороны, они должны стать основой для реконструкции значимой в современном дискурс-ном пространстве России модели мира» [9, с. 382-383].

В рамках исследований по православному дискурсу Л. Н. Чурилина рассматривала концептуальную метафору, ценность которой «определяется ее творческим потенциалом -способностью к порождению новых смыслов, абстрактных понятий, которые не только трудно назвать, но о которых даже трудно помыслить» [5, с. 178]. Опираясь на современную когнитивную теорию, в которой постулируется, что метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний - когнитивной структуры «донора» и когнитивной структуры «цели», Любовь Николаевна высказывает предположение о том, что подобная трактовка «в случае религиозного дискурса оказывается наиболее адекватной объекту исследования, поскольку фиксируемая во фрагментах религиозного дискурса картина мира представляет собой результат специфического, далеко не всегда рационально объяснимого упорядочения опыта осмысления действительности [5, с. 178].

Об удивительном умении Любови Николаевны «читать» слово, открывать в нем новые смыслы говорит тот разнообразный текстовый материал, на котором она проводит исследование специфики метафорических моделей (или, по ее определению, «метафорического ду-

эта»). В спектр источников попали как самый большой по объему старославянский памятник - «Супрасльский сборник», относящийся к середине XI в., который включает переводы 20-ти текстов Иоанна Златоуста (Л. Н. Чурилина исследовала один из его текстов - «Слова о смоковнице», представляющий собой проповедь-толкование притчи из текста Евангелия от Матфея [5]); так и фрагменты современного религиозного дискурса: тексты статей-проповедей, размещаемых в сети Интернет [10].

Любовь Николаевна сочетает талант ученого, с талантом великолепного педагога и лектора. Многолетний опыт преподавания лингвистических дисциплин нашел выражение в учебных пособиях, составителем которых она является. Назовем лишь некоторые: «Актуальные проблемы современной лингвистики» [1], «Современный русский язык. Лексикология: лексическая семантика» [2], «Теория текста. Лингвистика текста» [3]. Педагогическая деятельность была высоко оценена не только коллегами, студентами и аспирантами, но на самом высоком ведомственном уровне: Любовь Николаевна награждена нагрудным знаком отличия «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

Несколько лет назад Л. Н. Чурилина объединила преподавателей кафедры идеей создания программы магистратуры «Русский текст и русская языковая личность» по направлению подготовки «Филология». Программа вызвала интерес, и первый набор магистров собрал не только студентов родного университета, но и приехавших из Петербурга, Казахстана и Сербии. Сегодня под руководством Л. Н. Чурилиной реализуются две магистерские программы: «Филологическое обеспечение современной коммуникации» и «Теория языка и прикладная лингвистика».

О широте охвата лингвистической мысли Любови Николаевны, о перспективах, которые она открывает для своих учеников, можно судить по темам магистерских диссертаций, которые прошли блестящие защиты: «Эпистолярный текст как фрагмент современного дискурса (на материале районной газеты); «Концепт "Металлург" как фрагмент производственного дискурса», «Языковая игра в современном телевизионном дискурсе: когнитивный аспект», «Концепт "Мозг" как фрагмент русской языковой картины мира: сопоставительный анализ» и др. С исследованием концепта связана и работа Любови Николаевны как руководителя кандидатской диссертации «Концепт РОССИЯ как фрагмент русской национальной картины мира периода ХХ - начала XXI века».

Ученый, педагог, научный руководитель - в любом своем проявлении Л. Н. Чурилина является воплощением той великой мудрости, которая запечатлена в Притчах Соломона в Ветхом Завете: «Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его».

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л. Н. Чурилина. М. : Флинта: Наука, 2016. 416 с.

2. Современный русский язык. Лексикология: лексическая семантика: Учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина, Е. Н. Деревскова. М. : ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА.М, 2014. 163 с.

3. Теория текста. Лингвистика текста : учеб. пособие / сост. Л. Н. Чурилина. М. : ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», 2015. № 0321501529 (2015 г.).

4. Чурилина Л. Н. Антропоцентрический принцип в исследовании лексической структуры художественного текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2003. № 5. Т. 3. С. 63-74.

5. Чурилина Л. Н. Заимствованная метафорика на начальном этапе формирования русской православной концептосферы // Формирование концептосферы восточнославянского этноса на ранних этапах становления государственности : коллективная монография / под ред. С .Г. Шулежковой. Магнитогорск : МаГУ, 2012. С. 175 187.

6. Чурилина Л. Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования: Монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 283 с.

7. Чурилина Л. Н. Местоименное слово как элемент словаря личности // Слово. Семантика.

Текст: Сборник научных трудов, посвященный юбилею проф. В.В. Степановой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 114-118.

8. Чурилина Л. Н. Персонаж как особая тема текста и ее лексический эквивалент // Традиции в контексте русской культуры. Череповец : ЧГУ, 2000. С. 110-117.

9. Чурилина Л. Н. Современный православный дискурс: проблемы лексикографического представления // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. Вып. 2 (24). С. 277-283.

10. Чурилина Л. Н. Эпистемологический статус метафоры: Метафора как инструмент формирования религиозного сознания // Философия языка и язык философии : монорграфия; [под ред. Е. В. Грудевой]. Новосибирск : Изд. «СибАК», 2015. С. 43-61.

11. Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте : монография. М. : Флинта, 2017. 239 с.

E .N. Derevskova (Magnitogorsk, Russia)

THE LANGUAGE - AND THEY THAT LOVE IT SHALL EAT THE FRUIT

THEREOF

Abstract. This article is devoted to the analysis of Lyubov Churilina's (the head of department of the Russian language, general linguistics and mass communication of the Institute for the Humanities of Nosov Magnitogorsk State Technical University, professor, doctor of philology) research achievements. Since the beginning of her work on her thesis and up to now, the interest in the Russian language within the anthropo-centric approach has remained a priority for the scientist. Precisely such a scientific paradigm allows L. Churilina to reconstruct the image of the person who is creating the language and who is reflected in it. The text itself becomes the main subject of study in the works of L. Churilina. Analysis of text itself makes it possible to integrate the ideas of different sciences: linguistics, psycholinguistics, literary criticism, psychology and philosophy. L. Churilina's scientific articles, monographs and textbooks will arouse interest of philologists, as well as all those who are interested in the text itself, its organization, and the possibility of the word to be filled with a special meaning.

Keywords: L. N. Churilina, linguistic personality, functional lexicology, lexical structure of the text, discursive studies, cognitive metaphor.

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy sovremennoi lingvistiki: ucheb. posobie / sost. L. N. Churilina, Moscow, Flinta, Nauka, 2016, 416 p.

2. Sovremennyi russkii yazyk. Leksikologiya: leksicheskaya semantika: Uchebnoe posobie / sost. L. N. Churilina, E. N. Derevskova, Moscow, ITs RIOR: NITs INFRA.M, 2014, 163 p.

3. Teoriya teksta. Lingvistika teksta : ucheb. posobie / sost. L. N. Churilina. Moscow, FGUP NTTs «INFORMREGISTR», 2015. no 0321501529 (2015 g.).

4. Churilina L. N. Antropotsentricheskii printsip v issledovanii leksicheskoi struktury khudozhestven-nogo teksta , Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena 2003, no. 5, vol. 3. pp. 63-74.

5. Churilina L. N. Zaimstvovannaya metaforika na nachal'nom etape formirovaniya russkoi pra-voslavnoi kontseptosfery // Formirovanie kontseptosfery vostochnoslavyanskogo etnosa na rannikh etapakh stanovleniya gosudarstvennosti : kollektivnaya monografiya / pod red. S. G. Shulezhkovoi. Magnitogorsk, MaGU, 2012, pp. 175-187.

6. Churilina L. N. Leksicheskaya struktura khudozhestvennogo teksta: printsipy antropotsentrich-eskogo issledovaniya: Monografiya. Saint-Petersburg, Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2002, 283 p.

7. Churilina L. N. Mestoimennoe slovo kak element slovarya lichnosti, Slovo. Semantika. Tekst: Sbornik nauchnykh trudov, posvyashchennyi yubileyu prof. V.V. Stepanovoi. Saint-Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2002, pp. 114-118.

8. Churilina L. N. Personazh kak osobaya tema teksta i ee leksicheskii ekvivalent, Traditsii v konteks-te russkoi kul'tury. Cherepovets : ChGU, 2000, pp. 110-117.

9. Churilina L. N. Sovremennyi pravoslavnyi diskurs: problemy leksikograficheskogo predstavleniya, Problemy istorii, filologii, kul'tury, 2009, vol. 2 (24). pp. 277-283.

10. Churilina L. N. Epistemologicheskii status metafory: Metafora kak instrument formirovaniya reli-gioznogo soznaniya, Filosofiya yazyka i yazyk filosofii : monorgrafiya; [pod red. E. V. Grudevoi], Novosibirsk, Izd. «SibAK», 2015, pp. 43-61.

11. Churilina L. N. «Yazykovaya lichnost'» v khudozhestvennom tekste : Monografiya, Moscow, Flin-ta, 2017, 239 p.

Деревскова Е. Н. Любящий язык да вкусит от плодов его. К юбилею ученого // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 79-83.

Derevskova E .N. The Language - and they that Love it shall Eat the Fruit thereof, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 2, pp. 79-83.

Сведения об авторе

Деревскова Елена Николаевна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; [email protected].

Author:

Elena N. Derevskova, PhD in Philology, associate professor at the Department of the Russian Language, General Linguistics and Mass Communication, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.