Научная статья на тему 'Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»'

Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»»

понентов первой (естественной) и второй (искусственной) природы человека. Вначале формирование новых субъектов будет отличать преобладание естественных человеческих сущностных сил. Второй этап окажется примерным равенством естественного и искусственного в ткани субъекта (трансчеловек). И только на третьем этапе произойдет качественный сдвиг - искусственная общественная природа субъекта начнет преобладать над естественной (постчеловек). Именно на этом этапе общественная эволюция завершится формированием подлинного «космического субъекта», т.е. существа в полной мере приспособленного жить в сложных условиях не только ближнего, но и дальнего Космоса.

1 Соловьёв Вл. Великий спор и христианская политика // Соловьёв Вл. Спор о справедливости. Москва; Харьков, 1999. С.225, 245 - 249.

2 Киселёв Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопр. философии. 2007. №4. С. 21.

3 Горохов В.Г. Научно-техническая политика в обществе незнания // Вопр. философии. 2007. №12.

4 Азимов А. Край основания. Основание и земля: Фантастические романы. СПб., 1992. С. 387.

5 См. Ле Гуин У. Левая рука тьмы // Фантастические произведения. М., 2006.

6 Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т.2. М, 1990. С.9.

7 Назарегян А.П. Универсальный вектор эволюции и перспектива интеллекта // Происхождение разума на земле. Хабаровск, 1997. С. 42 - 43. 8Нариньяни A.C. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопр. философии. 2008. №4. С. 3 - 17.

9 Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. С. 8, 15, 73, 118.

А.Б. ФОМИНА

Кубанский государственный университет,

г. Краснодар

ЛЮБОВЬ КАК СУБЛИМАЦИЯ В РАБОТЕ B.C. СОЛОВЬЁВА «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

Среди произведений B.C. Соловьёва есть небольшая статья, которую можно назвать настоящим шедевром. Эта статья называется «Смысл любви». Она написана в лучших

традициях русской философии и посвящена выяснению вопроса о том, что является сущностью любовных отношений между мужчиной и женщиной.

Вопрос о смысле любви - это вечный вопрос не только в литературе, но и в философии. Соловьёв раскрывает новые грани любви и утверждает, что именно любовь является тем чувством, которое характеризует истинно человеческие отношения, отличает их от отношений между животными, хотя в его основе лежат животные инстинкты. Любовь есть преодоление низших влечений в духовное чувство, ведущее в конечном счете к всеединству.

Статья была написана Соловьёвым в 1892 году. Именно в это время австрийский психолог Зигмунд Фрейд создал учение о сублимации, как одном из механизмов психологической защиты. Содержание сублимации, по Фрейду, заключается в том, что под воздействием запретов, налагаемых со стороны общества, происходит насильственная трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для человека и общества формы деятельности: политику, искусство, религию и т.д.

Человек воспринимает это переключение болезненно, оно приносит ему постоянные страдания, которые проявляются даже в соматических нарушениях. Цель психоаналитика заключается в том, чтобы показать «подлинный» с его точки зрения смысл высших форм деятельности человека, выявить низшие инстинкты, которые оказываются их основой и тем самым помочь человеку осознать причину его дискомфорта и способствовать выздоровлению. Сублимация в этом случае понимается как механизм образования и объяснения самых сложных человеческих чувств и форм деятельности, однако она оказывается насильственным актом, приводящим человека к страданию.

Роль сублимации в развитии общества и человека, таким образом, неоднозначна. С одной стороны, без нее не было бы культуры, общество оставалось бы на первобытной стадии развития, с другой стороны, она оказывается принуждением для индивида, она создает оковы, приводящие к болезням и страданиям, оковы, от которых он стремиться избавиться. Человек в таком понимании предстает

как биологическое существо, вынужденное подчиняться внешней силе общества.

Русские философы В.В.Зеньковский и Н.О. Лосский говорили об ужасающих выводах теории психоанализа Фрейда и считали, что необходимо противостоять разрушительным результатам фрейдизма, противопоставить им идеи, в которых человек не унижается до положения животного, а поднимается до уровня Бога. Сублимацию необходимо объяснить не только как вынужденное действие (такая трактовка, вероятно, тоже правомерна). Изначальный смысл этого понятия - восхождение. Значит, необходимо понять сублимацию как добровольное восхождение, добровольное преобразование человеком самого себя и окружающих. В таком преобразовании человек не будет ощущать себя страдающим существом.

Философом, который смог найти такие идеи, Лосский и Зеньковский считали Б.П. Вышеславцева, который в своей работе «Этика преображенного Эроса» смог дать новую трактовку понятию сублимации. Ему удалось это сделать, потому что он опирался на традиции русской философии, принципы соборности, восхождения к Абсолюту. Большую роль в становлении этой традиции сыграли работы B.C. Соловьёва, в которых проблема сублимации еще не ставится сознательно, понятие «сублимация» не упоминается, однако мы можем найти решение этой проблемы по сути, причем решение многомерное, объемное, выходящее в конечном счете на проблему всеединства.

В начале работы философ задается вопросом, а не является ли смыслом любви биологическое продолжение рода. Может быть, согласно законам природы люди испытывают влечение друг к другу только для того, чтобы произвести здоровое, жизнеспособное, талантливое потомство.

Последовательно рассматривая множество примеров, он убедительно доказывает неправомерность такого ответа: страстная любовь часто оказывается бесплодной, а талантливые люди рождаются от родителей, которые относятся друг к другу достаточно спокойно. Следовательно, любовь только на первый взгляд связана с биологической проблемой рождения потомства. Предназначение любви, с точки

зрения Соловьёва, совершенно другое, оно неоднозначно, не открывается поверхностному анализу. Предназначение любви можно понять только на основе всестороннего и кропотливого исследования этой проблемы. Именно такой анализ и проводит философ.

В результате любовь раскрывается, прежде всего, как преодоление человеческого эгоизма. Соловьёв сравнивает человека и животное и утверждает, что истина животного может быть только в роде, поэтому высшей целью здесь является продолжение и улучшение рода, получение более совершенных индивидов на основе соперничества. Человек же не только как род, но и как индивид может «осуществлять истину... стать живым отражением абсолютного целого» [1, с. 136]. Единственное, что препятствует осуществлению этой возможности - эгоизм индивида, который делает его односторонним. В этой односторонности человек принципиально не отличается от животного, поскольку ограничен своей частной жизнью. Только любовь является той силой, которая помогает человеку преодолеть свой эгоизм, выйти за пределы односторонности.

Нужно отметить, что Соловьёв в целом не против эгоизма. Человек имеет право и даже обязан признавать за собой безусловное значение. Эгоизм опасен тем, что он не признает такого же значения за другим. Именно этот эгоизм преодолевается в любви, позволяя человеку признавать безусловный смысл и значение не только своего существования, но и существования любимого. Таково в первом приближение решение вопроса о смысле любви, по Соловьёву. «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» [1, с. 138].

Человек испытывает разные виды любви: к родителям, к детям, любовь мистическую, дружескую и многие другие. Однако Соловьёв считает, что только половая любовь помогает преодолеть эгоизм в наибольшей степени: в родительской любви теряется индивидуальность, родитель как бы полностью растворяется в своих детях, дружеская любовь не раскрывает полностью индивидуальность, мистическая растворяет человека в Абсолюте. Очень важно, что Соловьёв делает акцент именно на половой любви, т.к.

половая любовь в учении о сублимации наиболее подвергается сведению к низшим инстинктам.

Преодоление эгоизма не исчерпывает смысла любви, но только приоткрывает решение проблемы. Преодолевая эгоизм, человек открывает для себя путь к совершенству, путь к Абсолюту. Это становится возможным, потому что любящий человек воспринимает только лучшие стороны любимого, он как бы показывает любимому, каким прекрасным тот может быть. В свою очередь, в отношении любимого он проявляет свои лучшие черты, которые также впервые начинает осознавать благодаря любимому.

Уже сам факт существования любви говорит о наличии Абсолюта как идеала, к которому стремится человек, осознавая это сТрёмление только в любви. Преодоление эгоизма это есть сТрёмление двух любящих к соединению в Абсолюте. Философ подчеркивает, что полнота этого соединения возможна только в том случае, если любовь понимается как единство физиологического и духовного начала. Он называет ненормальной такую любовь, когда чувство направлено только на тело и считает это особым видом фетишизма. Фетишист любит только часть, а не целое, какой-то предмет, а не человека, которому предмет принадлежит. Также жаждущий физической любви любит только часть человека, не видя его души. Ложной, с точки зрения философа, является и чисто духовная любовь, отрицающая физические отношения. Истинная духовность состоит в «перерождении, спасении и воскресении плоти» [1, с. 163].

Если мы обратимся к проблеме сублимации и ее решению уже в первой половине XX века у Вышеславцева, то увидим, что Соловьёв, еще не пользуясь понятиями, которые присущи более позднему периоду в развитии философии, по сути дела предваряет это решение. Соловьёв обозначил основные болевые точки проблемы, наметил пути их решения.

Однако Соловьёв далее утверждает, что в действительной жизни, в реальности любовь остается неосуществленной. Реальная любовь только обозначает контуры возможностей человека. Любовь, по мнению Соловьёва, есть начало «... видимого восстановления образа Божия в мате-

риальном мире, начало воплощения истинной идеальной человечности» (X, 149). Он обосновывает свою точку зрения, однако у читателя остается все же чувство неудовлетворенности. Любовь утверждалась Соловьёвым как земное чувство, но в реальности оно оказывается неосуществимым. Философы следующего поколения в некоторой мере разрешили это противоречие, иначе решив проблему сублимации. Это стало возможным благодаря работе, проделанной B.C. Соловьёвым в небольшой статье «Смысл любви» и в других работах.

Соловьёв рассматривает в своих работах не только чувство индивидуальной любви, но и любовь человека к Богу, а также любовь Бога к человеку.

В христианской литературе с давних времен существует традиция трактовки Ветхого Завета Библии как закона, а Нового Завета как благодати. Закон предписано выполнять по обязанности, благодать же не требует, а призывает. Каждый индивид может выбирать, следовать этому призыву или нет. Благодать оставляет свободу, возможность выбирать. Человек должен осознать добро, стремиться к нему по велению души, а не по требованию долга. Ветхий Завет - это религия закона, долга, требования, а Новый Завет дает новую веру, веру любви и добровольного стремления, добровольного отречения от зла.

Русская философия, можно сказать, началась с этой традиции, нашедшей свое воплощение в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Соловьёв также не прошел мимо этой проблемы, правда, не в работе «Смысл любви», а в других своих работах, в частности в «Чтениях о Богочеловечестве». Русский философ рассматривает разные направления христианства, анализирует сущность и значение каждого, тот вклад, который данное направление внесло в понимание идеи о всеединстве Бога, природы и человека, рассматривает также связь христианства с иудаизмом. Соловьёв говорит о том, что новый союз, который Бог заключил с человеком в христианстве, основан на внутреннем законе любви. Этот союз стоит над народами, над индивидами и даже над природой. Иными словами, он поднимается над народами, над проти-

воречиями, над распрями, над враждой, которые существуют в природе и в человеческих отношениях. Поднимаясь, он не уничтожает того, что уже существовало, но снимает напряжение, заменяя принудительность следования закону добровольным стремлением и любовью, поднимая все существующее к подлинному всеединству на основе Любви [см. 2, с. 74-75]. Любовь здесь проявляется не только как сублимация индивидуальных отношений, но и как сублимация отношений между народами.

Развивает эту мысль Соловьёв на основе анализа национального чувства, патриотизма еврейских пророков, которые еще до появления христианства говорили о грядущей новой вере. Возвещая эту новую веру, пророки не отрекались от своей веры и от своего народа. Напротив, они поднимали свой народ до понимания общечеловеческой роли, общечеловеческого значения новых идей. Новая религия, не уничтожая старые верования, давая возможность каждому народу обрести спасение, объединяет людей.

Здесь повторяется та же логика, которую мы видели в рассмотрении Соловьёвым индивидуальной любви. Чтобы преодолеть индивидуальный эгоизм, необходимо полюбить другого человека. Без этого индивид не сможет преодолеть собственную ограниченность, стать полноценным человеком.

Народ, так же как и индивид, должен преодолеть национальный эгоизм, чтобы получить возможность полностью реализовать себя. Причем это преодоление не может быть простой заменой национального эгоизма или его отрицанием. «Общечеловеческое воззрение, истинный универсализм для того, чтобы быть чем-нибудь, чтобы иметь действительную силу и положительное содержание, необходимо должен быть расширением и универсализацией положительной народной идеи, а не пустым и безразличным космополитизмом» [2, с. 75]. Это и есть сублимация, т.е. возвышение, поднятие на более высокий уровень, придание иного более универсального смысла всему, что существовало ранее в общечеловеческом масштабе.

Примеров обращения Соловьёва к акту сублимации можно в его произведениях найти немало, хотя сам термин

русский философ еще не использует. Так, анализируя сущность человеческой речи, Соловьёв говорит о том, что она состоит из звуков, т.е. некоторых материальных актов, но этими материальными актами она не исчерпывается, поскольку содержит определенное значение и смысл. Смысл речи направлен на взаимопонимание людей. Таким образом, реальное материальное явление, выраженное в произнесении звуков, имеет более общий и более высокий смысл, который не может быть сведен просто к колебаниям воздуха.

Таким образом, мы видим, что в своих произведениях B.C. Соловьёв подверг всестороннему анализу процесс, который впоследствии получил название сублимации. Соловьёв постоянно возвращается к вопросам о необходимости восхождения к Абсолюту, к Божеству, видит в этом смысл человеческого существования. Не отрицая физическую, социальную основу любви, он утверждает, что ее высший смысл все же заключается в сТрёмлении к Богу. Без этого любовь оказывается бессмысленной, ее просто не существует. Эти идеи русского философа содержат в себе мощный творческий потенциал, который был воспринят многими последующими поколениями философов. Однако этот потенциал еще не исчерпан.

1 Соловьёв B.C. Смысл любви. М., 1991.

2 Соловьёв B.C. Чтения о Богочеловечестве. М., 1989.

М.И. НЕНАШЕВ

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

ПОЗДНИЙ СОЛОВЬЁВ: ПЕРЕМЕНА

В ПОНИМАНИИ ПРИРОДЫ ЗЛА И БЕЗУСЛОВНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ

Приступая к анализу такой работы позднего Соловьёва, как «Теоретическая философия», мы обнаруживаем, что существует по крайней мере три различные формулировки цели ее написания. Первая дана в заключительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.