Научная статья на тему 'Любительское музицирование как форма творческой деятельности'

Любительское музицирование как форма творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
562
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Селюкова Т. А., Селюков Э. А.

В статье рассматривается любительское творчество. Вопросы о новых социальных формах реализации функций любительского музицирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Любительское музицирование как форма творческой деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

//Музей и современные технологии: Материалы Всероссийской научной конференции/ отв. редактор Э.И. Черняк. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. -С. 74-82.

2. Комплексная автоматизированная музейная информационная система КАМИС: официальный сайт [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.kamis.ru - Дата обращения 21.01.2016

© Мамонтова М. С., 2016

УДК 7

Т.А.Селюкова

кан. философ н., доцент кафедры ИНП

Э.А.Селюков преп. кафедры ИНП

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Белгород, Российская Федерация

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается любительское творчество. Вопросы о новых социальных формах реализации функций любительского музицирования.

Ключевые слова

Любительское музицирование, непрофессиональное музыкальное творчество,

музыкальная самодеятельность.

Selukova T. A.

candidate. philosopher PhD, associate Professor in the Department of IEF

Selukov D. A.

the teacher. the Department of IEF Belgorod state Institute of arts and culture Belgorod, Rossica Federation

AMATEUR MUSIC-MAKING AS A FORM OF CREATIVE ACTIVITY

Abstract

The article deals with Amateur creativity. Questions about new social forms of realization of functions of Amateur music-making.

Keywords

Amateur music, Amateur music, Amateur music.

Рассматривая понятие любительское музицирование, нужно подчеркнуть, что в России, на протяжении многих лет, понятие «любительское музицирование» официально не существовало. Термин «музыкальная самодеятельность» являлся практически единственным и обозначал любое проявление непрофессионального музыкального творчества [5]. В БСЭ, томе «Музыка» мы можем прочитать следующее: «Самодеятельность музыкальная в СССР»: «Одна из форм индивидуального и коллективного народного творчества, включающая главным образом, исполнение и реже сочинение музыки непрофессиональными музыкантами. Как правило, участники музыкальной самодеятельности состоят членами различных коллективов, студий, кружков, работающих при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, учебных заведениях и других организациях» [2,с.234].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Организованные формы любительского музицирования, широко развиты в нашей стране, они дают людям возможность культурно провести досуг в среде единомышленников, самореализоваться в сфере далёкой от основной своей профессии. В годы реформирования государства, интерес к эстетическому развитию, в частности любительскому музицированию у детей и взрослых, резко упал. Это обстоятельство подтверждает нерасторжимую связь непрофессионального музыкального искусства с социо - культурной обстановкой [5]. Однако в настоящее время система общего музыкального образования во многом приобретает новые формы [4,с.3-11], [1,с.75-80], [3, с. 90-91].

В настоящее время любительское музицирование продолжает быть самым распространённым: хоры, оркестры, ансамбли, вокальные студии и т.д. Музыкальное творчество во многом приобретает новые формы, начинает прослеживаться тенденции использования новейших компьютерных технологий [5]. Открыв границы, государство дало возможность любительским коллективам демонстрировать своё искусство. Обмен своими творческими идеями и ознакомление с музыкальным творчеством других стран, несомненно способствовало возрождению в России разнообразных форм любительского музыкального творчества.

Современное время накладывает специфический отпечаток на развитие и структуру музыкального искусства. Одной из главных черт является сосуществование любительского музицирования с системой средств массовой информации и новейшими технологиями в области музыки. В настоящий момент встаёт вопрос о новых социальных формах реализации функций любительского музицирования. В эпоху засилия искусственного звучания, значение живого музицирования любителей, несомненно возрастет, оно содействует тому, чтобы музыка полнее и глубже осуществляла свою одухотворяющую роль в обществе.

Главенствующая роль профессионализма в музыкальной жизни современного общества несомненна. Он воздействует на музыкантов-любителей в следующих формах, как: педагогическое руководство; синестезия творческих идей и музыкальных жанров; создание эталонных образцов исполнительского и композиторского творчества.

Несмотря на то, что большинство музыкантов любителей не имеют серьёзного специального образования, достаточной исполнительской практики и их деятельность ограничена определенными репертуарными рамками, в среде музыкантов-любителей могут возникнуть новые направления и жанры, которые становятся обьектом внимания профессионалов, использующие их идеи и формы в своём творчестве. Это касается таких направлений, как авторская песня, рок, кантри, этнические, джазовые направления и т.д.

В последние годы понятие «самодеятельность» нередко упоминалось с негативным оттенком, как антипод профессионализма и синоним дилетантизма. Роль музыкантов любителей в качестве активных деятелей культуры общества просто не принималась во внимание. А между тем не следует забывать о большой роли музыкальной самодеятельности в выявлении одарённых певцов, музыкантов, ставших украшением и гордостью отечественного искусства, таких как: И.Архипова, С.Лемешев, Е.Образцова, Е.Нестеренко и др.

Современный момент развития интересующего нас обьекта чрезвычайно острый и многоплановый. Техническая революция в системе массовых коммуникаций позволила активно интегрироваться различным культурам - европейской, азиатской, африканской, американской. Музыкальный язык в результате взаимовлияния обогатился, характер развития современного искусства потерпел ряд изменений: теснее сблизились концертные и бытовые жанры, активизировались элементы зрелищности, возросла роль непрофессионального композиторского и исполнительского творчества, в том числе коллективного. Академическое образование в силу относительной инерционности и традиционности не всегда может соответствовать стремительным переменам, идти в ногу с новыми тенденциями. Именно в этих условиях непрофессиональная сфера, зачастую оказывается более мобильной, и её представители выступают зачинателями новых направлений и стилей. Среда, особенно молодёжная, в которой происходит непрофессиональное музицирование, характеризуется тесной связью между исполнителями и аудиторией, что предоставляет большую свободу для эксперимента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1.Коган, Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки пианист. Работы/ Г.М. Коган.- М., Сов. композитор, 1977. - 174с.

2.Музыка: большой энцикл. слов. / Глав. ред. Г.В. Кельдыш. - 2-е изд. М., Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 672с.

3.Матусовский, В. Музицуруют все// Народное творчество. - 1997. - №10.

4.Первый международный студенческий конкурс «Учитель музыки XXI века»//Музыка в школе. - 2001. -№1.

5. Рене, С.В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры / С.В.Ренне. Автореферат на соискание ученой степени канд. искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2005.

© Селюкова Т.А., Селюков Э.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.