МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.05
М. С. Мамонтова
к. п. н.,
ИНКМК, МарГУ. г. Йошкар-Ола, РФ ПРАКТИКА ОЦИФРОВКИ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ Г. ЙОШКАР-ОЛЫ)
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме музейной практики - переводу музейных фондов и коллекций в цифровой формат. Рассматривается опыт музеев г. Йошкар-Олы по оцифровке коллекций.
Ключевые слова
Музейный фонд, оцифровка, музей, музейные коллекции, музеи Йошкар-Олы
Музеи являются фундаментом культуры, важными духовными центрами общества, основной функцией которых является воспроизводство и развитие культурного наследия. С появлением информационно-коммуникационных технологий задача по сохранению и популяризации музейных коллекций вышла на новый уровень. Актуальность перевода фондов в цифровой формат не вызывает сомнений и широко декларируется на общегосударственном и региональном уровнях.
Вопросам оцифровки музейных объектов и созданию электронных каталогов посвящены работы Д. Ю. Гук, Д. В. Загоскина, Д. В. Иванова, А. В. Лебедева, Л. В. Морозкиной, И. М. Музелевской, Н. А. Никишина, Л. Я. Ноля и др. Среди зарубежных авторов некоторые аспекты процесса перевода фондов в электронный формат представлены в публикациях Д. Бермана, С. Недкова, Э. Робертса и др.
Можно отметить недостаточную теоретико-методологическую разработку такой масштабной проблемы. В большом количестве в источниках представлены опыт отдельных учреждений, материалы семинаров фирм, которые предлагают оборудование для процесса оцифровки. Идет активное обсуждение в блогах и на профессиональных форумах.
Основная цель оцифровки - сохранить и увеличить доступность различных материалов: исторических, культурных, статистических и т.п. Очевидно, что обеспечить широкий доступ к реальным объектам весьма проблематично, поэтому специалисты склоняются к необходимости создания электронных копий музейных экспонатов.
Л.Я. Ноль выделяет ряд актуальных проблем, связанных с внедрением информационных технологий в музейную практику. Одна из них, основополагающая, заключается в плохой технологической оснащенности музеев России. Но для ее решения есть предпосылки. Сегодня «разработаны и активно внедряются типовые автоматизированные информационные системы (АИС) КАМИС и АИС-Музей». Данные системы построены как классическая база данных. Но явным недостатком их является механический ввод данных, который занимает большое количество времени. Ускорить процесс ввода данных в компьютер, по мнению ученого, позволяют «аппаратно-программные комплексы, базирующиеся на технологии ретроконверсии, которая сегодня стала применяться в библиотеках, музеях и архивах»[1, с.77].
В нашей стране наиболее распространенными автоматизированными информационными системами в силу различных факторов стали КАМИС и АИС-Музей. На платформе КАМИС электронные каталоги созданы уже в 550 музеях 54 регионов России. В базах данных системы КАМИС находятся описания свыше 10 млн. предметов Музейного фонда РФ. Достаточно успешно процессы оцифровки развиваются в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, региональных музеях Сибири и Югры [2].
В Республике Марий Эл на 1 января 2015 года функционирует 30 музеев, из них 3 республиканского и 25 муниципального значения. В городе Йошкар-Ола - 9 музеев, из них 2 филиала. При исследовании темы были выбраны три музея города Йошкар-Ола: Музей истории города Йошкар-Олы; Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева и Республиканский музей изобразительных искусств.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
и
Музей истории города Йошкар-Олы базируется на современной автоматизированной информационной системе «Музей-3» с 2013 года. Система предназначена для автоматизации деятельности сотрудников любого профиля. В АИС специалистом вносится вся документация и сведения об объекте хранения: акты приема, информация о дарителе, материал, техника исполнения, источник поступления предмета и т.п. После этого данные карточек переводят в электронный вид. Каждому объекту присваивается свой инвентарный номер. Для того чтобы система Музей - 3 работала стабильно необходимо постоянно вносить в базу данных как можно больше описаний предметов. Важным и обязательным пунктом является дублирование информации об объекте. Даже в самой совершенной технике могут происходить сбои и потеря информации. За два года музей города Йошкар-Олы составил информацию по 1048 музейным объектам, а всего музей насчитывает 20000 тысяч единиц хранения. Сотрудники музея систематически проходят курсы повышения квалификации. Актуальными проблемами в освоении АИС остается нехватка профессиональных программистов в музейной сфере, обладающих необходимой компетентностью. Музей нуждается в специализированной аппаратуре по оцифровке фондов (оцифровка проводится на планшетных сканерах). Сканирование и фотооцифровку экспонатов музей производит крайне редко. В основном работа ведется только над каталогами и справочниками.
Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, так же как и Музей истории города, базируется на АС «Музей - 3» с 2014 года. За два года сотрудники музея создали карточки и справочники на 2000 экспонатов из общего 200000 количества объектов. Главной проблемой является нехватка кадров и специального оборудования. До сих пор в музее не проводится оцифровка музейных объектов при помощи специального сканера. Немалое отрицательное влияние оказывает и временной фактор, так как большое количество объектов очень трудно оцифровать. В будущем планируется загрузить данные в единый государственный каталог.
Республиканский музей изобразительных искусств с 2014 года базируется на комплексной автоматизированной музейной информационной системе - КАМИС. Она обеспечивает решение широкого круга музейных задач. С помощью программы в музее создаются интегрированные базы данных музейных коллекций, включающие различные тексты, изображения и скульптуры. Музей оснащен специальным фотооборудованием. Планируется создание отдельной фотолаборатории для более качественной и удобной работы. Оцифровкой экспонатов в музее занимается штатный фотограф под наблюдением специалиста из хранилища. Однако, в связи с тем, что в штате не было профессионального специалиста по оцифровке аналогового материала, первое время работа проводилась медленно и с множеством ошибок. Сегодня процесс оцифровки музейных фондов проходит в несколько этапов: это подготовка самого изображения и передача его собственно самому фотографу. Музейные объекты фотографируют с разных ракурсов. Если это картины то фотографируют их с лицевой и внутренней стороны, для того чтобы запечатлеть инвентарный номер, раму и иные пометки. Оцифровка скульптуры более трудоемкий процесс, так как необходимо передать его состояние во всех ракурсах. Фонды хранятся в фотолаборатории в дублированном формате и выставляются на сайте или в иных источниках обязательно с пометкой, что данный памятник культуры представлен из собрания музея. В целом из 8000 единиц всего фонда, сегодня оцифровано около 1000. Сотрудники проходят ежегодные обучающие семинары по повышению квалификации и обучению работы с КАМИС.
Можно выделить общие проблемные зоны в процессе оцифровки для всех музеев: нехватка профессиональных программистов в музейной сфере, обладающих необходимой квалификацией. Помимо этого все музеи нуждаются в специализированной аппаратуре по оцифровке музейных фондов.
Несмотря на объективные трудности, большое количество музеев обладает собственными уникальными практиками оцифровки музейных коллекций, опыт которых необходимо транслировать и изучать. Большую актуальность приобретает анализ уже существующих и поиск лучших способов перевода в электронный формат музейных коллекций. А самое главное, что при изучении подобных публикаций читатель выносит для себя новые организационные, управленческие и технологические схемы действия пригодные для осуществления проектов по оцифровке музейного фонда у себя в регионе.
Список использованной литературы: 1. Ноль, Л.Я. О роли информационных технологий в сохранении и использовании культурного наследия
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
//Музей и современные технологии: Материалы Всероссийской научной конференции/ отв. редактор Э.И. Черняк. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. -С. 74-82.
2. Комплексная автоматизированная музейная информационная система КАМИС: официальный сайт [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.kamis.ru - Дата обращения 21.01.2016
© Мамонтова М. С., 2016
УДК 7
Т.А.Селюкова
кан. философ н., доцент кафедры ИНП
Э.А.Селюков преп. кафедры ИНП
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Белгород, Российская Федерация
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается любительское творчество. Вопросы о новых социальных формах реализации функций любительского музицирования.
Ключевые слова
Любительское музицирование, непрофессиональное музыкальное творчество,
музыкальная самодеятельность.
Selukova T. A.
candidate. philosopher PhD, associate Professor in the Department of IEF
Selukov D. A.
the teacher. the Department of IEF Belgorod state Institute of arts and culture Belgorod, Rossica Federation
AMATEUR MUSIC-MAKING AS A FORM OF CREATIVE ACTIVITY
Abstract
The article deals with Amateur creativity. Questions about new social forms of realization of functions of Amateur music-making.
Keywords
Amateur music, Amateur music, Amateur music.
Рассматривая понятие любительское музицирование, нужно подчеркнуть, что в России, на протяжении многих лет, понятие «любительское музицирование» официально не существовало. Термин «музыкальная самодеятельность» являлся практически единственным и обозначал любое проявление непрофессионального музыкального творчества [5]. В БСЭ, томе «Музыка» мы можем прочитать следующее: «Самодеятельность музыкальная в СССР»: «Одна из форм индивидуального и коллективного народного творчества, включающая главным образом, исполнение и реже сочинение музыки непрофессиональными музыкантами. Как правило, участники музыкальной самодеятельности состоят членами различных коллективов, студий, кружков, работающих при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, учебных заведениях и других организациях» [2,с.234].