Научная статья на тему 'ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ'

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТЕХНОГЕННОЕ ИСКУССТВО / ФОТОЛЮБИТЕЛЬ / КИНОЛЮБИТЕЛЬ / ФОТОКРУЖОК / КИНОКРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомич Н.К.

В статье рассматривается история развития любительских объединений техногенной направленности в Республике Беларусь, сущность и специфика процессов функционирования которых на современном этапе детерминирована цифровой трансформацией общественного развития. Актуальность статьи связана с ограниченностью социально-педагогических и социально-культурных исследований данной тематики. Автор предпринял попытку выделить любительские объединения техногенной направленности в отдельный объект для изучения в области педагогики социально-культурной деятельности. Цель статьи - рассмотреть сущность, специфику любительских объединений техногенной направленности, выявить педагогический потенциал и представить историческую ретроспективу данных объединений. Исследование проводилось на основе метода критического анализа, синтеза, обобщения, индукции и систематизации научных трудов в области философии, культурологии, педагогики социально-культурной деятельности. В статье раскрыто содержание понятий «техногенное искусство», «любительское объединение техногенной направленности». Любительское объединение техногенной направленности - добровольное сообщество группы участников, основанное на общности интересов в сфере техногенного искусства и коллективной деятельности по созданию фото-, кино-, видео-, медиаконтента, обладающее культуротворческим, информационно-просветительским, воспитательным потенциалом. Любительское объединение техногенной направленности имеет открытый к инновациям характер работы, обладает гибкостью, мобильностью, доступностью, способностью оперативно реагировать на быстро меняющуюся цифровую реальность. В статье анализируются клубные объединения, представлены основные официальные документы Республики Беларусь, регламентирующие деятельность клубных объединений. Проведенный анализ позволил сделать вывод о востребованности данных объединений на всем этапе их существования. В условиях цифровой трансформации любительские объединения техногенной направленности, благодаря мощному культуротворческому, информационно-просветительскому и воспитательному потенциалу, инновационному характеру работы, применению высоких технологий, заняли особое место в системе клубных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOGENIC AMATEUR ASSOCIATIONS: NATURE, SPECIFICITY, HISTORY OF DEVELOPMENT

The article discusses the history of the development of technogenic amateur associations in the Republic of Belarus, the nature and specificity of the processes of which functioning at the present stage of development, are determined by the digital transformation of social development. The relevance of the article is related to the limited socio-pedagogical and socio-cultural research on this topic. The author made an attempt to single out amateur associations of a technogenic orientation as a separate object for study in the field of pedagogy of socio-cultural activities. The purpose of the article is to consider the nature, specifics of amateur associations of a technogenic orientation, to identify the pedagogical potential and introduce a historical retrospective of these associations. The study was conducted on the base of the method of critical analysis, synthesis, generalization, induction and systematization of scientific works in the field of philosophy, cultural studies, pedagogy of socio-cultural activities. The article reveals the content of the concepts of technogenic art, man-made amateur association. An amateur association of a technogenic orientation is a voluntary community of a group of participants based on a common interest in the field of technogenic art and collective activities to create photo, film, video, media content, which have a cultural, informational, educational, and educational potential. The article analyzes club associations, presents the main official documents regulating the activities of club associations. The stages of development of technogenic amateur associations are considered in the context of historical periods of development on the territory of the Republic of Belarus. The analysis made it possible to draw a conclusion about the demand for these associations at the entire stage of their existence.

Текст научной работы на тему «ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ»

6. Серебряные волонтеры [Электронный ресурс]: офиц. сайт организации. - URL: https://volonter55.info/ o-proekte (дата обращения: 07.04.2022).

7. Указ Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 08.04.2022).

8. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой, С. Капушиной. - М.: АСТ, 2019. - 528 с.

References

1. Vasilkovskaya M.I., Ponomarev V.D. Volonterstvo kak sotsial'no-kul'turnyy fenomen [Volunteering as a socio-cultural phenomenon]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 57, pp. 234-241. (In Russ.).

2. DOBRO.RF: ofitsial'nyy sayt volonterskogo shtaba platformy [GOOD.RF. Official website of the platform s volunteer headquarters]. (In Russ.). Available at: https://dobro.ru (accessed 05.04.2022).

3. Vasilkovskaya M.I., Gekman N.A., Zateeva N.A. [i dr.]. Dosug razlichnykh kategoriy naseleniya i proektno-tekh-nologicheskiy podkhod k ego organizatsii v sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: regional'nye aspekty: kollektivnaya monografiya [Leisure of various categories of the population and the design and technological approach to its organization in socio-cultural activities: regional aspects. Collective monograph]. Barnaul, Altayskiy gosudarstvennyy institut kul'tury Publ., 2020. 407 p. (In Russ.).

4. Kontseptsiya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [The concept of the development of volunteering (volunteering) in the Russian Federation until 2025]. (In Russ.). Available at: http:// static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf.

5. Pedagogika volonterstva: fenomenologiya i sotsial'no-kul'turnaya praktika: kollektivnaya monografiya [Pedagogy of volunteering: phenomenology and socio-cultural practice. Collective monograph]. Ed. by V.D. Ponomarev, M.I. Vasilkovskаyа, L.I. Lazarevа. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2021. 312 p. (In Russ.).

6. Serebryanye volontery: ofitsial'nyy sayt organizatsii [Silver volunteers. Official site of the organization]. (In Russ.). Available at: https://volonter55.info/o-proekte (accessed 07.04.2022).

7. Ukaz Prezidenta RF V.V. Putina «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012 (accessed 08.04.2022).

8. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo [Healthy society]. Moscow, AST Publ., 2019. 528 p. (In Russ.).

УДК 008:[379.8:(77+791)]

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-234-243

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕХНОГЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Хомич Нина Кондратьевна, магистр психологических наук, аспирант кафедры педагогики социально-культурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: khomich.nina.science@gmail.com

В статье рассматривается история развития любительских объединений техногенной направленности в Республике Беларусь, сущность и специфика процессов функционирования которых на современном этапе детерминирована цифровой трансформацией общественного развития. Актуальность статьи связана с ограниченностью социально-педагогических и социально-культурных исследований данной тематики.

Автор предпринял попытку выделить любительские объединения техногенной направленности в отдельный объект для изучения в области педагогики социально-культурной деятельности. Цель статьи - рассмотреть сущность, специфику любительских объединений техногенной направлен-

ности, выявить педагогический потенциал и представить историческую ретроспективу данных объединений. Исследование проводилось на основе метода критического анализа, синтеза, обобщения, индукции и систематизации научных трудов в области философии, культурологии, педагогики социально-культурной деятельности. В статье раскрыто содержание понятий «техногенное искусство», «любительское объединение техногенной направленности». Любительское объединение техногенной направленности - добровольное сообщество группы участников, основанное на общности интересов в сфере техногенного искусства и коллективной деятельности по созданию фото-, кино-, видео-, ме-диаконтента, обладающее культуротворческим, информационно-просветительским, воспитательным потенциалом. Любительское объединение техногенной направленности имеет открытый к инновациям характер работы, обладает гибкостью, мобильностью, доступностью, способностью оперативно реагировать на быстро меняющуюся цифровую реальность.

В статье анализируются клубные объединения, представлены основные официальные документы Республики Беларусь, регламентирующие деятельность клубных объединений. Проведенный анализ позволил сделать вывод о востребованности данных объединений на всем этапе их существования.

В условиях цифровой трансформации любительские объединения техногенной направленности, благодаря мощному культуротворческому, информационно-просветительскому и воспитательному потенциалу, инновационному характеру работы, применению высоких технологий, заняли особое место в системе клубных объединений.

Ключевые слова: любительское объединение техногенной направленности, клубное объединение, техногенное искусство, фотолюбитель, кинолюбитель, фотокружок, кинокружок.

TECHNOGENIC AMATEUR ASSOCIATIONS: NATURE, SPECIFICITY, HISTORY OF DEVELOPMENT

Khomich Nina Kondratyevna, Master of Psychological Sciences, Postgraduate of Department of Pedagogy of Socio-cultural Activities, Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Republic of Belarus). E-mail: homich.nina.science@gmail.com

The article discusses the history of the development of technogenic amateur associations in the Republic of Belarus, the nature and specificity of the processes of which functioning at the present stage of development, are determined by the digital transformation of social development. The relevance of the article is related to the limited socio-pedagogical and socio-cultural research on this topic.

The author made an attempt to single out amateur associations of a technogenic orientation as a separate object for study in the field of pedagogy of socio-cultural activities. The purpose of the article is to consider the nature, specifics of amateur associations of a technogenic orientation, to identify the pedagogical potential and introduce a historical retrospective of these associations. The study was conducted on the base of the method of critical analysis, synthesis, generalization, induction and systematization of scientific works in the field of philosophy, cultural studies, pedagogy of socio-cultural activities. The article reveals the content of the concepts of technogenic art, man-made amateur association.

An amateur association of a technogenic orientation is a voluntary community of a group of participants based on a common interest in the field of technogenic art and collective activities to create photo, film, video, media content, which have a cultural, informational, educational, and educational potential.

The article analyzes club associations, presents the main official documents regulating the activities of club associations. The stages of development of technogenic amateur associations are considered in the context of historical periods of development on the territory of the Republic of Belarus. The analysis made it possible to draw a conclusion about the demand for these associations at the entire stage of their existence.

Keywords: technogenic amateur association, club association, technogenic art, amateur photographer, film enthusiast, photo club, film club.

В сложных условиях цифровой цивилизации развитие значимых процессов во всех сферах деятельности (политической, экономической, научной, образовательной, культурной, до-суговой и др.) определяют процессы цифровой трансформации, информационно-коммуникационных технологий, научно-технический прогресс. Техногенные процессы постоянно нарастают, детерминируя в том числе и сферу клубной деятельности.

Цель настоящей статьи - рассмотреть сущность, специфику любительских объединений техногенной направленности, выявить педагогический потенциал и представить историческую ретроспективу данных объединений.

В Положении о любительском объединении, клубе по интересам (1986) любительское объединение трактовалось как «организованная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов советских людей в сфере свободного времени» [9, с. 26].

В Республике Беларусь основными документами, регламентирующими деятельность клубных объединений, являются: Кодекс Республики Беларусь о культуре (2016), Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011), Закон об общественных объединениях (1994), Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.

В Кодексе Республики Беларусь о культуре не дано определение понятия «клубное объединение», вместо него используется смежное понятие «клубное формирование», под которым понимается «добровольное объединение граждан, основанное на общности интересов и потребностей в совместном занятии творческой деятельностью, которая способствует развитию их творческих способностей (возможностей), умений и навыков, созданию ими результатов творческой деятельности» [18].

Общественным объединением, согласно Закону Республики Беларусь об общественных объединениях, «является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей» [10].

В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы цели воспитания обозначены как «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности». Одними из основных направлений воспитания являются умение «применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт» [11].

В 8 главе Кодекса Республики Беларусь о культуре «фото-, слайд-, киноискусство» выделено как жанр коллективов художественного творчества, которые, в свою очередь, определяются как «объединения граждан, которые совместно занимаются художественным творчеством» [18].

Исходя из практики внедрения инновационных процессов в системе культурно-досуго-вой деятельности Республики Беларусь, применения современных педагогических технологий, методик, сред, цифровых платформ, назрела необходимость в актуализации морально устаревшего понятия «жанр фото-, слайд-, киноискусство». В связи с этим мы предлагаем использовать определение «любительское объединение техногенной направленности». Понятие «техногенная направленность» включает в себя жанровую направленность коллективов любительских творческих объединений, студий, клубов, кружков на техногенное искусство (киноискусство, фотоискусство, видеотворчество, медиатворче-ство и др.).

В разное время к проблеме клубных объединений обращались такие ученые, как М. А. Ари-арский, М. И. Васильковская, Д. М. Генкин, М. Р. Гриф, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова,

A. С. Каргин, Т. Г. Киселева, В. А. Кудрань, Е. И. Смирнова, А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, В. В. Туев, Н. В. Шарковская, Н. А. Шилова, О. В. Шишнева и др.

Весомый вклад в исследование клубных объединений внесли труды белорусских ученых

B. И. Белова, И. М. Грамович, Я. Д. Григорович, Л. И. Козловской, Е. А. Макаровой, И. А. Малаховой, С. Б. Мойсейчук, Н. В. Самерсовой, А. И. Смолика, И. Л. Смаргович, Л. П. Сивуро-вой и др.

Е. И. Смирнова рассматривает понятие «клубное объединение» как синтез понятий

«клубное» и «объединение», понятие «объединение» позволяет «отличить наш объект от аудитории массового мероприятия, от публики; и в то же время оно достаточно широко, так как все групповые образования в клубе <...> представляют собой объединения людей». Понятие «клубное» включает в себя «информацию о клубном характере самой организации: о культурном назначении, добровольности, общедоступности, самодеятельности и других признаках именно клубного характера». Автор выделяет 5 признаков клубных объединений: относительная стабильность состава, совместная деятельность участников, добровольное, свободное самоопределение участников, формализация участников, активное участие членов объединения в его работе [12, с. 14-15].

По определению Г. А. Аванесовой, в клубном объединении «в свободное время человек стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств». Многоцелевой характер досуговых занятий «позволяет интегрировать в них одновременно разные содержательные компоненты» [1, с. 61-62].

М. И. Васильковская говорит о привлекательности творческой деятельности в искусстве, науке, технике, отмечает, что «стремление творить является одним из специфичных стимулов участия в клубной жизни». Активное участие в конкурсных и фестивальных мероприятиях коллективов, «занятых сценическими видами художественной самодеятельности (театральная самодеятельность, эстрада, искусство художественного чтения, хореография, конкурс кинолюбителей, выставка рисунков, фотовыставка», по мнению автора, является стимулом к «творческой активности участников клубного объединения» [3, с. 155-156].

Рассуждая о педагогической направленности любительского объединения, А. С. Каргин подчеркивает «необходимость постоянного поиска оригинальных, нестандартных решений возникающих проблем, гибкого, подлинно творческого отношения к воспитательной работе». Важно отметить, что позиция автора до сих пор не потеряла своей актуальности, так как условия по-

стоянно меняющихся ситуаций характерны для любительского объединения, поэтому постоянный поиск и применение педагогических методик образуют «подлинно творческий, новаторский стиль организации педагогического процесса» [8, с. 6-7].

В рамках нашего исследования нам особенно близка позиция Н. В. Шарковской, которая определяет клубное объединение «как центр формирования общественного сознания и информационно ориентированного просветительства» [16, с. 164].

На пути изучения любительских объединений техногенной направленности перед нами ставится задача, направленная на понимание концепта «техногенное искусство». Исследуя концепт «техногенное искусство», рассмотрим в качестве отправной точки генезис концепта «техноген-ность». На философском уровне концепт «техно-генность» рассматривали в своих работах исследователи В. Беньямин, Д. Белл, Э. С. Демиденко, Л. Ф. Кузнецова, В. С. Степин, О. Тоффлер и др.

В 1989 году В. С. Степин ввел в научный оборот понятие «техногенная цивилизация», подразумевая особый тип цивилизационного развития, пришедший на смену традиционному обществу. Под влиянием стремительного развития техники и технологий резко ускоряются темпы социального развития общества. «Высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций» [13, с. 4].

Анализируя трансформацию произведений искусства в контексте развития техники и технологий, В. Беньямин считал, что техническая воспроизводимость произведений искусства лишает его уникальности, своей «ауры». Автор рассмотрел тенденцию, выходящую за пределы искусства, когда «репродуцированное произведение искусства во все большей мере становится репродукцией произведения, рассчитанного на репродуцируемость», «мерило подлинности перестает работать в процессе создания произведений искусства», тиражируемая репродукция в фотографическом и киноискусстве заменяет оригинал массовым продуктом [2, с. 28].

Становление техногенной культуры, по мнению А. М. Кашкарова, задает принципиально новое направление всей жизнедеятельности в целом, предназначение человека рассматривается в преобразующей деятельности. Так, идеал человека техногенной эпохи предстает в виде деятельност-но-активного начала, опирающегося на новые ценности, возникшие в пространстве техногенной культуры. Понятие «техногенная культура» охватывает все цивилизационные достижения, выражающиеся в установке на приобретение индивидом прогрессивных возможностей, которые, в свою очередь, позволят раздвинуть горизонты его преобразующей деятельности [7].

В работах Н. Ф. Хилько необходимость возникновения виртуально-техногенного подхода обусловлена проявлением образных парадигм и архетипов. Автор также отмечает «появление различных формирований аудиовизуального творчества: нарастание визуальности, неявных смыслов, иллюзорности, виртуальной представленности <...>. Данные особенности составляют виртуально-техногенный подход к аудиовизуальному творчеству, связанный с изменением знаковой системы аудиовизуальных образов под влиянием новых усовершенствований как средств творческого воплощения» [15, с. 112].

Особый интерес для нашего исследования представляют работы А. А. Гука и Э. С. Юлда-шева, рассматривающих феномен «техногенного искусства». Э. С. Юлдашев, рассуждая о проблеме оценки перспектив развития техногенного искусства, определил тенденцию выстраивания двух противоположных векторов развития: «технизация как фактор развития экранного искусства, предлагающий огромное количество инновационных технологий и средств выразительности, и технизация экранного искусства как деградация традиционных видов и жанров» [17, с. 68].

По мнению А. А. Гука, предпосылкой к возникновению новых техногенных искусств послужила «глобальная тенденция к сращиванию технического (машинного) и художественно-эстетического» [4, с. 50].

Многоаспектность понятия «техногенность» находит отражение в тенденции появления новых дефиниций, таких как «техногенная цивилизация», «виртуально-техногенный подход», «тех-

ногенная культура», «техногенное искусство» в трудах ученых (культурологов, социологов, искусствоведов, педагогов социально-культурной деятельности и др.).

Любительские объединения техногенной направленности до настоящего времени не были выделены в отечественной науке как отдельный объект для изучения.

По нашему мнению, любительское объединение техногенной направленности - добровольное сообщество группы участников, основанное на общности интересов в сфере техногенного искусства и коллективной деятельности по созданию фото-, кино-, видео-, медиаконтента, обладающее значительным культуротворческим, информационно-просветительским, воспитательным потенциалом. Любительское объединение техногенной направленности имеет открытый к инновациям характер работы, обладает гибкостью, мобильностью, доступностью, способностью оперативно реагировать на быстро меняющуюся цифровую реальность.

Сменяемость участников в различных проектах помогает в психологической адаптации, формировании комфортного социально-психологического климата, психологической совместимости, эмоционального интеллекта, эмоциональной саморегуляции, развитии коммуникативных навыков, потенцирует удовлетворенность от процесса деятельности и результатов работы. К благоприятным факторам воспитательного процесса также относятся: создание атмосферы, мотивирующей на поиск креативных идей, сотворчество, взаимопомощь между участниками коллектива, ободрение, самоактуализация, работа над ошибками и мотивация на совместный творческий и профессиональный рост. Совместная творческая деятельность способствует освоению новых социальных ролей, необходимых для дальнейшей реализации в культурной, творческой и профессиональной деятельности, положительно влияет на духовно-нравственные и патриотические установки участников.

Специфика любительских объединений техногенной направленности характеризуется активным включением в социально-культурную деятельность посредством использования цифровых, информационно-коммуникационных, информационно-просветительских, художественно-твор-

ческих, интерактивных, геймефицированных, виртуальных технологий.

Результатом совместной деятельности участников является создание контента социально-значимого, патриотического, научно-познавательного, спортивно-массового, развлекательного характера. В процессе создания готового культурного продукта - фотографии, ролика, кинофильма, медиаконтента - уже заложен педагогический потенциал.

Мы разделяем мнение А. А. Гука о том, что «фото- и видеолюбительство обладает сегодня наибольшим потенциалом среди других видов увлечений в плане приобщения к творчеству», благодаря интеграции с современными информационно-коммуникативными технологиями, а также интеграции в социальные сети, «обретая достаточно массовую аудиторию» [5, с. 101-102].

Таким образом, можно констатировать, что в современном цифровом обществе развитие клубных объединений детерминировано поиском новых инновационных технологий, позволяющих эффективно достигать культуротворческих, просветительских, воспитательных целей.

Становление любительской фотографической и кинематографической деятельности на территории современной Республики Беларусь начинается в дореволюционный период. Надо признать, что любительское фото- и кинотворчество развивается параллельно с профессиональным. Начиная с 1860-х годов на территории Белорусской губернии стали открываться фотоателье, фотомастерские и светописные кабинеты в крупных городах, таких как Минск, Гродно, Могилев, Витебск и др. 1901 годом датируется появление первого любительского фотографического кружка в Витебске.

В 20-е годы в фотоискусстве наибольшее распространение получил фоторепортаж, который отражал стремительные социальные преобразования в стране. Количество фото- и видеолюбителей растет, однако тяжелое материальное положение большинства людей, невозможность приобрести фото- и киноаппаратуру, пленку не позволяли производить значимое количество фотографий и фильмов.

В 1925 году было создано Общество друзей советского кино (ОДСК). ОДСК являлось самой массовой общественной организацией в сфе-

ре фото- и кинокультуры в течение 7 лет своего существования. В задачи ОДСК входила организация популярных докладов и бесед о задачах советского кино; кинопоказов и лекций по отдельным вопросам кинопроизводства; киноуголков, кинокружков и фотокружков и т. д. [14]. Все еще остро стоял вопрос с приобретением фото- и кинотехники, однако, несмотря на сложности, каждая кинофотосекция стремилась закупить оборудование. После роспуска ОДСК численность кружков фото- и кинолюбителей существенно сократилась, часть любителей ушли в профессиональное кинопроизводство, часть продолжила свою работу при клубных объединениях.

Несмотря на очевидные сложности, в годы Великой Отечественной войны многие фото- и кинолюбители продолжили свою деятельность как в составе фронтовых киногрупп, так и самостоятельно.

В тяжелый послевоенный период фото- и кинолюбители испытывали существенные трудности в связи с тяжелым экономическим положением в стране и необходимостью выживания.

В 50-х годах ХХ столетия распространение портативной киноаппаратуры способствует активизации кинолюбительства. Существенной становится помощь профессиональных кинематографистов, в созданном в 1957 году Союзе кинематографистов СССР открывается секция по работе с кинолюбителями. Именно в это время фото- и кинолюбительство окончательно становится коллективной формой самодеятельного творчества, превратившись в мощный культурно-воспитательный и агитационный инструмент производственных и социальных коллективов, таких как заводы, фабрики, колхозы, учреждения образования, культуры и т. п.

Впервые были определены существенные отличия кинолюбительства от традиционных видов художественной самодеятельности, «синтетичность кино ведет к тому, что в любительской киностудии практически каждый может найти занятие по душе и по способностям. В таких случаях киностудия превращается в центр клубной работы, становится фактором ее активизации и обогащения» [6, с. 17].

Технический прогресс способствовал существенному расширению моделей фотоаппаратов, увеличению темпов их производства, в эти годы

начинается эра цветной фотографии, все эти факторы способствовали расцвету фотолюбительства.

В 1960-х годах уверенно растет количество кинолюбителей, как одиночных, так и в составе любительских киностудий, прикрепленных к клубам, Домам культуры и т. д. Предпосылками для этого стало техническое совершенствование моделей фото- и киноаппаратуры, упрощение их эксплуатации, удешевление любительской техники, доступность лабораторий по проявке узкой кинопленки, а также улучшение благосостояния и рост уровня культурного досуга советских людей.

Активно внедряется коллективный характер любительских фото- и киноклубов. Этому процессу способствует улучшение материально-технической базы (как за счет государственных субсидий, так и за счет ведущих предприятий, колхозов и совхозов), непрекращающийся процесс развития системы клубных учреждений, накопление опыта как руководителей любительских объединений, так и участников. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», принятое в 1960 году, способствовало еще большей популяризации кинолюбительского движения, наращиванию профессионализма участников. Кинолюбители активно становились внештатными корреспондентами, принимали участие в специализированных любительских программах, участвовали в конкурсах.

В 1960 году в Минске организован фотоклуб «Мшск», клуб является одним из самых старейших коллективов на территории бывшего СССР и до настоящего времени действующим.

70-е годы ХХ столетия отмечены существенно возросшим количеством тематических фестивалей, смотров любительских фильмов, участников из сельских клубов. В 1973 году выходит в свет Постановление ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию киносамодеятельности среди рабочих и служащих», в котором отмечаются пропагандистские успехи кинолюбителей в транслировании технических и экономических знаний, производственного опыта, но и указывается на недостаточную работу в формировании духовно-эстетического развития народных масс. Именно в эти годы в клубной работе развивается педагогическая направленность, которая за-

ключалась в воспитании советского гражданина, борьбе с порицаемыми в обществе недостатками, социальной агитации, большое внимание уделяется профессиональному обучению клубных работников.

В Белорусской ССР при поддержке Союза кинематографистов БССР работало много киноколлективов, наиболее известные из них: киностудия при Минском тракторном заводе, киностудия «Монолит», Минский клуб-лаборатория, Мозырьская киностудия «Горицвет», Гомельская студия при Дворце культуры и техники имени В. И. Ленина. Всего к началу 1980-х годов на территории БССР числилось свыше двухсот любительских киностудий.

В 1970-е годы был создан ряд фотоклубов, среди них: «Спектр», «Крынща», «Виъба», «Вернисаж», «Раница», «Пралеска». Клубы «Радуга» и «Гродно» являются действующими, имеют статус народных фотоклубов, клуб «Полесье» прекратил свое существование, в настоящее время находится в стадии возрождения бывшими участниками и энтузиастами.

Со временем маленькие клубы входили в состав больших клубов, крупные клубы вели активную выставочную деятельность, к примеру в 1971 году фотоклуб «Мшск» организовал первую творческую выставку художественной фотографии «Фотографика - 71», в которой приняли участие более 200 авторов из разных городов страны.

В 1980-х годах существенный акцент делается на развитие фото- и киносамодеятельности в сельской местности. В клубах, научно-методических центрах народного творчества и культурно-просветительной работы повсеместно создаются базовые киностудии, в которых активно разрабатываются учебные программы и методические пособия, изучается и транслируется накопленный опыт работы городских и областных киноклубов. К началу 1983 года на территории СССР числилось свыше 11 тыс. самодеятельных киностудий и кружков и более двух миллионов кинолюбителей, не состоящих в клубах [6].

Таким образом, можно констатировать выраженный коллективный характер кинолюбительства в СССР. Появляются автоматизированные фотоаппараты. Распространение полароидов позволило автоматизировать этап проявления и

печати фотопленки, что способствовало популяризации любительской фотосъемки. В БССР зарождается новый технический феномен - экранная фотография.

Главной характеристикой общества 90-х годов ХХ столетия становится перестройка. Абсолютно все сферы претерпевают политическую, социальную, технологическую трансформацию. Кинокамеры морально устаревают, на смену им приходят видеокамеры, но процесс этот происходит постепенно. Тотальное обнищание граждан не позволяет массово закупать видеомагнитофоны для домашнего пользования, поэтому наибольшей популярностью в системе клубных объединений стали пользоваться видеоклубы. В фотоискусстве активно используется техники фотомонтажа, создаются открытки-фотомонтажи, газетные, журнальные и книжные иллюстрации. В 1991 году в Минске открывается фотостудия «Краявщ» при Минском государственном дворце детей и молодежи.

В 2000-е годы главным технологическим прорывом становится распространение цифровых фото- и видеокамер. Стремительное развитие цифровых технологий и технических каналов повлияло на постоянно растущее качество фото-и видеоконтента, способствовало доступности фото- и видеотворчества для широкого круга любителей. Применение цифровых технологий позволило не только исключить этап лабораторной проявки пленки, но и кардинально расширило возможности обработки фотографий в фоторедакторах и монтажа видео в видеоредакторах. С каждым годом технологический прогресс фото-и видеооборудования, специализированных программ и приложений, компьютерной техники, профессиональных аксессуаров расширяет возможности любителей в создании высококачественного контента.

Революционным для фото- и видеолюбителей стало появление социальных сетей, видеохостинга YouTube, что позволило всем самостоятельно размещать в сети фотографии и видеоролики, тем самым наращивать свою зрительскую аудиторию.

С 2010-е годы отмечается рост любительских детских и молодежных фото- и видеообъединений при учреждениях среднего и высшего образования, центрах творчества. Детерминантой увеличения численности детских и молодежных

любительских объединений техногенной направленности становится стремительный рост в современном мире визуального информационного контента, а также улучшение материально-технической базы учреждений образования и центров творчества. Доступность бесплатных образовательных ресурсов в области фото- и киноискусства и медиатворчества, растущее количество цифровых-, фото-, видео-, медианоминаций городских, областных, республиканских и международных конкурсов и фестивалей различной тематики в детской и молодежной аудитории несомненно способствуют успешному развитию и наращиванию творческого потенциала этих объединений.

Активные процессы цифровизации 2020-х годов, драйвером которых явилась пандемия, усилили актуальность проблем развития техногенного творчества, сопряженных с новыми вызовами и рисками виртуальной реальности. Вместе с тем существенно растет информационная, компьютерная, медийная грамотность всех слоев населения.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что явление любительских объединений техногенной направленности, зародившееся до революции, за более чем столетний период развития трансформировалось в востребованное направление любительского творчества.

Любительские объединения техногенной направленности имеют мощный культуротвор-ческий, информационно-просветительский, воспитательный потенциал, который обеспечивается информационно-коммуникационными, культурно-просветительскими, художественно-творческими, интерактивными, геймефицированными, виртуальными и др. технологиями. Указанные объединения заслуживают выделения в научной области педагогики социально-культурной деятельности как объект изучения.

В последние десятилетия в отечественной системе клубных объединений прослеживается тенденция увеличения количества любительских детских и молодежных фото- и видеообъединений при учреждениях образования и центрах творчества. Этому способствуют инновационные направления воспитательной работы детской и молодежной политики в создании информационных продуктов при помощи современных технологий,

отраженные в нормативно-правовых документах Республики Беларусь.

Инновационные формы работы, гибкость, мобильность, способность оперативно реагировать на быстро меняющуюся цифровую реаль-

ность, характерные для любительских объединений техногенной направленности, несут в себе огромный педагогический ресурс, который может определить дальнейший вектор развития любительского техногенного творчества.

Литература

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие. -М.: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под ред. Ю. А. Здорового. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.

3. Васильковская М. И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. -№ 38. - С. 152-159.

4. Гук А. А. Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития художественно-творческой деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 9. -С. 45-53.

5. Гук А. А. Эволюция современного фото-, видеолюбительства и развитие социальной активности людей информационного общества // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2019. - № 48. - С. 97-103.

6. Ильичев С. И. Кинолюбительство: истоки и перспективы. - М.: Искусство, 1986. - 110 с.

7. Кашкаров А. М. Техногенная культура: понятие и этапы формирования // Вестник Калмыцкого университета. - 2018. - № 39 - С. 166-171.

8. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1988. - 271 с.

9. О любительском объединении, клубе по интересам: положение // Культур.-просвет. работа. - 1986. - № 8. -С. 26-28.

10. Закон Республики Беларусь от 4 окт. 1994 года № 3254-XII в редакции Закона Республики Беларусь от 04.11.2013 «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.by/document/?guid= 3871&p0=v19403254 (дата обращения: 10.01.2022).

11. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

12. Смирнова Е. И. Клубные объединения: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1977. - 160 с.

13. Степин В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: Ин-т философии Рос. акад. наук, 1994. - 274 с.

14. Устав Общества друзей советского кино (ОДСК). 24 июля 1925 года. Ты друг советского кино? Иди в ОДСК! [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.historymssia.org/ru/nodes/5244-ustav-obschestva-druzey-sovetskogo-kino-odsk-24-iyulya-1925-g-ty-drug-sovetskogo-kino-idi-v-odsk (дата обращения: 26.01.2022).

15. Хилько Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. - Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2008. - 210 c.

16. Шарковская Н. В. Действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 3. -С. 161-167.

17. Юлдашев Э. С. Техногенное искусство: тенденции и перспективы развития (на примере экранного искусства) // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2(20). -С. 62-69.

18. Кодэкс Рэспублш Беларусь аб культуры ад 20 лш. 2016 года № 413-3 [Электронны рэсурс]. - URL: https:// pravo.by/document/?guid=12551&p0=Hk1600413 (дата обращения: 15.01.2022).

References

1. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya i praktika organizatsii: uchebnoe posobie [Cultural and leisure activities: theory and practice of organization. Textbook]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2006. 236 p. (In Russ.).

2. Benyamin V. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoy vosproizvodimosti. Izbrannye esse [A work of art in the era of its technical reproducibility. Selected essays]. Moscow, Medium Publ., 1996. 240 p. (In Russ.).

3. Vasilkovskaya M.I. Deyatel'nost' klubnogo ob"edineniya v razvitii tvorcheskikh sposobnostey detey podrostkovogo vozrasta [Club activities associations in the development of creative abilities of the teenage children]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 152-159. (In Russ.).

4. Guk A.A. Tekhnika i iskusstvo: eksplikatsiya vzaimodeystviya v kontekste razvitiya khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti [Techniques and art: the interaction explication in the context of development of art creative activity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2009, no. 9, pp. 45-53. (In Russ.).

5. Guk A.A. Evolyutsiya sovremennogo foto-, videolyubitel'stva i razvitie sotsial'noy aktivnosti lyudey informatsionnogo obshchestva [Evolution of modern photo, video amateur work and development of social activity of information society people]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2019, no. 48, pp. 97-103. (In Russ.).

6. Ilyichev S.I. Kinolyubitel'stvo: istoki i perspektivy [Amateur filmmaking: origins and prospects]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 110 p. (In Russ.).

7. Kashkarov A.M. Tekhnogennaya kul'tura: ponyatie i etapy formirovaniya [Technogenic culture: conceptand stages of formation]. VestnikKalmytskogo universiteta [Bulletin of Kalmyk University], 2018, no. 39, pp. 166-171. (In Russ.).

8. Kargin A.S. Samodeyatel'noe khudozhestvennoe tvorchestvo: uchebnoe posobie [Amateur artistic creativity. Textbook]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1988. 271 p. (In Russ.).

9. O lyubitel'skom ob"edinenii, klube po interesam: polozhenie [About an amateur association, an interest club. Regulations]. Kul'turno-prosvetitel'skaya rabota [Cultural and educational activities], 1986, no. 8, pp. 26-28. (In Russ.).

10. Zakon Respublik Belarus' ot 4 okt. 1994 goda № 3254-XII v redaktsii Zakona Respubliki Belarus ' ot 04.11.2013 «Ob obshchestvennykh ob"edineniyakh» [Law of the Republics of Belarus of October 4, 1994 No. 3254-XII as amended by the Law of the Republic of Belarus of 04.11.2013 «On Public Associations»]. (In Russ.). Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=v19403254 (accessed 10.01.2022).

11. Programma nepreryvnogo vospitaniya detey i uchashcheysya molodezhi na 2021-2025 gody [The program of continuous education of children and students for 2021-2025]. (In Russ.). Available at: https://adu.by/ images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf (accessed 15.01.2022).

12. Smirnova E.I. Klubnyye ob"edineniya: uchebnoe posobie dlya studentov institutov kul'tury: uchebnoe posobie [Club associations. Textbook for students of cultural institutes. Textbook]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1977. 160 p. (In Russ.).

13. Stepin V.S. Nauchnaya kartina mira v kul'ture tekhnogennoy tsivilizatsii [The scientific picture of the world in the culture of technogenic civilization]. Moscow, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences Publ., 1994. 274 p. (In Russ.).

14. Ustav Obshchestva druzey sovetskogo kino (ODSK). 24 iyulya 1925 goda Ty drug sovetskogo kino? Idi v ODSK! [The Statute of the Society of Friends of Soviet Cinema (ODSK). 24 july 1925 Are you a friend of Soviet cinema? Go to ODSK!]. (In Russ.). Available at: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/5244-ustav-obschestva-druzey-sovetsk-ogo-kino-odsk-24-iyulya-1925-g-ty-drug-sovetskogo-kino-idi-v-odsk (accessed 26.01.2022).

15. Khilko N.F. Pedagogika audiovizual'nogo tvorchestva v sotsial'no-kul 'turnoy sfere [Pedagogy of audiovisual creativity in the socio-cultural sphere]. Omsk, Omsk State University Publ., 2008. 210 p. (In Russ.).

16. Sharkovskaya N.V. Deystvuyushchiy klub kak kul'turno-prosvetitel'noe uchrezhdenie i obshchestvennaya samoorga-nizatsiya [The acting club as a cultural and educational institution and public self-organization]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2018, no. 3, pp. 161-167 (In Russ.).

17. Yuldashev E.S. Tekhnogennoe iskusstvo: tendentsii i perspektivy razvitiya (na primere ekrannogo iskusstva) [Technogenic art: tendencies and prospects of development (on the example of screen arts)]. Vestnik Belorussk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Belarusian State University of Culture and Arts], 2013, no. 2(20), pp. 62-69. (In Russ.).

18. Kodeks Respubliki Belarus' ab kul'tury ad 20 lip. 2016 goda № 413-Z [The Code of the Republic of Belarus on Culture of July 20. 2016 № 413-Z]. (In Belaruss.). Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0= Hk1600413 (accessed 15.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.