Актуальные проблемы педагогики
Т.А. Семенова
ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему
в статье рассматриваются современные представления о ловкости и ее компонентах. излагается мнение автора относительно методики воспитания ловкости у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ловкость, компоненты ловкости, воспитание ловкости, дети дошкольного возраста.
Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни и деятельности человека. Все большее значение приобретают такие качества, как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и экономичность, хорошо развитая кинестезия. Все названные категории в теории и методике физического воспитания прямо или косвенно связывают с понятием ловкость.
Ловкость - комплексное психофизическое качество, неповторимое и индивидуальное как отпечатки пальцев, позволяющее рационально использовать имеющийся двигательный опыт в неожиданно изменяющихся условиях. У детей дошкольного возраста именно ловкость свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями и позволяет рационально использовать их в повседневной жизни (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Э.Я Степаненкова и др.) [1-4].
Анализ состояния проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений дает основания полагать, что существующее представление о значении и методике воспитания у детей дошкольного возраста такого важного психофизического качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени. понимание природы ловкости до сих пор базируется, главным образом, на эмпирических представлениях; разноречивы сведения о структуре ловкости и ее возрастных проявлениях; не определены надежные критерии оценки уровня развития ловкости; рекомендации по методике воспитания ловкости не имеют достаточного экспериментального обоснования. Следовательно, возникает необходимость изучения данной проблемы.
Согласно определению Н.А. Бернштейна, ловкость «...позволяет решить любую двигательную задачу: 1) правильно (т.е. адекватно и точно), 2) быстро (т.е. скоро и споро), 3) рационально (т.е. целесообраз-
но и экономично), 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [1]. Базой для ее развития является подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков и др.).
Опираясь на положения В.С. Фарфеля, мы выделили и исследовали следующие компоненты ловкости:
- осознанность выполнения физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста;
- быстрота усвоения новых движений;
- координация двигательных действий;
- быстрота реакции на сигнал.
Так как в основе ловкости лежат морфофункциональные особенности организма, и данное психофизическое качество совершенствуется в процессе обучения, воспитание ловкости оказывает значительное влияние на построение всего педагогического процесса.
обследование уровня физической подготовленности и уровня развития ловкости детей старшего дошкольного возраста показало, что в большинстве случаев ребенок, имеющий хорошую технику движения, демонстрирует высокий результат, в то время как дошкольник, плохо владеющий техникой, показывает низкие результаты. В отдельных случаях, обладая достаточно хорошей техникой, некоторые дети показывали низкие результаты. причина этого явления видится в неумении эффективно и рационально использовать имеющийся двигательный потенциал, а также низких функциональных возможностях организма ребенка.
Низкое качество движений испытуемых, несформированность двигательных навыков не позволяют судить об уровне развития ловкости, так как проявление данного психофизического качества, в нашем понимании, связано с осознанным и эффективным использованием двигательного опыта, быстротой усвоения нового, демонстрацией сложнокоординированной деятельности и быстротой реакции на сигнал (В.С. Фарфель и др.) [4].
Так как проявление ловкости теснейшим образом связано с осознанным выполнением движений, была проведена диагностика осознанности выполнения детьми физических упражнений (О.И. Кокорева, О.А. Кув-шинова, Э.Я. Степаненкова и др.). В ходе эксперимента мы просили детей объяснить, что такое «исходное положение», последовательность его выполнения и оценить правильность его выполнения.
Содержание ответов было примерно следующее: «Исходное положение мы всегда делаем на физкультуре; это нужно, чтобы правильно выполнить упражнение» (31%), «...когда стоишь и не двигаешься»,
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
«нужно посмотреть на воспитателя и сделать, как он» (12%), «не знаю, что такое исходное положение, мы всегда повторяем за воспитателем» (57%). Ответы детей подтвердили наше предположение, что воспитатели чаще прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию детей, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения.
Чтобы проверить, насколько адекватно дошкольники умеют оценивать правильность выполнения движения, определять и называть положение тела и его частей в пространстве при выполнении упражнений, мы просили детей научить взрослого выполнять какое-либо упражнение, а затем исправить ошибки, допущенные экспериментатором при выполнении. При этом полное описание движения отмечено лишь несколькими дошкольниками, большинство детей сочетали описание движения с показом или просто показывали упражнение. Например: «Упражнение «пружина»: стоишь прямо, руки на пояс, пяточки вместе, а носочки в разные стороны. потом надо приседать и, выпрямляясь, подниматься на носочки»; «Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, поднимать руки через стороны вверх, затем опускать вниз»; «приготовиться, принять исходное положение - ножки вместе, руки назад, вверх, вниз»; «Надо встать вот так (показывает), а потом делать вот так (показывает)»; «Надо спросить у воспитателя, но я могу показать».
С заданием экспериментатора - заметить и выделить ошибки при выполнении упражнения - большинство детей справились, некоторые даже старались пояснить свои замечания. «Нет, неправильно, Вы не поднимались на носочки. Вы плохо запомнили, потому что невнимательно слушали»; «Да, правильно, только руки надо сюда (показывает)»; «Не получилось, потому что плохо слушали». Это доказывает, что дети шестого года жизни могут понять и проанализировать действия партнера, т.е. спрогнозировать изменения окружающей обстановки и принять быстрое и правильное решение.
В процессе обследования также решалась задача выявления представлений о ловкости у детей шестого года жизни. для этого детям задавали вопросы: «Можно ли назвать тебя ловким, почему?» и «Кто в вашей группе самый ловкий, почему ты так считаешь?».
ответы детей не отличались разнообразием: они либо затруднялись ответить, либо мотивировали свой выбор оценкой воспитателя: «олеся -ловкая, ее воспитатель всегда хвалит» или «дима - ловкий, его на соревнования берут».
Лишь несколько из опрошенных детей сумели обосновать свой ответ: «Я - ловкая, потому что быстро бегаю и увертываюсь от мяча»; «Серё-
жа - ловкий, он выигрывает во всех соревнованиях»; «Юля - ловкая, она умеет лазать по шведской стенке и крутить обруч»; «Я - неловкая, медленно бегаю, а Вова - ловкий, когда играем, его никто не может поймать, он уворачивается»; «Марина - ловкая, она хитро делает, сначала спрячется, а потом начинает всех ловить».
Полученные данные свидетельствуют, что дети шестого года жизни могут понять взаимосвязь между уровнем развития ловкости, степенью сформированности двигательных навыков и умелом их применении в игровой ситуации.
Таким образом, мы определили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для воспитания ловкости. Но какие средства и методы для этого используют воспитатели, какова роль подвижных игр в этом процессе? Для получения ответов на эти и другие вопросы было проведено анкетирование воспитателей и воспитателей по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы и ближайшего подмосковья. В исследовании приняли участие достаточно квалифицированные педагоги, имеющие опыт работы с детьми.
Результаты анкетирования показали, что воспитатели очень высоко оценивают значение ловкости для подготовки детей дошкольного возраста к дальнейшей жизни. Ранжируя ответы, мы отметили: 12% воспитателей подчеркивают важность совершенствования координации движений, 8% отмечают необходимость обучения ребенка управлению своим телом; 6% опрошенных говорят, что ловкость помогает приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки; 5% отмечают значение ловкости, но не раскрывают его; примерно по 3% педагогов видят значение ловкости в следующих проявлениях: умение детей думать, анализировать; формирование быстроты, выносливости; положительное влияние на общее развитие личности ребенка; обеспечение уверенного поведения в играх и т.п.
Хотя воспитатели сумели разносторонне и по достоинству оценить значение психофизического качества ловкости, в определении этого понятия они испытывали затруднения. Большинство опрошенных (14%) назвали ловкость умением четко координировать свои действия; 12% ответили, что ловкость - это быстрота реагирования на изменения обстановки; 9% назвали взаимосвязь ловкости с быстротой овладения новыми движениями. Остальные группы ответов (по 3-5%) сводились к кратким определениям: физическое качество, быстрота, поведение человека, изворотливость и т.д. Относительно проявления ловкости 34% воспитателей выделили проявление ловкости в играх; 12% - в повседневной жизни;
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
7% - в способности решить двигательную задачу. Остальные ответы были связаны с координацией и точностью движений, быстротой усвоения нового, скоростью выполнения задания и т.п. (1-2%).
Таким образом, можно подвести предварительные итоги. Что такое ловкость, воспитатели, участвующие в исследовании, знают в общих чертах, но конкретно определить границы ловкости и ее проявлений смогли лишь 35% респондентов. при этом никто не сказал о том, что ловкость и ее проявления связаны с проблемой управления движениями и уровнем развитием коры головного мозга. Объяснение этому факту видится в отсутствии специальной литературы, посвященной проблеме воспитания ловкости у детей дошкольного возраста.
Еще большие затруднения у воспитателей детских садов были вызваны вопросами, связанными с определением средств и методов воспитания ловкости. Так, 9% респондентов назвали подвижные и спортивные игры. по 3% педагогов определили следующие приемы: изменение скорости и темпа выполнения упражнения, зеркальное выполнение упражнений, усложнение условий выполнения движений, игры с мячом. Игры с увертыванием были названы лишь 1 воспитателем, что составило менее 1%. Среди ученых, занимающихся проблемой воспитания ловкости, были названы В.М. Зациорский и В.С. Фарфель, при этом 96% опрошенных не дали ответа на этот вопрос. Тем не менее, 90% педагогов хотели бы получить дополнительную информацию и конкретные рекомендации по воспитанию ловкости у детей дошкольного возраста.
поскольку воспитание ловкости происходит под влиянием обучения в процессе формирования и совершенствования двигательных навыков, были проанализированы содержание и методы обучения движениям в практике работы дошкольных образовательных учреждений, обращая особое внимание на использование в работе с детьми подвижных игр. для получения информации по данному вопросу были изучены планы воспитательно-образовательной работы и проведены наблюдения за работой воспитателей по физической культуре и педагогов контрольной и экспериментальной групп. Анализ календарно-тематических планов воспитательно-образовательной работы педагогов старших групп показал, что в большинстве случаев отсутствует система формирования двигательных навыков. Многие педагогические работники планируют разучивание основных движений с детьми на занятиях, однако не уделяют внимание их совершенствованию. Нам не удалось проследить поэтапное обучение движениям. Чаще всего в планах наблюдались записи следующего характера: «Учить детей прыгать в длину с места», «Развивать ловкость в подвижной игре», «поупражнять Олю и Сережу в прыжках со
скакалкой» и т.п. В планировании не было отражено вариативное проведение упражнений и подвижных игр, не отмечены элементы техники, над которыми непосредственно должен работать педагог при проведении подвижных игр.
Следует отметить, что в планах практически не нашло отражения осуществление индивидуального подхода к детям. Всей группе предлагались одинаковые задания без учета уровня физической подготовленности, особенностей нервно-психического развития дошкольников. То обстоятельство, что одно и то же движение у разных детей группы может находиться на разных стадиях формирования и требовать различные методы и приемы работы, не принималось во внимание.
Анализ планов также показал, что связь между обучением движениям на занятиях и использованием подвижных игр с целью их совершенствования практически не соблюдалось. То есть дети, правильно усвоив на занятиях основные элементы движений, не совершенствовали их в играх, а допускали в выполнении этих движений ошибки. Таким образом, результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке, не переносятся в повседневную двигательную деятельность. при этом игры, планируемые воспитателями, были однообразными по тематике и двигательному содержанию.
предположив, что отсутствие постановки и решения задач, о которых говорилось ранее, у большинства педагогов связано с требованиями программы, в соответствии с которой они строили свою работу, мы рассмотрели ряд вариативных программ по физическому воспитанию с точки зрения проблемы развития ловкости. Проанализировав специальную литературу по проблеме, мы сделали вывод, что задачи и средства воспитания данного психофизического качества у детей дошкольного возраста четко выделены в «Типовой программе» (1995) и «Программе воспитания и обучения в детском саду» (2005); поставлены задачи, но не предложены средства воспитания данного качества в программах «детство» (1997), «Из детства в отрочество» (1998); базисная программа «Истоки» (1997) содержит информацию о том, что в старшем дошкольном возрасте показатели ловкости улучшаются, но задача воспитания данного качества не выделена; программа «С физкультурой в ногу из детского сада в школу» (1998) ставит задачу и рассматривает средства развития двигательных качеств и способностей детей, однако ловкость рассматривает как координационную способность; в программах «Радуга» (1996) и «Физкультура от 3 до 17» (1996) не поставлена задача воспитания ловкости, однако предполагается проведение отдельных упражнений и игр, косвенно влияющих на ее развитие.
педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
данное обстоятельство подтверждает, во-первых, огромное значение психофизического качества ловкости для развития детей дошкольного возраста; во-вторых, свидетельствует о недостаточном внедрении в практику работы детских садов методов и приемов, направленных на воспитание этого качества.
дополнительно нами было проведено наблюдение за соблюдением воспитателями методики проведения подвижных игр с детьми шестого года жизни на физкультурных занятиях, а также во время утренней и вечерней прогулки. Наблюдения показали, что в большинстве случаев методика обучения детей характеризуется преимущественным применением образца движения и его воспроизведением детьми, недостаточным применением словесной инструкции, отсутствием анализа качества выполнения движения детьми. Это не формирует осознанное представление о движении, не активизирует мышление и творчество детей и, в конечном итоге, не способствует совершенствованию двигательных навыков и их сознательному использованию в подвижных играх. Следует отметить, что в игре «Ловишки» все дети бегают в одном направлении (по часовой стрелке), не применяя приемы увертывания, не используя «обманных» движений, не изменяя скорость бега; в игре «Затейники» движения однообразны, шаблонны. Все это подтверждает отсутствие использования в игре детьми двигательного опыта.
Из беседы с педагогами выяснилось, что воспитатели опасаются снижения моторной плотности занятий, поэтому стараются сами показать и объяснить упражнение, не привлекая к анализу движения детей; практически не используют развернутую и мотивированную оценку выполнения движения ребенком; исправляют лишь наиболее общие, часто встречающиеся ошибки. Однообразие тематики подвижных игр объяснялось желанием детей играть именно в эту игру, не изменяя ее содержание и не используя вариативное проведение. Бег с увертыванием не практикуется из-за возможного возникновения случаев травматизма.
Таким образом, результаты наблюдений позволили сделать вывод, что совершенствование двигательных навыков и воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста остаются без должного внимания педагогов. Не уделяется должного внимания вариативному проведению подвижных игр и сознательному, творческому использованию в играх двигательного опыта детей. Таким образом, цель физического воспитания - подготовка к жизни - не может быть полностью реализована.
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1970.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
4. Фарфель В.С. Физиология спорта: Очерк. М., 1960.
педагогика и психология