Научная статья на тему 'Ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему'

Ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4013
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОВКОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ЛОВКОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / AGILITY / COMPONENTS OF AGILITY / DEVELOPMENT OF AGILITY / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются современные представления о ловкости и ее компонентах. Излагается мнение автора относительно методики воспитания ловкости у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGILITY OF PRE-SCHOOL CHILDREN (MODERN POINT OF VIEW ON THE ISSUE)

The article focuses on the modern view on agility and its components. The author expresses her opinion on the methodology of agility development of pre-school children.

Текст научной работы на тему «Ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему»

Актуальные проблемы педагогики

Т.А. Семенова

ловкость дошкольников: современный взгляд на проблему

в статье рассматриваются современные представления о ловкости и ее компонентах. излагается мнение автора относительно методики воспитания ловкости у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: ловкость, компоненты ловкости, воспитание ловкости, дети дошкольного возраста.

Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни и деятельности человека. Все большее значение приобретают такие качества, как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и экономичность, хорошо развитая кинестезия. Все названные категории в теории и методике физического воспитания прямо или косвенно связывают с понятием ловкость.

Ловкость - комплексное психофизическое качество, неповторимое и индивидуальное как отпечатки пальцев, позволяющее рационально использовать имеющийся двигательный опыт в неожиданно изменяющихся условиях. У детей дошкольного возраста именно ловкость свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями и позволяет рационально использовать их в повседневной жизни (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Э.Я Степаненкова и др.) [1-4].

Анализ состояния проблемы в практике работы дошкольных образовательных учреждений дает основания полагать, что существующее представление о значении и методике воспитания у детей дошкольного возраста такого важного психофизического качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени. понимание природы ловкости до сих пор базируется, главным образом, на эмпирических представлениях; разноречивы сведения о структуре ловкости и ее возрастных проявлениях; не определены надежные критерии оценки уровня развития ловкости; рекомендации по методике воспитания ловкости не имеют достаточного экспериментального обоснования. Следовательно, возникает необходимость изучения данной проблемы.

Согласно определению Н.А. Бернштейна, ловкость «...позволяет решить любую двигательную задачу: 1) правильно (т.е. адекватно и точно), 2) быстро (т.е. скоро и споро), 3) рационально (т.е. целесообраз-

но и экономично), 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [1]. Базой для ее развития является подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков и др.).

Опираясь на положения В.С. Фарфеля, мы выделили и исследовали следующие компоненты ловкости:

- осознанность выполнения физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста;

- быстрота усвоения новых движений;

- координация двигательных действий;

- быстрота реакции на сигнал.

Так как в основе ловкости лежат морфофункциональные особенности организма, и данное психофизическое качество совершенствуется в процессе обучения, воспитание ловкости оказывает значительное влияние на построение всего педагогического процесса.

обследование уровня физической подготовленности и уровня развития ловкости детей старшего дошкольного возраста показало, что в большинстве случаев ребенок, имеющий хорошую технику движения, демонстрирует высокий результат, в то время как дошкольник, плохо владеющий техникой, показывает низкие результаты. В отдельных случаях, обладая достаточно хорошей техникой, некоторые дети показывали низкие результаты. причина этого явления видится в неумении эффективно и рационально использовать имеющийся двигательный потенциал, а также низких функциональных возможностях организма ребенка.

Низкое качество движений испытуемых, несформированность двигательных навыков не позволяют судить об уровне развития ловкости, так как проявление данного психофизического качества, в нашем понимании, связано с осознанным и эффективным использованием двигательного опыта, быстротой усвоения нового, демонстрацией сложнокоординированной деятельности и быстротой реакции на сигнал (В.С. Фарфель и др.) [4].

Так как проявление ловкости теснейшим образом связано с осознанным выполнением движений, была проведена диагностика осознанности выполнения детьми физических упражнений (О.И. Кокорева, О.А. Кув-шинова, Э.Я. Степаненкова и др.). В ходе эксперимента мы просили детей объяснить, что такое «исходное положение», последовательность его выполнения и оценить правильность его выполнения.

Содержание ответов было примерно следующее: «Исходное положение мы всегда делаем на физкультуре; это нужно, чтобы правильно выполнить упражнение» (31%), «...когда стоишь и не двигаешься»,

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

«нужно посмотреть на воспитателя и сделать, как он» (12%), «не знаю, что такое исходное положение, мы всегда повторяем за воспитателем» (57%). Ответы детей подтвердили наше предположение, что воспитатели чаще прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию детей, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения.

Чтобы проверить, насколько адекватно дошкольники умеют оценивать правильность выполнения движения, определять и называть положение тела и его частей в пространстве при выполнении упражнений, мы просили детей научить взрослого выполнять какое-либо упражнение, а затем исправить ошибки, допущенные экспериментатором при выполнении. При этом полное описание движения отмечено лишь несколькими дошкольниками, большинство детей сочетали описание движения с показом или просто показывали упражнение. Например: «Упражнение «пружина»: стоишь прямо, руки на пояс, пяточки вместе, а носочки в разные стороны. потом надо приседать и, выпрямляясь, подниматься на носочки»; «Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, поднимать руки через стороны вверх, затем опускать вниз»; «приготовиться, принять исходное положение - ножки вместе, руки назад, вверх, вниз»; «Надо встать вот так (показывает), а потом делать вот так (показывает)»; «Надо спросить у воспитателя, но я могу показать».

С заданием экспериментатора - заметить и выделить ошибки при выполнении упражнения - большинство детей справились, некоторые даже старались пояснить свои замечания. «Нет, неправильно, Вы не поднимались на носочки. Вы плохо запомнили, потому что невнимательно слушали»; «Да, правильно, только руки надо сюда (показывает)»; «Не получилось, потому что плохо слушали». Это доказывает, что дети шестого года жизни могут понять и проанализировать действия партнера, т.е. спрогнозировать изменения окружающей обстановки и принять быстрое и правильное решение.

В процессе обследования также решалась задача выявления представлений о ловкости у детей шестого года жизни. для этого детям задавали вопросы: «Можно ли назвать тебя ловким, почему?» и «Кто в вашей группе самый ловкий, почему ты так считаешь?».

ответы детей не отличались разнообразием: они либо затруднялись ответить, либо мотивировали свой выбор оценкой воспитателя: «олеся -ловкая, ее воспитатель всегда хвалит» или «дима - ловкий, его на соревнования берут».

Лишь несколько из опрошенных детей сумели обосновать свой ответ: «Я - ловкая, потому что быстро бегаю и увертываюсь от мяча»; «Серё-

жа - ловкий, он выигрывает во всех соревнованиях»; «Юля - ловкая, она умеет лазать по шведской стенке и крутить обруч»; «Я - неловкая, медленно бегаю, а Вова - ловкий, когда играем, его никто не может поймать, он уворачивается»; «Марина - ловкая, она хитро делает, сначала спрячется, а потом начинает всех ловить».

Полученные данные свидетельствуют, что дети шестого года жизни могут понять взаимосвязь между уровнем развития ловкости, степенью сформированности двигательных навыков и умелом их применении в игровой ситуации.

Таким образом, мы определили, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для воспитания ловкости. Но какие средства и методы для этого используют воспитатели, какова роль подвижных игр в этом процессе? Для получения ответов на эти и другие вопросы было проведено анкетирование воспитателей и воспитателей по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы и ближайшего подмосковья. В исследовании приняли участие достаточно квалифицированные педагоги, имеющие опыт работы с детьми.

Результаты анкетирования показали, что воспитатели очень высоко оценивают значение ловкости для подготовки детей дошкольного возраста к дальнейшей жизни. Ранжируя ответы, мы отметили: 12% воспитателей подчеркивают важность совершенствования координации движений, 8% отмечают необходимость обучения ребенка управлению своим телом; 6% опрошенных говорят, что ловкость помогает приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки; 5% отмечают значение ловкости, но не раскрывают его; примерно по 3% педагогов видят значение ловкости в следующих проявлениях: умение детей думать, анализировать; формирование быстроты, выносливости; положительное влияние на общее развитие личности ребенка; обеспечение уверенного поведения в играх и т.п.

Хотя воспитатели сумели разносторонне и по достоинству оценить значение психофизического качества ловкости, в определении этого понятия они испытывали затруднения. Большинство опрошенных (14%) назвали ловкость умением четко координировать свои действия; 12% ответили, что ловкость - это быстрота реагирования на изменения обстановки; 9% назвали взаимосвязь ловкости с быстротой овладения новыми движениями. Остальные группы ответов (по 3-5%) сводились к кратким определениям: физическое качество, быстрота, поведение человека, изворотливость и т.д. Относительно проявления ловкости 34% воспитателей выделили проявление ловкости в играх; 12% - в повседневной жизни;

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

7% - в способности решить двигательную задачу. Остальные ответы были связаны с координацией и точностью движений, быстротой усвоения нового, скоростью выполнения задания и т.п. (1-2%).

Таким образом, можно подвести предварительные итоги. Что такое ловкость, воспитатели, участвующие в исследовании, знают в общих чертах, но конкретно определить границы ловкости и ее проявлений смогли лишь 35% респондентов. при этом никто не сказал о том, что ловкость и ее проявления связаны с проблемой управления движениями и уровнем развитием коры головного мозга. Объяснение этому факту видится в отсутствии специальной литературы, посвященной проблеме воспитания ловкости у детей дошкольного возраста.

Еще большие затруднения у воспитателей детских садов были вызваны вопросами, связанными с определением средств и методов воспитания ловкости. Так, 9% респондентов назвали подвижные и спортивные игры. по 3% педагогов определили следующие приемы: изменение скорости и темпа выполнения упражнения, зеркальное выполнение упражнений, усложнение условий выполнения движений, игры с мячом. Игры с увертыванием были названы лишь 1 воспитателем, что составило менее 1%. Среди ученых, занимающихся проблемой воспитания ловкости, были названы В.М. Зациорский и В.С. Фарфель, при этом 96% опрошенных не дали ответа на этот вопрос. Тем не менее, 90% педагогов хотели бы получить дополнительную информацию и конкретные рекомендации по воспитанию ловкости у детей дошкольного возраста.

поскольку воспитание ловкости происходит под влиянием обучения в процессе формирования и совершенствования двигательных навыков, были проанализированы содержание и методы обучения движениям в практике работы дошкольных образовательных учреждений, обращая особое внимание на использование в работе с детьми подвижных игр. для получения информации по данному вопросу были изучены планы воспитательно-образовательной работы и проведены наблюдения за работой воспитателей по физической культуре и педагогов контрольной и экспериментальной групп. Анализ календарно-тематических планов воспитательно-образовательной работы педагогов старших групп показал, что в большинстве случаев отсутствует система формирования двигательных навыков. Многие педагогические работники планируют разучивание основных движений с детьми на занятиях, однако не уделяют внимание их совершенствованию. Нам не удалось проследить поэтапное обучение движениям. Чаще всего в планах наблюдались записи следующего характера: «Учить детей прыгать в длину с места», «Развивать ловкость в подвижной игре», «поупражнять Олю и Сережу в прыжках со

скакалкой» и т.п. В планировании не было отражено вариативное проведение упражнений и подвижных игр, не отмечены элементы техники, над которыми непосредственно должен работать педагог при проведении подвижных игр.

Следует отметить, что в планах практически не нашло отражения осуществление индивидуального подхода к детям. Всей группе предлагались одинаковые задания без учета уровня физической подготовленности, особенностей нервно-психического развития дошкольников. То обстоятельство, что одно и то же движение у разных детей группы может находиться на разных стадиях формирования и требовать различные методы и приемы работы, не принималось во внимание.

Анализ планов также показал, что связь между обучением движениям на занятиях и использованием подвижных игр с целью их совершенствования практически не соблюдалось. То есть дети, правильно усвоив на занятиях основные элементы движений, не совершенствовали их в играх, а допускали в выполнении этих движений ошибки. Таким образом, результаты двигательного опыта, накопленного в специально организованной обстановке, не переносятся в повседневную двигательную деятельность. при этом игры, планируемые воспитателями, были однообразными по тематике и двигательному содержанию.

предположив, что отсутствие постановки и решения задач, о которых говорилось ранее, у большинства педагогов связано с требованиями программы, в соответствии с которой они строили свою работу, мы рассмотрели ряд вариативных программ по физическому воспитанию с точки зрения проблемы развития ловкости. Проанализировав специальную литературу по проблеме, мы сделали вывод, что задачи и средства воспитания данного психофизического качества у детей дошкольного возраста четко выделены в «Типовой программе» (1995) и «Программе воспитания и обучения в детском саду» (2005); поставлены задачи, но не предложены средства воспитания данного качества в программах «детство» (1997), «Из детства в отрочество» (1998); базисная программа «Истоки» (1997) содержит информацию о том, что в старшем дошкольном возрасте показатели ловкости улучшаются, но задача воспитания данного качества не выделена; программа «С физкультурой в ногу из детского сада в школу» (1998) ставит задачу и рассматривает средства развития двигательных качеств и способностей детей, однако ловкость рассматривает как координационную способность; в программах «Радуга» (1996) и «Физкультура от 3 до 17» (1996) не поставлена задача воспитания ловкости, однако предполагается проведение отдельных упражнений и игр, косвенно влияющих на ее развитие.

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

данное обстоятельство подтверждает, во-первых, огромное значение психофизического качества ловкости для развития детей дошкольного возраста; во-вторых, свидетельствует о недостаточном внедрении в практику работы детских садов методов и приемов, направленных на воспитание этого качества.

дополнительно нами было проведено наблюдение за соблюдением воспитателями методики проведения подвижных игр с детьми шестого года жизни на физкультурных занятиях, а также во время утренней и вечерней прогулки. Наблюдения показали, что в большинстве случаев методика обучения детей характеризуется преимущественным применением образца движения и его воспроизведением детьми, недостаточным применением словесной инструкции, отсутствием анализа качества выполнения движения детьми. Это не формирует осознанное представление о движении, не активизирует мышление и творчество детей и, в конечном итоге, не способствует совершенствованию двигательных навыков и их сознательному использованию в подвижных играх. Следует отметить, что в игре «Ловишки» все дети бегают в одном направлении (по часовой стрелке), не применяя приемы увертывания, не используя «обманных» движений, не изменяя скорость бега; в игре «Затейники» движения однообразны, шаблонны. Все это подтверждает отсутствие использования в игре детьми двигательного опыта.

Из беседы с педагогами выяснилось, что воспитатели опасаются снижения моторной плотности занятий, поэтому стараются сами показать и объяснить упражнение, не привлекая к анализу движения детей; практически не используют развернутую и мотивированную оценку выполнения движения ребенком; исправляют лишь наиболее общие, часто встречающиеся ошибки. Однообразие тематики подвижных игр объяснялось желанием детей играть именно в эту игру, не изменяя ее содержание и не используя вариативное проведение. Бег с увертыванием не практикуется из-за возможного возникновения случаев травматизма.

Таким образом, результаты наблюдений позволили сделать вывод, что совершенствование двигательных навыков и воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста остаются без должного внимания педагогов. Не уделяется должного внимания вариативному проведению подвижных игр и сознательному, творческому использованию в играх двигательного опыта детей. Таким образом, цель физического воспитания - подготовка к жизни - не может быть полностью реализована.

Библиографический список

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1970.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

4. Фарфель В.С. Физиология спорта: Очерк. М., 1960.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.