References
1. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury doshkol'nikov: uchebnoe posobie. S.O. Filippova, G.N. Ponomareva. Sankt-Peterburg: «Det-stvo-Press», 2008.
2. Bershtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1991.
3. Gonchar I.L. Plavanie: teoriya i metodika prepodavaniya. Minsk, 2005.
4. Firsov Z.P. Plavanie dlya vseh. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1983.
5. Eremeeva L.F. Nauchite rebenka plavat'. Programma obucheniya plavaniyu detej doshkol'nogo vozrasta i mladshego shkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: «Detstvo-press», 2005.
6. Vasil'ev V.S. Obuchenie detej plavaniyu. Fizkul'tura i sport. 2006.
7. Bulgakova N.Zh. Poznakom'tes': plavanie. Moskva: FiS, 2002.
Статья поступила в редакцию 09.08.15
УДК 796.015.132
Kuznetsova Zh.V., Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), Е-mail: cadet12345@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF ADROITNESS OF CHILDREN UNDER THE SCHOOL AGE WITH THE USAGE OF PLAYING EXERCISES AT THE PHYSICAL TRAINING OCCUPATION. The article describes the development of adroitness of senior children of the preschool age. Playing exercises are taken as a basis for the research. They were used as one of the activities in the children's physical education classes. The analysis of the scientific investigation of the leading scientists on this problem gives the foundation that adroitness of advanced preschool children can be developed with the help of playing exercises. Many investigators confirm that young children do not have enough developed co-ordinate abilities. To find new sources of restocking and enrichment of the means of physical upbringing plays the most important role. Complexes of playing exercises that were used in the pedagogical process for children under the school age and demonstrated their effectiveness in the development of adroitness are presented in the article.
Key words: physical qualities, motorial activity, physical development, playing exercises, co-ordination of motions, physical upbringing, games, adroitness.
Ж.В. Кузнецова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: cadet12345@mail.ru
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В статье рассматривается вопрос о развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Предложены игровые упражнения, которые применялись на физкультурных занятиях. Анализ научных исследований ведущих учёных по данной проблеме даёт основание полагать, что с помощью игровых упражнений можно развивать ловкость у старших дошкольников. Многие исследования подтверждают, что в данном возрасте наблюдается недостаточное развитие координационных способностей у ребёнка. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств физического воспитания. В статье представлены комплексы игровых упражнений, которые были внедрены в педагогический процесс дошкольников и показали свою эффективность в развитии ловкости.
Ключевые слова: физические качества, двигательная активность, физическое развитие, игровые упражнения, координация движений, физическое воспитание, игры, ловкость.
По данным Е.Н. Вавиловой (1981), Л.Д Глазыриной (2000), В.И. Усакова (1996), анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях, от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский (1996), М.А. Руно-ва (2001), а для ребёнка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье. Неслучайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, вопрос физического здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что такое физическое качество, как ловкость, является ещё и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. По исследованию физиологов В.П. Фомина и Н.А. Филина доказано, что у детей дошкольного возраста ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте 7 лет. В этот период создаётся основа для овладения сложными навыками в последующие годы [1, с. 22].
Научные исследования других авторов таких, как Л.И. Пен-зулаева, Д.В. Хухлаева утверждают, что у детей 6 - 7 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют упражнения на метание в цель, упражнения с малыми мячами [2, с. 43].
Уместно подчеркнуть высказывания М.А. Дорониной, которая доказывает, что неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. По утвержде-
нию М.А. Руновой, ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения [3].
По мнению Э.Я. Степаненковой, ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [4, с. 122].
П.К. Анохин характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения [4, с. 125].
Определённый системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С. Фарфеля, В.С. Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости. Так, В.С. Фарфель считает основным измерителем ловкости пространство и время, поэтому в наших комплексах использовались упражнения, связанные с пространственной точностью и координированностью движений и в переменных условиях, выполняемых за наименьшее время [4, с. 124].
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием ловкости у дошкольников, ещё не нашёл своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных игровых упражнений на физкультурных занятиях с дошкольниками.
Цель: выявить влияния разработанных комплексов игровых упражнений на развитие ловкости у детей 6 - 7 лет.
Задачи: разработать и внедрить комплекс игровых упражнений для развития ловкости у детей 6 - 7 лет; экспериментально проверить эффективность использования комплексов игровых упражнений в педагогическом эксперименте.
Нами проведено исследование на базе ЦРР МДОУ д/сад № 3 «Дельфин» Республики Хакасия г. Абакана.
H.А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, он допускает вначале некоторое снижение скорости и силы выполнения движения, однако правильность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает её во многих других» [1, с. 32].
Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Итак, мы выяснили, что показателями ловкости могут быть время, пространство и точность выполнения. При разработке комплексов игровых упражнений мы основывались на основные положения Н.А. Бернштейна. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора [1, с. 264].
В нашем случае задания составлялись с учётом задач, связанных с:
- использованием разных ритмических сочетаний;
- различной последовательности элементов;
- сменой способов выполнения упражнений;
- использованием в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации;
- выполнением согласованных движений двумя участниками;
- выполнением более сложных сочетаний основных движений:
- использованием упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери.
Следует отметить, что, разрабатывая комплексы физических упражнений для физкультурных занятий, мы применяли разнообразные методические приёмы в целях эффективного проведения занятий:
- применение упражнений с необычными исходными положениями;
- изменение скорости и темпа движения;
- варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
- усложнение упражнений дополнительными движениями.
Комплекс упражнений № 1. Упражнения выполняют парами
с мячом. Оцениваются по наибольшему количеству выполненных бросков, ударов, метаний, прыжков, передач мяча каждой пары за определенный промежуток времени (1 - 2 мин).
I. Ударить мяч об пол и ловить его после отскока, передать мяч партнёру.
2. Ударить мяч о пол, поймать, затем сделать поворот кругом и передать мяч партнёру.
3. Бросить мяч в стенку с расстояния 1,5 - 2 метра и ловить его двумя руками и передать мяч партнёру. Партнёр выполняет это же задание.
4. Забросить мяч в баскетбольную корзинку, стоя у щита.
5. Перебросить мяч друг другу в парах (способ указывает педагог), пока не уронят его на пол. Фиксировать время удержание мяча.
6. Бросание мяча в горизонтальную цель одной рукой (количество бросков за 1 минуту).
7. Передачи мяча в парах со сменой мест.
8. Бег с мячом до поворотного пункта, 5 ударов об пол мячом, поймать и бежать к исходному пункту, передать мяч партнёру.
Библиографический список
Комплекс упражнений № 2. Упражнения из гимнастики. Оценивается по бальной системе. Какая пара больше наберёт баллов по сумме всех упражнений.
1. Задание: выполнить два кувырка вперёд, соблюдая правильное направление движения.
2. Выполнить кувырок вперёд и поворот кругом - кувырок назад.
3. Выполнить стойку на голове.
4. Стоя спиной к основному направлению, прыжком поворот кругом и кувырок вперёд.
5. Пара выполняет равновесие, взявшись за руки, лицом друг к другу.
Комплекс упражнений № 3. Результат оценивается по времени выполнения упражнений. Время фиксируется одного и другого участника, потом суммируется.
1. Челночный бег 3 по 10 м.
2. Бег по «кочкам» в шахматном порядке. Расстояние до 10 метров.
3. Бег по «извилистой» дорожке. Длина 20 м.
4. Переноска 2-х мячей от одного до другого пункта, от второго к третьему и т.д. Расстояние - до 15 м.
5. Перепрыгивание через набивные мячи (5), расположенные друг от друга до двух метров по извилистой кривой (в руках по надувному шарику, который нужно передать его партнеру после выполнения упражнения).
6. И.п. Сед ноги врозь, руки за головой, спиной к основному направлению движения, по команде «Марш!» быстро встать и бежать до поворотного пункта и обратно, передать эстафету партнёру.
7. Прыгая на одной ноге, держать надувной шарик в руке, допрыгать до поворотного пункта и обратно прыгать на другой ноге, передать эстафету партнеру.
Комплекс упражнений № 4. Упражнения выполняются через гимнастические палки, лежащие на полу, типа лесенки. Расстояние между гимнастическими палками 40 см. Количество гимнастических палок - 10. Каждая пара должна выполнить упражнение (по заданию педагога) на время в одну сторону.
1. Стоя лицом к гимнастическим палкам по сигналу пара выполняет прыжки через гимнастические палки на двух ногах. Кто запнётся, тому штрафное очко.
2. Стоя боком к основному направлению, пара прыгает на двух ногах вправо или влево через гимнастические палки.
3. Стоя лицом к основному направлению, пара выполняет прыжок вперёд через первую палку, назад через неё и потом вперед и т.д. к следующей гимнастической палке.
4. Прыжки через гимнастические палки на одной ноге.
5. Обегание змейкой гимнастических палок, лежащих на полу в хаотичном порядке.
При подборе упражнений на развитие ловкости мы ориентировались на то, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому каждый комплекс (или выборочно по 3 - 4 упражнения) мы проводили непродолжительное время в конце основной части занятия. Поскольку физические качества формируются у ребёнка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других физических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов.
Сравнивая результаты итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп необходимо отметить, что в экспериментальной группе величина темпов прироста значительно выше, чем в контрольной группе. Это подтверждает анализ результатов тестирования на конец эксперимента.
Проведённое исследование показало, что использование игровых упражнений в экспериментальной группе по всем исследуемым показателям превышают показатели контрольной группы на уровне значимости р < 0,05. Анализ полученных результатов подтверждает, что реализация разработанных игровых упражнений, включающих комплекс игровых заданий, обеспечивает позитивную динамику развития ловкости у дошкольников.
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Москва: «ФиС», 1991.
2. Пензулаева Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей: учебное пособие для студентов. Сост. Г.М. Лямина. Москва: Педагогика, 1984.
3. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре. Дошкольное воспитание. 2003; № 9: 42 - 52; № 10: 56 - 63.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие. Москва: Воспитание дошкольника, 2006.