Научная статья на тему '«Лондонская модель» мультикультурного развития: городские административные инициативы и культурная интеграция этнических меньшинств'

«Лондонская модель» мультикультурного развития: городские административные инициативы и культурная интеграция этнических меньшинств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1077
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЛОНДОН / МЕГАПОЛИС / CULTURAL INTEGRATION / ACCULTURATION / MIGRATION / ETHNIC MINORITY / MULTICULTURALISM / LONDON / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Берсон Александра Борисовна

Лондон сейчас один из самых разнообразных в культурном плане городов в Европе и в мире в целом. В данной статье исследуется культурная интеграция этнических меньшинств в социальное пространство этого города. Во-первых, рассматриваются политические стратегии лондонской администрации в сфере мультикультурной интеграции, а также программы культурной интеграции как на общегородском уровне, так и на муниципальном. Во-вторых, анализируются инициативы этнических меньшинств, поднимаются вопросы создания гетто и лингвистической сегрегации в городе. Также анализируется подготовка города к Олимпиаде 2012 года и ее позиционирование как элемента культурного сплочения горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

London Model of Multicultural Development: Urban Administrative Initiatives and Cultural Integration of Ethnic Minorities

London is among most culturally diverse cities in Europe and in the world. This paper will investigate ethnic cultural integration of immigrants within the city's social space. Firstly the paper explores multi-cultural political inclusion strategies of London administration, municipal service provision and policy and cultural integration programs both on the city level and locally in London boroughs. Secondly this paper raises the question of the initiatives of ethnic minorities, the issue of ghettoisation and linguistic segregation of the city and analyzes the impact of such integration on social city space. The paper also analyses the preparation to Olympic Games 2012 in London as they are presented as cultural cohesion element.

Текст научной работы на тему ««Лондонская модель» мультикультурного развития: городские административные инициативы и культурная интеграция этнических меньшинств»

«ЛОНДОНСКАЯ МОДЕЛЬ» МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ: ГОРОДСКИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ

А.Б. Берсон

Кафедра гуманитарных связей Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034

Лондон сейчас один из самых разнообразных в культурном плане городов в Европе и в мире в целом. В данной статье исследуется культурная интеграция этнических меньшинств в социальное пространство этого города. Во-первых, рассматриваются политические стратегии лондонской администрации в сфере мультикультурной интеграции, а также программы культурной интеграции как на общегородском уровне, так и на муниципальном. Во-вторых, анализируются инициативы этнических меньшинств, поднимаются вопросы создания гетто и лингвистической сегрегации в городе. Также анализируется подготовка города к Олимпиаде 2012 года и ее позиционирование как элемента культурного сплочения горожан.

Ключевые слова: культурная интеграция, аккультурация, миграция, этническое меньшинство, мультикультурализм, Лондон, мегаполис.

В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные этнополитические межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия этносов и культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных из них в общемировом этнокультурном поле. Сосуществование в городах людей различных социальных групп, национальных и этнических общностей, культурные и социальные различия и столкновения с «инаковостью» становятся центральной темой городских исследований, которые носят в большей степени политико-социологический характер.

На сегодняшний день города являются основными местами локализации межкультурных контактов. Технологическая модернизация и политические связи, информационные потоки и торговые пути, смешанные браки и родственные отношения в результате глобальных интеграционных процессов в городах сформировали мозаичную палитру межкультурных отношений и коммуникаций. Полифония культур, многообразие этносов и социальных групп создали новую ситуацию в сегодняшних мегаполисах. В современном мире крупные города, где сконцентрированы культура, инфраструктура и организации, уже давно являются двигателем прогресса цивилизации и центрами возможностей и процветания. В развитых и развивающихся странах города предлагают уникальные возможности для своих жителей по повышению дохода, мобилизации политических действий и предоставлению более широкого доступа к образованию, трудоустройству и социальным службам. Эти положительные аспекты городской жизни как магнитом притягивают людей к переезду и жизни в городе. В то время как условия жизни в городе продолжают предлагать много возможностей, эти преимущества распределяются очень неравномерно. Современные города по всему миру имеют и те-

невую сторону, скрывающую истинную жизнь и условия проживания многих городских жителей, которые страдают из-за расхождений в социальных и бытовых условиях жизни. Таким образом, можно говорить об определенном парадоксе: с одной стороны, современные города являются центрами развития экономики, сосредоточения инноваций во всех сферах жизни, но с другой стороны, современные мегаполисы — это центры социальной напряженности и сегрегации, которые все чаще подвергаются экономическим и социальным проблемам, безработице, а также террористическим атакам.

В данной статье анализируется становление европейского мегаполиса как центра мультикультурного развития на примере крупнейшего города Европы — Лондона, в котором концентрация населения различных этнических корней достигает наивысшей степени. Лондон является показательным примером города, который создает условия для сосуществования различных культур в своих рамках, являясь вторым городом в Европе по численности населения. В центре нашего исследовательского интереса находится Лондонская модель городского мульти-культурализма: интеграция «сверху» и «снизу», т.е. своего рода компромисс между городом, представляющим культуру большинства, и меньшинствами — приезжим населением. С одной стороны, приезжающие в город должны адаптироваться к языку, существующим традициям и устоям, т.е. интегрироваться в уже существующее городское сообщество. С другой стороны, городские власти должны помогать мигрантам приспосабливаться к новому социальному пространству, создавая необходимые условия для самоидентификации горожан.

Лондонская модель в этом плане показательна, и может служить примером удачного мультикультурного городского развития. Множество городских инициатив, направленных на культурную адаптацию, а также интеграция самих мигрантов на различных уровнях являются важнейшими для европейского и российского опыта. По мнению газеты Guardian, Лондон, — самый диверсифицированный город, который когда-либо существовал. В одной из статей газеты говорится, что никогда еще столько разных людей с различными корнями не жили в одном месте [15. C. 1]. На официальном сайте администрации города Лондон назван «миром под одной крышей», а также сказано, что в нем нет места дискриминации и предрассудкам [13. C. 1].

Лондон имеет длинную историю принятия к себе людей со всего мира. Именно его культура открытости привлекает на протяжении веков торговцев и мигрантов приезжать и заниматься бизнесом и работать здесь. В свою очередь, город процветает от экономического, художественного и культурного вклада людей, которые выбрали этот город своим домом. Если обратиться к статистике, то станет заметным, что этническое меньшинство становится в этом городе уже «этническим большинством», увеличиваясь с каждым годом. На протяжении веков люди из остальной части Великобритании и из других стран избирали Лондон своим домом. Уже в девятнадцатом веке Лондон стал поистине космополитическим городом Европы. В последнее время смесь экономических, языковых, колониальных и исторических связей, глобализация и расширение Европейского Союза способствовали тому, что Лондон стал одним из самых этнически разнообразных городов в мире.

Основные этнические меньшинства в Лондоне на данный момент — это бангладешцы, китайцы, афро-американцы, индусы, пакистанцы и ирландцы [12. C. 4]. 27% лондонцев родилось за пределами Евросоюза. Для каждого третьего лондонского школьника родным языком является не английский. Согласно исследованию 2005 года, в Лондоне говорят более чем на 300 языках, существует около 50 этнических сообществ составом более 10 000 человек, а также можно отведать кухню более чем 70 стран мира. Перепись населения проводится в Великобритании с 1801 года каждые десять лет Национальным статистическим агентством (Office for National Statistics). Последняя прошла 27 марта 2011 года и была доступна для заполнения в Интернете на официальном сайте [16. C. 1]. Этнические вопросы в переписи были введены лишь в 1991 году, и с тех пор всегда входят в вопросник. Национальное статистическое агентство проводит работу с местными администрациями районов Лондона и сообществами (community), чтобы учесть разнообразие населения. Особое внимание отводится таким группам населения, которые сложнее всего подсчитать (этнические меньшинства, иммигранты и цыгане). На сайтах некоторых районов уже появилась информация о переписи («Хиллингтон» и «Бэксли») [17. С. 1]. Администрация Лондона (The Greater London Authority) подчеркивает необходимость точной переписи 2011 года. Директор Национального статистического агентства Глен Уотсон назвал Лондон «самой сложной частью из всей страны в плане проведения переписи». Особенно отмечается сложность переписи населения в районах с наивысшим количеством этнических меньшинств, как, например, район «Ньюхэм». Нововведением переписи является учет «краткосрочных мигрантов», которые живут в городе от 3 до 12 месяцев.

Подобно сотням других гигантских мегаполисов мира, Лондон поделен на ряд районов, составляющих то самое неповторимое полотно, именуемое Большим Лондоном (The Greater London). Британская столица состоит из финансового центра «Сити» и 32 районов (Borough, бороу), в зависимости от удаленности от центра входящих в состав Внутреннего или Внешнего Лондона. Этнический состав районов Лондона очень варьируется. Иммигранты чаще всего селятся компактно, так что образовались районы с преобладающим цветным населением; на Уайтчепеле доминируют выходцы из Бангладеш, «африканским» районом считаются Хокни, Саутворк и Ламбет. Вместе с тем «белое» население в основном мигрирует в пригороды.

Особым образом выделяется восточная часть Лондона Ист-Энд, где проживает большее число иммигрантов. На протяжении всей истории Ист-Энд вобрал несколько волн иммигрантов, каждая из которых добавила новое измерение к культуре и истории района. В первую очередь, это волна французской протестантской иммиграции гугенотов в 17 веке, затем ирландцы в 18 веке, затем евреи Ашки-надзе в конце 19 века, и, наконец, бангладешцы, прибывшие в 1960-е годы. Сегодня мы можем наблюдать, как восточный Лондон превращается в микрокосм многих культур. И если раньше там были одни трущобы и район ассоциировался с «Джеком Потрошителем», то сейчас это безумно популярный район среди всех жителей города, куда стекаются артисты и модные дизайнеры, проводятся фестивали и выставки. Один из самых показательных бороу в Ист-Энде — Тауэр Хэм-

летс. Здесь, согласно переписи 2001 года, белые британцы составляли 42,9% населения, в то время как бангладешцы — 33% населения. Также в этом уникальном районе проживают сомалийцы, китайцы, вьетнамцы и пакистанцы.

На официальном сайте этого района есть раздел о равенстве и разнообразии его населения, где подчеркивается, что власти района поощряют этническое и культурное разнообразие и равенство горожан во всем. Отмечается, что этническое разнообразие района является одной из его самых сильных характеристик, и администрация гарантирует содействие равенству возможностей и ликвидацию дискриминации. В 2001 году было создано «Партнерство Тауэр Хэмлетс» для усовершенствования жизни местных сообществ. Членами Партнерства являются: Совет района, полиция, добровольные и общественные группы, религиозные общины, местные предприятия и жители [18. C. 1]. Ежегодно в этом районе проводится «Опрос местного населения» (Annual Residents' Survey). Отчет за 2010 год, основанный на интервью 1128 жителей, показал положительную динамику в жизни горожан и отразил их отношение к властям района. Две трети (67%) жителей (что значительно больше, чем в предыдущие годы) утверждают, что они удовлетворены тем, как организована их жизнь и как работает администрация района. Значительный рост в рейтингах наблюдается в таких областях, как социальные услуги для семей, поддержание парков и городских пространств, жилье. Также позитивным оказалось мнение жителей о социальной сплоченности между общинами. Главной заботой осталась преступность, а также загрязненность и вывоз мусора. В целом, несмотря на проблемы и многогранность района, более 80% опрошенных признались, что в районе гармонично сосуществуют выходцы из различных стран и этносов [19. C. 7].

Как уже упоминалось, в Лондоне интеграция культур в рамках городского пространства проходит в двух направлениях, которые можно охарактеризовать как интеграция «сверху» и «снизу». Интеграцией «снизу» мы назовем то, как приезжающие в Лондон адаптируются к языку, традициям и устоям общества, т.е. интегрируются в уже существующее городское сообщество. Интеграция «сверху» — это то, как власти принимающего города помогают мигрантам приспосабливаться к новому социальному пространству, создавая необходимые условия для самоидентификации горожан. Особенность и успех данной модели в том, что в Лондоне усилия властей и инициативы мигрантов сходятся в едином поле и становятся эффективными условиями не только для мирного сосуществования, но и для использования этнической многогранности города для его же блага и развития.

Рассмотрим культурную интеграцию «сверху» — т.е. меры городских властей по культурной интеграции мигрантов. Городские власти Лондона — это, в первую очередь, Администрация Большого Лондона (Great London Authorities), которая состоит из двух частей: мэр города, представляющий исполнительную власть, и Лондонская городская ассамблея, ограничивающая полномочия мэра и утверждающая городской годовой бюджет. Администрация Большого Лондона появилась недавно, в 2000 году, вместо упраздненного в 1986 году Совета Большого Лондона. Интеграция «сверху» в Лондоне проходит очень активно как на обще-

городском, так и на муниципальном уровне. Следует отметить, что у каждого района Лондона есть свой сайт в Интернете, где можно найти информацию об этническом составе населения данного района, а на некоторых даже пожаловаться на ущемление прав или недостаточную толерантность со стороны других граждан. На местных уровнях действуют программы культурной адаптации иммигрантов, а также проводятся массовые мероприятия по вовлечению лондонцев в культурное пространство этнических меньшинств.

Администрацией Лондона осуществляется ряд программ, направленных на ускоренную и безболезненную интеграцию мигрантов. Следует отметить, что практически во всех документах Администрации Лондона подчеркивается, что этническое и культурное разнообразие города — это его сильная сторона, и культурная многогранность помогает городу развиваться, модернизироваться и становиться удобным для горожан. Бывший мэр Лондона Кен Ливингстон, находившийся на этом посту в 2000—2008 годах, сказал в одном из своих выступлений, что культурное разнообразие Лондона — это его сила и мощь, и то, что так много представителей этнических сообществ выбрали Лондон своим домом, делает этот город таким увлекательным и ярким местом. В 2004 году им была инициирована «Стратегия развития Лондона как культурной столицы», а также был создан Культурный Консорциум Лондона и проведен Форум творческого потенциала, в рамках которого проводились культурные мероприятия этнической направленности, фестивали мусульманской, африканской и азиатской культур.

Нынешний мэр Лондона Борис Джонсон в документе «Планируя лучшее для Лондона 2008» (Planning for a better London 2008) подчеркивает, что Лондон является исключительным, захватывающим и разнообразным городом. Его жители происходят со всех континентов, стран и культур, в результате чего образуется непревзойденная вибрация лондонской жизни [20. C. 5].

Необходимо упомянуть об одном из последних документов по вопросам культуры и культурной интеграции «Культурный метрополис. Культурные приоритеты мэра на 2009—2012 годы», инициированном нынешним мэром. Мэр Борис Джонсон подчеркивает, что Лондон — это совокупность культур, многоязычный, многокрасочный, многонациональный космополис, источник глобальной культурной силы. В этом документе упоминаются культурно значимые мероприятия, которые проводятся администрацией города для поддержания различных культур в рамках мегаполиса. Примером здесь являются «Карнавал дель Пуебло», «Карнавал Ноттинг Хилл» и «Лондон Мела». «Карнавал дель Пуэбло» стал крупнейшим латиноамериканским фестивалем в Европе и проводится в Лондоне с 1999 года. Место проведения, один из лондонских парков, преобразовывается в оазис латинской культуры, с традиционными развлечениями, едой и ремеслами. Вход на этот карнавал бесплатный, что позволяет поучаствовать и познакомиться с латиноамериканской культурой всем желающим [21. C. 1]. Ежегодный «Карнавал Ноттинг Хилл» является крупнейшим уличным фестивалем в Европе. Он возник в 1964 году как способ для афро-карибских общин Лондона поддерживать свою культуру и традиции [22. C. 1]. «Лондон Мела» — фестиваль азиатской культуры с этни-

ческой музыкой, едой, традиционными спектаклями и зрелищами. Он является важной площадкой для знакомства с азиатской культурой и сообществом в целом [23. C. 1]. Данные мероприятия собирают тысячи людей и вовлекают лондонцев в этническое разнообразие их города.

Городская администрация с 2000 года взяла под контроль главную городскую площадь — Трафальгарскую и стала использовать ее как площадку для диалога городских культур. С этого момента на ней ежегодно проводятся сотни мероприятий, многие из которых направлены на поддержание культуры этнических меньшинств. На площади устраивают празднование китайского нового года, новогодний сикхский фестиваль «Vaisakhi», мусульманский праздник в честь окончания поста — «Ураза-Байрам» (Eid ul-fitr) и индийский праздник «фестиваль огней Дивали» (Diwali) [25. C. 1]. В 2009 году на площади разместили девятиметровую менору (девятиствольный светильник, который является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов) в честь еврейского праздника Хануки [28. C. 1].

Администрацией Большого Лондона инициирована Программа Расового равноправия (Race Equality Scheme). В 2002 году была опубликована первая программа расового равноправия. Основные успехи данной программы отмечаются в таких областях, как транспортные услуги населению, образование, охрана правопорядка и строительство. Благодаря программе было увеличено количество транспорта и маршрутов в тех районах, где стало проживать больше людей из-за притока иммигрантов. Была основана ежегодная конференция «Школа Лондона и афро-американские дети» (London Schools and the Black Child annual conference), посвященная проблемам афроамериканских детей в школах [30. C. 1]. С целью противодействия преступности был создан «Совет по борьбе с преступностью в афроаме-риканском сообществе» (Black and Minority Ethnic Crime Cracking Partnership Board). Также была создана Лондонская комиссия по равенству (London Equalities Commission) для продвижения инициатив мэрии города. В последующем была опубликована программа на 2005—2008 годы, способствовавшая реализации антидискриминационных законодательных актов. Последняя на сегодняшний момент Программа на 2010—2011 годы получила название «Равные жизненные шансы для всех сообществ Лондона» (Equal Life Chances for All London's Communities).

Из городских политических институтов, в рамках которых созданы программы по культурной интеграции, следует назвать «Ведущее Лондонское агентство развития» (The London Development Agency) [31. C. 1]. По инициативе этого агентства в 2004 году стартовала программа «Лондонская еда» (London Food), которая поддерживает производство продуктов питания, а также особо следит за этническим разнообразием городской кулинарии. В 2006 году была создана продовольственная стратегия «Здоровая еда для Лондона [14. C. 12]. В данной стратегии говорится, что нигде так не разнообразна еда в Великобритании, как в Лондоне, ведь здесь можно попробовать кухню более 70 стран мира. Этнически культурная специфика продуктов питания создает вопрос доступности «местной еды» для представителей этнических сообществ. В Лондоне, например, 95% независимых продавцов продуктов питания являются выходцами из Азии. Этническая кухня

составляет 17% от общего числа продажи продуктов в Лондоне. В документе также говорится о том, что многие районы Лондона ассоциируются, прежде всего, с местными этническими кухнями, такие как Брикстон, Брик Лейн, Чайнатаун. Изобилие различных свежих овощей и фруктов во многих этнических магазинах и на рынках дает лондонцам возможность адаптации культуры питания многих стран в свою собственную, с большой пользой для здоровья. Интересно отметить, что текст данной стратегии доступен (кроме английского языка) на китайском, арабском, бенгальском, турецком, вьетнамском языках, а также на хинди.

Городские инициативы в рамках четвертой ветви власти, как называют СМИ, имеют свои особенности в связи с мультикультурностью городского сообщества Лондона. Из городских инициатив здесь можно упомянуть создание многонационального коммерческого радио «Спектрум». Эта радиостанция осуществляет вещание для лондонских разнообразных этнических общин. Основанная в 1989, радиостанция была уполномочена служить четырем этническим общинам в Лондоне. Сейчас ее аудитория включает множество этнических и культурных групп в Лондоне и по всей Великобритании в целом. Также следует отметить радиопрограмму «Лондон звучит по-восточному» (London Sounds Eastern) на ВВС. Это одна из самых популярных радиопрограмм для этнических меньшинств. Создание такого радио стало прорывом в вещании для огромной многонациональной лондонской аудитории. Для афроамериканского сообщества вещает радио «Голос Африки» (Voice of Africa Radio) [25. C. 1]. На BBC существует также раздел «Bangla Community», где можно найти музыку и фильмы на бенгальском языке, а также узнать о новостях в Бангладеш [26. C. 1].

Что касается печатных СМИ, то в Лондоне издается множество газет для этнических сообществ на различных языках. Кипрско-греческая газета «Parikiaki» издается в Лондоне и служит греческой и кипрско-греческой общине города (свыше 300 тыс. человек). Газета была основана в 1974 году с целью удовлетворения растущих потребностей греческой общины в Лондоне и Великобритании в целом. «Parikiaki» — это платформа для широкого спектра мнений и идей, а также источник независимой информации о вышеупомянутых общинах. Хотя «Parikiaki» издается в основном на греческом языке, недавнее открытие в ней английского раздела означает, что она увеличила круг читателей, чтобы включить тех, чей родной язык английский. Еще один пример этнической газеты — арабская газета «Шарк Аль-Аусат». Это ведущая арабская ежедневная газета, издаваемая на четырех континентах в 12 городах. Была основана в Лондоне в 1978 году и по сей день считается самой читаемой среди арабского населения Лондона. В бангла-дешском сообществе существуют еженедельные газеты «Weekly Bangladesh» и «Bangla Newspaper». Они издаются раз в неделю и очень популярны в восточном Лондоне.

В целом следует отметить, что лондонские власти признают и поддерживают вклад иммигрантов в развитие города и гордятся уникальностью модели культурного разнообразия. Городское управление в этой области опирается на девиз «Мы разные, но равные» и направлено на предоставление равных условий как коренным британцам, так и иммигрантам. Будущий успех и процветание города

зависят от возможностей приезжающих в него людей, выбирающих его своим домом.

Культурная интеграция «сверху» в английской столице успешна из-за своей многосторонности. Большое количество городских программ, организаций, СМИ прививают местным жителям понимание многокультурности города и условий его успешной жизнедеятельности.

Наряду с интеграцией «сверху», существуют инициативы самих этнических меньшинств, которые тем или иным способом включаются в социальное пространство города. Существует ярко выраженная тенденция к сплачиванию выходцев из одного региона, созданию мигрантских партнерств и общественных организаций. Примером такой организации может служить «100 темнокожих людей Лондона», которая видит своей целью улучшение качества жизни в африканских общинах Лондона, повышение экономических возможностей путем объединения общих усилий и коллективных ресурсов в рамках одной расовой общины [27. C. 1]. Также можно упомянуть «Ассоциацию черных полицейских». Ее деятельность направлена на улучшение условий труда темнокожих сотрудников, занятых в рамках полицейской службы и повышения расовой гармонии и качества услуг для черной общины Соединенного Королевства. Существует также Ассоциация глухих этнических меньшинств Лондона (London Ethnic Minority Deaf Association), которая оказывает широкий спектр услуг для глухих людей из этнических меньшинств, включая информационную поддержку для изолированных членов сообществ, обучение для укрепления уверенности в себе, развития личности, культурного уровня информированности и профессиональной подготовки. Также есть «Форум афроамериканских Лондонцев» (Black Londoners Forum). Эта организация стремится увеличить социальное, экономическое и культурное благосостояние афроамериканских этнических меньшинств в Лондоне. Организация, поддерживающая традиции лондонских индусов — «Arya Samaj London». Здесь есть языковые курсы хинди, специалисты по традиционным свадебным и похоронным церемониям, а также ведическим учениям о традициях и культуре индуизма.

Говоря об инициативах «снизу», нельзя не упомянуть об интересном нововведении в одном из беднейших и опасных районов английской столицы на юге города, заселенном на 25% «цветным» населением и называемым «неофициальной столицей афро-карибского британского сообщества» — Брикстоне. Неординарной инициативой в Брикстоне стало введение локальной валюты — Брикстонский фунт (Brixton Pound) в 2009 году. Купюры напечатаны на бумаге с водяными знаками, голограммами и серийными номерами. На них изображены местные знаменитости района. Введение брикстонского фунта — это попытка поддержать местную экономику и укрепить связи между ее субъектами — потребителями, производителями и магазинами. Новая валюта была введена благотворительной организацией «Transition Network» под лозунгом «Местная валюта для местного населения». Нужно отметить, что впервые частное средство обращения вводилось в отдельно взятом городском районе и имело определенный успех [32. C. 3]. Мнения в эффективности введения местной валюты разделились. Некоторые считали, что это действительно поможет поддержать местных производителей, а дру-

гие посчитали это глупой идеей и не обменивали английские фунты на брикстон-ские. В целом это больше идеологическая инициатива, которая укрепляет веру в неповторимость и отличие района от остального города.

Еще одно интересное начинание местного населения Лондона, но уже не финансового характера, — центр искусств и творчества в Ист-Энде «Rampart». Этот центр был закрыт городскими властями в 2009 году после пяти с половиной лет плодотворной деятельности. Он служил центром общественного движения в Лондоне и местом для проведения разнообразных мероприятий, включая политические собрания и семинары, а также концерты и встречи. Но следует уточнить, что деятельность центра была незаконна, так как здание, в котором он находился, было оккупировано сквоттерами (незаконные захватчики имущества). Сквоттеры же утверждали, что такие культурно-социальные центры важны, поскольку они предоставляют пространство для DIY культуры (от англ. Do It Yourself — «сделай это сам»). Начиная с 1980-х гг., DIY становится девизом неформальной культуры, так называемого «культа самоучки»: в музыке (панк-рок, инди-рок, альтернативная музыка и т.п.), в самиздате (фэнзинов) и тому подобном. DIY — своего рода этика поведения, в особенности творческого, характерная для такого рода направлений. Сквотеры выступают за бесплатное образование вне институциональных ограничений, т.е. в свободной форме и в свободном пространстве. «RampArt» выражал борьбу за автономное выражение мнений и использование свободных пространств города для его жителей.

Лондонские сквоттеры напомнили о себе совсем недавно — в марте 2011 года, когда захватили лондонский дом сына Ливийского политического лидера Каддафи. Дом стоимостью около 11 миллионов фунтов в районе Хэмпстед на севере Лондона был захвачен группой активистов «Долой тиранов». Напомним, что весной 2011 года обострилась политическая ситуация в странах Северной Африки: Египте, Алжире, Ливии и Тунисе. Беспорядки и гражданские войны в этом регионе вновь подняли вопрос беженцев и иммигрантов в Европу из этого региона. Таким образом, сквоттеры крупнейшего европейского многонационального города выразили свою оценку происходящему. На крыше дома сквоттеры вывесили баннер, на котором было написано: «Вон из Ливии! Вон из Лондона!». «Мы не верим, что британское правительство поступит с собственностью режима Каддафи должным образом, поэтому мы взяли это дело в свои руки, — говорится в заявлении, распространенным группой «Долой тиранов». — Пока же мы бы хотели приютить беженцев из Ливии и всех тех, кто бежит от тирании и преследований в разных странах» [10. C. 1].

Помимо сквоттинга в Лондоне распространен такой феномен, как граффити, что представляет собой в определенной степени средство выражения мнения городского населения. Лондон наполнен настенными рисунками, некоторые из которых стали настоящими символами города. Основное количество граффити находится на улицах Ист-Энда. Этот район называют «Лондонским музеем граффити». Спор о том, является ли граффити искусством или преступлением, идет в Лондоне давно. Есть мнение, что граффити является средством культурной коммуникации, и в таком многокультурном городе, как Лондон, искусство рисунков

на стенах обретает особую важность. Несмотря на то, что граффити считается вандализмом, порчей городского имущества, это еще и особая технология выражения мыслей и мнения той или иной культуры, закодированные послания с глубоким смыслом. Культурное выражение в этом случае происходит в общественных местах, на улицах города, а не в музеях и арт-галереях. Это живое искусство, в основном отражающее именно межкультурные связи и наболевшие проблем в обществе [8. C. 14]. Лондон наполнен граффити именно потому, что его разноязыкому населению необходимо выражение мыслей и мнений, облеченных даже в такую форму.

Лондонские власти придерживаются иного мнения. В рамках Лондонской ассамблеи в 2001 году был учрежден «Комитет по расследованию граффити», который в 2002 году опубликовал отчет о своей деятельности. По результатам отчета, ежегодно на закрашивание настенных «художеств» тратится 23 миллиона бюджетных фунтов. Основное количество средств уходит в таких районах, как Кэмден, Ламбет, Люишем, Уэндворс. Очищается от граффити Лондонский транспорт, здания и парки [33. C. 13—26]. Также в городе действуют общественные организации. «За чистоту Британии» (Keep Britain Tidy), например, проводит уборку города, стирая со стен и других поверхностей граффити [34. C. 1].

Рассматривая аккультурацию этнических меньшинств в лондонское общество, в котором сейчас говорят более чем на 300 языках, нельзя не упомянуть о лингвистических особенностях. В Лондоне говорят на английском языке, но этот язык не так однороден и понятен, особенно в Восточном Лондоне. Здесь английский язык впитал в себя черты и звучания других языков, на которых говорят выходцы из разных стран, проживающие в нем. В Лондоне образовались различные диалекты, популярность которых только растет. Наиболее известное лондонское просторечие, распространенное среди низших социальных слоев населения города, — «кокни» (cockney). Для «кокни» характерно упрощенное произношение слов, неправильное использование или пропуск некоторых звуков. Другой известный вид местного произношения — Estuary English, распространенный не только в Лондоне, но и в бассейне Темзы в целом. Это название было предложено в 1984 году британским лингвистом Дэвидом Розеварном. По его мнению, это разнообразная модифицированная речь, смесь не регионального и юго-восточного английского произношения и интонаций. Газета «The Sunday Times» описала его как диалект, существующий между «Кокни и королевой». Кроме того, с наплывом иммигрантов из Центральной Америки получил распространение ямайский креольский диалект — Jafaican. Его также называют «мультикультур-ный лондонский английский язык» [35. C. 3—4]. Он возник в конце двадцатого века и используется в основном среди молодых городских рабочих людей. Язык содержит много элементов из языка Ямайки, Тринидада и Тобаго и Западной Африки.

Интеграция «снизу», несмотря на ее положительные моменты, ставится под сомнение некоторыми экспертами. Они считают, что принятая в Лондоне модель мультикультурализма вызвала сегментацию общества по принципу этноконфес-

сиональной принадлежности, а также санкционировала ее [2. С 3—7]. Лондонская модель культурной интеграции ставится под сомнение теми, кто говорит об иллюзии мультикультурной гармонии и считает сосуществование различных этносов в Лондоне большим этническим конфликтом. Здесь противники признания интеграционной лондонской модели делают упор на проблемах криминального характера и терроризме. Одним из ярких примеров такого мнения может служить монография английской журналистки Мелани Филипс «Лондонистан». Она называет Лондон «Лондонистаном», так как считает, что город наполнен экстремизмом и террором, в основном, по причине иммигрантов мусульман. Такого рода суждения базируются на том, что культурная политкорректность городских властей слишком популяризируется и что в таком обществе критика ислама рассматривается как исламофобия в городе, где мусульманское население достигает уже девяти процентов. Такое мнение небезосновательно, ведь терроризм в Лондоне действительно имеет место. В 2005 году в Лондоне были совершены взрывы, и это было делом рук не прибывших извне террористов, а гражданами Великобритании пакистанского происхождения. Понятие «Лондонистан» тогда стало применяться не только к Лондону, но и к другим английским городам.

В последнее время негативную окраску приобрели и высказывания некоторых глав европейских государств по отношению к их мультикультурному развитию. В сентябре 2010 года президент Франции Николя Саркози объявил о выселении цыган из страны, обвинив их в ведении преступного образа жизни. Цыгане-нелегалы, по его мнению, стали источником беспорядков и перегрузили систему социального обеспечения. В октябре того же года канцлер Германии Ангела Мер-кель, выступая на конференции молодежной организации Христианско-демократи-ческой партии, высказала мнение, что последние годы продемонстрировали полный провал концепции мультикультурализма в ее стране. Меркель заявила, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, поскольку только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда. Вместе с тем немецкий канцлер подтвердила, что Берлин заинтересован в рабочей силе и хочет создать для приезжих хорошие условия [9. С 1].

Правительство Великобритании также последнее время высказывается с недовольством о сложившейся ситуации. В феврале 2011 года на одной из конференций в Мюнхене премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в своей речи подверг критике многолетнюю политику мультикультурализма, проводимую в стране. Он сказал, что Великобритания нуждается в сильной национальной идентичности, чтобы люди не участвовали в экстремизме. По его мнению, житель Лондона помимо того, чтобы идентифицировать себя как мусульманин, христианин или индуист, также должен указывать на то, что он лондонец [36. С 1]. Отметим, что многие политики, в особенности руководство Лондона, были озадачены такими заявлениями нового премьер-министра. На протяжении долгих лет руководство страны и местные администрации городов делали все возможное и продолжают создавать условия для поддержания мира в ситуации столь разнообразного населения.

Несмотря на приведенные отрицательные оценки политики мультикульту-рализма, можно говорить о достаточно удачной модели, сложившейся в Лондоне. Данная модель характеризуется следующими моментами: ярко выраженная культурная интеграция «сверху» и «снизу», т.е. интеграция двусторонняя и продолжительная. Среди положительных результатов данной модели можно отметить ее институциональность (разветвленную сеть организаций и программ), предоставление равных прав всем этническим группам в городском сообществе, а также исчерпывающую информированность горожан по вопросам этнического равенства и программам его поддержки, привлечение внимания горожан посредством СМИ к позитивным аспектам сосуществования культур. В этой связи положительным оказывается проведение культурных массовых мероприятий, совместное проведение досуга молодежи различных этнокультурных сообществ. С другой стороны, до сих пор проявляются расовая нетерпимость и неравенство в некоторых областях, влияя на каждодневную жизнь горожан.

В этой связи особые надежды возлагаются на предстоящую Олимпиаду в 2012 году, так как она призвана развить восточный Лондон и вовлечь в подготовку население всех этнических корней. Олимпиада должна сплотить всех горожан и продемонстрировать, что городское сообщество Лондона — пример для всех европейских городов. В рамках организационного комитета лондонских олимпийских игр создан «Форум равноправия и разнообразия Лондона 2012» (London 2012 Equality and Diversity Forum). В первом отчете этого института «Working towards an inclusive Games» (The First Annual Report of the London 2012 Equality and Diversity Forum 2008—2009) приведена информация о его деятельности и планах на будущее [35. C. 1]. Ричард Барнс, заместитель мэра Лондона и глава Форума, во вступлении к отчету обещает, что олимпийские и паралимпийские игры учитывают разнообразие населения города. Эти игры он называет самыми доступными, а также подчеркивает, что они дадут новые рабочие места в районах проведения игр и многие смогут принять участие в их организации. Среди основных инициатив Форума по достижению доступности Олимпиады есть раздел, посвященный сообществам города. Отмечается, что игры будут проходить в пяти районах Лондона, где сосредоточены в наибольшей степени этнические меньшинства.

В связи с намерением администрации города вовлечь все сообщества города в подготовку к Олимпиаде в 2008 году был создан проект «Культурная Олимпиада» (Cultural Olympiad) [11. C. 1]. Это четырехлетняя культурная программа, которая направлена на то, чтобы дать людям во всей Великобритании возможность стать частью Олимпийских игр. «Культурная Олимпиада» включает ряд мероприятий для демонстрации всему миру культурного богатства Лондона. В 2012 году этот проект завершится грандиозным фестивалем с кинопоказами, выставками и музыкальными представлениями, подготовленными представителями этнических меньшинств Лондона.

Проблема иммиграции, на наш взгляд, окончательного решения не имеет: и в будущем будут существовать процессы иммиграции и интеграции, делая население Лондона все более пестрым. Главное, что городскими властями культур-

ное разнообразие приветствуется и считается сильной стороной. Мультикультур-ный Лондон процветает как экономически, так и культурно, поддерживая культурное достояние этносов, проживающих в нем. Представляется, что передовой опыт Лондона в области мультикультурного сосуществования коренного населения с мигрантами с пользой может быть перенят другими регионами, в том числе и российскими городами, чтобы жители повсеместно становились более толерантными.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Под ред. С.Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998.

[2] Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. — 2005. — № 4. — С. 30—34.

[3] Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу. — М., 2007.

[4] Hussain Y., Bagguley P. Citizenship, ethnicity and identity: British Pakistanis after the 2001 riots // Sociology. — 2005. — No. 39. — P. 407—25.

[5] Parekh B. Rethinking multiculturalism. — Hampshire, 2006.

[6] Vartovec S. The Emergence of super-diversity in Britain. Compas, University of Oxford, 2005.

[7] Storry M., Childs P. British cultural identities. Second edition. — Routledge, 2002.

[8] Macdonald N. The graffiti subculture: youth, masculinity, and identity in London and New York, 2001.

[9] Меркель заявила о провале мультикультурализма. URL: https://www.bbc.co.uk/russian/ international/2010/10/101016_merkel_multiculturalism_failed.shtml

[10] Сквоттеры захватили лондонский дом сына Каддафи. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ uk/2011/03/110309_gaddafi_house_squatters.shtml

[11] Cultural Olympiad. URL: http://www.london2012.com/get-involved/cultural-olympiad/index.php

[12] Demography of London. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Demography_of_London

[13] Greater London Authority. The world under one roof. URL: http://www.london.gov.uk/ world-under-one-roof

[14] Health and sustainable food for London. The Mayor's food strategy 2006. London Development Agency. URL: http://www.london.gov.uk/londonfood/docs/london-food-strategy-implementation-07.pdf

[15] Leo Benedictus. "Every race, colour, nation and religion on earth", The Guardian, 21 January 2005. URL: http://www.guardian.co.uk/uk/2005/jan/21/britishidentity.race

[16] London Census 2011. URL: http://2011.census.gov.uk/en/index.php

[17] London Borough of Hillingdon. Census 2011. URL: http://www.hillingdon.gov.uk/index.jsp? articleid=21174

[18] Tower Hamlets Partnership: http://www.onetowerhamlets.net/default.aspx

[19] Tower Hamlets Annual Residents Survey 2009—10: Topline Analysis. URL: www.towerhamlets.gov.uk

[20] Planning for a better London.Greater London Authority. 2008. URL: http://legacy.london.gov.uk/ mayor/publications/2008/docs/plan-better-london.pdf

[21] Carnaval del Pueblo. URL: http://www.carnavaldelpueblo.co.uk/

[22] The Notting Hill Carnival. URL: http://www.thenottinghillcarnival.com/history.html

[23] London Mela. URL: http://www.londonmela.org

[24] London enriched: The mayor's refugee integration strategy. 2009. URL: http://www.london.gov.uk/archive/mayor/migration/docs/london-enriched.pdf

[25] Voice of Africa Radio. URL: http://www.voiceofafricaradio.com/

[26] Bangali Community. URL: http://www.bangalicommunity.com/bbc-bangla.html

[27] Hundred black man of London. URL: http://www.100bmol.org.uk/index.php/about-us.html

[28] Trafalgar square events. URL: http://www.london.gov.uk/trafalgarsquare/events/other_ events.jsp

[29] Hanukkah London. URL: http://www.viewlondon.co.uk/whatson/hanukkah-london-feature-1605.html

[30] London schools and the black child. URL: http://www.blackeducation.info

[31 ] London development agency. URL: http://www.lda.gov.uk

[32] Brixton pound. URL: http://brixtonpound.org/what/

[33] Graffiti in London. Report of the London Assembly graffiti investigative committee. May 2002. URL: http://legacy.london.gov.uk/assembly/reports/environment/graffiti.pdf

[34] Keep Britain tidy. URL: http://www.keepbritaintidy.org/

[35] Multicultural London English. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Multicultural_London_ English

[36] State multiculturalism has failed, says David Cameron. URL: http://www.bbc.co.uk/news/ uk-politics-12371994

[37] Working towards an inclusive games. The First Annual Report of the London 2012 Equality and Diversity Forum 2008—2009. URL: http://www.london2012.com/documents/locog-hr/working-towards-an-inclusive-games.pdf

"LONDON MODEL" OF MULTICULTURAL DEVELOPMENT: URBAN ADMINISTRATIVE INITIATIVES AND CULTURAL INTEGRATION OF ETHNIC MINORITIES

A.B. Berson

Humanitarian Connections Chair Saint-Petersburg State University

Universitetskaya Quay, 7-9, Saint-Petersburg, Russia, 199034

London is among most culturally diverse cities in Europe and in the world. This paper will investigate ethnic cultural integration of immigrants within the city's social space. Firstly the paper explores multi-cultural political inclusion strategies of London administration, municipal service provision and policy and cultural integration programs both on the city level and locally in London boroughs. Secondly this paper raises the question of the initiatives of ethnic minorities, the issue of ghettoisation and linguistic segregation of the city and analyzes the impact of such integration on social city space. The paper also analyses the preparation to Olympic Games 2012 in London as they are presented as cultural cohesion element.

Key words: cultural integration, acculturation, migration, ethnic minority, multiculturalism, London, megalopolis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.