Научная статья на тему 'Эффективные способы культурной интеграции иммигрантов (на примере агломерации Большого Лондона)'

Эффективные способы культурной интеграции иммигрантов (на примере агломерации Большого Лондона) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / UK / ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ / TITULAR NATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ИНТЕРКУЛЬТУРАЛИЗМ / INTERCULTURALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полетаева М.А.

Статья посвящена актуализации феномена этничности в современном мире. Проанализированы основные меры по созданию баланса общегосударственных и общегражданских интересов с интересами этнических меньшинств. Особое внимание уделено культурологическому анализу реализации интеркультурной интеграции иммигрантов в Великобритании в рамках концепции социальной сплоченности общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF IMMIGRANTS’ CULTURAL INTEGRATION (ON THE EXAMPLE OF GREATER LONDON AGGLOMERATION)

The article is devoted to the actualization of the phenomenon of ethnicity in the modern world. The author analyzes the basic steps to establish a balance of national and general civil interests with the interests of ethnic minorities. Particular attention is paid to the implementation of cultural analysis of intercultural integration of immigrants in the UK within the concept of social cohesion of communities.

Текст научной работы на тему «Эффективные способы культурной интеграции иммигрантов (на примере агломерации Большого Лондона)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

М. А. Полетаева

кандидат культурологии, доцент; зав. кафедрой мировой культуры МГЛУ; e-mail: m.poletaeva@mail.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ АГЛОМЕРАЦИИ БОЛЬШОГО ЛОНДОНА)

Статья посвящена актуализации феномена этничности в современном мире. Проанализированы основные меры по созданию баланса общегосударственных и общегражданских интересов с интересами этнических меньшинств. Особое внимание уделено культурологическому анализу реализации интеркультурной интеграции иммигрантов в Великобритании в рамках концепции социальной сплоченности общин.

Ключевые слова: миграция; культура; этничность; Великобритания; титульная нация; мультикультурализм; интеркультурализм.

Poletaeva M. A.

Ph. D. (Culturology), Associate Professor, Department of World Culture, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: m.poletaeva@mail.ru

EFFECTIVE METHODS OF IMMIGRANTS' CULTURAL INTEGRATION (on the Example of Greater London Agglomeration)

The article is devoted to the actualization of the phenomenon of ethnicity in the modern world. The author analyzes the basic steps to establish a balance of national and general civil interests with the interests of ethnic minorities. Particular attention is paid to the implementation of cultural analysis of intercultural integration of immigrants in the UK within the concept of social cohesion of communities.

Key words: migration; culture; ethnicity; UK; titular nation; multiculturalism; interculturalism.

Актуализация феномена этничности на рубеже XX-XXI вв. привела к ее дальнейшей политизации, к усилению роли этнического фактора в жизни общества. Суть данного процесса состоит в превращении этничности из силы социальной и культурной в политическую, что, по мнению Дж. Ротшильда, служит цели изменения и стабилизации уже существующих в конкретном обществе систем неравенства среди различных этнических групп [15, с. 12].

Этничность как политический ресурс актуализируется за счет срабатывания механизма этнической лояльности, который гарантирует формирование политической солидарности представителей того или иного этнического меньшинства. Всего, в соответствии с классификацией профессора Ф. Чуна, выделяется четыре типа этнической лояльности, характерные для этнических меньшинств, проживающих в многонациональных государствах. Первый тип - лояльность к стране, гражданами которой они являются, - так называемое внутреннее притяжение государства (internal national pull). Второй тип - лояльность своей этнической группе, которая проживает в данной стране, -«внутриэтническое притяжение» (internal ethnhic pull). Третий тип представляет собой лояльное отношение к их собственной родине или родине предков (стране эмиграции) - «притяжение государства извне» (external national pull), а четвертый, соответственно, предполагает лояльность к этнической группе, проживающей в стране эмиграции, -это «внешнеэтническое притяжение» (exter nalethnic pull)» [15, с. 2].

Соответственно, представляется необходимым создать баланс между общегосударственными и общегражданскими интересами этнических меньшинств, для того чтобы обеспечить этническую лояльность первого типа и гарантировать стабильность в каждой отдельно взятой стране или в каждом отдельном регионе. По этой причине, чрезвычайно важным для государств становится проведение оптимальной этнической политики, представляющей собой «последовательное государственное регулирование отношений между этническими сообществами на общенациональном и региональном уровнях» [1, c. 110].

На национальном уровне этническая политика реализуется через комплекс мер по адаптации и интеграции иммигрантов в принимающее сообщество и является неотъемлемым компонентом миграционной политики. Однако в связи с неоднородностью этнической структуры государств решение всех вопросов межэтнического взаимо-

действия на национальном уровне представляется весьма затруднительным. Этнокультурная специфика как автохтонного населения, так и мигрантов в каждом отдельно взятом регионе не позволяет выработать единую стратегию построения их взаимоотношений. В данном контексте этническая политика выступает как одно из направлений региональной культурной политики государства.

Великобритания, с одной стороны, является примером качественного согласования интересов этнических меньшинств и титульной нации путем предоставление значительной автономии территориям, на которых проживают отдельные этнические группы (Северная Ирландия, Шотландия). Тем не менее политические реалии последних лет свидетельствуют о том, что интересы титульной нации и, к примеру, шотландцев совпадают далеко не в полной мере (45 % населения Шотландии проголосовали за создание самостоятельного государства). С другой стороны, активизация иммигрантских сообществ внутри Великобритании, выдвижение ими политических лозунгов говорит о существовании значительных пробелов в регулировании взаимоотношений с иностранными группами. Таким образом, вероятность дестабилизации обстановки в стране и регионах, вызванной разногласиями титульной нации и различного рода этнических меньшинств, представляется весьма высокой.

Таким образом, актуальным представляется вопрос о поиске механизмов согласования интересов этнических групп для обеспечения стабильности и устойчивого развития общественных систем Великобритании. Проблемы взаимоотношений титульной нации с коренными этническими общностями могут быть урегулированы путем дальнейшего расширения автономий отдельных территорий и предоставления им определенных льгот, так как противоречия в основном касаются политической сферы и вопросов управления территориями, являющимися местом компактного проживания валлийцев, шотландцев и северных ирландцев.

Однако решение вопроса о качественном сосуществовании титульной нации и иммигрантских меньшинств Великобритании возвращает нас к проблеме этнической идентичности, к поиску механизма сотрудничества между носителями отличающихся культурных ценностей. Возможным вариантом представляется последовательная интеграция иммигрантов в принимающее сообщество, основанная на идее формирования общебританской идентичности в рамках

интеркультурной политики. Подобный подход с большой вероятностью позволил бы предотвратить геттоизацию и дальнейшую радикализацию иммигрантских общин.

Политика интеграции иммигрантов, по мнению Т. Чоудхури, должна строиться на четырех основных «столпах», среди которых: «отсутствие любой дискриминации; постоянный сбор, мониторинг и анализ информации для выявления пробелов и оценке эффективности этнической политики; обязательная поддержка и продвижение политики интеграции властными структурами; контроль иммиграции и использование гражданства как механизма создания единой гражданской идентичности и общих ценностей. Соответственно, реализация любых программ и мероприятий по интеграции иммигрантов в принимающее сообщество предполагает наличие должной правовой базы и специальных государственных органов» [14, с. 28].

В свою очередь, идея перехода к единой гражданской идентичности, объединяющей жителей одного государства, вне зависимости от их культурных, языковых и религиозных характеристик, говорит о необходимости применения интеркультурного подхода в реализации интеграционной политики. Существенную роль в достижении этой цели играют базовые меры, такие как церемония принесения присяги на верность государству и правительству, а также тесты на знание языка и образа жизни в Великобритании, которое способствуют выработке чувства гражданской ответственности у иммигрантов.

Следует отметить, что в Великобритании реализация интеграционной политики на современном этапе берет свое начало еще с доклада Т. Кантла «Социальная сплоченность общин. Идеи этого доклада легли в основу дальнейших стратегий по стимулированию «добрых взаимоотношений» между представителями различных этнических групп, большинство из которых разрабатывались на локальном уровне. Самым масштабным документом стали «Программа поиска путей социальной сплоченности общин» («The Community Cohesion Pathfinder Programme», 2003) [4], разработанная Министерством внутренних дел Великобритании в сотрудничестве с компанией VantagePoint, занимающейся управленческим консультированием, и «Руководство к социальной сплоченности общин» («Guidanceon Community Cohesion», 2002) [6], представленное Ассоциацией органов местного самоуправления Великобритании (Local Government Association - LGA).

В дальнейшем концепция социальной сплоченности нашла свое отражение в документах Комиссии по интеграции и сплоченности (создана в 2006 г.) и в большом докладе под названием «Наше общее будущее» («Our Shared Future», 2007) [10]. Ведущую роль в продвижении данной концепции играет «Институт социальной сплоченности» (Institute of Community and Cohésion, iCoCo), основанный Тедом Кантлом в 2005 г. при университете Кавентри и преобразованный в «Центр доверия, мира и социальных взаимоотношений» (Centre for Trust, Peace&Social Relations). Мнение правительства Великобритании по вопросу интеграции мигрантов, сфокусированное на создании необходимых условий для этого процесса, изложено в документе «Создавая условия для интеграции» («Creating the Conditions for integration», 2012) Министерства по делам общин и местного самоуправления [3].

Таким образом, можно утверждать, что реализация интеркультурной интеграции иммигрантов в Великобритании идет в рамках концепции социальной сплоченности общин. Несмотря на то что социальная сплоченность не объявлена официальной политикой британского правительства, большое количество стратегических программ и докладов, разработанных различными государственными ведомствами, говорит об активном применении данной концепции для выстраивания взаимоотношений титульной нации и иммигрантских сообществ.

В целом планирование этнокультурного развития Великобритании происходит в рамках Акта о равенстве 2010 г. (Equality Act, 2010), в котором делается акцент на обязательствах государственных органов по недопущению какой-либо формы дискриминации и стимулированию хороших взаимоотношений между людьми. Закон определяет подробный список недопустимых действий против меньшинств, а также их прав и возможностей на рынке труда и в социальной сфере. В соответствии с п. 9 ч. 1 гл. 2 под действие закона попадают все этнические меньшинства, включая иммигрантов [5].

Основные мероприятия по разрешению противоречий и гармонизации отношений титульной нации и мигрантских меньшинств проводятся в самом густонаселенном и привлекательном для иммигрантов регионе Большой Лондон, для которого разрабатываются уникальные региональные программы развития, обязательно содержащие положения этнокультурного характера. Для того чтобы с правовой точки зрения все принятые программы соответствовали Акту о

равенстве, Администрация Большого Лондона (АБЛ) опубликовала в ноябре 2012 г. ряд документов, устанавливающих положения Акта в качестве базовых при разработке любых документов. В частности, в таком документе как «Оценка влияния Администрации Большого Лондона на обеспечение расового равенства» («Assessment of the GLA's Impact on Race Equality», 2012) [2], АБЛ подтверждает, что иммигрантские этнические меньшинства сталкиваются с трудностями, проживая в городе, что обусловливает важность поддержки таких групп властями в целях недопущения дискриминации. Кроме АБЛ, вопросы миграции курируются рядом специально созданных региональных структур, таких как Лондонское стратегическое партнерство по вопросам миграции (London Strategic Migration Partnership, LSMP) или Консультационный совет по вопросам миграции и убежища (The Mayor's Migrant and Refugee Advisory Panel, MRAP).

На данный момент действует несколько программ развития Большого Лондона, наиболее важными из которых выступают уже упомянутый «План развития Лондона» вплоть до 2036 г., опубликованный в новой редакции в марте 2015 г. («The London Plan: the Spatial Development Strategy for London Consolidated With Alterations Since 2011», 2015) [12]. Документ содержит поправки к версии «Плана» 2011 г., но продолжает развитие основных идей, заложенных в ней. Стоит отметить, что в отличие от версии 2004 г., в программы 20112015 гг. не включен раздел, посвященный исключительно проблемам меньшинств, под названием «Разнообразие населения Лондона» (п. 3А-2) [13]. Данный факт говорит о том, что вопросы взаимодействия с этническими меньшинствами рассматриваются более подробно, что приводит к разработке специальных узконаправленных программ.

Конкретным вопросам интеграции иммигрантов и взаимодействия различных этнических меньшинств посвящена мэрская стратегия 2009 г. по адаптации беженцев под названием «Обогатившийся Лондон: стратегия мэра по интеграции беженцев» («London Enriched: The Mayor's Refugee Integration Strategy»; «London Enriched Implementation Plan», 2009), развитая во второй части программы («London Enriched: The Mayor's Refugee and Migrant Integration Strategy Year 2 Implementation Plan», 2011) и расширенная в 2013 г. («London Enriched: Update», 2013). Подобные идеи содержатся и в городской стратегии «Равные жизненные возможности для всех» 2014 г. («Equal Life Chances for All», 2014).

О стремлении властей наладить взаимодействие различных этнических групп в городе свидетельствует и участие одной из Лондонских бороу - Левишема (Lewisham) - в совместном проекте Совета Европы и Европейской комиссии под названием «Интеркультурные города» («Interculturalcities»), главной задачей которого является разработка эффективных механизмов межкультурной коммуникации и преодоление сегрегации общин [6].

Особую роль в этом процессе играет программа «Обогатившийся Лондон» 2009 г., а также ее обновленные цели и задачи вплоть до 2016 г., сформулированные в последней редакции данного документа, с тем чтобы определить основные методы интеграции мигрантов в принимающее сообщество, применяющиеся властями агломерации. С 2011 г. под действие Программы попадают все группы иммигрантов, в то время как в 2009-2010 гг. основное внимание уделялось интеграции беженцев. Программа «Обогатившийся Лондон» продвигает идею равенства всех этнических групп региона и стремится повысить уровень толерантности в обществе.

Главной задачей Программы является предоставление мигрантам равных возможностей вести достойную жизнь в Лондоне и принимать активное участие во всех сферах развития города (культурной, социально-экономической, гражданской и политической). Кроме того, в Программе указывается, что социокультурная интеграция -процесс двусторонний, предполагающий участие как принимающего сообщества, так и мигрантов, а также развитие социальной сплоченности общин.

Программа «Обогатившийся Лондон» (п. 1.6) определяет семь основных направлений, в рамках которых должна идти интеграция иммигрантов в принимающее сообщество. Каждому направлению присущи определенные цели, выполнение которых вносит вклад в постепенное достижение полной социокультурной интеграции [9]. Ответственность за каждое направление несет отдельный орган или группа органов, распределяющих между собой задачи и ответственность за реализацию поставленных задач.

Реализация мероприятий по семи указанным направлениям производится при соблюдении двух базовых принципов, которые служат более быстрому достижению поставленных целей. Первый принцип предполагает наличие равных жизненных возможностей для всех (equal life chances for all), подразумевая, что абсолютно все группы

мигрантов обладают равными с коренными лондонцами шансами на трудоустройство, охрану здоровья и улучшение благосостояния, безопасности и достойные жилищные условия. При этом мигранты получают доступ к должному консультированию и гарантии на право участвовать в жизни города. Принцип социальной сплоченности (community cohesion) предполагает облегчение интеграционного процесса для мигрантов за счет сближения и налаживания взаимных контактов между представителями различных этнических групп [9].

Первое направление под названием «Английский язык» (English Language) предполагает обеспечение возможности изучать английский язык в качестве иностранного (English for Speakers of Other Languages, ESOL) для всех групп мигрантов. Данное направление считается приоритетным, так как английский язык становится главным объединяющим фактором для мигрантов, прибывающих из разных государств. Кроме того, изучение языка принимающего сообщества способствует более быстрому процессу интеграции, значительно облегчая поиск работы, жилья, налаживание контактов с местным населением.

Одним из главных моментов по данному направлению является налаживание широких возможностей для обучения, которое соответствовало бы нуждам и возможностям иммигрантов. К главным целям относятся продвижение идеи изучения языка, внедрение новейших методов преподавания и предоставление скидок на обучение, а также своевременный сбор и анализ информации для внесения необходимых изменений в программу. Основная задача сводится к обеспечению изучения английского языка всеми мигрантами, вне зависимости от их социально-экономического статуса [10].

Основными результатами, которых удалось добиться за период 2009-2012 гг., стало налаживание и дальнейшее улучшение обучения по программе ESOL на уровнях, необходимых соискателям государственного агентства по трудоустройству Jobcentre Plus для доступа к рынку труда; обоснование необходимости расширения полномочий агентств, финансирующих повышение квалификации, с тем чтобы увеличить количество мигрантов, получивших доступ к ESOL; налаживание механизмов сотрудничества с правительственными учреждениями для стимулирования обучения английскому языку в рамках общин, в том числе мигрантов с низким уровнем знания языка [10]. Задачами на 2013-2016 гг. являются дальнейшее усовершенствование

системы обучения английскому языку по программе ESOL, содействие улучшению языковых навыков наименее обеспеченных мигрантов в целях получения ими более высокооплачиваемых должностей, продвижение инновационных методов обучения в отдельных районах Лондона для стимулирования локальных интеграционных процессов [10].

Второе направление - «Жилищные условия» (Housing) - гарантирует предоставление доступа мигрантам к каналам по решению жилищного вопроса. Наличие достойного места для проживания считается необходимым условием для обеспечения вовлеченности в жизнь принимающего сообщества, повышения уровня благосостояния и здоровья. Главным приоритетом по данному направлению является получение обширных данных для оперативного содействия решению жилищного вопроса иммигрантов. В Программе признается, что жилищный вопрос в Лондоне стоит очень остро, что затрудняет выполнение задач по указанному направлению и может привести в иммигрантской среде к нарастанию трений и противоречий, вызванных соперничеством за получение жилья. Кроме того, проживание большинства иммигрантов в домах, находящихся в коллективной собственности, снижает уровень социальной вовлеченности в общественные дела.

Главными целями Программы по данному направлению являются всеобъемлющее информирование иммигрантов о возможностях разрешения жилищного вопроса, предотвращение бездомности среди мигрантов, а также стремление к повышению доступности жилья для данной категории населения [9]. Среди достижений за 2009-2012 гг. стоит отметить налаживание работы различных правительственных организаций, таких как Служба пограничного и иммиграционного контроля, Совет по делам беженцев совместно с поставщиками помещений для жилья. Примечательным является создание специального раздела для беженцев на сайте благотворительной организации Homeless Link, занимающейся помощью бездомным. В данном разделе публикуется список точек обслуживания (всего в Лондоне их более 250), где можно обратиться за помощью в поиске подходящего жилья. На 2013-2016 г. поставлена задача - решить вопрос с жилищным обеспечением и отсутствием жилья среди иммигрантов в рамках специализированной программы мэра по обеспечению жилищных нужд всех лондонцев [10].

В рамках третьего направления, известного как «Занятость, навыки и предпринимательская инициатива» (Employment, Skills and Enterprise), предполагается расширение возможностей групп мигрантов к трудоустройству, включая его консультационное обеспечение, снижение безработицы, предоставление доступа к курсам по повышению квалификации и поддержка предпринимательства среди иммигрантов. В Программе подчеркивается, что успешная интеграция мигрантов, равно как и их вклад в развитие города возможны только при наличии достойного места работы и соответствующей заработной платы. При этом отмечается, что часто иммигранты обладают более высоким уровнем квалификации, чем англичане, но даже при наличии соответствующих навыков и желания работать, сталкиваются с большими трудностями при поиске работы, причем ведущей проблемой является низкий уровень владения английским языком и незнание трудового законодательства. Более того, многие мигранты не пытаются найти работу, живя на пособие по безработице. Препятствия на пути легального трудоустройства приводят к повышению процента мигрантов в теневой экономике.

Наиболее приоритетными аспектами этого направления стали следующие: обеспечение иммигрантов заработной платой не ниже прожиточного минимума, в том числе с привлечением работодателей частного сектора; обеспечение контроля за соблюдением стандартов найма и соответствующего надзора в сферах с большим количеством субподрядчиков (строительство, гостиничное дело) силами Управления по регулированию деятельность посредников по найму рабочей силы (Gang masters Licensing Authority); тесное сотрудничество с Лондонским бизнес-партнерством (London Enterprise Partnership) для повышения качества профессиональной адаптируемости и оказания соответствующей поддержки иммигрантам [9].

В данной области несомненным успехом считается координация усилий Службы пограничного и иммиграционного контроля с ключевыми Лондонскими бизнес-партнерами, с тем чтобы препятствовать нелегальному найму на работу, а также повышение осведомленности среди работодателей о квалификационных критериях отбора кандидатов среди иммигрантов, что позволяет гарантировать уверенность в найме соответствующих сотрудников из иммигрантской среды. Задачами на 2013-2016 гг. по данному направлению стало дальнейшее создание дополнительных рабочих мест для иммигрантов в Лондоне

путем стимулирования работодателей к найму сотрудников именно из данной сферы. Кроме того, предполагается включение иммигрантов в систему мирового уровня по поиску специалистов с необходимой квалификацией, ориентированную на спрос и способную служить всем лондонцам, включая беженцев и иммигрантов [10].

Такое направление, как «Здоровье» ('Health') сконцентрировано на ликвидации любых помех и неудобств в получении необходимых медицинских услуг и поддержки. В Программе указывается, что иммигранты сталкиваются со специфическими проблемами в области здоровья, связанными с нестабильностью ситуации в местах их происхождения, сложностью переезда и адаптацией в новой стране. Решение отдельно взятых проблем, связанных с предоставлением мигрантам медицинских услуг, предусмотрено в стратегии мэра по борьбе с неравенством в оказании услуг здравоохранения («The Mayor's Health Inequalities Strategy», 2010).

Основными целями данного направления являются повышение осведомленности сотрудников здравоохранения о правах и нуждах иммигрантов в данной сфере, а также обеспечение доступа иммигрантов к службе психологической помощи и должная охрана материнства [10]. К 2012 г. выдающихся достижений по данному направлению достигнуто не было, в связи с чем в период 2013-2016 гг. был взят курс на продолжение борьбы с неравенством в области оказания услуг здравоохранения и выравнивание медицинский показателей здоровья среди всех лондонцев, включая иммигрантов [10].

Направление «Безопасность общин» (Community Safety) гарантирует предоставление услуг высокого качества органами охраны правопорядка в «сплоченных и доброжелательных общинах» [9]. В Программе признается, что иммигранты могут столкнуться с непониманием в новой стране, а также с повышенным уровнем криминогенной обстановки в перенаселенных кварталах, где бедность, безработица и социальная исключенность могут провоцировать рост преступлений.

В рамках данного направления главной целью является стимулирование социальной сплоченности как внутри общин, так и между ними, в том числе в бороу «Внешнего Лондона», которые стали новыми контактными зонами. Кроме того, усилия направлены на повышение уровня доверия иммигрантов к правоохранительным органам и предотвращение возможной торговли людьми в целях сексуальной

или трудовой эксплуатации [9]. Задачи на 2013-2016 гг. сводятся к обеспечению безопасности во всех районах Лондона силами специальных органов, в том числе через реализацию программы мэра по борьбе с насилием в отношении женщин и девочек (The Mayor's Violence Against Women and Girls Strategy) [10].

По направлению «Дети и молодежь» (Children and Young People) предполагается преодоление трудностей, с которыми сталкиваются юные и молодые мигранты, включая улучшение состояния здоровья, повышения уровня безопасности и образования, а также предоставление гарантии равенства жизненных возможностей с взрослыми иммигрантами по достижению 18-летнего возраста. Учитывая тот факт, что дети и молодежь обладают самым большим интеграционным потенциалом, данное направление тщательно проработано в Программе. Решение основных проблем, связанных с жизнью иммигрантских детей и молодежи, происходит в рамках партнерства с Форумом детей и молодежи при советах Лондона (London Councils' Children and Young People Forum) и Ассоциации директоров Лондона в сфере детского обеспечения (Association of London Directors of Children's Services). Действие программы Лондонского агентства по развитию «Время действовать: стратегия инвестирования в развитие молодежи» («Time for Action, the London Development Agency'sy out hin vestment strategy») также способствует реализации поставленных задач. Лондонские бороу несут ответственность за обучение иммигрантов в возрасте до 19 лет, включая организацию доступа к национальной программе производственных стажировок.

Соответственно приоритетными целями по данному направлению являются обеспечение соответствия специализированных программ нуждам иммигрантской молодежи, налаживание сотрудничества с ключевыми партнерами для организации должной поддержки детям, ищущим убежища и оставшимся без сопровождения родителей, а также стремление к предотвращению торговлей детьми. Задачи на 2013-2016 гг. предполагают обеспечение высокого качества школьного образования для детей иммигрантов [10].

В последнем направлении «Развитие и участие общин» (Community Development and Participation) делается акцент на повышение возможностей общин к удовлетворению своих потребностей и эффективному участию в гражданской и политической жизни. Считается, что внутреннее развитие иммигрантских общин играет особую роль

в преодолении бедности и жизненных трудностей, а также в углублении демократических тенденций. В соответствии с программой, развитие общин - это «процесс построения отношений, накопления необходимых ресурсов и уверенности иммигрантскими общинами для их полноценного участия в коллективных действиях по обеспечению равенства возможностей для мигрантов и беженцев города» [10].

Цели по данному направлению предполагают поддержку властей (в том числе финансовую) общинным организациям мигрантов (Migrant and Refugee Community Organisations, MRCOs), которые вносят свой вклад в развитие идей интеграции и гражданского общества внутри общин, а также способствуют эффективной вовлеченности общин в общественные дела. Кроме того, особое внимание уделяется волонтерству и наставничеству в деле продвижения интеграционных тенденций. За период 2013-2016 гг. планируется усилить участие общинных организаций в деле распространения идей программы «Обогатившийся Лондон», а также усилить способность общин к самообеспечению и самостоятельному удовлетворению собственных нужд

[9].

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что Лондон является регионом с наиболее высоким уровнем концентрации иммигрантов по стране, мы рассмотрели последствия расширения влияния иммигрантских общин на все сферы жизни региона, в том числе и на культуру автохтонного населения. В итоге нам удалось оценить роль титульной нации и иммигрантских сообществ в региональном развитии Большого Лондона в контексте трансформации их этнических идентичностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 376 с.

2. Assessment of the GLA's Impact on Race Equality / Official website for the Greater London Authority, 2012. - URL: http://www.london.gov.uk/sites/ default/files/ASSESSMENT%200F%20THE%20GLA%E2%80%99S%20 IMPACT%200N%20RACE%20EQUALIY.pdf

3. Creating the Conditions for Integration / The Department for Communities and Local Government, London, 2012. - URL: https://www.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/7504/2092103.pdf

4. Community cohesion pathfinder programme: the First Six Months. Awaiting New Images. - Home Office and Vantage Point, London, 2003. -URL:

http://resources.cohesioninstitute.org.uk/Publications/Documents/Document/ Default.aspx?recordId=92

5. EqualityAct 2010. - URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/ contents

6. Guidance on Community Cohesion / Local Government Associations, London, 2002. - URL: http://resources.cohesioninstitute.org.uk/Publications/ Documents/Document/Default.aspx?recordId=9

7. Intercultural city: London Lewisham, United Kingdom / Official website of the Council of Europe. - URL: http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/ culture/Cities/lewisham_en.asp

8. London Enriched: The Mayor's Refugee Integration Strategy / Official website for the Greater London Authority, 2009. - URL: https://www.london. gov.uk/sites/default/files/London%20Enriched%20the%20Mayor's%20 Strategy%20for%20Refugee%20Integration.pdf

9. London Enriched: The Mayor's Refugee and Migrant Integration Strategy Year 2 Implementation Plan. - URL: https://www.london.gov.uk/sites/default/ files/London_enriched_Year_2.pdf

10. London Enriched Update, 2013. - URL: https://www.london.gov.uk/sites/ default/files/London%20Enriched%20update%20September%202013%20 FINAL_0.pdf

11. Our Shared Future. The Commission on Integration and Cohesion Final Report. -London, 2007. - URL: http://resources.cohesioninstitute.org.uk/Publications/ Documents/Document/DownloadDocuments File.aspx?recordId=18&file=PDF versi

12. The Official website for the Greater London Authority. - URL: https://www. london.gov.uk

13. The London Plan: Spatial Development Strategy for Greater London / Official website for the Greater London Authority, 2004. -URL:http://legacy.london. gov.uk/mayor/strategies/sds/london_plan/lon_plan_all.pd

14. Choudhury T. Evolving Models of Multiculturalism in the United Kingdom // Interculturalism: Europe and its Muslims in search of sound societal models / Ed. by Emerson, M.-Brussels: CEPS, 2011. - 190 p.

15. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. - New York : Columbia University Press, 1981. - 290 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.