Научная статья на тему 'Европейский мегаполис и мультикультурализм: степень совместимости'

Европейский мегаполис и мультикультурализм: степень совместимости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
924
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕГАПОЛИС / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ / СКВОТТИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Берсон Александра Борисовна

Статья анализирует современный европейский мегаполис как центр мультикультурного развития. В настоящее время европейские города становятся этнически и культурно всё более разнообразными и характеризуются вызовами мультикультурализма под влиянием таких процессов, как глобализация, иммиграция и европейская интеграция. Особое внимание в статье уделено практической политике в области мультикультурализма, проводимой властями европейских городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский мегаполис и мультикультурализм: степень совместимости»

Александра БЕРСОН

ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕГАПОЛИС И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: СТЕПЕНЬ СОВМЕСТИМОСТИ

В современном мире, характеризующемся процессами ускоренной глобализации и интеграции, растёт значение городов. В начале XX века в них проживало всего 10 процентов населения земного шара. К концу века уже 47 процентов землян стали горожанами. В настоящее время в городах сосредоточено более половины жителей планеты - около 3,5 млрд из нынешних семи. Ожидается, что к 2030 году удельный вес городского населения достигнет 60 процентов1. Максимальная доля горожан в мире отмечается в экономически развитых регионах: в Европе, Северной Америке и Австралии.

В Европе уровень урбанизации сейчас составляет 74,6 процента2. В 2004 году, по данным Европейского статистического агентства, прирост населения в 25 странах ЕС составил 2,3 миллиона человек, из них 1,9 миллиона приходится на приток иммигрантов. Разрастаясь всё больше из-за наплыва мигрантов, города нашего времени превращаются в мегаполисы, становятся сложными по своей структуре, как в городском планировании, так и на социо-культурном уровне.

Когда говорят о мегаполисах, то под этим понимаются "мировые города". Термин "мировой город" или "глобальный город" впервые был введён

1 World Urbanization Prospects: The 2007 Revision Population Database// http://esa.un.org/unup/

2 United Nations Environment Programme, Global environment outlook. Городские территории: Европа. // http://www.unep.org/geo/geo3/russian/420.htm

© Берсон Александра Борисовна - магистр, СПбГУ, аспирантка кафедры

гуманитарных связей факультета международных отношений СПбГУ.

E-mail: alexandra.berson@gmail.com Ключевые слова: мультикультурализм, культурная интеграция, мегаполис, глокализация, джентрификация, сквоттинг.

социологом Саскией Сассен. Она называет глобальные города "командными постами" - центрами выработки политических решений для глобальной экономики, где сосредоточены политические, экономические и культурные процессы и аккумулирован капитал. Теория глобальных городов разделяет их на три типа в зависимости от степени развития: альфа, бета и гамма. Альфа города: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Чикаго, Франкфурт, Гонконг, Лос-Анджелес, Милан, Сингапур. Бета города: Сан-Франциско, Сидней, Торонто, Цюрих, Брюссель, Мадрид, Мехико, Сан-Паулу, Москва, Сеул. Среди гамма городов представлены: Амстердам, Бостон, Женева, Мельбурн, Пекин, Рим, Барселона, Мюнхен и некоторые другие.1 Очевидно, что значительна часть глобальных мегаполисов представлена в Европе.

Можно с уверенностью утверждать, что все глобальные города представляют собой пункты назначения мигрантов, и поэтому являются ареалами интенсивной социальной поляризации. Впитывая в себя традиции и стили жизни приезжающих людей, города становятся центрами сосредоточения культур и местами сохранения культурного наследия многих народов.

В современном мире мегаполис не только территориальная единица на карте, промышленный и экономический центр страны, но являет и более значимый феномен, через призму которого можно видеть глубинные процессы, протекающие в обществе. Разнообразие культур в городах формирует калейдоскопичное культурное пространство, чему всё больше способствуют иммиграционные процессы, интеграция и глобализация. Город становится новым маркёром, определяющим национальную идентификацию, выявляющим этнические различия и выводящим на первый план многообразие культур.

От "плавильного котла" к мультикультурализму

В последние годы среди исследователей кросс-национальных урбанистических конфликтов по всему миру возросло осознание роли, которую играет культура, являясь одним из двигателей экономических изменений, структурируя понимание горожан об их доме и создавая формы социальных различий. Сущность мегаполисов, в особенности европейских, они характеризуют высокой степенью культурной гетерогенности и социокультурной динамикой.

Повышенное внимание к локальным городским проблемам можно обозначить как тенденцию к глокализации (производное от слов глобализация и локализация). Это процесс взаимодействия одновременно глобального и локального влияния на политические, экономические и социальные системы. В то время как мировые экономические процессы уже давно носят глобальный характер, города пытаются найти свою нишу при новых условиях распределения рабочей силы, производства и потребления.2

1 Sassen Saskia. The global city: New York, London, Tokyo. Princeton University Press, 2nd ed. 2001.

На европейском уровне с 2001 года действует некоммерческая организация в области сотрудничества городов под названием "Глокальный форум" (Glocal Forum). Она подчёркивает центральную роль городов в международных отношениях и роль местных органов власти в системах управления. Деятельность организации направлена на расширение возможностей местных общин посредством связывания их друг с другом и с глобальными ресурсами, с тем, чтобы добиться улучшения социального и демократического роста, а главное баланса между глобальными возможностями на местных уровнях. В рамках организации проводятся ежегодные конференции по глокализации. Первая была проведена в мае 2002 года, и с тех пор Форум собрал более 100 мэров и муниципальных представителей в почти 10000 городов, крупные международные институты, лидеров частного сектора, учёных, художников, местных жителей и представителей городских общин по всему миру для решения вопросов глокализации.1

Прослеживая как происходит сдвиг в понимании политических, экономических и социальных систем от "глобального" к "локальному", городские исследования становятся альтернативным географическим масштабом анализа, в особенности, когда национальное государство теряет свою значимость во всё более интегрирующемся глобальном пространстве. Глобальные социальные и экономические изменения размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабляя роль нации-государства как источника идентификации. В самоидентификации европейцев происходит смещение от "национального" к "городскому": принадлежность к стране становится менее показательна, чем принадлежность к городу, а иногда и к району города. Современный житель Лондона, например, скорее скажет, что он лондонец, а не англичанин, а бельгиец из Брюсселя, скорее всего, опишет себя как жителя Брюсселя.

Объединяя в своих границах различные культуры, город выносит на первый план такое новое явление, как мультикультурализм. Понятие мультикультурализма появилось в политическом и научном лексиконе США и Канады в конце 60-х годов XX века и было утверждено как новая модель взаимодействия с этническими меньшинствами в противоположность концепции "плавильного котла". Американский политолог Натан Глейзер определяет мультикультурализм как "комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре"2.

2 Habibul Haque Khondker. Glocalization and globalization: evolution of a sociological concept// Bangladesh e-Journal of sociology, Vol.1, No 2, July 2004.

1 Glocal Forum presentation // http://www.unhabitat.org/downloads/docs/277-Glocal_forum_

presentation_UN-HABITAT_-GLOCAL%20FORUM%20PRESENTATION.pdf

2 Glazer N. We Are All Multiculturalists Now, Harvard University Press, 1997.

Мультикультурализм несёт в себе признание права на сосуществование различных культур в рамках государств и соответственно в рамках крупных городов. Города становятся регуляторами мультикультурных отношений, так как определяют степень дозволенности выражения идентичности представителей различных культур. В рамках городов это выражается в символике, использовании языков, системе образования. Именно в городах проводится политика, направленная на поддержание той или иной культуры.

Актуальной задачей для муниципальных властей становится поиск новых форм отношений с прибывающими этническими меньшинствами для того, чтобы адаптировать их к местным нормам повседневного поведения в городе, а также ориентировать принимающее население на толерантное взаимодействие с мигрантами. Городские власти должны создавать институциональную среду, обеспечивающую успешную интеграцию представителей культурных меньшинств, входящих в городское сообщество.

Городской мультикультурализм - это своего рода компромисс между городом, представляющим культуру большинства, и меньшинствами -приезжим населением. Таким образом, можно говорить об интеграции "сверху" и интеграции "снизу".

С одной стороны, приезжающие в города должны адаптироваться к языку, существующим традициям и устоям, то есть интегрироваться в уже существующее городское сообщество. С другой стороны, власти принимающих городов должны помогать мигрантам приспосабливаться к новому социальному пространству, создавая необходимые условия для самоидентификации горожан. Для воссоздания новой идентичности прибывших мигрантов городским властям нужно приложить немало усилий, чтобы включить в культурное поле городов элементы культур иммигрантов как на законодательном уровне, так и на социально-бытовом. Городу необходимо опекать экзотическое разнообразие культур и реализовывать на своих улицах и в окрестностях кросс-национальную политику.

В Европе, где границы между странами всё более стираются, становятся невидимыми, происходит обращение к границам в рамках городов, которые стали новыми "линиями разлома" между культурами. В этой связи интересно спро-ецировать цивилизационную концепцию общественного развития на городские исследования. Данный подход рассматривает понятие культуры и культурные достижения цивилизаций, а также определяет важность культурного многообразия и социо-культурного синтеза. Говоря о проблемах современных цивилизаций, в первую очередь следует указать на кризис западноевропейской цивилизации и связанные с ним проблемы культурной идентичности и всплески националистических настроений. В Западной Европе сейчас проживают люди с различными религиозными взглядами, разными представлениями об отношениях между людьми, говорящие на различных языках и диалектах. Города являются тем самым элементом, с помощью которого можно видеть проблемы этой цивилизации, и то, каким образом они решаются.

Практически повсеместно в европейских городах, где наблюдается рост иностранного населения, особенно приезжающих из-за пределов Европейского Союза, проблема мультикультурализма становится острой. Усложняется она и тем, что возрастает и число родившихся там людей - граждан европейских стран, являющихся детьми мигрантов, когда-то переехавших жить в Европу. По существу европейский мегаполис становится платформой, где протекают масштабные процессы интеграции таких людей в общество.

Стратегия устойчивого развития городов: практические шаги

Культурная диверсификация в городах Европы начала волновать европейские власти только в 90-е годы XX века, когда концентрация населения достигла своего пика. Стали возникать инициативы по культурной интеграции в городах, как на общеевропейском, так и на государственном уровне.

На наднациональном уровне действия предпринимаются в основном от имени институтов Европейского Союза (Европейской комиссии и др.) и Совета Европы. В 1998 году Европейская комиссия приняла документ "Устойчивое городское развитие в Европейском Союзе: программа действий"1, тем самым включив культурное разнообразие в список важнейших измерений стратегии устойчивого развития городов. На наднациональном уровне развиваются также программы обмена опытом решения городских проблем. Отметим программы "Eurocities"2 и "URBACT", созданные для обмена опытом стран-членов ЕС по вопросам борьбы в городах с дискриминацией по этническому и культурному признакам. В рамках "Eurocities" осуществляется проект DIVE (Diversity and equality in European cities), объединивший представителей администрации Амстердама, Рима, Берлина и Лондона, а также независимых экспертов в области миграции, и нацеленный на эффективное осуществление политики мультикультурализма и стратегии культурной интеграции в городах. Программа "URBACT" проходит в несколько этапов. "URBACT I" была осуществлена с 2002 по 2006 год, "URBACT II" работает с 2007 по 2013 год. По программе уже выделено около 700 миллионов евро для поддержания развития 70 городов в Европе .3

Важность этих проблем отмечалась также на встречах министров стран ЕС, проводимых в различных городах Европы. Подобные встречи стали новой формой обсуждения городских проблем помимо заседаний Еврокомиссии, Европарламента, Комитета регионов и других институтов Евросоюза. Во французском городе Лилль в 2000 году по итогам такой встречи была принята "Лилльская рабочая программа" (Lille Action Programme), в которой особо подчёркивалась важность создания равных условий для всех жителей городов и

1 Sustainable Urban Development: a framework for action. // http://ec.europa.eu/environ-ment/urban/pdf/framework_en.pdf

2 Eurocities// http://www.eurocities.eu/main.php

3 Urbact// http://urbact.eu/

интеграции этнических меньшинств в городские структуры4. На такого же рода встрече в Роттердаме в 2004 году был утверждён свод общеевропейских правил по развитию городов Urban Acquis. В числе приоритетов в их развитии объявлялись социальная сплоченность и культурная самобытность. В Бристоле во время председательства Великобритании в ЕС в 2005 году принято "Соглашение об устойчивом развитии сообществ" (Bristol Accord), которое определило общеевропейские принципы и характеристики устойчивого развития городских сообществ. Лейпциг в 2007 году отметился "Лейпцигской Хартией по развитию европейских городов", осветившей проблемы их интеграционного развития. Хартия указывает на мощные социальные и культурные интеграционные силы городов в Европе и необходимость поддержания социального баланса внутри них и между ними2. Из последних встреч стоит особо выделить Марсельскую в 2008 году и встречу в городе Толедо в Испании в июне 2010 года. Там впервые встречается термин "мультикультурность" и идёт речь о европейском городе как о центре социального сплочения и интеграции мигрантов.

На национальном уровне местные власти городов выступают в нескольких ролях: как работодатели, полиси-мейкеры (уполномоченные принимать решения и осуществлять политику), а также ответственные за предоставление сервиса для горожан. В некоторых европейских городах осуществлены эффективные проекты по поддержанию культурного многообразия. В Берлине в 2005 году городским Сенатом была принята "Политика интеграции", определяющая стратегию интеграции города, в том числе и культурную. С 2007 года в районах с большой концентрацией мигрантов там же в Берлине осуществляется пилотный проект "Stadtteilmutter". Он создан для улучшения качества образования для детей мигрантов и их адаптации к новой социальной среде проживания. В рамках проекта уже проведены тренинги с 2200 семьями, и он стал обнадёживающим инструментом культурной интеграции. В Амстердаме осуществляется программа городского мониторинга "Burgermonitor", представляющая собой отчёт, публикуемый каждые два года с информацией по опросам горожан и муниципальной статистикой. Отчёт помогает выявить слабые места в городском управлении и учесть мнения людей различных социальных слоев и этнической принадлежности. В Риме существуют советы мигрантов "Consiglieri Aggiunti", четыре представителя которых имеют место в городском Сенате3.

В Дании в 2001 году городской Совет города Аархус объявил о "Плане интеграции" для города, который предусматривал помощь беженцам и

1 http://www.eukn.org/E_library/Urban_Policy/Lille_Action_Programme

2 Leipzig Charter on Sustainable European Cities // http://www.eu2007.de/en/News/ download_docs/Mai/0524-AN/075DokumentLeipzigCharta.pdf

3 Eurocities. Cities accommodating diversity // http://www.migpolgroup.com/public/docs/171. CitiesAccommodatingDiversity_DIVE_22.02.10.pdf

мигрантам, а также предоставление им городского сервиса всех видов на равных с горожанами-резидентами. В Роттердаме с 1998 года осуществляется стратегия культурной диверсификации для продвижения этнической интеграции в городе. Её цель - использование талантов и способностей этнических меньшинств для их же социального включения в среду города, а также поощрение включения сообществ мигрантов в процесс принятия политических решений. В Брюсселе в 2000 году был основан "Дом Солидарности" для оказания помощи прибывшим в город иммигрантам. В нём организованны языковые уроки французского и голландского языков, а также компьютерные классы. Документ, удостоверяющий личность при обращении в организацию не требуется, необходимо просто уточнить своё имя.

Все приведённые выше примеры государственных и городских инициатив приносят свои плоды и положительные результаты. Удаётся помочь какой-то части приезжающих делать шаги по интеграции в городское сообщество как можно менее болезненно, а также воспитывать толерантное отношение к ним у местного населения.

Для наглядности приведём результаты Амстердамского мониторинга "Вшг-geгmoшtoг", о котором упоминалось ранее. Отчёт за 2009 год показал положительные тенденции городской жизни в таких сферах, как социальная сплочённость, контакты людей из различных этнических групп и ощущение различных культурных групп. Семь из десяти жителей города благожелательно общаются с соседями по дому и в районе в целом. Почти половина респондентов довольна степенью общности и взаимовыручки в районах их проживания, и они чувствуют, что знают своих соседей в достаточной степени. Восемь из десяти горожан легко общаются и осуществляют любые виды деятельности с людьми из отличных от них этносов и культур 1.

В чужой монастырь со своим уставом

Теперь обратимся к интеграции "снизу", то есть к вопросу интеграции самих мигрантов, которые должны уважать законы и правила, сложившиеся в городском сообществе, которое они выбрали своим домом. С одной стороны, "со своим уставом в чужой монастырь" не ходят, но с другой стороны, мультикультурализм предполагает как раз возможность поддержания своей самобытности, проживая в "чужом монастыре".

Интеграция мигрантов в городскую структуру и общество происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это бытовой уровень, а именно поддержание традиций в одежде, питании, семейных ритуалах. На этом уровне интеграция, на наш взгляд, минимальна. Представители этнических меньшинств предпочитают традиционные продукты питания, и в семейных ритуалах придерживаются этнических традиций. В городах открываются

1 Вш^егтопког 2009. // http://www.iamsterdam.com/en/living/city-of-amsterdam/news/bur-geгmonitoг-2009

рестораны с этнической кухней, и они становятся востребованы не только самими меньшинствами, но и коренным населением. Во-вторых, это уровень получения образования, то есть культурная интеграция в школах и высших учебных заведениях. Нельзя не вспомнить здесь проблему ношения мусульманками хиджаба в школах в европейских городах, которая стала одной из самых обсуждаемых тем в начале XXI века. В 2004 году во Франции был принят закон, запрещающий ношение одежды и символов, которые бросающимся в глаза образом выражают религиозную принадлежность. Закон был принят, несмотря на активные протесты этнических меньшинств, исповедующих ислам, и большинство школьниц-мусульманок подчинилось закону, а отказывавшиеся его выполнять были исключены из учебных заведений. В этом случае "со своим уставом в монастырь" войти не удалось. В-третьих, выделим уровень социального обеспечения горожан, то есть доступность услуг транспортных, медицинских и других систем города. И, наконец, уровень интеграции в сфере трудоустройства и профессиональной деятельности. Некоторые этнические меньшинства занимают целую профессиональную нишу, как, например, индусы в Великобритании. Сейчас уже довольно сложно найти белокожего врача в центре Лондона, в основном это будут выходцы из Индии. Также в качестве примера можно упомянуть лондонскую "Ассоциацию афроамериканских полицейских", чья деятельность направлена на улучшение условий труда темнокожих сотрудников, занятых в рамках полицейской службы, и повышение расовой гармонии и качества услуг именно для представителей этой профессии.

В целом явно прослеживается тенденция к сплочению представителей одного "коммюнити" и создание организаций для поддержания интересов данных сообществ. В Амстердаме, например, в районе "Зеебург" была создана организация "Марокканский Совет Зеебурга" (Moroccan Council Zeeburg), которая представляет интересы выходцев из Марокко. В этом районе функционирует также межкультурная организация "Assadaakka", призванная решать внутренние проблемы района и защищать права его жителей. В Лондоне существует организация, поддерживающая традиции лондонских индусов, -"Arya Samaj London". Здесь есть языковые курсы хинди, специалисты по традиционным свадебным и похоронным церемониям, а также по ведическим учениям о традициях и культуре индуизма.

Заметим, что степень интегрированности мигрантов в общество зависит от их этнических и религиозных корней. Исследователи отмечают, что какие-то мигранты интегрируются лучше, а какие-то хуже. Некоторые эксперты отдельно выделяют выходцев из мусульманских стран и подчёркивают, что их интеграция в общество проходит сложнее всего. Их традиции, религиозные обряды и праздники настолько сильны, что их интеграция идёт, можно сказать, буквально черепашьими шагами. Поэтому главное здесь поддерживать их культурные ценности, чтобы не вызвать враждебного отношения, не позволяя, однако, создавать "государство в государстве", чего не может допустить ни одна страна в мире.

В связи с этим некоторые скептики ставят под сомнение успех мультикультурной модели в мегаполисах, говорят об иллюзии мультикультурной гармонии и считают мирное сосуществование коренных европейцев, в частности с этническими арабами, невозможным.

Одним из ярких примеров такого мнения может служить монография английской журналистки Мелани Филипс "Лондонистан". Она называет крупнейший европейский мегаполис Лондон "Лондонистаном", так как считает, что город наполнен экстремизмом и террором, и в основном из-за иммигрантов-мусульман. Такого рода суждения базируются на том, что культурная политкорректность городских властей слишком популяризируется, и что в таком обществе критика ислама рассматривается как исламофобия в городе, где мусульманское население достигает уже девяти процентов. Это мнение небезосновательно, ведь терроризм в Лондоне действительно есть. В 2005 году в Лондоне были совершены взрывы, и это было делом рук не прибывших извне террористов, а граждан Великобритании пакистанского происхождения.

В последнее время негативную окраску приобрели и высказывания некоторых глав европейских государств по отношению к их мультикультурному развитию. В сентябре 2010 года президент Франции Николя Саркози объявил о выселении цыган из страны, обвинив их в ведении преступного образа жизни. Цыгане-нелегалы, по его мнению, стали источником беспорядков и перегрузили систему социального обеспечения. В октябре этого же года канцлер Германии Ангела Меркель, выступая на конференции молодежной организации Христианско-демократической партии, высказала мнение, что последние годы продемонстрировали полный провал концепции мультикультурализма в её стране. Меркель заявила, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, поскольку только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда. Вместе с тем, немецкий канцлер подтвердила, что Берлин заинтересован в рабочей силе и хочет создать для приезжих хорошие условия.1

Таким образом, однозначной оценки интеграции "снизу" нет. В каком-то смысле она успешна, так как представители разнообразных этносов, в конечном счёте, как-то уживаются вместе, этнические меньшинства, не забывая своих корней, частично интегрируются в социум. С другой стороны, памятуя о терроризме и его проявлениях, других негативных аспектах поведения мигрантов, критика мультикультурализма кажется обоснованной.

Джентрификация, сквоттинг, культурные кварталы и гетто — специфика мультикультурных городов

1 Меркель заявила о провале мультикультурализма// https://www.bbc.co.uk/russian/

inteгnational/2010/10/101016_meгkel_mшlticшltшгalism_failed.shtml. По всей вероятности, её высказывание отчасти было вызвано предвыборной обстановкой, чтобы не потерять голоса сторонников.

Говоря о культурном разнообразии в европейской городской среде, важно отметить структуру городского планирования в мультикультурных городах, социальное пространство которых очень сложно, разделено на иммигрантские районы, а кое-где и ярко выраженные гетто. В рамках города можно услышать десятки диалектов одного языка, увидеть вывески с названиями улиц и заведений на двух и более языках, рестораны различных этнических кухонь.

Современные европейские мегаполисы имеют сложную территориальную структуру с различным архитектурным наполнением, и стоит отметить, что именно здания и сооружения, планировка площадей и парков формируют образ города в глазах его жителей. Нас в первую очередь интересуют вопросы расселения горожан, так как в любую историческую эпоху выбор районов заселения и освоения городского пространства напрямую зависит от принадлежности к тому или иному социально-культурному слою городских жителей. Локальное изменение распределения городского населения влияет на внутрирегиональные связи, уровень безработицы и трудовые отношения, а также на развитие частной собственности.

Во внутренней структуре городов начинают формироваться различные уровни: районы, сообщества, так называемые соседства (neighborhoods). Сообщества в городах, представляющие собой объединения людей на основе общих убеждений и образе жизни, влияют на поведение горожан в социокультурном пространстве города. Можно наблюдать, как развиваются взаимоотношения между такими сообществами. Происходит диалог, объединяющий представителей различных субкультур, этносов, носителей различающегося образа жизни, и реализующийся в дискуссиях как в стенах парламента, школ, церквей и других городских институтов, так и на бытовом уровне, в семьях.

Изменение городской среды, связанное с реконструкцией и обновлением строений в прежде нефешенебельных кварталах, исследователи называют джентрификацией (от франц. - Genterise - благородные люди). Происходит приток более богатых горожан в кварталы, где проживают бедные слои населения. Это приводит к возрастанию там среднего уровня жизни, сокращению численности этнических меньшинств, трансформации культуры соседства. Тем самым городская джентрификация изменяет культурную гетерогенность сообщества.

Социологические теории определяют джентрификацию двояко - как экономический процесс (теория производства) и как социальный (теория потребления). Теория производства объясняет его через экономические аргументы, потоки капитала и капитализацию. Джентрификация как социальный процесс определяет социо-культурные характеристики и мотивы, являющиеся основными и важнейшими для понимания этого понятия.

Примерами джентрификации в современных европейских городах могут служить район "Трастевере" в Риме, "Барнсбари" в Лондоне и др.

Отдельного рассмотрения требует "суперджентрификация" в районе "Барнсбари" на севере Лондона. Этот район считается теперь элитным наравне

с районами "Челси", "Хампстед" и с недавнего времени "Ноттинг Хилл". Приставка "супер" используется в этом случае, чтобы описать повторно произошедшую джентрифкацию, которая началась с середины 1990-х годов и включила изменения в составе социального класса, который уже подвергся этому процессу ещё в конце 1950-х годов1.

Горожане, проживающие в районах джентрификации, социально активны и нередко организуют сообщества, чтобы выражать своё общее мнение и иметь влияние на этот процесс. Многие из таких сообществ возникли в 1960-е годы в США и практиковали тактики прямого действия, проводя протесты и занимая свободные помещения в районах и кварталах. Например, в Майами (Флорида), сообщество "Свободный город" создало организацию "Вернём земли" и построило в 2006 году на свободных территориях деревню Umoja Village для бездомных жителей.

Эта социальная активность вызвала противоположный джентрификации и также имеющий место в европейских городах процесс, именуемый сквоттинг. Сквотирование или сквоттинг (англ. Squatting) — акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование.

Крупнейшие мировые сквоты существовали, либо находятся по сегодняшний день, именно в европейских городах. До недавнего времени в Лондоне существовал "rampart" - центр искусств и творчества в Ист-Энде, в котором проводились различные культурные мероприятия, а также предоставлялось жилье неимущим. В Амстердаме до 2006 года существовал ASCII - сквот "Амстердамский подпольный центр для обмена информацией". В Испании стал популярным "Кан Масдеу" - известнейших сквот, основанный в 2001 году в Барселоне и объединивший антиглобалистов и последователей экологического образа жизни. В Копенгагене до 2007 года существовал "Молодёжный дом", куда входили анархисты и прочие "левые".

Порождение сквотов в европейских городах - это ещё одна демонстрация культурного многообразия и его развития в рамках современных мегаполисов. Горожане там социально активны и пытаются определить в их социальном пространстве места для совместного общения, решения вопросов и принятия решений.

Наряду с джентрификацией и сквоттингом, тенденция культурного многообразия может быть отражена в создании в городах особых культурных кварталов (cultural quarters), таких как "Сохо" в Лондоне, "Рив Гош" в Париже и другие, где образуют свои сообщества артисты, музыканты, дизайнеры и другие представители культуры, открывая там свои мастерские и студии. Особенно активно такие кварталы создавались в Великобритании в 1980-е годы как часть концепции городского развития. В современных городах они формируют

1 Tim Butler, Loretta Lees. Super-gentrification in Barnsbury, London: globalization and gentrifying global elites

at the neighborhood level // http://mykcl.com/content/1/c4/96/36/TransactionsIBG.pdf

социальное пространство для мультикультурного общения, возрождая некогда "вымершие" районы. Некоторые исследователи считают, что создание и поощрение местными властями таких кварталов - это верный механизм городского управления1.

Ещё одной особенностью мультикультурных городов является образование гетто. В современном понимании гетто - это район крупного города, где в жёстких условиях, вынужденно или добровольно проживают этнические меньшинства. Говоря о гетто в европейских городах, особо отмечают лондонские районы "Дебтфорда": "Милтон Корт" и "Пепис", в которых население этнических меньшинств становится "этническим большинством" и достигает 40-45%. В начале 1990-х годов сюда отказывались въезжать водители такси, скорой помощи и почтовой службы из-за криминальной обстановки. Населением Лондона эти районы назывались "no go", то есть те, в которые не следует заходить.

Власти Лондона, конечно, предпринимали усилия по стабилизации ситуации в таких районах и небезуспешно. За последнее десятилетие обстановка изменилась в лучшую сторону. В 1996 году в рамках программы UN HABITAT "Более безопасные города" (Safer Cities), а также с помощью программы "Силы Дебтфорда" (Deptford Task Force) уровень преступности здесь значительно снизился. Отметим также, что "Дебтфорд" является частью лондонского района "Люишем" (Lewishem), в котором сейчас активно развиваются мультикультурные инициативы - в частности свою работу ведёт "Партнёрство этнических меньшинств Люишема" (Lewisham Ethnic Minority Partnership) - некоммерческая организация, которая стремится представлять интересы этнических меньшинств района. Она вступает в диалог с государственными учреждениями, представляя интересы маргинальных групп. В 2005 году район "Люишем" присоединился к проекту "Международный межкультурный город", который был запущен "мозговым центром" Великобритании "COMEDIA". Данный проект основан на концепции мультикультурализма и подчёркивает возможность процветания и благополучия города только при условии сосуществования разных культур в одном пространстве.

Особого внимания требует один из самых криминальных районов Лондона -гетто "Брикстон". Этот один из беднейших и опасных районов английской столицы на юге города заселён на 25% "цветным" населением и называется "неофициальной столицей афро-карибского британского сообщества". Журнал же Guardian назвал "Брикстон" и "наркотической столицей"2Социальная напряжённость в этом гетто достигла наивысшей степени в 80-е годы XX века, когда имели место брикстонские мятежи. В апреле 1981 года произошёл мятеж, в котором пострадали 279 полицейских и 45 жителей района, около сотни

1 Montgomery J. Cultural quarters as mechanisms for urban regeneration. Part 1: Conceptualizing Cultural quarters.// Planning, practice and research, Vol. 18, No 4, pp. 293-306, November 2003.

2 http://www.guardian.co.uk/uk/2002/feb/24/drugsandalcohol.tonythompson

машин было сожжено и 150 зданий разрушено. В целом, около 5000 человек были вовлечены в этот мятеж1. Журнал "Тайм" назвал тот день "кровавой субботой"2. После погрома властями города 25 ноября 1981 года был опубликован "Доклад Скармана", подготовленный лордом Скарманом, который был уполномочен провести выяснение причин мятежа. В его отчёте отмечалось, что сложные политические, социальные и экономические факторы создали склонность к насильственному протесту в районе, и необходимы срочные меры для предотвращения расовой дискриминации. Кроме этого, механизм взаимодействия полиции с местным населением в "Брикстоне" не был эффективным. Решением проблемы стало внесение изменений в подготовку сотрудников правоохранительных органов, включающих набор этнических меньшинств в полицию3.

Как видим, мегаполисы современной Европы оказались перед лицом серьёзных социальных изменений позитивного и негативного характера, здесь весьма обострились культурные и этнические конфликты. Ситуация же роста напряжённости в городах требует эффективного регулирования отношений различных субкультурных групп и нормального функционирования демократического общества. И здесь именно политика мультикультурализма способна принести плоды. Осуществляемая в рамках городов, она может быть определена лозунгом "Жить вместе, оставаясь разными" и предполагает сосуществование носителей различных культур. Только подобное развитие

делает возможным наличие мирной обстановки в городах Европы.

* * *

Констатация, которая с очевидностью следует из всего сказанного, состоит в том, что в Европе проблемы, связанные с многокультурностью, более успешно решаются именно в рамках городов, на локальном уровне. Возможность разрешения здесь конфликтов обусловлена пресечением их в зачаточном состоянии, не давая им разрастаться до глобальных масштабов. Именно в городской структуре, на муниципальном уровне продуктивнее всего можно осуществлять программы толерантности, проводить мультикультурные массовые мероприятия, именно в городских учебных заведениях возможно развитие здоровой этнопсихологической атмосферы. Следовательно, европейский город выступает как движущая сила по решению этнических и культурных конфликтов.

Таким образом, можно говорить о том, что достигнута определённая степень совместимости европейских мегаполисов с таким явлением, как мультикультурализм, несмотря на некоторые негативные оценки и заявления. Конечно, до конца совместимыми они не будут никогда. Проблема

1 http://news.bbc.co.Uk/2/hi/programmes/bbc_parliament/3631579.stm

2 http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,952979,00.html

3 The Brixton disorders, 10-12 April 1981: the Scarman report : report of an inquiry//Pelican books.

иммиграции, на наш взгляд, окончательного решения не имеет. При нынешних её темпах и масштабах она по-прежнему будет вести к тому, что европейское население будет становиться всё более пёстрым, и, следовательно, терять свою идентичность. Обострение мультикультурной обстановки в мегаполисах, вызванное реакцией мигрантов на более жёсткие, но необходимые действия властей, как раз и говорит о том, что власти хотели бы избежать такого развития событий. Отсюда можно наверняка прогнозировать, что требования к правилам жизни мигрантов будут более категоричными, направленными на реальную, а не на декларативную адаптацию их в принимающее общество.

В то же время нужно признать, что культурное разнообразие приветствуется в Европе и считается её сильной стороной. Мультикультурные города, где все стороны ведут себя с пониманием того, что такое интеграция, процветают как экономически, так и культурно, поддерживая культурное достояние этносов, проживающих в них. Представляется, что передовой европейский опыт, подчеркнём - передовой (хотя негативный опыт также должен тщательно анализироваться), в области мультикультурного сосуществования коренного населения с мигрантами с пользой может быть перенят другими регионами, в том числе и российскими городами, чтобы жители повсеместно становились более толерантными. Задача безусловно непростая, но, по сути, неизбежная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.