Научная статья на тему 'Ломоносов и география'

Ломоносов и география Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
778
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ломоносов и география»

ЛОМОНОСОВ И ГЕОГРАФИЯ

Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея все-ленныя обширность единому взгляду подвергает.

Слово Похвальное Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, на пресветлый и торжественный праздник Тезоименитства Ея Величества, при публичном собрании в Императорской Академии Наук Сентября 6 дня 1749 года говоренное Михайлом Ломоносовым.

«Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры. Говорить теперь о Ломоносове трудно, так как все мы со школьной скамьи хорошо знакомы с его образом и с его деятельностью. Тут трудно рассказать что-либо новое, так как уже в продолжение 200 лет жизнь и деятельность Ломоносова всесторонне изучались и обсуждались. Говорили и писали о Ломоносове крупнейшие наши писатели, публицисты, ученые и государственные деятели: Радищев, Пушкин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Герцен, Писарев, Аксаков, Меншуткин, Плеханов, Вальден, Вавилов, Ферсман, Комаров и многие-многие другие». С этим утверждением П.Л. Капицы [6] авторы статьи полностью согласны и сегодня, тем более что географы написали достаточно много о Ломоносове [1, 3—5, 13].

М.В. Ломоносов по праву считается выдающимся географом. Он высказал много новых идей, важных для развития физической географии и картографии. В этом выпуске журнала публикуются статьи, рассматривающие значение трудов М.В. Ломоносова для развития гидрологии, геоморфологии, палеогеографии, картографии и других составных частей современной географической науки. Например, его мысль о необходимости изучения «урочищ» [1, а 62] воплотилась в ландшафтоведении, которое создано трудами В.В. Докучаева, Л.С. Берга, Н.А. Солнцева, В.Б. Сочавы.

Рассмотрим современное восприятие его географических идей и их научное и практическое значение. Но вначале все же напомним некоторые, не слишком известные факты.

Поморское происхождение — не просто деталь биографии. На родине Ломоносова не знали ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права. Интересные подробности об отце М.В. Ломоносова сообщены в академической биографии М.В. Ломоносова 1784 г.: «Он первый из жителей сего края состроил и по-европейски оснастил на реке Двине, под своим селением, галиот и прозвал его Чайкою, ходил на нем по сей реке, Белому морю и по Северному океану для рыбных промыслов и из найму возил разные запасы, казенных и частных людей, от города Архангельска в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, по берегам Лапландии, Семояди и на реку Мезень» [7],

т.е. видно, что отец М.В. Ломоносова был незаурядным человеком.

Ломоносов научился читать в детстве, что практически не встречалось в крестьянской среде (кроме старообрядцев), но было распространено среди поморов. Кроме того, у его соседей имелись книги — «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого. Все это говорит о том, что окружение молодого Ломоносова было не совсем типичным для крестьянской России начала XVIII в.

Ломоносов учился сначала в Славяно-греко-латинской академии в Москве и академическом университете в Санкт-Петербурге. Кроме того, Ломоносов учился и в учебном заведении, которое поставляло кадры преподавателей для России, — в Киево-Моги-лянской академии в Киеве. Затем он 5 лет обучался в Германии, 3 года в Марбургском университете у есте-стествоиспытателя Х. Вольфа, а затем 2 года во Фрей-берге у И. Генкеля, знатока горного дела. Он получил разносторонние сведения, занимаясь у Вольфа. Тогда же Ломоносов начал первые научные исследования.

П.Л. Капица [6] пришел к выводу, что М.В. Ломоносов был ученым-одиночкой. В России того времени ученых высокого уровня практически не было, а поездки за границу, где только и можно было тогда узнать о новых открытиях и обсудить свои работы, тогда были не приняты. Подобная ситуация начала меняться только в первой половине XIX в. (посещение России А. Гумбольдтом, регулярные поездки русских ученых за границу и т.д.).

«Куда с учеными людьми?» — такой вопрос много раз задавали Ломоносову, когда он занимался устройством гимназии и академического университета в Санкт-Петербурге. На этот вопрос он отвечал, что ученые люди нужны «для Сибири, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистыя веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом» [8, а 941].

Как пишет историк С.М. Соловьев, по свидетельствам современников Ломоносова, тогдашние правящие круги вообще не очень понимали, для чего существуют ученые — разве что для написания торжественных од (известно, что за одну из таких од Ломоносов полу-

чил 2000 руб.1, в то время как его годовое жалование как профессора химии составляло 870 руб.). А с 1747 г. Ломоносов еще должен был писать стихи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады, даже писать по заказу трагедии [8, с. 941].

Известно, что М.В. Ломоносов в Российской академии наук вел исследования в различных областях естественных наук и получил выдающиеся результаты в металлургии, физике, химии, геологии и географии. Он имел пристрастие к наукам, познающим лик Земли, и оставил заметный след в мировой науке [10]. Проблемы физической географии привлекали его внимание в первую очередь. Им разрешено много вопросов, касающихся атмосферных явлений, рельефа земной поверхности, ее почвенно-растительного покрова, мерзлоты. Во всех своих работах он проводит идею изменчивости мира и взаимосвязи явлений и процессов. В 1758 г. Ломоносову было поручено «смотреть» за географическим департаментом, им разработаны специальные анкеты для получения физико-географических и экономико-географических данных для составления Атласа Российского, для чего предусматривалась организация специальных географических экспедиций.

География, в развитие которой внес вклад Ломоносов, за более чем 250-летний период прошла большой путь. Сегодня в ее научном активе ряд фундаментальных закономерностей теории геосистем, их строения и динамики [10]. Выделившись из общих представлений о географической оболочке, природной зональности, ландшафтах и природно-террито-риальных комплексах, ключевые элементы теории геосистем заложили основу организации современного природопользования.

Путешествия, экспедиции и анкетные опросы местного населения были основным способом получения первичной географической информации во времена Ломоносова. Сегодня основные инструменты получения географической информации — дистанционное зондирование, космические аппараты, автоматические станции, хотя не потеряли своего значения экспедиционные исследования, важность которых отмечал Ломоносов.

Положительный ответ на вопрос, считать ли Ломоносова основателем экономической географии, можно найти во многих источниках. Это утверждение обосновывается тем, что в бумагах Ломоносова, разобранных после его смерти, нашли список проблем, которыми он хотел бы заниматься в ближайшее время, среди них — «экономическая география» и «экономи-

ческая ландкарта», больше об этом никаких упоминаний в его бумагах нет. Н.Е. Дик [5, с. 31] так пишет о Ломоносове: «Термин "экономическая география" он ввел, имея четкие представления об утверждаемой им новой отрасли знания», но не приводит доказательств этого.

Тем не менее во многих проектах М.В. Ломоносова, особенно в «Анкете...» и «Экономической лексиконе...», предусматривались темы, которые мы сейчас относим к ведению этой науки, особенно связанные с территориальным разделением труда и экономическим картографированием. Поэтому традиционно Ломоносов считается одним из зачинателей экономической географии в России наряду с В.Н. Татищевым2 и И.К. Кириловым.

К сожалению, нам неизвестно, был ли Ломоносов знаком с аналогичными иностранными работами, проводившимися тогда под эгидой камеральной статистики в Германии, коммерческой географии во Франции, с работами Вобана по переустройству районов Франции, с политической арифметикой В. Петти в Англии и т.д. Сейчас очевидно, что в середине XVIII в. в Западной Европе различные науки — предшественники экономической географии — были развиты гораздо больше, чем в России, и их развитие началось гораздо раньше. Например, по мнению В.К. Яцунского [14], «первое экономико-географическое описание» — труд флорентийца Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов» вышел в свет еще в 1567 г., т.е. за два века до рассматриваемого нами времени.

Разумеется, со времен Ломоносова кардинальные изменения претерпела наука, названная им экономической географией. Сегодня в ее рамки входят социальная, экономическая, политическая и рекреационная география, но ее стержнем остается социально-экономическая география, прошедшая путь от изучения особенностей хозяйства и жизни населения в разных районах до исследования структуры и динамики территориальных социально-экономических систем. В теоретическом багаже российской и советской экономической географии — учение о географическом (территориальном) разделении труда, об энергопроизводственных циклах и территориально-производственных комплексах, об экономическом районировании и территориальных системах производства, хозяйства. В основе последних должны изучаться не только экономические, хозяйственные объекты, соединенные различными связями и сопряжениями, но и связанные с ними население и социальная инфраструктура, компоненты природно-ресурсной среды [2].

1 При выплате оказалось, что серебряной монеты в казне нет, поэтому пришлось эту сумму выдать медными пятаками, которых набралось более 50 пудов, для их перевозки потребовалось несколько подвод.

2 Ю.Г. Саушкин считал, что В.Н. Татищев для историков географии России оказался как бы в тени Ломоносова, хотя для географии сделал едва ли не больше. По крайней мере формулировка предмета изучения политической (сейчас мы бы сказали «общественной») географии сделана В.Н. Татищевым. Перечисляя объекты изучения политической географии, Татищев называет населенные пункты, население и его занятия, специализированные на производстве того или иного продукта местности, экономическое благосостояние и изменение всего того во времени [12, с. 54]. Помимо методологических работ В.Н. Татищев составил реальное географическое описание Сибири. Поэтому итоговая формулировка Ю.Г. Саушкина была такова: «Гениальные русские ученые В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской экономической географии».

Высказывание Ломоносова о том, что «российское могущество будет прирастать Сибирью» общеизвестно, однако оно имеет продолжение, которое недавно (когда резко активизировались усилия России по присутствию в Арктике) стали цитировать все чаще, — и Северным океаном. Но полностью оно звучит так: «...российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Это заключительное предложение письма Ломоносова «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», где он доказывает необходимость и возможность установления регулярного морского сообщения между Архангельском и портами Тихого океана (будущего Северного морского пути).

И на протяжении последующих ста лет это предвидение воплощалось в жизнь в самом буквальном смысле! Русские поселения укрепились на Аляске, некоторое время они существовали даже в Калифорнии, рядом с Сан-Франциско, а в Азии базой русского флота одно время служил тогда еще малоизвестный европейцам о. Цусима. Русские корабли регулярно посещали Гонконг, Иокогаму и другие порты, в 1860 г. был заложен Владивосток, и т.д. И после продажи Аляски Россия продолжала «прирастать Сибирью и Севером».

Известно, что М.В. Ломоносов горячо поддерживал проведение Великих Северных экспедиций для изучения и последующего освоения огромных северных территорий. Он разработал специальный вопросник для участников экспедиций с целью выявления и описания специфики природных условий и ресурсов, жизни и быта коренных народностей и т.п.

Широкое хозяйственное освоение Севера, включая морские побережья, началось в ХХ в. Результатом всех этих усилий стало строительство на Севере сети городских поселений (Тикси, Черский, Норильск, Би-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александровская О.А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711—1765 //Творцы отечественной науки. Географы. М.: АГАР, 1996. С. 53—68.

2. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. 239 с.

3. Берг Л.С. История великих географических открытий. М.: ЭКСМО, 2011. 640 с.

4. Дик Н.Е. Деятельность и труды М.В. Ломоносова в области географии. М., 1961.

5. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. М., 1976.

6. Капица П.Л. Ломоносов и мировая наука // Успехи физических наук. 1965. Т. 87, вып. 1.

7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М.: Молодая гвардия, 1990.

8. Ломоносов // Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь. 1890. Т. 34.

либинск, Анадырь, Магадан и др.), освоение Северного морского пути, продвижение многих видов добывающих производств на Север.

По мнению А.Н. Пилясова [9], за годы существования СССР (1922—1991) сформировалась советская модель арктической экономики в пределах широтной арктической зоны, включая Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский автономные округа, северные части Мурманской, Архангельской областей, Республики Коми, а также арктическую часть Республики Саха (Якутия) [9, с. 509].

В настоящее время в арктической зоне добывается около 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, более 90% платиноидов и почти 100% апатита [9, с. 510]. Вновь весьма перспективно оценивается Северный морской путь. Таким образом, оставаясь периферийной российской территорией, Север также начинает претерпевать постиндустриальную трансформацию [11].

В целом освоение обширных сибирских территорий нельзя считать неэффективным. Во-первых, получен уникальный опыт освоения больших территорий. Во-вторых, сегодня трудно представить, как бы решались энергетические проблемы Европейской России и многих европейских стран без нефтегазовых ресурсов Сибири и Севера. В-третьих, эффективная структура и территориальная организация экономики в границах экономических районов должны вести к минимизации транспортных расходов и созданию комфортных условий проживания здесь населения.

Можно предположить, что зона сплошного хозяйственного освоения, формирующаяся на юге Сибири и Дальнего Востока, будет переходить в зону очагового освоения в средней части Сибири и Дальнего Востока и в зону вахтового освоения в северных районах. В связи с этим полная реализация мудрого пророчества Ломоносова еще впереди.

9. Пилясов А.Н. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знания. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

10. Резанов И.А. Развитие наук о Земле в Российской академии наук // Российская академия наук. 375 лет служения науке. М.: Янус-К, 1999. С. 504—549.

11. Север: проблемы периферийных территорий / Отв. ред. Н.Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2007.

12. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973.

13. Федулов С.В. Михаил Васильевич Ломоносов // Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. М.: Просвещение, 1987.

14. Яцунский В.К. Историческая география. История ее возникновения и развития в ХНУ—ХУШ вв. М., 1955.

А.И. Алексеев, П.Я. Бакланов, В.А. Снытко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.