УДК 378.095
Малахова Г.Н., д. ист. н., проф.
(Пятигорский ф-л СКАГС)
ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ,
ИЛИ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ФИЛИАЛА
Статья посвящена практическим аспектам функционирования филиалов высших учебных заведений. Автор отразил комплекс проблем деятельности филиалов в условиях реформы системы образования, связанных с сохранением кадрового состава, материальной базы. В центре внимания автора находится административно-правовой статус филиалов.
The article is devoted to practical aspects offunctioning of high school institution branches. The author reflected the complex of problems of the work of branches under the condition of educational system reform, connected with the retaining of the staff and material recourses. The main point of the author is administrative-legal status of branches.
Ключевые слова: филиалы, реформа, образование, высшие учебные заведения, ЕГЭ.
Key words: branches, reform, education, high school institutions, Common State Examination.
В настоящее время в России функционирует более 1400 высших учебных заведений, в том числе 684 федеральных государственных вуза (из которых 345 подведомственны Рособразованию). Филиальная сеть высших государственных учебных заведений составляет 1418. Контингент обучающихся в этих филиалах 1336,2 тыс. человек. В южном федеральном округе - 234 филиала из них в городе Пятигорске 18. В 30 филиалах подведомственных Рособразованию вузов (почти 10%) открыта аспирантура по 173 образовательным программам послевузовского профессионального образования. За последние 5лет только в филиалах подведомственных Рособразованию, численность преподавательского состава выросла с 62,0 тыс. до 75,6 тыс. из них докторов наук, профессоров - с 6,0 до 8,4 тыс.
Такая система сложилась не сразу и не случайно. Для этого были довольно веские и объективные причины как со знаком плюс, так и со знаком минус. В начале 90-х годов система высшего образования практически лишилась государственной финансовой поддержки. Вузы были вынуждены искать средства и способы выживания за счет ведения внебюджетной деятельности. Расширять поле внебюджета можно
было, прежде всего, в регионах с определенной платежеспособностью населения - (южные регионы в этом списке далеко не последние). Такой выход вполне устраивал большинство населения, поскольку отпускать своих детей в мегаполисы в условиях социальной, политической и финансовой нестабильности тех лет было не только опасно, но и весьма накладно материально. Самый популярный лозунг тех лет о том, что обучение на местах будет осуществляться ведущими учены-ми-педагогами столичных вузов, добавлял привлекательности, склоняя чашу весов в сторону филиалов. Таким образом, создание широкой, в основном внебюджетной сети престижных столичных вузов в регионах, с одной стороны, решало финансовые проблемы вузов, а с другой, удовлетворяло растущие потребности населения в получении доступного высшего образования.
Однако период всеобщего удовлетворения достаточно быстро закончился. Более 10 последних лет все громче звучат реплики о чрезмерной раздутости филиальной сети, о невозможности обеспечить должное качество обучения, о перекосах в наборе специальностей в сторону экономики, управления, юриспруденции, о недостатке лабораторной и научной базы. Мы далеки от мысли спорить с очевидным, но прежде чем ломать до основания филиальную сеть, а именно такие лозунги зачастую звучат с телеэкрана и в печати, предлагаем взглянуть на проблему с иной стороны - со стороны тех, кто все эти годы (15 -20 последних лет) кропотливо работал над строительством новых для регионов учебных заведений и достиг в этом немалых успехов. Мы принципиально не будем говорить о «потемкинских деревнях», поскольку считаем, что для ликвидации таких заведений Рособрнадзор имеет сегодня все возможные средства - это честное лицензирование и аккредитация.
По словам Н.И. Булаева, из общего числа филиалов государственных вузов 36 имеют численность студентов более 2000 человек, еще 63 - более 1000. Это достаточно крупные образовательные учреждения, которые активно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателями, обеспечивают подготовку востребованных регионами кадров, имеют достаточный для проведения образовательной деятельности квалифицированный профессорско-преподавательский состав, обеспечены учебнолабораторными площадями и соответствующим оборудованием. В таких филиалах студенты и аспиранты имеют возможность заниматься и серьёзной научно-исследовательской работой, соответственно, за их дипломами и учеными степенями стоит высокое качество образования.
Проводимая ныне реформа сложна и неоднозначна. Споры по всем её аспектам, как то: переход к так называемой двухуровневой системе высшего образования (на наш взгляд, уровней уже гораздо больше), ЕГЭ, новые условия аккредитации, новые стандарты высшего образования, новые правила приема в вузы и т.д. не только не утихают, но разгораются все жарче. Причина - обоснованные опасения научного сообщества за социальные последствия торопливых, непродуманных и непросчитанных действий чиновников от Рособразования, усугубляемых финансовым кризисом в стране.
Положение «холопов» при драке «панов» хорошо известно. К сожалению, Рособразование даже не пытается скрыть, что одной из важнейших целей реформы является сокращение внебюджетной деятельности вузов, второй (которая практически является следствием первой) - сокращение филиальной сети. Таким образом, без возможности обучения в своем регионе останутся упомянутые выше более 1038,2 тыс. человек (это только по филиалам Рособразования) и без работы более 75,6 тыс. высококвалифицированных преподавателей. Широкую общественность пытаются убедить, что студенты будут иметь возможность обучаться на бюджетной основе в любом крупном городе страны и мест достаточно, и образование там получше, но это своего рода лукавство, пока не осознанное большинством граждан и этим опасное.
Во-первых, кроме обучения, родителям придется нести затраты на проживание, на питание, проезд, и т.д., что во много крат перекрывает расходы на обучение в своем регионе. Во-вторых, большее не всегда означает лучшее (к этому тезису мы вернемся ниже).
Во-вторых, авторы реформ, понимая видимо, что их действия вкупе с последствиями кризиса могут привести к недозагрузке особо престижных вузов в части внебюджетного набора, начали кампанию с требованиями и даже обязательствами о снижении стоимости обучения. Однако большинству населения в регионах и в голову не приходит, что те, кто эту меру пропагандирует, имеют в виду стоимость образовательных услуг в размере от 200 до 350 тыс. руб. в год, (МГУ, Высшая школа экономики и др.), что в 5 - 6 раз превышает стоимость за те же услуги в регионах. При этом в филиалах стоимость обучения действительно соответствует затратам, поскольку иных источников доходов у филиала практически нет. В то время, как крупнейшие вузы имеют адекватное своим масштабам финансирование из бюджета, а полученные из внебюджетных источников суммы могут использовать на стимулирование сотрудников, расширение материальной базы, научные исследования и т.д. Поэтому открыто призывать всех снижать
стоимость обучения, по меньшей мере, некорректно - слишком неравные возможности.
Стоимость обучения, безусловно, должна быть адекватна затратам на качественное образование, но при этом разумна. Это как с товарами известных брендов, где главная составляющая не столько качество, сколько имя. Хороший хозяин всегда выбирает товар, где цена адекватна качеству. Однако последнее время чиновники Рособразования в своих публичных выступлениях навязывают населению мысль о «неполноценности» региональных вузов, даже крупнейших в регионах университетов. Что уж говорить о филиалах! Свое недовольство по этому поводу не раз высказывали ректоры. В частности в июне 2008 г. на форуме « Университеты на пути к новому качеству образования». Все участники дискуссии отмечали, что потихоньку внедряется понятие «региональный вуз». «Мы - не региональные университеты, а российские университеты в регионах», - высказал общее мнение член правления Российского совета ректоров, ректор КабардиноБалкарского госуниверситета. Б.С. Карамурзов.
Каковы же, на наш взгляд, преимущества получения высшего образования в филиале крупного вуза в регионе? Позволим себе рассмотреть этот вопрос на примере Пятигорского филиала СКАГС.
Краткая справка: Пятигорский филиал создан в 1994 г., является самым крупным филиалом СКАГС, и в г. Пятигорске среди 18 филиалов иных вузов. Кол-во преподавателей - 112 чел. Из них в штате 85%, имеют научные степени и звания по разным научным специальностям 63,3%, из них 14% - доктора наук, профессора. Средний возраст
- 35 - 40 лет. Обучение ведется по четырем специальностям: государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, маркетинг, мировая экономика. Филиал имеет более 8000 м площадей, оборудованных в соответствии с аккредитационными требованиями, лабораторное, компьютерное и иное оборудование, библиотека
- более 30 тыс. ед. хр. Аспирантура по двум специальностям: отечественная история, экономика и управление народным хозяйством. Приведенный контингент - 811 чел. Обучающихся 1500 чел.
Сегодня, оглядываясь назад к началу формирования филиальной сети в регионе, можно с уверенностью сказать: те филиалы, которые в свое время взяли курс на создание штатного профессорско-преподавательского состава, своей материальной и лабораторной базы, библиотек, поиска и освоения наиболее востребованных в регионе специальностей, создания научных школ, сегодня достаточно прочно занимают своё место в системе высшего образования. Кстати, темпы развития таких филиалов зачастую превосходили и превосходят темпы
развития многих «старых» вузов. Это просто объясняется: чтобы занять достойное место или как говорится, «свою нишу» на рынке образовательных услуг, филиалам пришлось соревноваться за имя с устоявшимися «брендовыми» вузами. Пятигорский филиал СКАГС занял такую нишу, начиная с 1997 г., когда стал кадровым центром Правительства края. Началом сотрудничества послужило создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, учитывая, что с середины 80-х годов 20 в. этими вопросами не занимались, а за годы перестройки произошли кардинальные изменения не только в политической системе страны, но и в составе кадрового корпуса. Правительство края поставило цель - в кратчайшие сроки подготовить кадровый корпус для решения новых управленческих задач, дать служащим основы не только правовых знаний (что было весьма актуальным в период повсеместной правовой реформации), но и навыки современных социальных, управленческих технологий. Надо отдать должное решению правительства о поддержке в этом вопросе органов местного самоуправления - что сыграло в будущем серьёзную роль в осуществлении пилотного проекта реформы местного самоуправления на базе Ставропольского края. В решении этой цели ведущую роль играл Пятигорский филиал СКАГС. Первые годы филиал практически каждый месяц разрабатывал и реализовывал новые программы курсов повышения квалификации с учетом специфики деятельности служащих, их квалификационных разрядов, категорий должностей. Кроме того, ученые филиала принимали активное участие в разработке нормативных актов, методики реализации управленческих, кадровых технологий. Можно сказать, что в каждодневном тесном общении служащих и преподавателей накапливался бесценный опыт, который позволяет и сегодня преподавателям вуза всегда быть в курсе проблем, а служащим подпитываться современными достижениями управленческой науки.
Благодаря совместной работе в крае осуществлялась реформа госслужбы, была принята концепция кадровой политики. В рамках положения о работе с резервом кадров осуществлялся проект целевого набора студентов - путем проведения краевой олимпиады «Будущее государственной службы» и заключения договоров на обучение за счет бюджета края её победителей, предоставление им места работы по окончании вуза. Все это было своего рода инновацией, которая спустя много лет нашла отражение в новом Федеральном законе «О системе государственной службы».
Конец 90-х г. - начало 2000-х гг. охарактеризовался подъемом экономики. Филиал не остался в стороне от этого процесса. Были от-
крыты новые специальности: менеджмент организации со специализациями в области производственного, социального, финансового менеджмента; маркетинг (сферы услуг, производственный); мировая экономика. В филиале было заложено новое научное направление «Устойчивое развитие региона», была открыта аспирантура по экономическим специальностям. Сотрудничество с бизнес - структурами осуществляется не только в плане подготовки квалифицированных кадров, но и в осуществлении консалтинговых и экспертных работ. Несмотря на тесное сотрудничество с бизнес структурами, главное направление - содействие власти в совершенствовании государственного и муниципального управления филиал считает для себя основным. Ведущие ученые филиала являются экспертами правительства и думы Ставропольского края в таких сферах, как государственная кадровая политика, административная реформа, стратегическое планирование развития территорий, социальная политика и политика в области национальных и конфессиональных отношений.
По всем этим направлениям ученые вуза регулярно консультируют органы власти, проводят учебно-методические и научные мероприятия, участвуют в работе правительственных комиссий. Заняв эту нишу в своё время, филиал сегодня достойно входит в пятерку ведущих вузов края наряду с государственными университетами.
Однако, оставаясь филиалом, он, как и все прочие, ощущает на себе все проблемы современного реформирования высшего профессионального образования. Проблемы эти сегодня связаны, прежде всего, с сохранением профессорско-преподавательского состава. Сегодня филиалы остаются один на один с кризисом и с реформой. В условиях кризиса демографического происходит закономерное сокращение контингента, и, следовательно, катастрофически падает доходность учреждения. Долгожданный рост заработной платы преподавателей вызывает необходимость повышения стоимости обучения, что, в свою очередь, невозможно из-за финансового кризиса.
Следующим шагом, надо полагать, будет недовольство головных вузов отсутствием финансовых вливаний со стороны филиалов, проблемами с их аккредитацией, поскольку далеко не все филиалы соответствуют требованиям (а они такие же, как в вузах, хотя возможности разные) и, как следствие, лишение их своей поддержки. Опять же борьба за контингент не на последнем месте в череде проблем. Самое удивительное в этой ситуации, что о качестве обучения и о господдержке тех, кто этого заслуживает, не говорится вообще ничего.
Что мы имеем в виду под поддержкой? Прежде всего, расширение количества бюджетных мест в филиалах и, следовательно, зара-
ботную плату, оплату коммунальных платежей, налогов и.т.д. В Рособразовании давно пытаются решить проблему с закрытием в вузах так называемых непрофильных специальностей. Например, специальность «Государственное и муниципальное управление», которая не входит в блок сельскохозяйственных или инженерных или технологических специальностей, поскольку относится к блоку «экономика и управление». Однако Рособрнадзор спокойно лицензирует её в Ставропольском аграрном, Северо-Кавказском техническом и даже в лингвистическом университетах. Рособразование выделяет бюджетные места университетам, отказывая в увеличении их количества профильной Северо-Кавказской академии и её филиалам. Если следовать народной мудрости о том, что «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник», а мудрость потому и мудрость, что проверена временем, то качество обучения напрямую зависит от специализации вузов. И здесь, как говорится, комментарии излишни. Филиалы же и в этом вопросе оказываются на обочине. Они по-прежнему вынуждены бороться за своё выживание, однако это не честная конкурентная борьба, где правила одинаковы для всех, а борьба неравная и несправедливая, когда весовые категории разные. Итогом, скорее всего, станет знаменитое «правило Матфея». В Евангелии говорится примерно так: «У бедного убавится, а у богатого прибавится». И здесь мы позволим себе вновь вернуться к проблеме. А всегда ли лучше то, что больше?
Количество человек на курсе в крупных вузах, как правило, от 150 - до 300 человек в филиалах - от 30 до 50 чел. Это практически индивидуализированное обучение, поскольку сотрудники деканатов, кафедр знают не только каждого студента, но и его личные проблемы, особенности характера. Они в состоянии найти индивидуальный подход, проконтролировать посещаемость занятий, потребовать выполнение учебной нагрузки. Каждый человек на виду, в том числе и наиболее талантливые студенты. Филиалы не ограничены в участии студентов в научных, творческих и иных социально-значимых мероприятиях и научных грантах. Пропустить талант практически невозможно и, следовательно, возможность проявить себя у студентов отнюдь не меньше, а больше, чем в крупных вузах. Это подтверждается тем, что в нашем небольшом по численности (по сравнению с университетами) филиале процент лауреатов научных форумов и стипендиатов разных уровней (в том числе президентских и губернаторских) гораздо больше.
Чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников, в филиале серьёзно изучается спрос на кадры наших специальностей в регионе, ведется планомерная работа с заказчиком, постоянно растет база практик. Проводятся аукционы специалистов, профориентацион-
ные мероприятия и рекламные акции. Эта работа осуществляется собственным отделом маркетинга, совместно с кафедрами и деканатами. Результатом является тот факт, что более 50% выпускников к защите выпускной квалификационной работы уже приглашены работодателем, остальные находят место работы в первые месяцы после окончания вуза.
Именно постоянная борьба за выживание заставляет филиалы совершенствовать качество, прежде всего, за счет введения самых современных и передовых технологий. Для того, чтобы получить государственный заказ на повышение квалификации, профессиональную переподготовку или на научно-исследовательский проект, к примеру, филиал должен предложить самые лучшие условия его реализации, и здесь речь не идет о цене контракта, поскольку как раз возможности демпинговать за счет статей расходов, которые университетам возмещаются из бюджета, у филиалов нет. Поэтому филиалы предлагают 100% остепенённость кадров, их реальный опыт в экспертноконсультационной деятельности, сжатые сроки исполнения заказа, современные, в том числе дистанционные технологии. Их мобильность и оперативность - залог высокой конкурентоспособности. Большой вуз -это больше амбиций, длиннее цепочка принятия решений, выбор только крупных заказов и т. д.
Возвращаясь к интервью с руководителем Рособразования Н.И. Булаевым, необходимо заметить, что, отдавая должное некоторым филиалам, «которым могут позавидовать многие вузы», он при этом ни одним словом не обмолвился о том, какова их дальнейшая судьба в так называемом процессе «оптимизации сети». Оптимизация представлена как комплекс мер по проведению внутреннего аудита с целью выявления права филиала на существование, прекращение приёма (надо полагать, если не имеет), обращения к субъектам за рекомендацией по сокращению сети филиалов и представительств. Таким образом, вся оптимизация касается лишь ликвидации, а что же предлагается тем, «кому могут позавидовать многие вузы» - об этом господин Н.И. Булаев скромно промолчал. Оставив слабую надежду, что Рособразование не будет намеренно препятствовать дальнейшему развитию достойных филиалов.
Надежды на такой исход призрачны. Если наш уважаемый министр А.А. Фурсенко под пилу собирается пустить большую часть региональных вузов, оставив порядка 20% (об этом он заявил публично), а остальные либо закрыть, либо преобразовать в средние профессиональные учебные заведения, что уж говорить о судьбе филиалов. «Лес рубят - щепки летят», как говорится в известной пословице.
До каких же пор мы будем использовать в движении вперед старый революционный, давно опорочивший себя принцип «Рушить до основания» и только потом «Строить новый мир», ведь, кроме этого, существуют еще понятия капитального ремонта, реконструкции, после которых старое приобретает новые, гораздо более привлекательные качества и с гораздо меньшими затратами и потерями. Однако речь даже не о материальных издержках. Отрицая огульно все, что достигнуто, построено ранее, мы разрушаем взаимозависимость и взаи-моответственность поколений, а это прямо противоречит миссии образования.
УДК 316.442
Алиева С.В., д. соц. н. (Пятигорский ф-л СКАГС)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Стратегическое партнерство - это система общественных отношений, строящаяся на согласовании и защите интересов населения, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления по актуальным проблемам социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе. Механизм стратегического партнерства представляет собой систему мер по выявлению общих интересов и согласованию действий.
A strategic partnership is a system of social relations, based on coordination and maintenance interests ofpopulation, businessmen and bodies of state and local administration in actual problems of socio-economic development of a city in a long-term perspective.
The mechanism of a strategic partnership is a system of measures on revealing common interests and coordinating actions.
Ключевые слова: стратегия развития, стратегическое партнерство, организация общественного участия.
Key words: a strategy of development, a strategic partnership, arranging public participation.
В современных российских условиях стратегическое управление начинает играть заметную роль, обеспечивая достижение высоких результатов в перспективе. Это особенно актуально для тех сфер, где управление связано с процедурами и отношениями, затрагивающими