Научная статья на тему 'Локус «Сибирь» в творчестве Г. Д. Гребенщикова'

Локус «Сибирь» в творчестве Г. Д. Гребенщикова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ / КУЛЬТУРА / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ДЕЙСТВИЕ / ACTION / ACTIVITY / CULTURAL UNIVERSAL / CULTURE / SUBJECT / OBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихомирова Елена Евгеньевна

Статья посвящена изучению смыслового наполнения локуса «Сибирь» в творчестве сибирского писателя Г. Д. Гребенщикова. Используя аксиологический и системный методы, автор выявляет векторы осмысления и освоения Сибири в текстах писателя. Осмысление локуса «Сибирь» связано с авторскими модификациями культурных универсалий дом, путь, срединность. Они получают не только дополнительные пространственные коннотации, но и приращивают этические смыслы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCUS «SIBERIA» IN G. D. GREBENSHCHIKOV''S CREATIVITY

The article is devoted to the study of the meaning of locus "Siberia" in the works of the Siberian writer G. D. Grebenshchikov. Using axiological and systemic methods, the author reveals the vectors of understanding and exploration of Siberia in the texts of the writer. Understanding the locus of "Siberia" is associated with the author's modifications of cultural universals house, the path, the median. They get not only additional spatial connotations, but also gain ethical meaning.

Текст научной работы на тему «Локус «Сибирь» в творчестве Г. Д. Гребенщикова»

УДК 821.161.1-3+008

ЛОКУС «СИБИРЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Д. ГРЕБЕНЩИКОВА

Елена Евгеньевна Тихомирова

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой теории, истории культуры и музеологии, тел. (383)244-12-92, e-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению смыслового наполнения локуса «Сибирь» в творчестве сибирского писателя Г. Д. Гребенщикова. Используя аксиологический и системный методы, автор выявляет векторы осмысления и освоения Сибири в текстах писателя. Осмысление локуса «Сибирь» связано с авторскими модификациями культурных универсалий дом, путь, срединность. Они получают не только дополнительные пространственные коннотации, но и приращивают этические смыслы.

Ключевые слова: деятельность, культурная универсалия, культура, субъект, объект, действие.

LOCUS «SIBERIA» IN G. D. GREBENSHCHIKOV'S CREATIVITY

Elena E. Tikhomirova

Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, 630126, Russia, Novosibirsk, 28 Vilyuyskaya St., Ph. D., Associate Professor, Head of the Department of the Theory, Cultural History and Museology, tel. (383)244-12-92, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the study of the meaning of locus "Siberia" in the works of the Siberian writer G. D. Grebenshchikov. Using axiological and systemic methods, the author reveals the vectors of understanding and exploration of Siberia in the texts of the writer. Understanding the locus of "Siberia" is associated with the author's modifications of cultural universals house, the path, the median. They get not only additional spatial connotations, but also gain ethical meaning.

Key words: action, activity, cultural universal, culture, subject, object.

Аналитика локуса «Сибирь» находится на острие исследования различных гуманитарных наук, к ней обращаются специалисты разных гуманитарных наук: Литературоведы (К. В. Анисимов, В. И. Тюпа, Е. Н. Эртнер и др.) и историки (Н. А. Землякова, А. В. Ремнев, Н. Н. Родигина, А. В. Юдельсон и др.). Филологи, изучая литературные источники от летописных сводов до современной сибирской прозы, подчеркивают ее лиминальность, связывают с провинциальным текстом, выявляют приращение этических коннотаций. Сначала литераторы, прибывавшие в Сибирь из центральных регионов, создают миф о Сибири как о богатой земле, напоминающей рай можно вспомнить легенды о Бе-ловодии, Мангазее. Позднее, когда Сибирь становится местом ссылки, она представляется «гиблом месте», местом смерти и каторги [6]. С точки зрения жителя Сибири, колониальная политика России по отношению к региону мешает ей выбрать свой, особый путь. Областники выстраивают противопоставление Сибири центру, колонии метрополии, столицы и провинции. А. В. Ремнев вы-

членил специфику властных представлений о Сибири и доказал их влияние на правительственную политику в Сибири [3]. Н. Н. Родигина проанализировала представления о регионе у русской интеллигенции на основе изучения «толстых» журналов, формирующих общественное мнение в эпоху после реформ 1860-х годов. Она показала, что существовало два образа Сибири, внешний -столичный и внутренний, репрезентовавшийся собственно провинциальной элитой [4]. Представления о Сибири представленные религиозными периодическими изданиями рассматривает Н. А. Землякова. Она отмечает, что местные издания выгодно представляли регион, отражая взгляды официальной православной церкви [2].

Весьма показательными могут стать размышления о Сибири, представленные в творчестве Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882-1964), очень значительного писателя-сибиряка, культурного деятеля ХХ столетия. Вся его жизнь была посвящена культуросозиданию и его творчество, по суть создало новый миф о Сибири как новом центе, ядре, а не о периферии всего культурного процесса.

Вся его жизнь и культуротворчество связано с Сибирью. Сын сибирского горнорабочего из Томской губернии, повторил судьбу М. В. Ломоносова. Он прошел нелёгкий путь от простого крестьянского мальчишки без среднего образования до номинации на Нобелевскую премию в 1933 году, от которой он отказался в пользу И. А. Бунина. Родился писатель в Барнауле, был журналистом, редактором множества сибирских газет и журналов в Усть-Каменогорске, Омске, Барнауле Томске. После путешествия в Москву и Санкт-Петербург, встретившись с Л. Н. Толстым и после одобрения его литературных опытов классиками, он возвращается в Сибирь, чтобы в своем творчестве соединить внешнюю и внутреннюю систему координат: взгляды на локальный культурный и литературный текст извне и изнутри. В 1914 году в Петербурге в качестве редактора, он выпускает «Алтайский Альманах». В начале сборника размещается этнографический очерк «Алтайская Русь», который проиллюстрировал по просьбе Гребенщикова алтайский художник Чорос Гуркин (1870-1937). Знакомство, дружба и переписка писателя с идеологами сибирского областничества Г. Н. Потаниным и П. М. Ядринцевым, несомненно, приводит Гребенщикова к мысли о срединности культуры Сибири. Писатель, следуя за Г. Н. Потаниным, выявляя особенность Сибири как особого культурного пространства не только в Российской империи, но и в целом в мире, он рассматривает ее культуру как целостное, системное поле смыслов. В своих литературных произведениях - романе-реке «Чураевы», повестях «Хан-Алтай», «Ханство Батырбека», «Гонец. Письма с Помперага» и других - он демонстрирует творческое преломление знания сибирских текстов. В след за областниками он создает целостный конструкт сибирского историко-литературного процесса в Сибири, устанавливает временные и пространственные связи в развитии региональной словесности. Представление об особом типе сибирской культуры формируется еще и на основании факта самого его рождения. Он, считая себя евразийцем, потомком кочевника-калмыка, а фамилию возводя к русскому сло-

ву гребень, не раз подчеркивал это в автобиографии [1, с. 7]. Сибирь, которая изначально представляла собой периферию империи будущем, в новом культурном пространстве переместиться в ядро политических, экономических, технологических процессов, стать центром, серединой культурного пространства нового мира. В воспоминаниях «Моя Сибирь» и «Письмах с Помперага», которые были написаны в Америке, Г. Гребенщиков сравнивает Сибирь и Америку как мыслимые концепты и сконструированные пространства. Он отмечает, что европейская часть России идейно вестернизировалась, практически отказалась от национальной миссии Всеединства, русской идеи, идеи хранительницы святости, и эта культурная должна быть выполнена Сибирью. На этом этапе развития исторического процесса он формулирует по-своему евразийскую идею: под натиском западной цивилизации неевропейские народы подвергаются аккультурации, теряют самобытность, загоняются в экологический тупик. Поэтому сибиряки как новый складывающийся субэтнос не должны следовать чужим стандартам. В связи с тем, что центр явно перемещается в Сибирь, то для Сибири эффективным может стать японский путь развития: поддержка т укрепление национальных традиций и активное применение западных принципов экономики и западных технологий. Предполагается, что это только потенциальный, идеальный вариант, для его материализации которого необходимы духовная сила, пассионарность народа и новые государственные структуры, что, однако, не должно привести к ломке системы и деформации традиционных ценностей и отказа от российского наследия. Так кристаллизуется мысль не только о создания срединного государства (как, например, китайского), но и взращивании срединной медиальной культуры, не допускающей раскола. Идея срединного пути, связана с созидающим последовательным трудом, преодолением с его помощью протяженности пространства и вечного вращения времени, преодолением экзистенциональной конечности человека. Эта идея последовательно проводится и в концепции культуры Г. Д. Гребенщикова.

Становление срединной культуры связано с появлением новых культурных смыслов, снимающих напряжение бинарной оппозиции, и с приращением новых смыслов через творческое перевоссоздание содержания культуры. В такой ситуации проницаемость границы, освоение иного опыта, его присвоение дает возможность одним и тем же центрам быть одновременно и хранителями традиции действующими, и принимающими иные смыслы. Одни и те же пространства могут быть центрами и периферией. «Идея срединности культуры Сибири объединяет регионалистские и глобалистские тенденции. Выстраивается и представление об особом типе человека - сибиряке», черты характера формируются под мощным влиянием русского национального самосознания, которое на фоне природно-географического детерминизма включает идеи мессианские идеи [5, с. 148].

В 1918 г. писатель уезжает из России и, по настоянию Н. Рериха, обосновывается в США, штате Коннектикут. Он мечтает о городе-саде. По образцу Чураевки из своего знаменитого романа, по образцу скитов старообрядцев на Алтае он создает русский поселок. Чураевка должна была стать домом новой

культуры, она соединяла через Сибирь Россию и Америку. Просветительская и культуротворческая деятельность издательства «Аталас» (Белый камень), которое вдохновлял Г. Д Гребенщиков, соединило русских эмигрантов. Основное направление деятельности издательства было познакомить с культурой России, рассказать о ней внятным и понятным языком в Берлине, Харбине, Тяньцзине. Дом-издательство помогало строить новый дом на земле, осваивать новое культурное пространство и рассказывать о доме небесном. Устроение дома для поселенцев в США становится целью жизни. Г. Д. Гребенщиков показывает, что в Сибири для первых переселенцев тоже самым трудным сначала было именно отсутствие дома, своего пространства, а уже потом, отсутствие скота и хлеба. Со временем, когда поселенцы преодолевают свою собственную природу, работают, трудятся, Сибирь становится для них своим миром, земным раем, ска-легендарным Беловодьем, в полном смысле настоящим, любимым и лелеемым домом. Писатель подробно описывает расширение русских территорий на Алтае и в Сибири. В XVIII в. территория, присоединенная к России Екатериной II, была занята деревушками с количеством домов от двух до семи. В начале XIX в. сеть деревень расширилась до маленького вольного государства: «Все эти ясашные деревни состоят преимущественно из густо населенных деревянных домов древнерусской архитектуры. Там широкие божницы с множеством старинных икон, и в этих горницах уединяются для молитвы старики» [1, с. 27]. Писатель делает очевидным тернистый путь русских и, особенно, православия на восток

В программных текстах Г. Д. Гребенщикова «Гонец. Письма с Помперага» и «Моя Сибирь» со всей полнотой смыслов представлен русский концепт путь Он отражает, как постепенно преодолевается и осваивается географическое и культурное пространство России, Сибири, Алтая, расширяется личное культурное пространство, и личность возрастает к вершинам нравственного поведения. Концепт путь, непосредственно связанный с преодолением пространства, освоением Сибири, задает духовно-нравственную доминанту этого движения. Человеку необходимо выбрать координаты своего движения в реальном пространстве, постараться не нарушить культурные границы, нравственные запреты. Представление о христианском жизненном пути, как пути крестном, играет важную роль в репрезентации страдания, посредством которого достигается вечное спасение - главная цель каждого христианина. Это особенно заметно в рассказе о духовных метаморфозах переселенцев в историко-этнографическом очерке «Алтайская Русь».

В пути, в дороге находятся оседлые и кочевые народы, ссыльные переселенцы, казаки, миссионеры, старообрядцы, и посланник добра и света - Гонец, к которому автор обращается с напутственным словом. «В целом человек представляется как вечно ищущий нового, более светлого и счастливого, гармоничного существования. Он показывает примеры жизненного пути исторических личностей, готовых всю жизнь в дороге не вследствие кочевого образа жизни, а вследствие готовности к пожизненному движению в пространстве» [5, с. 144]. Дорога, путь в текстах представлена конкретными реалиями, такими же про-

странными как сама Евразии. Эти реалии исторически существовали и до сих пор существуют. Это движение на лыжах, на собаках, ямщицкое, почтовое сообщение, паромы, сплав на утлых челноках, пересечение водного пространства на плотах по горным рекам, по снегу и насту на оленях и нартах, движение по звериным тропам, тропинкам, проселочным дорогам, трактам, шоссейным дорогам, железным дорогам, формирование информационных потоков с появлением телеграфа и телефона. «Как в целом для Сибири и Алтая в исторической перспективе, так и для отдельного человека путь предстает как разрастание: тропинка - дорога - тракт. Дороги железные, морские, речные предстают как способ преображения Сибири, новый импульс для развития человека. На пересечении путей и дорог человек всегда созидает жилище тела или духа. Предвидение туризма (рюкзак как дом за спиной) и курортолечения (временный дом) мыслится автором новым объектом пути» [5, с. 145].

Творческий, радостный, осмысленный труд дает возможность преодолеть пространства Сибири в пути и освоить его путем сначала реального строительства, а потом конструирования, освоения культурного пространства. Возможно простроить основные направления освоения и присвоения сибирского локуса у Г. Д. Гребенщикова. «Это горизонтальный вектор: исторические пути русского народа на Восток и Запад по освоению природных и культурных пространств. Общими реперами освоения пространства выступают ярмарки, а позднее банки. Другое направление представляет вертикальный вектор пути человеческого духа, который связан не только с подъемом на гору, но и с созиданием, переустройством пространства природы». При пересечении этих направлений человек творчески созидает дом духа и тела.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гребенщиков Г. Д. Моя Сибирь. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 214 с.

2. Землякова Н. А. Извне и изнутри: образ Сибири в религиозной периодической печати второй половины XIX в. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: www.science-education.ru/106-7487 (дата обращения: 13.04.2016).

3. Ремнев А. В. Российская власть в Сибири и на Дальнем Востоке: колониализм без Министерства колоний - русский «Sonderweg»? // Imperium inter pares: роль трансферов в истории Российской империи (1700 - 1917). - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 150-181.

4. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины начала века. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 374 с.

5. Тихомирова Е. Е. Освоение культурного пространства Сибири в творчестве Г.Д. Гребенщикова // Идеи и идеалы. - 2015. - Т. 2. - № 1 (23). - С. 143-150.

6. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 27 -35.

© Е. Е. Тихомирова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.