Научная статья на тему 'Локальные концепты и их языковое выражение в концептуальных моделях «Норма», «Аномалия», «Диагностика»'

Локальные концепты и их языковое выражение в концептуальных моделях «Норма», «Аномалия», «Диагностика» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ / ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТ / АТРИБУТИВНЫЕ СОЧЕТАНИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЗАЦИЯ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / CONCEPT / METHODS OF TERM FORMATION / TERMINOELEMENT / ATTRIBUTE COMBINATIONS / TERMINOLOGIZATION / METAPHORIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аллафи Лилия Махамед-резаевна, Тугушева Фатимат Аммаевна, Ульбашева Фатимат Ахматовна

Статья посвящена концептуальному анализу ортодонтической терминологии. Согласно основным положениям когнитивной лингвистики концепты номинируются на основе представления о них и складываются в процессе практической деятельности человека. Основной категорией для всех разделов ортодонтии является категория пространства. На основании этого были выделены базовые пространственные концепты, которые являются основными составляющими концептуальной системы и чаще других находят свою языковую объективацию: место, форма, размер. Данные концепты имеют большое значение в формировании понятий ортодонтии, что объясняется необходимостью точного диагноза и методов лечения. В статье исследованы традиционные способы образования терминов: морфологический, лексико-семантический, синтаксический и смешанный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Аллафи Лилия Махамед-резаевна, Тугушева Фатимат Аммаевна, Ульбашева Фатимат Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOCAL CONCEPTS AND THEIR LINGUISTIC EXPRESSION IN THE CONCEPTUAL MODELS OF THE «NORM», «ANOMALY», «DIAGNOSTIC

The article is devoted to the conceptual analysis of Orthodontic Terminology. According to the basic positions of Cognitive Linguistics the concepts are nominated on the basis of the ideas about them and develop in the course of practical human activity. The category of Space is the main one for all sections of Orthodontics. On the basis of this fact, the main spatual (dimentional) components were observed, which are the main components of the conceptual framework and are more often find their linguistic objectification: the place, the form, the size. These components are very important in the Orthodontics consepts formation, because of the need in accurate diagnosis and treatment methods. The article investigates the traditional ways of term formation: morphological, lexical-semantic, syntactic and mixed.

Текст научной работы на тему «Локальные концепты и их языковое выражение в концептуальных моделях «Норма», «Аномалия», «Диагностика»»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________

УДК 81-24

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.167-170

АЛЛАФИ Лилия Махамед-Резаевна, кандидат филологических наук, доцент

ТУГУШЕВА Фатимат Аммаевна, кандидат филологических наук, доцент

УЛЬБАШЕВА Фатимат Ахматовна, старший преподаватель кафедры романских языков

ЛОКАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ И ИХ ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ «НОРМА», «АНОМАЛИЯ», «ДИАГНОСТИКА»

Статья посвящена концептуальному анализу ортодонтической терминологии. Согласно основным положениям когнитивной лингвистики концепты номинируются на основе представления о них и складываются в процессе практической деятельности человека. Основной категорией для всех разделов ортодонтии является категория пространства. На основании этого были выделены базовые пространственные концепты, которые являются основными составляющими концептуальной системы и чаще других находят свою языковую объективацию: место, форма, размер. Данные концепты имеют большое значение в формировании понятий ортодонтии, что объясняется необходимостью точного диагноза и методов лечения. В статье исследованы традиционные способы образования терминов: морфологический, лексико-семантический, синтаксический и смешанный.

Ключевые слова: концепт; способы образования терминов; терминоэлемент; атрибутивные сочетания; терминологизация; метафоризация.

ALLAFI Lily Mahamed-Rezaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor

TUGUSHEVA Fatimat Ammaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor

ULBASHEVA Fatimat Akhmatovna, Senior Teacher of the Chair of Roman Languages

THE LOCAL CONCEPTS AND THEIR LINGUISTIC EXPRESSION IN THE CONCEPTUAL MODELS OF THE «NORM», «ANOMALY», «DIAGNOSTIC»

The article is devoted to the conceptual analysis of Orthodontic Terminology. According to the basic positions of Cognitive Linguistics the concepts are nominated on the basis of the ideas about them and develop in the course of practical human activity. The category of Space is the main one for all sections of Orthodontics. On the basis of this fact, the main spatual (dimentional) components were observed, which are the main components of the conceptual framework and are more often find their linguistic objectification: the place, the form, the size. These components are very important in the Orthodontics consepts formation, because of the need in accurate diagnosis and treatment methods. The article investigates the traditional ways of term formation: morphological, lexical-semantic, syntactic and mixed.

Keywords: concept; methods of term formation;

terminoelement; attribute combinations; terminologization; metaphorization.

Концептуальная модель - это модель предметной области, представленная в терминах естественного языка. Концептуальная модель отражает актуальные объекты данной предметной области, их характеристики и отношения между ними. Согласно основным положениям когнитивной лингвистики концепты номинируются на основе представления о них и складываются в процессе практической деятельности людей. Согласно мнению Е.В. Бекишевой, «научный концепт - это содержательная единица памяти и концептуальной системы ученого, включающая понятие как квант объективной научной информации, а также сенсорный, эмотивный, ассоциативный, оценочный компоненты, которые формируются в процессе человеческой деятельности и познания мира» [1, с. 10]. Каждому разделу ортодонтии соответствуют и одинаковые, и различные концепты, имеющие и сходные, и отличительные способы их языкового выражения. Но как показывает проведенный анализ, процесс создания ортодонтической терминологии, в основном, происходит за счет освоения и использования греческих и латинских слов.

Основной категорией для всех разделов ортодонтии является категория пространства. Понятие пространства возникло как обобщенное понятие места, которое включает в себя как представление о положении какого-либо тела относительно других, так и представление о протяженности тела и его размера. На основании этого были выделены базовые пространственные концепты, которые являются основными составляющими концептуальной системы и чаще других находят свою языковую объективацию: место, форма, размер. Данные концепты имеют большое значение в формировании понятий ортодонтии.

Понятие «способ образования термина» прочно вошло в современное терминоведение. Традиционно выделяют следующие способы образования терминов: морфологический, синтаксический, заимствования, лексико-семантический и смешанные способы [2, с. 188].

В концептуальной модели «Норма» и «Аномалия» самой распространенной моделью являются двусловные и многословные атрибутивными словосочетаниями с использованием специальной пространственной лексики, характеризующей положение зубов в зубных рядах и аномалии челюстно-лицевой области. Например: верхние зубы; upper teeth, syn. superior teeth (от лат.superior-верхний). maxillary teeth (от лат.maxilla-верхняя челюсть); передние зубы; anteri-

- 167 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

or teeth - (от лат. anterior - передний), syn. labial teeth (лат. labialis - губной), front teeth (от лат. frons - передняя сторона); угловые зубы; angular teeth (от лат. angulus - угол).

Использование многословных сочетаний в концептуальной модели «Аномалия» объясняется необходимостью подробного указания и плоскости аномалии, и направления смещения челюсти, но в английском языке иногда названия данных аномалий сконцентрированы в морфологически образованных терминах. Например: аномалии соотношения челюстей в сагиттальной плоскости, вызванные смещением верхней челюсти вперед; relationship anomalies of the jaw in sagittal plane caused by the shift of the maxilla forward., syn. maxillary anterocclusion (от лат. maxilla - верхняя челюсть, anterior - передний, occlusion - смыкание).

Кроме пространственной лексики для номинирования локальных концептов используются терминоэлементы латинского и греческого происхождения, которые являются минимальной структурной единицей в медицинской терминологии. Вслед за В.Ф. Новодрановой, мы понимаем под терминоэлементом не любую значащую часть термина, а регулярно повторяющийся и воспроизводимый компонент сложных терминов, который, как правило, занимает определенное место в структуре, передает достаточно стабильное обобщенное значение. Термины, образованные с помощью терминоэлементов, являются примером экономного использования ресурсов языка. Вновь созданные термины характеризуются емкой структурой. Греко-латинские терминоэлементы позволяют легко создавать многокомпонентные высокоинформативные наименования вместо несколькословных терминосочетаний, используемых в национальных языках [3, с. 17]. Использование в английской и русской терминологиях терминов, образованных с помощью греческих терминоэлементов, говорит о том, что строй греческого языка является хорошей базой для создания терминологических единиц различных наук.

Так, в концептуальной модели «Норма» в наименовании бугорков на жевательной поверхности больших коренных зубов верхней и нижней челюсти особенно заметна роль греколатинских префиксов. Например: протоконус - (гр. protos - первый, первичный + гр. conos) язычный мезиальный бугорок жевательной поверхности первого моляра верхней челюсти; англ. mesiopalatal cusp.

В концептуальной модели «Аномалия» морфологически образованные термины являются синонимами многословных терминосочетаний.

«Как языковое выражение специального понятия, отображающее важнейшие его признаки, термин фокусирует в краткой языковой форме "семантическое ядро" предложения - высказывания, характеризующего основные свойства терминируемого понятия. Налицо определенная языковая интерпретация мыслительного процесса, связанная с "конденсацией предложения", не меняющей сущность передаваемой терминологической информации» [4, с. 20]. Например: прогнатия (от лат. pro - вперед + гр. gnathos челюсть) - выступание челюсти вперед; ретрогнатия (от лат. retro - назад + гр. gnathos челюсть) - смещение челюсти назад.

Для обозначения ряда аномалий используется лексико-семантический способ образования терминов, то есть такой способ языковой номинации, при котором основным средством создания нового термина является семантическое развитие слова. В.А. Татаринов различает несколько видов семантического развития. Используемые термины, обозначающие аномалии положения зубов, можно считать примером терминологизации.

Так, единичный промежуток между зубами называется диастемой diastema, diasteme (от гр. diastema - расстояние, промежуток). Множественные промежутки называются тремами (от греч. trema - дыра, отверстие).

Концептуальная модель «Аномалия» насыщена большим количеством синонимов. Истоками синонимии является попытка авторов вложить в создаваемое название собственное видение аномалии, чем она обусловлена и что она выражает. Поэтому используемые в различных классификациях названия аномалий, выражающие локальный концепт, находят отражение в композитах, в которых происходит слияние смыслов. Любой сложный производный термин рассматривается как пример концептуальной интеграции. Например: ложная прогения, истинная прогения; balansed occlusion, pathogenic occlusion.

В отличие от морфологического способа терминообразования, семантический путь обогащения терминосистемы состоит в семантическом развитии уже существующих слов. Одним из таких механизмов пополнения терминосистемы является метафоризация. В современной лингвистике наметилась новая тенденция к рассмотрению метафоры как когнитивного процесса. «Аналогия, лежащая в основе метафоры, составляет суть всякого объяснения, в чем собственно и состоит дефинитивная функция термина. Ведь суметь сопоставить - значит наполовину понять» [5, с. 99]. Основные виды переноса происходят по сходству формы, местоположения и функции. Например: глазной зуб; eye tooth (расположен в подглазничной области).

- 168 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________

Для постановки правильного диагноза, выбора плана и метода лечения пациента необходимо комплексное исследование его зубочелюстной системы. Для выявления всех этих аномалий используются специальные методы исследования, названия каждого из которых имеет свое языковое выражение. Любой концепт Диагностики состоит из описания места проведения измерения, объектов исследования, различных аппаратов и приспособлений и числового выражения среднестатистических данных. Все это находит отражение в концептах Место, Размер, Форма, Объект исследования, Развитие и Время, Функции,Аппараты и приспособления." Так при проведении различных диагностик часто используют антропометрические ориентиры головы и лица. Названия данных точек образуются с помощью суффикса -ion, присоединяемого к греческому или латинскому корню, например: трихион; trixion (гр. trix, trichos - волос) точка расположена у начала волос на голове. Простион; prosthion (гр. prosthios - передний) самая передняя точка альвеолярного края верхней челюсти по срединной линии при ориентации черепа в глазнично-ушной горизонтали.

В заключение можно сказать, что концептуальная модель «Норма» более строго организована и менее синонимична, чем концептуальная модель «Аномалия». Это еще раз подтверждает мысль о том, что терминосистема любой области имеет два аспекта: статистический и динамический. Статистическое ядро системы включает все относительно устойчивые, стабильные элементы (термины), группы терминоэлеменнтов, которые в течение более или менее продолжительного времени не подвергаются каким-либо структурным и семантическим изменениям. Для терминологии ортодонтии это названия зубов, челюстей и других анатомических образований зубочелюстной системы. Статистическое ядро обычно составляет центр терминосистемы. На периферии находятся терминологические единицы, которые обозначают изменяющиеся представления о патологии зубочелюстной системы, и термины, обозначающие новые методы диагностики и лечения. Динамичный аспект терминосистемы связан с тем, что ортодонтия и ее терминология находятся в стадии становления, и при дальнейшем развитии ортодонтии и ее концептов неизбежно создание новых наименований, которые, «являясь результатом когнитивной деятельности специалиста, представляют собой интеграцию нескольких видов знаний: знания об определенном фрагменте мира, знания о ментальных формах его отражения в сознании, о языковых формах его репрезентации, а также знания об оперировании языковыми единицами с целью обработки, хранения и передачи знаний» [6, с. 69], должны учитывать традиционные способы терминообразования, характерные для современной терминологии.

Результаты концептуального анализа показали, что большая часть терминов репрезентирует локальный концепт, что еще раз подтверждает мысль о том, что категоризирующую роль в терминологии играет именно категория пространства. В медицинской терминологии эта категория имеет практическую значимость, которая объясняется необходимостью точного указания на конкретную форму и размеры, место и взаимоположение органов, тканей и систем организма, на место заболевания и так далее. В ортодонтии локальный концепт чаще находит отражение в композитах, в которых происходит слияние и смыслов, и форм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бекишева Е.В. Форма языковой репрезентации гносеологических категорий в клинической терминологии. Автореферат дисс... д-ра филолог. наук. - М., 2007. - С. 10.

2. Татаринов В.А. Общее терминоведение: Энциклопедический словарь. Российское терминологическое общество «РоссТерм». - М.: Московский лицей, 2006. - С. 188.

3. Новодранова В.Ф. Еще раз о статусе терминоэлемента. Терминоведение. 1994. Выпуск 1. - С. 17.

4. Володина М.Н. Термин как средство специальной информации. - М.: Изд. МГУ, 1996. - С. 20.

5. Володина М.Н. Когнитивно-информационная природа термина и терминологическая номинация. Дисс. д-ра филолог. наук. - М., 1998. - С. 99.

6. Новодранова В.Ф. Когнитивная карта науки. Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Сб. материалов 26-28 сентября 2006 г. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. - С. 69.

REFERENCES

1. Bekesheva H.V. The form of linguistic representation of the gnoseological categories in clinical terminology [Forma yazykovoy reprezentatsii gnoseologicheskikh kategoriy v klinicheskoy terminologii] Doctor of Philology thesis abstract. Moscow. 2007. P.10 (in Russ.)

- 169 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

2. Tatarinov V.A. General Terminology. Encyclopedic Dictionary [Obshchee terminovedenie: Entsiklopedicheskiy slovar'] Russian Terminological Society. Moscow. Moscow Lyceum. 2006. P.188. (in Russ.)

3. Novodranova V.F. Once more (Again) on the Status of the Term Element Terminology. [Eshche raz o statuse terminoelementa] 1994. Issue 1. P.17. (in Russ.)

4. Volodina M.N. A term as a mean of specific information. [Termin kak sredstvo spetsial'noy informatsii] Moscow. MSU Publishing. 1996. P.20. (in Russ.)

5. Volodina M.N. Cognotive - Informational nature of the term and terminological nomination. [Kognitivno -informatsionnaya priroda termina i terminologicheskaya nominatsiya] Doctor Philology Thesis. Moscow. 1998. P.99. (in Russ.)

6. Novodranova V.F. A cognitive map of Science. [Kognitivnaya karta nauki] International Congress of Cognitive Linguis-

tics.The collection of materials. Tambov. 2006. P.69 (in

Информация об авторе

Аллафи Лилия Махамед-Резаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, ул. Чернышевского, 173, Нальчик, (Кабардино-Балкарская Республика), Россия

Тугушева Фатимат Аммаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, ул. Чернышевского, 173, Нальчик, (Кабардино-Балкарская Республика), Россия

[email protected]

Ульбашева Фатимат Ахматовна, старший преподаватель кафедры романских языков Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова,

360004, ул. Чернышевского, 173, Нальчик, (Кабардино-Балкарская Республика), Россия

Получена: 10.04.2015

Russ.)

Information about the author

Allafi Lily Mahamed-Rezaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor of the Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian State University, named after Kh. M. Berbekov, 360004, street Chernyshevsky,173 Nalchik, (Kabardino-Balkar Republic), Russia

Tugusheva Fatimat Ammaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor of the Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian State University, named after Kh. M. Berbekov, 360004, street Chernyshevsky,173 Nalchik, (Kabardino-Balkar Republic), Russia

[email protected]

Ulbasheva Fatimat Akhmatovna, Senior Teacher of the Chair of Roman Languages, Kabardino-Balkarian State University, named after Kh. M. Berbekov,

360004, street Chernyshevsky,173 Nalchik, (Kabardino-Balkar Republic), Russia

Received: 10.04.2015

170 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.