Е.Г. Писарева,
кандидат юридических наук, доцент Саратовской государственной академии права post@sgap.ru
Локально-правовая политика государственного учреждения в области финансов
Аннотация: в статье рассматривается локально-правовая политика государственного учреждения в области финансов — вид финансово-правовой политики, выражающейся в определении направлений, путей и способов реализации задач учреждений в сфере финансов.
Ключевые слова: правовая политика, финансовая политика, локально-правовая политика, финансы, государственные и муниципальные расходы, бюджет, бюджетные учреждения.
Summary: local-legal politics of the state establishment in financial sphere — a kind offinancial-legal politic, which is expressed, in the ways and methods of tasks realization of establishments in financial sphere is analized in the article.
Key words: legal policy, financial policy, local-legal politics, finances, state and municipal expenses, budget, budget establishments.
Правовая политика — неизбежный элемент нового этапа правового развития общества. Она является результатом проявления закономерности объединения юридических ресурсов (правотворческих, правоприменительных, интерпретационных, доктринальных) для решения более сложных юридических проблем, возникающих в процессе социальной эволюции1.
Таким образом, вопрос о соотношении права и политики в настоящее время актуален. По образному утверждению профессора Н.И. Матузова, «вокруг него всегда велась жесткая полемика, в ходе которой ломались копья, сталкивались аргументы, выяснялось, что первично, что вторично, какой из двух феноменов имеет приоритет и т. д. Дискуссии продолжаются и сейчас, то затихая, то разгораясь вновь в зависимости от обстоятельств»2.
Как подчеркивает профессор Д.А. Керимов, «нельзя юриста, как и любую личность, превращать в отшельника, изолированного от общественного бытия и его имманентной составляющей — политики»3.
Следует напомнить, что в исследовании проблематики правовой по- 53
литики значительная роль принадлежит научным работам представителей -
Саратовской школы общей теории права4, основополагающие положения
1 См.: Малько А.В. Правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 29.
2 Матузов Н.И. Понятие, принципы и приоритеты правовой политики // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 15.
3 Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве : учебник. М., 2008. С. 270.
4 См., например: Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003; Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003; Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006; Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008; Проект Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / под ред. А.В. Малько. М., 2008.
которых получают дальнейшее развитие в исследованиях представителен различных отраслей права.
Так, по определению Н.И Матузова, правовая политика — особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур. Взаимодействие права и политики может быть вполне продуктивным; для этого нужно уметь всякий раз находить оптимальный баланс между ними. Такой баланс, как правило, достигается в том случае, если политика является правовой. Сам термин «правовая политика» говорит о том, что оба рассматриваемых феномена тесно сопряжены и вектор их развития един. Иными словами, они свойственными им методами выполняют одни и те же задачи. Если политика есть искусство возможного и целесообразного, то право — искусство добра и справедливости. Но эти функции не противоречат друг другу
Профессор О.Ю. Рыбаков определяет правовую политику в узком смысле как выработку и реализацию стратегии и тактики в области создания и применения права на общих принципах гуманизма.
В широком смысле, по утверждению ученого, — это деятельность прежде
I всего государственных и муниципальных органов, а также общественных s объединений, граждан, включающая систему идей, целей, мер и способов, ^ обеспечивающих функционирование и воспроизводство правовых меха-
< низмов, перспектив развития законодательства, создание, поддержание и § развитие условий для осуществления интересов, прав и свобод личности во gl взаимодействии с ее обязанностями2.
В науке финансового права финансово-правовая политика Российского государства определена профессором Н.И. Химичевой как составная часть его правовой политики, в целом представляющая собой особый вид публичной деятельности, который выражается в определении направлений, путей о и способов реализации задач государства и муниципальных образований в
сфере финансов посредством их закрепления в финансово-правовых нормах
< 3
m с установлением мер ответственности за допущенные правонарушения3. m Однако, по мнению профессора Е.В. Покачаловой, разработке вопросов финансово-правовой политики пока уделяется не достаточно внимания, хотя важность таких разработок очевидна, поскольку финансово-правовая политика не только имеет важное ориентирующее значение для деятельности государственных органов в сфере национальной экономики, но и напрямую влияет на эффективность функционирования финансов и экономики страны, реализа-£ цию задач социального развития, укрепление государства и его безопасности4.
° 1 См.: Матузов Н.И. Правовая политика как важнейшая проблема российской юридической науки // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Маль-ко. М., 2006. С. 9.
2 См.: Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 34.
3 См.: Химичева Н.И. Финансово-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 136.
4 См.: Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика и публичный долг: проблемы соотношения // Актуальные вопросы публичного права : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. О.Ю. Бакаевой. Саратов, 2007. С. 122.
IZ
с
54
со
Государственные учреждения как субъекты российского права и, в частности, финансового права, выполняют широкий круг публичных (общезначимых) задач государства и тем самым не только принимают активное участие в обеспечении основных направлений социальной политики Российского государства, но в то же время претворяют в жизнь задачи финансово-правовой политики в части направленности финансово-правового регулирования на осуществление социальных задач, а также приоритетности публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с о реализацией частных интересов граждан. §
Как правило, финансово-правовую политику сводят лишь к финансово- О правовой политике государства (муниципалитетов), финансово-правовая а политика организаций практически не рассматривается. g
В связи с этим следует отметить, что в рамках в общей теории права про- я фессором А.В. Малько исследуется понятие локально-правовой политики g отдельно взятых организаций. i
Локальный уровень правовой политики призван конкретизировать, до- а полнять и усовершенствовать правовое регулирование общественных отно- g
шений, возникающих в рамках отдельно взятых предприятий, учреждений, -3
а
организаций, общественных отношений, осуществляющих политическую
1 u
экономическую, социально-культурную и иную деятельность1. й
По своей сути локально-правовая политика представляет собой совокуп- |
ность стратегических и тактических мер в области формирования и исполь- g
зования финансовых средств хозяйствующих субъектов, включая учреждения. ч
Как уже было отмечено, локально-правовая политика, в том числе и в ®
области осуществления финансовой деятельности учреждения, формируется е
в соответствующих локальных правовых актах (уставах, учредительных доку- Я
ментах организаций), принимаемых в различных сферах жизнедеятельности в
и представляющих собой «предписания, принятые на уровне конкретного Л
учреждения и регулирующие его внутреннюю жизнь»2. с
Локально-правовая политика, в том числе характеризующая финансовую s
деятельность государственного учреждения, должна отличаться самостоятельно- Н
стью, т. е. возможностью данного субъекта финансового права принимать само- С
стоятельные решения в области формирования и использования финансовых ° средств, разрабатывать стратегию и тактику управления своими финансами.
Учитывая названный критерий, следует подчеркнуть, что в отношении 55
основной деятельности государственных учреждений финансовое обеспече- -
ние должно осуществляться из бюджетов в режиме сметного финансирования
либо предоставлением субсидий на выполнение государственного задания. ^
Содержание государственного задания закреплено в финансовом законода- э
тельстве, в связи с чем государственные учреждения выступают субъектами |
реализации задач государственной финансово-правовой политики в части ®
составляющей ее бюджетно-правовой политики. а
1 См.: Малько А.В. Локально-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 92.
2 Его же. Теория государства и права в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 155.
Самостоятельную локально-правовую политику государственного учреждения проводят в отношении формирования доходов, полученных от оказания платных услуг, являющихся дополнительным источником финансового обеспечения деятельности учреждения, а также распределения и использования финансовых средств, обеспечивающих нормальную деятельность данных организаций, в том числе по оказанию публичных (общезначимых) услуг гражданам.
Таким образом, локально-правовую политику государственного учреждения в сфере финансов следует определить как вид финансово-правовой политики, выражающейся в определении направлений, путей и способов реализации задач учреждения в сфере собственных (децентрализованных) денежных фондов посредством их закрепления в локальных правовых актах учреждения.
В.А. Пономаренков,
кандидат юридических наук, доцент Института права Самарского государственного экономического g университета
¥ 2770402@mail.ru
о Принципы и стандарты российского уголовного
<; судопроизводства: проблемы соотношения
< Аннотация: в статье рассматриваются вопросы разграничения понятий принципов и стандар-s тов уголовного судопроизводства в контексте реализации правовых правоустановлений в процессе ^ производства по уголовным делам.
g Ключевые слова: принципы права, стандарты права, законодательная практика, законность. IZ
о; Annotation: in article questions of differentiation of concepts of principles and standards of criminal
legal proceedings in a context of realization legal pravous-tanovleny in the course of manufacture on criminal
Q cases are considered. CQ
<C Key words: right principles, right standards, legislative practice, legality.
gg Определение понятия принципов права является одной из актуаль-
- ных проблем современной юридической науки. В отечественной правовой науке
все ученые в целом единодушны в том, что принципы права — это основные, £ исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфи-° ческого социального регулятора1. Принципы права отражают систему общепри-п знанных нравственных, социальных ценностей общества, представляющих собой некое благо, которому отдается предпочтение в ряду других благ. При этом, будучи результатом человеческого опыта, принципы права воздействуют на политическую и правовую жизнь, функционируют во всех без исключения отраслях права и ни при каких обстоятельствах не могут быть отчуждаемы.
1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 168; Ромашов Р.А.
Теория государства и права. СПб., 2006. С. 113.