Научная статья на тему 'ЛОГОРИТМИКА В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ЛОГОРИТМИКА В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройство аутистического спектра / сенсорная сфера / понимание речи / ритм / логоритмика / дети старшего дошкольного возраста / autism spectrum disorder / sensory sphere / speech comprehension / rhythm / logorhythmics / older preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Сафронова Злата Михайловна

В статье раскрываются особенности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Рассмотрены отличительные черты детей с РАС разных групп. Изучены характеристики сенсорной сферы. Выявлено, на основание чего проявляются речевые нарушения, в том числе и нарушение понимания речи (импрессивной речи). Описано значение развития понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. Объяснено, как ритм влияет на развитие мозга и речевой сферы детей с РАС. Даны понятие «логоритмика» и её направления работы с детьми дошкольного возраста. Определено, как использовать логоритмику и её основы в логопедической работе по развитию понимания речи детей с РАС. Таким образом, были выделены особенности использования логоритмики с детьми с РАС. Приведены примеры логоритмических песенок, в том числе и авторских, которые можно использовать в работе по развитию понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Сафронова Злата Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the features of children with autism spectrum disorder (ASD). The distinctive features of children with ASD of different groups are considered. The characteristics of the sensory sphere are studied. It has been revealed on the basis of which speech disorders are manifested, including a violation of the understanding of speech (impressive speech). The importance of developing the understanding of speech of older preschool children with ASD is described. It is explained how rhythm affects the development of the brain and speech sphere of children with ASD. The concept of "logorhythmics" and its areas of work with preschool children are given. It is determined how to use logorhythmics and its basics in speech therapy work to develop the understanding of speech of children with ASD. Thus, the features of using logorhythmics with children with ASD were highlighted. Examples of logorhythmic songs, including author's songs, are given, which can be used in the work on the development of speech comprehension of older preschool children with ASD.

Текст научной работы на тему «ЛОГОРИТМИКА В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

12. Приказ Минпросвещения России от 16.08.2021 N 565 «О внесении изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2021 № 65495). - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-16082021-n-565-o-vnesenii/ (дата обращения: 19.07.2023)

13. Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся / Г.М. Исмаилов, В.Е. Минеев-Ли, Л.В. Скорнякова, А.Е. Ли, С.С. Исмаилова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №3(35). - С. 128-133

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент-магистрант Сафронова Злата Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЛОГОРИТМПКА В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Аннотация. В статье раскрываются особенности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Рассмотрены отличительные черты детей с РАС разных групп. Изучены характеристики сенсорной сферы. Выявлено, на основание чего проявляются речевые нарушения, в том числе и нарушение понимания речи (импрессивной речи). Описано значение развития понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. Объяснено, как ритм влияет на развитие мозга и речевой сферы детей с РАС. Даны понятие «логоритмика» и её направления работы с детьми дошкольного возраста. Определено, как использовать логоритмику и её основы в логопедической работе по развитию понимания речи детей с РАС. Таким образом, были выделены особенности использования логоритмики с детьми с РАС. Приведены примеры логоритмических песенок, в том числе и авторских, которые можно использовать в работе по развитию понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, сенсорная сфера, понимание речи, ритм, логоритмика, дети старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article reveals the features of children with autism spectrum disorder (ASD). The distinctive features of children with ASD of different groups are considered. The characteristics of the sensory sphere are studied. It has been revealed on the basis of which speech disorders are manifested, including a violation of the understanding of speech (impressive speech). The importance of developing the understanding of speech of older preschool children with ASD is described. It is explained how rhythm affects the development of the brain and speech sphere of children with ASD. The concept of "logorhythmics" and its areas of work with preschool children are given. It is determined how to use logorhythmics and its basics in speech therapy work to develop the understanding of speech of children with ASD. Thus, the features of using logorhythmics with children with ASD were highlighted. Examples of logorhythmic songs, including author's songs, are given, which can be used in the work on the development of speech comprehension of older preschool children with ASD.

Key words: autism spectrum disorder, sensory sphere, speech comprehension, rhythm, logorhythmics, older preschool children.

Введение. В настоящее время количество детей с особенностями развития становится больше. Одна из категорий таких детей - дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, потому что проявления аутизма имеют разные степени и формы. Однако нарушения развития речи присущи большей части детей с РАС. Поэтому логопедическая работа по развитию речи детей должна выступать одной из приоритетных.

Последние десятилетия в логопедической работе появляются новые виды воздействия, коррекции и развития основных психических функций. Логоритмика стала одной из популярных методов.

Изложение основного материала статьи. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это группа расстройств, для которых характерны нарушения коммуникации и социализации. Чаще всего при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт.

Много ученых изучали и описывали отличительные черты аутизма: Евгений Сергеевич Иванов, Ольга Сергеевна Никольская, Клара Самойловна Лебединская, Виктор Васильевич Лебединский и другие. Никольская разделила детей с аутизмом на несколько групп:

1. Первая группа (полная отрешенность от окружающего) - отсутствует речь, может появляется мутизм; невозможность организации ребенка; не откликается на просьбы; присутствует самоагрессия.

2. Вторая группа (активное отвержение мира) - избирательны в одежде, еде, вкусах; характерны эхолалии, штампы в

3. Третья группа (захваченность собственными переживаниями) - избирательный интерес в какой-то области; обладают правильной, развернутой речью.

4. Четвертая группа (трудности организации общения и взаимодействия) - повышенная ранимость; неразвитость форм общения; аграмматическая речь; педантизм [7, С. 25-36].

Часто встречающиеся проявления и нарушения у детей с РАС (по Кларе Самойловне Лебединской):

- нарушение восприятия: тактильного (59%), зрительного (51%), проприоцентивного (17%), слухового (9%);

- стереотипы: двигательные (51%), поведенческие (41%), сенсорные (32%), речевые (31%), влечение к ритму (34%);

- нарушение речи: экспресивной (49%), импрессивной (21%) [8].

Импрессивная речь - это восприятие или понимание речи. Мамохина Ульяна Андреевна в своей статье описала особенности импрессивной речи у дошкольников с РАС:

- трудности восприятия общего образа предметной или социальной ситуации;

- нарушено понимание контекста слов, предложений;

- сложности понимания грамматических категорий, словоизменения, словообразования;

- трудности в понимании и выполнении простой и сложной инструкций;

- нарушены фонематический слух, фонематический анализ и синтез [6].

Данные нарушения понимания речи связанны с расстройствами сенсорной сферы и с различными отклонениями в центральной нервной системе (ЦНС). На основании правильного речеслухового восприятия, ребенок с РАС способен улучшить качества понимания речи. Понимая инструкции и выполняя их, дети старшего дошкольного возраста с РАС способны овладеть имитацией и подражанием, что необходимо для формирования артикуляционной базы звуков [3; 7; 8].

Таким образом, развитие импрессивной речи в логопедической работе является первым этапом в овладении детьми с расстройством аутистического спектра разговорной речью. Кроме этого, дети смогут: овладеть навыками самообслуживания, коммуникации; заниматься в детском саду, а дальше учиться в школе, особенно это важно в период обучения грамоте, так как в основе импрессивной речи находиться фонематический слух и фонематическое восприятие.

Чтобы развитие понимания речи было успешным, мы разделили его по следующим направлениям:

- обогащение словаря словами существительными, глаголами, прилагательными и т.д.;

- развитие фонематического слуха;

- развитие сенсорной сферы;

- развитие двигательных функций.

Работая над каждым отдельным компонентом понимания речи, важно суметь включить всё в комплекс. Это можно с помощью современного психолого-педагогического метода: логоритмики.

Логоритмика - система игр и упражнений, основывающиеся на движении и речи под музыку [5].

Как известно, ритм - это врожденное свойство организма. Все наши органы работают в определенном ритме, но чаще всего выделяют сердце. Однако, согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические раздражители вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и в биоритмах головного мозга [9].

Развитие темпо-ритмики улучшает способность в понимании и произнесении сложных по структуре слов, это связано со слоговым ритмом слов русского языка.

Поэтому логоритмику рекомендовано использовать в коррекционной работе с детьми с РАС.

Основные задачи логоритмического воздействия:

- развитие слухового внимания, фонематического и музыкального слуха;

- развитие чувства ритма, дыхания, голоса;

- развитие речевой моторики, мимики;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

В логопедической работе по развитию понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС логоритмику можно использовать для обогащения и уточнения словаря, развития двигательных функций, подражания, например: проговаривание или пропевание слов, обозначающих части тела и выполнение ими движений. Так же для развития фонематического слуха, выполняя движения с музыкальными инструментами, звукоподражания, что является первыми шагами в овладении произносительной стороной речи [2; 4; 5; 10].

Логоритмические занятия можно разделить на три этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

На подготовительном этапе дается простая речевая инструкция и образец выполнения движений без музыки. Тогда дети с РАС уточняют значение слов при помощи показа предметов и действий, развивают общую моторику. Выполняя действия под музыку, дети старшего дошкольного возраста с РАС развивают чувство ритма и быстрее запоминают слова [1; 2; 4; 5; 10].

Затем, на основном этапе, постепенно наращиваются и закрепляются инструкции, значение слов и понятий; вводится музыкальное сопровождение [1; 2; 4; 5; 10].

На последнем этапе дети могут выполнять движения под музыку без поддержки, а также проявить речевую активность, заканчивая строчки стихотворений [1; 2; 4; 5; 10].

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с РАС важно выполнять специальные педагогические условия: присутствие на первых индивидуальных занятиях мамы, привлечение внимания детей и пробуждать у них интерес к выполнению упражнений, создание благоприятной психологической атмосферы, правильная организация общения с детьми, взаимодействие всех педагогов и родителей [1; 2; 4; 5; 10].

Важно учитывать психологические особенности каждого ребенка, потому что не все могут принять игру и начать взаимодействовать. Это может быть связано со многими факторами: с незнакомой обстановкой и людьми; со слуховой гиперчувствительностью - ему не нравится тембр голоса логопеда или взятая фальшивая нота, он привык слушать голос в записи. Стоит подобрать новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найти ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции [2]. Планируя занятия, необходимо учитывать объём и уровень сложности материала, чтобы избежать переутомления детей и их негативизм. Поэтому нужно рационально чередовать активность детей с отдыхом. Кроме этого, лучше постепенно вводить данный вид работы в его жизнедеятельность, не забывая добавлять его в визуальное расписание ребенка с РАС, если оно требуется.

На основание полученных знаний, мы выделили особенности использования логоритмики с детьми с РАС:

- комфортные музыкальное сопровождение и общая атмосфера;

- использование наглядных материалов, предметов, с которыми можно выполнять действия;

- включение родителей в занятие;

- включение ритуалов в начало и конец занятия;

- отслеживание эмоционального состояния детей;

- постепенное усложнение упражнений и речевого материала;

- наблюдение за реакцией принятия и непринятия помощи.

Примеры логоритмических песенок [2]:

«Оркестр» с ложками и погремушками»

Тук - тук - тук - тук! (стучат деревянными ложками)

Ложки застучали -

Тук - тук - тук - тук!

Детки заиграли.

Динь - динь - динь - динь! (звенят погремушками)

Пляшет погремушка!

Динь - динь - динь - динь! Звонкая игрушка.

Данная песенка нацелена на понимание простых инструкций, развитие звукоподражаний, фонематического слуха и речеслуховой памяти.

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла, (ребенок сжимает и разжимает пальцы) Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, (при названии каждого овоща педагог выставляет на стол муляж овоща или показывает картинку)

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Данная песенка актуализирует знания детей об овощах, стимулирует к речи. Развивает память.

Дополнительно: изучив текст песенки и название овощей, педагог может больше не показывать муляжи или картинки, а попросить детей это сделать. Перед занятием раздать каждому ребенку по картинке или игрушке овоща, «дать роль». Каждый ребенок должен вспомнить, когда ему показывать свой овощ или же встать с места. «Кулачок с ладошкой»

Дети попеременно сжимают пальцы в кулачки и разжимают их, имитируя мягкие движения кошки. Кулачок - ладошка! Я иду как кошка!

Данная песенка способствует развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, понимания слов «ладошка - кулачок».

«Ладошка»

Дети делают движения в соответствии с текстом. Ладошка вверх, Ладошка вниз, На бочок, И в кулачок!

Данная песенка развивает понимание простых инструкций, пространственной ориентации, межполушарного взаимодействия (при одновременных действиях двух рук) Примеры авторских логоритмических песенок: Дети вместе с педагогом выполняют движения по тексту песни

Песню слушай не робей. Повторяй за мной скорей! Ручками хлопаем Раз - два - три. Ножками топаем Раз - два - три. С пятки на носочек Раз - два - три. Нравится нам очень Раз - два - три. Головой киваем Раз - два - три. Всех мы понимаем Раз - два - три.

Данная песенка нацелена на развитие понимания простых инструкций и навыков счета до 3. Музыкальное сопровождение легкое, напоминает вокальную распевку, что не будет перегружать нервную систему детей. «Мячик»

Дети вместе с логопедом под музыку выполняют действия с мячами

В руку правую беру

И на пол кладу.

В руку левую беру

И на пол кладу.

Правой я катаю,

Левой я катаю.

Я с мячом играю, (двумяруками одновременно бить мячами об пол) От пола отбиваю.

Данная песенка формирует, уточняет знания детей о право-лево и развивает понимание простых и сложных инструкций. Использование сенсорных мячиков с этой песенкой развивает мелкую моторики, межполушарное взаимодействие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Осень» (более сложный уровень понимания речи) В небе птицы улетели

Далеко-далёко, (движение, будто смотрят вдаль) Так как осень золотая

Давно уж у порога, (маршируют на месте) Глянь! Поспел наш урожай, Собирай и не зевай!

Яблоки в корзинку весело кладу (тянут сначала правую руку, опускают её, затем тянут левую руку, опускают; каждое движение — слово)

И картошку быстро я в мешке несу (движение, будто на спине несут мешок) Листья закружились, на траву легли, (покружились и присели на корточки)

Их граблями с песней со двора смели, (движение, будто сгребают листья в кучу; далее пропевают песенку с движением)

Ла-ла-ла-ла ла-ла,

Па-па-па па-па.

Та-та-та-та та-та,

На-на-на на-на.

Данная песенка уточняет знания по теме «Осень». Развиваются понимание сложных инструкций, сложных грамматических категорий и слов, общая моторика и воображение. Имеет театрализованный характер.

Лучше всего её проигрывать с детьми с уровнем понимания речи выше среднего при богатом пассивном словаре.

Выводы. Дети с РАС в виду своих особенностей нуждаются в своевременной коррекционно-развивающей помощи. Без этого значительная их часть станет не способной к дальнейшему обучению и жизни в обществе, в целом. Поэтому необходимо искать пути раннего коррекционного воздействия с детьми с РАС, придерживаясь принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Мы считаем, что логоритмика является эффективным методом развития детей с РАС, особенно детям: с речевым негативизмом, с музыкальными интересами, двигательной расторможённостью. Такие занятия создают положительный настрой, способствующий развитию речи, мотивации к выполнению логопедических упражнений, коммуникативных навыков. Практика логопедов и дефектологов показывает, что регулярные занятия логоритмикой: улучшают уровень импрессивной и экспрессивной речи; развивают познавательную и сенсорную сферу; формируют положительный эмоциональный настрой. Дети с РАС учатся общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, что является основополагающим в работе специалистов [2; 4; 5].

Литература:

1. Блажевич, A.B. Специфика логопедической работы с детьми с расстройством аутистического спектра / A.B. Блажевич // Омский психиатрический журнал, 2019,- №2. - С. 8-10

2. Дефектология проф: Московский институт коррекционной педагогики: сайт. -2020.

3. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. -Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2004. - 80 с.

4. Инфоурок: сайт - 2021. - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-logoritmiki-v-rabote-s-detmi-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-5076640.html (дата обращения 02.12.2022)

5. Малахова, Ю.Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста / Ю.Ц. Малахова // Молодой ученый: Международный научный журнал, 2020. - № 6,- С. 206-208

6. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У.А. Мамохина // Аутизм и нарушения развития. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. -Т.15, 2017. - №3. - С. 24-33

7. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - Москва: Теревинф, 2005. -224 с.

8. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - Москва: Теревинф, 2007.-341 с.

9. Свирина, Е.С. Значение ритма в формировании и развитии психических функций у дошкольников / Е.С. Свирина // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - Москва ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», 2018. - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007772 (дата обращения: 14.02.2023)

10. Чигинцева, Е.Г. Комплексный подход в преодолении нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра / Е.Г. Чигинцева, И.И. Сунагатуллина, Е.В. Исаева, Л.С. Аболмасова // Russian Journal of Education and Psychology. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2018. - T.9.- №3. - С. 28-51

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры музыкального образования Джамалханова Марина Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Джамалханова Лалита Асламбековна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ

«МУЗЫКА»

Аннотация. Реализация регионального компонента рассматривается как эффективное средство, обеспечивающее повышение эффективности обучения будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка». Непосредственно перед этим анализируется текущая ситуация в современном обществе и, в частности, в сфере образования. Доказывается, что глобализационные процессы могут отрицательно сказываться на результатах профессиональной подготовки лиц, осваивающих соответствующее направление. Демонстрируется, что активизация регионального компонента данного процесса может нивелировать пагубное влияние глобализации. Затем рассматривается специфика профессиональной подготовки студентов - музыкальных педагогов на интересующей нас ступени. Рассказывается о влиянии регионального компонента на повышение её эффективности на примере Чеченского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: высшее образование (уровень бакалавриата), высшее педагогическое образование, подготовка будущих музыкальных педагогов, региональный компонент, повышение эффективности профессиональной подготовки педагогов.

Annotation. The regional component implementation is considered as an effective means to ensure an increase in the effectiveness of future bachelors training in the direction of «Pedagogical Education», «Music» profile. Immediately before this, the current situation in modern society and, in particular, in the education field is analyzed. It is proved that globalization processes can negatively affect the professional training results of persons mastering the relevant direction. It is demonstrated that the regional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.