Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ»'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
робототехника / образовательная робототехника / учебный модуль «Робототехника» / технологическое образование / учебный предмет «Технология» / robotics / educational robotics / training module "Robotics" / technological education / subject "Technology"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусевская Ольга Валерьяновна

Робототехника как современный компонент технологического образования уверенно входит в школьную практику. Это развитие обусловлено действующими федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования. Реализация содержания по робототехнике, заложенного в нормативную и методическую базу начального общего и основного общего образования, требует от образовательных организаций специальных организационно-педагогических условий. В статье представлена характеристика ключевых ресурсов, составляющих данные условия. Выделены подходы к формированию материально-технической базы для преподавания робототехники. Обозначены проблемы, с которыми столкнулись учителя при проектировании и реализации учебного содержания по робототехнике в условиях школьного урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусевская Ольга Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Robotics as a component of modern technological education is found in school practice. This is justified by the federal private educational standards of primary general and basic general education. The implementation of the content on robotics, incorporated in the regulatory and methodological base of primary general and general education, requires organizational and pedagogical conditions from scientific special organizations. The article presents usage characteristics of resources, data conditions. Approaches to the formation of the material and technical base for teaching robotics are highlighted. The problems faced by teachers in the design and implementation of education in robotics in the conditions of a school lesson are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ»»

Что касается современных средств, используемых в логопедической работе, то здесь можно отметить экспериментальное исследование М.А. Лаврентьевой, которая выявила значительные возможности в формировании орфографического навыка у школьников такого средства современной информационно-образовательной среды как компьютерный тренажер. Предлагаемый автором комплекс компьютерных тренажеров включает три самостоятельных тренажера с дифференцированными заданиями на три уровня сложности, включая содержание и пути реализации этого содержания [4, С. 34].

Первый тренажер направлен на исключение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка и их совершенствование в дальнейшем. Здесь уточняется и расширяется словарь обучающихся; формируются умения адекватного его использования для построения высказывания; развивается и совершенствуется грамматический строй речи.

Действие второго тренажера заключается в формировании навыков чтения и письма. Здесь предлагаются задания многопланового характера, что позволяет применять такой тренажер на разных этапах коррекционного воздействия по преодолению дизорфографии.

Третий тренажер развивает и совершенствует умения моделировать связное высказывание посредством заданий, ориентированных на постепенность перехода к формированию умений составлять развернутые письменные тексты.

По мнению автора методики, подобные логопедические тренажеры имеют преимущества следующего характера: учет индивидуального темпа работы школьника, который сам управляет когнитивным процессом; возможности сокращения времени отработки заданных навыков; увеличение числа тренировочных заданий; успешность в достижении уровневой дифференциации; формирование высокой мотивации учебной деятельности. В целом, компьютерные тренажеры способствуют приобщению школьников с дизорфографией к современным информационным технологиям, которыми целесообразно дополнять традиционные логопедические занятия.

Выводы. Таким образом, коррекционно-логопедическое воздействие в случае дизорфографии должно быть направлено на развитие произвольных языковых навыков, письменной и устной речи школьников; на формирование и совершенствование психических функций, их интеллектуальной и мотивационной деятельности. Только посредством такого воздействия можно решить задачи формирования и автоматизации орфографического навыка письма, а также развить у детей и подростоков предпосылки дальнейшего успешного обучения в школе.

Следует отметить, что на практике существуют некоторые моменты, препятствующие полноценному формированию орфографического навыка у школьников. Сюда можно отнести применение традиционных методов преподавания русского языка обучающимся с дизорфографией без учета их особых образовательных потребностей; несоответствие требований педагога, возможностям обучающихся; ограничение самостоятельности обучающихся на уроках; расхождение плана действий учителя с темпом работы учеников-дизорфографиков. В результате все это приводит к становлению устойчивых нарушений письма, прогрессированию проявлений дизорфографии в средних и старших классах, что негативно сказывается на учебной мотивации. И только при своевременной и систематической логопедической помощи можно преодолеть дизорфографию и в некоторой степени предотвратить ее отрицательные последствия. Перечисленные выше методики организации и содержания логопедической работы позволяют существенно улучшить процесс формирования самостоятельного, орфографически правильного письма школьника.

Литература:

1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. Дис.... канд. пед. наук / О.И. Азова. - М.: 2006. - 391 с.

2. Айзман, Р.И. Медико-биологические основы дефектологии / Р.И. Айзман. - М.: Юрайт, 2020. - 225 с.

3. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.

4. Беломестнова, Н.В. Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления / Н.В. Беломестнова // Ананьевские чтения - 2003. Материалы научно-практической конференции 28-30 октября 2003 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. Л.А. Цветковой, Л.А. Головей. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 83-84

5. Выготский, Л.С. Проблема сознания / Л.С. Выготский // Психология грамматики. - М.: Изд-во МГУ, 1968. -С. 178-196

6. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2004. - 296 с.

7. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И.И. Мамайчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 318 с.

8. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2019. - 314 с.

9. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Прищепова. - М.: Юрайт, 2020. - 202 с.

10. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2006. - С. 5.

Педагогика

УДК 372.862

кандидат педагогических наук, доцент Гусевская Ольга Валерьяновна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. Робототехника как современный компонент технологического образования уверенно входит в школьную практику. Это развитие обусловлено действующими федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования. Реализация содержания по робототехнике, заложенного в нормативную и методическую базу начального общего и основного общего образования, требует от образовательных организаций специальных организационно-педагогических условий. В статье представлена характеристика ключевых ресурсов, составляющих данные условия. Выделены подходы к формированию материально-технической базы для преподавания робототехники. Обозначены проблемы, с которыми столкнулись учителя при проектировании и реализации учебного содержания по робототехнике в условиях школьного урока.

Ключевые слова: робототехника, образовательная робототехника, учебный модуль «Робототехника», технологическое образование, учебный предмет «Технология».

Annotation. Robotics as a component of modern technological education is found in school practice. This is justified by the federal private educational standards of primary general and basic general education. The implementation of the content on robotics, incorporated in the regulatory and methodological base of primary general and general education, requires organizational and pedagogical conditions from scientific special organizations. The article presents usage characteristics of resources, data conditions. Approaches to the formation of the material and technical base for teaching robotics are highlighted. The problems faced by teachers in the design and implementation of education in robotics in the conditions of a school lesson are indicated.

words: robotics, educational robotics, training module "Robotics", technological education, subject "Technology".

Введение. Робототехника обозначила себя в мировом сообществе в 1960-х годах XX века как одно из направлений машиностроения. Её основу составили механика и компьютерная техника, электроника и радиосвязь, измерительная техника, теория управления и другие научные и технические дисциплины. На сегодняшний день к ним можно причислить умные устройства и новые беспилотные технологии.

Постепенно робототехника перешла в сферу дополнительного образования детей и взрослых и заняла устойчивую позицию в развитии инженерного мышления и научно-технического творчества. Активное развитие образовательной робототехники последнее десятилетие происходит благодаря Кружковому движению Национальной технологической инициативы [1]. Движение представляет собой общественно-государственную консолидацию и объединяет участников и педагогов кружков, держателей образовательных площадок, организаторов инженерных соревнований и других мероприятий технической направленности.

На сегодняшний день можно говорить о становлении образовательной робототехники как нового направления, ориентированного на повышение эффективности обучения, активное использование детьми современных технологий, элементов компьютерной грамотности, формирование социальных навыков и гражданских отношений.

Из системы дополнительного образования происходит постепенная интеграция образовательной робототехники в общеобразовательный процесс школы. В первую очередь это осуществляется за счет обогащения учебных планов курсами внеурочной деятельности. Внеурочные занятия по робототехнике позволяют удовлетворить потребность школьников в непосредственном взаимодействии с современными технологическими средствами, стремление к практическим действиям с объектами, самостоятельной индивидуальной и коллективной проектно-исследовательской и соревновательной деятельности.

«Учащиеся сначала думают, а потом разрабатывают разные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается за счет того, что мозг и руки «работают вместе». Дети играют в роли молодых исследователей, инженеров, программистов, дизайнеров, которые не только берут на себя новые роли, но и легко усваивают знания в различных областях науки. Возможны и ошибки в обучении, но они быстро проявляются и достаточно легко исправляются, что заставляет ребенка развивать собственную активность, активное мышление и развитие способности решать возникающие проблемы» [4, С. 82].

Кроме того, междисциплинарный характер робототехники синтезирует знания, полученные обучающимися из разных школьных предметов (информатика, математика, физика, химия и биология, технология) для решения конкретных инженерно-технологических задач. Робототехника интегрирует проектную и исследовательскую деятельность, создает предпосылки для развития научно-технического творчества и профессионального самоопределения школьников.

Осознание преимуществ робототехники отражено во многих современных научно-методических работах. Например, Ершов М.Г., анализируя образовательные возможности робототехники, утверждает: «Существует множество образовательных технологий, которые развивают критическое мышление и навыки решения проблем, но очень мало образовательных сред, которые вдохновляют подрастающее поколение на инновации через науку, технологии, математику, побуждая детей думать, творчески анализировать ситуацию» [4, С. 86].

В связи с этим, объяснимо встраивание образовательной робототехники в школьный предмет «Технология» для уровней начального общего и среднего общего образования [10; 11].

В начальной школе робототехника дополняет структуру учебного модуля «Конструирование и моделирование» и вводится для изучения с 4-го класса [8].

В основной школе курс «Технология» дополнен самостоятельным инвариантным модулем «Робототехника». Реализация модуля осуществляется ступенчато с 5-го по 9-й класс с расширением учебного содержания и усложнением планируемых образовательных результатов [9].

Значимость образовательной робототехники для технологического образования подтверждается также выделением в структуреВсероссийской олимпиады школьников по технологии самостоятельного профиля «Робототехника» [12].

Вместе с тем, реализация содержания по робототехнике, заложенного в нормативную и методическую базу начального общего и основного общего образования, требует от образовательных организаций специальных организационно-педагогических условий.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на мнение ряда исследователей (Н.Г. Бондаренко, A.A. Володин, О.В. Галкина, К.Г. Силанян и др.) мы рассматриваем организационно-педагогические условия как совокупность ресурсов, возможностей конкретного образовательного учреждения, необходимых для реализации образовательного процесса, обеспечения качества образования и развития педагогической системы в целом [2; 3].

Для преподавания робототехники наиболее существенными ресурсами, на наш взгляд, являются: материально-техническая база и профессиональная готовность педагогов к проектированию и реализации образовательного процесса с применением робототехнического оборудования. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Материально-техническая база для сопровождения модуля «Робототехника» в рамках школьной программы формируется с учетом образовательных целей каждого уровня образования. В зависимости от возраста учеников, на занятиях используются разные типы конструирования, соответственно будут применяться различные специализированные робототехнические комплексы. Значимым фактором также является применимость данного оборудования и его полезность в подготовке к соревнованиям в рамках образовательного процесса. При формировании комплекта средств обучения робототехнике можно воспользоваться методикой оценивания робототехнического оборудования, разработанной коллективом университета Иннополис в сотрудничестве с Ассоциацией участников технологических кружков [5].

Авторы выделяют четыре критерия: приобретение (стоимость оборудования, доступность в приобретении); стоимость владения; уровень обслуживания (уровень поддержки, сервис обслуживания, доступность ремонта); методическая ценность. Стоимость владения предполагает анализ и оценку стоимости расходных материалов, возможность взаимозаменяемости с другим оборудованием, длительность функционирования, при которой решаются поставленные задачи, вандалоустойчивость, удобство многократного использования. Методическая ценность характеризуется применимостью при подготовке к инженерным соревнованиям, количеством доступных соревнований, обеспеченностью методическими материалами, распространенностью среди преподавателей, способностью к взаимодействию с другим оборудованием.

В настоящее время на рынке отечественного образовательного робототехннческого оборудования происходит активное развитие, связанное, в первую очередь, со стремлением к импортозамещению. Среди популярных российских разработчиков и производителей робототехнических наборов можно выделить следующие компании: РОББО (https://robbo.ru/about-us/); РОБОТРЕК (https://robotrack-rus.ru/); ТРИК (https://trikset.com/); АМПЕРКА (https://amperka.ru/). Компании также представляют специально разработанные комплекты для занятий, систему учебных заданий, четко структурированную образовательную концепцию.

Материально-техническую базу для занятий робототехникой составляют не только конструкторы и программное обеспечение, которое предоставляют компании-разработчики, но и наличие в школе планшетных компьютеров, ноутбуков, проектора, специализированной учебной аудитории с необходимой мебелью (парты, стулья, стол для экспериментов и пр.), соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям [6; 7].

К материально-техническим условиям относится и методическая документация (учебная программа, конспекты/технологические карты уроков), дидактические материалы, которые разрабатывает сам учитель.

Таким образом, мы уже говорим о профессиональной готовности учителя к проектированию и реализации учебного содержания, как значимом ресурсе школы. С целью выявления у педагогов мотивации, профессиональных установок, опыта в реализации модуля «Робототехника» в актуальный период, нами был проведен онлайн-опрос. Общее количество респондентов составило 580 учителей из 18 районов Санкт-Петербурга и школ городского и федерального подчинения. В опросник были заложены вопросы: «Имеете ли Вы опыт реализации модуля «Робототехника» в школьном курсе «Технология»?» и «На какой платформе реализуете модуль «Робототехника»?». Ответы участников опроса подтвердили, что большая часть учителей (86,6%) не осуществляют подготовку школьников и соответственно не знают и не умеют работать с робототехническим оборудованием. Отсутствие готовности и мотивации учителей к реализации данного модуля можно объяснить вытеснением робототехники в условия дополнительного образования детей и традиционно сложившейся практикой робототехнических кружков - Кружковое движение Национальной технологической инициативы (действует с 2010 года). Важно также отметить, что 11,1% респондентов ошибочно полагают, что модуль «Робототехника» относится к группе вариативных, что существенно снижает мотивацию учителей к разработке и преподаванию данного модуля в условиях общего образования.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии включает конкурсный профиль «Робототехника». В связи с этим, мы предложили в анкете следующие вопросы: «Осуществляете ли Вы подготовку школьников к участию в школьном этапе ВсОШ по технологии профиль «Робототехника»?» и «Укажите причины, препятствующие активному участию обучающихся в школьном этапе ВсОШ по робототехнике в Вашей образовательной организации». Ответы респондентов подтвердили вывод о том, что подготовка учащихся по робототехнике осуществляется только за счет кадровых и материально-технических ресурсов дополнительного образования.

Результаты опроса позволяют констатировать серьезную проблему, решение которой требует от учителя технологии профессионального развития, наращивания компетенций в освоении образовательной робототехники.

Выводы. Недостаточная готовность учителей, низкий уровень мотивации даже при наличии необходимого робототехннческого оборудования значительно тормозит реализацию образовательной робототехники в школе, достижение необходимых образовательных результатов. Учитывая результаты диагностического исследования мы понимаем, что модуль «Робототехника» в курсе технологии в актуальный период не получил широкого распространения в школах. Но даже без использования специальных устройств, конструкторов и настоящих роботов в учебном процессе школы необходимо и важно изучить введение в робототехнику на уроках, во внеурочном процессе и дополнить занятиями дополнительного образования.

Робототехника в школе полностью соответствует идеям современного образовательного стандарта - формирование способности применять знания и умения на практике при решении учебно-практических, учебно-профессиональных и жизненных задач.

Литература:

1. Ассоциация участников технологических кружков: сайт. - 2023. - URL: https://kruzhok.org/iniciativy (дата обращения: 10.07.2023)

2. Володин, A.A. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / A.A. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2,- С. 143-152

3. Галкина, О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Галкина Ольга Владимировна. - Самара, 2009. - 24 с.

4. Ершов, М.Г. Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики / М.Г. Ершов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Мерку-рий, 2013. - С. 81-87

5. Исследование рынка технологических продуктов для кружков робототехники. Весна 2021 / А. Овсянников, Р. Соловьев, М. Тезина, О. Кускова, А. Федосеев, А. Андрюшков. - М.: Ассоциация участников технологических кружков, 2021.-102 с.

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - URL: https://fgosreestr.ru/sanitary_standard (дата обращения: 20.07.2023)

7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - URL: https://fgosreestr.ru/sanitary_standard (дата обращения: 20.07.2023)

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). - URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 19.07.2023)

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223). - URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 19.07.2023)

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). -URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 18.07.2023)

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 19.07.2023)

12. Приказ Минпросвещеиия России от 16.08.2021 N 565 «О внесении изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2021 № 65495). - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-16082021-n-565-o-vnesenii/ (дата обращения: 19.07.2023)

13. Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся / Г.М. Исмаилов, В.Е. Минеев-Ли, Л.В. Скорнякова, А.Е. Ли, С.С. Псмаилова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №3(35). - С. 128-133

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент-магистрант Сафронова Злата Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЛОГОРИТМПКА В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Аннотация. В статье раскрываются особенности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Рассмотрены отличительные черты детей с РАС разных групп. Изучены характеристики сенсорной сферы. Выявлено, на основание чего проявляются речевые нарушения, в том числе и нарушение понимания речи (импрессивной речи). Описано значение развития понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. Объяснено, как ритм влияет на развитие мозга и речевой сферы детей с РАС. Даны понятие «логоритмика» и её направления работы с детьми дошкольного возраста. Определено, как использовать логоритмику и её основы в логопедической работе по развитию понимания речи детей с РАС. Таким образом, были выделены особенности использования логоритмики с детьми с РАС. Приведены примеры логоритмических песенок, в том числе и авторских, которые можно использовать в работе по развитию понимания речи детей старшего дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, сенсорная сфера, понимание речи, ритм, логоритмика, дети старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article reveals the features of children with autism spectrum disorder (ASD). The distinctive features of children with ASD of different groups are considered. The characteristics of the sensory sphere are studied. It has been revealed on the basis of which speech disorders are manifested, including a violation of the understanding of speech (impressive speech). The importance of developing the understanding of speech of older preschool children with ASD is described. It is explained how rhythm affects the development of the brain and speech sphere of children with ASD. The concept of "logorhythmics" and its areas of work with preschool children are given. It is determined how to use logorhythmics and its basics in speech therapy work to develop the understanding of speech of children with ASD. Thus, the features of using logorhythmics with children with ASD were highlighted. Examples of logorhythmic songs, including author's songs, are given, which can be used in the work on the development of speech comprehension of older preschool children with ASD.

Key words: autism spectrum disorder, sensory sphere, speech comprehension, rhythm, logorhythmics, older preschool children.

Введение. В настоящее время количество детей с особенностями развития становится больше. Одна из категорий таких детей - дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, потому что проявления аутизма имеют разные степени и формы. Однако нарушения развития речи присущи большей части детей с РАС. Поэтому логопедическая работа по развитию речи детей должна выступать одной из приоритетных.

Последние десятилетия в логопедической работе появляются новые виды воздействия, коррекции и развития основных психических функций. Логоритмика стала одной из популярных методов.

Изложение основного материала статьи. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это группа расстройств, для которых характерны нарушения коммуникации и социализации. Чаще всего при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт.

Много ученых изучали и описывали отличительные черты аутизма: Евгений Сергеевич Иванов, Ольга Сергеевна Никольская, Клара Самойловна Лебединская, Виктор Васильевич Лебединский и другие. Никольская разделила детей с аутизмом на несколько групп:

1. Первая группа (полная отрешенность от окружающего) - отсутствует речь, может появляется мутизм; невозможность организации ребенка; не откликается на просьбы; присутствует самоагрессия.

2. Вторая группа (активное отвержение мира) - избирательны в одежде, еде, вкусах; характерны эхолалии, штампы в

3. Третья группа (захваченность собственными переживаниями) - избирательный интерес в какой-то области; обладают правильной, развернутой речью.

4. Четвертая группа (трудности организации общения и взаимодействия) - повышенная ранимость; неразвитость форм общения; аграмматическая речь; педантизм [7, С. 25-36].

Часто встречающиеся проявления и нарушения у детей с РАС (по Кларе Самойловне Лебединской):

- нарушение восприятия: тактильного (59%), зрительного (51%), проприоцентивного (17%), слухового (9%);

- стереотипы: двигательные (51%), поведенческие (41%), сенсорные (32%), речевые (31%), влечение к ритму (34%);

- нарушение речи: экспресивной (49%), импрессивной (21%) [8].

Импрессивная речь - это восприятие или понимание речи. Мамохина Ульяна Андреевна в своей статье описала особенности импрессивной речи у дошкольников с РАС:

- трудности восприятия общего образа предметной или социальной ситуации;

- нарушено понимание контекста слов, предложений;

- сложности понимания грамматических категорий, словоизменения, словообразования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.