The Newman In Foreign Policy №38(82), август-сентябрь 2017 г.
45
УДК 372.8:376
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФФН
Алексеенко Г. В., студентка кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск)
Статья посвящена диагностики
фонематических функций у дошкольников 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием,
предложена схема развития фонематических функций, вызывающих у детей наибольшие затруднения: различительной, перцептивной и делимитативной.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие, фонетические функции, различительная функция, перцептивная функция, делимитативная функция логопедическая работа, игра.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым. Известно, что отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и тормозит развитие связной речи в целом [Боровцова, 2007, с. 29; Орос, Проглядова, 2016]. Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия
Таким образом, целью нашей работы явилось проведение экспериментального изучения
фонематических функций у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и разработка рекомендаций по развитию данных функций.
Фонема исполняет четыре ключевые функции, которые характеризуются наличием тесной связи друг с другом:
1. Конститутивная функция, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением.
2. Различительная, или дистинктивная. Состоит в обеспечении различения отдельных морфем.
3. Перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия).
4. Делимитативная функция (ограничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).
С целью определения уровня фонетико-фонематического недоразвития и основных фонематических функций, вызывающих у детей наибольшие затруднения, нами на базе подготовительной группы МДОУ №44 г. Красноярска было проведено исследование среди 22-х детей группы.
В ходе исследования мы выяснили, что низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в слабом развитии у дошкольников различительной, перцептивной и делимитативной функций фонем. На основе анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам: 5 из 22 ребят (22,72%)обладают высоким уровнем фонетического развития, средним уровнем обладают 10 детей (45,45%) и низким уровнем - 7 человек (31,81%).
У детей, развитие фонематического восприятия которых было отмечено на низком уровне, наблюдались трудности не только при восприятии звуков отсутствующих в речи, но и тех которые произносятся ими правильно, что говорит о нарушении у детей различительной фонематической функции. Было отмечено, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению (что тоже говорит о нарушении различительной функции, а также перцептивной функции фонемы). При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они меняли их местами, либо произносили неправильно (нарушение у детей перцептивной функции).
Большую трудность представляло определение местоположения звука со слов экспериментатора и чуть легче и точнее дети определяли место звука в слове, имея наглядный материал. Таким образом, мы можем отметить нарушение перцептивной функции фонемы.
Максимальную сложность для выполнения представил анализ слов т.е. определение последовательности и количества звуков. Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах. Все это говорит о нарушении у детей перцептивной и делимитативной функции.
Таким образом, проведенное нами исследование доказало необходимость проведения специальной логопедической работы и разработки методических рекомендаций по коррекции различительной, перцептивной и делимитативной функций фонему дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием.
Нами предлагается, на основе разработок Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой [Филичева, 1987] логопедическую работу по развитию у детей способности в формировании различительной, перцептивной и делимитативной функций фонем условно разделить на шесть этапов: 1) узнавание неречевых звуков, 2)различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса, различение слов, близких по звуковому составу, 3) дифференциация слогов, 4)
The Newman In Foreign Policy №38(82), август-сентябрь 2017 г.
дифференциация фонем, 5) развитие навыков элементарного звукового анализа.
Кроме того, в процессе логопедической работы нами предлагается сделать акцент на игре. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная логопедическая задача, усиливает интерес детей к слову, к познанию ими окружающего мира. Таким образом, в ходе работы для каждого из представленных этапов нами были подобраны специальные игры. Следовательно, мы можем предположить, что данные игры будут успешно способствовать формированию у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием различительной, перцептивной и делимитативной фонетических функций.
46 Источники и литература:
1. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,-2014, С.53-58.
2. Брюховских Л.А., Козырева О.А. Лексическое развитие ребёнка в онтогенезе.// Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики, № 5-6,2015,С.38-41.
3. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие // Тамбов: Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2007. 220 с.
4. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133.
5. Корнилова Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников // Логопед. 2009. №2. С. 65-69.
6. Орос Е.В., Проглядова Г.А. Особенности формирования слоговой структуры слова у
слабовидящих детей с общим недоразвитием речи// Педагогика и медицина в служении человеку материалы Ш-й Всероссийской научно-практической конференции. гл. ред. С. Ю. Никулина. 2016. С. 377-381. Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду // М., 1987. 67 с.
*ВЫ ПРОЧЛИ СТАТЬЮ УЧАСТНИКА I МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОПЫТ», СОСТОЯВШУЮСЯ 12 ИЮНЯ 2017 ГОДА В Г. КРАСНОЯРСК
В конференции приняли участие 20 кандидатов наук по профилю конференции, 10 специалистов профильных организаций в сфере работы с детьми с ОВЗ, 2 аспиранта, 20 магистрантов, 20 студентов.
География конференции: Республика Крым, Ленинградская, Липецкая, Ярославская, Вологодская, Свердловская, Кемеровская, Омская, Томская области; Красноярский край, Республика Коми, Республика Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан.
Организаторы: редакция журнала The Newman in Foreign Policy, Школа публичной дипломатии Красноярска, Российская ассоциация политической науки (КО РАПН)