Научная статья на тему 'ЛОГИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ'

ЛОГИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL HOLDING / EDUCATIONAL LOGISTICS / PEDAGOGICAL LOGISTICS / PEDAGOGICAL INNOVATION LOGISTICS / PARADIGMS OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Сергей Вячеславович

Переход российского общества к постиндустриальной стадии актуализирует проблему развития системы образования на основе нововведений и поиск релевантной методологии управления педагогическими инновациями. Ее основой является логистика педагогических инноваций как теория и практика управления потоками в образовательных системах. Цель исследования состоит в определении парадигм развития логистики педагогических инноваций как методологии и механизма управления инновациями в образовательном холдинге. Гипотеза представлена предположением, что данные парадигмы формируют ценностные, содержательные и инструментальные рамки реализации и развития логистики педагогических инноваций. Исследование выполнено на основе анализа первоисточников, в том числе 1492 кейсов, включающих отчетные материалы о результатах инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области. являющихся инновационными площадками, входящими в состав регионального образовательного холдинга (ежегодно 100 образовательных организаций). Материалы были подготовлены в период с 2003/2004 по 2017/2018 учебный год. Введено и обосновано понятие «логистика педагогических инноваций», которое описывает теорию и практику управления потоками (педагогическими, инфраструктурными, интегративными, помех) в образовательном холдинге с целью обеспечения устойчивого потока педагогических инноваций, являющихся результатом его деятельности и фактором развития. Определены направления развития логистики педагогических инноваций, которые заданы пятью парадигмами: аксиологической (ценность инноваций), гуманитарной (человек как субъект логистики), парадигмой взаимодействия (направленность на развитие взаимодействия во внутренней и внешней среде холдинга), содержательной (приоритет в исследовании потоков в образовательном холдинге) и технологической (ориентация на совершенствование способов и средств логистики). Каждая из них устанавливает приоритеты совершенствования образовательного холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS: PARADIGMS OF DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL HOLDING

The transition of Russian society to the post-industrial stage actualizes the problem of developing educational systems based on innovations and the search for a relevant methodology for managing pedagogical innovations. Its basis is the logistics of pedagogical innovations as the theory and practice of flow control in educational systems. The purpose of the study is to determine the paradigms of logistic development of pedagogical innovations as a methodology and mechanism for managing innovation in an educational holding. The hypothesis is presented by the assumption that these paradigms form value, content and instrumental frameworks for the implementation and development of logistics of pedagogical innovations. The study is based on an analysis of primary sources, including 1492 cases, which include reports on the results of innovative activities of educational organizations of Ulyanovsk Oblast, which are innovative sites that are part of a regional educational holding (100 educational organizations annually). The materials were prepared during the period from 2003-2004 to 2017-2018 academic years. We introduced the concept of “logistics of pedagogical innovations”, which describes the theory and practice of managing flows (pedagogical, infrastructural, integrative, interference) in an educational holding in order to ensure a steady flow of pedagogical innovations that are the result of its activities and development factor. We identified directions of development of pedagogical innovations logistics, which are defined by five paradigms: axiological (value of innovation), humanitarian (a person as a subject of logistics), interaction paradigm (focus on the development of interaction in the holding’s internal and external environment), meaningful (priority in the study of flows in an educational holding) and technological (focus on improving methods and means of logistics). Each of them sets priorities for improving the educational holding.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ»

УДК 37.072

Логистика педагогических инноваций парадигмы развития в образовательном холдинге

С. В. Данилов

Данилов Сергей Вячеславович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, danilovnic@rambler.ru

Переход российского общества к постиндустриальной стадии актуализирует проблему развития системы образования на основе нововведений и поиск релевантной методологии управления педагогическими инновациями. Ее основой является логистика педагогических инноваций как теория и практика управления потоками в образовательных системах. Цель исследования состоит в определении парадигм развития логистики педагогических инноваций как методологии и механизма управления инновациями в образовательном холдинге. Гипотеза представлена предположением, что данные парадигмы формируют ценностные, содержательные и инструментальные рамки реализации и развития логистики педагогических инноваций. Исследование выполнено на основе анализа первоисточников, в том числе 1492 кейсов, включающих отчетные материалы о результатах инновационной деятельности образовательных организаций Ульяновской области. являющихся инновационными площадками, входящими в состав регионального образовательного холдинга (ежегодно 100 образовательных организаций). Материалы были подготовлены в период с 2003/2004 по 2017/2018 учебный год. Введено и обосновано понятие «логистика педагогических инноваций», которое описывает теорию и практику управления потоками (педагогическими, инфраструктурными, интегративными, помех) в образовательном холдинге с целью обеспечения устойчивого потока педагогических инноваций, являющихся результатом его деятельности и фактором развития. Определены направления развития логистики педагогических инноваций, которые заданы пятью парадигмами: аксиологической (ценность инноваций), гуманитарной (человек как субъект логистики), парадигмой взаимодействия (направленность на развитие взаимодействия во внутренней и внешней среде холдинга), содержательной (приоритет в исследовании потоков в образовательном холдинге) и технологической (ориентация на совершенствование способов и средств логистики). Каждая из них устанавливает приоритеты совершенствования образовательного холдинга. Ключевые слова: образовательная система, образовательный холдинг, образовательная логистика, педагогическая логистика, логистика педагогических инноваций, парадигмы развития логистики педагогических инноваций.

Поступила в редакцию: 27.03.2020 / Принята: 07.09.2020 / Опубликована: 21.12.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-317-323

Введение

Переход российского общества к постиндустриальной формации определяет требования к системе образования, заключающиеся в подготовке подрастающего поколения граждан как «работников знания», создающих новую информацию и услуги. Это определяет аксиологическую направленность образования на инновации, поскольку подготовить когнитариат [1] можно только в условиях образовательной среды, основой которой являются нововведения.

В отечественном образовании создание такой среды происходит достаточно активно, однако все очевиднее этот процесс нуждается в методологии, которая, отвечая условиям постиндустриального общества, может охватить весь путь становления педагогических инноваций. В качестве основы такой методологии может выступить логистика, представляющая собой механизм, обеспечивающий полный цикл развития инноваций от возникновения замысла до его оформления в педагогическом новшестве, которое доводится до заинтересованных в нем лиц.

Термин «логистика» появился в экономике, в которой с его помощью описывается наука, исследующая закономерности управления потоками, характерными для организации, и одновременно область практической деятельности, связанная с решением соответствующих задач. Поток рассматривается как совокупность элементов, движущихся в определенном направлении в пределах некоего известного отрезка времени, измеряемая в этот период в каких-либо единицах [2, с. 53; 3, с. 85]. В любом учреждении присутствует множество потоков - информационных, материальных, сервисных, финансовых и прочих. Охватывая их, логистика представляет собой методологию оптимизации любых потоков [4] в социальных системах и в то же время действенный способ управления этими системами.

Это дает основания для привлечения логистики из сферы экономических знаний в область образования, применяя ее к деятельности образовательных систем [5], к которым могут быть отнесены отдельные образовательные организации или их объединения. Последние представлены территориальными образовательными кластерами [6, 7], к числу которых принадлежат образовательные холдинги, представляющие собой совокупность разноуровневых образовательных и иных

организаций, объединенных по принципу горизонтальной интеграции под эгидой регионального министерства образования (или университета) для создания общего образовательного пространства региона [8-11].

Развитие таких образовательных систем основано на управлении нововведениями, что позволяет нам ввести понятие «логистика педагогических инноваций», раскрывающее методологию и механизм этой деятельности. С определением моделей (парадигм) развития логистики педагогических инноваций мы связываем цель нашего исследования.

Цель исследования, представленного в данной статье, заключается в определении парадигм развития логистики педагогических инноваций как методологии и механизма управления нововведениями в образовательном холдинге.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что обозначенные парадигмы сформируют ценностные, содержательные, а также инструментальные рамки логистики педагогических инноваций, что повысит эффективность ее реализации и развития.

Материалы

Участники. Исследование выполнено на базе образовательного холдинга Ульяновской области: образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования детей, профессионального образования), являющиеся инновационными площадками. На протяжении 15 лет (с 2003/2004 по 2017/2018 учебный год) пока длилось исследование, их количество ежегодно варьировалось (от 66 до 132 образовательных организаций), составляя в среднем 100 учреждений в год.

Методы. По итогам инновационной деятельности участниками холдинга каждый год предоставлялся пакет (кейс) отчетных материалов, определенных техническим заданием выполняемого инновационного проекта (теоретические разработки, методические материалы, образовательные программы, нормативные документы, аналитические справки, статьи, пособия, монографии и т. д.). Всего нами было собрано и обработано 1492 кейса. Содержащиеся в них результаты инновационной работы стали предметом проводимого анализа и обобщения, основой для определения парадигм развития логистики педагогических инноваций в образовательном холдинге.

В качестве методов использовались анализ литературных первоисточников и результатов инновационной деятельности образовательных организаций, логическое обобщение (индукция и дедукция), направленные на решение проблемы определения парадигм развития логистики педагогических инноваций в образовательном холдинге.

Результаты и их обсуждение: обоснование логистики педагогических инноваций

В отечественном образовании в текущем столетии категория «логистика» используется весьма активно. К настоящему времени сформировались две научные позиции, раскрывающие вопросы логистики в образовании посредством таких понятий, как образовательная логистика и педагогическая логистика.

При помощи термина «образовательная логистика» описывается наука, объединяющая методы изучения потоков в образовании (материальных, финансовых, информационных и др.), а также сфера практической деятельности, которая на этой основе обусловливает устойчивое функционирование образовательной системы. В любом учреждении (школе, вузе) образовательная логистика обеспечивает преемственность учебных дисциплин, образовательных программ и учебно-методического сопровождения и посредством этого - достижение совокупности образовательных целей [2, 3, 12-16].

В этом смысле образовательная логистика является средством внешним по отношению к педагогическим целям и содержанию образования, его направленности на личность и ее развитие [17]. Образовательную логистику можно охарактеризовать как менеджмент, направленный на инфраструктуру образовательного учреждения. Такая инфраструктура формирует условия, которые будут поддерживать работу педагогов или создавать для нее препятствия, но она не определяет качества педагогической деятельности. Игнорирование этого обстоятельства может привести к тому, что при рассмотрении образовательной системы инфраструктурные компоненты «подменят собой» и вытеснят педагогические [13].

Именно на педагогических компонентах делает акцент педагогическая логистика, сосредоточивающаяся не столько на вопросах инфраструктуры, сколько на педагогической системе, реализуемой в образовательной организации. Соответственно цель такой логистики состоит в воспроизводстве эффективности и качества учебно-воспитательного процесса [4, 13, 18, 19].

Авторы, работающие в русле данной научной позиции, понимают педагогическую логистику как науку и область деятельности, предметом которой становится управление педагогическими потоками - знания, обучения, информации, здоровья, психологическим потоком [18], управленческими потоками, потоком обучающихся, образовательно-воспитательным потоком [4] и др. Объединяясь, эти потоки гармонизируют педагогическую систему, определяя процесс и результаты обучения и воспитания в образовательной организации [20].

При этом управление педагогическими потоками направлено на обеспечение функционирования, но не развития системы, в которой осуществляет-

ся педагогическая логистика. Отсутствие такого приоритета и направленность на воспроизводство определенного уровня достижений объединяет ее с образовательной логистикой и делает очевидным их ограниченность в вопросах управления региональным образовательным холдингом.

Преодолеть данную ограниченность можно при объединении двух логистик на основе кластерного подхода в логистику педагогических инноваций. Основной ее идеей становится направленность на развитие одновременно педагогической системы, реализуемой в образовательной организации, и поддерживающей ее инфраструктуры.

Под термином «логистика педагогических инноваций» мы понимаем «область теоретических исследований и практическую деятельность, направленную на согласование процессов и потоков в образовательной системе с целью создания условий, достаточных для производства, апробации и внедрения педагогических новшеств, а также продвижения полученных результатов в образовательной среде» [21, с. 41]. Целью такой логистики является гармонизация потоков образовательного холдинга для формирования стабильного потока педагогических инноваций. Последние являются одновременно результатом деятельности и фактором развития территориального образовательного кластера.

Охарактеризовать потоки, которыми оперирует логистика педагогических инноваций, можно на основании параметров, описывающих ее направленность на функционирование либо развитие инфраструктурных или педагогических компонентов образовательной системы. В пространстве параметров мы можем выделить пять потоков:

- педагогические (потоки обучения и воспитания) - образованы совокупностью собственно педагогических компонентов образовательной системы;

- инфраструктурные - определяются материальными и экономическими ресурсами образовательной системы;

- интегративные - объединяют сведения (информацию) и средства их перемещения в образовательном кластере, условия, в которых происходит общение людей;

- поток помех - образован стремлением людей сохранить имеющийся статус-кво образовательной системы, что порождает условия, сдерживающие ее развитие;

- поток педагогических инноваций - образуется «при сочетании одновременной направленности логистики на развитие инфраструктуры и педагогической системы» [21, с. 41]. Он образован деятельностью субъектов образовательных отношений, направленной на разработку и внедрение в образовательную систему педагогических новшеств, обеспечивающих повышение эффективности её функционирования и развитие.

Результаты и их обсуждение: парадигмы развития логистики педагогических инноваций в региональном образовательном холдинге

Направления развития логистики педагогических инноваций и образовательного холдинга определяются идеологией логистики, представляющей собой совокупность взглядов, которая отражает систему отношений субъектов к миру, людям, событиям, деятельности, происходящим изменениям [22, с. 199]. Мы предлагаем конкретизировать ее пятью парадигмами (моделями, образцами решения) - аксиологической, гуманитарной, парадигмой взаимодействия, содержательной и технологической. Они формируют ценностные, содержательные, а также инструментальные рамки реализации и развития логистики педагогических инноваций.

Сущность первой из них определяется ориентацией логистики на ценностное отношение к ресурсам и условиям, способствующим развитию образовательного холдинга: педагогическим нововведениям и инновационной деятельности, субъектам инноваций и логистики, участникам кластера и их взаимоотношениям, холдингу в целом [23]. Развитие способов мотивации и приобщения к инновационному поиску, обеспечение условий для самореализации в инновационной деятельности, разносторонняя поддержка инноваторов и решение аналогичных вопросов определяют аксиологическое направление развития логистики педагогических инноваций.

Гуманитарную парадигму можно раскрыть представлением о логистике как ресурсе самоактуализации личности. В образовательном холдинге люди являются основополагающим звеном потока педагогических инноваций - его источником, регуляторами нововведений и их потребителями, субъектами логистики. Создавая условия для развития холдинга, логистика содействует раскрытию инновационного потенциала каждого участвующего в нем человека - педагога, руководителя, эксперта, консультанта. Это происходит посредством обучения (повышения квалификации и переподготовки), вовлечения в профессиональные сообщества (ассоциации, клубы, школы), консалтинга и других форм деятельности, направленных на подготовку субъектов к успехам в сфере нововведений [24, 25].

Все эти формы деятельности основаны на взаимодействии субъектов образовательного холдинга, которое раскрывает значение логистики через их согласованную совместную деятельность, направленную на создание и продвижение такого продукта, как педагогические инновации. Парадигма взаимодействия позволяет обозначить два самостоятельных вектора, в соответствии с которыми будут строиться

перспективы логистики. Один из них задан совершенствованием механизма внутри- и межкластерного взаимодействия, определяющего многообразие взаимоотношений участников холдинга друг с другом и с партнерами, находящимися в среде внешней по отношению к кластеру. Очевидно, что эффективность этого взаимодействия определяется различными факторами, в ряду которых обнаруживаются: качество синхронизации действий руководителей образовательных организаций, входящих в состав холдинга, наличие соответствующих целей, выбор подходов и принципов, форм, методов и средств, критериев оценки такого взаимодействия [26]. Второй вектор связан с движением (диффузией, переносом, распространением) педагогических инноваций внутри холдинга и за его границами. Применение традиционных и адаптированных под специфику решаемых задач, а также новых форм взаимодействия позволяет обеспечить достаточное количество, разнообразие и качество потока педагогических инноваций.

В русле движения элементов, формирующих в образовательном холдинге различные потоки, берет начало четвертая, содержательная парадигма. Ее ключевым тезисом, отражающим одну из задач логистики педагогических инноваций, является комплексное изучение предметной стороны потоков и их особенностей (типичного и специфичного содержания), взаимовлияния потоков, явлений и свойств, возникающих в результате такого влияния. Самостоятельными задачами логистики в русле содержательной парадигмы является изучение динамических характеристик потока педагогических инноваций, а также установление способов воздействия на потоки и управления ими.

Поиск решения этих задач непосредственно связан с реализацией технологической парадигмы, сосредоточивающей нас на необходимости инструментального совершенствования логистики педагогических инноваций. Этот процесс может происходить в нескольких направлениях, и в качестве одного из них можно обозначить поиск средств и способов создания в образовательном холдинге большого количества качественных и разнообразных педагогических нововведений. Технологии цифровизации, геймификации, экспертных оценок и другие позволят обновить и/ или адаптировать традиционные логистические методы (теорию систем, теорию компромиссов, способы планирования, концепцию «точно в срок» и др. [2, 3]) для решения собственно образовательных задач. Вполне понятно, что эти изменения будут сопровождаться активным поиском новых подходов к оценке логистики педагогических инноваций и соответствующих практических решений - определения критериев и показателей, алгоритмов обработки данных и мониторинга эффективности.

Выводы

В завершение можно подвести итоги рассмотрения логистики педагогических инноваций и парадигм ее развития в региональном образовательном холдинге.

Появившись в экономике, понятие «логистика» описывает одновременно науку и практическую деятельность, связанные с управлением разнообразными потоками, существующими в социальных системах. На этом основании логистика применима к деятельности образовательных холдингов, представляющих собой кластер горизонтально интегрированных образовательных учреждений.

Применение логистики в образовании привело к появлению категорий «образовательная логистика» и «педагогическая логистика». С их помощью описываются теоретические концепции и эмпирические решения, направленные на обеспечение стабильного функционирования инфраструктурных и собственно педагогических компонентов образовательной системы. С позиции задач образовательного холдинга, ключевой идеей которого является развитие на основе инноваций, возможности образовательной и педагогической логистики весьма ограниченны. Преодолеть эту ограниченность можно при помощи логистики педагогических инноваций, которая ориентируется на развитие как педагогической системы, так и инфраструктуры образовательного холдинга. Являясь методологической основой и прикладным ресурсом менеджмента в образовании, логистика педагогических инноваций сосредоточена на гармонизации ряда потоков в образовательном холдинге, среди которых педагогические (потоки обучения и воспитания), инфраструктурные (материальные и финансовые), интегративные (информация и люди), поток помех, поток педагогических инноваций.

Как теория и практика управления образовательным холдингом логистика педагогических инноваций развивается в направлениях, которые определяются пятью парадигмами. Аксиологическая парадигма акцентирует ценностное отношение субъектов холдинга к образовательным инновациям, гуманитарная - приоритет человека как субъекта логистики в холдинге. Парадигма взаимодействия связана с развитием контактов и отношений как внутри холдинга, так и за его пределами. Содержательная парадигма предполагает организацию исследований потоков в холдинге, технологическая - инструментальное совершенствование логистики педагогических инноваций.

Логистика педагогических инноваций и парадигмы, определяющие рамки ее реализации и направления развития, представляют собой сферу перспективных научных исследований и деятельности, связанных с управлением образовательными холдингами.

Библиографический список

1. Друкер П. Управление в обществе будущего / пер. с англ. и ред. Е. В. Трибушной. М. : Вильямс, 2007. 320 с.

2. Трофимова О. А. Обоснование применения логистического подхода к системе управления в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 1. С. 51-54.

3. Трофимова О. А., Захарова Л. А. Логистический подход к управлению потоками в образовательных учреждениях // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 84-87.

4. Носов А. Л. Логистика : учеб. пособие. М. : Магистр, 2018. 184 с.

5. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Образовательная система : многообразие значений, особенности функционирования // Современные исследования социальных проблем : научный электронный журнал. 2012. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sistema-mnogoobrazie-znacheniy-osobennosti-funktsionirovaniya/ viewer (дата обращения: 05.02.2020).

6. Сафин Р. С., Масалимова А. Р., Зялаева Р. Г., Мату-хин Е. Л. Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства : на-учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Г. И. Ибрагимова. Казань : Изд-во «Данис», 2014. 143 с.

7. Данилов С. В., Лукьянова М. И. Кластерный подход в региональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18896 (дата обращения: 11.03.2020).

8. Максимова Е. А. Структура и задачи образовательного холдинга // Образование и наука. 2013. № 2 (101). С.18-27.

9. Максимова Е. А. Сетевое взаимодействие членов регионального образовательного холдинга // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 115-117.

10.Навазова Т. Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. № 2. С. 20-24.

11.Новикова Т. Г., Гоглова М. Н. Многофункциональные образовательные организации столицы // Народное образование. 2014. № 1. С. 145-148.

12.Андрюшкова О. В., ЛеганМ. В., Яцевич Т. А. Логистика организации электронного обучения в университете // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 4 (44). С. 5-10.

13. Громова Т. А., Селиванов А. В. Логистика образовательного процесса // Решетневские чтения. 2012. Т. 2, № 16. С. 761-762.

14.Гончарова М. А., Гончарова Н. А. Образовательная логистика как стратегический императив экономического развития региона // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2QQ9. № . 3. С. i5-i7.

15.Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. Калининград : КГУ, 2QQ3. 3i7 с.

16. Склярова Н. Ю. К вопросу об образовательной логистике // Гуманитарные и социальные науки. 20i2. № 5. С. 323-33Q.

17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2QQ2. 576 с.

18.Лившиц В. Педагогическая логистика // Полисветие : литерат.-худ. и публ. сб. Ида-Вирумаа / сост. В. Жилкин, С. Чекрыжев. Кохтла-Ярве : Полисветие, 2QQ7. С. 72-79.

19.Широченко Н. В., Громова Т. А., Ковалева О. Методы логистики в новых сферах приложения // Решетневские чтения. 2Qi3. Т. 2, № i7. С. 427-428.

2Q.Лопатухина Т. А., Залевская Т. В. Структура информационного потока педагогической логистики в формате подготовке студентов медицинского университета по психиатрии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 20i4. № i. С. 86-88.

21.Данилов С. В. Логистика педагогических инноваций как методология управления нововведениями в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № i. С. 4i. URL: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=29560 (дата обращения: 2i.03.2020). DOI: i0.i75i3/spno.29560

22. Идеология // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв и др. М. : Советская энциклопедия, i983. 840 с.

23.Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Формирование ценностного отношения к здоровью : региональный опыт инновационной деятельности образовательных организаций // Теория и практика физической культуры. 20i9. № 2. С. 96-98.

24. Зарубина В. В., Лукьянова М. И., Фахретдино-ва М. А., Данилов С. В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых // Теория и практика физической культуры. 20i8. № 2. С. 24-2б.

25.Lukyanova M., Danilov S., Glebova Z. Novice teachers' readiness for innovative activities in education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences : IFTE 20i8 4th International Forum on Teacher Education. Kazan, 20i8. P. 705-7ii. DOI: i0.i5405/epsbs.20i8.09.83

26.Aleksandrova E. A., Rudenko I. V., Kolesnikov M. A., Garipova V. V., Kuznezov S. V. Socio-cultural conditions of educational environment development // Humanities and Social Sciences Reviews. 20i9. Vol. 7, № 4. P. ii37-ii42.

Образец для цитирования:

Данилов С. В. Логистика педагогических инноваций: парадигмы развития в образовательном холдинге // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 317-323. Б01: ИА^:// doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-317-323

Logistics of Pedagogical Innovations: Paradigms of Development in Educational Holding

Sergey V. Danilov

Sergey V. Danilov, https://orcid.org/0000-0002-1022-5049, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 81 12 September St., Ulyanovsk 432017, Russia, danilovnic@rambler.ru

The transition of Russian society to the post-industrial stage actualizes the problem of developing educational systems based on innovations and the search for a relevant methodology for managing pedagogical innovations. Its basis is the logistics of pedagogical innovations as the theory and practice of flow control in educational systems. The purpose of the study is to determine the paradigms of logistic development of pedagogical innovations as a methodology and mechanism for managing innovation in an educational holding. The hypothesis is presented by the assumption that these paradigms form value, content and instrumental frameworks for the implementation and development of logistics of pedagogical innovations. The study is based on an analysis of primary sources, including 1492 cases, which include reports on the results of innovative activities of educational organizations of Ulyanovsk Oblast, which are innovative sites that are part of a regional educational holding (100 educational organizations annually). The materials were prepared during the period from 2003-2004 to 2017-2018 academic years. We introduced the concept of "logistics of pedagogical innovations", which describes the theory and practice of managing flows (pedagogical, infrastructural, integrative, interference) in an educational holding in order to ensure a steady flow of pedagogical innovations that are the result of its activities and development factor. We identified directions of development of pedagogical innovations logistics, which are defined by five paradigms: axiological (value of innovation), humanitarian (a person as a subject of logistics), interaction paradigm (focus on the development of interaction in the holding's internal and external environment), meaningful (priority in the study of flows in an educational holding) and technological (focus on improving methods and means of logistics). Each of them sets priorities for improving the educational holding. Keywords: educational system, educational holding, educational logistics, pedagogical logistics, pedagogical innovation logistics, paradigms of development of logistics of pedagogical innovations.

Received: 27.03.2020 / Accepted: 07.09. 2020 / Published: 21.12.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Druker P. Upravlenie v obshchestve budushchego [Managing in in society of the future]. Transl. and ed. E. B. Tribush-noy. Moscow, Vil'yams Publ., 2007. 320 p. (in Russian).

2. Trofimova O. A., Rationalization for use logistical approach to the management system in education. Innovative projects and programs in education, 2012, no. 1, pp. 51-54 (in Russian).

3. Trofimova O. A., Zakharova L. A. Logistic approach to flow control in educational institutions. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 2, pp. 84-87 (in Russian).

4. Nosov A. L. Logistika [Logistics]. Moscow, Magistr Publ., 2018. 184 p. (in Russian).

5. Chechel' I. D., Potemkina T. V. Educational system: va-

riety of values, features of functioning. Modern research ofsocial problems (scientific e-journal), 2012, no. 2 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7obrazovatel-naya-sistema-mnogoobrazie-znacheniy - osobennosti-funktsionirovaniya/viewer (accessed 21 March 2020) (in Russian).

6. Safin R. S., Masalimova A. R., Zyalaeva R. G., Matukh-in E. L. Nauchno-metodicheskoe obespechenie innovatsi-onnogo razvitiya obrazovatel'nogo klastera v usloviyakh integratsii nauki, obrazovaniya i proizvodstva. Sci. ed. G. I. Ibragimova. Kazan', Danis Publ., 2014. 143 p. (in Russian).

7. Danilov S. V., Lukyanova M. I. Cluster approach in the regional education. Modern problems ofscience and education, 2015, no. 1-1. Available at: http://science-education. ru/ru/article/view? id=18896 (accessed 21 March 2020) (in Russian).

8. Maksimova E. A. The Structure and Tasks of Educational Holdings. The Education and science journal, 2013, no. 2 (101), pp. 18-27 (in Russian).

9. Maksimova E. A. Net interaction in a regional educational holding. Science Vector ofTogliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015, no. 1 (20), pp. 115-117 (in Russian).

10.Navazova T. G. Educational holding as an innovative organization of the system of continuing professional education. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2005, no. 2, pp. 20-24 (in Russian).

11. Novikova T. G., Goglova M. N. Multifunctional educational organizations of the capital. Narodnoe obrazovanie [National Education], 2014, no. 1, pp. 145-148 (in Russian).

12.Andryushkova O. V., Legan M. V., Jatsevich T. A. Logistics of the organization of electronic training at university. Open and distance education, 2011, no. 4 (44), pp. 5-10 (in Russian).

13.Gromova T. A., Selivanov A. V. Logistics of educational process. Reshetnevskie chteniya [Reshetnev readings], 2012, vol. 2, no. 16, pp. 761-762 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Goncharova M. A., Goncharova N. A. Educational logistics as strategic imperative of economical development of region. Scientific notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences», 2009, no. 3, pp. 15-17 (in Russian).

15.Denisenko V. A. Osnovy obrazovatel'noy logistiki [Educational Logistics Basics]. Kaliningrad, KGU Publ., 2003. 317 p. (in Russian).

16. Sklyarova N. Ju. On the question of education logistics. Gumanitarnye i social'nye nauki [The humanities and social sciences], 2012, no. 5, pp. 323-330 (in Russian).

17.Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogi-ka [Pedagogy]. Ed. V. A. Slastenin. Moscow, Izdatel'skiy centr «Academiya», 2002. 576 p. (in Russian).

18.Livshic V. Pedagogal logistics. In: V. Zhilkin, S. Chek-ryzhev, comp. Polisvetie sbornik [Collection Polysvet]. Kohtla-Yarve, 2007, pp. 72-79 (in Russian).

19. Shirochenko N. V, Gromova T. A., Kovaleva O. Methods of logistics in new areas of application. Reshetnevskie chteniya [Reshetnev readings], 2013, vol. 2, no. 17, pp. 427-428 (in Russian).

20.Lopatukhina T. A., Zalevskaya T. V. The structure of the

information flow of pedagogical logistics in the format of training students of a medical university in psychiatry. Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki [The Humanities and socio-economic sciences], 2014, no. 1, pp. 86-88 (in Russian).

21. Danilov S. V. Logistics of pedagogical innovations as a methodology for managing innovation in education. Modern Problems of Science and Education. Surgery, 2020, no. 1, p. 41. Available at: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=29560 (accessed 21 March 2020) (in Russian). doi: 10.17513/spno.29560

22. Ideologiya. In: L. F. Il'ichyov et al., eds. Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya enciklopediya, 1983. 840 p. (in Russian).

23. Lukyanova M. I., Shustova L. P., Danilov S. V. Values-driven health agenda formation: innovative experience of

regional educational establishments. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 2, pp. 96-98 (in Russian).

24.Zarubina V. V., Lukyanova M. I., Fahretdinova M. A., Danilov S. V. A cmeological stand shaping service to physical specialists in advanced education system. Theory and Practice of Physical Culture, 2018, no. 2, pp. 24-26 (in Russian).

25.Lukyanova M., Danilov S., Glebova Z. Novice teachers' readiness for innovative activities in education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018 4th International Forum on Teacher Education, Kazan, 2018. P. 705-711. DOI: 10.15405/ epsbs.2018.09.83

26.Aleksandrova E. A., Rudenko I. V., Kolesnikov M. A., Garipova V. V., Kuznezov S. V. Socio-cultural conditions of educational environment development. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 1137-1142.

Cite this article as:

Sergey V. Danilov. Logistics of Pedagogical Innovations: Paradigms of Development in Educational Holding. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 4 (36), pp. 317-323 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-317-323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.