place at the initial stage of a resource t'r, then expenses for this resource on compensation of idle times will be equal
^-Ltr. - ^tt fl JLT
\ л -
ГН ÙTT
(9)
where Kt.u.(tr) - the average value of coefficient for an operating time tr.
At all always it is necessary to introduce all earlier listed factors into model of calculation of indicators. Really, the criterion of optimization (7) is revealed proceeding from requirements of market economy - and directly related to machines as a whole. As for separate assembly unit for which it is required to develop, for example, optimum rules of replacements of constructive elements at elimination of refusals, in this case the highest system is the aggregate and the machinery.
The need for private models of optimization of such indicators, as a resource of assembly units, limit wear, frequency of service, and then the rules of replacements of constructive elements is defined by the specified. These models are special manifestation of model (7) and differ by a specification of considered factors and used mathematical apparatus.
The main characteristics of the efficiency of the use of mass and serial production machines, as well as many technical products, are their performance and cost, as determined in the specific calculation per production unit. Production cost depends on the cost of production (purchase) and ensuring the serviceable condition, on the expenses rate of operating materials. In this regard, this paper proposes methods for determining the total average resource of the machine, its aggregation, subassembly, parts, spare parts, the total costs of
wear of the machine for the full resource, as well as the cost of maintenance and compensation for damage due to wear for a full resource through cycles of exploitation, in which the optimization criterion is the minimum overall average unit cost of production and ensuring the serviceable condition of machinery at constant performance.
In summary it should be noted that criterion function is developed for which criterion of optimization by which the minimum sum of average specific expenses for production (acquisition) of machines and their maintenance in the operating state providing a constant, the maximum possible productivity in these conditions are accepted. The offered models allow to predict the need in corresponding technical influences and, therefore, to carry out a preparation of production.
References
1. Sheynin A.M., Tulenov A.T. Improvement of standards of reliability of machines and their aggregates // Increasing the efficiency of the use of labor, energy and material resources at operation of machinery: Collected papers of scientific works /MADI. - M - 1981. pp.4-7.
2. Baykhelt F. Franken P. Reliability and maintenance. Mathematical approach: Translated from German. -M.: Radio and communication, 1988.
3. Pernebekov S.S., Ussipbayev U.A., Dzhunusbekov A.S., Meiirbekov A.A., Tortbayeva D.R. Definition of optimization model of reliability indicators of transport equipment in general view // In Science, Technology and Higher Education: materials of the IV international research and practice conference. - Westwood, Canada, 2014. - Vol. II. - P. 405-408
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ
Лащеных Александр Андреевич
кандидат техн. наук, доцент, Запорожский национальный технический университет, г. Запорожье
Турпак Сергей Николаевич
кандидат техн. наук, доцент, Запорожский национальный технический университет, г. Запорожье
Грицай Сергей Васильевич
старший преподаватель, Запорожский национальный технический университет, г. Запорожье LOGISTICS OF REPRESENTATION PROCESSES MATERIAL RESOURCES MOVEMENTS
Laschenyh Alexander, the candidate tehn. Sciences, Associate Professor, Zaporizhzhya National Technical University, Zaporozhye
Turpak Sergey, the candidate tehn. Sciences, Associate Professor, Zaporizhzhya National Technical University, Zaporozhye Gritsay Sergey, senior Lecturer, Zaporizhzhya National Technical University, Zaporozhye АННОТАЦИЯ
В статье предложены концептуальные основы логистического подхода к изучению и анализу транспортных процессов. Выполнена классификация логистических материалопроводящих процессов, определены их назначение, решаемые задачи и соответствующие технологии перемещения материальных ресурсов, методы организации и управления их перемещением. ABSTRACT
In the article are considered conceptual bases of logistical approach to the study and analysis of transport processes. Logistics processes are classified, defined their purpose, tasks and related technologies move material resources, methods of organization and control transport.
Ключевые слова: логистический процесс; транспортный процесс; материальный поток; способ транспортирования; складские операции.
Keywords: logistics process; transport process; material flow; method of transportation; warehouse operations.
В настоящее время процесс перемещения материальных ресурсов регламентируется Единым транспортно-технологическим процессом. Существуют различные подходы к рассмотрению транспортного процесса. Одни авторы считают, что транспортный процесс - это совокупность действий, взаимосвязанных технических средств и живого труда, в результате которых происходит изменение пространственного состояния грузов и пассажиров [1]. Другие специалисты утверждают, что транспортный процесс - это процесс перемещения грузов или пассажиров, включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю [2-4].
По мнению третьей группы авторов, транспортный процесс — это совокупность организационно и технологи-
чески взаимосвязанных действий, а также операций, выполняемых транспортными компаниями и их подразделениями самостоятельно или согласовано с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов [5-7].
В данной статье предлагаются концептуальные основы логистического подхода к изучению и анализу транспортных процессов. Материальный поток, продвигаясь к конечному потребителю, последовательно проходит цепь звеньев материалодвижения. Эти звенья могут представлять собой отдельные предприятия, участки, подразделения этих предприятий. На пути от первичного источника до конечного потребителя готового продукта периодически повторяются звенья цепи материалодвижения, обладающие схожими функциями. На рис. 1 приведена схема логистического материалопроводящего процесса (ЛМПП) на металлургическом комбинате.
Сфера производства
Сырье
МК
СН ПР СБ
ЦХП
СКЛ ПР СБ
ЦХП
СН СКЛ СБ
ЖБК
СН ПР
хг
ЦТНП
СКЛ ПР СБ
пот
СН СКЛ СБ
О
М:
ВТ
I
>1
М:
Мп
Сфера обращения Рис.1. Принципиальная структура движения материальных ресурсов: МК - металлургический комбинат; ЦХП - цех холодной прокатки; ЦТНП - цех товаров народного потребления; МБ - металлобаза; ЖБК - железобетонный комбинат; ПОТ - предприятие оптовой торговли; М1...Мп - сеть магазинов; ТОП - транспорт общего пользования; ПТ - промышленный транспорт; ВТ - ведомственный транспорт; СТ - собственный транспорт; СН - снабжение; ПР - производство; СБ - сбыт; СКЛ - складирование.
Каждое из представленных на схеме звеньев решает вопросы снабжения хозяйственной деятельности предметами труда. В каждом из звеньев продукция хранится и подвергается определенным операциям (воздействиями). Каждое из звеньев организует сбыт и отгрузку производственного продукта следующему звену. Перемещение продукции от звена к звену выполняет транспорт. Кроме того, по всей выделенной цепи циркулируют информационные потоки, обеспечивающие возможность управления материальными потоками. На одних участках транспортные и складские службы самостоятельно выполняют указанные на рис. 1 функции (транспортировка, складирование), на других выполняют эти функции в тесном взаимодействии с другими службами (коммерции, маркетинга, производства и т.д.).
В ходе логистического процесса материальный поток движется до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков, после чего продукция движется до потребителя в соответствии с заказом последнего.
С позиции логистики в материалопроводящем процессе необходимо решение вопросов планирования потоков, организации движения грузов, интеграция перевозочного и производственного процессов и управление материальными потоками.
Таким образом, логистический материалопроводя-щий процесс включает два компонента: традиционный (построенный на Едином транспортно-технологическом процессе) и специфический (построенный на системном и кибернетическом подходах, методах исследования операций и управления).
Исходя из этого, можно дать следующее определение логистического материалопроводящего процесса.
Логистический материалопроводящий процесс -это множество логистических функциональных процессов с упорядоченной последовательностью логистических операций, направленный на обеспечение потребителя продукцией соответствующего качества в нужном количестве в требуемое время в требуемом месте. Формой логистического материалопроводящего процесса может быть,
например, перевозочный процесс, организационно-технологический процесс грузопереработки на складе, процесс снабжения промышленного предприятия сырьем и материалами, процесс транспортного обслуживания торговых предприятий и т.д.
Успешная реализация ЛМПП возможна на основе так называемой интеграционной логистики (ИЛ), которая предусматривает научно обоснованное четкое планирование согласованной последовательности действий при продвижении материальных ресурсов от пункта зарождения материального потока до пункта его поглощения. Интеграционная логистика проявляется в двух формах.
Научная логистика - научно обоснованные на основе экономико-математических методов планирование, контроль и управление транспортированием, складированием и другими организационно-техническими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранении и обработки соответствующей информации.
Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованное решение при разработке технологии движения материальных потоков и управлять ими[8].
Логистика производственно-хозяйственной деятельности - представляет собой процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте.
Здесь логистический материалопроводящий процесс включает в себя следующие составляющие: транспортирование, складирование, обработку материалов; защитную упаковку, укрупнение грузового места, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции; прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей.
Управление в логистическом материалопроводя-щем процессе предусматривает: непосредственные операции с материальным потоком (погрузка, разгрузка, транспортировка, хранение и т.п.); различные коммерческие операции, в результате которых вырабатывается договоренность участников процесса о прохождении потоков и их параметрах; поиск рациональных форм транс-портно-экспедиционного обслуживания получателей груза; определение оптимальных путей, по которым должны пройти материальные потоки, а также мест их временного аккумулирования и т.д.
Логистический процесс движения материальных ресурсов должен строиться в соответствии с «шестью правилами логистики» [9, 10]: груз - нужный товар, качество - необходимого качества, количество - в необходимом количестве, время - должен быть доставлен в нужное время, место - в нужное место, затраты - с минимальными затратами. Эти «шесть правил логистики» отражают конечную цель логистического управления.
Основой логистического материалопроводящего процесса являются следующие понятия и определения.
Логистический канал - это наименее упорядоченное множество элементов (звеньев) логистического материалопроводящего процесса (производителей, потребителей, складов общего пользования, пунктов перевалки и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального внешнего потока от производителей к потребителю (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя.
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество элементов (звеньев) логистического материалопроводящего процесса, осуществляющих логистические операции по доведению материального внешнего потока от одного микрологистического звена (производителя) до конечного звена (потребителя).
Схема преобразования логистического канала в логистическую цепь показана на рис. 2.
Рис. 2. Преобразование логистического канала (а) в логистическую цепь (б): У1 - Уп - множество участников процесса; ПО1 - ПОт - множество пунктов отправления; Т1 - Тк - множество терминалов; ПП1 - ППг - множество перегрузочных пунктов.
В большинстве случаев по логистической цепи проходит материальный поток от поставщика до потребителя и заканчивается либо операцией складирования, либо передачи груза другому участнику логистического процесса. В простейшем случае логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя.
Логистическое звено - некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции для поставленной задачи анализа или синтеза логистического процесса, и в котором происходит изменение материального потока. К ним можно отнести: поставщиков материалов и потребителей продукции; перегрузочные пункты; склады и т.п.
В звеньях материальные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться и менять свои характеристики. Специфическими характеристиками звеньев, которые включаются в логистический процесс являются: отличие в характере и задачах работы; разная мощность и концентрация применяемого технологического оборудования и используемых ресурсов; рассредоточение технических
средств и трудовых ресурсов; мобильность транспортных средств; зависимость итогов работы от внешних факторов и сопредельных звеньев.
Каждое звено объединяет свои элементы в логистической цепи: транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления (рис. 3).
Рис. 3. Выделение звеньев в логистической цепи: ПФ - полуфабрикаты; КИ - комплектующие изделия.
Логистическая операция - это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции и направленное на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка, сбор информации, передача информации и т.д.).
Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.
Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, поставщиков и потребителей, планированию и диспетчи-рованию производственного процесса, учету и управлению запасами.
Логистическая функция - обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления логистическим процессом. Каждая из функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Выделяют ключевые и поддерживающие функции.
К ключевым функциям относятся обеспечение производства материальным ресурсом (планирование потребности, выбор поставщиков, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов) и транспортировка (совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и др. сопутствующих логистических операций.
Поддерживающие функции включают: складирование, прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса, сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами).
По аналогии с логистическими системами можно выделить макро- и микрологистические процессы движения материальных ресурсов.
Макрологистические материалопроводящие процессы (МАЛМПП) отражают организацию и управление материальными ресурсами на интер-, мульти-, и юнимо-дальных перевозках, и нацелены на решение следующих задач: выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции (складская, транзитная); размещение транспортно-склад-ских объектов на полигоне обслуживания; оптимизация распределения многоассортиментных потоков; обоснование рационального радиуса транспортного обслуживания; определение рациональных направлений перевозок; определение приоритетов в развитии типов и видов транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, а также технологического оборудования и средств связи.
Микрологистические материалопроводящие процессы (МИЛМПП) представляют собой класс внутрипроизводственных логистических процессов движения материальных ресурсов, устанавливающие логистическую транспортную связь между объединенными единой инфраструктурой производствами.
Закупочный логистический материалопроводящий процесс (ЗЛМПП) решает задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами: определение потребности в материальных ресурсах, прогнозирование объемов закупок, исследование рынка закупок и выбор поставщиков, управление запасами, транспортирование, размещение и хранение материальных ресурсов на складах, выдача материальных ресурсов в производство.
Производственный логистический материалопроводящий процесс (ПЛМПП) решает задачи управления материальными потоками внутри предприятия: планирование распределения материалопотоков внутри производства, планирование поставки и запаса на различных уровнях распределения (центральный, периферийный склады), планирование транспортных перевозок, составление и корректировка в реальном масштабе времени
графиков перевозок, прогнозирование рыночной конъюнктуры, организация внутрипроизводственной переработки материалов (хранение, фасовка, развеска, укладка и т.п.), организация внутрипроизводственного перемещения грузов с использованием собственного транспорта, складирование материальных ресурсов и готовой продукции, организация отгрузки готовой продукции, управление запасами.
Сбытовой логистический материало-проводящий процесс (СБЛМПП) решает задачи распределения материальных потоков между оптовыми покупателями при реализации готовой продукции: установление транспортных связей по поставкам, планирование процесса распределения товаров, построение организационной структуры распределительных каналов и сетей, накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции, транспортирование готовой продукции, возвратной тары и отходов, управление запасами, консолидация и рассредоточение, выбор рациональных форм товародвижения, размещение распределительного центра, выбор вида упаковки, комплектация, организация отгрузки товаров, организация доставки и контроль за транспортированием.
Интегрированный логистический материалопрово-дящий процесс (ИЛМПП) решает задачи организации движения и управления им при перемещении грузовых и транспортных потоков с помощью транспортной инфраструктуры: определение объемов перевозок, прогнозирование объемов перевозок, совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта, выбор способа транспортирования и транспортного средства, определение логистических операций рабочего цикла транспортного средства, оценка показателей работы транспорта в пределах логистической системы, определение рациональных маршрутов доставки, определение эффективных логистических схем доставки, совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным, совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта при смешанных перевозках в пределах логистических транспортно-технологических систем различных видов, обеспечение технологического единства транспортно-складских процессов.
Складской логистический материалопроводящий процесс (СКЛМПП) решает задачи управления материальными потоками на грузовых терминалах и складских комплексах: определение (прогнозирование) объемов и организация грузопереработки на внешних потоках прибытия
и отправления; преобразование терминального ассортимента в потребительский, организация приема (отправления) товаров, внутритерминальные перемещения грузов, прогнозирование терминального товарооборота, выбор транспортного, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, определение эффективных логистических схем терминальной грузопереработки, оценка показателей складской грузопереработки.
Каждый из приведенных типов логистических ма-териалопроводящих процессов при сходных логистических звеньях и операциях, а также содержанию отдельных задач может иметь различную технологию перемещения материальных ресурсов, организацию и управление их перемещением.
Список литературы
1. Вельможин А.В. Основы теории транспортных процессов и систем: Учеб. пособие / А.В. Вельможин,
B.А. Гудков. - Волгоград, 1992. - 189с.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие / А.Э. Горев. - М. Академия, 2004. -287с.
3. Нестеренко И.С. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб. пособие / И.С. Нестеренко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. - 108с.
4. Туревский И.С. Автомобильные перевозки: Учеб. пособие / М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2009. - 224с.
5. Сологуб Д.М. Грузовые автомобильные перевозки. Ч. 1. Основы теории транспортного процесса / Д.М. Сологуб. - Киев, 1997. - 180с.
6. Терешко С.И. Системный подход к повышению качества автомобильного транспортного процесса /
C.И. Терешко. - Минск: Наука и техника, 1988. -159с.
7. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерський облт на автотранспортном шдприемсш. - М.: Фшанси i статистика, 1999. - 128с.
8. Смехов А.А. Введение в логистику / А.А. Смехов. -М.: Транспорт, 1993. - 112с.
9. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. -124с.
10. Аникин Б.А. Логистика: Учеб. пособие / под. ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: «Проспект», 2005. - 408с.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ СЕКВЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Тутов Евгений Борисович
преподаватель кафедры информационных систем и технологий, Юго-Западный государственный
университет, г. Курск Грищенко Иван Николаевич студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Шиховцева Ирина Витальевна студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
SOME ASPECTS OF SEQUENCE MINING CONCEPTS FORMALIZATION
Tutov Evgeniy Borisovich, Lecturer of the chair of information systems and technologies, South-West state university, Kursk Grishchenko Ivan Nickolaevich, Student, South-West state university, Kursk Shihovtseva Irina Vital'evna, Student, South-West state university, Kursk