Булгакова К.В. Логистический подход к управлению предприятием в сфере туризма /К.В. Булгакова, Е.М. Земцова, М.В. Булгакова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2020. - №2 (29), Т. 1. - С. 59-63
УДК 658 JEL: Z32
ББК 65.05
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
БУЛГАКОВА К.В., ЗЕМЦОВА Е.М., БУЛГАКОВА М.В. ФГБОУВО ЧелГУ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье изучена необходимость логистического подхода в управлении предприятием. Рассмотрена данная тема на примере туристического агентства "ЦАВС", проведен системный анализ, выявлены проблемы. Представлены данные о проведенном SWOT-анализе, раскрыты слабые и сильные стороны предприятия, его возможности и угрозы. В результате предложена эффективная модель управления организацией.
Ключевые слова: управление, логистический системный анализ, туристическое агентство.
Актуальность. Значительное место в управлении фирмой в настоящее время занимает логистика, изменение, которые связаны с внедрением логистического подхода - это неотъемлемая часть работы любой преуспевающей компании.
В туристических фирмах ощущается особая необходимость в организационных изменениях, это связано с их высокой зависимостью от ряда факторов, а именно от активной конкурентной борьбы на рынке туристических услуг, от непредсказуемых изменений внешней среды, ухудшением экологической обстановки, а так же от политических решений различных государств. Реакция на непредсказуемо возникающие факторы должна быть своевременной и адекватной.
Цель работы. Разработать эффективную модель управления туристической фирмой.
Материалы и методы. Отчетные документы туристического агентства "ЦАВС". Методы эмпирического исследования, системный анализ внешней и внутренней среды агентства "ЦАВС".
Результаты исследования. Разработанная модель управления туристическим
предприятием в виде системы, после применения, которой организация сможет вести эффективную деятельность.
Логистический подход в управлении туристской фирмой - это все запланированные, организуемые и контролируемые изменения касательно стратегии развития бизнеса.
подход, системный подход, модель, система,
Внедрение и использование логистического подхода позволит:
- повысить качество обслуживания;
- создать единую систему управления;
- усовершенствовать процессы касательно потоков финансов и информации;
- сократить численность трудового состава.
Особо хочется отметить, что данный процесс
никак не повлияет на внутреннюю политику фирмы, только дополнит и позволит организации выйти на более высокий уровень. При логистическом управлении, можно учесть наиболее важные составляющие только на основе системного подхода [1]. Создание эффективной системы управления напрямую связано с организационной деятельностью компании.
Система, которая позволит объединить функциональные области логистики, с помощью координации действий, с общей целевой функцией управления - это система управления на основе логистического подхода [3].
Главный показатель оценки эффективности управления организацией в сфере туризма - это приверженность клиента и его
удовлетворенность услугой.
Для введения логистического подхода в управлении, на предприятии необходимо провести системный анализ деятельности [5]. Поэтому нами была разработана методика, проведения данного анализа, которая представлена на рис. 1.
Рис. 1. Методика, проведения системного анализа на предприятии
Бухгалтер
Генеральный директор
Менеджеры Менеджер по туризму
Главный бухгалтер Корпорат - ый директор Директор по туризму Директор по продажам Директор предст- ва
1 1 ■ г 1 г
Кассир
Предст - ль
Рис. 2. Организационная структура турагентства "ЦАВС"
На примере туристического агентства "ЦАВС" данная тема была рассмотрена с практической точки зрения.
ООО "Центральное Агентство Воздушного Сервиса" ("ЦАВС") является агентством, специализирующемся на продаже авиационных и железнодорожных билетов, групповых туров, а также организации делового и индивидуального туризма и оказании сопутствующих услуг.
Главная цель агентства: создать для клиентов все необходимые условия и занять лидирующее положение среди конкурентов.
К стратегически важным решениям относятся следующие:
- стабильный рост компании;
- решения об используемых каналах привлечения клиентов, методах продвижения, ценовой политике и прочие вопросы, находящие отражение в плане маркетинга;
- предоставление качественных услуг.
Из приведенной схемы видно, что все отделы подчиняются генеральному директору.
Далее был проведен анализ трудового состава. Проанализировав все данные о составе и структуре персонала туристического агентства "ЦАВС" был сделан вывод, что руководители работают над улучшением коллектива, а значит над интенсивным развитием агентства. В агентстве преобладают сотрудники с высшим образованием и высококвалифицированные.
Был проведен SWOT-анализ, исследования показали следующие данные.
Сильные стороны: наличие необходимых финансовых ресурсов, высокий
профессионализм сотрудников по продажам туров, широкий спектр предоставляемых туров, гибкая ценовая политика, удачное месторасположение, стабильные отношения с потребителями.
Слабые стороны: отсутствие четкой стратегии, неэффективная реклама, не налаженная логистика.
Возможности: возможность снижения цены, ослабление позиций конкурентов, выход на рынки других регионов, развитие рекламы.
Угрозы: появление новых конкурентов, снижение платежеспособности населения, неблагоприятные изменения в курсах валют, изменения во вкусах потребителей, риски туризма в целом.
С помощью АВС-анализа были выявлены услуги агентства, которые приносят наименьший доход. Анализ финансовой деятельности указан на нестабильное положение агентства.
Рис. 3. Модель управления туристическим предприятием
Далее был проведен анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия. В результате чего, мы узнали о месте, которое занимает агентство среди своих основных конкурентов, выявили слабые стороны со стороны маркетинга и логистики.
Таким образом, был выявлен ряд проблем:
- в агентстве нет единой четкой стратегии для достижения поставленных целей;
- не налаженная логистика, отсутствует логистический подход, нет связи между подразделениями, а именно, представительство аэропорта и отдел туризма, работая совместно, могли бы предотвратить ряд проблем;
- выявлены услуги, которые приносят наименьший доход;
- угрозы со стороны рынка туризма;
- финансовая устойчивость агентства нестабильна;
- неэффективная рекламная деятельность, которая сказывается на привлечении новых клиентов.
Благодаря системному анализу и подходу в работе, попробуем совместить полученные решения так, чтобы получить решение для общей ситуации. Когда все элементы работы будут взаимосвязаны и направлены в нужное русло, агентство выйдет на новый уровень. На самом деле, логистика на предприятии поможет решить весь перечень проблем.
В результате подробного изучения теоретических аспектов, была выявлена необходимость разработки единой эффективной системы управления туристическим
предприятием.
Поэтому нами была разработана модель управления туристическим предприятием в виде системы (рис. 3).
Данная система первым этапом включает в себя сбор и анализ данных о туристских потоках. А именно количественный, качественный и экономический анализы, о которых и говорилось ранее, анализы деятельности фирмы.
Далее необходимо провести анализ туристских услуг, прогнозирование объемов потребления, выбор надежных партнеров, выбор стратегии ведения деятельности, оплаты и заключение договоров, все это необходимо, как основа ведения бизнеса в туристической сфере и для дальнейшего эффективного управления фирмой.
Принятие управленческих решений возможно только через оценку рисков и маркетинг, только после детального анализа можно переходить к операциям обслуживания, а именно мониторинг, контроль и прогнозы [4].
С данными операциями связан потребительский спрос и туристский пакет, который включает в себя основные и дополнительные услуги, доступность и др.
Также обслуживающий персонал и процесс предоставления услуг, то есть взаимодействие между организацией и потребителем.
В результате потребитель производит оценку предоставленной услуги, это может быть с помощью анкетирования или просто оставленный отзыв.
Если же она отрицательная необходимо пересмотреть процесс управления
обслуживанием, с точки зрения оценки потребителей.
Возможно, процесс предоставления услуги происходит на низком уровне, также туристский пакет или персонал фирмы могут послужить причиной для отрицательной оценки. Вариантами для поднятия уровня обслуживания могут быть повышения квалификации персонала, аттестация сотрудников, расширение ассортимента предоставляемых услуг и др.
Если же оценка положительная, клиент проявляет свою приверженность к фирме, это является конечной целью управления и достижением эффективного управления, а также достижения конкурентного преимущества, уровня конкурентоспособности.
После применения данной модели на практике, благодаря системному управлению организацией, турагентство "ЦАВС" будет работать более эффективно.
Также агентству необходимо нанять специалиста по части логистики для решения, существующие внутренних проблем. Его главная цель - выяснить и определить логистические проблемы и предоставить средства и способы для организованной реализации основных возможностей их решения.
После внедрения предложенных
мероприятий, была проведена оценка их эффективности [2]. Структура показателей эффективности логистической системы предусматривает отражение трех аспектов и соответственно включает три группы показателей.
- Качественный аспект обслуживания потребителя.
- Динамический аспект.
- Рациональный масштаб логистической деятельности.
Также была проведена оценка конкурентоспособности, которая показала, что агентство вышло на новый уровень, относительно своих конкурентов. Был рассчитан показатель конкурентной силы и построен многоугольник
конкурентоспособности.
Выводы. В результате введения предложенных мероприятий ожидается улучшение позиций турагентства "ЦАВС" и устранение недостатков.
Список литературы
1. Булгакова М.В. Информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях /М.В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2015. - №4. - С. 154-159.
2. Булгакова М.В. Математическое моделирование экономических процессов: учебное пособие / М.В. Булгакова. -Челябинск: МОУ ВПО ЮУПИ, 2010. - 115 с.
3. Булгакова М.В. Математика в экономике / М.В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2015. - Т. 16. - №1. - С. 22-32.
4. Ужегов А.О. Оптимизация логистических затрат в хозяйственной деятельности предприятия средствами реинжиниринга бизнес-процессов /А.О. Ужегов, Е.М. Земцова //Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: сб. ст. участников междунар. науч.-практ. конф. V Урал. вернисажа науки и бизнеса: в 3 т. Т. 3. Челябинск, 2018. - С. 181-185.
5. Шабетник Н.С. Экономико-математические методы анализа бизнес-процессов фирмы / Н.С. Шабетник, Е.М. Земцова // Современные экономика и общество: научный взгляд молодых. - 2016. - С. 188-192.
LOGISTIC APPROACH TO ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE SPHERE OF TOURISM
BULGAKOVA K.V., ZEMTSOWA E.M., BULGAKOVA M.V. FSBEI HE ChelSU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article studies the need for a logistic approach to enterprise management. This topic is considered on the example of the travel agency "CAVS", a system analysis is carried out, problems are identified. The data on the conducted SWOT analysis are presented, the weaknesses and strengths of the enterprise, its capabilities and threats are revealed. As a result, an effective organization management model is proposed.
Keywords: management, logistic approach, system approach, model, system, system analysis, travel agency.
Сведения об авторах:
Булгакова Кристина Валерьевна, [email protected], федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", кафедра математических методов в экономике, 454021, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев , 70б SPIN-код: 5624-5276
Земцова Елена Михайловна,
[email protected], федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", кафедра математических методов в экономике, 454021, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев , 70б SPIN-код: 2684-5431
Булгакова Маргарита Владиславовна, [email protected], федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", кафедра математических методов в экономике, 454021, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев , 70б SPIN-код: 8232-2670
Author Information:
Bulgakova Kristina Valerievna, [email protected], Chelyabinsk State University, Department of Mathematical Methods in Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, 454021, Russian Federation, Chelyabinsk, Molodogvardeytsev str. 70b
Zemtsova Elena Mikhailovna,
[email protected], Chelyabinsk State University, Department of Mathematical Methods in Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, 454021, Russian Federation, Chelyabinsk, Molodogvardeytsev str. 70b
Bulgakova Margarita Vladislavovna, [email protected], Chelyabinsk State University, Department of Mathematical Methods in Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, 454021, Russian Federation, Chelyabinsk, Molodogvardeytsev str. 70b