Научная статья на тему 'Использование логистики в сфере обращения туристического продукта'

Использование логистики в сфере обращения туристического продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СФЕРА ТУРИЗМА / ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жолондковский Павел Станиславович

Туристической сфере деятельности присущи разнообразие проблем, рассмотрена взаимосвязь логистики и туризма, выявлены некоторые проблемы и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование логистики в сфере обращения туристического продукта»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

• процесс стратегического управления, когда международной компании необходимо реализовать определенную стратегию во времени, переформулировать стратегию в свете новых обстоятельств.

Необходимо выделить, что стратегическое планирование и стратегическое управление имеют различия в целях и методах реализации. Планирование является составной частью стратегического управления, которое включает в себя такие его начальные этапы, как определение миссии компании, выявление возможных проблем, а также разработка стратегии. Но планирование не включает в себя реализацию стратегии и последующую оценку результатов этой реализации.

Выбор международной стратегии ведения бизнеса является достаточно проблематичным для компании, т.к. вопросы, связанные с будущими затратами и прибылью, должны основываться на прогнозировании движения курсов валют, а неправильное прогнозирование в этой области может стоить компании очень дорого. Также у международной компании будут возникать сложности с переводом валюты и курсами обмена валют. Нельзя компании забывать и про присутствие политического риска, связанного с вероятностью того, что зарубежные вклады предприятия будут скованы политикой правительства страны-хозяина.

Стратегии международных компаний должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция являются различными в зависимости от типа и размера компании.

Необходимо помнить, что процесс выработки стратегии для компании не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы. Таким образом, стратегия играет огромную роль для международной компании, при этом являясь необычайно сложным явлением. Список использованной литературы :

1. Акулич М.В. Способы повышения эффективности использования глобальных стратегий бизнеса и маркетинга / М.В. Акулич // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С.39.

2. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 450 с.

3. Горбунов С.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - Н. Новгород: НГаС, 2014. - 286 с.

4. Теплова Т. В. Управленческие решения: стратегия и тактика: Учебное пособие. — М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2014. — 264 с

5. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: Интел-синтез, 2015. - 344 с

© Жильцов В.А., Янь Лулу, 2016

УДК 33

Жолондковский Павел Станиславович

Студент 2 курса ИОМ, кафедра логистики, Государственный Университет Управления, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация

Туристической сфере деятельности присущи разнообразие проблем, рассмотрена взаимосвязь логистики и туризма, выявлены некоторые проблемы и способы их решения.

Ключевые слова

Логистика, сфера туризма, применение системного подхода в сфере логистики туризма, туристический продукт, туристическая услуга, территориально-рекреационные системы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Современная экономика большинства государств мира отличается развитием и распространением сервиса, ассортиментом комплекса услуг, которые включают в себя различные сферы деятельности. В данное время существует множество видов сервисных услуг и одним из направлений деятельности в сфере оказания услуг населению является рекреационный сектор, который выполняет важнейшую общественную функцию по оздоровлению и отдыху населения на региональном, национальном, трансграничном и международном уровне [1-5].

Индустрия отдыха выступает производной практически всех видов сервисной деятельности и объединяет предприятия, предоставляющие санаторные и туристические услуги, а также предприятия инфраструктуры (санатории, отели, пансионаты, гостиницы транспорт, страховые компании и др.). По аналогии со сферой товарного обращения можно выделить сферу обращения туристической услуги, включающую в себя производителей услуг и коммерческих посредников по доведению услуги до конкретных потребителей по логистической цепи [6-9]. При этом следует отличать категории «туристический поток», «туристическая услуга» и «туристический продукт» [10].

Производители услуг (санатории, дома отдыха) являются начальным этапом обращения туристических услуг. После чего туроператоры (оптовые посредники) формируют туристический продукт и перепродают его туристическим агентствам, которые по месту в цепи продвижения туристического продукта являются розничными предприятиями по его продаже конечным потребителям (физическим лицам). Следовательно, туроператоры в основном работают с юридическими лицами.

В это же время туроператоры формируют комплексный туристический продукт, который включает в себя: основные услуги (гостиничные, санаторные и ресторанные услуги); дополнительные услуги, включающие в себя лечебно- профилактические, спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные; сопутствующие услуги (бытовые услуги, торговля, связь, банковское обслуживание, городской, междугородний и международный транспорт). Покупка потребителем туристического продукта по своему содержанию является только правом на получение услуг от основных производителей, поэтому в туризме информационная составляющая занимает значительную долю. Информация в логистических потоках является первичным звеном, начиная с рекламы наружной, буклетов, в средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет, использует информационные технологии и определяет, запускает основные логистические потоки (информационный, материальный, финансовый, сервисный) [11-14].

Организация информационного обеспечения процесса доставки клиентов к местам отдыха и своевременное предоставление информации всем участникам сферы обращения туристских услуг позволяет достичь высокого качества обслуживания. Информационное обслуживание занимает значительную долю в работе туристических агентств, которые оказывают услуги предоставления информации конечным потребителям об ассортименте, составе, качестве оказываемых производителям услуг. Кроме того, информационные услуги клиентам могут быть оказаны при помощи электронной коммерции и предоставления информации о турах на специализированных сайтах, а также возможность бронирования мест в отелях с помощью специализированных сайтов. Таким образом, в организации отдыха и обслуживания клиентов в сфере туризма используются коммерческая деятельность и маркетинг, логистика и аутсорсинг.

Маркетинг исследует рынок, определяет потенциальный спрос и возможных участников, партнеров и клиентов. Коммерческая деятельность превалирует на последнем этапе продажи услуги, а логистика и аутсорсинг при создании продукта туроператорами и при предоставлении услуги. Следовательно, концепция логистики может быть использована как производителями услуги, так и туроператорами.

Важно заметить, турагентства используют технологии логистики ограниченно. Использование методов логистики в деятельности туристических предприятий позволяет добиться существенного снижения затрат без ущерба свойствам оказываемых услуг, а также более эффективного использования финансовых ресурсов. Логистические системы в сфере туризма следует рассматривать на макро- и микроуровне.

Основными объектами логистики в туриндустрии являются материальные, человеческие, и сопутствующие им информационные, финансовые и сервисные потоки, связанные с формированием туристского продукта и оказанием услуг клиентам. Предметом исследования в логистике туризма является

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х

проектирование новых макро- и микрологистических систем туриндустрии или совершенствование действующих систем. Одной из категорий в логистике туризма являются территориально- рекреационные системы (ТРС). ТРС - это географическая система, включающая в себя природные и социокультурные комплексы, инженерные сооружения, обслуживающие организации и персонал, а также рекреантов (отдыхающих), то есть потребителей рекреационных услуг.

Управление транспортными, человеческими и информационными потоками на макроуровне состоит в организации перемещения клиентов (рекреантов) от мест их проживания к местам отдыха, от вокзала в санатории или перемещение клиентов внутри ТРС при организации экскурсий, а также создание конкурентоспособных систем в туриндустрии за счет совершенствования информационного обмена между участниками логистического процесса. В современной географии туризма и туристической деятельности необходимо использование системного подхода, когда в единую информационную систему связываются производители услуг, туроператоры, турагенты и клиенты. Кроме того, важна системная взаимосвязь с транспортными организациями для своевременной доставки клиентов к местам отдыха.

В соответствии со структурой географических территориально- рекреационных систем различают следующие этапы формирования туристического продукта: сбор туроператором информации о производителях услуг и формирование готового туристического продукта, передача информации о туристическом продукте турагентам; предложение туристического продукта конечным потребителям агентствами и оформление соответствующих документов, оплата продукта; перемещение клиента к месту отдыха, размещение его в гостинице или доме отдыха; получение услуг клиентом в соответствии с указанными условиями в предложении, организация экскурсионных туров в территориально-рекреационных системах; возвращение клиента в место проживания; реакция клиентов на потребленные услуги (обратная связь).

Первый и второй этапы связаны с информационным обменом между производителями, туроператорами и клиентами, поэтому на этих этапах нужно обратить внимание на своевременность поступления информации и ее доступность. Информационные потоки на первом этапе близки к детерменированным по своему характеру, так как между производителями услуг, туроператорами и турагенствами устанавливаются долгосрочные хозяйственные связи. Информационные потоки на втором этапе - между клиентом и турагентствами характеризуются дискретностью, нерегулярностью и неравномерностью. Поэтому при организации потоков между агентствами и клиентами целесообразно привлечение клиентов с помощью интернет технологий и электронной коммерции [13-18].

Третий, четвертый и пятый этапы кроме оказания услуги включают в себя физические процессы, связанные с перемещением людей в пространстве, поэтому на этих этапах необходимо использовать технологии логистики.

На данной диаграмме рис. 1 изображено сравнительное соотношение посещаемости туристических стран русскими туристами за период 2014г.

■J ftflO/.

2,60% 2.20%

5,

й Турция

■ Египет Греция

■ Кипр

Л Испания Тунис

Черногория Италия

Таиланд

Болгария

13,80%

Рисунок 1 - Источник: http://sletat.ru/news/kuda_edut_rossiyane_letom_2014go/

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Перемещение клиентов к местам отдыха и перемещение в местах отдыха характеризуется относительной стабильностью, за исключением форс- мажорных обстоятельств (к примеру, сбой работы транспортных систем). На этом этапе преобладают материальные потоки и сервисные потоки. В целом изучение материальных и сопутствующих потоков в логистических системах в туриндустрии позволяет осуществлять оптимизацию существующих систем и повышение качества обслуживания клиентов на всех этапах оказания услуги.

Таким образом, важнейшей составляющей туристической услуги в процессе оказания услуг в местах отдыха является размещение клиентов в гостиницах, их питание, оказание экскурсионных услуг. Итоговое впечатление у туристов зависит от многих факторов, частью которых является точность и своевременность выполнения отдельных логистических операций в процессе снабжения домов отдыха, санаториев или при организации экскурсий. Использование логистики на макроуровне предполагает повышение точности и своевременности доставки грузов и людей к месту назначения разными видами транспорта с помощью логистической концепции «точно-в-срок».

К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя индустрию туризма.

Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают необходимые ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют потребителям (туристам), получая доход от продаж.

Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).

Количественное сравнение туристов, выезжавших из России, в 2006-2015гг.

Рисунок - 2

Источник: http://out-traveler.ru/russia-tourism-2016/

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Когда турист планирует свое путешествие он учитывает такие факторы: скорость доставки до цели поездки; комфорт путешествия; стоимость; возможность перевозки багажа и ero вес; возможность остановки в пути следования; условия питания и его качества; уровень шума, вибраций; условия для сна и отдыха; возможность широкого обзора во время поездки; наличие неблагоприятных экологических факторов; безопасность.

Из этих факторов к логистической сфере можно отнести: скорость доставки до цели поездки, стоимость, возможность перевозки багажа и его предельный вес, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность. Компании вынуждены разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования блоков мест в гостиницах. В таких случаях необходимо заранее до начала сезона планировать примерное количество туристов, которое фирме придется обслужить. Финансовый риск таких решений может быть велик. Сняв на сезон целый самолет, при некоторых обстоятельствах: снижение покупательной способности населения, смена вкусов, или даже плохая политическая обстановка. Например, протестные волны в Египте, массовые митинги и беспорядки из-за которых погибают люди. В таких случаях турфирма почти наверняка понесет огромные убытки.

Влияние современных технологий на работу турфирм. Современное развитие информационных технологий позволяет использовать разработанные для турфирм компьютерные программы. Они позволяют производить взаимосвязанные усовершенствования в планировании перевозок туристов, блоков мест в отелях, что помогает сократить до минимума количество не используемых в данный момент времени мест. Планы необходимо пересматривать и исправлять ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся на рынке ситуацию.

В настоящее время логистический подход к планированию, организации и управлению путешествий применяют не только турфирмы, но и сами туристы. Как дешевле доехать? Самому или с помощью турфирмы? Я считаю, по путевке турфирмы ехать дороже, но в этом случае вам обеспечат именно отдых: разместят вас в отеле, исходя из ваших пожеланий и суммы, на которую вы рассчитываете, обеспечат питанием, о котором вам не нужно заблаговременно думать, экскурсиями исходя из ваших интересов. Поехав же в путешествие своими усилиями, об отдыхе вы думаете гораздо меньше, так как приходится планировать все выше перечисленное.

Для самостоятельных туристов очень важна доступная информация. Примером источника информации в сфере туризма я считаю передачу «Орел и решка». Один из ведущих путешествует с неограниченным количеством денег, другой всего лишь со 100$. Передача вызывает интерес к путешествиям, рассказывая о достопримечательностях разных стран, показывая, что имея всего лишь 100$ (без учета перелета) можно осмотреть город, найти себе жилье и пропитание. Интересно, что ведущий, у которого мало денег, использует специальный сайт для путешественников с возможностью бесплатного ночлега, что имеет название - каучсерфинг. Передача, воздействуя на телезрителей, мотивирует их к путешествиям.

Таким образом, проанализировав специфику взаимодействия логистики и туризма, я пришел к выводу, что логистический подход позволяет оптимизировать туристическую деятельность, тем самым повышая интерес к туризму и предлагаемым туристским продуктам. А использование логистики современными турфирмами позволяет повышать качество сервиса, туристских услуг, учитывать разнообразие спроса и наиболее полно удовлетворять интересы и потребности туристов.

Разделы данной работы апробированы на конференциях с публикацией в сборниках тезисов [19,20].

Список использованной литературы:

1. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.

2. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.

3. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.

4. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.

5. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

6. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.

7. Воронов В.И., Воронов А.В., Ермаков А.А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90-96.

8. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. - М. : ГУУ. 2014. -158 с.

9. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27-36

10.Колотилин Д.Е. Системный анализ в логистике туристических потоков. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 6-1. С. 182-185.

11. Родкина Т.А. Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ. Управление. 2015. Т. 3. № 2. С. 50-55.

12.Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.

13.Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.

14.Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.

15.Voronov V.I. Electronic Commerce Training Experience in the Institute of Economics The 14 Scientific Symposium of Shenyang Institute of Chemical Tehnology and '2002 China-Russia Bilateral Symposium.2002.09.-148 p. (издана в Китае).

16.Воронов В.И., Лазарев В.А, Павленко О.Ю. Организация электронной коммерции. Журнал: МАРКЕТИНГ, № 3(88)/2006 г. 13с.

17.Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес-интернет. Часть I (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО). -208 с.

18.Воронов В.И. Электронная коммерция и бизнес-интернет. Часть II (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО). - 183 с.

19. Жолондковский П. С. Исследование использования логистики в сфере обращения туристического продукта [Текст] / П. С. Жолондковский // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — ISBN 978-5-9909215-2-8.

20. Жолондковский П. С. Использование логистики в сфере обращения туристического продукта [Текст] / П. С. Жолондковский // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей международной научно-практической конференции (13 декабря, 2016г, г. Омск) В 2ч. 1. / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016 - 307с ISBN 978-5-906924-15-5 ч.1 ISBN 978-5-906924-17-9

© Жолондковский П. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.