Научная статья на тему 'Исследование бизнес-проекта методами моделирования'

Исследование бизнес-проекта методами моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1833
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / BUSINESS MODELING / BUSINESS DESIGN / BUSINESS MODEL / MODELING TOOLS / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова М. В.

Среди существующего множества вариантов представления моделей бизнес-проектов менеджерам необходимо найти правильный подход в создании бизнес-моделей, для того чтобы качественно сформировать стратегию предприятия. В данной статье учитываются особенности текущего экономического развития при составлении структуры моделирования в бизнесе, и уточняется необходимость системного использования процессорного подхода в создании бизнес-модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH BUSINESS PROJECT METHODS OF MODELING

Among the many variants of existing models of presentation of business projects managers need in order to form a business strategy efficiently, finding the right approach in the creation of business models. This article takes into account peculiarities of the current economic development in the preparation of structure modeling in business and clarifies the need for systemic use processor approach in creating a business model.

Текст научной работы на тему «Исследование бизнес-проекта методами моделирования»

40 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

УДК 658.5.011 ББК 65.290-2

ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТА МЕТОДАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

М.В. Булгакова, доцент ФГБОУ ВПО « Челябинский государственный университет»

e-mail: bmw.73@bk.ru

Аннотация

Среди существующего множества вариантов представления моделей бизнес-проектов менеджерам необходимо найти правильный подход в создании бизнес-моделей, для того чтобы качественно сформировать стратегию предприятия. В данной статье учитываются особенности текущего экономического развития при составлении структуры моделирования в бизнесе, и уточняется необходимость системного использования процессорного подхода в создании бизнес-модели.

Ключевые слова: бизнес-моделирование, бизнес-проект, бизнес-модель, инструменты моделирования, процессный подход.

Для более компактного представления бизнес-проекта, предназначенного для целостного представления деятельности взаимоувязанных и взаимодействующих бизнеспроцессов, целесообразно использовать бизнес-модель. Построение бизнес-модели используется как один из начальных этапов стратегического планирования, структура которого разрабатывается исключительно высшим руководством организации.

С теоретической точки зрения бизнес-модель позволяет проанализировать элементы бизнес-систем и установить связи между ними. Результатом моделирования становится определение методов максимально эффективного функционирования подразделений организации.

С практической точки зрения бизнес-модель никогда не остаётся постоянной, т. к. различные операционные процессы, аспекты малого бизнеса и организационная политика предприятия оказывают влияние на развитие и деформацию бизнес-модели с течением происходящих экономических циклов. Основной задачей является нахождение

альтернативных путей решения проблем, которые могут быть вызваны противоречиями в реализации стратегии.

Моделирование - циклический процесс исследования объектов, основанный на изучении созданных моделей1.

Бизнес-моделирование - процесс формирования моделей организации, основанный на разработанной информации, с дальнейшей оптимизацией бизнес-системы.

Различают следующие виды бизнес-моделей: иерархический список, графические модели бизнес-процессов, стратегические модели показателей, модель организационной структуры, модели библиотеки документов, модели информационных систем, модели товаров и услуг и модель по менеджменту качества.

В современных условиях большое значение приобретает технический прогресс, понимаемый не только как применение новых методов производства (нововведения в производственных процессах); но и как создание и значительное усовершенствование благ (нововведения в продуктах). В этом плане основными «точками (полюсами) роста» выступают инновационные монополии, возникающие в процессе производства улучшенных или совершенно новых товаров и услуг. Монопольное положение могут занимать не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Все зависит от отрасли, выпускаемого товара или оказываемых услуг.

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 41

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России, включая Челябинскую область. Именно в настоящее время не только Челябинская область переживает бум новаторства, но и вся Россия. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

Наиболее актуальным остаётся вопрос обеспечения взаимодействия локальных информационных систем между собой. Передовым современным и одновременно общепринятым стандартом для организации управления бизнес-процессами является BPEL (Business Process Execution Language). На базе этого продукта можно создать единую интеграционную платформу для всех используемых приложений, обеспечивая трансляцию процессов моделирования.

BPEL, рекомендованный авторитетными консалтинговыми организациями на мировом рынке, детально прорабатывает архитектуру бизнес-плана. Анализ на всех уровнях проекта в динамике осуществляется путём применения развитых информационных технологий продукта. Крупнейшие коммерческие предприятия активно сотрудничают с BPEL, поскольку успешная реализация бизнес-моделирования требует качественно нового уровня.

С учётом современной финансово-экономической конъюнктуры, разумно представить в бизнес-моделировании следующие инструменты:

1) программные продукты (Business Studio, ARIS, Microsoft Visio);

2) нотации бизнес-моделирования и бизнес-процессов (Data Flow Diagram, Cross Functional Flowchart);

3) типовые решения - систематизированный и структурированный каталог информации, используемый в управленческой сфере для решения аналогичных задач;

4) методы менеджмента в малом бизнесе: разработка и внедрение системы сбалансированных показателей, описание бизнес-процессов, оптимизация и повышение качества, управление бизнес-процессами на долгосрочной основе, функциональностоимостной анализ, имитационное моделирование, анализ организационной структуры, построение систем мотивации персонала, организация функционирования системы менеджмента качества, управление проектами, создание комплексной бизнес-модели, бенчмаркинг, всеобщее управление качеством, применение отраслевых стандартов и разработки консалтинговых компаний.

Функционально-стоимостной анализ - метод системного исследования функций объекта с целью поиска баланса между себестоимостью и полезностью.

Сбалансированная система показателей: финансовая составляющая; клиентская составляющая; составляющая управления; составляющая развития.

Организационная структура - совокупность способов, устанавливающих процесс труда в количественном и качественном масштабе на отдельных подразделениях, который далее координирует трудовые ресурсы предприятия на общей стратегической цели2.

Организационная структура формируется исходя из интересов руководства, методов управления, диверсификации производства, основной деятельности, организационноправовой формы предприятия. Отсюда можно выделить несколько типов организационных структур: иерархическая, линейная, штабная, функциональная, упрощённая матричная, сбалансированная матричная, усиленная матричная, проектная, процессная и дивизиональная.

Реинжиниринг - фундаментальное и радикальное перепроектирование бизнеспроцессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности при использовании специфических средств представления и обработки проблемной информации.

Обратная разработка - исследование объекта с целью понять принцип его работы и определить степень полезности.

Управление качеством - скоординированная система, предназначенная для регулярного улучшения деятельности организации.

42 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

Мотивация персонала - кадровая политика роста производительности труда в организации.

Бенчмаркинг - адаптации имеющихся прецедентов эффективного функционирования бизнес-систем с целью улучшения собственной деятельности в организации.

Автоматизация производства - процесс в развитии производства, где функции контроля и управления возлагаются на технические устройства. Подразделяется на автоматизацию технологических процессов: непрерывных, дискретных, гибридных.

Имитационное моделирование - методика исследования конкретных ситуаций с возможностью проведения экспериментов (имитаций) над моделью. Такое моделирование относится к математическому циклу. Математическая экономика как прикладная наука сформулировала основы математических методов в экономике, детально отражающих математическое описание экономических явлений. Это позволило специалистам усовершенствовать технологии в бизнес-моделировании: 1) математическое

программирование; 2) статический анализ бизнес-процессов; 3) динамический анализ бизнес-процессов . Эффективность имитационного моделирования достигается точно воспроизведённой бизнес-симуляцией и сопоставлением вида моделирования с установленными целями: агентное моделирование, дискретно-событийное моделирование и системно-динамическое моделирование.

Широкий спектр подходов к бизнес-моделированию и наличие разноформатной информации в менеджменте предоставляют возможность применять комбинации подходов в управлении. Немаловажны целевой и ситуационный подход в функционировании инструментов моделирования, но всё-таки предпочтения отдаются, в основном, подходу процессному.

Процессный подход - концепция управления, связанная с достижением взаимодействия процессов деятельности и оперативного преобразования горизонтальных связей в организации.

Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию бизнес-плана.

Различают следующие виды бизнес-процессов:

- управляющие - процессы, которые напрямую управляют функционированием системы (стратегический менеджмент, корпоративное управление);

- операционные - процессы, составляющие основной бизнес компании и создающие основную прибыль (производство, логистика, маркетинг);

- поддерживающие - процессы, обслуживающие основной бизнес (техническая поддержка, бухгалтерский учёт, рекрутинг персонала).

Бизнес-процесс может быть разгруппирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако направленных на достижение цели основного бизнеспроцесса. Они должны быть построены таким образом, чтобы создавать стоимость и ценность для потребителей. На выходе правильно построенных бизнес-процессов увеличивается рентабельность. Анализ бизнес-процессов проводится в зависимости от целей

4

моделирования .

Принципы успешной реализации менеджмента - составляющей задачи бизнесмоделирования: ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессные разработки, системность управления, регулярная оптимизация, типовые решения и взаимовыгодность контрактов.

Результаты достижения высоких позиций организации в рейтингах открывает дополнительные возможности: улучшение имиджа на рынке, возможность участия в тендерах и аккредитации, расширение клиентской базы, привлечение инвесторов и рост финансовых показателей. Использование процессорного подхода в малом инновационном бизнесе способствует развитию организации (предприятия, фирмы) и становление ее на более прочный фундамент.

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 43

Управленческие параметры, учитываемые рейтинговыми агентствами, в ходе нефинансовых оценок организаций: детально проработанная стратегия организации,

оперативность системы риск-менеджмента, уровень регламентированности бизнеспроцессов, качество бизнес-процессов, продвижение автоматизации, состояние

информационных систем и технологий, эффективность организационной структуры и эволюционно развитие методов управления.

Бизнес-логика - совокупность принципов реализации правил и ограничений следующих автоматизируемых операций (реализация предметной области в информационной системе):

1. Business Process Model and Notation (функциональная цепочка процессов) -система условных обозначений (нотация) для обеспечения моделирования бизнес-процессов.

BPMN ориентирована на широкий круг специалистов, потому что удобство использования нотации заключается в стандартизированном наборе условных обозначений, понятных бизнес-пользователям. Данная система служит связующим звеном между формированием и реализацией бизнес-процесса. Логика BPMN ориентирована на создание сложных семантических конструкций в таких моделях, как: частные бизнес-процессы; абстрактные бизнес-процессы; глобальные бизнес-процессы.

2. Event-driven Process Chain (событийная цепочка процессов) - тип блок-схемы, используемой для настройки системы планирования ресурсов предприятия.

EPC использует ряд инструментов моделирования для создания графиков планирования потоков. Такая блок-схема чётко анализирует структуру бизнес-процесса. EPC включает в себя следующие элементы: события; функции; организационные единицы; логический соединитель; логические взаимосвязи; поток управления; поток информации; объект ресурса; путь процесса.

3. Function modeling (логическая цепочка процессов) - методология

функционального моделирования, предназначенного для формализации и описания бизнеспроцессов.

IDEF акцентирует внимание на логическое соотношение и соподчинение объектов. Особенностью является представление организации в качестве набора модулей, отвечающих за функционал моделирования. IDEF детализирует механизмы сигналов управления, что позволяет анализировать абсолютно все типы процессов.

Концепция процессного управления организацией - Business Process Management (управление бизнес-процессами) - рассматривает бизнес-процессы как специальные ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям.

BPM основывается на таких принципах, как понятность и видимость бизнеспроцессов в организации за счёт моделирования бизнес-процессов при использовании: формальных нотаций, программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и динамического построения моделей бизнес-проектов.

Система имеет следующие преимущества:

- скорость - сокращение времени выполнения процессов путём автоматизации и введения временных ограничений для исполнения шагов процессов;

- качество - обеспечение выполнения заданных установок за счёт достижения прозрачности бизнес-процессов, регламентации и мониторинга;

- управляемость - контролирование через наборы процессных показателей, которые упрощают анализ и оптимизацию процесса на основании реальных значений показателей;

- гибкость - возможность достижения организационной мобильности привлечением участников процессов к моделированию и перестройке.

Adaptive Case Management (адаптивный кейс-менеджмент) - концепция

динамического управления бизнес-процессами предприятия, предназначенная для решения задач коллективного взаимодействия сотрудников.

44 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

ACM позволяет управлять всеми текущими корпоративными проектами и сотрудниками, полностью контролируя исполнение проекта на каждом этапе и формируя возможность накопления корпоративных знаний для многократного их использования. По сути, система ACM совершенствует информацию по любому бизнес-процессу до универсальности и обладает первоклассными возможностями фильтрации и сортировки данных, используемых в корпоративной деятельности. Адаптивный кейс-менеджмент противопоставляется BPM как обновлённый её вариант и имеет следующий функционал:

- управление наборами задач и поручений, связанных с исполнением цельного бизнес-процесса;

- хранение в виртуальной папке кейса информации о бизнес-процессе, содержащейся в специальных документах;

- контроль доступа пользователей, входящих в проектную команду кейса, к задачам, файлам, сообщениям кейса;

- поддержка управления правилами, позволяющими автоматически

активизировать следующие задачи после выполнения предыдущих задач;

- ведение журнала всех действий пользователя и уведомления об активности;

- поддержка корпоративных дискуссий по различным темам и проектам, наличие библиотек шаблонов, содержащих образцы созданных ранее файлов, представление перечней текущих и завершённых задач, осуществление, согласование, рецензирование и утверждение документов или интегрирование с системами электронного документооборота.

В российской образовательной практике успешно развиваются бизнес-симуляции (интерактивные модели экономической системы с искусственно созданным сценарием). Отечественные провайдеры (Виртономика, Манеймания) сумели выйти на международный уровень. Технологии бизнес-симуляции непосредственно связаны с основами

моделирования, а их методы способствуют совершенствованию компетенций в области менеджмента.

Значимость бизнес-моделирования растёт в современных условиях по причине снижения ценовой конкуренции, но повышения роли качества и технологичности продукции. Несмотря на то, что процесс бизнес-моделирование представляет собой дорогостоящий инвестиционный проект, его результат способствует тщательной демонстрации перспектив коммерческой деятельности. Из этого следует вывод, что предприятие будет неуклонно стремиться к выгоде, опережая конкурентов и разрабатывая инновационные методы ведения бизнеса в современных экономических условиях5.

Таким образом, бизнес-моделирование исследует бизнес-проект на всех стадиях развития и обеспечивает диагностику проблем. Инструменты моделирования должны быть эффективно задействованы менеджерами для принятия управленческих решений. Принципы современного бизнес-моделирования основаны преимущественно на процессном и системном подходах, которые образуются в системы процессов.

Примечания

1 Булгакова, М.В. Математические методы при решении практико-ориентированных экономических задач / Булгакова М.В., Кондаков С.А. // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - Челябинск: Изд-во МОУ ВПО ЮУПИ, 2011.- Т. 6.- № 3. С. 20-27.

2 Подповетная, Ю.В. Использование эконометрических моделей в прогнозировании процессов экономики торговли / Подповетная Ю.В., Булгакова М.В. // Вестник Южно-Уральского профессионального института. -Челябинск: Изд-во МОУ ВПО ЮУПИ, 2013.- Т. 2.- № 11. С. 89-95.

3 Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер. — М.: «Вильямс», 2007. 432. С.

4 Абрамс Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс.— М.: Альпина Паблишер, 2014.

5 Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход/ П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - Минск: Новое знание; М.:ИНФРА-М, 2014.

RESEARCH BUSINESS PROJECT METHODS OF MODELING

M.V. Bulgakova, associate professor of "Chelyabinsk State University", e-mail: bmw.73@bk.ru

Abstract

Among the many variants of existing models of presentation of business projects managers need in order to form a business strategy efficiently, finding the right approach in the creation of business models. This article takes into account peculiarities of the current economic development in the preparation of structure modeling in business and clarifies the need for systemic use processor approach in creating a business model.

Keywords: business modeling, business design, business model, modeling tools, process approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.