Научная статья на тему 'Логистический подход к строительству: проблемы снабжения и инвестиции'

Логистический подход к строительству: проблемы снабжения и инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
127
24
Поделиться
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / САНКЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ / LOGISTICS / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / SANCTIONS / DEVELOPMENT / INVESTMENTS / MATERIAL AND TECHNICAL PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Черняк И.С., Конюхов В.Ю.

Возрастающие потребности региона и муниципалитетов в системном и устойчивом развитии в условиях дефицита бюджетной обеспеченности требуют совершенствования логистических подходов к привлечению средств организаций и населения, реальные доходы которого падают. Анализ данных Иркутскстата позволил продемонстрировать успехи и недостатки региона в разработке конкретных мероприятий. Узким местом остается обеспечение строительства инвестициями, что не позволяет в полной мере внедрить логистические процессы в строительную индустрию, в том числе способствующие закреплению кадров, снижению тем самым зависимости от привлечения иностранных рабочих и созданию рабочих мест для жителей области. Предлагается использовать резервы материально-технического снабжения, поскольку большое количество строительных материалов завозится из других регионов страны из-за отсутствия или прекращения их производства в области. Обоснована необходимость использования существовавших в условиях планово-командной системы механизмов экономии финансово-материальных ресурсов.

LOGISTIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT: PROBLEMS OF SUPPLY AND INVESTMENTS

Increasing demands of the region and municipal corporations in a system and stable development in the conditions of deficit of budget provision demand the improvement of logistic approaches to attract means of organizations and the citizens, real profit of which decrease. Data analyses of Itkutskstat allow to demonstrate success and the disadvantages of the region in the development of particular measures. The problem area is still the provision of development with investments, which does not allow to fully implement logistic processes into the development industry, which includes those that promote personnel retention, and decrease the dependence on the attraction of foreign employees and creation of working places for the residents of the region. We offer to use reserves of material and technical provision, because a great number of building materials is imported from other countries because of the absence or closure of production in the region. We proved the necessity to use the existing financial and material resources in the conditions of a planning and command system of economy tools.

Текст научной работы на тему «Логистический подход к строительству: проблемы снабжения и инвестиции»

8. Zhelezko Yu.S. Poteri elektroenergii. Reaktivnaya moshchnost'. Kachestvo elektro-energii. Rukovodstvo dlya prakticheskikh raschetov [Losses of electric power. Reacting power. Quality of electric power. Manual for practical calculations]. Moscow, ENAS Publ., 2009. 456 p.

9. Chuand A., McGranaghan M. Function of a local controller to coordinate distributed resources in a Smart Grid. IEEE PES General Meeting, Pittsburg, USA, July 20-24. 2010. 6 p.

10. Coopersmith J. The Electrification of Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2002.

11. Vercueil J. Changing Investment Climate in Russia: an Institutional Approach. Journal of Euromarketing, 2010, no. 19 (2-3), pp. 115-138.

12. Raskrytie informatsii za 2009-2016 g.g. [Disclosure of information for the period of 2009-2016]. Available at: http://www.xn--38-9kcij3agjakafdg2a8b2l.xn--p1ai/index.php/ raskry-tie-informatsii (accessed 17.03.2016).

13. Jiang Zhenhua, Li Fangxing, Qiao Wei, Sun Hongbin. A vision of Smart Transmission Grids. IEEE PES General Meeting, Calgary, Canada, July 26-30. 2009. 10 p.

Информация об авторах

Уразова Нина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление промышленными предприятиями», e-mail: urazova_nina@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Галаган Анита Олеговна, аспирант кафедры «Управление промышленными предприятиями», e-mail: anisvet90@yandex.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Urazova N.G., candidate of economical sciences, associate professor, Department of management of industrial enterprises, e-mail: urazova_nina@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Galagan A.O., post-graduate, Department of management of industrial enterprises, e-mail: anisvet90@yandex.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 338

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-46-54

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СТРОИТЕЛЬСТВУ: ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ

И ИНВЕСТИЦИИ

© И.С. Черняк, В.Ю. Конюхов

Возрастающие потребности региона и муниципалитетов в системном и устойчивом развитии в условиях дефицита бюджетной обеспеченности требуют совершенствования логистических подходов к привлечению средств организаций и населения, реальные доходы которого падают. Анализ данных Иркутскстата позволил продемонстрировать успехи и недостатки региона в разработке конкретных мероприятий. Узким местом остается обеспечение строительства инвестициями, что не позволяет в полной мере внедрить логистические процессы в строительную индустрию, в том числе способствующие закреплению кадров, снижению тем самым зависимости от привлечения иностранных рабочих и созданию рабочих мест для жителей области. Предлагается использовать резервы матери-

ально-технического снабжения, поскольку большое количество строительных материалов завозится из других регионов страны из-за отсутствия или прекращения их производства в области. Обоснована необходимость использования существовавших в условиях планово-командной системы механизмов экономии финансово-материальных ресурсов.

Ключевые слова: логистика, финансово-экономический кризис, санкции, строительство, инвестиции, материально-техническое снабжение.

LOGISTIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT: PROBLEMS OF SUPPLY AND

INVESTMENTS

© I.S. Chernyak, V.Yu. Konyukhov

Increasing demands of the region and municipal corporations in a system and stable development in the conditions of deficit of budget provision demand the improvement of logistic approaches to attract means of organizations and the citizens, real profit of which decrease. Data analyses of Itkutskstat allow to demonstrate success and the disadvantages of the region in the development of particular measures. The problem area is still the provision of development with investments, which does not allow to fully implement logistic processes into the development industry, which includes those that promote personnel retention, and decrease the dependence on the attraction of foreign employees and creation of working places for the residents of the region. We offer to use reserves of material and technical provision, because a great number of building materials is imported from other countries because of the absence or closure of production in the region. We proved the necessity to use the existing financial and material resources in the conditions of a planning and command system of economy tools.

Keywords: logistics, financial and economic crisis, sanctions, development, investments, material and technical provision

Задача логистики состоит в достижении с минимальными затратами максимальной приспособленности субъектов хозяйствования к рыночной конъюктуре, в увеличении на рынке их доли участия и получении конкурентных преимуществ. При этом современная логистика - явление парадоксальное. То, что мы сегодня определяем этим термином, возникло с зарождением цивилизации, это вовсе не новшество. Однако самые совершенные достижения логистики воплотились в наиболее впечатляющих и передовых чертах современного бизнеса и управления государственным сектором [1]. Основные концепции логистики применимы ко всем видам деятельности как частного, так и государственного предприятия.

Внедрение логистических подходов в строительной индустрии - сложный, многоитерационный, интегративный, достаточно капиталоемкий процесс, позволяющий участвующим субъектам минимизировать затраты на приобретение материалов и оборудования, оптимизировать рентабельность. В начале 2014 г. произошел кризис в международных отношениях. Сегодня Россия находится в непростой экономической ситуации, когда приходится работать в условиях необходимости перестройки промышленности и строительной индустрии, экономических санкций и разрыва ранее сложившейся кооперации. Несмотря на то, что объявившие санкционный режим страны несут потери и отчасти признают неэффективность таких мер, санкции создают значительные трудности и для экономики и финансов России.

С другой стороны, обозначенные факторы инициировали продуктивную деятельность по импортозамещению, что вынуждает производство и строительство модернизировать многие отрасли, совершенствуя технологии, внедряя инновации, более вдумчиво относиться к ресурсосбережению как в данных, так и смежных секторах экономики. В текущих условиях кризиса и санкций Иркутская область выполняет замещение импортного

продовольствия на региональное, реализует программу создания семейства пассажирских ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров, осуществляет масштабные реконструкции участков дорог, в частности, Байкальского тракта до поселка Листвянка, разрабатывает мероприятия по ускорению строительства жилья эконом-класса, реализуется ряд других проектов.

Несмотря на то, что капитальное строительство в условиях рыночной экономики объективно восприимчиво к внедрению методов логистического управления, последние, за редким исключением, не применяются. Их реализация позволила бы сократить время движения сырья и материалов в производственном цикле и сфере обращения, снизить уровень запасов продукции у потребителей, обеспечить комплексный учет всех затрат, повысить уровень обслуживания потребителей, сократить дефицит товаров и услуг. Создается впечатление, что коммерческие организации приходят к осознанию важной роли, которую управление логистикой может играть в обеспечении конкурентных преимуществ. Эффективные пути достижения таких преимуществ и снижения издержек могут быть найдены не только за счет экономии, обусловленной ростом масштабов производства, но и с помощью управления логистикой [1].

Страна живет в условиях рыночных отношений. По данным Росстата, в апреле 2016 г. в России снизились темпы строительства жилья. Падение уже составило больше 16 % относительно прошлого года, и эта тенденция нарастает, причем спад только усиливается. Так, в марте в России было введено в эксплуатацию 5,4 млн кв. метров жилья, что на 14,7 % меньше, чем в соответствующем периоде в 2014 г. В 2015 г. в РФ было построено 83,8 млн кв. метров жилья, что указывало на 0,5-процентное снижение по сравнению с 2014 г. [2].

Безусловно, все сопутствовавшие явления не обошли и Иркутскую область. По данным Иркутскстата, строительство обеспечивает 6,6 % валового регионального продукта (ВРП). 2013 г. был отмечен повышением нормы инвестирования в основной капитал и доли накопления основного капитала в ВРП. В 2014 г. на развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности было использовано, по предварительной оценке, 192,5 млрд рублей - на 7,1 % меньше, чем в 2013 г. (к уровню 2000 г. - рост в 3,7 раза). Основной объем инвестиций в 2014 г. приходится на вложения в здания и сооружения - 49,4 % (кроме жилья). Доля инвестиций, направленных на развитие активной части основных фондов, составила 32,9 %. Инвестиции осуществлялись в большей степени за счет собственных средств (61,9 %). Бюджетное финансирование возросло до 13,6 %, доля банковского кредитования - до 6,5 % от общего объема инвестиций. Увеличился объем средств организаций и населения, привлеченных для долевого строительства (до 5 %). Следует отметить, что значительные средства (41,3 % от общего объема) освоены организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, где сосредоточены предприятия по добыче полезных ископаемых [5].

Слабая инвестиционная активность в промышленных организациях возникла из-за ряда негативных факторов. По мнению руководителей предприятий и строек, снижение объемов инвестиций обусловил недостаток собственных финансовых средств, неопределенность экономической ситуации в стране, высокий процент и сложный механизм получения кредитов, инвестиционные риски. Многие исследователи считают, что уровень развития строительной отрасли отражает состояние экономики страны. Оценивая состояние инвестиционного процесса в области инноваций применительно к строительным компаниям в России, необходимо учитывать основные проблемы и тенденции развития таких инвестиций в условиях трансформированной экономики. Переход российской строительной отрасли на инновационный путь развития предполагает существенное изменение механизмов и структуры экономического роста, при котором научно-технический прогресс должен стать его основным источником [10].

Сегодняшний уровень жилищного строительства обеспечивает 51 % от ввода в эксплуатацию, достигнутого в 1989 г. (1650,1 тыс. кв. м). При всех имеющихся трудностях

за 2014 г. на территории области за счет всех источников финансирования построены 13 234 новые квартиры общей площадью 835,7 тыс. кв. м, что на 14,1 % меньше, чем в 2013 г. Существует проблема ветхого жилья, общая площадь жилых помещений в аварийных и ветхих строениях в 5,1 раз превышает объем введенного за год жилья. В регионе требуется выполнить значительные работы по обустройству и развитию территорий, касающиеся дорог, водопроводов, детских и спортивных площадок. Жилищный сектор и связанная с ним инфраструктура нуждаются в капитальном ремонте. Недостаток жилья для молодых специалистов в значительной степени обуславливает их отток в другие регионы страны после окончания высших учебных заведений.

Помимо жилья на территории области возводятся и объекты социально-культурного назначения [4]. В 2014 г. сданы в эксплуатацию школы в с. Тарнополь Бала-ганского района (на 130 мест), Шара-Тоготском муниципальном образовании (на 30 мест), д. Куреть Ольхонского района (на 20 учащихся). В дошкольных образовательных учреждениях области добавилось 2 684 места. Построена Центральная районная больница на 50 коек в с. Еланцы, поликлиника в ЖК «Луговое» в р.п. Маркова Иркутского района (на 100 посещений). В муниципальном образовании «Нукуты» введен в эксплуатацию сельский клуб на 50 мест, в селе Одинск - на 259 мест. В Иркутске построен плавательный бассейн, торгово-развлекательный центр в микрорайоне Юбилейный, спортивно-досуговый комплекс в Октябрьском районе.

В табл. 1 представлены основные показатели инвестиционной и строительной деятельности Иркутской области. Из таблицы следует, что на 2014 г. в строительском комплексе Приангарья было занято более 44 тыс. человек. На работы, выполненные собственными силами по виду деятельности «Строительство», в 2014 г. было затрачено 89,3 млрд рублей, что составило 90,9 % от расходов 2013 г.

По данным Росстата, в 2014 г. инвестиции в основной капитал перешли в отрицательную зону, а доля капиталовложений в экономику сократилась с 22,6 % в 2013 г. до 16,7 %. Однако наиболее показательно выглядела отраслевая структура инвестиций. Падал удельный вес машин, оборудования и транспорта, и это не удивительно, если учесть, что доля промышленности в ВВП неуклонно снижалась и до этого: с 32,7 % в 2005 г. до 30,1 % в 2011 г. и до 29 % в 2013 г. [3].

Приведенные в табл. 1-4 статистические данные Иркутскстата [2, 5] свидетельствуют о многих нерешенных проблемах в сфере строительства и строительной индустрии, характеризующихся снижением инвестиций не только в основной капитал, но и в обеспечение материальными ресурсами, на которые необходимы финансовые средства.

Таблица1

Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности

Иркутской области

Показатели 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.

Число строительных организаций 1708 1222 2557 3079 3578

В том числе субъектов малого 1540 1107 2450 2981 3481

бизнеса

Среднесписочная численность ра-

ботников по виду деятельности 54,2 37,7 42,4 46,4 44,3

«Строительство», тыс. чел.

Инвестиции в основной капитал, 10813,5 36675,2 119394,9 200063,4 192458,0

млн руб.

В % к предыдущему году 95,1 123,2 106,3 107,2 92,9

Показатели 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.

Стоимость объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство», млн руб. В % к предыдущему году 7190,1 20544,4 120,4 55017,7 110,9 94617,0 100,5 89312,6 90,9

Удельный вес строительства в валовом региональном продукте, % 5,0 4,1 6,1 6,6 -

Таблица 2

Индексы основных макроэкономических показателей (в сопоставимых

ценах, % к предыдущему году)

Макроэкономические показатели 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.

Валовой региональный продукт 105,2 108,3 106,8 102,0 -

Инвестиции в основной капитал 95,1 123,2 106,3 107,2 92,9

Иностранные инвестиции 95,8 111,8 43,2 72,8 -

Ввод в действие основных фондов 86,3 110,1 37,9 89,7 -

Таблица 3

Производство отдельных видов промышленной продукции для строительства

в 2010-2014 гг.

Продукция 2010 г. 2013 г. 2014 г.

Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические, тыс. тонн - - -

Кирпич керамический неогнеупорный строительный, млн условных кирпичей 52,1 82,1 89,4

Бетон, готовый для заливки (товарный бетон), тыс. куб. м 238,6 281,8 412,5

Раствор строительный (товарный выпуск), тыс. куб. м 15,2 14,3 15,3

Изделия санитарно-технические из керамики, тыс. шт. 71,0 - -

Лесоматериалы, продольно расколотые, разделенные на слои или лущеные, толщиной более 6 мм, шпалы железнодорожные или трамвайные деревянные, тыс. куб. м 2172,3 3810,7 3705,8

Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, краски и мастики полиграфические, тонн 10883,3 20070,5 24989,4

Таблица 4

Ввоз отдельных видов продукции для строительства из других регионов России

Продукция 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.

Портландцемент, цемент глиноземный, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические, тыс. тонн 102,7 23,3 122,0 275,8 339,4

Конструкции и детали сборные железобетонные, тыс. куб. м - - - 72,2 79,7

Материалы мягкие кровельные и гид- 1,2 2,9 4,0 3,5 2,9

Продукция 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.

роизоляционные, рулонные из асфаль-

та или аналогичных материалов (неф-

тяного битума, каменноугольного пека

и т.д.), млн кв. м

Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, 3,9 463, 1 485,5 351,2 460,4

тыс. кв. м

Изделия санитарно-технические из керамики, тыс. шт. 10,0 9,5 56,8 63,1 50,0

Стекло листовое литое, прокатное, тя-

нутое или выдувное, но не обработан- 239,6 152,7 2272,4 - -

ное другим способом, тыс. кв. м

Радиаторы центрального отопления с

неэлектрическим нагревом из черных 68,8 15,3 16,1 - 1,6

металлов, тыс. кВт

Материалы лакокрасочные и анало-

гичные для нанесения покрытий, крас- 2076,7 2731,7 6538,4 8237,1 6588,1

ки и мастики полиграфические, тонн

Выступая 14 апреля 2016 г. с посланием перед депутатами Законодательного собрания региона, губернатор Иркутской области отметил, что в 2015 г. индекс промышленного производства составил 104,5 %, что на 1,5 % больше, чем в 2014 г. Наибольший рост наблюдался в пищевой промышленности - 123,9 %, добыча полезных ископаемых увеличилась почти на 10 %, обрабатывающие производства впервые за последние три года показали рост в 1,9 %. Правительству региона было поручено разработать комплекс мероприятий по увеличению строительства жилья эконом-класса.

Следует отметить работу [6], в которой рассматриваются приоритеты материально-технического снабжения предприятий строительства и которую можно дополнить рядом рекомендаций по ресурсосбережению, эффективно используемых во времена СССР. Известно, что существовала административно-управленческая система по обеспечению ресурсами всех отраслей народного хозяйства, таких как промышленность, сельское хозяйство, государственные учреждения и др. Руководство и координация по всей совокупности этих вопросов обеспечивалась Госпланом СССР, Госснабом СССР, которые находились под контролем Совета министров. При этом Госснаб распределял и выделял большую часть фондов и лимитов на основании плановых заданий.

Материально-технические ресурсы в регионах отпускались потребителям на основании составленных предприятиями материальных балансов, которые предварительно защищались организациями на соответствие установленным и утвержденных планам в министерствах и различных ведомствах. В республиках, краях и областях функционировали главки Госснаба, обеспечивали координацию вышеуказанной работы в их структуре, в зависимости от ассортимента продукции, работали управления. В качестве примера может быть приведен Воссибглавснаб, имевший в своей структуре управления и другие подразделения, оперативно решавший вопросы по обеспечению материально-техническими ресурсами, особенно промышленных предприятий Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии. Частично поставки по ряду видов продукции осуществлялись в Якутию, а также на многие объекты Монголии, в другие ведомства.

Среди крупных управлений следует отметить Востсибмашхимснабсбыт, Металло-снабсбыт, Вторсырье и другие подразделения главка. В частности, Вторсырье системно занималось сбором всех видов вторичного сырья, а также в больших объемах отгружало по железной дороге собранные ресурсы предприятиям-потребителям для дальнейшей переработки взамен дефицитного сырья. Государство боролось за эффективность исполь-

зуемых ресурсов, не позволяя выбрасывать на мусорные полигоны миллионы тонн различных материалов.

Вероятно, не имеет смысла в условиях непростой экономической ситуации рассуждать о бережливости, инвестициях, ждать снижения банковской ставки, когда можно вернуться к имевшемуся в недалеком прошлом опыту. В связи с этим предлагается следующее:

1. Восстановить Вторсырье, что, с одной стороны, будет способствовать снижению экологической напряженности в регионе, с другой - государство получит дополнительные материальные ресурсы, в том числе для строительства. В свою очередь, организация сбора и частичная переработка промышленных и бытовых отходов потребует создания значительного числа новых рабочих мест.

2. Вменить в обязанность всем организациям, независимо от формы собственности, предоставлять ежеквартальную отчетность о наличии остатков на складах, что позволит оптимизировать использование для производства готовой продукции, залежалых и сверхнормативных товаров.

3. Проводить ярмарки-выставки (всероссийские, областные, краевые и республиканские, определив сроки их проведения) сверхнормативных, залежалых и ненужных для предприятий товаров, создавая тем самым дополнительный инструмент для их эффективного использования в производстве.

4. Организовать логистический центр распределения ресурсов - терминал, необходимый для строительства (создаст неснижаемый запас товаров: металлопроката, метизов и других наименований, позволит предприятиям приобретать необходимые качественные материалы в нужных объемах, избегая излишних затрат, как это происходит в настоящее время).

5. Установить задание по показателю «производительность труда» хотя бы для одного из районов, где имеются предприятия различных форм собственности.

6. Возродить индустрию строительных материалов Иркутского региона.

Принципиально, что большая часть данных предложений сформулирована в полном соответствии с современными принципами концепции «обратной логистики», внедрение которых в строительную индустрию реализуется как с точки зрения истощения природных ресурсов (повторное использование материалов и переработка отходов), так и планирования, реализации и контроля экономически эффективного потока сырья в процессе инвентаризации [9].

С другой стороны, предложения согласуются с разрабатываемыми в настоящее время методами управления материально-техническим обеспечением строительных проектов в отношении создания краткосрочных графиков поставок материалов на основе анализа ограниченных ресурсов. Такой подход к поставкам требует как анализа материальных ограничений, так и доступности информации о товарно-материальных запасах и возможных цепочках поставок, способных в кратчайший временной промежуток обеспечить своевременное наличие материала [7].

В связи с вышеизложенным следует также отметить еще один важнейший аспект управления поставками материалов в строительстве - контроль качества материалов. В настоящее время технологические изменения непосредственно влияют на строительный сектор. Строительные проекты становятся все более сложными, их реализация зависит от совокупности многих факторов, что определяет трудности завершения проектов с нужными материалами и в рамках стандартов качества, ограниченного бюджета и времени [8].

Выполненный анализ данных Иркутскстата и Росстата свидетельствует о том, что существуют механизмы, позволяющие сэкономить миллионы (возможно, миллиарды) рублей, не ожидая снижения процентной ставки для пополнения оборотных средств. Создание системы учета материальных ресурсов в регионе позволит организациям строительной индустрии и их смежникам использовать материалы, которые в разных количествах лежат мертвым капиталом на предприятиях, для чего рекомендуется проводить ярмарки-выставки, в том числе готовой и неиспользуемой продукции. Представленные дан-

ные позволяют продемонстрировать, насколько правильно используются для экономии финансово-материальных ресурсов показатели, ранее существовавшие в условиях планово-командной системы.

Таким образом, рассматриваемые подходы к оздоровлению экономики России и Иркутской области по ряду предложенных мероприятий преодоления кризисных явлений будут способствовать созданию логистической системы защитных антикризисных мер в строительной индустрии.

Статья поступила 02.05.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2001. 640 с.

2. Ввод жилья и объектов социальной сферы в Иркутской области: аналитическая записка / Иркутскстат. Иркутск, 2015. 28 с.

3. Голубков Е.П. Антикризисный маркетинг: экономический кризис и возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 3 (107). С. 3-14.

4. Демьянов К.В. Методологические решения проблемы воспроизводства жилья в стране // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2015. № 2 (13). С. 11-21.

5. Инвестиции в строительстве Иркутской области 2000-2014 гг.: статистический сборник / Иркутскстат. Иркутск, 2015. 76 с.

6. Сордия В.Н. Стратегические приоритеты логистики материально-технического обеспечения предприятия строительства // Экономика строительства. 2015. № 6 (36). С. 67-75.

7. Ala-Risku T., Kärkkäinen M. Material delivery problems in construction projects: A possible solution // International Journal of Production Economics. 2006. Vol. 104. P. 19-29.

8. Blazevska-Stoilkovska B., Hanák T., Zileska-Pancovska V. Materials supply management in construction projects and satisfaction with the quality of structures // Tehnicki vjesnik. 2015. Vol. 22 (3). P. 721-727.

9. Hosseini M.R., Chileshe N., Rameezdeen R., Lehmann S. Reverse Logistics for the construction industry: Lessons from the manufacturing context // International Journal of Construction Engineering and Management. 2014. Vol. 3 (3). Р. 75-90.

10. Kasaev B.S., Razakov A.A. The Problems of investment in innovations, range of products and technological re-equipment of the construction corporation // Studies in Engineering and Technology. 2015. Vol. 2 (1). P. 111-123.

REFERENCES

1. Bauersoks D.Dzh., Kloss D.Dzh. Logistika: integrirovannaya tsep' postavok [Logistics: integrated chain of delivery]. Moscow, ZAO "Olimp - Biznes", 2001. 640 p.

2. Vvodzhil'ya i ob"ektov sotsial'noi sfery v Irkutskoi oblasti [New housing and objects of social sphere supply in Irkutsk region]. Irkutsk, 2015. 28 p.

3. Golubkov E.P. Anti-crisis marketing: economic crisis and marketing possibilities for elimination of its negative influence. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and Abroad], 2015, no. 3 (107), pp. 3-14. (In Russian)

4. Demianov K.V. Methodological solution to the problem of residence reproduction in the country. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [News of Higher Educational Institutions. Investments. Construction. Real estate], 2015, no. 2 (13), pp. 11-21. (In Russian)

5. Investitsii v stroitel'stve Irkutskoi oblasti 2000-2014 gg. [Investments in development of Irkutsk region 2000-2014]. Irkutsk, 2015. 76 p.

6. Sordiya V.N. The strategic priorities of logistics enterprise construction. Ekonomika stroitel'stva [Economics of development], 2015, no. 6 (36), pp. 67-75. (In Russian)

7. Ala-Risku T., Karkkainen M. Material delivery problems in construction projects: A possible solution. International Journal of Production Economics, 2006, vol. 104, pp. 19-29.

8. Blazevska-Stoilkovska B., Hanák T., Zileska-Pancovska V. Materials supply management in construction projects and satisfaction with the quality of structures. Tehnicki vjesnik, 2015, vol. 22 (3), pp. 721-727.

9. Hosseini M.R., Chileshe N., Rameezdeen R., Lehmann S. Reverse Logistics for the construction industry: Lessons from the manufacturing context. International Journal of Construction Engineering and Management, 2014, vol. 3 (3), pp. 75-90.

10. Kasaev B.S., Razakov A.A. The Problems of investment in innovations, range of products and technological re-equipment of the construction corporation. Studies in Engineering and Technology, 2015, vol. 2 (1), pp. 111-123.

Информация об авторах

Черняк Илья Самуилович, кандидат экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, e-mail: cyi@mail.ru; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, е-mail: c12@istu.edu; Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Chernyak I.S., candidate of economical sciences, Professor of Department of management of industrial enterprises, e-mail: cyi@mail.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Konyukhov V.Yu., candidate of technical sciences, Professor of Department of management of industrial enterprises, e-mail: c12@istu.edu; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 65:657.421.3

DOI: 10.21285/2227-2917-2016-3-54-62

УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВОМ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

© Е.Д. Щетинина, И.Б. Кондратов, Т.А. Дубровина

Рассмотрены вопросы менеджмента нематериальных активов, необходимости его совершенствования в современных условиях. Предложено исследовать эти вопросы с позиции теории конкурентных преимуществ организации, в связи с чем изучены и классифицированы источники получения нематериальных активов, выделены их фракталы. Предложены методы оценки и выбора нематериального актива с учетом его влияния на