УДК [164:33]:338.436.33
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Л. А. ТАПТУНОВ, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
LOGISTICS EXPENSES IN AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION: CLASSIFICATION, FEATURES OF ECONOMIC CONTENT
L. A. TAPTUNOV, postgraduate Belarusian State Agricultural Academy
В статье отражены результаты теоретического исследования особенностей формирования логистических затрат в агропромышленном производстве. Проанализированы подходы к классификации логистических затрат предлагаемых отечественными и зарубежными учеными, с последующей систематизацией в укрупненную модель классификации логистических затрат с авторскими дополнениями. Приводится попытка критического обоснования выделяемых групп затрат по соответствующим признакам в аспекте выявления сущности их экономического содержания.
The article presents results of theoretical research into the characteristics of formation of logistics costs in the agro-industrial production. We have analyzed approaches to the classification of logistics costs offered by domestic and foreign scientists, followed by systematization into an integrated logistics costs classification model with the author's additions. An attempt has been made to critically substantiate the allocated groups of expenditures according to the relevant indicators in the aspect of identifying the essence of their economic content.
Введение. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, а также усиления ограничений в государственном финансировании субъектов агропромышленного производства, одним из основополагающих факторов
устойчивого развития сферы сельского хозяйства является комплексная оптимизация затрат материальных ресурсов без потери качественных характеристик производимой продукции, в том числе аккумулируемых в результате функционирования соответствующих аграрных логистических систем. Данные затраты, именуемые «логистическими», имеют сложную структуру в основе полной совокупности затрат на производство и обращение продукции, при этом в сельскохозяйственном производстве данное качество усиливается за счёт тесной связи технологического процесса с живыми организмами. Используемые в настоящее время инструменты бухгалтерского и управленческого учета не позволяют в полной мере установить уровень логистических затрат, а их первичная идентификация требует существенных затрат времени и материальных ресурсов. В этой связи, особое значение приобретает структурированное исследование особенностей формирования логистических затрат в агропромышленном производстве на предмет установления их классификации в особенностях экономического содержания, что и обуславливает актуальность темы данной статьи.
Анализ источников. В настоящее время научно-практическое направление логистики все больше вызывает интерес у отечественного научного сообщества в области формирования эффективных агроэкономических систем. Проблемам снижения затрат, связанных с функционированием микро- и макрологистических систем в агропромышленном комплексе (АПК) Беларуси, уделяется внимание в исследованиях: В. Г. Гу-сакова, А. С. Сайганова, С. А. Пелиха, М. К. Жудро, А. Г. Ефи-менко, Н. В. Киреенко, Л. Н. Байгот и др. Теоретические и практические аспекты особенностей формирования логистических затрат и их классификации отражены в трудах белорусских и зарубежных ученых, таких как С. А. Пелих, И. А. Еловой, И. И. Полещук, Т. В. Кузнецова, В. И. Сергеев, Б. А. Аникин, В. В. Дыбская, А. М. Гаджинский, Т. В. Пархоменко, В. В. Щербаков, Н. К. Моисеева, Т. В. Алексинская, Ю. Н. Моргунова, Ч. Сковронек, З. Сируш-Вольский, Й. Берг, Дж. Шрайбфедер [116].
Также стоит отметить, что в специализированной литературе посвященной экономической логистике не наблюдается четко сформулированной классификации логистических затрат, при этом категория «логистические затраты» зачастую рассматривается в отождествлении с категорией «логистические издержки», что отражается в смешении элементов классификации, относящихся к непосредственным логистическим затратам и неявным логистическим издержкам в виде потерь.
Проведенные ранее исследования [21] позволили обосновать необходимость дифференциации указанных категорий в аспекте выявления экономической сущности содержания соответствующих дефиниций, а также предложить вариант их трактовки.
В целом, предлагаемые подходы к классификации логистических затрат имеют фрагментарный характер отражения, что, по нашему мнению, не обеспечивает конструктивность и целостность исследования логистических систем на предмет выявления нерациональности использования производственных ресурсов. В связи с этим целью данной работы является систематизированное исследование подходов классификации логистических затрат в обосновании особенностей их формирования и экономического содержания с последующим структурированием в укрупненную модель применительно агропромышленного производства.
Методы исследования. Основанием методологии проведения данного исследования послужили следующие научные методы и приёмы: научной абстракции, индукции, дедукции, анализа, синтеза, конвергентный, монографический.
Основная часть. С целью повышения конструктивности проводимого исследования, по нашему мнению, необходимым является предварительное изучение содержания категории «классификация» в контексте выявления экономической сущности.
Так, в методологии науки «классификация» является одним из формально-логических методов исследования [14]. В словаре экономических терминов Б. А. Райзберга понятие «классификации» трактуется как: «...распределение, разделение объектов,
понятий, названий по классам, группам, разрядам, при которых в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком» [15].
Однако содержание указанной трактовки излагает лишь организационную составляющую рассматриваемой категории в представлении декомпозиции объектов на отдельные элементы или группы элементов.
В более широком смысле, понятие «классификация» отражено в словаре А. М. Прохорова, содержание которого раскрывается как: «...система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания.» и «.используемая, как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов»; система «.законов, присущих отображенной в ней области действительности» [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что роль «классификации» в экономическом исследовании состоит в создании условий идентификации отдельных фрагментов исследуемой системы по средству структурированной группировки её составных элементов в соответствии с признаками, отражающими их формообразующее в организационно-экономическом аспекте особенности.
Исходя из указанного выше общетеоретического представления понятия научного метода «классификация», его использование в исследовании логистических затрат исходит из необходимости системного представления и идентификации образующихся затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов в отдельных элементах и уровнях рассматриваемой логистической системы. В соответствии с практической значимостью целевыми направлениями выделения отдельных логистических затрат являются: необходимость калькуляции себестоимости хранения, транспортировки и переработки товарно-материальных ценностей; принятие управленческих решений, планирования и прогнозирования; осуществления контроллинга и оперативного регулирования параметров хозяйственного процесса [11].
На основании подходов классификации логистических затрат, предлагаемых в белорусской, российской и зарубежной
научной литературе приведенных выше авторов, а также типовой классификации затрат, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, рекомендованной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [20], нами предлагается вариант классификации логистических затрат применительно предметной области агропромышленного производства (таблица).
Таблица. Классификация логистических затрат в агропромышленном производстве
Признак классификации | Элементы классификации
1 1 2
Общеэкономического характера
Экономические элементы Материальные затраты, обусловленные выполнением логистических процессов
Затраты на оплату труда работников, задействованных в логистических процессах
Отчисления на социальные нужды
Амортизация основных средств, задействованных в логистических процессах
Прочие затраты
Статьи калькуляции Материалы, используемые в логистических процессах
Топливные и энергетические ресурсы, используемые в логистических процессах
Заработная плата (с отчислениями) работников, задействованных в логистических процессах
Амортизация основных средств задействованных в логистических процессах
Оплата услуг сторонних организаций
Расходы, связанные с логистическими рисками
Зависимость от параметров хозяйственной деятельности Постоянные
Переменные
Характер отнесения к определенному объекту затрат Прямые
Косвенные
Периодичность возникновения Единовременные (связанные с инвестициями)
Текущие
Возможность охвата планированием Планируемые
Непланируемые
1 2
Эффективность использования ресурсов Продуктивные
Убыточные
Степень охвата объекта отнесения Полны
Частичные
Охват управления Полностью управляемые
Ограничено управляемые
Охват нормированием Нормируемые
Ненормируемые
Отношение к отчетному периоду Прошлого отчетного периода
Текущего отчетного периода
Будущих отчетных периодов
Цикличность возникновения Возникающие в течение одного технологического цикла
Возникающие в течение нескольких технологических циклов
Законченность производственного цикла Относящиеся к готовой продукции
Приходящиеся к полуфабрикатам
В незавершённом производстве
Характер получения данных Фактические
Нормальные
Плановые
Применительно исследования логистических систем
Составные элементы логистической системы На выполнение функций
На выполнение процессов
На выполнение операций
Основные функциональные области (подсистемы) логистической системы На материально-техническое обеспечение
На производство
На распределение (сбыт)
Вспомогательные функциональные области (подсистемы) логистическои системы На складское хозяйство
На транспортировку
На информационное обеспечение
На возвратные потоки
Отдельный логистический процесс Связанные с поставкой товарно-материальных ценностей
На товаро- (грузо-) переработка
На формирование запасов
На содержание запасов
1 2
Логистические операции На транспортировку груза
На оформление закупок
На погрузку
И др.
Места возникновения (центры) логистических затрат Структурные подразделения предприятия: отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, автотранспортный участок, машинно-тракторный парк, диспетчерская служба, пункт грузопереработки и хранения удобрений и средств защиты растений.
Жизненный цикл логистической системы Затраты на этапе проектирования
Затраты на этапе создания условий функционирования логистической системы (формирования основных средств)
Затраты на этапе функционирования логистической системы
Затраты на этапе перехода к другой логистической системе
Характер взаимодействия функциональных областей (подсистем) логистической системы Затраты аккумулируемые в снабженческо-транспортных цепях
Затраты аккумулируемые в производственно-технологических цепях
Затраты аккумулируемые в транспортно-распределительных цепях
По характеру исполнения логистических процессов (операций) На исполнение собственными силами
На исполнение сторонними организациями
Характер системного представления Фрагментарные
Эмерджентные (целостные)
Оптимальность принятия управленческих (логистических) решений Оптимальные
Неоптимальные
Примечание. Источник: таблица составлена автором на основании [1-16, 20].
Так, в соответствии с таблицей типологическую основу классификации логистических затрат могут составлять признаки общеэкономического характера, применяемые в традиционном выделении затрат на производство и обращение продукции, а
также признаки, непосредственно отражающие специфику логистического исследования.
Типовая классификация затрат общеэкономического характера в исследовании логистических систем может производиться согласно следующих признаков:
1. По экономическим элементам, что предполагает классифицировать логистические затраты на: материальные затраты, затраты на оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и прочие затраты, связанные с выполнением логистических процессов.
Такая классификация позволяет сгруппировать логистические затраты по однородности их экономического содержания, с целью дальнейшего структурированного учета и оперативного выявления резервов оптимизации.
2. По статьям калькуляции, которая целесообразна в рамках организации первичного бухгалтерского и управленческого учета затрат, связанных с выполнением логистических процессов по следующим группам: стоимость материалов; топливные и энергетические ресурсы; заработная плата работников; амортизационные отчисления; стоимость услуг сторонних организаций; расходы, связанные с рисками.
Использование группировки логистических затрат по данному признаку обусловлено необходимостью обеспечения незатруднительной калькуляции себестоимости отдельных фрагментов логистической деятельности субъектов хозяйствования.
3. По зависимости от параметров хозяйственной деятельности, в соответствии с которыми в целях оперативности управления логистическими затратами и контроля их уровня соответственно концентрации производства выделяются переменные и постоянные затраты.
При этом следует отметить, что в логистике, затраты, относящиеся к группе переменных, характеризуются динамичностью дифференцированно изменения параметров логистической системы. К примеру, расходы на транспортировку закупаемых материалов одной номенклатурной группы в одинаковом количестве при отгрузке у локального оптового посредника будут су-
щественно ниже, чем при проведении импорта. Соответственно, постоянные логистические затраты остаются неизменными или имеют несущественную динамику, при этом критерий «постоянства» затрат в логистической системе является условным и целесообразен в использовании лишь относительно конкретно выделенного периода. Примером постоянных логистических затрат могут выступить: затраты на хранение, расходы на охрану имущества, оплата труда специалистов и другие.
4. По характеру отнесения к определенному объекту затрат выделяются прямые и косвенные логистические затраты. Прямые затраты имеют непосредственный характер формирования и определяются по фактическим расходам на соответствующий объект отнесения, например, стоимость топлива на выполнение транспортных работ, оплата труда при сдельной и повременной формах, стоимость средств индивидуальной защиты работников, занятых выполнением логистических операций (погрузка, разгрузка, размещение на складе) и другие. Косвенные затраты требуют дополнительных вычислительных действий и определяются в порядке пропорционального исчисления. Примером косвенных логистических затрат могут выступить: амортизация основных средств, задействованных в логистических процессах, стоимость охранных мероприятий отдельных товарно-материальных ценностей.
5. По периодичности возникновения логистические затраты классифицируются на единовременные (связанные с инвестициями), направляемые на существенные единоразовые вложения (формирование соответствующих основных средств и запасов долгосрочного характера), а также текущие, формирующиеся согласно ежедневной динамики логистической деятельности субъектов хозяйствования.
Выделение группы единовременных затрат может производиться в целях установления фактической стоимости составных элементов логистической системы организации капитального характера и некапитальных затрат долгосрочного характера, с последующим выявлением эффективности освоения финансовых ресурсов на их формирование. Группа текущих логистиче-
ских затрат может использовать в рамках мониторинга динамики потребления ресурсов соответственно фактических параметров выполнения отдельных логистический процессов (операций) и их совокупности.
6. По возможности охвата планированием, определяемые в группы планируемых, обусловленных расчетными показателями логистической деятельности предприятия, соответственно разрабатываемых планов (инвестиционных, стратегических, развития), и непланируемых, формирующихся по факту протекания и конечного результата выполнения логистических процессов.
Такая декомпозиция логистических затрат целесообразна при выявлении степени реализации плана и отклонения от установленных планом затрат ресурсов на реализацию логистической деятельности субъектов хозяйствования.
7. По эффективности использования ресурсов можно выделять продуктивные и убыточные логистические затраты, где группу продуктивных составляют затраты, связанные с выполнением логистических процессов, и являющиеся детерминантом добавленной стоимости в фактическом результате их выполнения. Соответственно убыточные затраты являются детерминантом отрицательного финансового результата в конечном результате выполнения логистических процессов.
Такие затраты сложно поддаются идентификации и целесообразны в рассмотрении согласно финансового результата на выполнение логистических процессов в конечном цикле.
8. По степени охвата объекта отнесения выделяются полные и частичные логистические затраты. Полные являются совокупными затратами на выполнение логистических процессов (операций), как структурного элемента себестоимости рассматриваемого объекта (готовая продукция, выполненные услуги, заказ, поставка и другие). Соответственно частичные затраты являются извлекаемыми из совокупности полных логистических затрат по определенному признаку.
Данная группировка, в сущности, определяет степень декомпозиции рассматриваемых объектов отнесения логистических затрат и может использоваться в целях контроля уровня затрат
на выполнение отдельных логистических операций и их совокупности в отдельно рассматриваемом объекте отнесения.
9. По охвату управлением логистические затраты можно группировать как на полностью управляемые, характеризующиеся возможностью регулирования в зависимости от принимаемых субъектами управленческих решений, так и ограниченные в управлении, обусловленные институциональными особенностями ведения хозяйственной деятельности, прерогативы органов управления субъектами агропромышленного производства, сложившимися условиями конъюнктуры рынка,
Рассмотрение затрат соответственно данному признаку является важным аспектом построения логистической системы по средству установления управленческих ограничений, обуславливающих уровень соответствующих затрат и возможности их оптимизации. При этом, такие ограничения могут выступать как в роли предупреждения оппортунистической составляющей освоения ресурсов организации субъектами управления, так и обуславливающих иррациональность освоения финансовых средств, с целью лоббирования интересов неоптимальных контрагентов, например, при закупках отечественной техники и оборудования, не обеспечивающих оптимальность цены и производительность относительно альтернативных вариантов, предлагаемых на рынке.
10. По охвату нормированием логистические затраты возможно классифицировать как нормируемые, фактическое формирование которых требует придерживаться установленных границ уровня роста в соответствии с критериями выполнения соответствующих логистических операций, в основном применяемых при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также ненормируемые, образующиеся вне строгих ограничений дифференцированно параметров логистических операций.
11. По отношению к отчетному периоду логистические затраты также можно выделять в рамках следующих групп: прошлого, текущего и будущих отчетных периодов.
Такая декомпозиция целесообразна при рассмотрении массива логистических затрат отдельного хронологического порядка, в целях выявления их динамики и установления соответствующих тенденций формирования.
12. По цикличности возникновения логистические затраты можно обобщать в группы возникающих в течение одного технологического цикла и нескольких технологических циклов. Таким образом, идентифицируя ритмичность возникновения расходов ресурсов на выполнение логистических процессов в технологических циклах, проходящих в рамках рассматриваемого периода.
13. По законченности производственного цикла логистические затраты целесообразно классифицировать на: относящиеся к готовой продукции, приходящиеся к полуфабрикатам, в незавершенном производстве. Такая декомпозиция удобна в исследовании логистической системы агропромышленного предприятия, в целях установления доли расходов логистической составляющей в себестоимости продукции указанных стадиях законченности производственного процесса.
14. По характеру получения данных, затраты связанные с функционированием логистической системы могут выделяться в таких группах, как: фактические - непосредственно аккумулируемые логистической системой организации, и представленные в полном объёме; нормальные - средние затраты рассматриваемого периода при фактическом объёме расходов понесенных логистической деятельностью субъекта хозяйствования; плановые - определяющиеся как «планируемые» логистические затраты рассмотренные выше [1-5, 8-12, 14, 20].
Целесообразность данной группировки обусловлена необходимостью оценки эффективности фактического освоения ресурсов предприятия на реализацию логистической деятельности дифференцированно установленного плана, а также выявлению средних показателей затрат на выполнение отдельных фрагментов функционирования логистической системы (процессов, операций) в рамках рассматриваемого периода.
Поскольку классификация логистических затрат общеэкономического характера, представленная выше не обеспечивает в полной мере возможность критического осмысления их формообразующих особенностей, важным методологическим аспектом исследования логистических систем в агропромышленном производстве может послужить классификация затрат, соответствующая специфике изучаемой предметной области.
В результате анализа специализированной литературы было установлено, что при исследовании логистических систем основным подходом классификации логистических затрат является их обобщение дифференцированно образования в «базовых» составных элементах (функциях, процессах, операциях) указанных систем.
Так, типовым выделением затрат, формирующихся в результате ведения логистической деятельности субъектами хозяйствования является первичная декомпозиция их логистических систем на соответствующие основные и вспомогательные функции (функциональные области, подсистемы). Это позволяет классифицировать логистические затраты в рамках их группировки на следующие элементы: управление запасами, закупки, производство, распределение (сбыт), транспортировка, складирование, сервис, информационное обеспечение, финансовое обслуживание [1, 3, 8, 11, 15, 20].
Ключевым аспектом в данном случае является то, что формирование затрат в основных функциях логистики абсорбируют в себе часть затрат, отнесенных на вспомогательные функции. В связи с этим их идентификация и сопоставимый анализ требует использования дифференцированного подхода.
Таким образом, использование классификации логистических затрат по признаку принадлежности к отдельным функциональным областям (подсистемам) логистической системы организации является сугубо обобщённым способом представления затрат аккумулируемых данной системой. Такой подход целесообразен при необходимости оперативного принятия решений относительно регулирования параметров основных элементов логистической системы.
Обобщение отдельной последовательности логистических операций в процессы, которые могут проходить как в отдельных функциях логистической системы, так в их взаимосвязи, позволяет классифицировать затраты соответственно следующих логистических процессов общехозяйственного характера: осуществление поставок, формирование запасов, содержание запасов, внутрихозяйственное распределение запасов, обработка заказов, грузо- товаропереработка, распределение готовой продукции по каналам фирменной торговли. [1, 2, 8].
В агропромышленном производстве, по нашему мнению, примером логистических процессов аккумулирующих соответствующие затраты, могут выступить: приёмка сырого молока у личных подсобных хозяйств, консолидация сырого молока с отдельных производственных участков (молочных ферм) в центральный холодильник, обеспечение животных отдельным видом кормов, уборка зерновых культур, послеуборочная доработка зерна, непосредственная дойка молочного стада КРС, грузо-переработка и распределение оптовых поставок минеральных удобрений и средств защиты растений и другие.
Исходя из вышеуказанного, классификация логистических затрат путём процессной декомпозиции логистических систем позволяет идентифицировать уровень расходов ресурсов в целом на выполнение обособленного логистического процесса, а также отдельных его стадий. Это, в свою очередь, даёт возможность установления уровня совокупных логистических затрат на реализацию рассматриваемого процесса относительно конечного результата, как показателя эффективности организации и выполнения последовательности логистических операций (логистической цепи).
Более конструктивное выделение отдельных логистических затрат предполагает их обобщение на уровне «операций», а именно по средству декомпозиции указанных ранее процессов, протекающих в логистической системе организации. Каждая логистическая операция обусловлена организационно-технологической спецификой соответственно вида деятельности субъекта хозяйствования. Примером типовых логистических
операций, формирующих соответствующие затраты может являться: размещение заказов, транспортировка груза по отдельному маршруту, отдельные внутрипроизводственные перемещения (размещение на хранение, транспортировка между производственными участками), операции по приёмке и отгрузке товарно-материальных ценностей (выгрузка, разгрузка, загрузка, погрузка, упаковка, маркировка и кодирование, консолидация, контроль количества и качества, оформление и фиксация сопроводительных документов), мониторинг потенциальных поставщиков, вербальная коммуникация по средству мобильной связи или сети Интернет, операции в процессе командировок (движение общественным транспортом, проживание в гостиницах), обработка печатной и электронной информации, охрана имущества, операции товарной переработки (сортировка, очистка, фасовка, химическая обработка), физическая и периодическая инвентаризация и другие [8, 9, 7, 15].
В результате, можно сделать вывод, что выделение логистических затрат в основе пооперационной классификации исходит из необходимости повысить конструктивность исследования логистических систем на предмет выявления составных элементов возникновения расходов ресурсов в первичных формах инициации движения материальных и нематериальных потоков. На практике данный подход позволит существенно увеличить эффективность управления логистической деятельностью организации по средству выявления динамики указанных затрат в соотнесении с установленными нормами во взаимосвязи с уровнем затрат на реализацию ранее отмеченных логистических процессов и функций.
В соответствии с указанными ранее аспектами в отношении затрат, аккумулируемых в основных составных элементах логистической системы, с целью большей наглядности отражения их состава и взаимосвязи, нами разработана соответствующая концептуальная схема (рисунок).
Рис. Концептуальная схема состава и взаимосвязи затрат, выделенных согласно основным составным элементам логистической системы Примечание. Источник: составлено автором на основании собственных исследований.
Из рисунка видно, что условно первичный элемент в рассматриваемой классификации логистических затрат (затраты на логистические операции) является составляющим затрат на логистические функции и затрат на логистические процессы. Особенностью формирования затрат на логистические процессы является возможность их интерпретации как в составе затрат на логистические функции, если данный процесс в замкнутом порядке протекает в отдельной функциональной подсистеме, так и включающих в себе отдельные фрагменты функциональных подсистем в рамках последовательности их охвата соответственно выполняемого логистического процесса. Это, в свою очередь, позволяет более конструктивно идентифицировать затраты, формирующиеся в основных элементах логистической системы, в том числе на отдельных стадиях логистического процесса или их совокупности.
В целях идентификации размера потребляемых ресурсов на выполнение логистических процессов (операций) в отдельных структурных подразделениях предприятия логистические затраты могут рассматриваться в рамках признака «места возникновения» или «центра» образования. Такие затраты не могут группироваться в строгой классификации и выделяются в зависимо-
сти от особенностей организационной структуры субъектов хозяйствования. Например, в предприятии агропромышленного производства элементами классификации в данном случае могут выступить: отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, автотранспортный участок, машинно-тракторный парк, диспетчерская служба, пункт грузопереработки и хранения удобрений и средств защиты растений и другие структурные подразделения [4, 11, 14].
В результатах исследования теоретико-практических аспектов формирования эффективных логистических транспортно-технологических систем И. А. Елового, логистические затраты предлагается выделять в рамках совокупности этапов единичного и стратегического жизненного цикла указанных систем. К таким этапам в единичном жизненном цикле рассматриваемый автор отнёс [2]: «...согласование объемов и условий перевозок, накопление партии груза, подача подвижного состава, погрузка, уборка подвижного состава, перевозка из начального в конечный пункт, выгрузка, потребление». В стратегическом жизненном цикле: «.проектная стадия, строительство (реконструкция, приобретение перевозочных и тяговых средств, функционирования системы, переход к другой транспортно технологической системе».
В результате, на основании вышеизложенного видно, что логистические затраты относительно выделенных этапов единичного жизненного цикла транспортно-технологических систем по сути отражают текущие расходы финансовых средств на выполнение операций логистической цепи.
Кроме того, индикатором эффективности указанного жизненного цикла также являются затраты времени (его продолжительность) при критерии минимума.
Что касается затрат, группируемых в рамках стратегического жизненного цикла, то их экономическая сущность состоит в уровнях их формирования во времени по отношению к логистической системе. В результате, первый (проектирование) и второй (формирование основных средств) этапы жизненного цикла по сути являются «основанием», детерминантом уровня затрат,
аккумулируемых на третьем этапе (функционирования системы) жизненного цикла. Затраты, выделяемые на первом и втором этапе, являются единовременными и выступают в роли инвестиций в формирование условий функционирования системы (реализации третьего этапа). Соответственно затраты, аккумулируемые на третьем этапе, являются опосредованными как затратами, так и решениями предыдущего этапа. При этом критерий затрат времени на выполнение данного жизненного цикла дифференцируется в соответствии с выделенными этапами по отношению к их совокупности, в связи с чем эффективность обуславливается минимумом затрат времени на их реализацию, которые бы обеспечили максимум затрат времени (продолжительности) функционирования системы до этапа перехода к другой транспортно-технологической системе.
Таким образом, можно сделать вывод, что затраты в транс-портно-технологических и прочих логистических системах можно группировать в рамках единичного и стратегического жизненного цикла, что принципиально является типологическим признаком логистических затрат, и последующей их классификации согласно этапов указанных жизненных циклов.
В работе Ю. Н. Моргуновой, логистические затраты предлагается обобщать в группы относительно отличённых по характеру интеграции составных элементов в отдельных логистических цепях, к которым указанный автор отнёс снабженческо-транспортные цепи, производственно-технологические или операционные цепи и транспортно-распределительные цепи [13]. Классификационным признаком в данном случае является «характер взаимодействия функциональных областей (подсистем) логистической системы». Такая декомпозиция может быть полезна в целях выявления эффективности использования интегрированного подхода в логистики и исследования организационно-хозяйственных на предмет установления эффективности отдельных логистических цепей.
По нашему мнению, классификация логистических затрат также может быть дополнена такими признаками как: характер исполнения логистических процессов (операций), характер си-
стемного представления, оптимальность принятия управленческих (логистических решений).
Так, в зависимости от характера исполнения логистических процессов (операций) предполагается выделять следующие элементы классификации затрат: на исполнение собственными силами, на исполнение сторонними организациями. Это, в свою очередь, позволяет провести дифференцированный анализ эффективности переноса отдельных логистических процессов (функций) на исполнение специализированными организациями с последующим определением наиболее оптимального варианта их выполнения. При этом следует отметить, что приобретаемые услуги логистического характера, исполняемые сторонними организациями, также могут не иметь вариативности в их исполнении собственными силами, например - проживание командировочных лиц в гостиницах, обеспечение сотрудников мобильной и интернет связью, организация движения финансовых потоков банками.
В соответствии с признаком «характер системного представления», логистические затраты могут классифицироваться как фрагментарные и эмерджентные (целостные). Логистические затраты, обобщаемые в группу фрагментарных, не имеют или имеют частичное наличие системообразующих связей, и, следовательно, могут рассматриваться лишь в целях выявления их динамики и установления соответствующих тенденций. Логистические затраты, входящие в группу эмерджентных (целостных) имеют строгую детерминацию от изменения параметров друг друга (наличие обратной связи), в связи с чем выделение данных затрат целесообразно в рамках проведения глубокого сложноструктурированного изучения затрат, аккумулируемых логистическими системами на предмет выявления «тонких мест» и возможных резервов их оптимизации.
Относительно эффективности принятия управленческих решений по освоению ресурсов предприятия, связанных с выполнением логистических процессов (операций), могут выделяться оптимальные и неоптимальные логистические затраты. Так, выделение затрат согласно указанных групп может использоваться
в целях выявления иррациональности освоения финансовых средств в ходе ведения логистической деятельности субъектов хозяйствования. Данная декомпозиция позволит установить размер иррациональных логистических затрат, обусловленных уровнем компетентности специалистов, принимающих соответствующие решения, а также наличием элементов оппортунизма, например, при осуществлении субъектами управления закупок производственных материалов по существенно завышенным ценам в целях извлечения административной ренты.
Заключение. Таким образом, проведенные исследования классификации логистических затрат в агропромышленном производстве в особенностях их формирования позволили получить следующие основные результаты:
1) установлено, что подходы классификации логистических затрат, предлагаемые в специализированной литературе, носят как общеэкономических характер интерпретации, так и применительно исследования логистических систем;
2) произведена гармонизация выявленных элементов классификации логистических затрат по типологической принадлежности в соответствии с установленными признаками;
3) в целях повышения конструктивности проведения исследований в области оптимизации потребления ресурсов в логистических системах классификация логистических затрат дополнена такими признаками, как: характер исполнения логистических процессов (операций), характер системного представления, оптимальность принятия управленческих (логистических) решений;
4) отражено обоснование целесообразности выделения логистических затрат в соответствии с предлагаемыми признаками и элементам их классификации;
5) предлагаемый нами вариант классификации логистических затрат может использоваться как в познавательных целях, в рамках совершенствования теоретико-методологической базы науки логистики, так и в решении практических вопросов, связанных с идентификацией, анализом, планированием и оптими-
зацией логистических затрат аккумулируемых логистической системой агропромышленного предприятия.
Список литературы
1. Пелих, С. А. Логистика. / С. А. Пелих, Ф. Ф. Иванов; под общ. ред. Пелих С. А.; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск: Право и экономика, 2007. - 556 с.
2. Еловой, И. А. Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов) / И. А. Еловой ; В 2 ч. Ч. 1. - Гомель: БелГУТ, 2000. - 290 с.
3. Полещук, И. И. Идентификация и планирование логистических издержек : методологический аспект / И. И. Полещук // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов и др.]. -Минск : БГЭУ, 2008. - С. 292-297.
4. Кузнецова, Т. В. Логистические затраты: экономическое содержание, состав, типология / Т.В. Кузнецова // Экономика и управление. - 2012. -№ 3 (31). - С. 29-34.
5. Дыбская, В. В. Логистика. В 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев ; под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 341 с.
6. Логистика: Учеб. пособие / Б. А. Аникин [и др.]; под ред. Б. А. Аникина. - М.: Инфа-М, 1999. - 327 с.
7. Дыбская, В. В. Логистика / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова ; под ред. В. И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2014. - 944 с.
8. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012 - 484 с.
9. Логистика: Учебник / А. У. Альбеков, Т. В. Пархоменко, Г. А. Лопат-кин [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. У. Альбекова. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
10. Логистика: учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.]; под науч. ред. В. В. Щебакова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -387 с.
11. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: Учебник / Н. К. Моисеева; под. ред. д-ра экон. наук. проф. В. И. Сергеева. - М.: Инфа-М, 2011. - 528 с.
12. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. / Т. В. Алесинская. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
13. Моргунова Ю. Н. Логистические затраты: проблемы определения и учета / Ю. Н. Моргунова // Все для бухгалтера. - 2010. - № 9 (249). - С. 26-30.
14. Skowronek, С. Logistika przedsiфюrstwie / С. Skowronek, Z. Sarjusz-Шо^кг - Шажа^'а : Рокк1е "^а^ Екопош^пе. - 2003. - 407 р.
15. Берг, Й. Склад как конкурентное преимущество / Й. Берг. - М.: Аль-пина Паблишер, 2016. - 336 с.
16. Шрайбфедер, Дж. Эффективное управление запасами / Дж. Шрайбфедер ; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -304 с.
17. Коротков, Э. М. Исследование систем управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. М. Коротков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 226 с.
18. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: Инфра-М, 1999. -479 с.
19. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров; Изд-е 2-е, перераб. и доп. - М.-СПб.: Большая рос. энцикл.; Норинт, 2000. - 1456 с.
20. О применении Методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг): Письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.01.2016 № 04-2-1-32/178 [Электронный ресурс] / Право Беларуси - Режим доступа: http://lawbelarus.com/002553 - Дата доступа: 23.07.2018.
21. Таптунов, Л. А. Сущность категорий «логистические затраты» и «логистические издержки» в контексте дифференциации дефиниции / Л. А. Таптунов // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2017. -№ 2 (25). - С. 158-169.
Информация об авторе
Таптунов Лев Александрович - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и МЭО в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. +375(25)757-98-03; е-mail: lev_taptunov@tut.by
Материал поступил в редакцию 5.10.2018 г.