УДК 338.3:631
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ БЕЛАРУСИ
Л. А. ТАПТУНОВ, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
THE MODERN STATUS OF MICRO-LOGISTICS SYSTEMS IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF
BELARUS
L. A. TAPTUNOV, postgraduate Education establishment «Belarusian state agricultural academy»
В статье отражены результаты исследования состояния развития логистики в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь. Выявлены тенденции формирования запасов в контексте логистической значимости. Проанализированы размеры стоимости транспортных средств и передаточных устройств как инвестиций в создание условий функционирования микрологистческих систем, обуславливающих при этом размер косвенных логистических затрат (амортизационных отчислений) связанных с выполнением логистических операций. Установлена степень переноса сельхозпроизводителями отдельных логистических функций на исполнение сторонними организациями.
The article reflects results of research into the state of logistics development in agricultural organizations of the Republic of Belarus. We have established trends in the formation of stocks in the context of logistical significance. We have analyzed the sizes of cost of vehicles and transfer devices as investments into creation of conditions of functioning of micro-logistical systems, causing thus the size of indirect logistical expenses (depreciation charges) connected with performance of logistical operations. The degree of transfer of individual logistic functions to third-party organizations by agricultural producers has been established.
Введение. На современном этапе в условиях ограниченности государственного финансирования развитие сферы производства и обращения сельскохозяйственной продукции требует применения новых подходов ведения хозяйственной деятельности, позволяющих обеспечить рост экономической эффективность функционирования хозяйственных систем на микро- и ме-зо-уровнях.
В странах с развитой рыночной экономикой, с целью достижения конкурентных преимуществ, широко применяется и активно развивается логистический подход, подразумевающий переход от фрагментарного интуитивного управления и произвольной самоорганизации к интегральной организации хозяйственных процессов в эффективное функциональной целое (систему), основными критериями функционирования которой являются: рациональность, оптимальность, согласованность, отзывчивость и адаптивность к изменениям во внешней среде. В связи с этим, уровень развития микро- и мезологистических систем соответствующих субъектов хозяйствования может выступить одним из существенных индикаторов экономического состояния сельхозпроизводителей, что и обуславливает актуальность проведения данного исследования.
Анализ источников. В настоящее время к логистике, как экономической категории, наблюдается повышенный интерес у отечественных (В. Г. Гусаков, Н. В. Киреенко, Л. Н. Байгот, А. С. Сайганов, А. Г. Ефименко, С. А. Пелих, М. К. Жудро) и зарубежных (Т. И. Ворожейкина, В. Д. Игнатов, А. Л. Носов, С. А. Калашников, В. Ф. Стукач, Г. Г. Левкин) ученых в области формирования эффективных социально-экономических систем в агропромышленном комплексе [2-8, 10, 12-14].
Так, в трудах В. Г. Гусакова, Н. В. Киреенко, Л. Н. Байгот отражены теоретические и практические аспекты необходимости развития логистической инфраструктуры в контексте проблемы совершенствования сбытового потенциала продовольственной системы Республики Беларусь на национальном уровне, а также во внешнеэкономическом векторе государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [2, 4, 8].
Вопросам межсферной логистизации АПК в качестве совершенствования соответствующего рынка автотранспорта, а также эффективной организации сервисного обслуживания сельхозпроизводителей организаций на основе логистического подхода отводится внимание в работах А. С. Сайганова, А. Г. Ефи-менко [5, 13].
Теоретические и практические подходы логистизации субъектов хозяйствования на микро- и мезоуровнях в аспекте повышения эффективности управления и организации агропромышленного производства отражены в публикациях С. А. Пелиха, М. К. Жудро [6, 12].
Также особым вкладом в развитие концептуальных основ указанного научно-практического направления послужили публикации российских исследователей, таких как Т. И. Ворожей-кина, В. Д. Игнатов, А. Л. Носов [3, 10]. Непосредственные теоретические подходы к определению экономической значимости логистики в сфере сельского хозяйства отражены в работах С. А. Клашникова, В. Ф. Стукача, Г. Г. Левкина [7, 14].
При этом непосредственных исследований по комплексному применению логистического подхода в организации производственной деятельности в сфере сельского хозяйства не проводилось. Неосвященными остаются вопросы, связанные с уровнем развития логистических систем в организациях производителях сельскохозяйственной продукции. В этой связи целью данного исследования является определение состояния развития логистики в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы и приемы анализа и синтеза, обобщения, сравнения, аналогии, монографический, статистический, аналитический методы.
Затрагиваемые в работе категории экономической логистики, такие как «логистическая операция», «логистическая функция» определены в соответствии с дефинициями предложенными в специализированных источниках [1, 8, 10], а также трактовки
категорий «логистические затраты» и «логистические издержки» в авторской интерпретации [16].
Так, логистическая операция «...представляет собой обособленную совокупность действий, направленных на преобразование материального потока». При этом типичным примером «.логистических операций являются упаковка, погрузка, транспортировка, складирование, внутрипроизводственное перемещение сырья и полуфабрикатов...» а также «.сбор, хранение и обработка информации, соответствующей материальному потоку». Совокупность логистических операций, направленных на выполнение определенной задачи относительно заданных критериев, принято называть логистической функцией. Основными логистическими функциями организации являются материально-техническое обеспечение, производство и сбыт, дальнейшая декомпозиция которых образует логистические функции частного случая (планирование запасов, обеспечение производства сырьем, распределение ресурсов, контроль и координация производственного процесса, закупка, доставка материалов и другие) [1, 8, 10]. Логистическими затратами являются непосредственные расходы ресурсов предприятия на выполнение логистических операций, оцениваемые в денежном выражении. В тоже время логистические издержки являются более укрупненной категорией, дефиниция которой может трактоваться как совокупность экономических потерь явного и неявного характера, образующихся в результате возникновения активностей, влияющих на функционирование логистической системы на микро-, макро- и мезоуровнях, детерминирующие формирование реальных стоимостных затрат ресурсов [16].
Основная часть. На основании теоретического обзора выявлено, что логистика сельскохозяйственной организации является сложнофункциональной многоуровневой системой с обратной связью, что обусловлено многоотрослевой направленностью производственной деятельности, а также тесной межсферной взаимосвязью агропромышленного комплекса в целом. Эффективность функционирования микрологистических систем указанного направления хозяйственной деятельности является ре-
зультатом рациональной организации соответствующих процессов в функциональное целое.
В организациях сельскохозяйственного производства логистическая система представлена тремя основными функциональными (областями) подсистемами: материально-техническое обеспечение, производство, распределение (сбыт). Функционально значимыми (вспомогательными) подсистемами по отношению к указанным основным являются: транспортная, информационная, финансовая и складская [15].
Так, функциональная подсистема материально-технического обеспечения, являясь первичным звеном микрологистической системы, обеспечивает организацию входными материальными потоками, при этом указанная система на более низком уровне образует межфункциональную интеграцию таких подсистем, как закупки, управление запасами, складирование. Целевыми задачами указанной функциональной области являются рациональное освоение денежных средств, направленных на формирование запасов соответствующего количества дифференцировано технологическому циклу производства. Для сельскохозяйственного производства характерна многономенклатурность и разрозненность технологических циклов движения запасов одинаковой номенклатурной группы. Особое внимание в контексте логистики необходимо уделять таким группам запасов, как материалы, незавершённое производство, готовая продукция, отгруженные товары, оптимальность количества и стоимости которых непосредственно детерминированы уровнем развития логистической системы хозяйствующих субъектов. Размер стоимости запасов сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь в динамике с 2012 по 2016 годы отражен в табл. 1.
Таблица 1. Запасы сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь за 2012-2016 гг., млн рублей
Наименование запасов 2012 г. % 2013 г. % 2014 г % 2015 г. % 2016 г. % 2016 г. к * 2012 г., % 2016 г. к ** 2012 г., %
Материалы 1089,2 38,5 1269,5 35,8 1481,3 36,8 1553,1 35,7 1748,1 37,2 160,5 95,7
Животные на выращивании и откорме 1200,8 42,4 1527,4 43,1 1705,5 42,4 1853,3 42,6 1997,4 42,5 166,3 99,2
Незавершённое производство 415,3 14,7 595,5 16,8 666,2 16,5 749,2 17,2 753,4 16,0 181,4 108,1
Готовая продукция 123,2 4,4 151,2 4,3 172,5 4,3 198,7 4,6 204,8 4,4 166,1 99,0
Товары отгруженные 1,5 0,1 0,06 0,002 0,0 0,0 0,0 0,0 0,4 0,01 26,3 15,7
Прочие запасы 0,2 0,01 0,2 0,006 0,1 0,003 0,1 0,003 0,02 0,001 9,8 5,9
Всего 2830,4 100,0 3543,8 100,0 4025,7 100,0 4354,5 100,0 4704,0 100,0 166,2 99,1
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Так, исходя из данных табл. 1 видно, что на конец отчетного периода (2016 г.) общий размер запасов сельскохозяйственных организаций республики в стоимостном выражении составил 4704,0 млн рублей, при этом значительную из них долю занимают материалы - 1748,1 млн рублей (37,2 %) и незавершенное производство - 753,4 млн рублей (16,0 %). Доля стоимости отгруженных товаров составила - 0,403 млн рублей (0,009 %), прочих запасов - 0,024 млн рублей (0,001 %). В динамике за 2012-2016 годы темп роста стоимости всех запасов сельскохозяйственных организаций Беларуси с учётом инфляции составил -0,8 %, при этом уменьшение размеров запасов в стоимостном выражении наблюдается по группам: материалы (-4,3 %), готовая продукция (-1,0 %), товары отгруженные (-84,3 %), прочие запасы (-94,1 %). При этом объем запасов незавершенного производства за указанный период вырос 8,1 %.
Следует также отметить, что несмотря на высокую функциональную значимость деятельности материально-технического обеспечения как первичного уровня формирования затрат на производство продукции, закупочной деятельности отводится второстепенное значение против количественного результата. Обязанности поиска и закупок необходимых материалов, как правило, делегируются специалистам инженерного профиля и, соответственно, выполняются интуитивно, не используя логистический подход, что детерминирует экономическую иррациональность освоения денежных средств и, как следствие, формирование неявных логистических издержек, определенных как сопоставимая разница расходов текущего варианта поставки и наиболее оптимального варианта предлагаемого на рынке [17].
Вложения (инвестиции) в основные средства организации являются одним из ключевых этапов формирования условий (инфраструктуры) функционирования логистической системы. Объектами основных средств логистической системы сельскохозяйственной организации являются: транспортные средства, специализированая техника, оборудование, передаточные устройства, капитальные строения. При этом группы основных средств, относящихся к логистической системе, в полном объе-
ме являются транспортные средства и передаточные устройства (табл. 2, 3).
Данные табл. 2, 3 показывают, что в сельскохозяйственных организациях республики на конец 2016 года наличие транспортных средств и передаточных устройств в стоимостном выражении составило 381,58 и 193,72 млн рублей соответственно, занимая при этом долю в общем объеме основных средств 2,05 и 1,29 %. Наибольший удельный вес транспортных средств сосредоточен в Минской (22,72 %) и Брестской (20,09 %) областях, наименьший в Витебской (12,14 %) и Могилевской (12,75 %) областях. Что касается передаточных устройств, то наибольшая доля стоимости приходится на Гомельскую (22,32 %), Гродненскую (18,55 %) и Брестскую (18,02 %) области. Наименьшую долю составляют Могилевская (9,47 %) и Витебская (14,06 %) области. При этом в период с 2012 по 2016 годы с учётом инфляции в республике наблюдается отрицательная динамика балансовой стоимости рассматриваемых групп основных средств: транспортных средства (-25,36 %), передаточные устройства (-30,76 %).
Следует отметить, что вложения в основные средства, обеспечивающие функционирование логистической системы организации, являются детерминантом уровня косвенных логистических затрат - амортизационных отчислений, выступающих составной частью совокупных затрат на выполнение логистических операций или процессов, в рассматриваемом случае, связанных с выполнением транспортных работ и обеспечения производства входными потоками электроэнергии, телефонной связи, воды, тепловой энергии.
Данные размеры амортизации транспортных средств и передаточных устройств сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь в динамике за 2012-2016 годы отражены в табл. 4, 5.
Таблица 2. Наличие транспортных средств в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2012-2015 гг. в стоимостном выражении
Области, г. Минск 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к * 2012 г. % 2016 г. 2012 г., % Доля от всех ОС 2016 г. к 2012 г. п. п.
млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, %
Брестская 68,70 22,54 2,16 75,19 22,92 1,93 67,69 20,60 2,04 74,87 20,39 2,13 76,65 20,09 2,09 111,57 66,51 -0,07
Витебская 39,00 12,80 1,80 39,52 12,04 1,64 39,75 12,10 1,58 45,45 12,38 1,79 46,32 12,14 1,79 118,78 70,81 -0,01
Гомельская 46,22 15,17 2,39 53,31 16,25 2,23 55,76 16,98 2,07 62,67 17,07 2,16 66,30 17,38 2,10 143,45 85,51 -0,29
Гродненская 42,60 13,98 1,77 49,29 15,02 1,64 48,53 14,77 1,62 52,18 14,21 1,64 56,96 14,93 1,76 133,71 79,70 -0,01
Минская 63,75 20,92 2,68 68,06 20,74 2,41 72,61 22,10 2,41 84,39 22,98 2,57 86,68 22,72 2,52 135,98 81,06 -0,16
Моги-левская 44,49 14,60 2,24 42,74 13,03 2,02 44,15 13,44 1,89 47,68 12,98 2,04 48,66 12,75 1,98 109,37 65,19 -0,26
Итого по республике 304,76 100,00 2,17 328,10 100,00 1,97 328,49 100,00 1,95 367,24 100,00 2,07 381,58 100,00 2,05 125,21 74,64 -0,12
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Таблица 3. Наличие передаточных устройств в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2012-2015 гг. в стоимостном выражении
Области, г. Минск 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Ю16 г. к ' >012 г., % 2016 г. к : * 2012 г. % Доля от всех ОС 2016 г. к 2012 г., п. п.
млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех ОС, % млн рублей % доля от всех2 ОС, %
Брестская 39,14 23,47 1,42 43,57 24,88 1,28 32,91 20,16 1,18 33,82 19,46 1,14 34,91 18,02 1,16 89,19 53,17 -0,25
Витебская 28,69 17,20 1,59 24,49 13,98 1,25 24,42 14,96 1,20 26,87 15,46 1,30 27,23 14,06 1,31 94,93 56,59 -0,28
Гомельская 23,12 13,86 1,43 25,82 14,74 1,31 26,68 16,35 1,23 29,09 16,74 1,27 43,24 22,32 1,71 187,03 111,49 0,28
Гродненская 31,43 18,84 1,42 36,21 20,68 1,33 32,98 20,20 1,25 35,78 20,59 1,28 35,93 18,55 1,27 114,32 68,15 -0,15
Минская 30,60 18,35 1,43 29,52 16,86 1,17 30,14 18,46 1,13 32,75 18,84 1,12 34,07 17,59 1,12 111,36 66,38 -0,31
Могилев-ская 13,80 8,28 0,88 15,51 8,86 0,91 16,11 9,87 0,86 15,49 8,91 0,83 18,34 9,47 0,92 132,84 79,19 0,05
Итого по республике 166,7 100,0 1,41 175,1 100,0 1,26 163,24 100,0 1,19 173,8 100,0 1,21 193,7 100,0 1,29 116,16 69,24 -0,12
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Таблица 4. Амортизация транспортных средств сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь за 2012-2015 гг.
Области, г. Минск 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к * 2012 г., % 2016 г. **к 2012 г., % Доля от всего 2016 г. к 2012 г., п. п.
млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, %
Брестская 35,86 11,77 3,18 43,57 14,30 3,12 40,23 13,20 2,92 45,72 15,00 3,06 50,16 16,46 3,12 139,89 83,39 -0,06
Витебская 19,60 6,43 2,14 22,57 7,41 2,12 25,40 8,33 2,23 28,17 9,24 2,37 30,70 10,07 2,49 156,60 93,35 0,36
Гомельская 23,26 7,63 3,02 29,26 9,60 3,07 34,07 11,18 3,26 36,81 12,08 3,32 39,72 13,03 3,34 170,78 101,80 0,32
Гродненская 22,60 7,41 2,24 26,91 8,83 2,23 27,35 8,98 2,21 32,38 10,62 2,44 33,31 10,93 2,43 147,43 87,88 0,19
Минская 31,42 10,31 3,28 36,75 12,06 3,38 41,52 13,63 3,53 47,20 15,49 3,73 49,42 16,22 3,72 157,30 93,77 0,44
Могилев-ская 21,97 7,21 3,19 23,91 7,85 2,93 26,90 8,83 2,95 28,59 9,38 3,11 30,58 10,03 3,02 139,17 82,96 -0,16
Итого по республике 154,7 100,0 2,84 182,98 100,0 2,81 195,4 100,0 2,85 218,86 100,0 3,00 233,90 100,0 3,03 151,19 90,12 0,19
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Таблица 5. Амортизация передаточных устройств в сельскохозяйственных организациях
Республики Беларусь за 2012-2015 гг.
Области, г. Минск 2012 г. 2013 г. 2014 год 2015 г. 2016 г. 2016 г. к * 2012 г., % 2016 г. ** к 2012 г., % Доля от всего 2016 г. к 2012 г., п. п.
млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, % млн рублей % Доля от всего, %
Брестская 15,39 9,23 1,60 17,89 10,73 1,48 16,31 9,78 1,40 15,74 9,44 1,24 17,25 10,34 1,30 112,06 66,80 -0,29
Витебская 12,57 7,54 1,66 12,13 7,27 1,39 12,49 7,49 1,35 13,37 8,02 1,38 13,29 7,97 1,35 105,73 63,03 -0,31
Гомельская 11,84 7,10 1,84 13,85 8,31 1,75 14,11 8,46 1,64 14,91 8,94 1,65 15,37 9,22 1,59 129,82 77,39 -0,25
Гродненская 15,15 9,09 1,63 19,16 11,49 1,75 16,94 10,16 1,54 18,27 10,95 1,55 18,54 11,12 1,54 122,34 72,93 -0,09
Минская 15,02 9,01 1,75 12,68 7,60 1,32 13,22 7,92 1,27 14,31 8,58 1,26 16,06 9,63 1,36 106,88 63,71 -0,39
Могилевская 5,87 3,52 1,08 6,51 3,90 0,99 6,97 4,18 0,94 6,33 3,80 0,86 8,19 4,91 1,00 139,48 83,14 -0,08
Итого по республике 75,85 100,0 1,64 82,21 100,0 1,49 80,04 100,0 1,40 82,93 100,0 1,37 88,69 100,0 1,40 116,93 69,70 -0,24
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
По данным табл. 4, 5 размеры амортизации рассматриваемых групп основных средств за последний отчетный период (2016 г.) составили: транспортные средства - 233,90 млн рублей, передаточные устройства - 88,69 млн рублей. Удельный вес которых от всего начисленной амортизации составил 3,03 и 1,40 % соответственно. При этом в период с 2012 по 2016 годы наблюдается отрицательная динамика размера амортизационных отчислений, составив при этом в группе транспортных средств (-9,88 %), передаточных устройств (-30,30 %).
Одним из важнейших элементов функционирования логистической системы сельскохозяйственных организаций являются специализированые машины, позволяющие выполнять логистические операции согласно технологическому циклу производственной деятельности. Количество и уровень движения специализированных машин в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь на конец 2016 года отражены в табл. 6, 7.
Таблица 6. Количество специализированных машин в сельскохозяйственных организациях
Республики Беларусь (2016 г.), ед.
В том числе по областям |
Наименование Количество % я ка я ка я ка с я ак с я ка я ка с в
на конец года н с е р и % ю е т и В % й е ем о и % 0} К д о р и % с Я и Ми % и Е^ и г о Мо %
Тракторы 28447 57,69 5403 18,99 5323 18,71 4100 14,41 5115 17,98 5231 18,39 3275 11,51
Тракторные прицепы 14248 28,89 2747 19,28 2594 18,21 1791 12,57 2766 19,41 2798 19,64 1552 10,89
Погрузчики 4698 9,53 1080 22,99 645 13,73 668 14,22 899 19,14 940 20,01 466 9,92
Автокраны 196 0,40 34 17,35 8 4,08 16 8,16 48 24,49 55 28,06 35 17,86
Автомобили-рефрижераторы 272 0,55 62 22,79 51 18,75 45 16,54 26 9,56 83 30,51 5 1,84
Молоковозы 576 1,17 167 28,99 84 14,58 81 14,06 59 10,24 132 22,92 53 9,20
Бензовозы 555 1,13 112 20,18 98 17,66 46 8,29 122 21,98 94 16,94 83 14,95
Автозаправщики 206 0,42 42 20,39 39 18,93 15 7,28 55 26,70 35 16,99 20 9,71
Передвижные ремонтные мастер- 79 0,16 17 21,52 16 20,25 8 10,13 30 37,97 6 7,59 2 2,53
ские
Передвижные аг-
регаты технического обслуживания 36 0,07 11 30,56 5 13,89 9 25,00 8 22,22 3 8,33 0 0,00
Всего 49313 100,00 9675 19,62 8863 17,97 6779 13,75 9128 18,51 9377 19,02 5491 11,13
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Таблица 7. Движение и интенсивность замены специализированных машин в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (2016 г.), ед.
Наименование Поступило Выбыло Уровень интенсивности замены, %
всего удельный вес новых, % всего удельный вес списанных, %
Тракторы 434 40,09 2083 89,68 20,84
Тракторные прицепы 640 23,75 1081 91,12 59,20
Погрузчики 104 53,85 278 82,73 37,41
Автокраны 1 0,00 20 95,00 5,00
Автомобили-рефрижераторы 4 75,00 3 100,00 133,33
Молоковозы 9 33,33 48 91,67 18,75
Бензовозы 15 20,00 27 81,48 55,56
Автозаправщики 7 57,14 8 100,10 87,50
Передвижные ремонтные мастерские 0 0,00 7 100,00 0,00
Передвижные агрегаты технического обслуживания 0 0,00 5 100,00 0,00
Всего 1214 32,54 3560 89,64 34,10
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
По данным табл. 6 наибольший удельный вес от общего количества единиц специализированных машин, непосредственно выполняющих логистические операции, составляют трактора (57,69 %), тракторные прицепы (28,89 %), погрузчики (9,53 %). Особо технологически значимыми машинами также являются бензовозы (1,13 %). Также, несмотря на практику отгрузки сырого молока непосредственно в транспорт перерабатывающего предприятия, на долю молоковозов приходится 576 единиц машин (1,17 %). При этом следует отметить, что рассмотрение группы специализированных транспортных средств «тракторы», носит отчасти эвристический характер, в связи с вариативностью выполняемых ими работ, относящихся как к логистическим операциям, так и к непосредственным механизированным работам возделывания сельскохозяйственных культур.
Относительно движения специализированных машин, то анализ табл. 7 показывает низкий уровень замены данного вида активов, в связи с тем, что по всей совокупности на одну единицу выбывших машин приходится 0,34 единицы поступивших, при этом удельный вес новых из которых составляет 32,54 %. Размер доли списанных машин (89,64 %) от общего количества выбывших свидетельствует о высоком уровень использования техники до полного физического и морального износа. При этом следует отметить, что физический и моральный износ техники является существенным фактором неэффективности функционирования логистической системы организации в целом, детерминируя высокий уровень логистических затрат, связанных с ремонтом и обслуживанием машинно-тракторного парка, высоким расходом топлива и низким уровнем производительности выполняемых машинами работ.
В сельскохозяйственных организациях республики, в рамках логистического подхода, наблюдается перенос отдельных логистических функций, таких как ремонт и техническое обслуживание машинно-тракторного парка (МТ П) и транспортировки грузов на исполнение сторонним организациям. В мировой практике указанный вид межхозяйственных отношений называется - аутсорсинг. При этом указанный подход требует кон-
структивной экономической оценки эффективности переноса технологических функций на аутсорсинг дифференцированно собственному исполнению.
Так, проведенные нами исследования позволили выявить уровень переноса (полный, частичный, без переноса) функций по ремонту и обслуживанию МТП в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2015-2016 годы (рисунок).
Рис. Уровень переноса функций ремонта и технического обслуживания машинно-тракторного парка (МТП) на исполнение внешними источниками в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (2015-2016 гг.) Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь
На основании рисунка видно, что для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь характерен частичный перенос функций ремонта и обслуживания МТП, составив в 2016 году 52,47 %. При этом в отношении 2016 г. к 2015 г. наблюдается положительная динамика количества организаций с полным пе-
реносом функции ремонта и обслуживания МТП на аутсорсинг (+3,28 %). Наибольший уровень полного переноса рассматриваемых функций наблюдается в Гомельской области (47,68 %), наименьший в Гродненской области (22,48 %). Организации в полном объеме самостоятельно исполняющие функции ремонта и технического обслуживания МТП, составляют 11,44 % от общего количества субъектов республики, при этом наибольший уровень наблюдается в Витебской области (22,92 %), а наименьший в Брестской области (1,09 %).
Размер расходов сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь, связанных с оплатой услуг по транспортировке транспортировкой грузов сторонним организациям в динамике за 2012-2016 годы, отражен в табл. 8.
Таблица 8. Затраты на оплату услуг по транспортировке грузов в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь за 2012-2016 гг., млн рублей
Отрасль Годы 2016 г. * к 2012 г., % 2016 г. ** к 2012 г., % Годы 2017 г. к 2012 г. п. п.
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016
млн рублей структура, %
Растениеводство 16,0 22,7 31,9 33,0 33,7 210,8 125,7 63,9 66,5 70,8 68,0 67,9 4,0
Животноводство 7,6 8,7 10,7 13,6 13,5 177,8 106,0 30,3 25,5 23,7 28,0 27,2 -3,1
Прочее 1,5 2,7 2,5 2,0 2,4 167,4 99,8 5,8 8,0 5,5 4,1 4,9 -0,9
Всего на производство 25,1 34,1 45,1 48,5 49,7 198,3 118,2 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 -
* в фактических ценах
** в сопоставимой оценке 2012 года с учётом инфляции
Примечание. Источник: расчёты автора на основе данных ГИВЦ Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Из данных табл. 8 видно, что наибольшую долю затрат на оплату услуг по транспортировке приходится на производство продукции растениеводства, составив в 2016 году 67,9 %. На животноводство за указанный отчетный период приходится 27,2 %. При этом, в динамике за 2012-2016 годы удельный вес указанных расходов в растениеводстве увеличился на 4 п. п., в
животноводстве снизился на 3,1 п. п. Высокий уровень затрат на транспортировку в растениеводстве обусловлен значительным объемом работ по перевозке удобрений, средств защиты растений, посевного материала и продукции выращивания. Также в период с 2012 по 2016 годы с учётом инфляции наблюдается рост общего количества затрат на услуги по транспортировке грузов (+18,2 %), причем при производстве продукции растениеводства данный показатель составил +25,7 %, в животноводстве +6,0%.
Заключение. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы в отношении состояния и тенденций развития логистики в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь:
1) Для организационно-управленческих систем субъектов сферы сельскохозяйственного производства характерна неявная логистическая составляющая, формирование логистических систем происходит исходя из фрагментарного функционирования элементов с последующей самоорганизацией. В связи с этим отсутствие целенаправленной организации элементов микрологистической системы в функциональное целое на принципах рациональности, оптимальности, согласованности и отзывчивости к изменениям во внешней среде, детерминируют возникновение иррациональности использования технических и трудовых ресурсов организации, а также неэффективности освоения финансовых средств и, как следствие, образование высокого уровня совокупных логистических издержек.
2) Балансовая стоимость транспортных средств и передаточных устройств, непосредственно относящихся к элементам инфраструктуры микрологистической системы, занимает 2,05 и 1,29 % в общей структуре основных средств. В период с 2012 по 2016 годы, наблюдается снижение стоимости указанных видов фондов с учётом инфляции почти в два раза. При этом существенным фактором образования неэффективных логистических издержек в виде амортизационных отчислений, связанных с выполнением соответствующих процессов (операций), может послужить иррациональное освоение денежных средств на форми-
рование указанных видов основных средств, а также капитальных строений, составляющих функциональную значимость в логистической системе организации.
3) Исходя из данных приведенных в табл. 2, 3, 6, 7 наибольшая обеспеченность по составу и стоимости элементов внутренней инфраструктуры микрологистических систем наблюдается в сельскохозяйственных организациях Минской и Брестской областях. Наименее обеспеченные приходятся на Витебскую и Могилевскую области.
4) В целом по республике наблюдается тенденция роста переноса отдельных логистических функций сельхозпроизводителей на исполнение сторонними организациями (аутсорсинг), что является одним из важнейших логистических решений, позволяющих значительно оптимизировать логистическую систему организаций в целом. Так, в 2016 году уровень полного переноса функций ремонта и обслуживания МТП сторонним исполнителям составил 36,10 %, что на 3,28 % выше, чем за предыдущий отчетный период. При этом уровень частичного переноса уменьшился на 3,51 %, составив в 2016 году 52,47 %. Удельный вес организаций, самостоятельно выполняющих ремонт и техническое обслуживание МТП в полном объеме, незначительно увеличился на 0,24 %, составив за последний отчетный период 11,44 %.
Список литературы
1. Афанасенко, И. Д. Логистика в системе совокупного знания / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 395 с.
2. Байгот, Л. Н. Развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Беларуси: состояние, проблемы, перспективы / Л. Н. Байгот, В. С. Ахрамович // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуси (Серыя аграрных навук). - 2015. - №1. - С. 5-9.
3. Ворожейкина, Т. М. Логистика в АПК. / Т. М. Ворожейкина, В. Д. Игнатов - М.: КолосС, 2007. - 184 с.
4. Гусаков, В. Г. Механизмы устойчивого сбалансированного развития продуктовых структур в рамках кластерного институционального пространства продовольственной системы Евразийского экономического союза / В. Г. Гусаков, А. П. Шпак, М. Н. Запольский, А. В. Пилипук, Ф. И. Субоч // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуси (Серыя аграрных навук). -2015. - №2. - С. 4-19
5. Ефименко, А. Г. Развитие рынка автотранспортных услуг в АПК на основе логистчиескиого подхода / А. Г. Ефименко // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2017. - № 2 (25). - С. 40-53.
6. Жудро, М. К. Современные проблемы управления потенциалом предприятия на основе логистического подхода / М. К. Журдо // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК: к 175-летию со дня образования Белорусской государственной сельскохозяйственной академии: сб. науч. трудов. - Горки-Щецин: БГСХА, Западнопоморский технологический университет, 2015. - Вып. 12. - С. 168-171.
7. Калашников, С. А. Особенности логистических систем в сельском хозяйстве / С. А. Калашников, Д. В. Пономарев // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. - 2012. - № 88. - С. 40-44.
8. Киреенко, Н. В. Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка стран Евразийского экономического союза / Н. В. Киреенко // Вестник БДЭУ. - 2016. - № 5 (118). - С. 6-16.
9. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско [и др.]; под ред. И. И. Поле-щук. - Минск: БГЭУ, 2007. - 431 с.
10. Носов, А. Л. Логистика в агропромышленном комплексе / А. Л. Носов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11. -С. 1-3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016 /16253.html. - Дата доступа: 06.03.2018.
11. Пелих, С. А. Логистика. / С А. Пелих, Ф. Ф. Иванов; под общ. ред. С. А. Пелих; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск: Право и экономика, 2007. - 556 с.
12. Пелих, С. А. Инновационно-инвестиционная среда в агропромышленном комплексе Китая и Беларуси: анализ, проблемы, решения / С. А. Пелих, Яотянь Ван. - Минск: Право и экономика. - 2012. - 176 с.
13. Сайганов, А. С. Основные направления перспективного развития системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства Беларуси в рыночных условиях / А. С. Сайганов // Весщ Нацыянальнай акадэми навук Беларуси Серыя аграрных навук. - 2012. - № 1. - С. 34-41.
14. Стукач, В. Ф. Управление микрологистическими системами в сельском хозяйстве /В. Ф. Стукач, Г. Г. Левкин. Развитие инновационного потенциала агропромышленногопроизводства: Материалы II междунар. конф., посвящ. 60-летию экон. Фак. Институтаэкономики и финансов // Омск. гос. агр. ун-т. -Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - Ч.1. - С. 31-36.
15. Таптунов, Л. А. Логистический подход при анализе резервов роста экономический эффективности сельскохозяйственного производства в современных условиях / Л. А. Таптунов // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей VIII Междунар. науч.-практ. конф., Брянск, 17 марта 2017 г.: в 4 ч. / Брянский ГАУ ; Редкол.: О. В. Дьяченко [и др.]. - Брянск, 2017. - Ч. 3. - С. 165-169.
16. Таптунов, Л. А. Сущность категорий «логистические затраты» и «логистические издержки» в контексте дифференциации дефиниции / Л. А. Тапту-
нов // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2017. - № 2 (25). -С. 158-169.
Информация об авторе
Таптунов Лев Александрович - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и МЭО в АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. +375(25)757-98-03, E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.04.2018 г.