УДК 330.4
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ» И «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ» В КОНТЕКСТЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДЕФИНИЦИЙ
Л. А. ТАПТУНОВ, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
THE ESSENCE OF CATEGORIES «LOGISTIC EXPENSES» AND «LOGISTIC COSTS» IN THE CONTEXT OF DEFINITIONS DIFFERENTIATION
L. A. TAPTUNOV, graduate student at Belarusian State Agricultural Academy
В статье отражены результаты теоретического исследования по выявлению сущности категорий «логистические затраты» и «логистические издержки», в контексте дифференциации соответствующих дефиниций, с учетом родительских категории. Обоснована актуальность проблемы нивелирования рассматриваемых категорий. Особое внимание уделяется роли термина «потери» в экономической интерпретации, как основной составляющей логистических издержек. Приведен пример образования неявных логистических издержек в виде потерь (упущенных возможностей).
The article reflects the results of a theoretical research into identification of the essence of categories «logistic expenses» and «logistic costs», in the context of differentiation of corresponding definitions, taking into account the parent categories. We have substantiated the relevance of the problem of leveling the categories considered. Particular attention has been paid to the role of the term «loss» in economic interpretation, as the main component of logistic costs. We have given an example of the formation of implicit logistic costs in the form of losses (missed opportunities).
Введение. В настоящее время важным аспектом роста эффективности функционирования субъектов хозяйствования как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях жесткой конкурентной борьбы является поиск и применение новых подходов к оптимизации_затрат, связанных с производством и об-
ращением выпускаемой продукции. Достаточно актуальной предметной областью исследования проблем оптимизации затрат, является логистическая деятельность предприятия, которая аккумулирует около 20-30 % логистических затрат в стоимости продукции [11].
В силу того, что логистика является относительно молодой наукой в Беларуси и странах постсоветского пространства, несовершенство теоретической базы детерминирует возникновение проблемы терминологической неточности категорий «логистические затраты» и «логистические издержки», влияющей на конструктивность и адекватность проведения исследований по их анализу и оптимизации. В этой связи необходимым является изучение и критический анализ указанных категорий, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.
Анализ источников. Теоретические аспекты сущности категорий «логистические затраты» и «логистические издержки» отражены в работах российских и зарубежных ученых: Т. В. Пархоменко [8], Ю. Н. Моргунова [9], Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский [16], А. Харрисон, В. Х. Ремко [15]. Особый вклад в развитие теории логистики по средству освещения вопросов эффективности логистических затрат, а также совершенствования методологических аспектов их индикации и планирования, внесли белорусские ученые: И. И. Полещук [11], Т. В. Кузнецова [5], С. А. Пелих [10], И. А. Еловой [3].
Так, в монографии О. В. Рыкалиной [14], логистические издержки рассматриваются с классической позиции концепции общих затрат.
Т. В. Пархоменко [8] логистические затраты рассматривает с позиции эффективности логистических решений. При этом, уделяя достаточное внимание категории «логистические издержки» и их классификации. Указанный автор справедливо отмечает, что «в основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических операций» [8].
В работе Ю. Н. Моргуновой [9] в более широком осмыслении уделяется внимание проблеме интерпретации понятия категории «логистические затраты», указывая, что «отсутствие единого
нормативно закрепленного понятия логистических издержек даёт простор для экономических исследований в данной области» [9]. Однако основной акцент указанный автор уделяет проблематике выделения логистических издержек из общих затрат предприятия, что обусловлено несовершенством учетной политики в данной области, а также отдельными специфическими особенностями производственно-хозяйственных систем. Также автор явно отмечает, что «затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая лишь место на сырье и материалы в производстве или себестоимость реализованной продукции в оптовой и розничной торговле» [9].
Ч. Сковронек и З. Сариуш-Вольский [16] в своей работе широко затрагивают вопросы связанные с логистическими затратами предприятия, отражая сущность и вариант трактовки рассматриваемой категории, а также затрагивают проблему структурного содержания, индикации и анализа логистических затрат. Указанные авторы также отмечают, что расходы на логистику выступают основной компонентой логистических процессов и «...влияют на экономическую эффективность хозяйственных процессов в целом», при этом снижение логистических затрат «.за счет интегрированной логистической деятельности становятся серьезным источником повышения эффективности хозяйствующих субъектов» [16].
А. Харрисон и В. Х. Ремко [15], американские специалисты в области логистики утверждают, что «затраты - важный фактор для всех процессов логистической цепочки». Непосредственно определяя низкую цену на товар как конкурентоспособное преимущество, указанные авторы также отмечают - «в контексте логистической цепочки, такую конкуренцию обеспечивают малозатратное производство, распределение товаров, обслуживание и т. д.»
И. И. Полещук [11] в определении логистических затрат подчеркивает значимость методологии их индикации и планирования, указывая при этом, на необходимость обращения на про-
блему оценки, планирования и изыскания путей снижения затрат в логистических системах различного уровня.
Т. В. Кузнецова [5] внесла наиболее важный вклад в развитие отечественной науки логистики, в частности по средству совершенствования теоретико-методологической базы, отражая в своей работе [5] вариант типологии логистических затрат производственного предприятия, а также освещая вопросы обоснования состава, способов исчисления и планирования логистических затрат.
В работе С. А. Пелиха [10] уделяется внимание классификационным особенностям логистических затрат, вместе с тем характеризуя их (логистические затраты) в соответствии с функциональной областью их возникновения. При этом указанным автором предлагаются рекомендации по их оценке и контролю с целью определения эффективности логистической системы в целом.
Также стоит отметить труд И. А. Елового [3] изданный в 2000 г. - «Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов)». В указанной работе автор конструктивно отражает вопросы, связанные с характерными особенностями формирования и методические рекомендации по расчету логистических издержек возникающих в функциональных таких функциональных областях логистики, как: транспортировка, управление запасами и складирование [3].
В тоже время освященные в специальной литературе теоретические аспекты логистических затрат отражены недостаточно конструктивно, без внимания остаются вопросы, связанные с проблемой нивелирования категорий «логистические затраты» и «логистические издержки». В связи с этим целью данного исследования является определение сущности категорий «логистические затраты» и «логистические издержки» в контексте дифференциации соответствующих дефиниций.
Методы исследования. В процессе исследования применялись монографический, абстрактно-логический, обобщения, аналогии, сравнения и другие научные методы и приемы.
Основная часть. Проблема нивелирования категорий логистические затраты и логистические издержки в работах белорус-
ских и российских ученых требует исследования сущности категорий в современных условиях развития теории и практики логистики. При исследовании проблемы снижения и оптимизации логистических затрат производства, важным аспектом является выявление сущности рассматриваемой категории, и в частности обозначение её границ в соответствующей теоретической базе.
В ходе анализа специализированной литературы, автором была выявлена проблема отождествления понятий «логистические затраты» и «логистические издержки», которая обуславливается отсутствием среди научного сообщества четкого определения трактовок указанных категорий. В этой связи следует отметить, что по своей природе логистические затраты и издержки являются частным случаем в отношении общеэкономических категорий «затраты» и «издержки» соответственно, возникновение которых детерминированно необходимостью выделения затрат, возникающих в рамках логистической деятельности субъектов хозяйствования.
Исходя из вышесказанного, для детального изучения и выявления сущностных особенностей категорий, указанных в теме настоящего исследования, необходимым является рассмотрение их родительских категорий - общепринятых экономических понятий «затраты» и «издержки».
В отношении термина «затраты» на современном этапе не возникает необходимости анализа и уточнения содержания указанной категории, представленные в специальной литературе дефиниции в полной мере отражают сущность понятия: к примеру, в энциклопедическом справочнике В. Г. Гусакова и И. Е. Дерезы [2] предложена следующая трактовка: затраты -это «.важнейший экономический показатель работы предприятия, фирмы или организации характеризующий сумму расходов, понесенных в процессе хозяйственной деятельности». Также следует отметить трактовку термина «затраты», отраженную в издании «Современный экономический словарь» Б. А. Райзберга [12], в которой хозяйственная деятельность разобщена на отдельные функциональные элементы, и характеризуются как «.выраженные в денежной форме расходы пред-
приятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции».
Что касается термина «издержки», то в различных источниках наблюдается его уравнивание с понятием «затраты», и в большинстве случаев они определяются как совокупность затрат [2, 12]. Данная тенденция отождествления характерна при оперировании указанными терминами на практике, использования в области финансово-учетной деятельности, а также с целью избегания тавтологии. Однако в науке для дефиниции экономической категории «издержки» присуще более широкое смысловое значение, так, по мнению автора с целью выявления сущностных особенностей рассматриваемой категории, необходимым является обращение к термину «потери». Отдельные теоретические аспекты и проблема обоснования экономической сущности понятия «потери» были широко изучены и отражены в монографии С. А. Константинова [4] «Факторы и резервы повышения эффективности сельского хозяйства Беларуси (теория, методология и практические аспекты)». Так, указанный автор справедливо утверждает, что «...потери (упущенные возможности) означают неполучение прибыли или недополучение чего-либо, то есть меньшее получение каких-то экономических благ по сравнению с возможным альтернативным вариантом» [4]. Исходя из представленной трактовки, следует выделить потери как составную часть издержек, дополняющих дефиницию последнего неявной составляющей. При этом следует отметить, что суть неявной составляющей издержек состоит в альтернативности (вариативности) возникающих в процессе хозяйственной деятельности процессов, являющихся детерминантами размера реальных затрат.
В результате, обособляя вышесказанное, понятие издержек в сущности целесообразно интерпретировать с позиции совокупных затрат и экономических потерь возникающих в процессе хозяйственной деятельности.
В ходе исследования автором были проанализированные основные трактовки понятий «логистические затраты» и «логистические издержки» встречающиеся в специализированных научных источниках (таблица).
Таблица. Свод авторских дефиниций категорий «логистические затраты» и «логистические издержки»
Автор Трактовка Положительный аспект Отрицательный аспект
Логистические затраты
Т. В. Пархоменко [8] «.выступают качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Они характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных предприятием на выполнение логистических функций (операций), являются частью его общих затрат и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг, заказов)» Ключевым аспектом указанной категории авторы выделяют стоимостное выражение задействованных ресурсов на выполнение логистических (функций) операций, что сужает понятие термина в отношении логистических издержек Содержание трактовок соответствует приближенной к объективной сущности рассматриваемой категории
Т. В. Кузнецова [5] «.представляют собой стоимостную оценку ресурсов, используемых при выполнении логистических операций на стадиях движения материального, информационного, финансового потоков как внутри предприятия, так и во взаимодействии с его поставщиками и покупателями - участниками цепи поставок, включая поддержание необходимых запасов материальных ресурсов и готовой продукции»
С. В. Бондарь [и др.] [6] «...расходы на выполнение логистических операций (транспортировка, складирование, запасы и логистический менеджмент)»
Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский [16] «.представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, изделий, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов»
1 2 3 4
Логистические издержки
В. В. Щербаков [7] «Операционные затраты в логистике именуются логистическими издержками» Авторы укрупняют содержание понятия, не выделяя характер измерения (единицы измерения указанных затрат) Использование в трактовках термина «затраты», не способствует сущностного восприятия дефиниции, поскольку методологически «издержки» являются боле широкой категорией
О. В. Рыкалина [14] «...затраты, связанные с процессом товародвижения на всех стадиях экономической, технико-технологической и организационной деятельности, осуществляемой в функциональных логистических цепях (закупки, складирование, хранение, транспортирование, производство, распределение), в микрологистической цепи (движение продуктов на предприятии или в организации), в макрологистической цепи (движение продуктов между субъектами хозяйствования)»
В. Г. Гавриленко [1] «.. .затраты на выполнение логистических операций»
С. М. Розер, А. Н. Родников [13]
С. В. Бондарь [и др.] [6] «.все затраты, возникающие в рассматриваемой логистической системе»
И. И. Полещук [11] «...затраты связанные с выполнением логистических операций.»
Примечание. Источник: Составлено автором на основе [1, 5-8, 11, 13, 14, 16].
На основании табл. 1, видно, что авторы [5, 6, 8, 16] единогласно предлагают определение логистических затрат как стоимостную оценку расходов непосредственно связанных с выполнением логистических операций, а следовательно можно сделать вывод что логистическая операция является первоисточником возникновения затрат, а значит обладает существенно значимой статьёй затрат в управленческом учете логистической деятельности предприятия.
Относительно трактовок термина логистические издержки (табл. 1), в сущности, авторы [1, 6, 11, 13, 14] все также используют слово «затраты», однако не выделяя при этом конкретных единиц измерения, что свидетельствует о незначительном укрупнении и расширении рассматриваемой категории. В этой связи, с целью сущностного расширения рассматриваемой категории, необходимым, по нашему мнению, является дополнение содержания понятия логистических издержек термином «потери» в его экономической интерпретации, которая изучена и рассмотрена выше.
Такие, логистические издержки, как совокупность затрат, обладают явностью, то есть их выявление не составляет значительных усилий, но в определении логистических издержек как потерь, возникают значительные сложности в связи с отсутствием очевидной явности их образования. Логистические потери необходимо выявлять как в ретроспективе, так и в перспективе, сложность их выявления обуславливается многоуровневостью процессов логистической деятельности, что обуславливается необходимостью применения стратегических подходов к планированию и принятию логистических решений. Одним наиболее типичным примером формирования логистических издержек, является снабженческая деятельность субъекта хозяйствования, одним из критериев эффективности которых, является способность рациональной организации закупок. На рисунке, схематично выделены логистические издержки при двух условных вариантах организации закупок: 1) контрагентом выступает субъект оптовой торговли импортом (посредник); 2) самостоя-
тельная организация импорта необходимого товара на внешнем рынке (с использованием услуг аутсорсинговых компаний).
Время
Закупка у оптового посредника (импортера, резидента РБ) Со - С1
логистические
Стоимость
Рис. Концептуальная модель формирования неявных логистических издержек
Примечание. Источник: разработано автором.
Из рисунка видно, что в указанных вариантах организации закупочной деятельности неявные логистические издержки образуются дифференцированно, а именно если организация производит закупку у оптового посредника, импортера необходимого товара, логистическими издержками (потерями) будет являться положительная разница стоимости в отношении варианта закупки при собственной организации импорта (С0-С1). При этом следует отметить, что собственная организация импорта аккумулирует логистические издержки в виде разницы во времени реализации поставки по отношению к альтернативному варианту закупки (1^-1^). Факт издержек во времени в данном случае, является весомым лишь в ситуации срочной потребности в поставке, в случае с заблаговременным планированием поставки фактор времени не является существенным.
Заключение. Таким образом, проведенные теоретические исследования позволили выявить существенные различия сущностных особенностей категорий «логистические затраты» и «логистические издержки». Так, в результате дифференциации рассматриваемых в работе дефиниций следует, что сущность логистических затрат целесообразнее определять, как непосредственные расходы ресурсов предприятия на выполнение логи-
стических операций которые оцениваются в денежном выражении. Совокупность логистических затрат является составной частью логистических издержек, при этом сущность последнего понятия, имеет более широкое значение, обусловленное непосредственной связью с термином «потери» в экономической интерпретации, дополняющего неясность в особенности формирования соответствующих логистических издержек. Предложенная в настоящей работе концептуальная модель (рисунок), позволяет выделить неявные логистические издержки (потери) при различных вариантах организации логистической деятельности на примере материально-технического снабжения импортными товарами.
Исходя из приведенных в основной части работы аспектов сущности понятия «логистические издержки» и его родительской категории, по нашему мнению, рассматриваемая дефиниция может трактоваться как совокупность экономических потерь явного и неявного характера, возникающих в результате возникновения активностей влияющих на функционирование логистической системы на макро-, микро- и мезоуровне, детерминирующие возникновение реальных стоимостных затрат ресурсов.
Применение дифференцированного подхода к определению сущности рассматриваемых категорий, позволит повысить конструктивность проведения исследований в области логистики, а также детерминирует совершенствованию теоретической базы указанной науки, против существующей проблемы терминологических неточностей.
Список литературы
1. Гавриленко, В. Г. Транспортно-логистическая энциклопедия. / В. Г. Гавриленко; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2008. - 853 с.
2. Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ. / В. Г. Гусаков, Е. И. Дереза. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 576 с.
3. Еловой, И. А. Эффективность логистических транспортно-технологических систем (теория и методы расчетов): В 2 ч. Ч. 1. Гомель: Бел-ГУТ, 2000. - 290 с.
4. Константинов, С. А. Факторы и резервы повышения эффективности сельского хозяйства Беларуси (теория, методология и практические аспекты): монография / С. А. Константинов. - Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. - 199 с.
5. Кузнецова, Т. В. Логистические затраты: экономическое содержание, состав, типология / Т. В. Кузнецова // Экономика и управление. - 2012. -№ 3 (31). - С. 29 - 34.
6. Логистика: терминологический словарь-справочник / сост.: С. В. Бондарь [и др.]; под ред. Е. А. Иванова. - Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. - 300 с.
7. Логистика: учебник для академического бакалавриата / В. В. Щербаков [и др.]; под науч. ред. В. В. Щебакова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. -387 с.
8. Логистика: Учебник / А. У. Альбеков, Т. В. Пархоменко, Г. А. Лопат-кин [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. У. Альбекова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
9. Моргунова Ю. Н. Логистические затраты: проблемы определения и учета / Ю. Н. Моргунова // Все для бухгалтера. - 2010. - № 9 (249). - С. 26 - 30.
10. Пелих, С. А. Логистика. / С. А. Пелих, Ф. Ф. Иванов; под общ. Ред. С. А. Пелих; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск: Право и экономика, 2007. - 556 c.
11. Полещук, И. И. Идентификация и планирование логистических издержек: методологический аспект / И. И. Полещук // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов и др.]. -Минск: БГЭУ, 2008. - С. 292 - 297.
12. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 2015. - 512 с.
13. Розер, С. М. Логистика. Словарь терминов. / С. М. Розер, А. Н. Родников. - М.: - ВИНИТИ РАН, 2007. - 412 с.
14. Рыкалина, О. В. Теория и методология современной логистики: монография / О. В. Рыкалина. - Москва: Инфра-М, 2016. - 208 с.
15. Harrison, A. Logistics management and Strategy: Competing through the supply chain / A. Harrison, V. H. Remko - FT Prantice Hall, 2008. - 316 p.
16. Skowronek, C. Logistika w przedsiçbiorstwie / C. Skowronek, Z. Sarjusz-Wolski. - Warszawa: Polskie Wydaw. Ekonomiczne. - 2003. - 407 p.
Информация об авторе
Таптунов Лев Александрович - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и МЭО в АПК Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. +375(25)757-98-03 Е-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.11.2017 г.