Научная статья на тему 'Логистические стратегии, применяемые предприятием дорожного строительства: сущность, виды, особенности разработки в условиях цифровой экономики'

Логистические стратегии, применяемые предприятием дорожного строительства: сущность, виды, особенности разработки в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / LOGISTICS / LOGISTICS STRATEGY / DIGITAL TRANSFORMATION LOGISTICS STRATEGY / ROAD CONSTRUCTION / DIGITAL LOGISTICS SERVICE / LOGISTICS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сковороднева Е.В.

В статье рассмотрен механизм разработки логистической стратегии для предприятий сферы дорожного строительства. Выделены основные элементы логистической стратегии, необходимые для достижения конкурентных преимуществ. Составлен сравнительный анализ наиболее применимых логистических стратегий в сфере дорожного строительства. В статье рассмотрено влияние цифровой экономики на реализацию логистической стратегии дорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC STRATEGIES APPLIED IN ROAD CONSTRUCTION: ESSENCE, TYPES, FEATURES OF DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

Article describes the mechanism for developing a logistics strategy for enterprises in the field of road construction. The main elements of logistics strategy necessary to achieve competitive advantages are highlighted. Comparative analysis of the most applicable logistics strategies in field of road construction has been compiled. Article discusses the impact of digital economy on implementation of road construction logistic strategy.

Текст научной работы на тему «Логистические стратегии, применяемые предприятием дорожного строительства: сущность, виды, особенности разработки в условиях цифровой экономики»

Bibliographic list

1. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Social networks as a tool of early detection of cancer // Advances in intelligent systems and computing. — 2019. — № 726. — P. 887-894.

2. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Role of social-ethical marketing and information and communication technologies in response to challenges of oncology // European Research Studies Journal. — 2018. — № 21 (Special Issue 1). — P. 377-386.

3. Future of oncology: focused approach to win in 2030 [Electronic resource]. — Mode of access : https://assets.kpmg.

4. Borzenko, K. V. Problems and prospects of development of public-private partnership in sphere of health care in conditions of establishment of marketing relations // Audit and financial analysis. —

2017. — № 3-4. — P. 341-345.

5. Gladkov, K. V. Public-private partnership as source of competences of private partner in health care // Modern problems of science and education. — 2016. — № 2. — P. 125.

6. Kovalyov, S. P., Sorokoletov, P. V. Realization of state control and regulation in health care upon transition to digital economy // Administrative consultation. —

2018. — № 4 (112). — P. 53-62.

7. Korobkova, O. K. Development of system of state support of non-profit organizations of sphere of health care participating in development of digital economy // Competitiveness in global world: economy, science, technologies. — 2017. — № 10 (57). — P. 59-61.

8. Popov, K. V., Pykhtin, K. A., Sheremeta, V. S. Public-private partnership: definition of optimum proportion of state and private capitals in budget of project // Science and education: modern times. — 2017. — № 3 (20). — P. 229-238.

9. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Relevant directions of development of marketing of organizations of health care by means of public-private partnership in modern Russia // News of Tula State University. Economic and jurisprudence. — 2017. — № 1-1. — P. 124-132.

10. Serebryakova, T. A. To a question of formation and development of new legal institute — public-private partnership (municipal and private partnership) // Magazine of legal researches. — 2017. — № 1. — Vol. 2. — P. 132-143.

11. Skryl, T. V., Paramonov, A. S. Digital transformation of health sector: Russian and foreign specifics // Karelian scient. magazine. — 2017. — № 3 (20). — Vol. 6. — P. 137-140.

Е. В. Сковороднева

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрен механизм разработки логистической стратегии для предприятий сферы дорожного строительства. Выделены основные элементы логистической стратегии, необходимые для достижения конкурентных преимуществ. Составлен сравнительный анализ наиболее применимых логистических стратегий в сфере дорожного строительства. В статье рассмотрено влияние цифровой экономики на реализацию логистической стратегии дорожного строительства.

Ключевые слова

Логистика, логистическая стратегия, цифровая трансформация логистической стратегии, дорожное строительство, цифровой логистический сервис, логистический сервис.

E. V. Skovorodneva

LOGISTIC STRATEGIES APPLIED IN ROAD CONSTRUCTION: ESSENCE, TYPES, FEATURES OF DEVELOPMENT IN CONDITIONS

OF DIGITAL ECONOMY

Annotation

Article describes the mechanism for developing a logistics strategy for enterprises in the field of road construction. The main elements of logistics strategy necessary to achieve competitive advantages are highlighted. Comparative analysis of the most applicable logistics strategies in field of road construction has been compiled. Article discusses the impact of digital economy on implementation of road construction logistic strategy.

Keywords

Logistics, logistics strategy, digital transformation logistics strategy, road construction, digital logistics service, logistics service.

Введение

Организация коммерческой деятельности предприятия невозможна без определения чётких целей, задач и путей их достижения. Для дорожно-строительной сферы особую актуальность приобретает процесс разработки и выбора логистической стратегии. Это обусловлено сложностью многих строительных процессов на разных этапах строительства. Интеграция информации в цифровом пространстве способна консолидировать и структурировать общую информацию о состоянии строительства объекта дорожной инфраструктуры.

Материалы и методы

В монографии «Современные логистические технологии и стратегии» под редакцией А. У. Альбекова разработан механизм формирования логистической стратегии, который можно использовать для разработки стратегии предприятий дорожного строительства. Для реализации данного механизма необходимо осуществить ряд мероприятий: организационно-методическую подготовку внедрения стратегической логистики; выбор и разработку стратегии; конфигурирование бизнес-процессов; разработку регламентов стратегического управления; регламентацию бизнес-процессов; измерение процессов; нор-

мирование процессов и мотивация персонала [1].

Дорожно-строительный комплекс, как отрасль народного хозяйства обладает определённой спецификой. Поэтому необходимо выделить области дорожного строительства, которые могут быть оптимизированы.

Условно можно выделить три сферы логистизации дорожного строительства [2]. Во-первых, это рынок материально-технических ресурсов. Здесь осуществляются закупки для деятельности дорожного хозяйства. Программы и приложения, которые могут консолидировать информацию о поставщиках, предоставить информацию о ценах, необходимости закупочных операций, условиях поставок могут выступать элементом цифровой сервисной логистики. На сегодняшний день, можно зафиксировать неразвитость этой формы. Наибольшее использование получила информационная В2В-площадка «Пульс цен», объединяющая представителей промышленно-строительного рынка [3]. Вторая сфера логистизации относится к процессам производства работ в дорожном хозяйстве. Логистический сервис оптимизирует на этом этапе транспортно-складские процессы, производственное потребление материально-технических ресурсов.

Сюда также можно отнести производственно-технологическую комплектацию и утилизацию отходов производства. На этом этапе также могут быть использованы цифровые средства логистического сервисного обслуживания для оптимизации процессов. Это могут быть и программы и средства цифрового проектирования, мониторинга процессов складирования и транспортировки, монито-

ринга процессов строительства объекта, анализа состояния материалов. Третья сфера логистизации относится к области эксплуатации дорог. Она призвана развивать дорожный сервис. На сегодняшний день, актуальность приобретают проекты, такие как «умные дороги», «умные города», включающие в себя элементы логистического сервиса с цифровой составляющей [4].

Рисунок 1 — Сферы логистизации дорожного строительства

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в области дорожного строительства, могут оптимизировать свои процессы, концентрируя внимание на необходимых показателях.

Результаты

При разработке логистической стратегии для предприятий дорожного строительства следует особое внимание уделить таким аспектам, как качество материально-технических ресурсов, управление запасами, логистические технологии снабжения, инновации, закупка материальных ресурсов, закупка готовой продукции [5].

Под качеством материально-технических ресурсов понимается смещения фокуса в сторону улучшения качества необходимых ресурсов для успешного функционирования предприятия. Кроме того, действия по совершенствованию качества должны относиться к закупке материалов и комплектующих, выполнению производственных работ, оказание услуг, сервисному обслуживанию. Для сферы дорожного

строительства этот элемент имеет особую актуальность. Контроль качества всех перечисленных компонентов деятельности предприятий дорожного строительства, предполагает сертификацию качества поступивших материалов для строительства отделом материально-технического снабжения. Важно понимать, что закупка материалов для нужд строительства — это основа всех предстоящих операций, и надёжность будущего объекта строительства напрямую зависит от качества приобретённых материалов. На основании сертификации качества поступивших материалов в дальнейшем принимается решение об их пригодности для выполнения работ и оказания строительных услуг, производстве дополнительных товаров. Заказчик строительных услуг должен получать документ сертификации качества закупленных материалов для выполнения строительных работ. Данный вид логистического сервиса является информационной составляющей для клиента или заказчика строительных работ.

Заказчик может принимать решения о строительстве дорожного объекта с использованием данных материалов.

Управление запасами является следующей важной составляющей логистической стратегии для предприятий дорожного строительства. Речь идёт об оперативном анализе запасов по всем ключевым позициям номенклатуры сырья, материалов, готовой продукции. Учитываются соглашения о сотрудничестве с основными поставщиками товарно-материальных ценностей. Для совершенствования этого аспекта предприятия дорожного строительства могут внедрять в свою деятельность информационные системы мониторинга для осуществления своевременности поставок и закупок товаров.

Логистические технологии снабжения также являются важным элементов логистической стратегии предприятий дорожного строительства. Речь идёт о внедрении информационных технологий, обеспечивающих электронный обмен данными с основными поставщиками сырья и материалов для нужд дорожного строительства. Это упрощает сделки купли-продажи товарно-материальных ценностей и способствует ускорению взаимодействия. Интеграция информационных потоков от поставщика до конечного потребителя способствует оптимизации процессов снабжения. Совместное управление запасами продукции на складах компании способствует контролю за уровнем запасов и сокращению издержек.

Инновационная деятельность для предприятий дорожного строительства приобретает особую актуальность. Предложить клиенту инновационные технологии строительства, инновационные качественные материалы, современный логистический сервис с применения цифровых средств возможно бла-

годаря развитию инновационной деятельности компании.

Закупка сырья и материальных ресурсов под собственную марку также является одним из аспектов при разработке логистической стратегии для предприятий дорожного строительства. Компания приобретает сырье для производства отдельных материалов и деталей у других компаний (производителей). Для этого следует заключить соглашение о покупке сырья и продвижении продукта под собственным брендом. Данные соглашения могут быть заключены в цифровом пространстве с применением цифровых подписей и электронным обменом данными.

Для бесперебойного функционирования предприятия дорожного строительства необходима закупка готовой продукции, которая может являться ещё одним аспектом логистической стратегии. Данный аспект предполагает приобретение продукции у других производителей для расширения собственного ассортимента строительных материалов, удовлетворения потребностей клиентов и извлечения прибыли.

Таким образом, концентрируя внимание на определённом аспекте деятельности, предприятия дорожного строительства могут оптимизировать эти направления, а цифровые технологии существенно расширить возможности оптимизации. Кроме того, необходимо учитывать факторы при разработке логистической стратегии предприятия, которые специфичны для сферы дорожного строительства (см. рис. 2).

Средства цифровой экономики предоставляют расширение возможностей оптимизации данных факторов при процессе разработки логистической стратегии посредством применения современных возможностей логистического сервиса.

Рисунок 2 — Факторы, учитываемые в процессе разработки логистической стратегии предприятия дорожного строительства

Обсуждение

Разработка логистической стратегии предприятия дорожного строительства должна занимать центральное место в осуществляемой деятельности и реализовываться совместно с общей корпоративной стратегией предприятия, маркетинговой стратегией, производственной стратегией, сбытовой стратегией и установлением миссии. На сегодняшний день существует несколько авторских классификаций логистических стратегий. Однако, учитывая специфику сферы дорожного строительства, адаптировать под строительную деятельность возможно только некоторые из них.

Следует более подробно остановиться на этом вопросе. Одной из наиболее известных является классификация, приводимая В. И. Сергеевым и В. В. Дыбской. Авторы выделяют несколько базовых логистических стратегий, которые используют предприятия при ведении своего бизнеса и построении логистических систем. Данные стратегии могут быть внедрены и реализованы предприятием сферы дорожного строительства. Пути реализации данных логистических стратегий представлены в таблице 1. Представленные логистические стратегии могут быть внедрены в деятельность предприятия дорожного строительства.

Таблица 1 — Базовые логистические стратегии, применимые к сфере дорожного строительства

Стратегия Пути реализации

Минимизации общих логистических издержек Сокращение логистических издержек в отдельных логистических функциях предприятия дорожного строительства (транспортировка, хранение, складирование и др.). Оптимизация уровня запасов материальных ресурсов для дорожного строительства на складе предприятия. Оптимизация решений в отдельных логистических операциях дорожного строительства по критерию минимума логистических издержек (запасы, рабочая сила, технические средства, оборудование). Прочее

Улучшения качества логистического сервиса Увеличение уровня качества, выполняемых логистических операций в дорожном строительстве (транспортировки, складирования, распределения, грузопереработки, и т. п.). Предоставление предпродажного и послепродажного сервиса в дорожном строительстве (проектирование, проектно-сметные предложения, сертификация, мониторинг, обслуживание). Предоставление высокого уровня логистического сервиса в дорожном строительстве при применении технических средств цифровой экономики (ГЛОНАСС/GPS навигация, WEB камеры, информационные платформы мобильные приложения и др.). Проектирование системы управления качеством логистического сервиса в дорожном строительстве (организация системы мониторинга в дорожном строительстве). Сертификация процессов управления качеством в дорожном строительстве в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000). Прочее

Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру Прямая доставка сырья, материалов, комплектующих к строительных объектам и потребителям, минуя складирование. Применение в строительной деятельности складов общего пользования. Привлечение логистических посредников в некоторых логистических операциях дорожного строительства (транспортировке, складировании, грузопереработке). Применение логистической системы снабжения «точно в срок» в дорожном строительстве. Оптимизация размещения технических средств и оборудования логистической инфраструктуры и др. в дорожном строительстве

Логистический аутсорсинг Принятия решения «делать или покупать» материальные ресурсы (материалы, детали, комплектующие и пр.) в дорожном строительстве. Фокусирование предприятия дорожного строительства на ключевых направлениях деятельности, передача логистическим посредникам функций для выполнения неключевых направлений. Оптимизация материально-технического снабжения строительного предприятия. Оптимальное расположение технических средств, производственных мощностей, объектов логистической инфраструктуры. Прочее

Наибольшее распространение в дорожном строительстве получили «тощая» и «динамическая» логистические стратегии [6]. Применение «тощей» логистической стратегии связано, прежде всего, с желанием заказчика строительства удешевления стоимости строительного объекта. Применение «динамической» логистической стратегии связано с мобильным реагированием на изменяющиеся требования заказчика. «Тощая» логистическая стратегия базируется на принципах управления издержками. Она предполагает предло-

жение заказчикам возводимые строительные объекты по более низкой цене, чем предлагает рынок. При применении данной стратегии используется сокращение всех ресурсов на каждом этапе строительства, контроль за всеми операциями, в связи с чем достигается существенный уровень экономии путём сокращения издержек. Данная стратегия характеризуется следующим.

1. Сокращение уровня качества строительных ресурсов, применяемых для выполнения строительных работ и оказания услуг (сырьё, материалы, де-

тали, комплектующие, квалификация персонала, техническая составляющая и др.). В результате снижается общий уровень качества возводимого объекта дорожной инфраструктуры. Компания теряет конкурентные преимущества.

2. Снижение уровня мощности технических средств и применяемого оборудования.

3. Увеличение продолжительности выполнения строительных операций и усложнение процессов из-за существенного сокращения строительных ресурсов.

4. Увеличение временных интервалов между строительными операциями в связи с техническим обслуживанием оборудования или снабжением ресурсами.

5. Длительность операций, связанных с перемещением материально-технических ресурсов.

Сущность «динамической» логистической стратегии заключается в высоком уровне коммуникации и постоянном взаимодействии с заказчиками строительных работ и услуг, мобильное реагирования на изменение рыночной конъюнктуры дорожного строительства. Существует два фактора динамичности в дорожном строительстве: оперативность реагирования на изменяющиеся запросы заказчи-

ков; изменение логистических параметров организации дорожного строительства. Руководствуясь данной стратегией, предприятия дорожного строительства полностью сосредоточиваются на удовлетворении запросов заказчиков и предоставлении высокого уровня сервиса.

Важно отметить, что чётких границ применения данных стратегий в дорожном строительстве не существует. Возможны отклонения от некоторых параметром и фокусирование на отдельных приоритетных направлениях. Кроме того, стратегии имеют свои преимущества и недостатки, общие и специфичные условия для применения. Сравнительные характеристики отдельных элементов стратегий дорожного строительства представлены в таблице 2. Назвав наиболее общие логистические стратегии, необходимо отметить, что цифровая экономика вносит свои коррективы при реализации данных стратегий, способствуя упрощению многих операций, сокращению временных интервалов, увеличения уровня взаимодействия между участниками. Цифровая трансформация логистической стратегии предприятия необходима для реализации транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. [6].

Таблица 2 — Сравнительная характеристика элементов «тощей» и «динамической» логистических стратегий дорожного строительства

Факторы дорожного строительства «Тощая» логистическая стратегия дорожного строительства «Динамическая» логистическая стратегия дорожного строительства

Цели стратегии Повышение эффективности дорожного строительства за счёт контроля над издержками на всех этапах строительства Обеспечение гибкости дорожного строительства для удовлетворения клиентского спроса

Методы стратегии Устранение производственных участков, не связанных с дорожным строительством Удовлетворение запросов заказчиков

Ограничения применения стратегии Ограниченное клиентское обслуживание Высокие дополнительные производственные и непроизводственные затраты

Характер изменений Создание собственной стабильной строительной деятельности Мобильная реакция на изменение рыночной конъюнктуры дорожного строительства

Показатели деятельности Производительность труда, загруженность строительного производства Скорость исполнения строительных заказов, качество возведённых объектов

Деятельность Унификация и стандартизация строительной деятельности Гибкость строительной деятельности на принципах выборочного контроля

Подходы к управлению стратегией В пределах регламентированных циклов планирования дорожного строительства Гибкость управления строительными структурами специализированным персоналом

Выводы

Для достижения поставленных целей предприятиям сферы дорожного строительства необходимо руководствоваться определённой логистической стратегией. Для её разработки требуется полный анализ своей деятельности и пошаговое методическое обеспечение. Концентрируя внимание на определённом показателе своей деятельности, предприятия дорожного строительства могут добиться конкурентных преимуществ в данном направлении. В связи с утверждением программы развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г., необходимо понимать, что выбранная логистическая стратегия требует трансформации её элементов в цифровое пространство. Для этого важно выявить степень готовности предприятия к изменениям и разработать методику трансформации логистической стратегии предприятия дорожного строительства в цифровое пространство [7]. Трансформация логистической стратегии в цифровое пространство позволяет предприятию сферы дорожного строительства достичь экономической эффективности путём сокращения ряда издержек деятельности. В то время как заказчик строительных работ получает качественно новый уровень логистического сервиса. Реализация стратегических логистических целей позволяет достичь предприятию сферы дорожного строительства высокого уровня конкурентоспособности на рынке.

Библиографический список

1. Современные логистические технологии и стратегии (электроэнергетический комплекс) : моногр. / под ред. А. У. Альбекова. — Ростов н/Д, 2010.

2. Логистика / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — М., 2006.

3. «Пульс цен», В2В площадка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rostov.pulscen.ru.

4. Сковороднева, Е. В. Основные аспекты цифровизации сервисной логистики дорожного строительства // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы : междунар. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2018. — С. 74.

5. Сергеев, В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. — М. : ИНФРА-М, 2005.

6. Алесинская, T. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления : уч. пособие. — Таганрог, 2005.

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.mintrans.ru.

8. Теренина, И. В., Сковороднева, Е. В. Стратегия цифровой трансформации сервисной логистики // Вестник РГЭУ (РИНХ). — 2018. — № 2 (62). — С. 55.

Bibliographic list

1. Modern logistics technologies and strategies (power complex) : monogr. / ed. by A. U. Albekov. — Rostov-on-Don, 2010.

2. Logistics / M. N. Grigoriev, A. P. Dolgov, S. A. Uvarov. — M., 2006.

3. Pulse of prices, B2B platform [Electronic resource]. — Mode of access : https://rostov.pulscen.ru.

4. Skovorodneva, E. V. Basic aspects of digitization service logistics road construction // Industrial development of Russia: problems, prospects : scientific-practical conf. — N. Novgorod, 2018. — P. 74.

5. Sergeev, V. I. Corporate logistics. 300 answers to questions of professionals. — M. : INFRA-M, 2005.

6. Aleshinskiy, T. V. Basics of logistics. General issues of logistics management : textbook. — Taganrog, 2005.

7. Transport strategy of RF for period up to 2030 [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.mintrans.ru.

8. Terenin, I. V., Skovorodneva, E. V. Strategy digital transformation service logistics // Bulletin of RSUE (RINH). — 2018. — № 2 (62). — P. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.