Научная статья на тему 'Эволюция государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: новые возможности и новые приоритеты'

Эволюция государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: новые возможности и новые приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DIGITAL ECONOMY / HEALTHCARE / ONCOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзенко К.В.

В статье проведен сравнительный анализ характеристик государственно-частного партнерства до и после становления цифровой экономики. Автором обосновано, что в условиях цифровой экономики происходит эволюция государственно-частного партнерства благодаря доступности его новых возможностей: электронного аукциона, полномасштабной информационной поддержки проектов, новых форм партнерства, создания инновационных активов и оказания инновационных медицинских услуг, а также упрощенного мониторинга и контроля проектов. Для использования этих возможностей рекомендовано установление новых приоритетов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борзенко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DIGITAL ECONOMY: NEW OPPORTUNITIES AND NEW PRIORITIES

Article provides a comparative analysis of characteristics of public-private partnerships before and after formation of digital economy. Author substantiates that in conditions of digital economy, there is an evolution of public-private partnerships due to availability of its new capabilities electronic auction, full-scale information support for projects, new forms of partnership, creation of innovative assets and provision of innovative medical services, as well as simplified monitoring and control of projects. To use these opportunities, the establishment of new priorities of public-private partnerships is recommended.

Текст научной работы на тему «Эволюция государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: новые возможности и новые приоритеты»

7. Нили, А., Адамс, К., Кеннерли, М. Призма эффективности. Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им. — М. : Баланс, 2003.

8. Никифорова, Э. Г. Корпоративный контроль реализации стратегии организации : дисс. к. э. н. — Казань, 2014. — С. 236.

9. Управление эффективностью бизнеса. Концепция BPM / Е. Ю. Духонин, Д. В. Исаев, Е. Л. Мостовой [и др.] ; под ред. Г. В. Генса. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

Bibliographic list

1. Aterley, D. Practical justification for use of management approaches [Electronic resource]. — Mode of access : https://delovoymir.biz.

2. Gosteva, M. A. Advantages of mechanism of formation of target indicators of enterprise development based on concept of stakeholders [Electronic resource] // Russian economic Internetmagazine. — 2006. — № 4. — Mode of access : https://readera.ru.

3. Drucker, P. Practice management.

— M. : Williams, 2003.

4. Kaplan, R. S., Norton, D. P. Balanced Scorecard. From strategy to action.

— M. : Olimp-Business, 2003. — P. 17.

5. Makarenko, M. V., Malova, I. I. Systems of indicators, models and approaches to assessing the effectiveness of enterprise [Electronic resource]. — Mode of access : http://edit.muh.ru.

6. Maslov, D. V., Rocher, G. Transformation of organizational culture through the analysis of values // Quality Management Methods. — 2006. — № 2. — P.18-23.

7. Nili, A., Adams, K., Kennerly, M. Prism of efficiency. Balanced Scorecard for measuring and managing business success. — M. : Balance, 2003.

8. Nikiforova, E. G. Corporate control of implementation of strategy of organization : diss. of c. e. s. — Kazan, 2014.

— P. 236.

9. Business performance management. BPM Concept / E. Yu. Dukhonin, D. V. Isaev, E. L. Mostovoy [et al.] ; ed. by G. V. Gens. — M. : Alpina Business Books, 2005.

К. В. Борзенко

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ характеристик государственно-частного партнерства до и после становления цифровой экономики. Автором обосновано, что в условиях цифровой экономики происходит эволюция государственно-частного партнерства благодаря доступности его новых возможностей: электронного аукциона, полномасштабной информационной поддержки проектов, новых форм партнерства, создания инновационных активов и оказания инновационных медицинских услуг, а также упрощенного мониторинга и контроля проектов. Для использования этих возможностей рекомендовано установление новых приоритетов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

Развитие государственно-частного партнерства, цифровая экономика, здравоохранение, онкологическая служба.

K. V. Borzhenko

EVOLUTION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DIGITAL ECONOMY: NEW OPPORTUNITIES AND NEW PRIORITIES

Annotation

Article provides a comparative analysis of characteristics of public-private partnerships before and after formation of digital economy. Author substantiates that in conditions of digital economy, there is an evolution of public-private partnerships due to availability of its new capabilities — electronic auction, full-scale information support for projects, new forms of partnership, creation of innovative assets and provision of innovative medical services, as well as simplified monitoring and control of projects. To use these opportunities, the establishment of new priorities of public-private partnerships is recommended.

Keywords

Development of public-private partnership, digital economy, healthcare, oncological service.

Введение

Здравоохранение в современной России так же, как и в большинстве развивающихся стран, сталкивается с двумя серьезными проблемами развития. Одной из наиболее серьезных проблем является дефицит финансирования из-за недофинансирования со стороны государства и низкой инвестиционной привлекательности проектов по развитию государственных организаций здравоохранения для частного бизнеса. Другая проблема связана с недостаточной гибкостью и адаптивностью управления государственными организациями здравоохранения из-за не вовлеченности их в конкурентную борьбу и низкой маркетинговой активности.

В большинстве сегментов российского рынка медицинских услуг указанные проблемы преодолеваются посредством развития частных организаций здравоохранения и предоставления платных услуг. Благодаря этому появляется альтернатива медицинским услугам, оказываемым на условиях обязательного медицинского страхования, и создается некоторое конкурентное давление на государственные организации здравоохранения. В результате в данных сегментах формируются и активно раз-

виваются маркетинговые отношения и достигается устойчивый рост эффективности оказания медицинских услуг.

Внедрение механизма конкуренции затруднено в некоторых сегментах рынка медицинских услуг, в частности, в сегменте услуг по лечению онкологических заболеваний. Данные услуги являются дорогостоящими и требуются систематически из-за хронической природы онкологических заболеваний, а большинство их потребителей относятся к категории нетрудоспособного населения с низким уровнем дохода. В связи с этим платные медицинские услуги не востребованы в данном сегменте, что тормозит развитие частных организаций здравоохранения в нем.

Приоритетность лечения онкологических заболеваний из-за их высокой и возрастающей распространенности и опасности для здоровья и жизни человека указывает на высокую актуальность проблемы активизации развития данного сегмента рынка медицинских услуг. Перспективным способом решения данной проблемы является внедрение механизма государственно-частного партнерства, позволяющего привлечь частные инвестиции в развитие онкологических служб и повысить эффективность оказа-

ния медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний на условиях обязательного медицинского страхования. Тем не менее, несмотря на признание необходимости применения механизма государственно-частного партнерства для повышения эффективности онкологических служб, в современной России данная практика не применяется. В качестве рабочей гипотезы в данном исследовании выдвигается наше предположение о том, что в условиях цифровой экономики происходит эволюция государственно-частного партнерства, благодаря которой данный механизм становится доступным к реализации для онкологических служб. Цель работы заключается в определении новых возможностей и новых приоритетов государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики.

Материалы и методы

Обзор литературы по выбранной теме позволил выявить, что в существующих исследованиях и публикациях достаточно подробно исследованы и освещены преимущества применения государственно-частного партнерства для повышения эффективности организаций здравоохранения [3, 4, 7, 8, 9]. В существующих научных работах также подчеркивается повышенная сложность

применения механизма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и особенно в деятельности онкологических служб. Отдельно рассматриваются перспективы развития здравоохранения и его изучаемого сегмента в условиях цифровой экономики [1, 2, 5, 6, 10].

Контент-анализ перечисленных публикаций показал, что большинство из них посвящены актуализации проблемы данного исследования, но не предлагают ее решения. Вызванная этим недостаточная изученность новых возможностей для внедрения механизма государственно-частного партнерства в деятельности онкологических служб, возникающих в условиях цифровой экономики, вызывает потребность в дальнейших исследованиях. Для этого в данной работе применяется метод сравнительного анализа, с помощью которого сопоставляются характеристики государственно-частного партнерства до и после становления цифровой экономики.

Результаты

Сравнительный анализ характеристик государственно-частного партнерства до и после становления цифровой экономики, а также приоритеты партнерства в условиях цифровой экономики представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Сравнительный анализ характеристик государственно-частного партнерства (ГЧП) до и после становления цифровой экономики

Критерий сравнения Характеристика ГЧП Приоритеты ГЧП в условиях цифровой экономики

до становления цифровой экономики после становления цифровой экономики

Тип тендера на участие частного бизнеса в проектах партнерства бумажный аукцион электронный аукцион эффективность

Информационная поддержка проектов партнерства низкая высокая доступность

Предпочтительные формы партнерства (форма собственности на активы) концессия в форме

воот, воо, вомт, Бвоот (частная собственность на активы) вот, ВТо, БВБо (государственная собственность на активы)

Критерий сравнения Характеристика ГЧП Приоритеты ГЧП в условиях цифровой экономики

до становления цифровой экономики после становления цифровой экономики

Активы, доступные для создания частным партнером дополнительное оборудование (рост производственных мощностей) инновационное цифровое оборудование (модернизация) инновационность

Последствия партнерства для оказываемых медицинских услуг повышение доступности цифровизация (рост качества и сервиса)

Мониторинг и контроль партнерства затруднен (аудит, проверки) из-за бумажной формы отчетности и сложности сбора обратной связи упрощен (дистанционный) благодаря электронной отчетности и сбору электронной обратной связи прозрачность

Представленные в таблице 1 данные указывают на то, что до становления цифровой экономики тендер на участие частного бизнеса в проектах государственно-частного партнерства проводился по типу бумажного аукциона. Это вызывало, во-первых, высокую сложность сбора необходимых документов для участия в тендере и, во-вторых, не позволяло обеспечить конфиденциальность участников и вызывало субъективность решений. Высокие входные барьеры и низкий уровень конкурентной борьбы участников тендера обуславливал низкую эффективность государственно-частного партнерства.

В условиях цифровой экономики доступен новый тип тендера — электронный аукцион. Благодаря электронной форме предоставляемых документов барьеры участия в нем минимальны, и обеспечивается конфиденциальность участия. Это позволяет привлекать большое количество участников и поддерживать высокий уровень их конкуренции, а также гарантирует принятие объективных решений. В результате становится возможным достижение высокой эффективности государственно-частного партнерства — низкие затраты государства, значительные частные инвестиции, выраженный рост качества и сервиса оказываемых услуг и гарантия полного соблюдения принятых обязательств частным партнером, — которая должна

стать новым приоритетом партнерства в условиях цифровой экономики.

До становления цифровой экономики информационная поддержка проектов партнерства была низкой — информация о проведении тендеров материалы мониторинга эффективности проектов партнерства были доступны только на бумажных носителях и для узкого круга лиц. В условиях цифровой экономики возможна массовая трансляция всей информации о реализации проектов партнерства в Интернете, обеспечивающая ее доступность для всех заинтересованных лиц.

Предпочтительными формами партнерства (концессии) до становления цифровой экономики были BOOT, BOO, BOMT, DBOOT, предполагавшие частная собственность на активы. Данные формы могут быть востребованы в сегментах рынка медицинских услуг, где присутствуют частные организации здравоохранения и развиты платные медицинские услуги, но недоступны в сегменте медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний. В условиях цифровой экономики предпочтительными формами партнерства стали BOT, BTO, DBFO, позволяющие сохранить государственную собственность на активы и потому доступные и востребованные в сегменте медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний. Поэтому доступность (доступность ин-

формации и доступность механизма партнерства) должна стать приоритетом государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики.

До цифровой экономики участие частного бизнеса в проектах государственно-частного партнерства позволяло создавать только дополнительные активы, дублирующие существующие. Это обеспечивало рост производственных мощностей, и извлечение преимуществ частным бизнесом было возможно только в рамках оказания платных медицинских услуг при доступной альтернативе на условиях обязательного медицинского страхования. В условиях цифровой экономики доступно инновационное цифровое оборудование, позволяющее модернизировать активы и сформировать высокий спрос на платные медицинские услуги благодаря их инновационности (еще один новый приоритет) по сравнению с услугами, оказываемыми на условиях обязательного медицинского страхования.

И наконец, до цифровой экономики мониторинг и контроль эффективности проектов государственно-частного партнерства был затруднен и сводился к аудиту и выездным (камеральным) проверкам из-за бумажной формы отчетности и сложности сбора обратной связи от заинтересованных лиц (потребителей). В условиях цифровой экономики мониторинг и контроль упрощен и доступна его дистанционная форма благодаря электронной отчетности и сбору электронной обратной связи. Следовательно, новым приоритетом государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики должна стать прозрачность проектов партнерства для государственных и общественных регуляторов.

Обсуждение

В условиях цифровой экономики происходит эволюция государственно-частного партнерства благодаря доступности его новых возможностей: электронного аукциона, полномасштабной

информационной поддержки проектов, новых форм партнерства, создания инновационных активов и оказания инновационных медицинских услуг, а также упрощенного мониторинга и контроля проектов. Для использования этих возможностей должны быть провозглашены новые приоритеты государственно-частного партнерства — эффективность, доступность, инновационность и прозрачность.

Заключение

Возникающие в условиях цифровой экономики новые возможности и провозглашаемые новые приоритеты позволяют применять механизм государственно-частного партнерства в сегменте медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний. Это позволит сформировать новый — маркетинговый — образ онкологических диспансеров в современной России, при котором они будут осуществлять диверсификацию медицинских услуг по стоимости и степени инновационности.

В результате развития государственно-частного партнерства на базе онкологических диспансеров в современной России медицинские услуги по лечению онкологических заболеваний станут более доступными для потребителей и будут характеризоваться более высоким качеством и уровнем сервиса. Благодаря этому будут достигнуты стратегические цели развития здравоохранения, связанные с повышением качества и увеличением продолжительности жизни населения.

Библиографический список

1. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Social networks as a tool of early détection of cancer // Advances in intelligent systems and computing. — 2019. — № 726. — P. 887-894.

2. Przhedetskiy, Yu. V.Role of social-ethical marketing and information and communication technologies in response to challenges of oncology // Euro-

pean Research Studies Journal. — 2018. — № 21. — Special issue 1. — P. 377-386.

3. Борзенко, К. В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в условиях установления маркетинговых отношений // Аудит и финансовый анализ. — 2017. — № 3-4.

— С. 341-345.

4. Гладков, К. В. Государственно-частное партнерство как источник компетенций частного партнёра в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2.

— С. 125.

5. Ковалёв, С. П., Сороколетов, П. В. Реализация государственного контроля и регулирования в здравоохранении при переходе к цифровой экономике // Управленческое консультирование.

— 2018. — № 4 (112). — С. 53-62.

6. Коробкова, О. К. Развитие системы государственной поддержки некоммерческих организаций сферы здравоохранения, участвующих в развитии цифровой экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 10 (57). — С. 59-61.

7. Попов, К. В., Пыхтин, К. А., Шеремет, В. С. Государственно-частное партнерство: определение оптимальной пропорции государственного и частного капиталов в бюджете проекта // Наука и образование: новое время.

— 2017. — № 3 (20). — С. 229-238.

8. Пржедецкий, Ю. В., Пржедец-кая, Н. В., Борзенко, К. В. Актуальные направления развития маркетинга организаций здравоохранения с помощью государственно-частного партнерства в современной России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.

— 2017. — № 1-1. — С. 124-132.

9. Серебрякова, Т. А. К вопросу о формировании и развитии нового правового института — государственно-частное партнерство (муниципально-

частное партнерство) // Журнал юридических исследований. — 2017. — № 1. — Т. 2. — С. 132-143.

10. Скрыль, Т. В., Парамонов, А. С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика // Карельский научный журнал. — 2017. — № 3 (20). — Т. 6. — С. 137-140.

11. Tatuev, A. A., Galazova, S. S., Kutsuri, G. N., Shanin, S. A., Rokotyan-skaya, V. V. New sources of debt financing investments in Russian real economy // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — № 6 (52). — Vol. 12. — P.1771-1778.

Bibliographic list

1. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedetska-ya, N. V., Borzenko, K. V. Social networks as a tool of early detection of cancer // Advances in intelligent systems and computing. — 2019. — № 726. — P. 887-894.

2. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedetska-ya, N. V., Borzenko, K. V. Role of social-ethical marketing and information and communication technologies in response to challenges of oncology // European Research Studies Journal. — 2018. — № 21. -Special issue 1. — P. 377-386.

3. Borzenko, K. V. Problems and prospects of development of public-private partnership in sphere of health care in the conditions of establishment of marketing relations // Audit and financial analysis. —

2017. — № 3-4. — P. 341-345.

4. Gladkov, K. V. Public-private partnership as source of competences of private partner in health care // Modern problems of science and education. — 2016. — № 2. — P. 125.

5. Kovalyov, S. P., Sorokoletov, P. V. Realization of state control and regulation in health care upon transition to digital economy // Administrative consultation. —

2018. — № 4 (112). — P. 53-62.

6. Korobkova, O. K. Development of system of state support of non-profit

organizations of sphere of health care participating in development of digital economy // Competitiveness in global world: economy, science, technologies. — 2017. — № 10 (57). — P. 59-61.

7. Popov, K. V., Pykhtin, K. A., Sheremet, V. S. Public-private partnership: definition of optimum proportion of state and private capitals in budget of project // Science and education: modern times. — 2017. — № 3 (20). — P. 229-238.

8. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V.Relevant directions of development of marketing of organizations of health care by means of public-private partnership in modern Russia // News of Tula State University. Economic and jurisprudence. — 2017. — № 1-1. — P. 124-132.

9. Serebryakova, T. A. To a question of formation and development of new legal institute — public-private partnership (municipal and private partnership) // Magazine of legal researches. — 2017. — № 1. — Vol. 2. — P. 132-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Skryl, T. V., Paramonov, A.-S. Digital transformation of health sector: Russian and foreign specifics // Karelian scientific magazine. — 2017. — № 3 (20). — Vol. 6. — P. 137-140.

11. Tatuev, A. A., Galazova, S. S., Kutsuri, G. N., Shanin, S. A., Rokotyan-skaya, V. V. New sources of debt financing investments in Russian real economy // Journal of Applied Economic Sciences. — 2017. — № 6 (52). — Vol. 12. — P. 1771-1778.

В. В. Ванюшкина

СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТИ БРЕНДА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы применения коллаборации при создании и продвижении бренда вуза. Выделены особенности формирования бренда вуза в разрезе концепции совместного создания ценности бренда. Обращено внимание на роль социально-этических характеристик бренда вуза и маркетинговой стратегии бренд-менеджмента в этом направлении.

Ключевые слова

Бренд вуза, коллаборация, маркетинг, совместное создание ценности бренда.

V. V. Vanushkina

JOINT CREATION OF UNIVERSITY'S BRAND VALUE IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL SPACE

Annotation

Article examines perspectives of collaboration in creating and promoting the brand. Highlighted features of brand of university in context of concept of joint creation of brand values. Drawn attention to the role of socio-ethical characteristics of brand and marketing strategy of brand management in this regard.

Keywords

Brand of university, collaboration, marketing, joint creation of brand values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.