Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы на примере онкологической службы'

Развитие государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы на примере онкологической службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (ГЧП) / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / DIGITAL ECONOMY / HEALTHCARE / ONCOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пржедецкий Ю.В., Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

В статье проводится SWOT-анализ, с помощью которого определяются предпосылки и проблемы развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики и выявляются будущие угрозы и перспективы данного процесса. Автором также осуществляется моделирование социально-экономических процессов и систем, с помощью которого разрабатывается перспективная модель развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пржедецкий Ю.В., Пржедецкая Н.В., Борзенко К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DIGITAL ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS ON EXAMPLE OF ONCOLOGICAL SERVICE

Article conducts a SWOT-analysis that identifies the prerequisites and problems of development of PPPs with participation of cancer services in digital economy and identifies future threats and prospects for this process. Author also carries out modeling of socio-economic processes and systems, with the help of which a promising model for development of PPP with participation of cancer services in digital economy is being developed.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в условиях цифровой экономики: проблемы и перспективы на примере онкологической службы»

9. Gatov, V. Generation Z [Electronic resource]. — Mode of access : http://www. chaskor.ru.

10. Economically active population of Russia in 2017 [Electronic resource]. — Mode of access : http://data.trendeconomy.ru.

11. Erokhina, T. B., Parkhomen-ko, T. V. Development of emotional back-

ground of consumer personality in distribution logistics // Innovative achievements of green logistics: international experience and Russian practice : materials of international scientific-practical conf. XIII South-Russian logistics forum. — Rostov-on-Don, 2017. — P. 164-167.

Ю. В. Пржедецкий, Н. В. Пржедецкая, К. В. Борзенко

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация

В статье проводится SWOT-анализ, с помощью которого определяются предпосылки и проблемы развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики и выявляются будущие угрозы и перспективы данного процесса. Автором также осуществляется моделирование социально-экономических процессов и систем, с помощью которого разрабатывается перспективная модель развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), цифровая экономика, здравоохранение, онкологическая служба.

Yu. V. Przhedetskiy, N. V. Przhedetskaya, K. V. Borzenko

DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DIGITAL ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS ON EXAMPLE OF ONCOLOGICAL SERVICE

Annotation

Article conducts a SWOT-analysis that identifies the prerequisites and problems of development of PPPs with participation of cancer services in digital economy and identifies future threats and prospects for this process. Author also carries out modeling of socioeconomic processes and systems, with the help of which a promising model for development of PPP with participation of cancer services in digital economy is being developed.

Keywords

Development of public-private partnership (PPP), digital economy, healthcare, oncological service.

Введение

Становление рыночных отношений в современной экономике и глобализация повысили осведомленность потребителей о передовых мировых прак-

тиках предоставления товаров и услуг, что вызвало рост спроса на маркетинг предпринимательских структур. Адаптация государственных предпринимательских структур, в том числе в сфере

здравоохранения, к новым условиям хозяйствования и приведение их в соответствие с требованиями современных потребителей через институционализа-цию практики некоммерческого маркетинга достигается при помощи механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Большинство сегментов рынка медицинских услуг является привлекательными для частных инвесторов, так как характеризуются высоким платежеспособным спросом и, следовательно, возможностью быстро и в полном объеме окупить вложенные инвестиции и извлечь коммерческую выгоду. На их фоне выделяется сегмент медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, платежеспособность потребителей которых, как правило, низкая так же, как и спрос на платные услуги. Это обусловливает низкую инвестиционную привлекательность проектов для частного бизнеса и неразвитость механизма государственно-частного партнерства в данном сегменте рынка медицинских услуг.

Низкая маркетинговая активность онкологических служб обусловливает умеренность их инновационной деятельности и недостаточную гибкость, что не позволяет им обеспечивать требуемое качество и уровень сервиса при оказании медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний. В то же время наблюдается тенденция устойчивого роста спроса на данные услуги. Согласно материалам доклада KPMG «The future of oncology: focused approach to winning in 2030» по итогам 2018 г., с высокой вероятностью к 2030 г. в мире будет 41 мегаполис с населением более 10 млн чел.

Урбанизация ведет к изменениям в образе жизни, предрасполагающим к возникновению рака (например, снижение физической активности, неправильное питание и т. д.). Циркулирующее загрязнение и утоньшение озонового слоя будет провоцировать дальнейшее увеличение доли случаев заболевания раком

легких во всем мире. Количество пожилых людей (в возрасте 65 лет и старше), страдающих онкологическими заболеваниями, в период с 2010 по 2040 г. утроится, и к 2040 г. их доля составит 77 % в данной возрастной категории [3]. В связи с этим уже сейчас остро ощущается и продолжит нарастать в будущем противоречие требований и интересов потребителей медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, связанных с ростом качества, повышением доступности и модернизацией услуг, и возможностей онкологических служб, испытывающих дефицит финансовых ресурсов и находящихся под ограниченным влиянием механизма рынка и потому не склонных к проявлению высокой маркетинговой активности.

Поиск способов разрешения указанного противоречия является актуальной проблемой современной экономической науки. Рабочая гипотеза данного исследования заключается в том, что в условиях цифровой экономики открываются новые возможности для развития ГЧП с участием онкологических служб, практическая реализация которых обеспечит рост маркетинговой активности и позволит сбалансировать спрос и предложение медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний в количественном и качественном выражении. Цель статьи заключается в определении проблем и перспектив развития ГЧП в условиях цифровой экономики на примере онкологической службы.

Материалы и методы

Фундаментальные и прикладные вопросы развития государственно-частного партнерства, в том числе в сфере здравоохранения, рассмотрены в трудах [4, 5, 8-10]. Специфика развития сферы здравоохранения, в том числе сегмента медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, в условиях цифровой экономики и положения концепции цифрового здравоохранения приводятся в работах [1, 2, 6,

7, 11]. Тем не менее, несмотря на высокую степень проработанности отдельных составляющих поставленной проблемы, она остается недостаточно и фрагментарно изученной в существующих публикациях и требует дальнейшего исследования. Основу методического аппарата исследования составляет метод SWOT-анализа, с помощью которого определяются предпосылки и проблемы развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики и выявляются будущие угро-

Как видно из данных таблицы 1, в условиях цифровой экономики создаются предпосылки для развития ГЧП с участием онкологических служб, так как возникает возможность интегрировать медицинские услуги, оказываемые на условиях обязательного медицинского страхования, и платные медицинские услуги. Благодаря данной возможности возрастает платежеспособный спрос на платные медицинские услуги и повышается инвестиционная привлекательность проектов партнерства.

Проблемы и барьеры на пути ин-ституционализации практики ГЧП с участием онкологических служб связаны с недостаточным развитием инфраструктурного обеспечения цифрового здравоохранения: низкой оснащенностью государственных онкологических служб новейшими информационно-коммуникационными технологиями и оборудованием (компьютеры, про-

зы и перспективы данного процесса, а также метод моделирования социально-экономических процессов и систем, с помощью которого разрабатывается перспективная модель развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики.

Результаты

Проведенный SWOT-анализ развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики позволил получить следующие результаты (табл. 1).

граммное обеспечение и Интернет), дефицитом цифровых кадров в сфере здравоохранения, непрочностью нормативно-правового обеспечения ГЧП в сфере здравоохранения.

Будущие перспективы развития ГЧП с участием онкологических служб связаны с интенсификацией развития инфраструктурного обеспечения цифрового здравоохранения, то есть решением перечисленных проблем. Будущие угрозы развития ГЧП с участием онкологических служб представляют проблемы безопасности цифровых данных в сфере здравоохранения, вызывающие риск хищения и утраты цифровых данных, неисправности цифрового оборудования, а также неготовностью потребителей к использованию цифровых технологий для получения медицинских услуг. Выявленные проблемы и угрозы могут и должны быть преодолены с помощью государственного регулирования цифровой экономики и не требуют

Таблица 1 — Результаты SWOT-анализа развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики

S: Strengths Предпосылки - возможность интегрировать медицинские услуги, оказываемые на условиях обязательного медицинского страхования, и платные медицинские услуги

W: Weaknesses Проблемы - недостаточное развитие инфраструктурного обеспечения цифрового здравоохранения

O: Opportunities Будущие перспективы - интенсификация развития инфраструктурного обеспечения цифрового здравоохранения

T: Threats Будущие угрозы - проблемы безопасности цифровых данных в сфере здравоохранения

специализированных мер в сфере здравоохранения. В данной сфере рекомендуется реализация следующей перспек-

тивной модели развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики (рис. 1).

Цель: повышение эффективности деятельности онкологических служб

_реализация

Инструментарий достижения цели: механизм государственно-частного партнерства на платформе цифровой экономики (цифрового здравоохранения)

1 инициатива по созданию ГЧП

2 поддержка инициативы

Государственная онкологическая служба

контракт ГЧП в форме ББООТ

Частные инвесторы в сфере здравоохранения

- предоставление базовых активов, необходимых для оказания медицинских услуг по лечению онкологических 1 заболеваний;

- решение организационно-правовых\ вопросов;

- оказание услуг на условиях обязательного медицинского страхования

единая цифровая информационная система и служба записи на получение комплексных услуг

- предоставление инновационных активов для оказания медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, на базе прорывных цифровых технологий и оборудования;

- управление активами с помощью цифрового маркетинга;

- оказание платных услуг

------1__результаты_1______

Рост маркетинговой -К Повышение качества

активности онкологической > и доступность

службы V инновационных услуг

Сбалансированность спроса и предложения на услуги

Рисунок 1 — Перспективная модель развития ГЧП с участием онкологических служб в условиях цифровой экономики

Целью представленной модели выступает повышение эффективности деятельности онкологических служб, а инструментарием достижения поставленной цели — механизм государственно-частного партнерства на платформе цифровой экономики (цифрового здравоохранения). В рамках данного механизма сначала выдвигается инициатива по созданию ГЧП государственной онкологической службой. Затем эта инициатива поддерживается частными инвесторами в сфере здравоохранения, среди которых устанавливается конкуренция в рамках тендера. В результате заключается контракт ГЧП в форме концессии по типу DBOOT (Спроектируй - Построй - Владей - Управляй -Передай), при котором частные инвесторы проводят маркетинговые исследования, на их основе определяют и создают/приобретают востребованные ак-

тивы, управляют ими на условиях временного владения, и по истечении срока контракта передают активы в собственность государственной онкологической службы. Ее функциями в рамках партнерства являются предоставление базовых активов, необходимых для оказания медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, решение организационно-правовых вопросов, а также оказание услуг на условиях обязательного медицинского страхования.

Функциями частных инвесторов в рамках ГЧП выступают предоставление инновационных активов для оказания медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний, на базе прорывных цифровых технологий и оборудования, управление активами с помощью цифрового маркетинга, а также оказание платных услуг. Системность оказания услуг в рамках ГЧП обеспечивает

единая цифровая информационная система и служба записи на получение комплексных услуг. В результате достигается рост маркетинговой активности онкологической службы, способствующий повышению качества и доступность инновационных услуг, что в итоге обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на услуги.

Выводы

Выдвинутая в статье гипотеза подтверждена; доказано, что в условиях цифровой экономики действительно открываются новые возможности и перспективы для развития ГЧП с участием онкологических служб. Благодаря интеграции государственных и частных медицинских услуг по лечению онкологических заболеваний платные услуги становятся более доступными для потребителей.

Рост платежеспособного спроса повышает коммерческую эффективность проектов ГЧП и позволяет запустить полномасштабное применение данного механизма в сегменте лечения онкологических заболеваний.

Библиографический список

1. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Social networks as a tool of early detection of cancer // Advances in intelligent systems and computing. — 2019. — № 726. — P. 887-894.

2. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Role of social-ethical marketing and information and communication technologies in response to challenges of oncology // European Research Studies Journal. — 2018. — № 21 (Special Issue 1). — P. 377-386.

3. Future of oncology: focused approach to winning in 2030 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://assets. kpmg.

4. Борзенко, К. В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в условиях установления маркетинговых отношений // Аудит и фи-

нансовый анализ. — 2017. — № 3-4. — С. 341-345.

5. Гладков, К. В. Государственно-частное партнерство как источник компетенций частного партнёра в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 125.

6. Ковалёв, С. П., Сороколетов, П. В. Реализация государственного контроля и регулирования в здравоохранении при переходе к цифровой экономике // Управленческое консультирование. — 2018. — № 4 (112). — С. 53-62.

7. Коробкова, О. К. Развитие системы государственной поддержки некоммерческих организаций сферы здравоохранения, участвующих в развитии цифровой экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 10 (57). — С. 59-61.

8. Попов, К. В., Пыхтин, К. А., Шеремета, В. С. Государственно-частное партнерство: определение оптимальной пропорции государственного и частного капиталов в бюджете проекта // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 3 (20). — С. 229-238.

9. Пржедецкий, Ю. В., Пржедец-кая, Н. В., Борзенко, К. В. Актуальные направления развития маркетинга организаций здравоохранения с помощью государственно-частного партнерства в современной России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — № 1-1. — С. 124-132.

10. Серебрякова, Т. А. К вопросу о формировании и развитии нового правового института — государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) // Журнал юридических исследований. — 2017. — № 1. — Т. 2. — С. 132-143.

11. Скрыль, Т. В., Парамонов, А. С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика // Карельский научный журнал. — 2017. — № 3 (20). — Т. 6. — С.137-140.

Bibliographic list

1. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Social networks as a tool of early detection of cancer // Advances in intelligent systems and computing. — 2019. — № 726. — P. 887-894.

2. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Role of social-ethical marketing and information and communication technologies in response to challenges of oncology // European Research Studies Journal. — 2018. — № 21 (Special Issue 1). — P. 377-386.

3. Future of oncology: focused approach to win in 2030 [Electronic resource]. — Mode of access : https://assets.kpmg.

4. Borzenko, K. V. Problems and prospects of development of public-private partnership in sphere of health care in conditions of establishment of marketing relations // Audit and financial analysis. —

2017. — № 3-4. — P. 341-345.

5. Gladkov, K. V. Public-private partnership as source of competences of private partner in health care // Modern problems of science and education. — 2016. — № 2. — P. 125.

6. Kovalyov, S. P., Sorokoletov, P. V. Realization of state control and regulation in health care upon transition to digital economy // Administrative consultation. —

2018. — № 4 (112). — P. 53-62.

7. Korobkova, O. K. Development of system of state support of non-profit organizations of sphere of health care participating in development of digital economy // Competitiveness in global world: economy, science, technologies. — 2017. — № 10 (57). — P. 59-61.

8. Popov, K. V., Pykhtin, K. A., Sheremeta, V. S. Public-private partnership: definition of optimum proportion of state and private capitals in budget of project // Science and education: modern times. — 2017. — № 3 (20). — P. 229-238.

9. Przhedetskiy, Yu. V., Przhedets-kaya, N. V., Borzenko, K. V. Relevant directions of development of marketing of organizations of health care by means of public-private partnership in modern Russia // News of Tula State University. Economic and jurisprudence. — 2017. — № 1-1. — P. 124-132.

10. Serebryakova, T. A. To a question of formation and development of new legal institute — public-private partnership (municipal and private partnership) // Magazine of legal researches. — 2017. — № 1. — Vol. 2. — P. 132-143.

11. Skryl, T. V., Paramonov, A. S. Digital transformation of health sector: Russian and foreign specifics // Karelian scient. magazine. — 2017. — № 3 (20). — Vol. 6. — P. 137-140.

Е. В. Сковороднева

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассмотрен механизм разработки логистической стратегии для предприятий сферы дорожного строительства. Выделены основные элементы логистической стратегии, необходимые для достижения конкурентных преимуществ. Составлен сравнительный анализ наиболее применимых логистических стратегий в сфере дорожного строительства. В статье рассмотрено влияние цифровой экономики на реализацию логистической стратегии дорожного строительства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Логистика, логистическая стратегия, цифровая трансформация логистической стратегии, дорожное строительство, цифровой логистический сервис, логистический сервис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.