Евгений Игоревич Коваленко - кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РИСКИ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации сетевого формата взаимодействия участников логистических цепей в условиях цифровизации, раскрыты основные преимущества, связанные с переходом к сетевой модели, особенности цифровизации российских компаний. Особое внимание уделено функционированию цифровых платформ как технологической основы реализации на практике сетевой модели взаимодействия участников логистических цепей. Автором проанализированы основные преимущества платформизации, а также выделены принципиально новые виды логистических рисков, с которым сталкиваются участники цифровых платформ.
Ключевые слова. Сетевые структуры, сетевая модель, цифровая экономика, цифровизация, цифровая платформа.
LOGISTICS RISKS OF NETWORK STRUCTURES BASED ON DIGITALIZATION
Abstract. The article considers transition of traditional supply chains into network structures and shows how it's happening in connection with digitalization of economic relations as well as commercial operations. The author emphasizes key advantages of network relations in comparison with traditional dual relations between suppliers and customers. The development of digital platforms and involving Russian companies in digitalization is also analyzed in the article as well main advantages of these processes. Since digital platforms transform traditional commercial operations, the author underlines key problems and logistics risks evolving from participating in digitalization and requiring new measures to deal with these risks.
Keywords. Network structures, corporate networks, digital economy, digitalization, digital platform. Введение
На современном этапе развития бизнеса традиционные взаимоотношения в р;амках логистических систем, построенные по принципу цепи и последовательной связи звеньев, претерпевают существенные
ГРНТИ 06.39.31 © Коваленко Е.И., 2020
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-46-65. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 24.02.2020.
Kovalenko E.I.
изменения, связанные с постепенным переходом к сетевой организации взаимодействий между партнёрами. Традиционные роли участников логистических цепей - поставщики, покупатели, посредники -размываются, и все субъекты одновременно могут выступать и поставщиками, и покупателями. Институт посредничества как таковой ликвидируется в условиях сетевой модели коммерческих отношений.
Сеть как структура характеризуется наличием единой цели, акцептованной всеми участниками сети, а в основе их взаимодействия друг с другом лежат исключительно рыночные принципы. При этом, в сети преобладают горизонтальные прямые связи между участниками, исключающие посредничество других участников. Сеть как структурная основа организации логистических систем обладает рядом преимуществ и особенностей, отличающих её от традиционной логистической сети:
• высокая степень гибкости и адаптивности к условиям окружающей деловой среды;
• высокий уровень ответственности всех участников сети;
• открытость и взаимовыгодность сотрудничества в рамках сети;
• существенную роль играют неформальные, небюрократизированные связи между участниками сети;
• высокая степень взаимозависимости участников сети [1];
• все участники сети получают определённые выгоды вне зависимости от масштабов бизнеса и рыночной власти;
• сеть даёт возможность участникам, не преодолевая серьёзных барьеров, выходить на глобальные и виртуальные рынки;
• потребительские рынки, на которые участник сети может выйти, состоя в сети, практически не ограничены ни территориально, ни по отраслевому, ни по какому-либо другому принципу;
• сетевые структуры имеют возможность работать на таких сегментах рынка, как Р2Р (регеопЧо-регеоп), когда взаимодействия предельно индивидуализированы;
• участие в сети позволяет участникам минимизировать объёмы внутренних ресурсов за счёт широких возможностей по использованию внешних ресурсов, которыми располагают другие участники сети;
• ключевым ресурсом, определяющим ценность сети, является капитал взаимоотношений между участниками сети [2, с. 77-94];
• необходимым условием существования и функционирования сети являются развитые информационные технологии, которые в равной степени используются всеми участниками, за счёт чего достигаются информационная интеграция и формирование единого информационного пространства. Сетевая структура взаимодействий обеспечивает участникам логистических систем определённые
преимущества, которые были бы невозможны в рамках традиционных логистических цепей, однако при этом также сопряжена с принципиально новыми видами логистических рисков, идентификация которых является необходимым шагом на пути к их минимизации. Обзор исследований сетевых структур в условиях цифровизации
Построение сетевых структур вместо традиционных логистических цепей стало возможным благодаря развитию информационных технологий и процессам цифровизации, что, в свою очередь, означает формирование единого информационно пространства со множеством разнонаправленных информационных связей и информационных потоков. Переход к цифровой экономике создаёт технологическую основу для эффективного функционирования логистических сетей. Цифровизация всех видов экономической деятельности позволяет повысить эффективность, качество и производительность различных видов производства, технологий, оборудования, операций хранения, продажи, доставки и потребления товаров и услуг [3].
В той или иной степени все современные компании включаются в процессы цифровизации (диджитализации), максимально цифровизируя отдельные бизнес-процессы или их комплексы, что становится возможным благодаря: расширению сфер применения цифровых технологий и постоянному появлению продуктов, позволяющих цифровизировать отдельные функциональные сферы и процессы; снижению стоимости внедрения и эксплуатации цифровых решений; росту доступности и распространённости цифровых устройств, формирующих инфраструктуру цифровой экономики. Среди российских компаний только 9,3% не занимаются цифровой трансформацией и
не имеют сформулированной стратегии цифровизации, в то время как 25,0% находятся в процессе цифровой трансформации и 26,6% нацелены на вхождение в этот процесс в ближайшем будущем (см. рис.).
Постепенная цифровизация деятельности отдельных субъектов приводит к возможности их включения в общее цифровое пространство, повышению интегрированности с другими участниками в рамках так называемых цифровых платформ, которые представляют собой по сути цифровые модели сетей. Цифровая платформа - это система алгоритмизированных взаимодействий значительного числа участников, которая объединяет их в единую информационную среду и позволяет сократить трансакционные издержки. Процесс распространения цифровых платформ получил название платформизации (уберизации). Сегодня можно выделить несколько основных типов платформ, которые позволяют участникам логистических сетей налаживать различные взаимодействия (см. табл.).
Не занимаются
трансформацие
Имеют разработанную стратегию цифровой трансформации 9,4%
Собираются разрабатывать стратегию цифровой трансформации 26,6%
Находятся в процессе цифровой трансформации 25,0%
Изучают и анализируют информацию по
цифровой трансформации 29,7%
Рис. Наличие стратегии цифровой трансформации у российских компаний [4]
Таблица
Классификация цифровых платформ [3]
Класс цифровых платформ Основной функционал, предлагаемый платформой Примеры цифровых платформ
Технологические Предоставляют доступ к ресурсам и технологиям информационных систем Alibaba Cloud. Amazon AWS. Microsoft Azure
Функциональные Предоставляют доступ к специализированным инструментам SAP. 1C. Bitrix
Инфраструктурные Предоставляют доступ к цифровой инфраструктуре Яндекс.Карты
Корпоративные Оптимизируют процессы управления Платформы закупок различных структур, включая государственные: zakupki.gov.ru, X5 GoCargo
Информационные Предоставляют информационный доступ к рынку Avito. Яндекс.Маркет. Price.ru
Маркетплейсы Предоставляют доступ к рынку, обеспечивая возможность взаимодействия участников AliExpress. Tmall. Amazon. E-bay
Отраслевые Оптимизируют взаимодействия участников Smartcat. Профессионалы 4.0
Логистические взаимодействия происходят преимущественно на таких цифровых платформах, как корпоративные, информационные, маркетплейсы и отраслевые платформы. Для таких платформ свойствен специфический состав участников, включающий в себя 5 основных групп:
• оператор платформы, поддерживающий её работоспособность и безопасность, а также занимающийся развитием функциональных возможностей;
• поставщики, предлагающие на платформе свои товары и услуги;
• потребители, являющиеся покупателями товаров и услуг, предлагаемых на платформе;
• сервисные поставщики, разрабатывающие и предлагающие функциональные модули, позволяющие улучшить работу платформы;
• регулятор - орган, который занимается контролем за соблюдением законности взаимодействий, имеющих место на платформе.
Результаты
Использование цифровых платформ для организации сетевых взаимодействий, в том числе применительно к логистическим системам, позволяет добиться ряда преимуществ:
• скорость взаимодействий повышается за счёт алгоритмизированности процессов, что приводит к ускорению бизнес-процессов и процессов взаимодействия между участниками платформы;
• стандартизированность и универсальность взаимодействий также повышается за счёт высокой ал-горитмизированности процессов;
• прозрачность транзакций, имеющих место на платформе;
• широкие возможности анализа транзакций, происходящих на платформе;
• оптимизация управления бизнес-процессами, в состав которых входят транзакции, осуществляемые на платформе, за счёт более совершенной аналитической базы для принятия управленческих решений;
• сокращение издержек на осуществление транзакций на платформе;
• высвобождение дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы более эффективно.
Обсуждение
Несмотря на значительно число преимуществ, которые для организации сетевых взаимодействий в логистических системах приносит участие в цифровых платформах, сетевые взаимодействия, основанные на цифровизации, также сопряжены с принципиально новыми рисками, возникающими в логистических системах:
1) большая информационная открытость участников платформы по отношению друг к другу в сравнении с традиционными взаимодействиями приходит к необходимости обмена конфиденциальной информацией в значительной большей степени, со значительно большей частотой, со значительно большим числом вовлечённых участников, что приводит к необходимости более интенсивной и профессиональной работы по защите конфиденциальной информации;
2) взаимодействия между участниками платформы не всегда обеспечены столь же развитой договорной базой, как в случае заключения коммерческих сделок в традиционном формате, что приводит к необходимости дополнительной работы по обеспечению соответствующего существующему законодательству нормативно-правового регулирования транзакций, осуществляемых на платформе;
3) рост киберпреступности, тесно связанный с развитием цифровых технологий, закономерно проникает и во взаимодействие участников цифровых платформ между собой, в связи с чем проблема обеспечения кибербезопасности становится актуальной для обычных компаний, выступающих участниками платформ, а это означает рост затрат на решение этой проблемы, при этом ранее в бюджетах компании подобная статья затрат вообще не фигурировала, когда речь шла о традиционном двустороннем взаимодействии;
4) ускоренное развитие цифровых технологий и цифровых платформ требуют от компаний поддержания своей цифровой инфраструктуры в актуальном состоянии, что, в свою очередь, также требует дополнительных затрат по этой статье [5, с. 45];
5) работа в новых условиях требует от компаний поиска и найма специалистов, способных и умеющих работать в условиях цифровой экономики: такие специалисты стоят на рынке дороже, их труднее найти, значит возрастают затраты на поиск и оплату специалистов; в конечном итоге, данные за-
траты могут окупиться повышением производительности труда таких специалистов и ростом эффективности компании в результате цифровизации бизнес-процессов в целом.
Заключение
Сетевые взаимодействия участников логистических систем становятся доминирующей организационной моделью в сфере логистики и тесно взаимосвязаны с внедрением и развитием цифровых технологий, включая такую их область, как цифровые платформы. Платформизация логистических сетей позволяет участникам добиться ряда преимуществ, которые оказывают непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности, сокращая трансакционные издержки и, соответственно, логистические затраты.
Однако, одновременно с этим, распространение платформизации приводит к появлению в деятельности участников цифровых платформы принципиально новых логистических рисков, которые имеют обратный эффект и приводят к увеличению затрат, необходимых для их минимизации. Управление принципиально новыми, связанными с цифровыми платформами, логистическими рисками требует от компаний их осознания, идентификации, анализа и разработки мер по минимизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сетевые организации и их структуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hanadeeva.ru/ teoria_organizacia/kyrs_leczi/vopros_4.6/index.html (дата обращения 23.02.2020).
2. Орехова С.В. Промышленные предприятия: электронная VS традиционная бизнес-модель // Terra economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 77-94.
3. Кешелава А.В., Хает И.Л. Предмет цифровой экономики и роль цифровых инструментов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/predmet-cifrovoj-ekonomiki-i-rol-cifrovyx-instru-mentov (дата обращения 23.02.2020).
4. Новожилов К.С., Голубев Д.В., Энтин Н.И. Явление платформизации и анализ архитектуры цифровых платформ // Colloquium-journal. 2019. № 15 (39).
5. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4. С. 38-49.