Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОСТАВКОЙ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОСТАВКОЙ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / METHODS OF MANAGEMENT / ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ / APPROACHES AND PRINCIPLES OF LOGISTICS / ПОСТАВКА НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАВКИ / NON-METALLIC CONSTRUCTION MATERIALS DELIVERY / DELIVERY TECHNOLOGY / ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ / OPERATIONS PERFORMANCE RATIONAL VARIANT / ПРИНЦИП "ТОЧНО В СРОК" / "PRECISELY IN TIME" PRINCIPLE / OPTIMUM VARIANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисин А.А.

В статье рассматривается обоснование использования основных принципов логистики и выбор оптимального варианта технологии поставки нерудных строительных материалов в речном порту с использованием логистического принципа «точно в срок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC APPROACHES TO NON-METALLIC CONSTRUCTION MATERIALS DELIVERY MANAGEMENT IN RIVER PORTS

In this article the explanation of logistics basic principles and the optimum variant of non-metallic construction materials delivery technology in a river port including the logistic principle «precisely in time» are considered.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОСТАВКОЙ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ»

УДК 656.071.35

А.А. Лисин, доцент, кандидат технических наук,

исполнительный директор АНО «Рила»

г. Нижний Новгород, набережная Верхне-Волжская, 8/59

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПОСТАВКОЙ НЕРУДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В РЕЧНЫХ ПОРТАХ

Ключевые слова: методы управления, подходы и принципы логистики, поставка нерудных строительных материалов, оптимальный вариант, рациональный вариант выполнения операций, технология поставки, принцип «точно в срок».

В статье рассматривается обоснование использования основных принципов логистики и выбор оптимального варианта технологии поставки нерудных строительных материалов в речном порту с использованием логистического принципа «точно в срок».

Транспортный комплекс страны является неотъемлемой частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, представляя тем самым собой одну из крупнейших отраслей экономики России. Объем и структура потребностей населения в перевозках зависят от уровня развития и размещения производительных сил, от степени социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов. Важное значение в выполнении основных функций транспорта имеют системы управления его эксплуатационными предприятиями, в частности речными портами, являющимися, как правило, транспортными узлами регионов.

Проблема разработки и использования новых методов управления представляет не только тактическую задачу успешного функционирования транспортных предприятий России, но и задачу адаптации их механизма хозяйствования к современным условиям.

Поставка нерудных строительных материалов (НСМ) - в основном речного песка, ПГС, ОПГС является одним из главных видов работ и ведущих статей доходов речных портов (иногда на 90% от их общего объема).

Речной порт, обеспечивающий местные перевозки НСМ, должен рассматриваться как открытая система в единстве факторов внутренней и внешней среды, с ориентацией его менеджмента на удовлетворение потребителей качеством услуг, быстротой и адекватностью реакции на изменяющиеся условия своей деятельности. Местными перевозками считаются перевозки, которые осуществляются, как правило, в границах деятельности одного транспортного предприятия и региона, где находится порт, и выполняются флотом, приписанным к этому предприятию (порту). Созданные на базе речных портов в настоящее время судоходные компании имеют свои особенности [1] и отличительные признаки.

Актуальным моментом в работе порта, в частности на поставках НСМ, является выполнение основных принципов логистики, таких как: «точно в срок»; «от двери до двери»; «высокое качество выполняемых логистических операций»; «обеспечение оптимального уровня совокупных издержек в логистической системе доставки».

Ведущим принципом логистики, который необходимо выполнять при выполнении всех логистических операций, является оптимизация совокупных издержек при доставке грузов. Реализация этого принципа осуществляется за счет выбора оптимальных вариантов и транспортной составляющей логистической системы (системы доставки). Он предопределяет необходимость проведения обоснований и выбора рациональных вариантов выполнения всех транспортных и сопутствующих им опера-

ций, чтобы конечным результатом были оптимальные затраты по доставке груза. При реализации этой задачи обосновываются оптимальные решения по выбору: оптимального пути следования транспортных средств (маршрута перевозки); оптимального типа судна; оптимальных технологий перегрузочных работ и типов перегрузочной техники, места и срока хранения груза и его запасов и т.д.

Система поставки речного песка в порту представляет, как уже говорилось, одно из основных направлений его деятельности. Она содержит в своём составе около десяти основных звеньев, реализующих соответствующие операции. К основным операциям поставки речного песка относятся: добыча; погрузка в суда; перевозка судами; выгрузка из судов: хранение; погрузка на смежные виды транспорта (как правило, на автомашины); перевозка на склад клиента: выгрузка у клиента. Дополнительными операциями при этом являются - оформление документов, определение массы груза в судне, иногда - обогащение в пункте добычи.

Необходимо отметить, что выполнение первых двух принципов логистики -«точно в срок» и «от двери до двери» иногда вступают в противоречие с остальными принципами логистики на поставках НСМ - «высокое качество выполнения операций» и «минимальные (оптимальные) совокупные издержки на поставке. В состав принципа «качество поставки» входит такой экономический показатель, как «тариф» за поставку единицы продукции, например, за одну тонну речного песка. Обеспечение принципа «от двери до двери» потребует от речного порта дополнительных капитальных затрат на покупку автомашин - самосвалов и, соответственно, увеличит текущие издержки на поставку. Всё это приведёт к увеличению себестоимости поставки и тарифов, что отрицательно скажется на показателе качества в целом. Кроме того, жесткое выполнение первых трёх принципов логистики безусловно даст увеличение совокупных издержек и нарушение четвёртого принципа логистики.

Уменьшение влияния этого противоречия логистических принципов на отдельные операции и систему поставки речного песка в целом можно добиться путём использования не оптимального, а рационального варианта технологии выполнения операций.

Понятие рациональный вариант (а не оптимальный) подразумевает не текущую оптимизацию, а перспективную. Это означает, что на данном этапе пространства и времени выбранный вариант реализации логистических операций поставки НСМ может оказаться не полностью оптимальным. Некоторые его принятые характеристики будут ухудшать уровень конечного результата (критерия суммарных совокупных издержек). Однако через несколько шагов (временных интервалов или логистических операций) эти характеристики получают развитие, которое обеспечит достижение поставленной цели. Конечное значение критерия в перспективе может оказаться не только оптимальным в текущий момент времени, но и перекроет потери, полученные при выборе рационального варианта.

Рассмотрим пример.

Логистическая система (водный транспорт) выполняет операции по доставке грузов - НСМ получателям. Имеется следующий набор параметров:

i - признак логистической операции, i = 1,n ; Sj - издержки, понесенные при выполнении i-й операции; ti - временной интервал, в пределах которого выполняется операция; Spi, Soi - значения издержек соответственно при рациональном (разумном) и оптимальном вариантах выполнения i-й операции.

Тогда перспективная оптимизация будет иметь следующую математическую интерпретацию (модель) - рис. 1.

11 12 1з 1т

0 1 2 3 т

Б

чи

Рис. 1. Графическое представление пространственно-временной модели Где: I - признак операции;

1Ч, 12 - первая, вторая и т.д. логистические операции в системе поставки НСМ. Если: Sp¡ У So¡ и рациональное решение хуже оптимального, тогда экономические потери при выборе этого решения составляют: Д£2 = Sp 2 — £о2.

При этом возможно, что издержки на выполнение третьей операции при рациональном варианте выбора Sp3 будут меньше, чем в расчетном, оптимальном варианте: рациональное решение лучше $р3 ^ $ро3, тогда выигрыш на выполнении третьей

операции составит: 3 = So3 — Sр3, при этом Д£3 > ДО2.

Необходимо учесть, что вариант выполнения третьей операции выбран с учетом результатов выполнения второй операции. Следовательно, общий выигрыш от выполнения двух операций составит:

^2,3 = ^3 — так как Sp2 + ^3 < So2 + So3 .

Оптимизация по времени выполнения логистических операций подразумевает выигрыш в издержках на последовательных интервалах времени их выполнения. Например, для первого временного интервала выполнения второй логистической операции I = 2 будем иметь:

Sp2(0 > ^(О

Потери на этом отрезке времени составят:

ДЯ 2(?1) = 8р 2(?1) — ^ ¿Ц),

где: Sp 2 ), Бо2 ) - издержки при рациональном и оптимальном вариантах выполнения второй логистической операции на интервале времени и.

На втором интервале t2 будем иметь: Sp2(t1) < So2(t2) , следовательно, выигрыш составит: ДS2(t2) = So2(t2) — 2) ; 2(^2) < ДSo2(t1) . Тогда на третьем интервале времени получаем: Sp2(t3) < So2(t3); выигрыш:

ДS 2(tз) = ^3) — 8р 2(tз).

В итоге при выборе рациональных вариантов в данных условиях выполнения второй операции можем получить: ДО2(0 + ДО2(0 > ДО2(^) - что является вполне

приемлемым результатом реализации второй логистической операции и соответствует первому принципу логистики.

Реализация такого пути выполнения логистических операций требует достаточно качественного прогнозирования их параметров. Без этого принять перспективное решение по выбору оптимального (рационального) варианта поставки НСМ невозмож-

но. Решение таких задач оптимизации целесообразно производить методом динамического программирования, который позволяет выбрать оптимальное управление на каждом из последовательных этапов решения, начиная с последнего (движение от частного к общему). Выбрать, таким образом, оптимальное управление на первом этапе (рациональное), метод динамического программирования повторяет оптимизацию, вновь двигаясь уже в прямом направлении (от первого шага к последнему) -рис. 2.

Окончательная оптимизация погрузка перевозка выгрузка доставка

о—о—о—о

tA А А Решение известно ___________Х___________-Т___________Т * (рациональное)

Предварительная оптимизация Рис. 2. Последовательная оптимизация операций

Использование метода динамического программирования для решения поставленной задачи, безусловно, усложняет технологию её реализации, но в конечном итоге обеспечивает получение более эффективного результата при выполнении всех основных принципов логистики. Для потребителей речного песка, в данном случае, наиболее важно выполнение первых двух принципов - «точно в срок» и «от двери до двери». Это связано с возможностью потребителям экономить свои материальные и экономические ресурсы за счёт снижения уровня запасов различных видов. Если предположить, например, что Нижегородский порт будет поставлять 500 тыс. куб. м речного песка на строительство стадиона к чемпионату мира по футболу в 20162017 гг., для заказчика этой работы очень важно получить этот материал без создания складских площадей большой емкости, так как район строительства будет ограничен по территории. Для порта в этом случае важна работа «под заказ», которая должна выполняться в определённые сроки и с установленным объёмом финансирования, что имеет важное значение в зимний период, когда порт добычу речного песка не выполняет.

Концепция принципа «точно в срок» заключается в том, чтобы максимально уменьшить запасы материалов в производстве (строительстве стадиона) [2]. Основной задачей при этом является оптимальная организация движения материальных потоков, которые должны поступать в нужном количестве, в нужное место и к точно запланированному времени (сроку). При наличии такой логистической системы страховые запасы оказываются не нужны. Как определяет В.И. Сергеев [3], принцип формулируется следующим образом: «Точно в срок - это современная концепция построения логистических систем, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и выпуска готовой продукции и компонентов незавершенного производства, в необходимых количествах к тому времени, когда соответствующее звено логистической системы в них нуждается, с целью минимизации издержек, связанных с запасами». Понятие «запасы» здесь рассматриваются как с точки зрения производства (запасы ресурсов и оборудования на выпуск продукции и предоставление услуг).

Внедрение и распространение концепции «точно в срок» в мировой экономике привело к изменению традиционного подхода к управлению запасами, формируемыми на всех уровнях. Отличительными особенностями этой системы от традиционных логистических систем являются следующие:

- минимальный уровень формируемых запасов ресурсов, товаров и готовой продукции;

- сокращенные циклы выполнения логистических операций;

- оптимальные объемы производства готовой продукции, поставок сырья и материалов;

- устоявшиеся взаимосвязи с надежными логистическими партнерами по поставке ресурсов и доставке готовой продукции;

- эффективная информационная поддержка логистических систем, работающих по принципу «точно в срок»;

- высокое качество готовой продукции и услуг, предоставляемых системой. Факторы, обеспечивающие работу логистической системы на поставке речного

песка по принципу «точно в срок - ТВС» показаны на рис. 3.

Рис. 3. Основные элементы и факторы логистической системы на поставке речного песка, работающей на принципе «Точно в срок»

В рассматриваемой логистической системе, занимающейся поставками НСМ и работающей на принципе «точно в срок», имеются два основных направления деятельности:

- формирование поставок ресурсов для выполнения производственной программы (снабжение, создание запасов);

- выполнение производственных функций по выпуску готовой продукции с высоким качеством.

В этой логистической системе оперативные и текущие запасы НСМ создаются у заказчика - строителей стадиона, а стратегические запасы на зимний период создаются в речном порту, где имеются соответствующие складские емкости. В этом случае речной порт имеет возможность выполнить и логистический принцип «от двери до двери» за счет использования имеющихся в его распоряжении автомобилей - самосвалов.

Список литературы:

[1] Зюзин В.Л. Организационно-экономические аспекты повышения эффективности управления транспортным комплексом региона: Монография. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2010.

[2] Транспортная логистика. Под общей ред. Л.Б. Миротина. - М., 2003.

[3] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. - М., 2001.

[4] Социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа. Статистический сборник. - Н. Новгород, 2014.

LOGISTIC APPROACHES TO NON-METALLIC CONSTRUCTION MATERIALS DELIVERY MANAGEMENT

IN RIVER PORTS

A.A. Lisin

Keywords: methods of management, approaches and principles of logistics, non-metallic construction materials delivery, optimum variant, operations performance rational variant, delivery technology, «precisely in time» principle .

In this article the explanation of logistics basic principles and the optimum variant of non-metallic construction materials delivery technology in a river port including the logistic principle «precisely in time» are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.