МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Логистические компании мира и их влияние на мировую политику
А.С. Бурнасов
В статье рассматриваются история и современные факторы, обеспечивающие успешность логистических компаний. Особо рассмотрены вопросы ихучастия в современной системе международных отношений и мировой политике. Приводятся основные тенденции, сформировавшие международные логистические компании, изучены ключевые факторы их влияния на участников международных отношений. Дана оценка взаимодействию государства и логистических компаний.
Процессы, инициированные глобализацией, способствовали изменению позиций старых акторов международных отношений, а также формированию новых. Рожденные в условиях конкурентной борьбы между предприятиями промышленности за рынки национальных государств, логистические компании стали весомым негосударственным актором международных отношений. Их услугами пользуются практически все жители мира. Их названия знакомы каждому: TNT, UPS, DHL, FM-Logistic, Kuehne & Nagel, Schenker, STS Logistics и др. На основе успехов от их деятельности рассчитываются индексы глобализации. Например, индекс доступности логистических услуг (Logistics Performance Index)1, где первые места занимают Сингапур, Финляндия и Нидерланды, а Россия -лишь на 95-м месте.
Понять, кем являются логистические компании, невозможно без понимания логистики как вида экономической деятельности. Совет логистического менеджмента США (CLM), один из ведущих международных институтов, занима-
ющихся разработкой и формулированием терминологии в логистике, дает такое определение этому виду деятельности: «Логистика - процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей2.
Логистическая компания - это организация, способная решать задачи логистической направленности для своих клиентов: от выполнения отдельных операций в сфере логистики до предоставления комплексных услуг и интегрированного управления логистическими цепочками клиента. Фактически логистические компании работают на рынке аутсорсинга. Основными клиентами являются коммерческие предприятия различных форм собственности и размеров. Среди преимуществ услуг логистических операторов можно отметить следующие:
Бурнасов Александр Сергеевич - доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Соглашение № 8813 от 15 ноября 2012 г.).
- во-первых, значительная экономия времени при создании и трансформации логистической системы предприятия. Компания-покупатель логистических услуг может сконцентрироваться на своей ключевой компетенции, например производстве или обслуживании потребителя;
- во-вторых, разделение ответственности за управление товарными, информационными и финансовыми потоками. Компания-покупатель в условиях мировой экономики часто не имеет средств и иных возможностей качественно организовать отдельные этапы логистической цепочки обслуживания конечного потребителя самостоятельно. Логистические компании могут выполнить эту задачу с требуемым уровнем качества;
- в-третьих оперативная и оптимальная настройка логистической системы. В условиях изменяющегося спроса у производителя возникают сложности при изменении отдельных элементов логистической системы, например при снижении объемов хранения продукции, сокращения количества используемого автотранспорта. С этими задачами логистической компании справиться гораздо проще, грамотно перераспределяя инфраструктуру между несколькими клиентами;
- и, наконец, в-четвертых, это передача непрофильных функций профессионалам. Логистические компании не стремятся выполнять все операции самостоятельно. Они управляют цепочками профессионалов в узких сферах деятельности, используя опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применяя их ноу-хау и специфические технологии, в результате получая высокое качество и низкую себестоимость.
Услугами логистических операторов являются перевозки различными видами транспорта, хранение товаров на складах, управление логистической инфраструктурой, таможенное оформление товаров, комплексное управление логистической системой предприятий, управление внешним документооборотом компаний, экспресс-доставка, почтовые услуги, финансовый контроль сделок, инкассация, охрана товара и многое другое.
Ключевыми задачами логистических компаний являются увеличение оборота, сокращение издержек при улучшении организации и контроля логистической системы, оптимизация бизнес-процессов, операций и функций в целях сокращения затрат, учет и контроль товаров в цепи поставок. В настоящее время логистические компании в цепочке поставок товаров занимают промежуточную позицию между производителем и рынком, а также между сырьем и производителем. Логистические компании напрямую влияют на стоимость конечного товара. Чем выше конкуренция между логистическими компаниями на локальном рынке, тем ниже стоимость их услуг. Международные логистические компании фактически получают процент от прибыли и напрямую заинтересованы в увеличении товарооборота.
Логистические компании являются одним из видов ТНК. Их развитие в международном плане напрямую связано с процессом глобализации.
Отметим несколько причин, которые привели к появлению и развитию логистических компаний. Первой причиной стал глобальный рост в 70-х гг. XX в. стоимости топлива и последующий рост стоимости транспортных услуг. Перевозки товаров на автомобилях с большим объемом потребления топлива приводили к значительному росту цен. В тот период времени малотоннажные автомобили городской дистрибуции потребляли 30-40 литров на 100 км против 7-15 литров в настоящее время. Мгновенно изменить объем потребления топлива нескольких тысяч автомобилей было невозможно. Практически единственным разумным выходом стал пересмотр стратегий транспортных компаний и разработка более рациональных маршрутов движения транспорта.
Второй причиной послужило достижение высокой эффективности производств. На производстве во многом были устранены недостатки конвейерной сборки. На 1980-1990-е гг. приходится закрытие производственных подразделений и цехов, прежде занимавшихся устранением недостатков сборки конвейера. Как следствие, эффективность производства достигла максимума. В это же время системы снабжения предприятия ресурсами и распределения товаров характеризовались значительным числом издержек.
Третьей составляющей стало изменение пропорций хранения продукции у участников рынка. Если в прежней пропорции хранения готового к продаже товара доля розничных торговцев составляла 50 и 50% у оптовиков и производителей, то в конце XX в. у розничных торговцев находилось лишь 10% товаров и 90% - у производителей и оптовиков. В результате возросла роль транспортных компаний в качестве обслуживания потребителя. От своевременности поставок стало зависеть наличие товара на полках магазинов.
Четвертой причиной стало значительное расширение ассортимента предлагаемых товаров. Производитель был вынужден не только предлагать разные варианты товара для различных целевых групп, но и специализировать номенклатурные линейки по международным рынкам сбыта продукции. В итоге номенклатурный ряд большого количества производственных предприятий перевалил за тысячу.
Пятой причиной появления международных логистический компаний стало развитие информационных технологий и телекоммуникаций. Появилась возможность собирать, хранить и анализировать большие массивы данных о товаре, потребителях, поставщиках, параметрах логистической системы в целом. Благодаря компьютерам появилась возможность систематически изучать качество логистического сервиса и определять уровень логистического обслуживания. Логистическая деятельность стала прозрачной. Создаются системы контроля вплоть до каждой конкретной операции, выполняемой отдельным грузчиком.
Шестой причиной стало влияние глобальных проблем. Одной из ключевых проблем, оказавших значительное влияние на логистику, стала пробле-
ма защиты окружающей среды. Широкое использование больших объемов упаковочных материалов потребовало создания системы возврата и эффективной переработки отходов. Седьмой причиной, способствовавшей развитию логистики было создание международных розничных сетей с очень сложными логистическими системами, например Ша1-МаЛ3.
Логистические компании не относятся к числу традиционных акторов международных отношений. Тем не менее, оформившись фактически только в конце XX в., они оказывают существенное влияние на международные отношения. Обозначим ключевые факторы влияния на участников международных отношений:
- первым из них можно назвать стоимость конечных товаров. Устанавливая наценку за доставку и переработку товара, логистические компании определяют его конечную цену и саму возможность поставок. В случае высокого уровня конкуренции среди логистических компаний или наличия товаров-заменителей подобное влияние в значительной степени ограничивается. Однако не все рынки мира могут характеризоваться свободой конкуренции. Так, например, логистическая компания ОАО «Газпром», занимающаяся поставками газа в Европу, контролирует значительную часть рынка. Влияние этой компании настолько сильно, что некоторые исследователи называют эту компанию вторым, после ядерного, геополитическим оружием России в Европе;
- второй фактор влияния связан с инвестиционной составляющей логистических систем. Невозможно доставлять товар без создания логистической, транспортной и складской инфраструктуры. Создание транспортного узла и строительство дорог к нему приводит к созданию значительного числа рабочих мест в сфере логистики, приводит иностранные инвестиции в труднодоступные регионы мира. Конкурентоспособность современного Китая - это не только дешевое производство, но низкая себестоимость морской доставки. Большинство экспортных производств Китая тяготеет именно к приморской зоне. Без американских и европейских морских компаний достичь китайских результатов было практически невозможно. Даже в Россию значительная часть товаров из Китая поступает морским путем через Сингапур, Суэцкий канал, европейское побережье и порты прибалтийских стран, Санкт-Петербург. Стоимость доставки в два раза ниже, чем по Транссибирской железнодорожной магистрали. В этой связи Россия находится в зависимости не только от производителей Китая, но и иностранных логистических компаний, доставляющих товары в страну;
- третий фактор связан с долговременным характером взаимоотношений в логистической цепи. Эти сроки могут варьироваться от 3 до 10 лет. Более длительные сроки отношений связаны с удешевлением администрирования и, как следствие, снижением цены товара. Разрабатывая собственную стратегию деятельности, логистические компании определяют конкурентоспособность отдельных
стран. От их планов во многом зависят показатели товарооборота страны, рост ВВП. Логистические компании определяют перспективность рынков, наличие товаров в той или иной стране или регионе страны, качество жизни жителей стран мира;
- четвертый фактор характеризуется разрушением традиционных границ государств. Заинтересованность в поставках товаров государств разрушает прежние запреты и формирует условия свободного перемещения товаров. Например, ассоциации логистических компаний выдают сопроводительные документы на товар, который может следовать без досмотра через территорию государства. Ассоциация международных автоперевозчиков выдает разрешения на перевозку груза и оформляет книжку МДП на груз. Товар с этими документами может быть проверен только на таможенных складах отправки и доставки, перевезен через всю Европу и ни разу не досмотрен. Другой пример связан с интернет-торговлей. Российские граждане могут ежемесячно закупать товары в зарубежных магазинах на сумму не более 1000 евро и не уплачивать таможенные пошлины. В итоге, например, экономия только на таможенных пошлинах составляет до 40%, и цена товара становится крайне привлекательной. Третий пример связан с содержательным аспектом межрегионального сотрудничества регионов. Фактор низкой стоимости товаров может приводить к поездкам за товарами на территорию другого государства. Например, финские супермаркеты создали с помощью логистических компаний режим наибольшего благоприятствования для покупателей из России (г. Санкт-Петербург). В итоге добраться до финского супермаркета по хорошим дорогам можно быстрее, чем по городским пробкам. Стоимость товаров ниже за счет отсутствия НДС и более льготных условий продажи иностранным гражданам. Логистические компании помогают обходить национальные законы и увеличивать продажи отдельных видов товаров. В той же Финляндии запрещен вывоз необработанной рыбы. Местные логистические компании-партнеры супермаркетов ее слегка солят, и в таком виде она продается российскому потребителю. Понимая выгоды от такой торговли, логистические компании и ритейлеры организовали возможность покупки в магазинах Финляндии за российскую валюту. В настоящее время развернулась дискуссия об изменении второго официального языка в прироссийских регионах со шведского на русский;
- пятый фактор формирует процессы кооперации, формирования союзов и различных объединений. Иностранные логистические компании на правах равных входят в национальные ассоциации и могут являться инициаторами изменений в законодательстве. Так, с принятием в РФ Закона об иностранных агентах под его действие попал даже Союз российских промышленников и предпринимателей, членами которого являлись иностранные логистические компании. В США при обсуждении в Конгрессе
отмены поправки Джейсона-Вэника принимали активное участие лоббисты американских логистических компаний;
- шестой фактор связан с ростом ценности услуг логистических компаний для потребителей при снижении цен, доступности в родном городе широкой номенклатуры товаров со всего мира. Сегодня практически все автомобили на территории России изготавливаются с использованием иностранных комплектующих. Создание современного сборочного производства в другой стране невозможно без логистической компании. Логистические компании определяют, из каких компонентов нужно изготавливать конечный автомобиль и как доставить эти комплектующие с минимальной ценой. Высокая концентрация сборочных производств в одном регионе может стать системообразующим и поддерживающим фактором экономически слабого региона. Например, сборочные производства Калужской области обслуживают такие логистические компании, как Gefco, Schenker, Rhenus, Fesco, Vehnet, BSH Logistics, Таском, РЖД, РейлТрансАвто и др.4;
- седьмой фактор связан с ростом компетентности логистических компаний и смещением от владения активами к владению информацией. Детальное знание конкретного рынка и конкретного потребителя усиливает позиции логистических компаний. Компании в оперативном режиме отслеживают динамику рынков на основе статистик продаж, имеют собственную внутреннюю статистику за все время взаимодействия с рынком. Все эти факторы неизбежно влияют на стоимость услуг компаний. На основе стоимости перевозок формируются международные финансовые индикаторы, характеризующие состояние глобального рынка и позволяют прогнозировать кризисные явления. Например, Baltic Dry Index(BDI)5 ежедневно рассчитывается Балтийской биржей. Индекс отражает стоимость перевозок сухого груза (уголь, руда, зерно и т.п.) морем по двадцати основным торговым маршрутам и охватывает перевозки, производимые сухогрузами классов Handymax, Panamax и Capesize.
Индекс является одним из самых объективных индикаторов экономической активности, поскольку измеряет спрос на сырье в реальном времени, в то время как другие экономические показатели, например данные по потребительским расходам или индекс потребительских цен, рассматривают то, что уже произошло. Поскольку сухие грузы -это преимущественно то, что служит для создания промежуточной или готовой продукции (например, бетона, электричества или стали), индекс BDI также рассматривается как эффективный индикатор будущего экономического роста и производства. В отличие от рынка акций и рынка сырья, BDI полностью лишен спекулятивных игроков. Когда BDI растет, только владельцы судов, перевозящих грузы, получают дополнительную прибыль, в то время как владельцы груза увеличивают свои издержки на транспортировку, вследствие чего, для покрытия этих издержек, поднимают цену на
продукцию, изготовленную из этого сырья. Когда индекс снижается, выигрывают и производители, и потребители, потому что снижаются издержки, а следовательно, и цены для конечного потребителя. Однако существует обратная сторона: долгое и сильное снижение BDI означает, что спрос на перевозки сырья падает, что свидетельствует о сокращении производства в целом6. Логистические компании, обладая уникальной информацией и являясь посредником, могут ключевым образом оказывать влияние на международные общественные процессы.
Существенно влияя на экономику, логистические компании постепенно увеличивают свое влияние на государство. В современных условиях без дополнительных поставок город с миллионом жителей израсходует значительную часть продовольственных товаров, хранящихся на складах розничных и оптовых компаний, за две-три недели. В неурожайный год без иностранных поставок стоимость сельскохозяйственных товаров вырастает в разы. К схожим проблемам приводит активная покупка и последующий экспорт товаров логистическими компаниями в иностранные государства. В этих условиях национальное правительство будет вынуждено вводить «ручное» управление экономикой. Логистические компании напрямую влияют на безопасность городов, регионов и государств.
Стоит отметить важную часть сотрудничества государства и логистических компаний в виде частно-государственного партнерства. Наиболее яркими примерами сотрудничества в последнее время являются проекты строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, автомобильных дорог с национальным и международным статусом, строительство и модернизация аэропортов, морских и речных портов, строительство инфраструктуры для добычи и транспортировки сырья. В России уже реализованы два проекта строительства платных дорог: Западный скоростной диаметр (г. Санкт-Петербург), участок трассы «Дон».
Российские логистические компании с государственным участием (ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть» и др.) формируют из своих налоговых и таможенных отчислений бюджет Российской Федерации, а также таких регионов-доноров, как Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, яНАО. Основная доля доходов формируется за счет логистических услуг - транспортировки и хранения сырья, при этом доля производства и переработки крайне мала в России. В то же время значительные отчисления за транспортировку сырья поступают в бюджеты Украины, Белоруссии, Польши и др. Значительное влияния на экономику отдельных стран было продемонстрировано в период так называемого «газового конфликта» с Украиной. Экономика отдельных стран мира базируется на доходах от логистической инфраструктуры, например Египта (Суэцкий канал), Панамы (Панамский канал). Ежегодные отчисления от доходов канала регламентируются Конституцией Панамы и Законом об управлении Панамским каналом7.
Логистические компании активно сотрудничают с другими негосударственными акторами, прежде всего в сфере экономики: банками, кредитными организациями, страховыми компаниями. Компании становятся участниками крупных интеграционных объединений с целью создания логистических цепочек. Происходит обмен уставным капиталом. Особой сферой сотрудничества является кооперация в рамках МТК. При организации международной транспортировки товаров логистические компании сотрудничают:
- с банками, оформляя паспорта внешнеэкономических сделок;
- со страховыми компаниями, страхуя груз на всем пути следования от различных рисков;
- с другими логистическими компаниями, формируя условия для мультимодальных и интермодальных перевозок;
- с международными неправительственными организациями в целях унификации стандартов работы и ослабления законодательной регламентации международной перевозки.
Таким образом, влияние логистический компаний на международные отношения будет только возрастать. Активно формируя и изменяя международные экономические отношения, логистические компании предопределяют внешнюю и внутреннюю политику городов, регионов и государств. Их влияние во многом зависит от развития и уровня конкуренции на конкретном рынке. Их влияние на международные отношения возрастает во многом за счет монополии на отдельных рынках.
Burnasov A.S. Logistic Companies and their Influence on World Politics.
Summary: In article the history and the modern factors providing success of the logistic companies is considered. Questions of their participation in modern system of the international relations and world politics are especially considered. The main tendencies which have created the international logistic companies are given, key factors of their influence on participants of the international relations are studied. The assessment is given to interaction of the state and the logistic companies.
------------- Ключевые слова ------------------------------------------ Keywords -----
Логистика, логистическая компания, ТНК. Logistics, Logistic Service Provider, Multinational
corporation.
Примечания
1. Logistics Performance Index URL: http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070-13366S4966193/LPI_2012_rankings.pdf
2. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. М.: Эксмо, 200З. С. 27.
3. История Wal-Mart. URL: http://corporate.walmart.com/our-story/heritage
4. Кластерная политика Калужской области URL: http://forum.economy.samregion.ru/sites/default/files/materials/Shereikin_kaluzhskaya_ oblast.pdf
5. Baltic Dry Index Url: http://www.bloomberg.com/quote/BDIY:IND
6. Baltic Dry Index URL: http://stockinfocus.ru/2012/07/29/chto-takoe-baltic-dry-index/
7. Панамский канал URL: http://panama.ru/content/news/index.php?news=4730