Научная статья на тему 'Логистические функции упаковки'

Логистические функции упаковки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1518
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УПАКОВКИ / СТОИМОСТЬ ТАРЫ / УТИЛИЗАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ УПАКОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харлампенков Евгений Иванович, Котова Наталья Ивановна

В статье рассмотрены логистические функции упаковки, определены факторы, влияющие на выбор упаковки и определяющие затратоёмкость логистических процессов. Предложен метод оценки эффективности упаковки на основе расчета её потенциала, представляющего собой комплексный показатель, учитывающий влияние ряда факторов на выбор упаковки службой логистики компании. Сделанные в результате работы рекомендации позволят логистикам компании выбирать упаковку, позволяющую снизить затраты при транспортировании и хранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харлампенков Евгений Иванович, Котова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic Functions of Packaging

In article logistic functions of packing are considered, the factors influencing a choice of packing and defining a costs of logistic processes. The method of an assessment of efficiency of packing on the basis of calculation of its potential representing a complex indicator, considering influence of a number of factors on a choice of packing by service of logistics of the company is offered. The recommendations made as a result of work will allow logisticians to the company to choose the packing, allowing to lower expenses at transportation and storage.

Текст научной работы на тему «Логистические функции упаковки»



УДК 621.798.1:164.01

Логистические функции упаковки

Е.И. Харлампенков, канд. техн. наук, доцент, Н.И. Котова, канд. техн. наук, доцент Кемеровский институт Российского государственного торгово-экономического университета

Организация управления материальными потоками, основанная на снижении затрат, - основная задача логистики. Перемещая потоки от источника их генерации до места потребления, логистика решает массу задач, реализуя комплекс ключевых и поддерживающих функций. Как показывает практика, при их реализации приходится решать задачу выбора упаковки, которая влияет на величину логистических издержек, включающих как собственно затраты на упаковочный материал, так и затраты на упаковывание товаров с учетом возможности механизации и автоматизации данного процесса.

С точки зрения логистики упаковка выполняет ряд функций (защитную, информационную, манипуляцион-ную, складскую и транспортную), существенно влияющих на затратоем-кость логистических процессов.

В последнее время все более важной функцией упаковки становится утилизационная, которая, к сожалению, разнесена во времени и пространстве между производителями упаковки и организациями, проводящими ее утилизацию. Исходя из данного условия, в последнее время активно разрабатываются и внедряются в производство материалы с коротким периодом полураспада, в процессе которых используются отходы сельскохозяйственного производства, включающие кукурузную, картофельную и свекольную ботву.

Габаритные характеристики упаковки в логистике определяются базовым модулем, представляющим прямоугольник с размерами 600400 мм, на основе которого выпускается тара. Исходя из базового модуля, логисты предприятия для удобства процесса отгрузок форми-

огистика

1шленн°сти

руют логистические схемы размещения тары в кузове транспортных средств. Пример логистических схем, разработанных авторами, представлен в таблице и на рис. 1 и 2.

Важными показателями для тары служит масса груза, укладываемого в нее, и соотношение массы тары и массы груза. Учет данного параметра важен при укладке груза и соблюдении грузовой высоты, а также при определении затрат по перевозке, так как расчет стоимости перевозки производится по массе груза «брутто», затем затраты пересчитываются на стоимость товара по массе «нетто».

Стоимость тары - существенный показатель, учитываемый в логистике. Количество возвратной тары, с учетом отдаленности производителей или поставщиков, резко уменьшается, хотя большинство предприятий розничной и оптовой торговли заинтересованы вопросом возврата тары, так как процессы ее утилизации являются «болезненными» процессами для предприятий.

Ключевые характеристики тары и упаковки - ее прочностные свойства, которые во многом определяются условиями хранения.

Исходя из данных положений, можно предположить, что логист компании должен оценивать упаковку по потенциалу упаковки, пред-

PACKAGING AND LOGISTICS FOR FOOD PROCESSING INDUSTRY

Технико-экономические (логистические) показатели автомобилей

Модель Технические характеристики

Грузоподъемность, кг Размеры кузова, мм Количество базовых модулей, шт. Количество поддонов, шт.

FAW 1051 3000 4200x2100x500 35 6

ЗИЛ-5301 3000 3600x2260x500 30 6

DFA1045 3000 4150x1990x450 30 6 6

DFA 1062 Foton BJ 1049 5000 3000 5150x1930x550 4150x1990x500 48 30 6 6

Foton BJ 1069 6000 6300x2100x2300 50 8 8

IVECO Daily 50C15V TATA-613 3150 4200 4600x1830x2100 5150x2400x500 33 48 6 8

Isuzu NQR 71 5000 6200x2200x500 50 10 10 10

АМУР-4346 5000 5200x2200x2300 40 9

КАМАЗ-4308 5500 6050x2400x516 60 4 10

МАЗ-437040 5000 6050x2400x516 60 10

Рис. 1. Схема расположения поддонов в кузове автомобиля-фургона ЗИЛ-43362

Рис. 2. Схемы размещения базовых модулей в кузове ГАЗ-3302

ставляющему собой комплексный показатель, определяющий ее выбор. Потенциал тары (упаковки) представим в виде уравнения, предложенного авторами работы:

0, 02-0,04, для деревянной - 0,14х-0,16 и металлической - 0,089х-0,094 [1].

Относительная стоимость тары и упаковки определяется как

Е = к£ + к/Ц + к3П + к О + к5Ут, (1) Ц = Цт/( Ц No(

где к, к2, к3, к4, к5 - коэффициенты значимости показателей, определяемые логистом компании самостоятельно (при этом стоит учитывать, что Хк = 1); В- относительная масса тары (упаковки); Ц- относительная стоимость тары, Ц = Цт/Цг, при этом Цт- стоимость тары, Цг- стоимость груза, уложенного в тару, принимается по данным предприятия; П -прочность тары, определяется нагрузкой, которую способна выдерживать тара в статике, Н или кН; О -оборачиваемость тары, определяется количеством оборотов, выдерживаемых тарой до утилизации или списывания; Ут- утилизационная способность тары, определяемая материалом, из которого она изготовлена.

Можно предположить, что чем больше численное значение величины потенциала, тем более эффективна упаковка, используемая в логистических операциях.

Относительную массу тары и упаковки определим как

В = мт/мг,

где мт - масса тары; мг- масса груза, укладываемого в тару и (или) упаковку.

Практически данный показатель для упаковки из гофрокартона равен

где Nоб- количество оборотов за срок службы. Для упаковки из гофрокартона данная величина обычно равна 1, для пластиковой, деревянной и металлической она рассчитывается с учетом реальной оборачиваемости на предприятии или возвратности, если условия многообо-рачиваемости соблюдаются, то средняя величина составляет от 10 до 50 оборотов. В среднем считается, что стоимость упаковки может составлять до 10 % стоимости товара, хотя при использовании эксклюзивной упаковки ее стоимость доходит до 40 %. Удешевление упаковки - важнейшая задача для производителей и торговых посредников [2].

Прочность тары определяется с учетом статической или динамической нагрузки, испытываемой тарой в процессах хранения и перевозки. Статическая нагрузка (кН) определяется по формуле [1]:

pn=Qg

(H-h) h

ющий срок хранения груза в сутках, до 30 сут данный коэффициент принимается равным 1,6, до 100 сут-1,8.

Величина статической нагрузки, например, для упаковки, изготовленной из полиэтилена высокой плотности, составляет 1,4Ч06 Н или 1,4Ч03 кН.

В процессе транспортирования на упаковку, помимо статической, оказывают влияние динамические нагрузки, возникающие под воздействием ускорений из-за неравномерного движения, с изменяемым вектором направления транспортного средства. В векторном виде динамическую нагрузку можно представить как

где

■ р вектора сил, действующих

где О - масса брутто единицы тары, т; д- ускорение свободного падения, 9,81 м/с2; Н- высота штабелирования или высота паллеты, м; Ь- высота единицы тары, м; к - коэффициент запаса, учитыва-

на упаковку в процессе транспортировки и создающие динамические нагрузки; п - направления векторов сил, создающих динамические нагрузки, п=3, так как в процессе транспортировки на груз воздействуют вертикальные, продольные и поперечные нагрузки.

Вертикальная нагрузка (Н) определяется как [1]

F = а О (п - 1),

в в ^ в '

где ав - ускорение, действующее в вертикальном направлении, ав = =1,5 д; О - масса брутто единицы та-

УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА ДЛЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ТЕМА НОМЕРА

ры, кг; лв- количество грузовых единиц в вертикальной плоскости, шт.

Поперечную динамическую нагрузку (Н) запишем в виде [1]:

F = a Q (n - 1),

пдн пдн ^ пдн 11

где а

м п

ускорение, действующее

в поперечном направлении, а =

1 1 ' пдн

= 2,5д; ппдн- количество грузовых единиц в поперечной плоскости, шт.

Продольная динамическая нагрузка рассчитывается [1]:

F = a Q (n - 1),

пр пр ^ пр '

где апр - ускорение, действующее в продольном направлении, апр = = 0,7д; ппр- количество грузовых единиц в продольной плоскости, шт.

В отличие от статической нагрузки в динамике действуют большие величины нагрузок, что заставляет увеличивать ее прочностные характеристики, обеспечивающих сохранность грузов при перевозке.

Использование полипропелено-вых или полиэфирных обвязочных лент повышает сохранность груза при хранении и транспортировке и увеличивает потенциал тары, используемой в логистической цепи.

Оборачиваемость тары напрямую влияет на ее потенциал. В последнее время процессы, связанные с оборачиваемостью тары, претерпели существенные изменения. Это связано не только с материалом, из которого изготовлена упаковка, но и удаленностью поставщиков, сопоставимостью стоимости упаковки и стоимости ее перевозки.

Снижение коэффициента оборачиваемости упаковки становится «краеугольным камнем» для многих

предприятий торговли. Это связано, в первую очередь, с ее возвратом оптовым предприятиям или с утилизацией упаковки. Тара и упаковка, в которых поступает продукция местных товаропроизводителей, является, как правило, многооборотной.

Во-первых, в данном случае обеспечивается многократность поставок, и возврат тары не представляет сложную задачу, во-вторых, соотношение стоимости тары и ее транспортирования достаточно приемлемо, в-третьих, снижается стоимость тары на 1 руб. поставляемой продукции.

Исходя из существующего положения вещей, логист компании должен, на основе практики работы компании, определить оборачиваемость тары. В некоторых ситуациях, особенно в сетевых компаниях, с учетом наличия фасовочного участка в оптово-распределительном центре, тара, первично используемая при поставке товаров «внешнего» поставщика, может применяться для поставки товаров, производимых под брендом «собственная торговая марка», внутри сети. Апеллируя к уравнению потенциала тары (1), в данном случае можно принять значения «1», если тара однооборотная, и «2», если п , > 1.

' оборотов

Достаточно важным представляется последняя составляющая уравнения потенциала тары и упаковки -утилизационная функция. Функция утилизации тары и упаковки достаточно часто не является прерогативой службы логистики на предприятии, поэтому для данного показателя можно принять следующие значения: Ут = 1 - тара (упаковка) утилизируется на полигоне ТБО (твердых

бытовых отходов); У = 2- вывозится на мусороперерабатывающий завод; Ут = 3 -передается специализированным компаниям, где проходит цикл переработки и регенерируется.

Авторами были проведены исследования по определению потенциала тары и упаковки и выбору направлений по снижению логистических затрат в одном из торговых предприятий Кузбасса, их результаты позволили предварительно рекомендовать следующие значения: к, = =0,23; к2 = 0,28; к3 = 0,24; к4 = 0,14; к5 = 0,11. Системный подход к операциям упаковки в логистической системе направлен на значительную экономию бюджета службы логистики компании.

Однако в настоящее время найдется немного фирм, подходящих к этой проблеме интегрировано. Любая модель централизованного логистического планирования, предназначенная для контроля за общими издержками процесса распределения (сбыта), должна учитывать все виды издержек в их соотношении с уровнем сервиса поставок, включая и те, что создаются операциями, связанными с упаковкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козырев, В.К. Грузоведение. Учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп./В.К. Козырев. - М.: Феникс, 2005. - 358 с.

2. Тара, упаковка, транспортирование грузов: справочное пособие/ под ред. С. И. Мешкова. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 150 с.

3. Акимов, В.М. Упаковка грузов: Справочник/В.М..Акимов, Н.Н. Андронова, Н.М. Гаврюшин. - М.: Транспорт, 1992. - 379 с.

Логистические функции упаковки Ключевые слова

логистические функции упаковки; стоимость тары; утилизационная способность упаковки.

Реферат

В статье рассмотрены логистические функции упаковки, определены факторы, влияющие на выбор упаковки и определяющие затратоёмкость логистических процессов. Предложен метод оценки эффективности упаковки на основе расчета её потенциала, представляющего собой комплексный показатель, учитывающий влияние ряда факторов на выбор упаковки службой логистики компании. Сделанные в результате работы рекомендации позволят логистикам компании выбирать упаковку, позволяющую снизить затраты при транспортировании и хранении.

Авторы

Харлампенков Евгений Иванович, канд. техн. наук, доцент, Котова Наталья Ивановна, канд. техн. наук, доцент, Кемеровский институт Российского государственного торгово-экономического университета, 650092, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 39, [email protected]

Logistic Functions of Packaging Key words

logistic functions of packing; container cost; utilization ability of packing.

Abstracts

In article logistic functions of packing are considered, the factors influencing a choice of packing and defining a costs of logistic processes. The method of an assessment of efficiency of packing on the basis of calculation of its potential representing a complex indicator, considering influence of a number of factors on a choice of packing by service of logistics of the company is offered. The recommendations made as a result of work will allow logisticians to the company to choose the packing, allowing to lower expenses at transportation and storage.

Authors

Kharlampenkov Evgeniy Ivanovich, Candidate of Technical Science, Kotova Natalya Ivanovna, Candidate of Technical Science, Docent, Kemerovo Institute of Russian State Trade and Economic University 39, Kuznetskiy Pr., Kemerovo, 650092, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.