Научная статья на тему 'Логистические системы товародвижения: экологические аспекты развития'

Логистические системы товародвижения: экологические аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / LOGISTICS / MERCHANDISING / LOGISTIC DISTRIBUTION SYSTEM / ECOLOGY / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтодиева Т.Е.

В статье определена объективная необходимость экологизации деятельности логистических систем товародвижения. Исследуются концептуальные и практические аспекты применения экологических технологий структурными элементами системы товародвижения в целях повышения эффективности функционирования в условиях нестабильности рыночной среды. Выявлены составляющие развития логистических систем товародвижения. Рассматриваются применяемые экологические технологий в зависимости от направленности воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article defines the objective necessity of ecologization of activity of logistics systems and supply chain management. Explores the conceptual and practical aspects of environmental technology structural elements of distribution system in order to enhance the functioning in conditions of instability of market environment. Identified components for development of logistics systems and supply chain management. Deals with applied environmental technologies, depending on direction of impact on environment.

Текст научной работы на тему «Логистические системы товародвижения: экологические аспекты развития»

Т. Е. Евтодиева

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье определена объективная необходимость экологизации деятельности логистических систем товародвижения. Исследуются концептуальные и практические аспекты применения экологических технологий структурными элементами системы товародвижения в целях повышения эффективности функционирования в условиях нестабильности рыночной среды. Выявлены составляющие развития логистических систем товародвижения. Рассматриваются применяемые экологические технологий в зависимости от направленности воздействия на окружающую среду.

Ключевые слова

Логистика, товародвижение, логистические системы товародвижения, экология, окружающая среда, экологические технологии.

2017 № 4 (60) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

T. E. Evtodieva

LOGISTIC OF DISTRIBUTION SYSTEM: ENVIRONMENTAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

Annotation

Article defines the objective necessity of ecologization of activity of logistics systems and supply chain management. Explores the conceptual and practical aspects of environmental technology structural elements of distribution system in order to enhance the functioning in conditions of instability of market environment. Identified components for development of logistics systems and supply chain management. Deals with applied environmental technologies, depending on direction of impact on environment.

Keywords

Logistics, merchandising, logistic distribution system, ecology, environment, environmental technology.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что значительные изменения в экономике вызвали необходимость переосмысления подходов к организации логистической деятельности. Гиперактивное развитие бизнеса и генезис логистической деятельности делают приоритетным ориентацию на достижение максимального соотношения между выгодами компании и затратами на организацию логистики посредством учета не только особенностей экономической среды, но и прочих составляющих деятельности, в том числе и экологической.

Давление на логистику, связанное с проблемами окружающей среды, исходит как из внешнего, так и из внутреннего окружения. Внешнее окружение проявляется в требованиях государственных структур, финансовых институтов, общественных организаций на всех уровнях рыночной иерархии: глобальной, международной, национальной и местной, предлагающих множество правил, нормативов, инструкций, законов, регулирующих систему взаимоотношений в координатах «предпринимательская структура - общество - экология». Внутреннее окружение (штатные организационные структуры) оказывает непосредственное влияние путем разработки стратегических инициатив до-

стижения конкурентного преимущества и повышения эффективности не только посредством снижения затрат, но и уменьшении биофизического влияния (загрязнения почвы, воды и воздуха). В связи с этим субъекты бизнеса, развивая логистические активности, акцентируют внимание на корректном поведении по отношению к окружающей среде посредством применения ресурсосберегающих технологий и экологической оценки воздействия процессов переработки ресурсов на окружающую среду. Это объясняется и тем фактом, что логистика отвечает за перемещение материальных потоков по рыночной цепи посредством совершения операций по транспортировке, складированию, консолидации грузов и тем самым имеет тесные контакты с окружающей средой [8].

Цель статьи заключается в развитии теоретических аспектов трансформации логистических систем товародвижения посредством экологизации их деятельности, что позволит определить научно-методические подходы к повышению эффективности и дееспособности.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (метод абстрагирования, анализ и синтез, конкретизация, обобщения, понятийно-терминологический и контент-анализ); эмпирические (метод сравне-

ния); экспериментальные (системный и комплексный анализ, ситуационный анализ); метод визуализации результатов с помощью табличных форм.

В настоящее время отрицательное воздействие логистических усилий проявляется в том, что:

- возведение логистических объектов инфраструктуры сопряжено с массовой вырубкой лесонасаждений, повреждением почвенного слоя, нарушением экосистем грунтовых вод;

- применение устаревших методов организации производственных процессов способствуют ухудшению состояния воздуха, воды, почвы и загрязнению вредными выбросами;

- использование транспортных средств не соответствующих современным требованиям оказывают шумовые и вибрационные воздействия и т. д.

Следовательно, снижение экологического давления на окружающую среду возможно только посредством экологизации всех ее функциональных областей, включая и систему товародвижения, способную обеспечить выход компании на рынок, наиболее эффективно отвечающей требованиям товаров и предпочтениям потребителей.

Структурно логистическая система товародвижения включает совокупность рыночных субъектов, обеспечивающих перемещение товаров по рыночной цепочке с заданными параметрами и имеющих разные функциональные возможности и характеристики, вступающие в определенную систему отношений посредством коммуникаций и обеспечивающие направленное движение потоковых процессов. Функционально ее миссия заключается в управлении заказами, управлении закупками; включает физическое распределение, управление запасами, транспортировку, складирование, грузопереработку и упаковку, а также управление качеством. В связи с этим становится очевидным, что субъектный состав, реализующий логисти-

ческие функции в системе товародвижения, интегрирует предприятия как сферы производства, формирующие логистические потоки, так и сферы обращения, инициирующие или преобразовывающие потоки в процессе выполнения операций их передислокации от мест производства к местам потребления.

Следует отметить, что логистическая система товародвижения включает совокупность видов деятельности, связанных с эффективным управлением движения потоков продукции, как в направлении рынка потребителей, так и в обратном направлении. В связи с этим фокус товародвижения должен быть направлен на экологизацию по-грузочно-разгрузочных работ, процессов упаковки, транспортировки и складирования продукции, утилизацию отходов, с последующим их доведением до утилизации или до безопасного хранения в окружающей среде, а также сбор и сортировку отходов потребления, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде [7]. Однако это сопряжено с ростом затрат, которые обусловлены: во-первых, необходимостью формирования инфраструктуры, занимающейся возвратом отходов; во-вторых, транспортными затратами на перемещение возвратных отходов с рынка сбыта на рынок закупок; в-третьих, ростом затрат на тару и упаковку продукции; в-четвертых, с разработкой инновационных ресурсосберегающих (зеленых) технологий.

Становится очевидным, что разработка и формирование экологически ориентированной логистической системы товародвижения, отвечающей реалиям современного рынка, требует ясного понимания позиций и приоритетов в деятельности структурных элементов этой системы, в связи с тем что изменение поведения отдельного элемента может оказать отрицательное воздействие на устойчивость системы в целом [9].

Опыт зарубежных стран позволяет констатировать, что применение ресурсосберегающих технологий в логистике позволяет сократить запасы материалов на 40-60 %, ускорить оборачиваемость оборотных средств на 20-40 %, сократить транспортные расходы на 7-20 %, снизить расходы на погрузочно-разгру-зочные и складские работы на 15-30 % [3].

Что касается затратных параметров, то, по оценкам немецких специалистов, транспортные расходы увеличиваются как минимум в 1,5-2 раза. По оценке голландских специалистов, применение контейнеров в процессе транспортировки бакалейной продукции по сравнению с одноразовой тарой ведет к удорожанию упаковки на 50-80 %, а отрицательная динамика роста цен составит 2 % на сухую продукцию и 5 % для овощной продукции и фруктов [10]. Но, несмотря на значительный рост затрат, во многих странах правовые нормы заставляют участников логистической системы товародвижения нести возросшую ответственность за товар как в процессе продажи, так и в процессе оказания послепродажной сервисной поддержки [5]. В Европейских странах уже с середины 90-х гг. прошлого столетия именно поставщик или потребитель несет ответственность за возврат и ликвидацию упаковки, отходов и излишне произведенного продукта, а также за причиненный ущерб окружающей среде. Лидером является Германия, где на законодательном уровне (закон Топ-фера) потребители обязаны возвращать всю упаковку розничному торговцу, розничный торговец — складу, а склад — производителю.

С учетом того что некоторые материалы, используемые для упаковки, не поддаются переработке, многие фирмы и компании прибегают к политике конструктивизма, в соответствии с которой должна заранее оговариваться способность продукта или упаковки к утилизации или конкретизироваться доля товара,

которую можно извлечь из перерабатываемого материала. Например, в течение ближайших десятилетий европейским странам необходимо добиться 90 %-ной утилизации использованной упаковки по весу и 60 %-ной утилизации входящих в ее состав сырьевых материалов. Следовательно, можно констатировать, что генезис логистических систем товародвижения базируется на синтезе экономической, социальной и экологической составляющей деятельности. Экономическая составляющая обеспечивает достижение количественных экономических показателей функционирования рыночных субъектов посредством оптимизации логистических издержек. Социальная составляющая формирует условия безопасного производства, распределения и использования производимой продукции. Экологическая составляющая способствует оздоровлению и улучшению экологического климата и уменьшению антропогенного воздействия логистической деятельности в экологические процессы.

Интеграционной основой, обеспечивающей консолидационное единство взаимодействия отмеченных составляющих в логистической системе товародвижения, являются ресурсосберегающие технологии, направленные на экономию все видов ресурсов при условии сохранения высокого качества продукции и позволяющие уменьшить антропогенное влияние на окружающую среду, что способствует повышению репу-тационных активов компании и эффективности потребления и распределения всех видов ресурсов. По мнению экспертов, в ближайшем будущем использование указанных технологий в логистике станет такой же необходимостью, как внедрение системы менеджмента качества» [4, с. 36].

Экотехнологии, ориентированные на ресурсосбережение применительно к логистическим системам товародвижения, могут быть реализованы посредством следующих мероприятий:

- проектирования складских и иных зданий, базирующихся на технологии энергосбережения, и возведение их из чистых, с экологической точки зрения, строительных материалов;

- минимизация затрат тепловой энергии при обеспечении качественной сохранности и погрузке-разгрузке товаров;

- применение многооборотной тары и упаковки;

- повышение грузоподъемности транспортных средств;

- обеспечение утилизационных процессов в виде обратных цепей поставок (сбор и сортировка отходов, их доставка на распределительные склады, доставка готовой продукции, полученной из отходов, в торговую сеть и т. п.) [6, с. 116].

С целью уменьшения антропогенного влияния на экологию целесообразно опираться на такие продуктивные базисные технологии как снижение расстояния при перевозке грузов на всех этапах перемещения по цепи товародвижения; рост потребления локальных ресурсов (сокращение расходов на топливо и вредных выбросов в атмосферу); актив-

Относительно предприятий производственной сферы направленность развития экотехнологий проявляется в модернизации тары и упаковки; перестройке технологии производства продукции с целью минимизации отходов и повышению их пригодности к операциям рецик-линга; применении зеленых технологий строительства промышленных зданий и сооружений; переходе на биотопливо и гибридные автомобили в процессе орга-

ное использование современных экологически дружественных энергосберегающих транспортных средств [6, с. 116].

Экологические технологии применяются всеми системными элементами товародвижения. В частности, в сегменте продовольственной розничной торговли на потребление электроэнергии при использовании торгового оборудования (холодильного, морозильного) приходится в среднем 40-60 %. Очевидно, что экономия затрат на электроэнергию позволит значительно улучшать экономические показатели деятельности. Этим объясняет повышенный спрос на энергосберегающее торговое оборудование со стороны как международных (METRO (Германия), AGM (Австрия), Albert Heijn, Garant (Нидерланды), ICA (Швеция), так и национальных (Х5 Retail Group, ПАО «Магнит») представителей ритейла, делающих ставки на ресурсосбережение.

Основными источниками энергосбережения в торговле только в сфере энергопотребления могут быть следующие (табл. 1).

низации доставки материальных потоков. Все это четко прописывается и определяется в природоохранных программах и корпоративных стандартах экологического менеджмента (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Рус Гидро», ПАО «Мечел» и др.)

Экологические аспекты развития логистических систем товародвижения при выполнении отдельной логистической функции ее участниками — это ав-

Таблица 1 — Технологии сбережения электроэнергии в розничной торговле

в сфере торгового оборудования*

Технология Потенциальная экономия электроэнергии, %

Ночные шторки на витрины до 10

Люминесцентная подсветка до 22-64,5

Светодиодная подсветка до 75

Стекломодули до 40

* Составлена на основе данных [11].

томатизация и роботизация отдельных операций и процессов, имеющих в качестве основной цели сокращение временных потерь и управление в режиме реального времени (EDI-коммуникации, применение дронов, «облачных» технологий, технологий IoT, автоматизированная система загрузки/выгрузки, сенсорная логистика и т. д.), что положительным образом сказывается на устойчивости и эффективности бизнеса.

Следует отметить, что реализация логистических функций с учетом эко-ориентированности базируется на четкой нормативно-правовой регламентации их осуществления, внедрения внутрикорпоративных экологических стандартов каждым участником логистической системы товародвижения, формированию системы показателей экологической эффективности, проведению независимого экологического аудита деятельности.

Актуальной тенденцией последнего времени становится разработка непреложных стандартов деятельности поставщиков, затрагивающие и экологические аспекты деятельности. Например, многие представители ритейла взяли за основу кодекс, впервые принятый в Великобритании компанией Marks and Spencer, а в сфере производства — швейцарской компании Nestle, в которых отражаются требования к экологической устойчивости поставщика (экологические разрешения, безопасность продукции и экологичность ее производства, предотвращение загрязнения окружающей среды и оптимизации отходов и т. д.).

Проблемой трансформации логистических систем товародвижения занимались многие исследователи, что представлено в работах как зарубежных, так и отечественных научных школ. Однако комплексное рассмотрение логистических систем товародвижения под влиянием экологической направленности общества и бизнеса в настоящий момент в контексте эволюционного развития отсутствует. Следует отметить, что недостаточно изучены вопросы, касаемые экотехнологий, ориентированных на ре-

сурсосбережение применительно к логистическим системам товародвижения и технологиям их реализации, что послужило основой для данного научного исследования и определило его предмет, актуальность и целевую направленность.

Таким образом, учет экологических аспектов развития логистических систем товародвижения требует изменения традиционных подходов к управлению логистической деятельностью, переориентируя предприятия на применение безопасных с точки зрения окружающей среды логистических технологий и соблюдение базисных принципов, позволяющих реализовать экотехноло-гии, к которым целесообразно отнести:

1) рационализацию использования природных ресурсов и ресурсов предприятий - участников товародвижения;

2) максимальное использование отходов производства, тары и упаковки;

3) сокращение потребления сырья и материалов с низкой возможностью переработки или безопасной утилизации;

4) применение современных наукоемких технологий и технологий рецик-линга;

5) повышение уровня экологической ориентации и ответственности логистического персонала [1].

Библиографический список

1. Абрамова, Т. С., Кускова, Е. С., Карпова, Н. П. Экологические направления развития логистики // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — № 6 (34). — С. 21-23.

2. Bondarenko, V.A., Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V., Guzenko, N. V. Marketing and logistic instrumentarium of activation of inter-country cooperation of Russia and solving the issue of import substitution // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — Т. 20. — Р.105-116.

3. Борисова, В. В., Кононенко, Е. С. Логистика и ресурсосбережение. — Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2003. — С. 34.

4. Gromov, V. Green Logistics in Russia // Russian Journal of Logistics and Transport Management. — 2014. — № 2. — Vol. 1. — Р. 36-44.

5. Евтодиева, Т. Е. Современные условия реализации логистики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2011. — № 1. — С. 46-51.

6. Капустина, Л. М. Зеленые технологии в логистической деятельности // Известия УрГЭУ. — № 2. — С. 114-121.

7. McKinnon, A., Browne M., White-ing, A. Green Logistics: Improving the environmental sustainability of logistics. — 3nd ed. — London, 2010.

8. Сосунова, Л. А., Кузнецова, Н. С. Организация цепей поставок на принципах зеленой логистики // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 11 (33). — С. 61-63.

9. Третьяченко, Т. В., Лукина, Э. А. Системный подход к управлению производственным процессом: особенности и проблемы машиностроительных предприятий // Логистика в портфеле ресурсов импортозамещающей индустриализации: антикризисные стратегии роста и развития в условиях санкционных ограничений : материалы междунар. науч.-практ. XI Южно-Российского логистического форума. — Ростов н/Д, 2015. — С.187-193.

10. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Энергосбережение в торговом оборудовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://tjet.ru/energosbere zhenie (дата обращения: 28.03.2017).

Bibliographic list

1. Abramova, T. S., Kuskova, E. S., Karpova, N. P. Environmental trends of logistics development // Problems of Economics and management. — 2014. — № 6 (34). — P. 21-23.

2. Bondarenko, V.A., Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V., Guzenko, N. V. Marketing and logistic instrumentarium of activation of inter-country cooperation of Russia and solving the issue of import substitution // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20. — P. 105-116.

3. Borisova, V. V., Kononenko, E. S. Logistics and resource efficiency. — Rostov-on-Don : Publishing house of RSUE «RINH», 2003. — P. 34.

4. Gromov, V. Green Logistics in Russia // Russian Journal of Logistics and Transport Management. — 2014. — № 2. — Vol. 1. — P. 36-44.

5. Evtodieva, T. E. Modern logistics implementation // Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economy. — 2011. — № 1. — P. 46-51.

6. Kapustina, L. M. Green technologies in logistics activities // Izvestiya of USUE. — № 2. — P. 114-121.

7. McKinnon, A., Browne, M., White-ing, A. Green Logistics: Improving the environmental sustainability of logistics. — 3nd ed. — London, 2010.

8. Sosunova, L. A., Kuznetsova, N. S. Organization of supply chains on principles of green logistics // Vestnik of Samara State University of Economics. — 2015. — № 11 (33). — P. 61-63.

9. Tretyachenko, T. V., Lukina E. A. System approach to management of production process: peculiarities and problems of machine-building enterprises // Logistics portfolio resources import substitution industrialization: anti-crisis strategy for growth and development in context of sanctions restrictions : materials of international scientific-practical of XI South-Russian logistics forum. — Rostov-on-Don, 2015. — P. 187-193.

10. Waters, D. Logistics. supply chain management. — M. : YUNITI-DANA, 2003.

11. Energy conservation in commercial equipment [Electronic resource]. — Mode of access : http://tjet.ru/energosbere zhenie (accessed 28.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.