Научная статья на тему 'Логистический сервис снабжения сырьем мясокомбината и доставки мясопродуктов потребителям'

Логистический сервис снабжения сырьем мясокомбината и доставки мясопродуктов потребителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МЯСО / МЯСОПРОДУКТЫ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ХРАНЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / LOGISTICS / MEET / MEET PRODUCTS / TRANSPORTATION / STORAGE / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонков Евгений Павлович, Шмидт Юрий Давыдович

В статье рассматриваются условия логистического сервиса безопасной перевозки и хранения охлажденного мяса и мясопродуктов на примере крупного логистического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS SERVICE OF RAW MATERIALS SUPPLY FOR MEAT-PACKING PLANT AND MEAT FOOD DELIVERY TO CONSUMERS

The conditions of logistics service of secure transportation and storage of refrigerated meat based on example of large logistic center is viewed in the article

Текст научной работы на тему «Логистический сервис снабжения сырьем мясокомбината и доставки мясопродуктов потребителям»

№ 3 - 2011 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 637.52:339

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС СНАБЖЕНИЯ СЫРЬЕМ МЯСОКОМБИНАТА И ДОСТАВКИ МЯСОПРОДУКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

1 2 Е.П. Жаворонков , Ю.Д. Шмидт

1ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск)

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» (г. Новосибирск)

В статье рассматриваются условия логистического сервиса безопасной перевозки и хранения охлажденного мяса и мясопродуктов на примере крупного логистического центра.

Ключевые слова: логистика, мясо, мясопродукты, транспортировка, хранение,

безопасность

Жаворонков Евгений Павлович — доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития», e-mail: ezhikof@yandex.ru

Шмидт Юрий Давыдович — кандидат биологических наук, доцент ветеринарного факультета ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», e-mail: ezhikof@yandex.ru

В 2009 году были введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые закрепляют использование при приготовлении пищевых продуктов из мяса птицы и мяса убойных животных только охлажденное мясо, а не замороженное. В связи с этим требуется переход на использование западных технологий охлаждения и упаковки мяса, чтобы обеспечить его безопасную перевозку и хранение. Кроме того, необходимо исключить замену охлажденного мяса дефростированным, иначе говоря, размороженным, которое часто выставляется на продажу в магазинах.

Рынок охлажденного и размороженного мяса, упакованного в пленку и вакуумные пакеты, занимает около 30 % на мясном рынке страны [1].

Некоторые магазины работают с охлажденным мясом, используя прилавки, закупленные в Финляндии, с температурным режимом от 0 до 4 °С. Наиболее перспективным в настоящее время является развивающийся рынок охлажденного мяса птицы. Об этом свидетельствует положительный опыт ОАО «Новосибирская птицефабрика».

Развитие рынка охлажденного мяса сдерживается и недостатками в логистических системах доставки мясных продуктов потребителям. Транспортировка, складирование, упаковка и хранение охлажденного мяса и мясопродуктов требуют соблюдения санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила ориентируют на соблюдение предельных сроков перевозки охлажденного мяса по периодам года в рефрижераторных вагонах. Так, мясо крупных животных в подвешенном состоянии на балках и на стоечных поддонах должно доставляться в течение 8-10-ти дней, мясо птицы в течение 4-х дней, а мясо предприятий, не имеющих железнодорожных подъездных путей, в течение 5-8-ми дней. Срок хранения от выработки до погрузки охлажденного мяса не должен превышать 4-х суток.

Множество факторов приходится учитывать при выборе перевозчика. Также учитываются географическое положение заказчика и частота отправления грузов в его направлении рассматриваемыми видами транспорта. Нередко прибегают к комбинированию транспортных средств на одном пути следования. Степень проработки влияния указанных и других факторов на обеспечение требуемого уровня безопасности при транспортировке зависит, прежде всего, от особенностей груза, который необходимо доставить получателю. Характеристики груза определяют, можно ли использовать универсальный подвижной состав или необходимо применить специализированные транспортные средства. Таким образом, выбор поставщика и перевозчика во многом зависит от местоположения предприятия. При этом исследуется влияние логистических затрат на принятие решения в отношении местоположения предприятия. В частности, учитываются затраты на транспортировку горючего, рабочую силу, хранение продукции. От этого зависит качество обслуживания потребителей [2].

Эффективность логистических систем в значительной мере зависит от способности персонала наметить на ранних стадиях процесса обслуживания потребителей потенциальные результаты. Тем самым создается адекватная атмосфера ожиданий и стимулов для персонала, которая позволяет заранее обнаружить признаки будущей неспособности осуществить обслуживание принятых к исполнению заказов. Кроме того с увеличением объемов поставок различных продуктов появилась настоятельная потребность в цивилизованных санитарно-эпидемиологических услугах и специальном оборудовании для защиты транспортных средств и складских помещений от вредителей. Растут требования, предъявляемые потребителями логистических услуг к качеству и биологической безопасности продуктов.

Такие требования могут учитывать и соблюдать не маломощные предприятия, использующие недостаточно подготовленные транспортные средства для качественной перевозки мясопродуктов, а крупные и хорошо оснащенные логистические компании, представленные логистическими сетями со специализированными распределительными центрами.

Специализированный распределительный центр призван обеспечить качественную подготовку мясопродуктов для доставки потребителям в магазины, столовые и т. д. Эта подготовка сопровождается сертификацией мяса, хранением на складах с необходимым температурным режимом, контейнеризацией и пакетированием, упаковкой для рационального транспортирования специализированными транспортными средствами.

Логистический подход к выбору тары для каждого вида продукции заключается в решении вопросов упаковки, складирования и транспортировки, а также требований розничной торговли. Тара, отвечающая экологическим требованиям, позволяет сократить издержки предприятий логистической системы по утилизации и захоронению отходов упаковки. Известно, что 50-60 % объема твердых бытовых отходов составляют

упаковочные отходы. Из них 40-50 % представляют собой ценное сырье (бумага, картон, металлы, древесина и др.), которое после переработки могут быть использованы в строительстве и других отраслях [3].

Сложившаяся практика формирования логистических центров выделяет несколько их типов. Особое внимание уделяется региональным и межрегиональным логистическим центрам, которые обеспечивают сферу обращения товаров и услуг в границах мегаполисов, экономических зон, районов, федеральных округов. Становление и развитие в этих территориальных структурах логистических центров должны быть нацелены на максимальное высвобождение региональных производителей и потребителей товаров и услуг от непрофильных видов деятельности, связанных со снабжением, сбытом, организацией перевозок, хранением на складах и поставок готовой продукции потребителям [4].

Учредителями и инвесторами таких центров должны выступать заинтересованные предприятия, органы местной власти, транспортные, складские, экспедиторские, информационные и другие структуры. Таким образом формируется логистическая система, связывающая товарные, грузовые, финансовые, информационные и другие потоки. А логистический центр — это организационная структура управления, созданная в логистической системе для сферы обращения и потребления товаров и услуг, нацеленная на интеграцию всех видов транспорта и других структур, оказывающих сопутствующие услуги в оптимальном продвижении материальных, информационных и финансовых потоков.

Список литературы

1. Кузьмичева М. Анализ эффективности цепочки поставок охлажденного мяса в России / М. Кузьмичева // Конъюнктуры товарных рынков. — 2009. — № 2. — С. 31-35.

2. Жаворонков Е. Безопасность логистических услуг при доставке и хранении фармацевтических продуктов / Е. Жаворонков, Ю. Шмидт // Логистика. — 2011. — № 1. — С. 18-20.

3. Киреева Н. Тара и упаковка как инструмент оптимизации затрат в цепи поставок / Н. Киреева // Конъюнктура товарных рынков. — 2009. — № 2. — С. 26-28.

4. Куренков П. К вопросу о классификации логистических центров / П. Куренков, Р. Вяльшин // Конъюнктура товарных рынков. — 2009. — № 3. — С. 43-49.

LOGISTICS SERVICE OF RAW MATERIALS SUPPLY FOR MEATPACKING PLANT AND MEAT FOOD DELIVERY TO CONSUMERS

E.P. Zavoronkov1, Y.D. Shmidt2

1SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.) 2SEI HPE Novosibirsk State Agricultural University (Novosibirsk c.)

The conditions of logistics service of secure transportation and storage of refrigerated meat based on example of large logistic center is viewed in the article

Keywords: logistics, meet, meet products, transportation, storage, security

About authors:

Zhavoronkov Evgeniy Pavlovich — doctor of technical sciences, professor at economy and management in health-care department SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: ezhikof@yandex.ru

Shmidt Yuri Davydovich— candidate of biological sciences, assistant professor at veterinary faculty SEI HPE Novosibirsk State Agricultural University, e-mail: ezhikof@yandex.ru

List of the Literature:

1. Kuzmicheva M. Analysis of effectiveness of refrigerated meat supply in Russia / M. Kuzmicheva // Conjuncture of goods markets. — 2009. — № 2. — P. 31-35

2. Zhavoronkov E. Logistics service security for storage of pharmaceutical products E. Zhavoronkov, Y. Shmidt // Ligostics. — 2011. — № 1. — P. 18-20.

3. Kireeva N. Packing as instrument of expenses optimization in supply chain. / Kireeva N. // Conjuncture of goods markets. — 2009. — № 2. — P. 26-28.

4. Kurenkov P. To the question of classification of logistics centres / P. Kurenkov, R. Vyalshin // Conjuncture of goods markets. — 2009. — № 3. — P. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.