Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ'

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.А., Чжао Дань

В статье исследована динамика развития трансграничной электронной торговли в разрезе основных показателей: доли интернет-торговли в ВВП, объема B2C интернет-торговли, уровня проникновения Интернета в хозяйственную деятельность, доли электронной торговли в общем обороте розничной торговли и доли применения мобильных платежей для оплаты товаров и услуг. В ходе анализа выявлена тенденция на смену моделей управления в электронной торговле. Определено, что трансграничная электронная торговля требует налаживания хозяйственных связей между контрагентами и создания бизнес-среды, где эти связи могли бы развиваться на основе применения логистических инструментов. Выявлены субъекты, объекты и предметная ориентация хозяйственных связей, исследованы этапы построения хозяйственных связей. Определена цель логистической трансформации хозяйственных связей в трансграничной электронной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC TRANSFORMATION OF ECONOMIC RELATIONS IN CROSS-BORDER E-COMMERCE

Article studies the dynamics of cross-border e-Commerce in the context of the main indicators: share of e-Commerce in GDP, volume of B2C e-Commerce, level of e-penetration in economic activity, share of e-Commerce in total turnover of retail trade and share of mobile payments for payment for goods and services. Analysis reveals a tendency to change management models in e-Commerce. Defines, cross-border e-Commerce requires the establishment of economic relations between contractors and creation of business environment where relations could develop through the use of logistics tools. Identified subjects, objects and object-orientation of economic ties, investigated the stages of building economic ties. Purpose of logistic transformation of economic relations in cross-border e-Commerce is defined.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ»

Е. А. Смирнова, ЧжаоДань

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация

В статье исследована динамика развития трансграничной электронной торговли в разрезе основных показателей: доли интернет-торговли в ВВП, объема B2C интернет-торговли, уровня проникновения Интернета в хозяйственную деятельность, доли электронной торговли в общем обороте розничной торговли и доли применения мобильных платежей для оплаты товаров и услуг. В ходе анализа выявлена тенденция на смену моделей управления в электронной торговле. Определено, что трансграничная электронная торговля требует налаживания хозяйственных связей между контрагентами и создания бизнес-среды, где эти связи могли бы развиваться на основе применения логистических инструментов. Выявлены субъекты, объекты и предметная ориентация хозяйственных связей, исследованы этапы построения хозяйственных связей. Определена цель логистической трансформации хозяйственных связей в трансграничной электронной торговле.

Ключевые слова

Логистика, управление цепями поставок, хозяйственные связи, интернет-торговля, трансграничная электронная торговля.

E. A. Smirnova, Zhao Dan

LOGISTIC TRANSFORMATION OF ECONOMIC RELATIONS IN CROSS-BORDER E-COMMERCE

Annotation

Article studies the dynamics of cross-border e-Commerce in the context of the main indicators: share of e-Commerce in GDP, volume of B2C e-Commerce, level of e-penetration in economic activity, share of e-Commerce in total turnover of retail trade and share of mobile payments for payment for goods and services. Analysis reveals a tendency to change management models in e-Commerce. Defines, cross-border e-Commerce requires the establishment of economic relations between contractors and creation of business environment where relations could develop through the use of logistics tools. Identified subjects, objects and object-orientation of economic ties, investigated the stages of building economic ties. Purpose of logistic transformation of economic relations in cross-border e-Commerce is defined.

Keywords

Logistics, supply chain management, economic relations, e-Commerce, cross-border eCommerce.

Введение

Трансграничная электронная торговля становится сегодня важнейшим фактором формирования торгово-экономических отношений в условиях глобализации и диджитализации мировой экономики. Электронная трансграничная торговля представляет собой сформированную электронную среду, включаю-

щую контрагентов, находящихся на территории разных стран, которая позволяет свободно общаться, устанавливать связи, управлять логистическими процессами за счет интегрирования в единую виртуальную систему [5, с. 302].

Материалы и методы

По данным Data Insight [2], на развитие трансграничной электронной тор-

говли оказывают влияние такие показатели, как численность населения, ВВП на душу населения, конечное потребление домохозяйств. Индикаторами, позволяющими оценить состояние трансграничной электронной торговли, являются: доля интернет-торговли в ВВП, объем В2С интернет-торговли и проникновение интернета в хозяйственную

Можно заметить, что по показателю доли интернет-торговли в ВВП страны Россия и США находятся примерно на одном уровне (2,5 % и 2,6 % соответственно). Лидерами по этому показателю в 2018 г. стали такие страны, как Великобритания (7,9 %), Китай (4,5 %) и Германия (3,1 %).

По объему сектора В2С Интернет-торговли первое место занимает Китай с 680 млрд долл., на втором месте находится США — 440 млрд долл., третье место занимает Великобритания — 220 млрд долл. В России значение этого показателя соответствует 32,5 млрд долл. Среди стран, опережающих Россию по этому показателю, также находятся Германия — 82,5 млрд долл. и Индия — 37,6 млрд долл.

«Если оценивать потенциал рынков электронной торговли по их привлекательности для открытия интернет-магазинов крупнейших мировых брендов, то с учетом размера рынка, уровня развития инфраструктуры и политиче-

деятельность субъектов рынка. О состоянии трансграничной электронной торговли можно судить по таким индексам, как Индекс эффективности логистики ^РГ) и Индекс легкости ведения бизнеса (ЕОВГ). Данные по этим показателям в разрезе основных стран представлены в таблице 1.

ской ситуации можно выделить три категории рынков:

- рынки верхнего эшелона (США, Китай, некоторые страны Западной Европы, Япония, Канада, Австралия и др.) — зрелые рынки, которые привлекают крупные инвестиции в развитие интернет-торговли;

- рынки второй волны (Индия, Бразилия, Мексика, страны Северной Европы, некоторые страны Западной Европы и др.) — рынки активно вовлекаются в Интернет-торговлю, но не становятся первичными площадками для открытия интернет-магазинов крупнейших мировых брендов;

- рынки выжидания (Россия, Аргентина, ЮАР и др.) — рынки, к которым инвесторы проявляют потенциальный интерес, но откладывают решение о выходе на эти рынки» [2].

Отнесение России к категории рынков выжидания подтверждается низкой долей электронной торговли в общем обороте розничной торговли (табл. 2).

Таблица 1 — Показатели развития электронной торговли по странам [2]

Страна Числен- ВВП на Конечное Доля ин- Объем Проник- Индекс Индекс

ность душу насе- потребле- тернет- В2С ин- новение эффектив- легко-

населения, ления, ние домохо- торговли тернет- Интерне- ности ло- сти

2017 г., млн 2017 г., тыс. долл. зяйств, 2017 г., млрд долл. в ВВП, 2018 г., % торговли, 2017 г., млрд долл. та, 2017 г. гистики, ЬР1 ведения бизнеса, ЕОВ1

Китай 1390 8,83 4700 4,5 680 54 26 78

США 330 59,5 12 800 2,6 440 76 14 6

Великобритания 66 39,7 1700 7,9 220 95 9 7

Германия 83 44,5 1950 3,1 82,5 84 1 20

Индия 1340 1,9 1500 1,0 37,6 30 44 100

Россия 144 10,7 800 2,5 32,5 76 75 35

Бразилия 209 9,8 1300 1,0 15,8 61 56 125

Таблица 2 — Доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли

в 2018 г. [6]

Страна Доля электронной торговли в общем обороте

розничной торговли, %

Китай 35

Велико бр итания 18

США 10

Япония 9

Франция 6

Индия 4

Россия 4

Доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли в России в 2018 г. составила всего 4 % (аналогичный показатель у Индии). В станах Европы потребители также отдают предпочтение офлайн-покупкам: во Франции доля электронной торговли

Таблица 3

В странах Восточной Европы и в России доля трансграничной электронной торговли составляет 43 %. Данные сопоставимы с аналогичным показателем для стран Африки и Ближнего Востока — 50 % и стран Латинской Америки — 44 %. Это говорит о том, что большинство мировых компаний, исходя из оценки размеров внутреннего рынка, уровня развития инфраструктуры и политической ситуации, откладывают решение о выходе своих интернет-магазинов на рынки этих стран. Поэтому в перечисленных странах доля трансграничной электронной торговли выше, чем, например, в странах Европы (15 %), Северной Америки (14 %) или Азии (21 %). Именно на страны из этих регионов приходится наименьшее количество импортированных онлайн -покупок. Чтобы развивать электронную торговлю, необходимо внедрять мо-

составила 6 %, в Великобритании — 10 %. Наибольшая доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли у Китая — 35 %. При этом около половины онлайн-покупок в России приходится на импорт (табл. 3).

бильные сервисы для оплаты онлайн-покупок (табл. 4). Надо отметить, что доля мобильных платежей для оплаты товаров и услуг в России имеет положительную динамику: в 2018 г. доля мобильных платежей составила 27 %, а к концу 2019 г. — 40 %. Аналогичный показатель в Китае составил 86 %. Лидерство Китая по этому показателю объясняется тем, что китайские компании раньше других создали удобный сервис, позволяющий быстро и безопасно выполнять платежи. Например, компания Affiaba создала электронную площадку — маркетплейс, на которой покупатели приобретают товары напрямую у производителей, а площадка предоставляет гарантии того, что платеж продавцом будет получен только тогда, когда покупатель получит товар надлежащего качества.

— Доля трансграничной электронной торговли по регионам мира [2]

Регион мира Доля импортированных онлайн-покупок, %

Африка и Ближний Восток 50

Латинская Америка 44

Восточная Европа и Россия 43

Австралия и Новая Зеландия 35

Азия 21

Западная Европа 15

Северная Америка 14

Таблица 4 — Применение мобильных платежей для оплаты товаров и услуг

в 2018-2019 гг. [6]

Страна Доля мобильных Доля мобильных платежей

платежей в 2018 г., % в 2019 г., % (прогноз)

Китай 86 86

Таиланд 48 67

Гонконг 42 64

Вьетнам 37 61

Индонезия 38 47

Сингапур 34 46

Ближний Восток 25 45

Филиппины 31 45

Россия 27 45

Малайзия 23 40

Результаты

По мнению аналитиков, мировой рынок электронной торговли в настоящее время переживает смену моделей управления. Так, согласно модели развития отрасли, созданной в компании PwC, сегодня потенциал бизнес-модели исключительно офлайн-торговли и продаж по каталогам исчерпал себя [6].

Трансграничная электронная торговля требует налаживания надежных контактов между контрагентами и создания бизнес-среды, где эти контакты могли бы развиваться. Этого можно достичь инструментами логистики и управления цепями поставок через налаживание хозяйственных связей между специализированными предприятиями, поскольку именно специализация предприятий «является основой формирования логистических цепей, в которых обнаруживается определенная «ресурсная зависимость» каждого последующего звена от предыдущего» [8, с. 45].

Необходимо создавать такую логистическую систему, в которой компании разной специализации смогли бы налаживать партнерские отношения посредством использования роботизации, искусственного интеллекта, блокчейна, смарт-контрактов и др. Электронная торговля позволяет создать единый логистический контур для развития партнерских отношений в самых различных отраслях. Например, социальные сети становятся торговой площадкой, использование технологий дополненной

реальности (например, виртуальные примерочные) позволяет улучшить сервис и тем самым стимулирует продажи.

Исследование условий и перспектив развития электронной торговли позволяет выявить определяющую роль хозяйственных связей в логистической трансформации процесса взаимодействия участников рынка, поскольку интеграция партнерских отношений основывается на установлении тесных связей между ними.

Обсуждение

В. В. Щербаков определяет хозяйственную связь «как способ взаимодействия между ее участниками (субъектами) и выражает экономические отношения по поводу обмена ценностей (объектов)» [7, с. 6]. Субъектами хозяйственных связей выступают предприятия, между которыми установлены договорные отношения по поводу продвижения товарно-материальных и (или) нематериальных (услуг) ценностей в цепи поставок. К объектам хозяйственных связей непосредственно относятся товарно-материальные и (или) нематериальные (услуги) ценности. В качестве предмета хозяйственных связей выступают торгово-экономические отношения хозяйствующих субъектов, возникающие в результате продвижения товарно-материальных и (или) нематериальных (услуг) ценностей. Объектно-субъектный состав хозяйственных связей и содержательная интерпретация предмета хозяйственных связей представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Объекты, субъекты и предмет хозяйственных связей [7]

«В зависимости от степени общественного разделения труда и формы организации производства (специализации) субъекты хозяйственных связей подразделяются на:

- специализированные предприятия, объединяющие однородные производства, направленные на изготовление ограниченного числа наименований продукции, общей по назначению и (или) конструктивно-технологическим характеристикам;

- специализированные предприятия, в том числе комбинированные, объединяющие разнородные производства, обеспечивающие последовательное выполнение технологического процесса, комплексную переработку сырья, использование побочных продуктов и отходов, а также универсальные, объединяющие разнородные автономные и малосвязанные между собой производства» [7, с. 15].

При управлении хозяйственными связями необходимо учитывать, что их сущность проявляется «в передаче права собственности поставщика получателю»

[7, с. 21]. В зависимости от того, кто участвует в процессе передачи права собственности, выделяют прямые и опосредованные хозяйственные связи. Прямые хозяйственные связи характеризуются отсутствием каких-либо посреднических структур при взаимодействии между предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем. В отличие от прямых, опосредованные хозяйственные связи характеризуются участием посредника при взаимодействии между предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем.

«Варианты прямых и опосредованных хозяйственных связей с учетом вариантности объекта поставок (стандартная или нестандартная продукция) подразделяются на: поставки по прямым кооперированным связям нестандартной продукции; поставки по прямым кооперированным связям стандартной продукции; поставки по каналам оптовой торговли стандартной продукции» [8, с. 52]. Учитывая, что хозяйственные связи представляют собой различные варианты взаимодействия между контр-

агентами, основой которых являются договорные отношения, то для их научного познания необходимо выявить последовательность действий, совершаемых партнерами в ходе налаживания деловых отношений.

«Логика управления хозяйственными связями предполагает выполнение восьми этапов, в ходе которых право собственности на товарно-материальные и (или) нематериальные ценности переходит от поставщика к получателю. Сначала происходит поиск и выбор субъектов хозяйственной связи. В ходе переговоров субъекты договариваются об условиях обмена товарно-материальными и нематериальными ценностями, после чего заключается договор. После заключения договора происходит передача товарно-материальных ценностей

5. Применение мер экономической ответственности за несоблюдение условий передачи

Условия передачисоблюдены

6. Расчеты за переданные товарно -материальные

ценности

Т

8. Применение мер экономической ответственности за несоблюдение условий расчетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конец хозяйственной связи

Рисунок 2 — Логика этапов хозяйственной связи [7]

(организация товародвижения) от поставщика к получателю. Далее следует контроль осуществления передачи товарно-материальных ценностей. Если условия передачи товарно-материальных ценностей не соблюдены или соблюдены не полностью, следует применение мер экономической ответственности, определенных в договоре. Если условия передачи товарно-материальных ценностей полностью соблюдены, то осуществляются расчеты за переданные ценности. Если условия расчетов полностью соблюдены, то договорные отношения считаются выполненными обеими сторонами соглашения. Если условия расчетов не соблюдены или соблюдены не полностью, следует применение мер экономической ответственности, определенных в договоре» [7] (рис. 2).

Выводы

Логистическая трансформация хозяйственных связей определяется их эволюционным развитием, поскольку этот подход позволяет рассматривать хозяйственную связь в развитии в зависимости от текущих потребностей рынка. Этот базис, по мнению В. В. Щербакова, может составить «информационную основу концепции формирования товарных потоков и иметь практическую полезность при обосновании принципов построения логистической модели процесса материально-технического обеспечения» [7, с. 37].

Библиографический список

1. Борисова, В. В. Моделирование логистических хозяйственных связей // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы : уч. зап. — Ростов н/Д : Изд-во Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2015. — С. 7-11.

2. Интернет-торговля в России 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://datainsight.ru.

3. Логистика и управление цепями поставок : учебник / под ред. В. В. Щербакова. — М. : Юрайт, 2019.

4. Смирнова, Е. А. Управление цепями поставок в международной торговле : учеб. пособие. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018.

5. Смирнова, Е. А., Чжао Дань. Особенности управления логистическими процессами в электронной трансграничной торговле // Логистика — евразийский мост : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. — Красноярск, 2019. — Ч. 1. — С. 302-306.

6. Фролов, Д. Слабое звено. Почему Россия отстает от Китая в е-сошшегсе [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.sostav.ru.

7. Щербаков, В. В. Хозяйственные связи в процессе материально-технического обеспечения. — СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1991.

В. Щербаков, В. В., Уваров, С. А. Современные системы хозяйственных связей и логистика. — СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1997.

Bibliographic list

1. Borisova, V. V. Modeling of logistic economic relations // Market infrastructure: problems and prospects scien-tifc research. — Rostov-on-Don : Publishing house of Rostov State University of Economics (RINH), 201S. — P. 7-11.

2. E-Commerce in Russia 201В [Electronic resource]. — Mode of access : http://datainsight.ru.

3. Logistics and supply chain management : textbook / ed. by V. V. Shcher-bakov. — M. : Yurayt, 2019.

4. Smirnova, E. A. Supply chain management in international trade : textbook. — SPb. : FINEC, 201В.

5. Smirnova, E. A., Zhao Dan. Features of logistics processes management in electronic cross-border trade // Logistics-Eurasian bridge : materials of XIV International scientific conf — Krasnoyarsk, 2019. — P. 1. — P. 302-30б.

6. Frolov, D. Weak link. Why Russia lags behind China in E-Commerce [Electronic resource]. — Mode of access : https ://www.sostav.ru.

7. Shcherbakov, V. V. Economic relations in process of logistics. — SPb. : Publishing house of SPSUEF, 1991.

В. Shcherbakov, V. V., Uvarov, S. A. Modern systems of economic relations and logistics. — SPb. : Publishing house of SPSUEF, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.