Научная статья на тему 'Логико-информационное моделирование, как способ управления затратами при строительстве новых энергоблоков АЭС'

Логико-информационное моделирование, как способ управления затратами при строительстве новых энергоблоков АЭС Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
189
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ЭНЕРГОБЛОКОВ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС LOGIC-INFORMATION MODELING / COSTS MANAGEMENT / NUCLEAR POWER PLANT / CONSTRUCTION OF NEW NUCLEAR POWER UNITS / BUSINESS-PROCESS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Руфова Алина Валерьяновна

В работе рассматривается применение логико-информационного моделирования для управления затратами при строительстве новых энергоблоков атомных электростанций. Построена общая модель бизнес-процесса поиска оптимального логистического решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Руфова Алина Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic-information modeling for costs control in construction of new nuclear power units

The use of logic-information modeling for control costs in construction of new nuclear power units. A general model of the business process for finding the optimal logistics solutions is developed.

Текст научной работы на тему «Логико-информационное моделирование, как способ управления затратами при строительстве новых энергоблоков АЭС»

Успехи в химии и химической технологии. Том XXVII. 2013. №9

УДК 621.039:518

А.В. Руфова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КАК

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ЭНЕРГОБЛОКОВ АЭС

В работе рассматривается применение логико-информационного моделирования для управления затратами при строительстве новых энергоблоков атомных электростанций. Построена общая модель бизнес-процесса поиска оптимального логистического решения.

The use of logic-information modeling for control costs in construction of new nuclear power units. A general model of the business process for finding the optimal logistics solutions is developed.

Уже много лет в России атомно-энергетический комплекс - неотъемлемая часть топливно-энергетического комплекса страны в целом. Хотя развитие "мирного атома" сейчас сталкивается с рядом проблем и атомная энергетика продолжает оставаться отраслью с потенциальной опасностью аварий с тяжелыми социальнымЬ, экономическими и экологическими последствиями, не существует достойной альтернативы, способной компенсировать мощности, вырабатываемые атомными электростанциями (АЭС).

В настоящий момент наша страна не является энергетически-дефицитной, и, казалось бы, нет необходимости в строительстве новых атомных электростанций. Но, во-первых, замена других типов электростанций (особенно тепловых, работающих на природном топливе) позволяет существенно снизить нагрузку на природную среду. А во-вторых, часть атомных энергоблоков уже отживают свой срок, а замена их невозможна без строительства новых. Логистика каждой отрасли имеет свои специфические черты. При строительстве энергоблоков необходимо учитывать особенности как логистики строительства в целом, так и логистики атомно-энергетического комплекса. Отличительные черты логистики строительства - непостоянный объем потока ресурсов на разных стадиях возведения зданий и сооружений, широкий изменчивый номенклатурный ряд материалов и изделий, необходимость рациональной организации самого процесса строительства объекта и совершенствования всех применяемых технологий, независимость друг от друга участников деятельности.

При строительстве АЭС возникает необходимость в перевозках различными видами транспорта тяжеловесного, крупногабаритного оборудования и грузов требующих соблюдения особых технических условий. При этом необходимо решать сопутствующие вопросы: разработка схем погрузки, необходимые разрешения и согласования, крепление грузов, организация страхования грузов, --90 -

практическое разрешение споров по вопросам транспортировки как в России, так и за рубежом. Часть перевозимых материалов относится к особо опасным с химической и радиационной точек зрения. Большинство атомных объектов расположены в отдаленных, зачастую труднодоступных местах, к тому же поставщики оборудования и материалов имеют большой территориальный разброс. В 2013 году должно быть принято окончательное решение о строительстве новых энергоблоков на Кольской АЭС. Даже с учетом продления сроков эксплуатации действующих мощностей, в ближайшее время регион может столкнуться с энергетическим дефицитом. Если будет утвержден заявленный проект - строительство энергоблоков типа АЭС-2006, то основными поставщиками станут Ижорские заводы (Ленинградская область) и ОАО «Атомэнергомаш» (Московская область). В этом случае возможны поставки водным транспортом.

Подобные особенности отнюдь не облегчают управление логистическими издержками при сооружении новых энергоблоков атомных электростанций. Можно выделить такие основные категории логистических затрат как:

1. Затраты на сооружение временных объектов (места хранения оборудования и материалов, подъездные пути, места стоянки и обслуживания спецтехники).

2. Затраты на перевозку, и сопутствующие издержки.

3. Затраты на складирование и обслуживание запасов.

4. Затраты на оплату труда персонала, задействованного в данных сферах.

Классификация логистических затрат является важным, но не достаточным

условием их успешного управления. Необходимо детализировать каждую категорию затрат, оценить, рассмотреть возможности уменьшения, принять общее решение, которое будет уникальным, для каждой конкретной атомной станции, для каждого конкретного энергоблока. Так же уникальными являются номенклатура оборудования, сроки поставок и строительства, стоимость закупок и перевозок. Можно каждый раз идти по новому пути, составлять планы, изменять их, составлять заново, править, возвращаться к первому этапу, но возможно также и несколько оптимизировать данный процесс. Поиск оптимального логистического решения (а именно этим и будет являться весь комплекс управления логистическими затратами, от их классификации до оптимизации), можно представить в графической форме в виде IDEF0-диаграммы. Диаграмма представляет собой описание бизнес-процесса в целом и подходит для предприятий одной структуры. Она является графическим представлением регламента бизнес-процесса, который позволяет четко увидеть, какие этапы включает в себя планирование логистических затрат, какие ресурсы задействованы в этом процессе, кто может является владельцем данного бизнес-процесса, какие еще участники необходимы.

В данном случае:

--91 -

1). Входные параметры:

• проект строительства энергоблока АЭС;

• бюджет.

2). Выходные параметры:

• логистическое решение по снабжению новых энергоблоков.

3). Управляющие воздействия:

• система управления качеством предприятия;

• правила планирования закупок (приказ Госкорпорации "Роса-

том" от 26.05.2010 №418);

• федеральная целевая программа.

4). Участники бизнес-процесса:

• Главный менеджер АЭС;

• Директор АЭС;

• Служба закупок и материально-технического обеспечения.

Регламент бизнес процесса "Поиск логистического решения по снабжению строительства новых энергоблоков", в общем виде включает в себя три этапа, каждый из которых является функциональным блоком разработанной нами IDEF0-диаграммы (рис. 1).

Система качества

Рис.1. ГОЕЕ0 поиска оптимального логистического решения по управлению логистическими

затратами

1. На основе плана строительства нового энергоблока АЭС составляется список необходимого оборудования и материалов, для каждого этапа строительства.

2. Составление плана перевозки. Итог - множество логистических решений

3. Оптимизация логистических затрат. Поиск возможных путей уменьшения логистических затрат, при соблюдении сроков обеспечения оборудованием и материалами. Итог - оптимальные логистическое решение для материально-технического обеспечения энергоблоков.

На следующем этапе моделирования производится декомпозиция всех функций для более детального рассмотрения схемы действий, оценки всех элементов. Полученная в конечном итоге логико-информационная модель помогает получить полную картину планируемых затрат и дать оценку их реальной стоимости. Кроме того, подобный подход существенно облегчает использование опыта, выработанного при строительстве одного энергоблока, для строительства другого. Модель является достаточно универсальной и может быть использована в управлении затратами при строительстве энергоблоков различного типа в любых географических регионах, но при этом позволяет в каждом отдельном случае получать уникальные оптимальные решения.

Автор выражает благодарность научному руководителю - члену корр. РАН, д.т.н., профессору, зав. кафедрой Логистики ресурсосбережения и экономической информатики Мешалкину Валерию Павловичу.

Библиографический список

1. Методология функционального моделирования IDEF0. / Руководящий документ, РД IDEF0 - 2000, Госстандарт России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/smk/files/idef.pdf (дата обращения: 24.05.13).

2. Центр "АтомМед": стратегические цели и обзор текущей деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atommedcenter.ru/images /files/presentation _atommed_rus.pdf (дата обращения: 22.05.13).

УДК 658.012:658.6

А.С. Минкова, Е.Д. Быков

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ПО РАЗРАБОТКЕ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

В работе предложены водно-дисперсионные наномодифицированные лакокрасочные материалы для поверхности металлоконструкций антикоррозионной защиты. Рассмотрен реинжиниринг предприятия по производству водно-дисперсионных наномодифицированных лакокрасочных материалов для металло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.