Научная статья на тему 'Организационно-финансовый механизм управления инвестициями в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций с учетом неопределенности'

Организационно-финансовый механизм управления инвестициями в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций с учетом неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / NUCLEAR POWER PLANT / LOGISTICS SYSTEM / DEVELOPMENT / MANAGEMENT MECHANISM / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкаев Дмитрий Алексеевич, Токарев Андрей Леонидович, Белозерский Андрей Юрьевич

Определены основные аспекты инвестиционной деятельности в атомной энергетике, особенности управления инвестициями в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций. Предложены модель организационно-финансового механизма управления инвестициями в создание и развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций в условиях неопределенности, модифицированная методика оценки экономической эффективности развития систем материально-технического обеспечения и инвестиционных проектов в атомной энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL MECHANISM OF INVESTMENT MANAGEMENT FOR THE DEVELOPMENT OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPLY SYSTEMS OF NUCLEAR POWER PLANTS IN UNCERTAINTY

The main aspects of investment activities in nuclear power engineering, investment in systems of development logistics nuclear power plants are present in the article. The model of organizational and financial mechanism of investment management in development of NPP material and technical supply systems in uncertainty is proposed.The modified assessment technique of an economic efficiency for investment projects development in the nuclear industry.

Текст научной работы на тему «Организационно-финансовый механизм управления инвестициями в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций с учетом неопределенности»

УДК 658.14:621.039.577

Д. А. Тюкаев*, А. Л. Токарев, А. Ю. Белозерский

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: tyukaev_da@bk.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИЯМИ В РАЗВИТИЕ СИСТЕМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ С УЧЕТОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Определены основные аспекты инвестиционной деятельности в атомной энергетике, особенности управления инвестициями в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций. Предложены модель организационно-финансового механизма управления инвестициями в создание и развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций в условиях неопределенности, модифицированная методика оценки экономической эффективности развития систем материально-технического обеспечения и инвестиционных проектов в атомной энергетике.

Ключевые слова: атомные электростанции, система материально-технического обеспечения, развитие, механизм управления, инвестиции.

Успех реализации проектов развития предприятий атомной энергетики независимо от географического расположения во многом зависит от уровня инвестиционного менеджмента в отрасли. При этом главными направлениями инвестирования средств в атомной энергетике являются:

- обеспечение текущего потенциала мощностей с увеличением эффективности их работы: реинжиниринг и продление сроков эксплуатации уже действующих энергоблоков;

- рост эффективности деятельности и максимального использования всех мощностей;

- проектирование и строительство объектов, занимающихся утилизацией радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

- замена устаревших и выбывающих мощностей атомных элетростанций (АЭС) по их предельному ресурсу (простое воспроизводство действующих фондов);

- ввод энергоблоков для роста установленной мощности.

Инвестиционная активность предприятия является основным фактором его развития, находящимся в зависимости преимущественно от динамики развития финансовых, экономических и общемировых процессов, соотношения существующих спроса и предложения на рынке, от степени монополизации отрасли, а также от наличия результативных собственников, стратегических инвесторов и степени развития деловой инфраструктуры.

В настоящее время снижение инвестиций в развитие систем материально-технического обеспечения атомных электростанций не

прекращается. Данная проблема может разрешаться лишь в русле оптимального баланса между рыночным механизмом саморегулирования с активным вовлечением государства в этот процесс на всех уровнях. Происходящие сейчас изменения, явления и преобразования в экономике современной России требуют формирования принципиально новых отношений в управлении инвестициями в атомной энергетике [1].

При переходе к рыночным принципам работы получение инвестиций под развитие систем атомных станций оказалось наиболее сложным процессом. В современных условиях создание и развитие систем на АЭС идет достаточно трудно и противоречиво, что предопределяется, с одной стороны, сложностями административно-командной системы управления, а с другой - во многом стихийно-хаотичным развитием современной экономической ситуации в топливно-энергетическом комплексе.

Такой подход не соответствует выбранной стратегии развития отрасли и концепции рыночных преобразований, основными курсами которой являются равномерное распределение энергетических ресурсов, увеличение

экономических прав и возможностей производителей. Реализация на практике перечисленных направлений необходима для ликвидации дисбаланса и непропорциональностей в топливно-энергетическом комплексе, появившихся в результате продолжительной реализации политики увеличения цен и сокращения поставок энергетических ресурсов промышленным и другим объектам,

игнорирования негативных экологических, социальных, демографических проблем [2].

Многолетний опыт функционирования ведущих предприятий атомной энергетики доказывает, что сфера инвестиций на объектах отрасли, которая находится под

непосредственным контролем государства, постоянно сокращается, а частный капитал не принимает участие в финансировании реализуемых инвестиционных проектов, поскольку основные источники вложений на различных уровнях четко не определены, а риски инвестиционных проектов в атомной энергетике высоки [3].

Для Российской Федерации, где рыночная экономика на сегодняшний день находится на этапе становления, передовой опыт в сфере инвестиционных механизмов на АЭС развитых стран не может быть применен без учета специфики страны. В то же время, отдельные элементы могут быть заимствованы, например, в области региональной и отраслевой инвестиционной политики.

Первостепенной и важной является задача не только выработки эффективного действенного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, с одной стороны, и с другой стороны - это выявление точек взаимодействия и соприкосновения участников инвестиционного процесса, а также, в том числе более полного использования экономических стимулов.

Улучшение и оздоровление инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с трансформацией и изменением факторов на трех основных уровнях.

Международный уровень: - размеры и эффективность инвестиций; - конъюнктура на сырьевых рынках; - наличие спроса на новые виды продукции; - наличие международных программ содействия.

Федеральный уровень: - нормативно-законодательная база; - система гарантий для инвесторов; - право репатриации прибыли; - льготы по налогообложению; - политическая и экономическая стабильность.

Субъект Федерации: - система областных льгот и гарантий для инвесторов; - наличие развитой инфраструктуры для осуществления приемлемого инвестиционного климата; - наличие необходимых трудовых и других региональных ресурсов; - наличие консалтинговых и инжиниринговых компаний, центров проектного финансирования, фондовых структур,

информационных служб и других элементов деловой инфраструктуры.

Таким образом, прослеживается

необходимость разработки нового

концептуального организационно-финансового механизма управления инвестициями в создание и развитие систем материально-технического

обеспечения (МТО) атомных электростанций в современных условиях, в основе которого лежат следующие основные положения:

- ориентация изначально на потенциального инвестора, поэтому само построение и создание модели оценки инвестиционной привлекательности создания и развития системы МТО АЭС должно базироваться и основываться на удовлетворении потребностей различных типов инвесторов;

- использование принципа системности, позволяющего проанализировать и исследовать инвестиционную привлекательность развития как совокупность целых взаимодействующих разнокачественных, но одновременно вместе с тем совместимых элементов, существенные структурные связи между которыми определяются и фиксируются в виде определенной четкой структуры;

- применение принципа комплексности при анализе и выборе обоснованного четкого круга основных показателей инвестиционной привлекательности, позволяющих довольно точно и объективно оценивать ее уровень и использовать полученные результаты в управлении инвестиционным процессом;

- аккумуляции показателей инвестиционной привлекательности развития системы.

Для предприятий атомной отрасли характерна жесткая законодательная регламентация процессов, в том числе и МТО, обусловленная повышенным вниманием к безопасности и государственной важностью объектов.

Нормативно-правовое регулирование

формирования и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд атомной отрасли основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона Российской Федерации от 01 декабря 2007 года №317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии», федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», иных федеральных законов и нормативных правовых актов регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Госкорпорацией «Росатом» разработан Единый отраслевой стандарт закупок, утвержденный решением наблюдательного совета от 07 февраля 2012 года №37, для использования при организации закупочной деятельности для нужд атомной отрасли.

Материально-техническое обеспечение

выступает определенным видом коммерческой деятельности по снабжению товарно-материальными ценностями (ТМЦ)

производственного процесса, обычно

начинающейся еще до начала производства. Главная цель МТО - доставка товарно-материальных ценностей надлежащего качества для конкретных этапов производственного

процесса в установленное договором место и время.

В организациях различных отраслей экономики МТО определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе производства. Это объясняет различия в подходах к политике работы с поставщиками в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства.

В связи с отмеченными особенностями авторами предлагается модель организационно-финансового механизма управления

инвестициями в создание и развитие систем МТО АЭС в условиях неопределенности, отображающая бизнес-процессы МТО создания и развития АЭС, которая предполагает разделение поставщиков на две категории

(внутрикорпортивные поставщики, которые являются дочерними предприятиями

Госкорпорации «Росатом», и внешние поставщики), а также использование аутсорсинга по страховым и транспортным

услугам.

Внутрикорпоративные поставки,

осуществляемые между предприятиями Госкорпорации «Росатом», координируются и оплачиваются через логистический управляющий центр, который перенаправляет средства на приобретение основного производственного оборудования.

Внешние поставщики делятся на две группы в зависимости от степени важности материалов и оборудования. К первой группе внешних поставщиков относятся производители важнейших типов материалов и оборудования, используемых при проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС [5]. Ко второй группе внешних поставщиков относятся производители вспомогательного инфраструктурного

оборудования, которое может предоставляться в лизинг (например, транспортные средства), или поставщики аутсорсинга транспортных услуг.

При этом управление МТО на крупных промышленных предприятиях является очень трудоемкой и сложной задачей, характеризующейся весьма значительными издержками. Автоматизация в данном случае видится тем средством, которое позволит снижать издержки.

АЭС относится к предприятиям, где значительная часть расходов на МТО связана с обеспечением проведения ремонтных работ. Для такого типа крупных предприятий крайне важно, чтобы система автоматизация МТО была тесно увязана и взаимодействовала с автоматизацией управления процессом технического

обслуживания и ремонта (ТОиР). Это весьма важно, так как дает возможность не только связать объем плановых работ и требуемые МТР, но является инструментом, позволяющим достаточно оперативно перерасчитывать плановую

потребность в МТР при изменении объемов работ, и наоборот. При идеальных условиях оба процесса, МТО и ТОиР, должны быть полностью автоматизированы в рамках единой информационной системы управления, построенной на основе программного обеспечения класса EAM (Enterprise Asset Management -управление основными фондами предприятия) или ERP (Enterprise Resource Planning -планирование ресурсов предприятия).

Разработка инвестиционных проектов в области развития атомной энергетики представляется чрезвычайно технологически сложной и дорогостоящей задачей, которая требует серьезного планирования, включающего применение современных методик оценки экономической эффективности внедрения предлагаемых энерготехнологий [4].

В качестве результата бизнес-планирования можно рассматривать бизнес-план,

представляющий программу реализации бизнес-операций и отдельных действий предприятия, которая включает сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинговой политике, организации операций и их подходов к оценке их эффективности. Бизнес-план целесообразно рассматривать непосредственно как процесс планирования, а также как инструмент внутрифирменного управления.

В настоящее время существуют различные стандарты и методики разработки структуры бизнес-плана. Для оценки эффективности инвестиционных проектов в ядерной энергетике можно использовать два подхода, основанных на применении:

- методов оценки инвестиционных проектов общего плана;

- методик, разработанных непосредственно для электроэнергетики.

Оценка инвестиционных проектов с помощью методов первой группы базируется на методике UNIDO, предложенной Организацией по промышленному развитию при ООН. В основе этой методики лежит расчет таких показателей экономической эффективности, как чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), индекс доходности дисконтированных затрат и срок окупаемости. Однако применение на практике данного подхода осложняется проблемами, связанными со спецификой расчета в энергетике NPV, который зависит от неопределенного тарифа на производимую электроэнергию.

В целом, оценка эффективности инвестиционных проектов в энергетике должна учитывать ряд особенностей, обусловленных спецификой данной отрасли. Так, к

отличительным особенностям инвестиционного проектирования в энергетике относится следующее:

- неразрывность процессов энергетического производства и потребления;

- высокая зависимость функционирования всех отраслей экономики от бесперебойного энергоснабжения;

- еобходимость производства неизменной по качественным параметрам продукции, что не позволяет устанавливать надбавки к цене за качество;

- длительные периоды разработки, строительства, освоения и использования энергетических объектов.

Указанные особенности учитывает методика, разработанная в РАО «ЕЭС». Кроме того, оценка инвестиционного проекта производится с учетом структуры капитала и варианта финансирования. В то же время данная методика не принимает во внимание такие специфические особенности непосредственно ядерной энергетики, как:

- технологически сложные процессы по выведению АЭС из эксплуатации,

- необходимость утилизации отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО);

- высокие требования к организации систем безопасности;

- высокая доля расходов на ядерное топливо в общей структуре затрат.

В мировой практике для оценки инвестиционных проектов в ядерной энергетике принято использовать методические

рекомендации, разработанные Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Данная методика предусматривает проведение оценки экономической эффективности проектов с помощью показателя минимальной

дисконтированной стоимости производства, определяющего такой тариф на электроэнергию, при котором выручка от ее реализации равняется общим затратам.

В России используется методика, предложенная Госкорпорацией «Росатом», основанная на расчете проектной себестоимости электроэнергии путем калькуляции капитальных затрат на строительство АЭС и полных годовых производственных издержек, состоящих их эксплуатационных расходов, расходов на топливо и отчислений на реновацию.

На основе анализа существующих методик оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в атомной энергетике

авторами предложена модифицированная методика оценки экономической эффективности развития систем МТО и инвестиционных проектов в атомной энергетике в условиях неопределенности с учетом различных видов рисков для атомной энергетики [3], которая состоит из следующих этапов:

1. Определение типов рисков при реализации инвестиционного и операционного этапов реализации проекта.

2. Расчет ставки дисконтирования денежных потоков для инвестиционной стадии (r*n) и стадии эксплуатации (r*fun) АЭС на основе кумулятивного метода с учетом базовой ставки дисконтирования, премии за общеэкономический риск, премии за политический риск (в первую очередь, при строительстве АЭС за рубежом), темпа инфляции.

Оценка экономического эффекта реализации инвестиционного проекта для системы МТО определяется по формуле:

" -1 +ДР/ N - C, +hPC,

mv1 + Z ' '

* (i+r.)

J=n+1 (1 + f)J

где д ИРУ - прирост чистого приведенного дохода от инвестиционного проекта по развитию АЭС за счет совершенствования системы МТО; I -инвестиции в проект по развитию системы МТО на /-ом этапе жизненного цикла АЭС; д Р1 -снижение инвестиционных затрат по проекту развития АЭС в результате реализации научно-обоснованных предложений по созданию системы МТО на /-ом этапе; С - операционные затраты на функционирование системы МТО на j-ом этапе; д PCj - снижение операционных затрат на МТО на _]-ом этапе вследствие повышения эффективности системы МТО; п - число этапов бизнес-плана инвестиционного проекта по развитию АЭС; N -число рассматриваемых этапов жизненного цикла

АЭС.

Таким образом, процесс построения организационно-финансового механизма

управления инвестициями в развитие систем МТО должен учитывать все ключевые особенности сферы атомной энергетики, так как любой, даже самый незначительный фактор, при определенных условиях может привести к серьезным нарушениям технологического процесса, что в связи с высоким уровнем опасности данного производства недопустимо.

Тюкаев Дмитрий Алексеевич - к.э.н., докторант кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Токарев Андрей Леонидович - к.э.н., докторант кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Белозерский Андрей Юрьевич - д.э.н., профессор кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

14. Тюкаев Д.А., Мешалкин В.П. Методологические основы стратегического управления материально-техническим обеспечением эксплуатации и развития атомных электростанций СПб.: Недра, 2013. - 286 с.

15. Тюкаев Д.А., Мешалкин В.П., Какатунова Т.В. Оценка инновационного потенциала региональных промышленных комплексов Северо-Западного административного округа России // Транспортное дело России. - 2013. - №5. - С.34-36.

16. Тюкаев Д.А., Мешалкин В.П., Алексеева А.В. Методы снижения рисков при реализации инвестиционных проектов на АЭС // Путеводитель предпринимателя. — 2012. — Вып. XIII. — С.193-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Тюкаев Д.А. Структурная модель бизнес-планирования инвестиционной деятельности в атомной электроэнергетике // Транспортное дело России. - 2013. - №4. - С.190-192.

18. Тюкаев Д. А., Мешалкин В.П., Шумаев В. А. Экономико-математические модели управления материалоемкостью и качеством проектируемого оборудования // Интеграл. - 2011. - №2. -С.90-92.

Tyukaev Dmitriy Alekseevich*, Tokarev Andrey Leonidovich, Belozerskiy Andrey Yur'evich D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: tyukaev_da@bk.ru

ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL MECHANISM OF INVESTMENT MANAGEMENT FOR THE DEVELOPMENT OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPLY SYSTEMS OF NUCLEAR POWER PLANTS IN UNCERTAINTY

Abstract

The main aspects of investment activities in nuclear power engineering, investment in systems of development logistics nuclear power plants are present in the article. The model of organizational and financial mechanism of investment management in development of NPP material and technical supply systems in uncertainty is proposed.The modified assessment technique of an economic efficiency for investment projects development in the nuclear industry.

Key words: nuclear power plant; logistics system; development; management mechanism; investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.