Научная статья на тему 'Логика в культуре мышления'

Логика в культуре мышления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1406
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN CULTURE / ЗАКОНЫ ЛОГИКИ / КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / LOGIC / LAWS OF LOGIC / CULTURE OF THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Геннадий Владимирович

в данной статье исследуется проблематика логики в информационной культуре. Содержание законов логического мышления оценивается в их значении для мышления и гуманитарной культуры личности. Формально-логические законы характеризуются состоянием единой культуры человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in this article the logic perspective in information culture is investigated. The contents of four laws of logical thinking in their value for thinking and humanitarian culture of the personality are described. Formal and logical laws are characterized by a condition of uniform information culture of mankind.

Текст научной работы на тему «Логика в культуре мышления»

Философия

УДК 160.1

DOI 10.21661/r-115542 Г.В. Баранов

Логика в культуре мышления

Аннотация

В данной статье исследуется проблематика логики в информационной культуре. Содержание законов логического мышления оценивается в их значении для мышления и гуманитарной культуры личности. Формально-логические законы характеризуются состоянием единой культуры человечества.

| Ключевые слова: логика, законы логики, культура мышления, гуманитарная культура.

G.V. Baranov

Logic in culture of thinking

Abstract

In this article the logic perspective in information culture is investigated. The contents of four laws of logical thinking in their value for thinking and humanitarian culture of the personality are described. Formal and logical laws are characterized by a condition of uniform information culture of mankind.

| Keywords: logic, laws of logic, culture of thinking, humanitarian culture.

В информационной научной культуре России словом «логика» называется одна из специальностей философских наук с шифром -09.00.07 и содержанием, определённым в паспорте специальности [1]. Основные значения слова и понятия «логика», выделенные в публикациях специалистов и Г.В. Баранова: слово древнегреческого языка, переводимое на русский язык словосочетанием «наука о мышлении»; наука об общезначимых правильных формах, законах и правилах мышления, созданная философом и учёным Древней Греции Аристотелем в 4 в. до н. э.; совокупность наук о законах и формах мышления, в том числе традиционная формальная логика, математическая логика, диалектическая логика и иные виды; в абстрактном обыденном значении - умение (способность) правильно мыслить; в абстрактном значении - разумность, внутренняя закономерность, продуманность [2-4].

Объектом познания в логике выступает мышление, а предметом логического познания являются формы мысли и их связи, исследуемые в отвлечении от сенсорного конкретно-чувственного и эмпирического содержания знания [5, с. 13]. По мнению автора «мышление - уникальная способность человека, представляющая собой опосредованное и обобщённое вос-

произведение действительности в психике и сознании человека, реализуемое на основе нормального функционирования головного мозга человека»; это способ переработки информации в абстрактной чувственно-ненаглядной форме [6, с. 14].

В творчестве гениев исторических типов философии [7], в исследованиях фактора философии в культуре общества [8; 9] выделяются разные виды мышления. Однако, для логики первичен, фундаментален один вид - абстрактное мышление, или рациональное, словесно-логическое мышление. В традиционной логике абстрактное мышление оценивается по двум критериям: как средство достижения истинного знания о мире без обращения в каждом конкретном случае к опыту, основываясь на применении законов и правил логики; как вид информационной деятельности по созданию норм достижения результатов истинного познания, оптимального общения, эффективного практического поведения человека. В культуре 21 века потребность в истинном познании признаётся специалистами одним из фатально необходимых условий бытия актёров общества [10; 11].

Содержание мышления - многообразие информации и знаний об объектах бытия (действительности). Форма мышления - способ связи элементов содержа-

РИНОБОрИу

ния мышления. В логике форма мышления является объектом исследования. Связь мыслей человека осуществляется посредством логических, или формально-логических законов.

Как утверждается специалистами, основные формально-логические законы - тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания - являются универсальными законами мышления, в особенности, научного мышления человека [12; 13]. Формальная логика, как и всякая наука, формулирует, исследует, распространяет законы своей предметной области познания для оптимизации жизни индивида и акторов общества [14], гуманитаризации практики и общения [15], совершенствования личности, социумов и человечества [16]. Формально-логические законы в абстрактном универсальном значении относятся к состоянию единой информационной культуры человечества и обеспечивают единство взаимопонимания разнородных человеческих индивидов и организованных групп людей.

Закон тождества - один из основных законов формальной логики. Он выражает отличительное качество логического мышления - определённость мысли. Закон тождества предъявляет к мышлению следующие требования: любая единица мышления, используемая в данном познавательном или речевом процессе несколько раз, должна иметь одно и то же определённое, устойчивое, тождественное себе содержание.

Объективные основания этого закона - устойчивость в изменяющемся бытии. Закон тождества запрещает истолковывать (осмыслять, понимать) разные по содержанию мысли в качестве одного и того же, а одинаковые по содержанию мысли в качестве разных мыслей. Формула закона тождества: «А есть А» или «А = А».

Трудности и проблемы в реализации требований данного закона, связаны, в частности, с тем, что мысль существует в словесной форме. В этой связи явления омонимии, синонимии, полисемии нарушают закон тождества. Особая значимость коммуникативного аспекта действия этого закона выражена в дискуссиях научных [17], политических [18], конфессиональных [19; 20].

Закон противоречия выражает универсальное качество логического мышления - непротиворечивость мысли (мышления). Непротиворечивость мысли означает, что не могут быть одновременно и в одном отношении истинными суждение и его отрицание. Формула закона: «Неверно, что А и не-А». Нарушения закона противоречия называются логическим противоречием.

Закон исключённого третьего выражает универсальное качество мышления, как последовательность. Формулировка закона исключённого третьего: два противоречащих суждения об одном объекте не могут быть однозначно ложными, одно из них по необходимости истинно. Формула закона исключённого третьего: «А или не-А». Например, в системах морали есть возможность выбора добра и зла [21; 22].

Закон достаточного основания - выражает универсальное качество мышление - доказательность (обоснованность) - истинность или ложность суждения должна иметь достаточное основание. Объективно достаточные основания создают суждению статус знания, убеждения, общезначимой информации, так как связаны с состояниями бытия, с его причинно-следственными зависимостями, закономерностями общества, в особенности политики [23; 24]. Коммуникационная необходимость закона достаточного основания существенна в реализации функций связи с общественностью [25], и, в целом, в системах связи с общественностью [26; 27].

Литература

1. ВАК Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/

2. Баранов Г.В. Философия: Учебно-методическое пособие для вузов. - Омск: Агентство Курьер, 2002. - 291 с.

3. Баранов Г.В. Философия: Словарь понятий: Учебное пособие. - 3-е изд., доп. - Омск: ООО ИПЦ Сфера, 2004. - 163 с.

4. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ 2016. - 112 с.

5. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. - Омск: Курьер, 2002. - 200 с.

6. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. - 2-е изд. испр., - Омск: ОГА, 2004. - 199 с.

7. Баранов Г.В. Исторические типы философии: Учебное пособие. - Омск: ОмГАУ, 1995. - 76 с.

8. Баранов Г.В. Практикум по философии: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2011. - Т, Ч. 1. - 372 с.

9. Баранов Г.В. Фактор философии в культуре общества // Гуманитарные науки: Коллект. науч. монография / Под ред. Н.Р. Красовской. - М.: Интернаука, 2016. - Т. 1. - С. 30-46.

10. Баранов Г.В. Проблема познания в философии: Практикум: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2013. - 140 с.

11. Баранов Г.В. Практикум по философии: Учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2011. - Т. 2. - 360 с.

12. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях / Отв. ред. А.А. Сукиа-сян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Ч. 2. - С. 68-71.

Иегасйуе Баепсе | 10 • 2016 127

Философия

13. Баранов Г.В. Универсальные методы научного познания // Роль науки в развитии общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа) В 2 частях / Отв. ред. А.А. Суки-асян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Ч. 2. - С. 65-68.

14. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. -№2-2 (33). - С. 36-38.

15. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как фактор инновационной экономики // Наука, образование, общество: Тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 7 частях. Часть 1. - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 114-115.

16. Баранов Г.В. Человек как проблема в философии // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №5-2 (47). - С. 83-85.

17. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: Науки о Земле. Науки о человеке: Учебное пособие. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 376 с.

18. Баранов Г.В. Проблема прав человека в философии политики // Двадцать вторые апрельские экономические чтения: Материалы международной науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. - Омск, 2016. - С. 252-257.

19. Баранов Г.В. Культурология: Понятия, мыслители, тексты христианской культуры: Учебное пособие. - Омск: ВПО ОГИ, 2003. - 284 с.

20. Баранов Г.В. Религия в культуре // Бюллетень науки и практики. - 2016. - №9 (10). - С. 153-159.

21. Баранов Г.В. Словарь этических понятий: Учебное пособие. - Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2004. - 335 с.

22. Баранов Г.В. Фактор морали в устойчивости науки // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Сбор. стат. международной науч.-практ. конференции (1 февраля 2016 г., г. Уфа). В 4 частях. Часть 4 / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 64-65.

23. Баранов Г.В. Проблемы и оценки социальной адаптации Крыма // Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной науч.-практ. конференции (17 ноября 2015 г.) / Под ред. В.В. Карпова, А.И. Ковалева. - Омск, 2015. - С. 284-289.

24. Баранов Г.В. Философия политики: Практикум. - Мюнхен, 2013. - 262 с.

25. Баранов Г.В. Функции связи с общественностью // Интерактивная наука. - 2016. - №7. - С. 43-45.

26. Баранов Г.В. Связи с общественностью в культуре общества // Успехи современной науки. - 2016. - №8. -Т. 4. - С. 135-137.

27. Баранов Г.В. Связи с общественностью в органах власти: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. -100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.